Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:
Баринова О.Г., Королев А.А., Ляпина С.С. — Особенности психических состояний и успеваемости студентов с высоким уровнем академической прокрастинации // Психология и Психотехника. - 2022. - № 1. DOI: 10.7256/2454-0722.2022.1.37586 URL: https//nbpublish.com/Hbrary_read_article.php?id=37586
Особенности психических состояний и успеваемости студентов с высоким уровнем академической прокрастинации
Баринова Оксана Геннадьевна
кандидат педагогических наук
доцент кафедры клинической психологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
656000, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Ленина, 40, оф. 338
И [email protected] Королев Андрей Александрович
кандидат психологических наук
И.о. заведующего кафедры клинической психологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
656000, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Ленина, 40, каб. 338
Ляпина Сабина Сергеевна
студент кафедры клинической психологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
656000, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Ленина, 40, оф. 338
Статья из рубрики "Клиническая психология"
DOI:
10.7256/2454-0722.2022.1.37586
Дата направления статьи в редакцию:
20-02-2022
Дата публикации:
03-03-2022
Аннотация: Академическая прокрастинация учащейся молодежи остается актуальным и значимым предметом исследования во многих психологических школах, направлениях
как отечественных, так и зарубежных авторов. В данной работе предпринята попытка научного изучения феномена академической прокрастинации у студентов-медиков, а также представлен содержательный анализ психических состояний студентов с различной учебной успешностью и проявляющих высокий уровень академической прокрастинации. Одним из методологических оснований исследования явилась классификация видов прокрастинации по Н. Милграму. В качестве респондентов в нашем исследовании выступили студенты-медики 1 и 6 курсов в количестве 80 человек. На эмпирическом этапе использованы методики: «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка; «Шкала оценки прокрастинации PASS» М. В. Зверевой; методы математической обработки результатов исследования (U-критерий Манна-Уитни; критерий Крускала-Уоллиса; корреляционный анализ Пирсона). В работе выявлена частотность проявления академической прокрастинации и особенности психических состояний у студентов-медиков, обучающихся на первом и шестом курсах. Найдены статистически значимые различия между респондентами первого и шестого курсов по частоте и качеству проявления академической прокрастинации. Кроме того, определены связи между высоким уровнем академической прокрастинации, психическими состояниями (тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность) и успеваемостью студентов-медиков. Для некоторых корреляционных связей даны клинические характеристики психических состояний высоко прокрастинирующих студентов. Новизна исследования заключается в том, что психические состояния рассматриваются не только как причина, но и как следствие академической прокрастинации учащейся молодежи. Результаты исследования могут представлять ценные положения для построения клинических наблюдений с целью описания личностных особенностей учащейся молодежи, имеющих высокий уровень академической прокрастинации. Перспективна дальнейшая разработка профилактических мер и коррекционной деятельности по предупреждению психических состояний способствующих развитию склонностей к личностным расстройствам высоко прокрастинирующей учащейся молодежи.
Ключевые слова: прокрастинация, студенты-медики, академическая прокрастинация, психические состояния, тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность, академическая успешность, личностные особенности
Современное общество предъявляет высокие требования к самостоятельности и ответственности человека, к умению правильно планировать и распределять свое время и своевременно выполнять работу.
Особенно это актуально в современных изменяющихся условиях, которые характеризуются разнообразием всевозможных вариантов и сокращением сроков,
отводимых на анализ и переработку нужной информации ^^
Психические состояния человека и условия, создающие у него дефицит времени, повышают вероятность возникновения такого явления как — прокрастинация.
В настоящее время это предмет активного исследования в психологии, и точной формулировки данного понятия еще нет. Однако, все же, насчитывается большое количество определений, в которых можно выделить главные смысловые составляющие данного феномена — сознательное откладывание выполнения дел или принятия
решения, субъективное ощущение внутреннего дискомфорта при этом [5],[7-9]. Прокрастинация (лат. «procrastinatus», где «pro» означает «вперед, дальше», а
«crastinus» — «завтра») — это откладывание выполнения необходимых действий или
принятия решений для реализации какой-либо поставленной цели --3!. Термин «прокрастинация» был введен в научный оборот П. Т. Рингенбах (1977), в книге «Прокрастинация в жизни человека». Тогда же вышло в свет и исследование «Преодоление прокрастинации» А. Д. Эллиса и В. Д. Кнауса (Ellis, Knaus, 1977). В его основе лежат клинические наблюдения и попытки научного объяснения данного феномена ^^^
Изучение феномена прокрастинации за рубежом началось с конца семидесятых годов XX века (П. Т. Рингенбах, А. Д. Эллис, В. Д. Кнаус, Д. Б. Бурка и Л. М. Юэн и др.). На рубеже XX и XXI в., прокрастинация, как объект для изучения начал интересовать многих отечественных психологов (Шустова Н. Е., Михайлова Е. Л., Карловская Н. Н., Варваричева Я. И., Ильин И. П., Неврюев А. Н., Бондаренко М. В., Ковылин В. С. Киселева М. А., Зверева М. В.).
Один из исследователей прокрастинации — Н. А. Милграм, выделяет несколько ее разновидностей — это бытовая прокрастинация, прокрастинация в принятии решений,
невротическая, компульсивная и академическая
Как известно, с тенденцией откладывания выполнения текущих и итоговых учебных заданий студенты знакомы как никто другой, поэтому данная форма является одной из самых распространенных, которая и будет рассмотрена в контексте нашей работы.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что все больше и больше студентов поддаются «влиянию» прокрастинации, и согласно результатам опроса американских авторов (А. J. Ellis, W. J. Knaus, M. H. Specter, B. W. Tuckman) данный феномен был характерен более, чем для 70% всех опрошенных студентов, а при подготовке к предстоящим экзаменам или написании различного рода отчетных работ откладывание этих занятий наблюдается у каждого четвертого студента.
В рамках нашего исследования была поставлена цель: выявить особенности психических состояний и успеваемости студентов, имеющих высокий уровень академической прокрастинации. Ранее нами были изучены взаимосвязи между академической прокрастинацией, успеваемостью и психическими состояниями учащейся молодежи -t^.
Методами исследования выбраны: анализ научной литературы по изучаемой проблеме; математико-статистические методы обработки результатов исследования с помощью программы SPSS Statistics ver.23; корреляционный анализ Пирсона; U-критерий значимых различий Манна-Уитни; критерий межгрупповых различий Крускала-Уоллиса.
На эмпирическом этапе исследования были использованы следующие методики:
методика диагностики самооценки психических состояний Г. Ю. Айзенка-Ш и адаптированная версия опросника «Шкала оценки прокрастинации PASS» М. В. Зверевой
В качестве респондентов в данном исследовании приняли участие студенты ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Минздрава России, 1 и 6 курсов, Института клинической медицины, обучающиеся по специальности «Лечебное дело». Возраст испытуемых варьируется от восемнадцати до двадцати пяти лет. Выборку составили восемьдесят студентов-медиков.
Далее остановимся на описании и анализе результатов проведенного нами
эмпирического исследования. Логика представления полученных данных соответствует построению и осуществлению самого исследования.
1. Как было отмечено выше, академическая прокрастинация предполагает задержку выполнения различных заданий, практическую несформированность учебных навыков, забывчивость, неорганизованность, порой, безответственность. Именно такое поведение отмечают у себя большинство опрошенных нами студентов (См. рисунок 1).
Анализ гистограммы на рисунке 1, позволяет нам сформулировать предположение о том, что тенденцию к откладыванию дел больше имеют студенты-шестикурсники, нежели студенты 1 курса, т. к. процент часто прокрастинирующих составляет больше половины — 55% опрошенных.
Рис. 1 Частота академической прокрастинации студентов-медиков
Для определения наличия статистически значимых различий в проявлении академической прокрастинации между группами респондентов представляющих разные курсы обучения был применён ^критерий Манна-Уитни.
В результате было выявлено, что существуют статистически значимые различия (Asymp. Sig. = ,013) между показателями академической прокрастинации студентов первых и шестых курсов. В таблице (табл. 1) покажем показатели по группам испытуемых и проанализируем значимые различия.
Таблица 1
Значимые различия в частоте прокрастинации по группам испытуемых 1 и 6 курсов
Группы N Средний ранг Сумма рангов
Прокрастинация 1,00 40 34,05 1362,00
6,00 40 46,95 1878,00
Всего 80
Итак, выявленные статистически значимые различия между курсами позволяют сформулировать утверждение о том, что существует положительная динамика в показателях академической прокрастинации от младших курсов к старшим. Возможно, это допущение в дальнейшем станет предметом нашего специального психологического исследования.
Анализируя полученный статистический факт, отметим, что это вполне может быть связано с адаптационным периодом у студентов младших курсов, когда они проявляют
большую ответственность, дисциплинированность и добросовестность, нежели «опытные» шестикурсники. Студенты старших курсов активны, смелы, знакомы абсолютно со всеми нюансами вузовской жизни вообще, тонкостями учебной деятельности в частности и спецификой взаимодействия с преподавателями. Они не боятся вовремя не сдать письменную работу, отчет, исследовательский проект и т. д., т. к. у них в арсенале имеется достаточное число отработанных успешных копинг-стратегий для того, чтобы комфортно выйти из нестандартной и не очень удобной ситуации с преподавателем.
Однако, говорить о том, что представители 6 курса совсем не дисциплинированны нельзя, так как у них появляются другие дела и заботы, помимо учебной деятельности, ведь, как известно, в возрасте 18-25 лет на первый план выходят личные отношения, свобода и независимость. В этой связи обвинять студентов-шестикурсников, например, в безответственности мы не можем. Не следует забывать о том, что в данный период их жизни учеба не является ведущим видом деятельности, а значит, скорее всего, мы можем предположительно говорить о личностной незрелости молодых людей.
В связи с тем, что нас интересуют особенности психических состояний часто прокрастинирующих студентов, далее остановимся лишь на группе тех, кто по результатам диагностики показал высокий уровень академической прокрастинации. Выборку высоко прокрастинирующих студентов составляет группа респондентов из 36 человек.
2. Группа студентов, имеющих высокий уровень академической прокрастинации значимо отличается от других студентов, имеющих средний и низкий уровень проявления академической прокрастинации по показателям психических состояний. Так, используя критерий Крускала-У оллиса, нами выявлены статистически значимые различия между студентами с разным уровнем проявления академической прокрастинации. Высоко прокрастинирующие студенты чаще, чем студенты со средним и низким уровнем академической прокрастинации проявляют такие психические состояния как: тревожность (Asymp. Sig. = ,114), агрессивность (Asymp. Sig. = ,027), ригидность ^утр. Sig. = ,062).
Следовательно, можно утверждать, что чем выше уровень прокрастинации, чем чаще студент отодвигает решение академических задач «на потом», тем выше частота проявления у него таких психических состояний как тревожность, агрессивность, ригидность.
Исследуя взаимосвязи между высоким уровнем академической прокрастинации и психическими состояниями студентов-медиков, мы применили корреляционный анализ Пирсона. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Взаимосвязь высокого уровня академической прокрастинации и психических состояний
студентов-медиков
Тревожность Фрустрация Агрессивность Ригидность
Прокра с тина ция (высокий уровень) Корреляция Пирсона ,356 ,326 ,402 ,374
Знач. (двухстор.) ,033 ,053 ,015 ,025
N 36 36 36 36
Так, нами была обнаружена взаимосвязь между высоким уровнем академической прокрастинации и психическими состояниями: тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности. Данные таблицы свидетельствуют о том, что с ростом уровня прокрастинации, повышается уровень тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности.
Остановимся более подробно на особенностях психических состояний: тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности студентов-медиков с высоким уровнем академической прокрастинации.
3. Анализируя проявление тревожности у студентов-медиков отметим, что у 72% респондентов первого курса и 46% респондентов шестого курса, с высоким уровнем академической прокрастинации, выявлен средний и высокий уровень тревожности. Результаты представлены на рисунке 2.
Следовательно, большинство студентов не демонстрируют высокий уровень тревоги. Однако, все же, есть вероятность, что из-за откладывания дел, данный контингент студентов подвергается волнению, переживанию, панике, а также в виду нехватки времени на несделанную работу возникает повышенное беспокойство, тревога, метание, человек находится в постоянном напряжении и опасении. Отсюда, тревожность, которая мешает сосредоточиться на выполняемой задаче, может рассматриваться как причина высокой академической прокрастинации.
Также к тревожности можно отнести и фобии — некоторые студенты бояться критики со стороны окружающих или отказываются выходить из зоны комфорта. Согласно данным рисунка 2, высокий уровень имеет большинство студентов шестого курса, это говорит о том, что они более подвержены тревожности, нежели первокурсники. Ввиду старшего возраста, они имеют массу переживаний и волнений, порой, не связанных с обучением в ВУЗе, поэтому, тревожность в этом возрастном периоде свойственна многим молодым людям, и является нормой.
£ 80% X ^ _
I 60% I I 46%
36% | ■ 1 курс
А я — "
0% т—- - -1--Г I Уровня
Высокий уровень Сред гай уровень Низкий уровень тревожности
Рисунок 2. Проявление тревожности у студентов, имеющих высокий уровень прокрастинации
Как отмечают в своем исследовании Н. Н. Карловская и Р. А. Баранова, чем больше показатели тревоги, тем сильнее личностью блокируются продуктивные действия. Высокий показатель тревожности, как правило, связан с заниженной самооценкой, что является неким индикатором эмоционального неблагополучия личности[7].
4. Следующее психическое состояние, которое мы анализируем — фрустрация. По полученным результатам можно констатировать наличие высокого уровня фрустрации у студентов, имеющих высокую академическую прокрастинацию. Так, 65% студентов 1 курса и 27% студентов 6 курса имеют высокий уровень фрустрации. Данные
представлены на рисунке 3.
Низкий уровень
Рисунок 3. Проявление фрустрации у студентов с высоким уровнем прокрастинации
Это свидетельствует о том, что студенты, откладывая то или иное дело, избегают неких трудностей, боятся неудач при его выполнении. Так же, полученные данные дают нам право говорить о том, что прокрастинаторы всячески пытаются уйти от решения проблемы, дистанцироваться от нее эмоционально, проявляя защитные реакции, например, агрессию. Так как некоторые не могут принять ответственность и не в силах справиться с делами в срок, в этой связи и будет наблюдаться импульсивность, вспыльчивость, враждебность.
Кроме того, выявлена значимая корреляционная связь между состоянием фрустрации и другими психическими состояниями: тревожностью, агрессивностью, ригидностью. Показано, что чем выше уровень фрустрированности студентов-медиков, тем выше будут показатели тревожности, агрессивности и ригидности. Это мы можем утверждать на основании корреляционной значимости на уровне не больше 0,05. В таблице 3 пре дс та в ле ны, в ыя в ле нные на ми ко рре ля цио нные с в я з и.
Таблица 3
Корреляционные связи фрустрации с другими психическими состояниями
Фрустрация Корреляция Пирсона Тревожность Агрессивность Ригидность
,610 ,400 ,484
Знач. (двухсторонняя) ,000 ,016 ,003
N 36 36 36
Так, связь между фрустрацией и агрессивностью указывает нам на одну из типичных форм фрустрации — стеническую, которая характеризуется проявлением агрессии, раздражением, усилением вспыльчивости, настойчивости, упрямства, негативизма и т. д. Отсюда, фрустрация здесь будет связана с таким психическим состоянием, как тревожность и агрессивность, показатели, которых являются тоже высокими.
В данном контексте следует также привести статистически интересные данные, полученные в результате применения ^критерия Манна-Уитни. При расчете значимых различий между респондентами первого и шестого курсов в особенностях психического состояния фрустрации выявлено, что студенты шестикурсники фрустрируются гораздо чаще, чем студенты первокурсники и это мы можем утверждать, не допуская ошибку больше чем 0,05 при Asymp. Sig. = ,043.
Известно, что одной из причин развития фрустрации является конфликт — одновременное существование двух несовместимых побуждений, амбивалентных чувств, переживаний, отношений к чему-то.
Следовательно, противоречие, как поведение протеста как пассивный саботаж на фоне непосильных задач — это одна из форм, позволяющих студентам откладывать решения и прятаться от проблем. Согласно рисунку 3, 27% студентов-шестикурсников не подвержены фрустрации, значит их откладывание дел «на потом» боязнью неудач и страхом перед неизвестностью не мотивировано, и причину нужно искать в чем-то ином.
5. Далее рассмотрим в рамках наличия у респондентов высокого уровня академической прокрастинации, такое психическое состояние, как агрессивность. Так, у 43% опрошенных студентов 1 курса и 18% студентов 6 курса выявлен высокий уровень агрессивности. Данные представлены на рисунке 4.
Анализируя полученные результаты, отметим, что студенты, в виду того, что не успевают выполнять те или иные дела начинают проявлять агрессию, которая связана с внутренним напряжением, тревогой (что подтверждает высокий процент тревожных респондентов), беспокойством, волнением, страхом столкнуться со сложностями при выполнении работы. У молодых людей аккумулируется грубое, порой вызывающее поведение, они лгут и безответственно относятся к учебе.
Рисунок 4. Проявление агрессивности у студентов с высоким уровнем прокрастинации
Кроме того, агрессия может проявляться у большинства студентов, как отказ от признания собственных ошибок, и обвинением окружающих во всех своих проблемах. Возможно, имеются и скрытые или косвенные формы проявления агрессии, ведь так или иначе, студенты все же в большинстве случаев, обнаруживают состояние агрессии у себя. Применение ^критерия Манна-Уитни по определению значимых различий в показателях агрессивности групп студентов 1 и 6 курсов обнаружило наличие статистически значимых различий на уровне тенденции. Так, у респондентов шестикурсников степень проявления агрессии имеет значимую тенденцию быть выше, чем у студентов первокурсников.
Низкий уровень агрессивности у 14% респондентов 1 курса и 36% студентов — 6 курса можно объяснить тем, что, во-первых, у опрашиваемых наблюдается низкий уровень тревожности, и обозначенный ими высокий уровень прокрастинации, будет говорить о низкой самооценке, наличии страха неудачи и стремлении к ее избеганию; боязни успеха и перспективы стать объектом всеобщего внимания, т. е. застенчивости, или нежелании выделяться из толпы. Во-вторых, у данных студентов отмечается высокий уровень ригидности. Значит, это характеризует их, неготовностью к каким-либо изменениям, тугоподвижностью, эмоциональным застреванием личности. Именно
поэтому, они практически не тревожны (низкий уровень тревожности), не агрессивны, со средним уровнем фрустрации. В данном контексте следует выделить еще одну форму фрустрации — астеническую, для которой характерно чувство бессилия, подавленность, неуверенность, пассивность, боязнь перемен.
6. Ещё одно психическое состояние, которое мы рассматриваем у респондентов с высоким уровнем академической прокрастинации — это ригидность. В ходе проведенного опроса выяснилось, что 43% респондентов 1 курса и 73% студентов 6 курса имеют высокий уровень ригидности. Данные представлены на рисунке 5.
Рисунок 5. Проявление ригидности у студентов с высоким уровнем прокрастинации
На гистограмме отчетливо видно, что у большинства студентов в обеих выборках имеются затруднения при изменении намеченной программы деятельности в условиях, требующих перемен. Именно поэтому студенты постоянно откладывают свои дела, так как не могут противостоять тем условиям, из-за которых, собственно возникло это откладывание. Причем, данное психическое состояние характерно в большинстве, как для представителей первого курса, так и для учащихся шестого курса. Однако, у шестикурсников, ригидность выражена сильнее. Так, по результатам применения U-критерия Манна-Уитни выявлены статистически значимые различия на уровне тенденции между представителями курсов по переменной ригидность. У респондентов шестого курса ригидность выше. Это объясняется тем, что данный период жизни выделенной группы респондентов характеризуется в ближайшем времени сменой окружающей обстановки, новым этапом, требующим дальнейшего выбора жизненного пути, поэтому многим трудно переступить этот «порог», изменить свои взгляды, мнения. Однообразные, постоянно повторяющиеся ритуалы, в том числе и в повседневной учебной жизни, так же влияют на обучающихся, и нарушение их или не соответствующая «шаблону» обстановка, вызывают растерянность, раздражение и негатив.
7. Исследование взаимосвязи психических состояний, уровня прокрастинации и академической успеваемости студентов было выявлено следующее. Применение корреляционного анализа Пирсона не обнаружило каких-либо значимых корреляционных связей между академической прокрастинацией и успеваемостью. Следовательно, можно сделать вывод о том, что откладывание учебных дел на потом не связано напрямую с академической успешностью обучающихся. Кроме того, так же не было обнаружено значимой корреляционной связи академической успеваемости с такими психическими состояниями как: тревожность, агрессивность и ригидность. Однако, выявлены статистические значимые обратные взаимосвязи между фрустрацией и успеваемостью. Отсюда, повышение уровня фрустрированности обучающихся приводит к снижению их академической успешности. Это мы можем утверждать, не допуская ошибку больше чем 0,05 при Asymp. Sig. = ,029. (См. Таблицу 4)
Таблица 4
Взаимосвязь академической успешности с психическими состояниями и высоким уровнем
прокрастинации
Успеваемость Про кра с т. Тревож. Фрустр. Агрес. Ригидн.
Коррел. Пирсона -,213 -,036 -,363 -,140 ,170
Знач. (двухстор.) ,211 ,834 ,029 ,415 ,323
N 36 36 36 36 36
Таким образом, результаты корреляционного анализа позволили обнаружить у студентов прямую взаимосвязь академической прокрастинации с тревожностью, фрустрацией, агрессивностью и ригидностью. Полученные данные свидетельствуют в пользу того, что существует взаимосвязь между академической прокрастинацией и выделенными психическими состояниями, однако полученные результаты не дают нам права говорить о полном освещении всех аспектов такого обширного, разностороннего и сложного понятия, как академическая прокрастинация. Несмотря на этот факт, представленное нами описание личностных особенностей респондентов с высоким уровнем академической прокрастинации дает возможность увидеть в целом личностный портрет высоко прокрастинирующего студента.
Библиография
1. Айзенк Г. Ю. Методика диагностики самооценки психических состояний [Электронный ресурс] // Психологические тесты онлайн. URL : https://psytests.org/result?v=pstE6jaFC. (дата обращения: 23.12.2021)
2. Баринова О. Г., Ляпина С. С. Взаимосвязь академической прокрастинации, психических состояний и успеваемости студентов-медиков // Межкультурная коммуникация в образовании и медицине. 2021. №3. С. 47-56.
3. Варваричева Я. И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии. 2010. № 3. С. 121-131.
4. Виндекер О. С. Формальный и содержательный анализ шкалы общей прокрастинации С. Н. Lау (на примере студенческой выборки) // Актуальные проблемы психологического знания. 2014. № 1. С. 116-126.
5. Забродина Л. А., Мухина Ю. Р. Взаимосвязь особенностей прокрастинации с индивидно-личностными характеристиками студентов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. №3. С. 311-315.
6. Зверева М. В. Шкала оценки академической прокрастинации PASS (Procrastination Assessment Scale for Students by L. Solomon&E. Rothblum). М. : Сам Полиграфист, 2018. 28 с.
7. Карловская Н. Н. Взаимосвязь общей и академической прокрастинации и тревожности у студентов с разной академической успеваемостью // Психология в вузе. 2008. № 3. С. 38-49.
8. Корнилова В. С. Пути преодоления «пандемии» прокрастинации у студентов: современные исследования // Наука и образование: поиск новых перспектив в условиях пандемии COVID-19 : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 11 сентября 2020 г. : Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ). 2020. С. 54-57.
9- Панчук Е. Ю., Преина А. Ю. Прокрастинация и особеннности ее проявления у студентов // Сборник научных трудов Ангорского государственного технического университета. 2020. Т. 1. № 17. С. 344-352.
10. Ellis A. J., &Knaus W. J. Overcoming procrastination. New York: New American Library. Institute for Rational Living. 1977. P. 152-167.
11. Milgram N. A., Tenne R. Personality correlates of decisional and task avoidant procrastination // Eur. J. Person. 2000. № 14. P. 141-156.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
На рецензирование представлена работа «Особенности психических состояний и успеваемости студентов с высоким уровнем академической прокрастинации». Проблематика статьи рассматривает актуальную для современной психологической теории и практики проблему - феномен прокрастинации. Автором под данным понятием понимается откладывание выполнения необходимых действий или принятия решений для реализации какой-либо поставленной цели. В работе проводится краткий анализ отечественных и зарубежных подходов к изучению прокрастинации.
В статье была поставлена цель: выявить особенности психических состояний и успеваемости студентов, которые имеют высокий уровень академической прокрастинации. Респондентами выступило 80 студентов 1 и 6 курсов Института клинической медицины ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет». Для проведения исследования использовался комплекс методов и ме тодик.
В статье грамотно выстроено описание и анализ полученных результатов. Автор отталкивается от того, что академическая прокрастинация предполагает задержку выполнения различных заданий, практическую несформированность учебных навыков, забывчивость, неорганизованность, порой, безответственность. В результате исследования были получены следующие первичные результаты:
1. тенденцию к откладываю дел в большей степени имеют студенты-шестикурсники, нежели студенты 1 курса;
2. существует положительная динамика в показателях академической прокрастинации от младших курсов к старшим.
Далее автором была отобрана группа студентов с высоким уровнем академической прокрастинации, в которую вошло 36 человек. Важным является выявление у них таких психических состояний как: тревожность, фрустрация, агрессивность и ригидность. В исследовании было отмечено отсутствие значимых корреляционных связей между академической прокрастинацией и успеваемостью, то есть откладывание учебных дел на потом не связано напрямую с академической успешностью обучающихся. Кроме того, так же не было обнаружено значимой корреляционной связи академической успеваемости с такими психическими состояниями как: тревожность, агрессивность и ригидность. Однако, выявлены статистические значимые обратные взаимосвязи между фрустрацией и успеваемостью. Следовательно, повышение уровня фрустрированности обучающихся приводит к снижению их академической успешности.
В то же время, полученные результаты не дают нам права говорить о полном освещении всех аспектов такого обширного, разностороннего и сложного понятия, как академическая прокрастинация. Но представленное в статье описание личностных
особенностей респондентов с высоким уровнем академической прокрастинации дает возможность увидеть в целом личностный портрет высоко прокрастинирующего студента. Работа грамотно структурировала, соответствует жанру научно-исследовательской работы. В содержании статьи имеется четкое смысловое разграничение основных разделов. Оформление списка литературы и сносок соответствует требованиям, предъявляемым к работам такого уровня.
Однако, для публикации статьи необходимо единообразно оформить ФИО специалистов в соответствии с рекомендациями издательства: М. Н. Иванов. В работе же можно отметить следующее: П. Рингенбах, Карловская Н. Н. и др.
Статья затрагивает значимую проблему для науки и практики, интересна профильным специалистами и может быть рекомендована к опубликованию с учетом обозначенной рекомендации.