УДК 159.9.072 © Сергеева М.В., 2015
ВЗАИМОСВЯЗЬ АЛЕКСИТИМИИ С ПРОЯВЛЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОЙ РИГИДНОСТИ И СМЫС-ЛОЖИЗНЕННЫМИ ОРИЕНТА-ЦИЯМИ У ПАЦИЕНТОВ С ПИЩЕВОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ
Аннотация. Цель исследования состояла в выявлении взаимосвязи личностных поведенческих особенностей, в частности алек-ситимии, с проявлениями психической ригидности и смысложиз-ненными ориентациями у пациентов с пищевой зависимостью. В результате были выявлены особенности эмоциональных реакций, некритичность мышления, специфика смысложизненных ориентаций у пациентов с пищевой зависимостью в сравнении с контрольной группой. Также зафиксирован более высокий уровень ригидности у страдающих пищевой зависимостью, что проявляется в низкой готовности к гибкому реагированию и страхе изменить привычные формы поведения. Данные исследования могут быть использованы в пси-хокоррекционной работе.
© Sergeeva M.V., 2015
RELATIONSHIP BETWEEN ALEXITHYMIA AND THE MANIFESTATIONS OF MENTAL RIGIDITY AND LIFE ORIENTATIONS IN PATIENTS WITH FOOD ADDICTION
Abstract. The purpose of the study was to identify the relationship between personal behavioral traits, such as alexithymia, the manifestations of mental rigidity and life orientations of patients with food addiction. As a result, were found the peculiarities of emotional reactions, uncritical thinking, specificity of life orientations of patients with food addiction, compared with the control group. Also recorded a higher level of rigidity from suffering from food addiction, which is manifested in the low readiness for flexible response and fear of change habitual behaviors. These studies can be used in the psychocorrection practice.
Key words: feeding behavior, alexithymia, mental rigidity, meaning of life orientation.
Ключевые слова: пищевое поведение, алекситимия, психическая ригидность, смысложизненные ориентации.
По последним статистическим данным на сегодняшний день в России 60 % женщин и 50% мужчин старше 30 лет страдают избытком веса, 30% - ожирением, что является ключевыми факторами риска возникновения сердечнососудистых и онкологических заболеваний, сахарного диабета, опухолей молочной и предстательной железы. Пищевое поведение рассматривается как ценностное отношение к пище и ее приёму, стереотип питания в обыденных условиях и в ситуации стресса, ориентация на образ собственного тела и деятельность по его формированию[5].Нарушение пищевого поведения представлено комплексом симптомов, которые возникают из-за длительного воздействия поведенческих, эмоциональных, психологических, межличностных и социальных факторов. Регулярное обращение к еде в состоянии дискомфорта становится патологическим механизмом адаптации и приобретает характер психологической зависимости [7]. Синдром психической зависимости от еды включает влечение к пище, что выражается в постоянных мыслях о еде, в подъеме настроения в предвкушении ее приема, в подавленности, неудовлетворенности в отсутствии пищи. Психологическими факторами формирования нарушений пищевого поведения являются неумение совладать со стрессовыми ситуациями, высокий уровень тревожности, сложности в дифференцировке и вербализации собственных чувств и эмоций[1]. Наличие алекситимических черт в структуре личности может нарушать процесс ее развития. Люди с выраженными признаками алекси-тимии плохо не только улавливают оттенки эмоциональных переживаний, но и с трудом способны различать соматические ощущения и аффективные переживания. В результате нередко они принимают тоску, тревогу за чувство голода, ноющую боль в области желудка, ощущение пустоты в желудке, что является
дополнительным фактором приёма пищи в ответ на возникновение отрицательных эмоций[3, 6]. Наличие алекситимии является одним из психологических факторов тесно связанных с психической ригидностью и способных блокировать действие смысловой сферы личности, которая рассматривается как целостная система смыслов, отражающих направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выборов и оценок, удовлетворенность жизнью и способность брать за нее ответственность, а так же детерминирующих личностное развитие, успешность самореализации в различных видах деятельности и обеспечивающих эффективность физиологической и социальной адаптации [2, 4]. Следовательно, низкая способность человека к вербальному обозначению собственных ощущений и переживаний может сочетаться со специфическим набором личностных черт и способствовать порождению специфического варианта его жизненной стратегии.
Целью исследования является выявление взаимосвязи алекситимии с проявлениями психической ригидности и смысложизненными ориентациями при состоянии пищевой зависимости.
В эмпирическом исследовании был использован следующий методический инструментарий. Для измерения силы мотивационной тенденции к поиску смысла жизни использовалась методика «Тест смысложизненных ориентацию» Д.А.Леонтьева, «Торонтская шкала алекситимии» направленная на выявление признака алекситимии, «Томский опросник ригидности» для диагностики психической ригидности как свойства личности, а так же использовался архивный метод и метод клинической беседы. Для обработки полученных данных были применены такие количественные методы как анализ средних значений параметров и степени их вариативности в различных выборках, статистическое сравнение показателей по и-критерию Манна-Уитни, критерий ранговой корреляции Спирмена. Организационной базой исследования стала ОБУЗ «Курская городская клиническая больница скорой медицинской помо-
щи» г. Курска. Объем выборки составил 36 человек: 18 испытуемых с нарушением пищевого поведения (ожирение) и 18 испытуемых, не имеющих зависимости (условно здоровых).
Результаты. Исследование показало, что люди страдающие нарушением пищевого поведения (ожирением) испытывают затруднение в определении и вербализации собственных эмоций и эмоций других людей, в различении эмоций и телесных ощущений; также у них выявлена склонность к конкретному, утилитарному, логическому мышлению при дефиците эмоциональных реакций, снижение способности к символизации и фокусирование преимущественно на внешних событиях, в ущерб внутренним переживаниям (75,5±14,5).В ходе исследования смысложизненных ориентаций было выявлено, что испытуемые с нарушением пищевого поведения неудовлетворенны своей жизнью в настоящем (79,6 ±17,9), в то время как испытуемые второй группы воспринимают процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом (105,3±12,9).При исследовании психической ригидности был обнаружен высокий уровень общей ригидности в группе здоровых людей (138,2±21,6), что свидетельствует о наличии акцентуации, создающей определенные трудности адаптации. Для выявления взаимосвязей между изучаемыми психологическими явлениями был проведен корреляционный анализ, в ходе которого выявлена значимая отрицательная корреляция между показателями алекситимии и субшкалами смысложизненных ориентаций: «осмысленность жизни» (г =-0,49 р<0,05), «процесс жизни» (г = -0,559, р<0,05), по результатам которой можно сказать о том, что чем выше у людей уровень алекситимии, тем больше они испытывают неудовлетворенность своей жизнью в настоящем, неудовлетворенность результатами прошлого, нежелание быть хозяином своей жизни, проявляющееся на фоне недоверия и признания ее неконтролируемости, а так же расценивают ее как бессмысленную и бесполезную. Также в процессе исследования была обнаружена значимая положительная корреляция ме-
жду показателями алекситимии и шкалами «общего уровня ригидности» (г= 0,552,р<0,05), «сенситивной ригидности» (г=0,821,р<0,05),«преморбидной ригидности» (г=0,836, р<0,05),которая свидетельствует о том, что чем выше у людей уровень алекситимии, тем больше затруднений они испытывают еще в преморбидный период, попав в проблемную ситуацию, а так же проявляют одни и те же эмоциональные реакции, которыми часто являются страх и тревога перед жизненными изменениями.
Выводы.
1. Преобладание в группе испытуемых с нарушением пищевого поведения признаков алекситимии затрудняет поиск целей в жизни испытуемого, определенных планов и намерений на будущее, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу, формирует неудовлетворенность самореализацией, неуверенность в своих силах и возможность контролировать события собственной жизни, нежелание что-то менять и преодолевать трудности.
2. Высокий уровень алекситимии тесно связан с психической ригидностью, которая проявляется неготовностью к гибкому реагированию и страхом изменить привычные, стереотипные формы поведения, которые не позволяют перестроить его в соответствии с требованиями изменяющейся ситуации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Вознесенская Т.Г., Рыльцова Г.А. Психологические и биологические аспекты нарушений пищевого поведения//Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1994.№1. С.29-37.
2. Залевский Г.В. Психическая ригидность в норме и патологии. Томск: Изд-во Том.ун-та, 1993.272 с.
3. Коростелева И.С. Ротенберг В.С. Проблема алекситимии в контексте поведенческих концепций психосоматических расстройств// Телесность человека: междисциплинарные исследования. М.,1991.
4. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999. 359 с.
5. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. М.: Медпресс-информ,2008.432 с.
6. Николаева В.В. О психологической природе алекситимии //Телесность человека: междисциплинарные исследования. М.,1991.
7. Ротов А.В. Зависимость снижения избыточной в процессе психотерапевтической коррекции от гипнабельности пациентов//Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2000. №4. С.69-73.
8. Сидоров П.И. Коррекция избыточной массы тела. М: Медпресс-информ, 2004. С.143.