Научная статья на тему 'ВЗАИМОПОСЕЩЕНИЕ ЗАНЯТИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДНЯТИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ'

ВЗАИМОПОСЕЩЕНИЕ ЗАНЯТИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДНЯТИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ВЗАИМОПОСЕЩЕНИЯ / НЕДЕЛЯ КАЧЕСТВА / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титова Л.В.

Статья посвящена вопросам повышения качества образования в высшей школе и контролю. Рассмотрен один из важных инструментов внутривузовского контроля и повышения качества образования - взаимопосещение учебных занятий сотрудниками профессорско-преподавательского состава университета. Обозначены основные цели и содержание взимопосещений учебных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUTUAL ATTENDANCE OF CLASSES AS A TOOL FOR RAISING THE QUALITY OF EDUCATION

The article is devoted to the issues of improving the quality of education in higher education and control. One of the important tools of intra-university control and improvement of the quality of education is considered - mutual attendance of training sessions by the staff of the teaching staff of the university. The main goals and content of mutual visits of training sessions are outlined.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОПОСЕЩЕНИЕ ЗАНЯТИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДНЯТИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 3

ВЗАИМОПОСЕЩЕНИЕ ЗАНЯТИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДНЯТИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Лариса Викторовна Титова

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

titovalarisav@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. Статья посвящена вопросам повышения качества образования в высшей школе и контролю. Рассмотрен один из важных инструментов внутривузовского контроля и повышения качества образования -взаимопосещение учебных занятий сотрудниками профессорско-преподавательского состава университета. Обозначены основные цели и содержание взимопосещений учебных занятий.

Ключевые слова: качество образования, высшая школа, взаимопосещения, неделя качества, преподаватель.

Одно из требований Рособрнадзора, которое он предъявляет к высшим учебным заведениям, основано на требовании к системе качества в университетах.

«Организация внутривузовского контроля и повышения качества обучения является одним из самых сложных видов деятельности руководства в высшей школе, который требует глубокого понимания и осознания миссии и роли этой функции, ее целевой направленности. Одним из инструментов внутривузовского контроля и повышения качества образования является организация и обеспечение проведения сотрудниками профессорско-преподавательского состава (ППС) вуза взаимопосещений учебных занятий». [1].

Одним из механизмов повышения контроля качества обучения является организация внутривузовской проверки умений и знаний профессорско-преподавательского состава.

Инструментом для внутривузовского контроля качества в Мичуринском государственном аграрном университете является, ежегодное проведение «Недели качества» образовательного процесса путем взаимопосещений учебных занятий профессорско-преподавательским составом университета.

«Неделя качества» - это форма организации учебного процесса, проводимая в университете, с целью, контроля качества учебного процесса в соответствии с современными требованиями и тенденциями развития высшей школы, обмена опытом для повышения качества образовательного процесса, оказания помощи преподавателям в организации и методике проведения занятий.

На «Неделе качества» проводятся показательные открытые лекции, занятия, мастер классы, кураторские часы, с целью демонстрации эффективных научно-педагогических подходов прогрессивных форм организации учебного процесса, методик организации к проведению занятий, апробирование и внедрение инновационных форм обучения.

Такие занятия призваны отразить накопленный положительный опыт применения педагогических инноваций, эффективные методы использования на

занятиях лабораторного оборудования, технических средств обучения и других элементов учебно-материальной базы, а также развить конструктивный подхода преподавателя к самооценке качества преподавания в условиях перехода на новые формы обучения и организации учебного процесса, такие как online образования, внедрения моделей проектного образования, развития цифровизации образования [4].

Взаимопосещение занятий на «Недели качества» является также одной из форм повышения квалификации сотрудников ППС, распространения широкого передового опыта между преподавателями с целью их профессионального роста, повышения их педагогического мастерства, результатов учебно-методической работы преподавателя, мотивация преподавателей к совершенствованию учебной, учебно-воспитательной, научно-исследовательской и иной деятельности в вузе.

В этом учебном году тема «Недели качества» Мичуринском ГАУ была «Инновационная педагогическая деятельность как основ эффективного профессионального образования».

Институтский этап недели качества в Мичуринском ГАУ проходил с 17 ноября по 1 декабря 2022г. В рамках заявленной недели качества было три номинации: Номинация 1. Место лекции в современной системе обучения в высшей школе; Номинация 2. Практическое занятие: связь теории и практики; Номинация 3. Роль современного института кураторства в образовании.

Основной целью проведения «Недели качества» в 2022 году является развитие инновационных образовательных технологий путем выявления лучших образцов современного педагогического мастерства высшей школы, дальнейшее распространение выдающихся результатов их деятельности с внедрением в образовательные процессы всех учебных структурных подразделений университета.

Основными критериями оценки проведенных занятий выступили

следующие показатели, которые были отражены в анкете качества.

• Актуальность темы занятия, соответствие рабочей программе дисциплины, четкость постановки цели занятия;

• Степень раскрытия проблемы, наличие межпредметных связей;

• Активность обучающихся, их вовлеченность в процесс занятия;

• Стиль взаимодействия преподавателя и обучающихся на занятии;

• Практическая значимость, рассмотрение обсуждаемых вопросов с позиции современных достижений науки, техники и культуры;

• Реализация современных образовательных технологий на занятии;

• Профессиональная направленность занятия, связь учебного материала с направлением (профилем) подготовки;

• Умение вызвать и поддержать интерес аудитории к предмету, использование обратной связи с обучающимися;

• Творческий подход к проведению занятия (использование собственных разработок по курсу). Эффективное использование аудиовизуальных средств, наглядных пособий.

В рамках «Недели качества» в университете было проведено 17 лекции, 21 открытое практическое занятие и 16 кураторских часа, на которых педагоги всех кафедр университета продемонстрировали свое мастерство перед обучающимися и своими коллегами.

В качестве экспертов в разных номинациях выступили ведущие преподаватели института, которые проводили тщательный и грамотный анализ посещенного занятия.

Открытые занятия посетили и обучающиеся-эксперты из числа аспирантов университета. Важной задачей аспиранта является получить опыт педагогической работы, что в дальнейшем позволит молодым ученым и педагогам быстро вникнуть в учебный процесс и совершенствоваться [2, 3]. В ходе посещения занятий аспиранты познакомились с различными способами активизации учебной деятельности, особенностями профессиональной риторики, со спецификой взаимоотношений студент - преподаватель. Переняв накопленный опыт у преподавателей, молодой преподаватель соответственно

сможет вносить в него новые механизмы и подходы к преподаванию, совершенствуя его в будущем.

Список литературы:

1. Киселева С.П. Взаимопосещения учебных занятий как форма педагогической рефлексии: цели, содержание, методические и организационные аспекты // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 2. С. 30. EDN FUXSXZ.

2. Высшее образование и современные требования работодателей АПК / Л.В. Григорьева, Л.В. Бобрович, Е.Н. Третьякова, Я.А. Третьякова // Вестник Мичуринского ГАУ. 2020. № 1 (60). С. 8-11.

3. Григорьева Л.В. Внедрение инновационных технологий в садоводстве и проблемы кадрового обеспечения // Современные системы производства, хранения и переработки высококачественных плодов и ягод: Мат. науч.-практ. конф. Мичуринск - Наукоград. 2010. С. 152-156

4. Григорьева, Л.В., Кирина И.Б. Опыт организации курсов повышения квалификации специалистов АПК // Наука и образование. 2021. Т. 4. № 1.

UDC 3

MUTUAL ATTENDANCE OF CLASSES AS A TOOL FOR RAISING THE

QUALITY OF EDUCATION

Larisa V. Titova

candidate of agricultural sciences, associate professor

titovalarisav@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article is devoted to the issues of improving the quality of education in higher education and control. One of the important tools of intra-university control and improvement of the quality of education is considered - mutual attendance of training sessions by the staff of the teaching staff of the university. The main goals and content of mutual visits of training sessions are outlined.

Key words: quality of education, higher school, mutual visits, quality week; teacher.

Статья поступила в редакцию 10.02.2023; одобрена после рецензирования 01.03.2023; принята к публикации 20.03.2023.

The article was submitted 10.02.2023; approved after reviewing 01.03.2023; accepted for publication 20.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.