Научная статья на тему 'Взаимоотношения власти и Русской православной церкви накануне празднования 1000-летия крещения Руси'

Взаимоотношения власти и Русской православной церкви накануне празднования 1000-летия крещения Руси Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1160
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / 1000-ЛЕТИЕ КРЕЩЕНИЯ РУСИ / STATE-CONFESSIONAL POLICY / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / THE 1000TH ANNIVERSARY OF CHRISTIANIZATION OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Королева Лариса Александровна, Королев Алексей Александрович, Мельниченко Олег Владимирович

В статье анализируется отношение власти к Русской православной церкви и верующим на начальном этапе «перестройки», рассматривается позиция РПЦ во второй половине -х гг., характеризуется эволюция государственно-православных отношений в канун празднования -летия Руси, раскрываются задачи атеистической пропаганды в контексте празднования этой даты, исследуется отражение церковного юбилея в советских средствах массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Королева Лариса Александровна, Королев Алексей Александрович, Мельниченко Олег Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUTUAL RELATIONS OF POWER AND RUSSIAN ORTHODOX CHURCH ON THE EVE OF CELEBRATING OF THE 1000TH ANNIVERSARY OF CHRISTIANIZATION OF RUSSIA

The article analyzes the attitude of the Power to Russian Orthodox Church and believers at the initial stage of «рerestroyka», the Russian Orthodox Church position in the second half of 1980-ies is considered, the evolution of state-orthodox relations on the eve of celebrating of the 1000th anniversary of christianization of Russia is characterized, the problems of atheistic propagation in the context of celebrating of this date are revealed, the reflection of the church anniversary in the Soviet mass media is described.

Текст научной работы на тему «Взаимоотношения власти и Русской православной церкви накануне празднования 1000-летия крещения Руси»

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ВЛАСТИ И РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НАКАНУНЕ ПРАЗДНОВАНИЯ 1000-ЛЕТИЯ КРЕШЕНИЯ РУСИ

Государственно-конфессиональная политика, Русская православная церковь,

1000-летие крещения Руси.

Во второй половине 1980-х гг. постепенно цементируется фундамент для принципиально новых государственно-конфессиональных отношений, поскольку власти необходимо заручиться широкой поддержкой курса «перестройки» со стороны Русской православной церкви и верующих. Переломным стал 1988 г., что было связано с празднованием 1000-летия крещения Руси, которое позиционировалось в контексте государственного реформирования не только как церковное мероприятие, но и достаточно серьезное общественно-государственное событие.

Ситуация накануне празднования складывалась весьма неоднозначно: с одной стороны, продолжались активные атеистические мероприятия, с другой — оказывались «реверансы» в сторону Церкви: «... В стране для празднования тысячелетия были образованы две комиссии: при Патриархии и идеологическом отделе ЦК. Первая - для торжеств, вторая - для их всемерного умаления и ограничения» [Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991), 1995, с. 203].

Наблюдение за подготовкой православных общин к празднованию юбилея было выделено в отдельное направление деятельности уполномоченных Совета в регионах. Так, уполномоченный Совета по Пензенской области А.С. Васягин докладывал в столицу: «Особое внимание обращалось на изучение процессов, тенденций, намечаемых мероприятий православными религиозными организациями в связи с 1000-летием введения христианства на Руси», уточняя при этом, что «в проповедях все чаще звучит тема празднования 1000-летия введения христианства на Руси и значения этого события в распространении культуры, искусства, письменности среди русского народа» (ГАПО. Ф. 2392. Оп. 1. Д. 125. Л. 2).

Задача атеистической пропаганды заключалась в минимизации значения Русской православной церкви в российской истории и культуре: «Идеологи современного русского православия воспользовались чисто церковным юбилеем для религиозно-апологетических целей, далеко выходящих за рамки отмечаемого юбилея. В докладах, статьях, проповедях ... дается искаженное, религиозно-идеалистическое освещение исторического прошлого нашей страны и места в нем русского православия» [Гордиенко, 1986, с. 3].

В прессе можно было прочитать: «Однако позитивные акции церкви в нерелигиозной сфере вовсе не означают позитивной роли ее религиозной деятельности. Там, где церковь выполняла свои мировоззренческие функции, ее деятельность всегда была реакционная и нередко выливалась в инквизиторство» [Наука и религия, 1985, № 6, с. 43—45].

И все же, публикации в средствах массовой информации, даже в консервативных изданиях, имели, главным образом, благожелательно-информативный ха-

рактер — сведения о подготовительной работе к торжествам и ходе празднования, восстановлении исторических и художественных памятников православия и т. п. Приобретают популярность «круглые столы» и дискуссии между религиозными деятелями и учеными-марксистами по вопросам, связанным с оценкой места и роли православия в истории России, положения РПЦ в советском обществе. Постепенно общий тон подачи информации меняется с осторожного на более приветливый, пресса начинает формирование в общественном сознании нового — лояльного отношения к религии. Между тем если в светской прессе советское прошлое осуждалось все активнее, то церковная печать весьма сдержанно реагировала на это, придерживаясь обтекаемой формулировки «тяжелые времена» [ЖМП, 1990, № 1, с. 8-11].

Еще в сентябре 1985 г. Секретариатом ЦК КПСС было принято секретное постановление «О противодействии зарубежной клерикальной пропаганде в связи с 1000-летием введения христианства на Руси», в котором подчеркивалась отрицательная роль христианства как разновидности религиозно-идеалистического мировоззрения, оправдывавшей социальную несправедливость, и предлагалось активизировать контрпропагандистские действия. Особую активность в этот период проявлял 4-й отдел 5-го Управления КГБ СССР, утверждавший перечень основных агентурно-оперативных мероприятий по подготовке к 1000-летию Крещения Руси.

Предпринимаемые со стороны Церкви попытки поставить вопрос о необходимости коренных изменений в сфере государственно-церковных отношений не находили понимания у руководителей государства. 17 декабря 1985 г. в адрес М.С. Горбачева было направлено письмо управляющего делами Московской патриархии Таллинского митрополита Алексия (Ридигера, впоследствии патриарх Алексий II) с предложением о пересмотре устаревшего религиозного законодательства. В ответ на это обращение Совет по делам религий при Совете Министров СССР не рекомендовал затрагивать подобного рода вопросы.

В свою очередь, РПЦ продолжала линию лояльности и поддержки политики властей. Так, главы и представители Церквей в СССР в обращении к религиозным деятелям и пастве по поводу 70-летия Октябрьской революции отмечали, что «процесс перестройки оказывал положительное влияние также и на развитие жизни Церквей... Исключительно важное направление в нашей деятельности — служить углублению вовлеченности верующих в процесс перестройки» [Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991), 1995, с. 214-215].

Постепенно и в официальных заявлениях стали звучать другие мотивы: «Верующие поддерживают курс партии на коренное обновление нашего общества. Они видят в перестройке заботу партии, государства о ... сохранении мира, об утверждении принципов социальной справедливости, о чистой нравственной атмосфере общества» [Наука и религия, 1987, № 2, с. 4]. Подчеркивалось, что верующие «правильно» понимали курс партии на ускорение социально-экономического развития страны, объективных процессов — «придание социализму человеческого лица» (ГА РФ. Ф.А-661. Оп. 1. Д. 6. Л. 41).

Раньше, в октябре 1987 г., по рекомендации Совета Министров СССР ЮНЕСКО на XXIV Генеральной конференции приняло резолюцию «О 1000-летии введения христианства на Руси» как крупного события европейской и мировой истории и культуры. 159 государств - членов ЮНЕСКО были призваны поддержать данную инициативу и в течение 1988—1989 гг. проводить соответствующие мероприятия.

Выступая перед преподавателями Высшей партийной школы в марте 1988 г., председатель Совета по делам религий К.М. Харчев сказал: «По Ленину, партия должна держать под контролем все сферы жизни граждан, а так как верующих никуда не денешь, и наша история показала, что религия всерьез и надолго, то искренне верующего для партии сделать верующим также в коммунизм. И тут перед нами встает задача: воспитание нового типа священника; подбор и постановка священника — дело партии» [Горбачев, 1988, с. 216]. В отношении Русской Православной церкви К.М. Харчев сказал следующее: «Наибольших успехов в контроле над религией и в подавлении ее инициативы мы достигли в среде священников и епископов Русской Православной Церкви. Сначала это радовало, а сейчас это грозит обернуться непредвиденными обстоятельствами. Несмотря на то что деятельность Русской Православной Церкви контролируется и ограничена и ее инициатива не вызывает опасений (хотя, впрочем, даже у забитой дворняжки терпение небезгранично), беспокойство вызывает усиление других конфессий...» [Русская мысль, 1988, с. 4].

Определенным доказательством смены вектора в государственно-православных отношениях стала встреча М.С. Горбачева 29 апреля 1988 г. по инициативе К.М. Харчева с патриархом Московским и всея Руси Пименом и членами Синода Русской православной церкви, на которой прозвучала новая концепция этих взаимоотношений: во-первых, отношение к церкви, к верующим должно определяться интересами укрепления единства всех трудящихся, всего народа; во-вто-рых, вместе с осознанием всей глубины мировоззренческих различий необходимо реалистически учитывать существующую ситуацию, поскольку верующие, которых не один десяток миллионов, — это советские люди, трудящиеся, патриоты, и они имеют полное право достойно выражать свои интересы; в-третьих, в таких сферах, как миротворчество, охрана памятников культуры, нравственное совершенствование общества и его членов, и марксисты, и верующие имеют точки для плодотворного диалога [Огонек, 1988, № 21, с. 5]. Руководитель СССР заявил о разработке нового закона о свободе совести, отражающего интересы и религиозных организаций. Это, по словам М.С. Горбачева, явилось реальным плодом нового подхода к государственно-церковным отношениям в условиях перестройки и демократизации общества. Сохранение, по признанию М.С. Горбачева, принципиальных мировоззренческих различий между Советским государством и Церковью не должно было препятствовать их сотрудничеству в деле гуманистического и нравственного оздоровления общества [Горбачев, 1988].

10 июня 1988 г. 15 иерархов Русской православной церкви во главе с патриархом Пименом наградили государственными орденами за миротворческую активность и в связи с 1000-летием Крещения Руси. 11 июня в Кремле состоялась встреча председателя Президиума Верховного Совета СССР А.А. Громыко со Святейшим патриархом Пименом и участниками празднования, где высказался в целом о позитивном отношении к возможности осуществления религиозными организациями благотворительной деятельности. А.А. Громыко заметил, что рассматривается вопрос о предоставлении Русской православной церкви прав юридического лица. В свою очередь, патриарх Пимен выступил с ответным словом: «Мы особо оценили созданные нашим государством самые благоприятные условия для проведения празднования, позволившие каждому члену Русской Православной Церкви осуществить свою сопричастность к юбилею и нашему обществу, отметить многие замечательные стороны жизни Отечества, связанные с 1000-летием христианства в нашей стране» [ЖМП, 1988, № 9, с. 4, 9, 21, 25, 31, 39].

Как продолжение на XIX Всесоюзной конференции КПСС 28 июня 1988 г. от М.С. Горбачева последовали «реверансы» в адрес верующих - фактически это было официальное закрепление нового курса партии по отношению к религии: «Мы не скрываем своего отношения к религиозному мировоззрению как нематериалистическому, ненаучному. Но это не основание для неуважительного отношения к духовному миру верующих людей и тем более — применения какого бы то ни было административного давления для утверждения материалистических воззрений. Все верующие, независимо от того, какую религию они исповедуют, являются полноправными гражданами СССР. Подавляющее большинство их активно участвует в нашей производственной и общественной жизни, решении задач перестройки» [Материалы XIX Всесоюзной конференции Коммунистической партии Советского Союза, 1988, с. 41-42].

Торжества по случаю 1000-летия Крещения Руси явились свидетельством укрепления позиций Русской православной церкви в стране. Государство передало Церкви Козельскую Введенскую Оптину пустынь (Калуга), Толгский монастырь (Ярославль), Киево-Печерскую лавру, мощи из Московского Кремля. В Москве началось строительство храма в честь 1000-летия Крещения Руси, при закладке первого камня патриарх Пимен сказал: «Итак, заложен первый камень в основание будущего храма ... в память всех наших соотечественников, жизнь свою положивших при защите священных пределов нашей Родины в Отечественных войнах» [МЦВ, 1988, № 11, с. 7]. Но патриарх Пимен все еще «осторожничает» в своих публичных выступлениях. В одном из своих интервью в 1988 г. он сказал: «... Чада РПЦ, являющиеся гражданами Советского Союза, живут в условиях социалистического общества, программа которого, по нашему мнению, действительно высокогуманна и тем близка христианским идеалам» [Известия, 1988, с. 3].

Подводя итог торжествам, председатель республиканского Совета отмечал, что священнослужители несколько преувеличивали роль православия в отечественной истории, стремились усилить идеологическое влияние православия, но в целом, «празднование церковного юбилея явилось наглядным свидетельством восстановления ленинских принципов государственной политики в отношении религии и церкви, новых подходов к ее реализации в условиях демократии и гласности во всех сферах обществ» (ГА РФ. Ф.А-661. Оп. 1. Д. 7. Л. 20, 22-23).

Итак, в период «перестройки» были сформулированы новые приоритетные цели в сфере конфессиональной политики государства. На их основе планировалось заручиться широкой поддержкой курса на «перестройку» со стороны Русской православной церкви и верующих. Но инерция и консерватизм, противоборство в самом государственно-партийном руководстве по поводу задач и способов реформирования, что задвигало религиозные проблемы на второй план, не позволили быстро и мобильно приступить к выработке принципиально новой платформы во взаимоотношениях между РПЦ, обществом и государством. Следует согласиться с М.И. Одинцовым, что «религиозный вопрос» везде стал заложником политических и идеологических столкновений властных элит, партийно-номенклатурных игрищ, решался зачастую в угоду «злобе дня» [Одинцов, 2010, с. 23]. И празднование 1000-летия крещения Руси наглядно продемонстрировало, что, с одной стороны, власть осознавала необходимость изменения отношений с РПЦ, с другой — у нее отсутствовало единство в понимании данного процесса.

Список сокращений

1. Государственный архив Пензенской области (ГАПО).

2. Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ).

Библиографический список

1. Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. М.: ИПЛ, 1988. 272 с.

2. Гордиенко Н.С. Крещение Руси: Факты против легенд и мифов (полемические заметки). Л.: Лениздат, 1986. 285 с.

3. Журнал Московской Патриархии (ЖМП). 1988-1990.

4. Известия. 1988. 9 апреля.

5. Материалы XIX Всесоюзной конференции Коммунистической партии Советского Союза, 28 июня - 1 июля 1988 года. М.: Политиздат, 1988. 160 с.

6. Московский Церковный Вестник (МЦВ). 1988. № 11.

7. Наука и религия. 1985-1987.

8. Огонек. 1988. № 21.

9. Одинцов М.И. Вероисповедные реформы в Советском Союзе и в России. 1985-1997 гг. М.: Российское объединение исследователей религии, 2010. 444 с.

10. Русская мысль. № 3725. 1988. 20.05.

11. Русская Православная Церковь в советское время (1917—1991): материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью / Сост.Г. Штиккер. М.: Пропилеи, 1995. Т. 2. 400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.