Научная статья на тему 'ТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРАТОРСКИЙ ЧАС КАК ЭЛЕМЕНТ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ'

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРАТОРСКИЙ ЧАС КАК ЭЛЕМЕНТ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРАТОРСКИЙ ЧАС / ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ / ТЕМАТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пчелинцева Н. В., Пчелинцев С. А.

В статье рассматривается опыт проведения тематического интеллектуально-познавательного кураторского часа, посвященного Дню информатики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEMATIC CURATORIAL HOUR AS AN ELEMENT OF EDUCATIONAL WORK WITH STUDENTS

The article discusses the experience of conducting a thematic intellectual and cognitive curatorial hour dedicated to the Day of Informatics.

Текст научной работы на тему «ТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРАТОРСКИЙ ЧАС КАК ЭЛЕМЕНТ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ»

УДК 37.062

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРАТОРСКИЙ ЧАС КАК ЭЛЕМЕНТ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ

Наталия Владимировна Пчелинцева

старший преподаватель [email protected] Сергей Александрович Пчелинцев

кандидат экономических наук, доцент [email protected] Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассматривается опыт проведения тематического интеллектуально-познавательного кураторского часа, посвященного Дню информатики.

Ключевые слова: кураторский час, инновационные формы, тематическая викторина.

В современном высшем образовании необходимо не только повышать качество образовательного процесса, но и развивать кураторские традиции.

Кураторский час - это одна из форм воспитательной работы кураторов в учебной группе. Студенты активно участвуют в специально организованных мероприятиях по формированию системы своих взаимоотношений с внешним миром.

Кураторский час помогает студентам сформировать общественное мнение и правильно локализовать события и проблемы, возникающие в студенческой жизни и в обществе. На кураторском часе студенты учатся самостоятельно анализировать события и приобретают организационные навыки, которые пригодятся им в дальнейшей профессиональной деятельности.

Кураторский час - это прекрасное время для кураторов, чтобы пообщаться со студентами в учебной группе [1, 2].

В рамках институтского этапа Недели качества «Инновационная педагогическая деятельность как основа эффективного профессионального образования», проходившей в Мичуринском ГАУ 17 ноября - 02 декабря 2022 года, нами было представлено в номинации «Роль современного института кураторства в образовании» открытый кураторский час, посвященный Дню информатики в форме викторины. Викторина проводилось с обучающимися первого и третьего курсов инженерного института направления 09.03.01 Информатика и вычислительная техника.

Нами был представлен интеллектуально-познавательный кураторский час, данная форма способствует развитию познавательных интересов студентов и позволяют им развивать способность понимать личные способности и пробуждать стремление к самосовершенствованию.

В приветственной речи в начале мероприятия преподаватель провел исторический обзор истории зарождения и развития информатики в России. 4 декабря 1948 года Государственный комитет Совета Министров СССР зарегистрировал цифровые электронные вычислительные машины Исаака Семеновича Брука и Башира Искандеровича Рамеева. Это первый официальный

документ по компьютерным технологиям в нашей стране. Появление такой техники повлекло за собой ряд новых открытий, а также развитие информатики.

Во время викторины студенты делятся на две группы. Игра включает в себя 6 состязаний, каждое из которых требует от учащихся выполнения заданий.

1-е соревнование «Продолжай, продолжай...». В течение 100 секунд каждая команда должна правильно ответить на как можно большее количество вопросов. Если команда затрудняется с ответом, капитан попросит вас перейти к следующему вопросу фразой: «Продолжить». Правильный ответ дает команде 1 очко.

2-е соревнование. «Найди совпадение». Участникам была предоставлена таблица с двумя столбцами текста. Левая колонка содержит имена известных людей и названия компаний, а правая колонка содержит названия формул, алгоритмов, программ, компьютеров, языков программирования и т.д. Необходимо найти связь между ними - указать количество фамилий (компаний) и соответствующие названия, формулы и т.д.

После второго тура был проведено блиц-соревнование, в котором мог принять участие только один участник от каждой команды, что позволило дать остальной команде пятиминутный перерыв перед самым сложным третьим раундом. Задания, предлагаемые в блиц-игре, были на логику и смекалку.

3-е соревнование «Анаграмма». Участникам были даны слова и словосочетания, связанные с такими понятиями как информация, связь, электроника, компьютеры и т.д. Следовало составить слова таким образом, чтобы буквы в них были располагались по правилам анаграммы. Эти правила заключаются в следующем: в формируемом слове каждая буква должна встречаться не чаще, чем в определенном слове или комбинации слов.

4-е соревнование «Все перемешано». Участникам была поставлена общая задача. Им предложили таблицу с двумя столбцами текста. Две части (по одной для каждой колонки) следует использовать для формулирования терминов, относящихся к компьютерам, их оборудованию и эксплуатации.

5-е соревнование. Последовательные буквы нескольких слов в приведенном выше тексте представляют термины, относящиеся к информатике и компьютерам. Необходимо найти эти термины.

6-е соревнование «Я - робот». Одному участнику от каждой команды было предложено стать художником, но необычным роботом-манипулятором. Другие члены команды по очереди управляют роботом. Явные команды, такие как «нарисовать дерево» или «нарисовать дом», неприемлемы. Объект, показанный на чертеже, не может быть назван. Разрешенные команды: «Поставьте точку в верхнем левом углу», «Нарисуйте окружность», «Соедините точку с отрезком» и т.д.

Во время выполнения командами заданий, зрителям также предлагались несложные вопросы, отвечая на которые они узнавали различные факты из области информатики и информационных технологий.

Во время мероприятия жюри подсчитывало количество правильных ответов и регламентировало время.

Инновационная форма кураторского часа вызвала интерес обучающихся. Команды старались набрать как можно больше очков в каждом соревновании, поэтому все участники группы старались выполнять задания быстро и правильно. Использование различных типов заданий в игре удерживало внимание обучающихся на высоком уровне, что позволяет говорить об адекватной эффективности данного вида деятельности [3, 4].

Цели кураторского часа:

1. Развивать:

- мышление и познавательную деятельность учащихся, творческие способности и коммуникативные навыки;

- такие операции, как обобщение, сравнение, анализ, синтез;

- познавательного интереса;

- психологических процессов мышления, семантической памяти, аргументированной речи и навыков воспроизведения на основе фактических данных во время деятельности;

- творческих способностей учащихся.

2. Воспитывать:

- доброжелательность, дисциплину, взаимное уважение и трудолюбие;

- ответственность за свою учебную работу;

- командный дух, совершенствовать внутрикомандную коммуникацию и методы разрешения конфликтов;

- эстетические нормы и качества.

Задача кураторского класса - пробудить у студентов потребность в саморазвитии.

Организация этого мероприятия - это непрерывный и интересный обмен опытом и обретенное удовлетворение от новых открытий. Куратор действовал тепло и искренне, обеспечивая положительную обратную связь в группах и быстро реагировал на необычные ситуации.

Кураторские занятия играют важную роль в жизни студентов. Это гибкая форма массовой педагогической работы с точки зрения содержания и структуры. Существуют особые отношения между кураторами групп и студентами учебной группы с целью содействия формированию, развитию студенческих коллективов и самореализации участников педагогического взаимодействия [5].

При проведении общественных мероприятий в форме игр и конкурсов учащиеся должны пройти несколько этапов подготовки:

- изучить материалы на подготовительном этапе игры;

- показать уровень полученных знаний в игре;

- закрепить полученные знания в игровой форме для практического применения в будущем и сформировать позитивную жизненную позицию.

Такие мероприятия дарят студентам позитивное настроение и стимулируют дальнейшее овладение знаниями [5, 6, 7].

Кураторские часы в группе являются эффективным инструментом формирования ценностных ориентаций, мировоззрения и убеждений студентов. Кураторский час помогает студентам сформировать общественное мнение и правильно локализовать события и проблемы, возникающие в студенческой

жизни и в обществе. На кураторском часе студенты учатся самостоятельно анализировать события и приобретают организационные навыки, которые пригодятся в их будущей профессиональной деятельности.

Список литературы:

1. Деятельность учителя по развитию и поддержке мотивации учебной деятельности школьников / А. М. Дорохова, Н. В. Картечина, Н. В. Пчелинцева, В. А. Шацкий // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1.

2. Пчелинцева Н. В., Маркова Е.С., Кувардин С.Р. Цифровые технологии в образовании // Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 2. EDN LUJIEZ.

3. Гущина А.А., Пчелинцева Н.В. Устройства и технологии виртуальной реальности в нашей жизни // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 4. С. 85

4. Скрипко Ю. А., Чиркин С.О., Никонорова Л.И. Использование информационных технологий в образовательном процессе// Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 4. С. 205.

5. Проектирование модели обучающегося для специализированной цифровой среды обеспечивающей удаленную работу с аддитивными технологиями / Р.Н. Абалуев, Н.В. Картечина, Н.В. Пчелинцева, С.О. Чиркин // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 2. С. 338.

6. Автоматизированная система управления технологическим процессом / В.И. Долженко, А.А. Автомонов, Н.В. Картечина, Н.В. Пчелинцева // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 2. С. 25.

7. Пчелинцева Н. В. К вопросу проведения интегрированного инновационного занятия в аграрном вузе // Инновационные подходы к разработке технологий производства, хранения и переработки продукции растениеводческого кластера: материалы Всероссийской научно-практической конференции 13 февраля 2020 года. Мичуринск. 2020. С. 306-308. - EDN CLPJCO.

UDC 37.062

THEMATIC CURATORIAL HOUR AS AN ELEMENT OF EDUCATIONAL WORK WITH STUDENTS

Natalia V. Pchelintseva

senior lecturer [email protected] Sergey A. Pchelintsev

candidate of economic sciences, associate professor

[email protected] Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article discusses the experience of conducting a thematic intellectual and cognitive curatorial hour dedicated to the Day of Informatics. Keywords: curatorial hour, innovative forms, thematic quiz.

Статья поступила в редакцию 10.02.2023; одобрена после рецензирования 01.03.2023; принята к публикации 20.03.2023.

The article was submitted 10.02.2023; approved after reviewing 01.03.2023; accepted for publication 20.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.