Суицидология и аддиктология
психотерапевтическом поддержки, кадровый состав специалистов, уровня оплаты труда и т.п. Общая оценка и грантовые поддержки показали, что единственной возможностью развития начальных форм превенции и последующей терапии пролонгированных кризисных состояний, не выявленных психических расстройств является использование в работе таких служб психолого-педагогических кадров, обладающих соответствующей мотивацией, альтруистическими установками и готовностью к непрерывному обучению. В отделении аффективных расстройств были открыты койки кризисной интервенции дли лиц с высоким суицидальным риском и совершившим незавершенный суицид. Многие из данной группы суицидентов были направлены из токсикологического центра. Двухлетний научный анализ безвыборочной группы суицидентов был проведен А.Н. Корнетовым (1998).
С большими или меньшими различиями суицидологические службы стали открываться в 90-х гг. прошлого века во многих регионах России. Они имеют в основном трехуровневую структуру. Некоторые суицидологические службы выделены или встроены в психиатрическую службу в зависимости от региональных возможностей. Многие из них организовывались по модели Томской антикризисной суицидологической службы без упоминания о нашей первой регионе страны модели.
Параллельно разрабатывалась образовательная программа по распознаванию депрессий - программа РАДЕП. в рамках грантовой поддержки Всемирной психиатрической ассоциации (ВПА) и Глобальной Женевской Инициативы. Программа РАДЕП основывается на 4 образовательных модулях ВПА и Международного комитета по профилактике депрессий (ПТД). Эти выдающиеся программы в 2002 г. были переведены на русский язык нашей группой и апробированы в качестве обучающих программ в 14 городах России и Украины для врачей различных специальностей. Четыре образовательных модуля этих программ включают в себя все необходимые основные интернациональные стандарты для постановки диагноза депрессивных расстройств и успешного их лечения; вопросы коморбидности соматических заболеваний и депрессивных расстройств и предназначается для врачей определенных медицинских дисциплин, в которых уточняются подходы к тактике ведения депрессий в кардиологии, онкологии, неврологии, акушерства и гинекологии, эндокринологии и др.; рассмотрены особенности диагностического и лечебного подходов к депрессивным расстройствам в пожилом возрасте; представлены этапы тренинга, развития навыков врачей - интер-
нистов в распознавании и тактики введения психических расстройств. В результате реализации данной программы и работы всей суицидологической службы показатель смертности от суицидов снизился в Томской области на 54,4% (2008 г. -38,6 на 100 тыс. населения, в 2012 г. 17,6 на 100 тыс. населения), в г. Томске на 91,1% (2008г. - 22,5 на 100 тыс. населения, 20011 г. - 2 на на 100 тыс. населения).
ВЗАИМОСВЯЗЬ АФФЕКТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ И СУИЦИДАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ЛИЦ С АССОЦИИРОВАННЫМИ ФОРМАМИ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
Е.Н. Кривулин, И.Ю. Бочкарёва
Челябинская ГМА, г. Челябинск, Россия ОНД, г. Магнитогорск, Россия
E-mail авторов: [email protected]
Проведенное сравнительное клинико- психологическое исследование 137 больных, страдающих алкоголизмом выявило влияние коморбидной соматической и неврологической патологии на прогредиентность алкоголизма и выраженность аффективных расстройств в виде депрессии, тревоги, безнадежности, что обуславливает их высокую суицидальную активность.
Ключевые слова: алкогольная зависимость, ко-морбидность, суицидальное поведение, аффективные расстройства.
The comparative clinical-psychological examination of 137 patients with alcoholic dependence has revealed, that comorbid somatic and neurological pathology has an impact on alcoholism progression and emotional diseases intensity. Such emotional diseases as depression, despair, anxious feelings cause high suicidal activity of the patients.
Key words: alcoholic dependence, comorbidity, suicidal behaviour, еmotional diseases.
На современном этапе можно говорить о многоаспектном и многоуровневом изучении суицидального поведения у лиц с алкогольной зависимостью [5, 6]. В клинической практике часто встречаются больные, у которых проявление ад-диктивных расстройств, в частности алкогольной зависимости, тесно переплетено с проявлениями сопутствующей патологии. Поддерживаемая многими учеными многофакторная модель алкоголизма позволяет выделить различные клинически формы, учитывающие характер взаимодействия с
12
Тюменский медицинский журнал № 1, 2013
Суицидология и аддиктология
ассоциированной органной патологией неалкогольного генеза [2, 8 и др.].
Актуальность изучения суицидального поведения у лиц с ассоциированными формами алкогольной зависимости обусловлено как необходимостью дифференцированного подхода к диагностике и терапии этой гетерогенной группы больных, так и все возрастающим удельным весом ал-когользависимой смертности в структуре общей летальности населения [9].
Исследования структуры и удельного веса отдельных видов аутоагрессивного поведения у лиц с ассоциированными формами алкогольной зависимости, позволили выявить наиболее распространенные сопутствующие психопатологические симптомы, среди которых, ведущие позиции занимают аффективные расстройства и расстройства личности [1, 2, 8]. Выявление системных токсических эффектов хронической алкогольной интоксикации в соматоневрологическом статусе аддикта позволяет судить, как о прогредиентности алкоголизма с одной стороны, так и о влиянии сопутствующей патологии на снижение гибкости адаптационных поведенческих стратегий и антисуицидальных защит у лиц с алкогольной зависимостью
[3, 4, 7].
Цель исследования: установить выраженность и взаимосвязь аффективных нарушений и суицидальной активности у лиц с наличием или отсутствием ассоциированных форм алкогольной зависимости.
Материал и методы.
Проведено комплексное обследование клинической выборки 137 пациентов то II стадией алкоголизма (А), с наличием или отсутствием комор-бидной хронической терапевтической и неврологической патологией (К); с суицидальным поведением (СП) либо без суицидальных тенденций.
По наличию или отсутствию признака было сформированно 4 группы:
1- я группа - больные ассоциированными формами алкоголизма с суицидальным поведением «А+К+СП», n=36; средний возраст - 46±4,5 лет; стаж злоупотребления алкоголем - 16,3±3,1 лет;
2- я группа - больные ассоциированными формами алкоголизма без суицидального анамнеза «А+К», n=35; средний возраст - 43±3,9 лет; стаж злоупотребления алкоголем 13,5±4,4 лет;
3- я группа - больные алкоголизмом с суицидальной активностью без сопутствующих заболеваний «А+СП»; n=32; средний возраст - 42±5,7 лет; стаж злоупотребления алкоголем - 12,3±4,1 лет;
4- я группа контрольная - больные алкоголизмом без суицидальных тенденций и сопутствую-
щих соматоневрологический расстройств «А»; n=34 мужчины; средний возраст - 39,6±3,5 лет; стаж злоупотребления алкоголем 10,3±2,4 лет.
Выбор нозологических форм коморбидной соматоневрологической патологии обусловлен частой встречаемостью и установленной взаимной обусловленностью: сердечно - сосудистые заболевания (n=41; 30,0%), болезни ЖКТ (n=25; 18,2%), сахарный диабет (n=2; 1,5%), дисциркуляторная энцефалопатия сосудистого или травматического генеза (n=2; 1,5%).
Методы исследования: клинический, клинико-психопатологический (оценивались уровень суицидального риска (шкала Паттерсона) и такие психопатологические предикторы суицидальности как депрессия (шкала Гамильтона), тревога (шкала Спилбергера - Ханина), безадежность (шкала Бека), клинико - катамнестический, статистический.
Результаты исследования.
Изучение клинико - динамических особенностей алкоголизма обнаружили значимое преобладание в двух первых группах высоко прогредиентного типа течения зависимости с доминированием псевдозапойной формы пьянства (38,9%; 25,7%; 12,5%; 14,7% по группам соответственно; р< 0,01). В психопатологическом профиле у больных первой группы обнаружены максимальные показатели по всем исследуемым признакам, так клинически выраженная депрессия определялась у 33,3% больных «А+К+СП», 17,1% больных «А+К» 25,0% - «А+К»,8,8% - «А» (р<0,05). По показателям легкой депрессии значимых различий не обнаружено. Высокие показатели личностной тревожности выявлены во всех группах, но их различия незначимы. Выявлены различия в показателях ситуативной тревожности 86,1%больных в группе «А+К+СП», 82,9% больных «А+К», 80,6%больных «А+СП» и 42,3% больных «А» (р<0,01). В обеих группах больных с суицидальными тенденциями выше показатели средней и тяжелой безнадежности (30,6% больных «А+К+СП», 8,8% - «А+К», 37,5%- «А+СП» и лишь 5,9% в контрольной группе (р<0,01). Максимальные показатели риска совершения суицида отмечены у пациентов 1 группы, что, возможно, свидетельствует о влиянии ко-морбидной аффективной и соматоневрологической патологии на уровень критических способностей и суицидальной активности у данной категории больных.
В ы в о д ы .
Для больных с ассоциированными формами алкогольной зависимости, независимо от наличия или отсутствия суицидальных тенденций в анамнезе, характерен высокопрогредиентный тип течения
№ 1, 2013 Тюменский медицинский журнал
13
Суицидология и аддиктология
алкоголизма с достоверно более выраженными признаками аффективных расстройств в виде депрессии, тревоги, безнадежности, что обуславливает их высокую суицидальную активность.
Литература:
1. Алтынбеков С.А. Клинические особенности аффективных нарушений при ассоциированных формах алкоголизма: Автореф. дис. к.м.н. - Томск, 2008. Интернетресурс http://medical-diss.com/medicina
2. Бохан Н.А. Клиническая гетерогенность алкоголизма и коморбидность: парадигма мультиаксиальной сопряженности проблем // Наркология. - 2002. - № 2. - С. 3137.
3. Бохан Н.А., Коробицина Т.В. Коморбидность алкоголизма и терапевтической патологии в общемедицинской практике // Психические расстройства в общей медицине. - 2008. - № 3. - С. 25-28.
4. Зотов П.Б., Уманский М.С. Суицидальное поведение больных алкоголизмом позднего возраста в условиях синдрома отмены алкоголя (на примере Юга Тюменской области) // Суицидология. - 2012. - № 3. - С. 41-48.
5. Кривулин Е.Н., Мингазов А.Х., Власов А.А., Юркина Н.В. Возрастные клинико-динамические особенности алкоголизма раннего и позднего возраста // Наркология.
- 2012. - № 5. - С. 53-57.
6. Кривулин Е.Н., Бочкарёва И.Ю., Бецков А.С., Мингазов А.Х.Суицидальное поведение больных алкогольной зависимостью в условиях крупного промышленного города Южного Урала (г. Магнитогорск) // Суицидология. -2012. - № 3. - С. 37-41.
7. Меринов А.В. Парасуицидальное поведение женщин, состоящих в браке с мужчинами, страдающими алкогольной зависимостью (на примере Рязанской области) // Суицидология. - 2012. - № 3. - С. 15-20.
8. Найданов С.С., Михеев А.С., Сансанова Л.Б. Изучение личностной характеристики суицидального риска у больных с алкогольной зависимостью // Суицидология.
- 2010. - № 1. - С. 39-40.
9. Положий Б.С., Панченко Е.А. Дифференцированные подходы к профилактике суицидального поведения // Российский психиатрический журнал. - 2011. - № 4. -С. 41-45.
ОТНОШЕНИЕ РАБОТНИКОВ ПСИХИАТРИЧЕСКИХ БОЛЬНИЦ К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ПАЦИЕНТОВ: ПЕРВИЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Е.Б. Любое, А.Н. Куликов
Московский НИИ психиатрии, г. Москва, Россия Email: lyubov.evgeny^mail.ru
Уровень осведомленности профессионалов о причинах, мотивах и риске суицидального поведения психически больных определяет эффективность помощи последним.
Цель исследования: изучение меры осведомленности медперсонала психиатрических больниц о суицидальном поведении пациентов
Методы: анонимно невыборочно опрошены по оригинальному структурированному опроснику более 1500 психиатров, психотерапевтов, социальных работников и специалистов, врачей - консультантов, средний и младший медперсонал в девяти психиатрических больницах.
Результаты и обсуждение.
Независимо от основных социально - демографических характеристик, профессиональной принадлежности, стажа работы респонденты объясняют суицид средством решения «невыносимых» душевных и физических (в большей мере) страданий и решения «безвыходных» житейских ситуаций. Более 60% опрошенных не исключает суицид как выход при безнадежной мучительной физической болезни, в том числе и для себя. Отмечен высокий уровень эмпатии к суицидентам, при этом суицидальное поведение рассматривается как «редкое» происшествие в стенах больницы. «Импульсивностью» объясняется в большей мере суицидальное поведение душевнобольного. Основные надежды опрошенные (но не психотерапевты) возлагают на лекарственное лечение, связывая проблемы своих подопечных в основном с острой психопатологической симптоматикой.
Выводы.
Необходимо целевое обучение суицидологии персонала психиатрических учреждений.
ТИПОЛОГИЯ СЕМЕЙ МУЖЧИН, СТРАДАЮЩИХ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ, С ПОЗИЦИЙ НАРКОЛОГИЧЕСКОЙ И СУИЦИДОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИК
А.В. Меринов
Рязанский ГМУ им. акад. И.П. Павлова, г. Рязань, Россия
Последнее время интерес к особенностям функционирования семей в которых один из супругов страдает алкогольной зависимостью остается неизменно высоким [5, 6]. Это, прежде всего, объясняется широчайшим распространение подобных семейных отношений, а с другой - необходимостью поиска эффективных подходов как к лечению самой алкогольной зависимости, таки и созависимого состояния [6]. Кроме того, существует потребность в разработке эффективных программ превенции аутоагрессивного поведения супругов в подобных браках, поскольку их вклад в «суици-
14
Тюменский медицинский журнал № 1, 2013