Scientist
Scientist, 2022, 19(1), 43-47_
ВЗАИМОСВЯЗЬ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПРОКРАСТИНАЦИИ, ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ
Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул Ляпина С. С., Баринова О. Г.
THE RELATIONSHIP BETWEEN ACADEMIC PROCRASTINATION, MENTAL STATES, AND ACADEMIC PERFORMANCE OF MEDICAL STUDENTS
Altai State Medical University, Barnaul Lyapina S. S., Barinova O. G.
В работе представлен анализ взаимосвязи академической прокрастинации и психических состояний студентов-медиков. В ходе исследования определена статистически достоверная связь между академической прокрастинацией и каждым из изучаемых психических состояний: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность. Кроме того, была обнаружена значимая корреляционная связь академической прокрастинации с успеваемостью студентов-медиков.
Ключевые слова: студенты-медики, академическая прокрастинация, психические состояния, успеваемость.
The paper presents an analysis of the relationship between academic procrastination and mental states of medical students. The study determined a statistically significant relationship between academic procrastination and each of the studied mental states: anxiety, frustration, aggressiveness, rigidity. In addition, a significant correlation was found between academic procrastination and the academic performance of medical students.
Keywords: medical students, academic procrastination, mental states, academic performance
Состояния, связанные с откладыванием дел «на потом» и условия, создающие дефицит времени, повышают вероятность возникновения такого явления как - прокрастинация.
Один из исследователей прокрастинации - Н. Милграм, выделяет несколько ее разновидностей: бытовая прокрастинация, прокрастинация в принятии решений, невротическая, компульсивная и академическая [1].
Изучению академической прокрастинации посвящено данное исследование.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что все больше и больше студентов поддаются «влиянию» прокрастинации и при подготовке к предстоящим экзаменам, или написании отчетных работ откладывание этих занятий наблюдается у каждого четвертого студента.
Цель исследования - выявить взаимосвязь академической прокрастинации с некоторыми психическими состояниями и успеваемостью студентов.
Задачи исследования:
1. Выявить частотность проявления академической прокрастинации у студентов-медиков.
2. Изучить особенности психических состояний студентов-медиков в условиях обучения в вузе.
3. Определить наличие/отсутствие связи между академической прокрастинацией, психическими состояниями и успеваемостью студентов-медиков.
Материалы и методы
В качестве респондентов в нашем исследовании выступили студенты 1 и 6 курсов Алтайского государственного медицинского университета г. Барнаула, обучающиеся по специальности «Лечебное дело». Выборку составили 80 студентов.
На эмпирическом этапе исследования были использованы следующие методики: методика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка [2] и адаптированная версия опросника «Шкала оценки прокрастинации PASS» М.В. Зверевой [3]. Обработка полученных данных исследования осуществлялась с использованием методов математической статистики (корреляционный анализ).
Результаты и обсуждение
Академическая прокрастинация предполагает задержку выполнения различных заданий, практическую несформированность учебных навыков, забывчивость, неорганизованность, порой, безответственность. Именно такое поведение отмечают у себя большинство студентов.
Анализ гистограммы на рисунке 1 позволяет нам сформулировать предположение о том, что тенденцию к откладыванию дел больше имеют студенты-шестикурсники, нежели студенты 1 курса, т.к. процент часто прокрастинирующих составляет больше половины - 55% опрошенных. Возможно, это связано с адаптационным периодом, когда первокурсники проявляют большую ответственность, дисциплинированность и добросовестность, нежели «опытные» шестикурсники. Однако, это лишь перераспределение частотных показателей.
60%
.о 50% <0
« 40%
о
о.
® 30°%
.о
<0
§ 20% £ о
5С
10% 0%
Частота академической прокрастинации студентов-медиков
55%
35%
30%
35,0%
11 курс и 6 курс
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Ранговый уровень
проблемы
Рисунок 1 - Частота академической прокрастинации студентов-медиков
Применение U - критерия Манна-Уитни не позволило нам выявить статистически значимые различия ни в проявлении академической прокрастинации, ни в психических состояниях между группами респондентов, представляющих разные курсы обучения. В этой связи, дальнейший анализ результатов исследования будет проведен по выборке в целом, без деления респондентов на группы.
БавпШ, 1(19), 2022
Обозначим некоторые особенности психических состояний, проявившиеся на высоком уровне. В исследовании показано, что наиболее распространенным психическим состоянием у студентов является - ригидность (у 40% опрошенных). Респонденты данной группы уперты, настойчивы, непоколебимы в своих взглядах, мнениях, а значит и делах, не способны изменить стратегию своего поведения, из-за чего и происходит откладывание того или иного дела. Четвертая часть студентов (25% выборки) показала высокий уровень фрустрации. Постоянный страх неудач тормозит выполнение учебной работы, тем самым происходит накопление данного фактора, и дела систематически откладываются.
С целью исследования связи между академической прокрастинацией, особенностями психических состояний и успеваемостью был применен корреляционный анализ. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Взаимосвязь академической прокрастинации, психических состояний и
успеваемости студентов-медиков
Психические состояния
Тревожность Фрустрация Агрессивность Ригидность Успеваемость
Академическая прокрастинация r =0,41 r = 0,55 r = 0,64 r = 0,42 r = -0,24
Так, нами была обнаружена прямая положительная средней силы связь между уровнем академической прокрастинации и психическими состояниями. Данные результаты свидетельствуют о том, что с ростом уровня прокрастинации, повышается уровень тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности [3]. Кроме того, также была обнаружена обратная корреляция средней силы связи между академической прокрастинацией и успеваемостью студентов-медиков. В этой связи следует отметить, что с увеличением уровня академической прокрастинации наблюдается снижение академической успеваемости студентов.
Выводы
Значимых различий между проявлением академической прокрастинации и особенностями психических состояний у студентов-медиков по курсам обучения не обнаружено. Преобладает высокий процент часто прокрастинирующих
студентов с проявлениями ригидности. Установлена статистически достоверная связь, показывающая, что с увеличением частотности академической прокрастинации, повышается уровень тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности и снижется успеваемость студентов-медиков.
Список литературы:
1. Milgram N., Tenne R. Personality correlates of decisional and task avoidant procrastination. Eur. J. Person. 2000;14:141-156.
2. Психодиагностика: Учебное пособие. Под ред. Белоусовой А.К., Юматовой И.И. Рн/Д. Феникс. 2018;256 c.
3. Донцов Д.А. Психодиагностика. Практикум по психодиагностике. Д.А. Донцов, Л.В. Сенкевич, А.И. Рыбакова. М. Русайнс. 2014;352.
Как цитировать:
Ляпина С.С., Баринова О.Г. (2022). Взаимосвязь академической прокрастинации, психических состояний и успеваемости студентов-медиков. Scientist, 19 (1), 43-47.
Scientist, 1(19), 2022