РУМЯНЦЕВА Е.С.
УДК 323.2-053.9
Взаимоотношения власти и представителей поколений общества в современных политических процессах
В статье рассматривается одна из важнейших проблем современного социума -проблема межпоколенческих отношений, выявлены особенности межпоколенческой стратификации, политический характер этих отношений в условиях переходного периода, показаны механизм властного регулирования социально-политическими процессами, а также процесс взаимодействия организаций пожилых людей и властных структур в современном российском обществе.
Ключевые слова: проблема межпоколенческих отношений, взаимодействие организаций пожилых людей и властных структур.
Проблема межпоколенческих отноше-1ий - важная проблема современного социума, решение которой приобретает особое значение в условиях переходных обществ, когдаедвали неосновными противоречиями становятся те, которые порождаются столкновением традиционных и инновационных форм развития.
Нужно подчеркнуть, что в этот период любой социальный процесс в России так или иначе принимает политический характер, так как интересы разных групп населения существенно дифференцированы, становятся конфликтны и требуют вмешательства властных структур, которые в настоящее время объективно в наибольшей степени активны и способны к принятию политических решений, снимающих наиболее острые конфликты.
Вмешательство властных структур в процессы взаимодействий поколений означает создание механизма регулирования, который включает: проведение дифференцированной социальной политики по отношению к разным поколениям; подготовку кадров психологов, педагогов, врачей, госслужащих, социальных работников - специалистов, способных работать в системе
социализации, социального обеспечения, реабилитации; обеспечение поколенных взаимодействий материальной и законодательной базой; создание условий для выявления творческого начала различных возрастных групп населения; использование их способностей в различных видах деятельности, подготовку общественного мнения (через средства массовой информации), включение политических партий и общественных организаций в процесс формирования идеологии поколенных взаимодействий. Другими словами, предполагает создание продуманных социально-политических технологий регулирования отношений между поколениями. В России принимаемые меры могут стать эффективными тогда, когда они будут результатом взаимодействия государства и зарождающихся структур гражданского общества.
Подобная деятельность тем более важна, что по мере нарастания динамики общественного развития все более явственно проявляются наряду с межпоколенным сотрудничеством и межпоколенные противоречия.
Поколенческая стратификация связана со всеми институтами общества - по-
литическими (традиция наследования власти), институтом семьи, экономическими институтами (переход имущества от отца к сыну), институтами социализации и образования (где старшие обучают младших) и так далее.
Важной характеристикой поколенчес-кой стратификации общества является ее традиционность: формы поколенческих отношений исторически подвижны, однако их сущностью является социально-политическое неравенство разных групп людей. Это неравенство людей сохраняется на протяжении всей истории цивилизации, оно связано с дифференциацией условий бытия представителей разных поколений. Регулирование условий жизни и взаимодействия поколений позволяет обеспечивать воспроизводство общества путем оптимизации функционирования его политических, социальных и экономических сфер.
В современной науке, рассматривающей вопросы межпоколенческого взаимодействия, как внутреннего (отношения между возрастными группами), таки внешнего (отношения между возрастными группами и властными структурами, государством, гражданским обществом), в последние годы поднимается широкий круг проблем - от определения понятия «поколения» до изучения форм межпоколенчес-ких взаимодействий и их условий.
Как считает Н.В. Шахматова, наряду с возрастной дифференциацией социальных функций поколенческая стратификация также предполагает систему связанных с возрастом социально-политических ожиданий и санкций самого широкого спектра - от социально-политических и юридических до морально-этических форм взаимодействия1.
Дифференцируя поколения, Г. Шумен и Дж. Скотт различают их по расположению (когорта рождения) и по деятельности, то есть принадлежности к группе благодаря общему опыту или чувству людей2. Понятие «поколение» следует рассматривать главным образом какусловное, символическое, оно понимается как социально-историческая, политическая и духовная общность граждан-современников. Предусматрива-
ется, что жизнь этих людей должна быть связана с каким-либо важным социально-политическим, историческим событием и иметь единство нравственных и социальных позиций. Самоопределение человека в этом процессе играет особую роль. Понимание возраста как биологического явления недостаточно3.
Мы считаем необходимым подчеркнуть, что термин «поколение» означает, что члены группы, во-первых, осознают себя как некое единство, во-вторых, если они являются субъектами социально-политического развития. Поколение отличается сходством других социально-политических, экономических и социальных признаков, особенностей сознания и поведения, по отношению к которым оно играет роль одного из объяснительных факторов. Поколение - наиболее богатая по потенциальному содержанию разновидность социально-политической, экономической и социокультурной возрастной совокупности, подчеркивающей динамический характер генерации межпоколенческих отношений.
Генерация, понимаемая как возрастная совокупность, отличается не только от возраста, но и некоторых социальных признаков. Это прежде всего социально-демографическая категория. В генерации как бы формируется естественное свойство людей. При этом длительность существования процессов генерации находится в единстве с широким набором социально-политических связей, так как переход от одной группы в другую предполагает изменение образа жизни, социально-политических и экономических интересов, круга общения.
Генерации могут быть выделены и на уровне семьи (внуки, родители, деды); в подобном делении подчеркиваются хронологические различия и существующие между описываемыми людьми отношения кровного родства. Генерация на уровне семьи - это условная социально-возрастная совокупность людей, одинаково отдаленных в родственном отношении от общих предков и образующих по отношению к ним одинаковую степень родства по прямой линии. Отношения между генерациями следует понимать в двух различных по
масштабу системах - на общественном уровне, то есть в рамках межпоколенчес-ких институтов, и на индивидуальном уровне, в рамках семьи. Эти системы находятся в постоянном и глубоком диалектическом взаимодействии4.
Смена генераций имеет важные социально-исторические последствия, поскольку каждая генерация, сформировавшись в конкретной исторической обстановке, является носителем специфического и в известной мере уникального социально-исторического опыта, убеждений, интересов и ценностей. Примером этого являются живущие в нашей стране поколения, которые рождались в разное время. Их социальное формирование проходило каждый раз в неповторимых конкретно-исторических условиях, поскольку даже одно и то же историческое событие по-разному отражалось на судьбах современных ему поколений, находившихся в разном возрасте5.
В переходный период, в условиях смены политической системы общества, возникает особая необходимость сохранения социально-политической стабильности общества. Изменение политической системы современного российского общества привело к тотальной переоценке всех ценностей, ориентиров развития и взаимодействия различных социальных слоев общества. При этом в современной России произошла деформация межпоколенческих взаимоотношений, изменение характера экономических, политических и социальных преобразований. Начался процесс становления информационного общества, в результате этого образовался мощный поток новой социально-политической информации, что неизбежно привело к беспрецедентным аномальным нагрузкам на современное российское общество.
Структурные социально-политические изменения в обществе неизбежно ведут к тому, что проявляются более четко выраженные поколенческие статусные или ролевые признаки людей. В условиях, когда сменилась социальная структура общества, произошло размывание характеристик в социально-политических и поколен-ческих отношениях людей. В условиях
модернизации политической системы общества современной России меняются стандарты поведения человека, хотя сохраняется прежнее мировоззрение. Такое положение неизбежно ведет к возникновению межпоколенческих конфликтов. Адаптация человека, принадлежавшего ранее к различным поколениям, в период трансформации общества подвергается серьезному испытанию6.
Ряд ученых пришли к выводу, что в обществе, в котором «прошлое гарантировало будущее», молодые осознанно и свободно перенимают опыт старших. Более того, отражение прошлого в «зеркале предков» сохраняет восприятие реальности7. Именно поэтому Европейский Совет министров предложил назвать 1993 год «Европейским годом пожилых людей» и «Годом солидарности между поколениями». Тем самым Европа отдала должную дань внимания пожиломучеловеку, хранителю традиций прошлого.
Другие ученые отмечают, что ни в Европе, ни в современной России фактор постарения населения в анализе социальной политики не учитывается в должной мере8.
Однако исследователь В.Т. Лисовский отмечает, что около 80 процентов людей считают, что проблема «отцов и детей» в современных условиях не носит антагонистического характера9.
В то же время результаты опроса 2000 года показали, что около 70 процентов респондентов утверждают, что за последние пять лет отношения в большинстве семей ухудшились. 22 процента затруднились дать однозначный ответ. При этом негативные оценки высказывали, как правило, люди среднего возраста, для которых проблемы взаимоотношения с подрастающими детьми наиболее актуальны. 58 процентов респондентов полагают, что вообще напряженность в межпоколенческих взаимоотношениях гораздо выше, чем была 15-20 лет назад, причем такое понимание наиболее характерно для 67 процентов пожилых людей10.
В условиях изменившейся ситуации в современной России нередкой является попытка использовать «традиционные» методы советской внутрисемейной поли-
тическои социализации, принять идеи воспитательного процесса в межпоколенческих отношениях. При этом таковые наиболее сильно выражены у самых старших поколений, которые являются главными носителями традиционных советских норм воспитания. Согласно результатам опроса, подобные методы организации воспитательного процесса приобретают общераспространенный характер у респондентов старше 35 лет, то есть у потенциальных родителей. Например, 66 процентов опрошенных считают, что подросток не имеет права противоречить родителям, 78 процентов - что он не вправе отказаться выполнять их указания, 70 процентов - что он не должен спорить с учителями.
Следует отметить, что в семейных отношениях наблюдается процесс межпоко-ленческого дистанцирования. Так, в результате опросов, проведенных в 1989 и 1999 годах, отмечается заметное увеличение духовного разрыва между самыми близкими родственниками. Отвечая на вопрос: «Кто может лучше выслушать и понять человека?», количество ответивших «мать, отец» снизилось с 50 до 42 процентов; вариант «сын, дочь» - с 16 до 10 процентов. Зато с 17 до 27 процентов возросло число ответов «в доверительном общении главное место замещают друзья и подруги», а популярность выбора «собеседника», в том числе и «случайных людей», возросла с 3 до 6 процентов. Роль «домашних животных» возросла с 2 до 6 процентов". По всей видимости, семья какосновнойтранс-лятор межпоколенческих связей постепенно теряет функции института, стабилизирующего отношения людей разных возрастов. Характерна тенденция к ослаблению близких родственных связей, нарастанию чувства одиночества.
В этих условиях наука должна прийти на помощь практике. По итогам проведенных социологических исследований специалисты пытаются теоретически обосновать, выработать научные концепции, стратегии взаимоотношения поколений на ближайшую перспективу развития современного общества с учетом возрастания доли пожилых, старых людей в совре-
менном мире. Время не ждет. Проблема роста удельного веса пожилого и старого населения в современном мире становится неотложной и требует своего практического разрешения. В мире более одного миллиарда человек - пенсионеры, пожилые люди, старики, инвалиды от рождения и получившие инвалидность, связанную с профессиональной деятельностью, и др. Все эти люди ждут от общества внимания, заботы и любви. Но ещё более они заинтересованы в социально-политической адаптации, вовлечении их в активную целеустремленную жизнь современного общества.
Разрешение этой проблемы имеет две стороны. Во-первых, вовлекая в активную жизнь пожилого человека, мы помогаем ему адаптироваться, стать полноценным создателем новой жизни, создавать материальные блага не только для себя, но и для общества. Человек в таком случае не будет считать себя обузой для общества, станет снова в строй деятельных людей. Во-вторых, общество на этой основе будет формировать совершенно новый подход к проблеме отношения поколений. Уважительное отношение к старости, к опыту пожилых людей и стариков станет более рациональным. Эти люди почувствуют себя главным звеном сплочения общества и действительно станут им. Жизнь каждого человека будет важнейшей ценностью современного мира.
Социально-политические проблемы современной России требуют новых стратегических и концептуальных подходов взаимодействия поколений. В современном мире разработаны две концепции взаимоотношений поколений. Так, О. Конт рассматривает семейные отношения как основу нравственно-эмоционального союза человека и его близких и родных, союза, который основан на взаимной симпатии с другими членами семьи. При этом роль семьи, как он полагал, должна служить посредником между индивидом и группой. Семья должна воспитывать молодое поколение в духе альтруизма.
Рациональные отношения между поколениями объективно основаны на повседневном поддержании общественного
равновесия между людьми. При этом необходимо постоянное обеспечение баланса традиций и новаторства, носителями которых являются прежде всего члены семьи - как старые, так и молодые. Подчеркивая значение эмоциональных и моральных связей, О. Конт как бы отодвигает на второе место социальные и экономические отношения. В то же время он поддерживает социальную солидарность и считает, что ее обеспечение является важнейшей функцией государства. При этом О. Конт рассматривал моральный прогресс как фактор развития коллективности и нравственного характера индивидов.
В дальнейшем идеи О. Конта получили развитие в работах Э. Дюрркгейма, который рассматривал социальную солидарность как нравственную основу существования общества. Этой идее Э. Дюрркгейм посвятил свою научную работу «О разделении общественного труда», изданнуюв 1983 году. В ней он отметил, что разделение труда связано с ростом народонаселения, и это порождает солидарность. По Дюрркгейму, солидарность - высший моральный принцип, высшая ценность, которая является универсальной, признаваемой всеми членами общества. Поскольку потребность в общественном порядке, гармонии, солидарности всеми считается «моральной», постольку морально и само разделение труда.
Таким образом, старость необходимо рассматривать как основу социально-политической проблемы современного мира и современного этапа развития человеческого общества.
Тысячелетняя история России ярко свидетельствует о том, что особую остроту всегда имел вопрос о людях пожилого возраста, т.е. о том поколении, которое нуждается в заботе и повышенном внимании со стороны общества и государства. Насколько актуальна эта проблема для современной России, рассмотрим на примере одного из социологических исследований12. Среди участников опроса пожилые составили 40% (от 50 до 70 лет и старше), а остальные 60% - 18-49 лет. Женщин было опрошено 74%, мужчин - 26%. По уровню образования исследуемая группа представлена таким образом: со средним об-
разованием - 47%, с высшим - 53%. Согласно ответам, имеют материальное положение ниже среднего 66%, среднее -33%, выше среднего - лишь 1%.
В исследовании приняли участие 69% пенсионеров и 31% работающих. Причем среди работающих основную часть составили люди в возрасте от 50 до 60 лет-72%.
На вопрос о том, актуальна ли проблема взаимоотношений поколений в современной России, представители молодого, пожилого и старшего возрастов ответили следующим образом: 76,9% - положительно, 12,7% - отрицательно, затруднились ответить 10,4% опрошенных.
Характер взаимоотношений и взаимопонимания между поколениями 53,75% участников опроса был определен как сотрудничество, 17,5% - как конфликт, 28,75% - как взаимное непонимание.
Причину конфликта поколений опрошенные видят по-разному. 42,5% представителей старшего возраста считают, что молодое поколение не прислушивается к мнению пожилых; 40% усматривают эту причину в отрицании молодежью прошлого (советского) периода нашей страны; 5% назвали в качестве причины непривлекательный внешний вид людей старшего поколения; 12,5% указали другие причины.
Объединить людей различных поколений, утвердить между ними взаимопонимание, по мнению участников исследования, может, во-первых, совместная работа - 53,75%, во-вторых, творческая деятельность - 25%, семья - 15%. Другие факторы назвали 6,25%.
В оценке своих места и роли в реформировании современного российского общества поколение пожилых людей разделилось следующим образом: 61,25% оценивают положительно, 25% - отрицательно, 13,75% затруднились ответить. Эта оценка достаточно близка к той, которую старшее поколение по данному вопросу дало молодому поколению. Ответы соответственно разделились так: 57,5%, 23,75%, 18,75%.
В ответ на вопрос о будущем своего поколения, о перспективах участия в основных сферах жизни современного российского общества люди пожилого и стар-
шего возраста в подавляющем большинстве придерживаются негативной позиции. Оптимистами в этом отношении оказались 12,5%, т.е. лишь каждый восьмой; не уверены в своем будущем 76,25%. Не имеют четкой позиции 8,75%. Относительно перспектив участия в экономической, политической, культурной жизни общества голоса распределились в такой пропорции: соглашаются 78,75%, затруднились ответить 20%, хорошими видят перспективы своего участия в различных сферах общественной жизни лишь 1,25%.
Каково же отношение людей пожилого и старшего возраста к основным сферам общественной жизни сегодняшней России?
Некоторые обобщающие выводы свидетельствуют о том, что, во-первых, это поколение обладает богатым опытом во всех сферах общественной жизни. Оно является носителем уже сформировавшегося мировоззрения, вполне определенных и устойчивых идеалов, ценностных представлений, установок, ориентаций и соответствующего всему этому поведения.
Во-вторых, это поколение образованных людей, большая часть которых имеет среднее специальное и высшее образование. Они достаточно хорошо информированы о важнейших событиях, явлениях и процессах, происходящих в основных сферах общественной жизни современной России, ориентируются в их сущности и содержании, сознательно определяют свои позиции в отношении волнующих их проблем. Удельный вес среди них тех, кто не имеет четкого мнения, не может высказаться определенно, занимает колеблющуюся позицию и т.п., является незначительным. Как правило, их от 1%до 15%.
В-третьих, это поколение людей, которое проявляет разностороннюю заботу о молодежи, оказывает ей какдуховную, так и материальную помощь.
Вместе с тем это поколение людей, испытывающих в условиях современного российского общества серьезные трудности, особенно в сфере экономических отношений. В частности, речь идет о низком уровне их материального благосостояния.
Его отличает также и низкая политическая активность. Наблюдается рост
уровня религиозности людей пожилого и старшего возраста.
Эти, а также ряд других черт, характеризующих общий облик людей пожилого и старшего возраста, являются, вероятно, определяющими в оценках современных российских реалий, а также в позиции, занимаемой сегодня пожилыми людьми.
Исследование выявило интересную картину распределения отрицательного и положительного отношения людей пожилого возраста кявлениям и процессам современной российской действительности. Приведем ответы, которых придерживается подавляющее большинство респондентов.
В среде пожилого и старшего возраста положительной оценки не получили, например, такие явления, как:
в сфере экономической жизни - проведение приватизации государственной собственности, отчуждение человека от средств производства, влияние рыночных отношений на многие стороны трудовой деятельности, безработица, невозможность трудоустройства, существующий уровень оплаты труда, политика современного Российского государства по вопросу о размерах пенсий и пособий по безработице, а также его усилия по сокращению существующей в настоящее время пропасти в уровне доходов богатых и бедных;
в политической сфере - идея восстановления монархической формы правления в России, распад Советского Союза, деятельность основных институтов политической власти современной РФ, политическая культура и др.;
в сфере духовной жизни - введение платного образования, нынешнее состояние российской науки и т.п.;
в сфере семейно-бытовых отношений - предложение об узаконении многоженства, необходимость расширения присутствия женщин в российских элитарных группах, такие явления, как алкоголизм, наркомания, проституция и ряд других.
В ответах на вопрос о будущем своего поколения, о перспективах участия в основных сферах жизни современного российского общества люди пожилого и старшего возраста в подавляющем большинстве также придерживаются негативной позиции.
История свидетельствует о существовании проблемы борьбы за власть между старыми и молодыми, принадлежащими к господствующему классу. Старые владели опытом,знанием, памятью,а молодые обладали силой, здоровьем и хорошими адаптационными способностями. Так, в традиционных обществах место каждого человека было определено с момента рождения, а также были определены и неизменяемы способы взаимосвязи поколений и передачи опыта. Иная картина наблюдается в современном динамичном обществе, которое постоянно ставит перед каждым новым поколением новые проблемы и задачи самоутверждения и выбора путей своего развития. В таком обществе опыт предыдущих поколений не может полностью отвечать задачам настоящего и будущего. Меняются механизмы трансляции опыта, в результате формируется «образ» каждого поколения.
В России за последние 15 лет произошли глубокие ценностные изменения. Можно сказать, что произошла ломка многовековой традиции российского общества, которая столь болезненна не только для пожилых людей, но и для всех остальных членов общества. «В России практически каждая семья имеет «белое пятно» в памяти о своих предках. Этому способствовали войны (Гражданская и Великая отечественная), голод, государственный террор (раскулачивание, переселение народов и ГУЛАГи). А потому молодое поколение все больше ставилось в ситуацию неопределенности как своего места в роду, так и в обществе. Оно было вынуждено или вырабатывать свои представления о мире и протестовать, или приспо-
сабливаться к сильным мира сего». Кроме того, реформы в России и дестабилизация в стране вынуждали человека выживать, что сформировало в сознании молодого поколения отношение к старшему поколению как к иждивенцам. В массовом сознании россиян как в скрытой, так и в явной форме и сегодня фиксируется отношение к пожилым людям как к бесполезной категории населения. По факту государство реализует стратегию вытеснения людей преклонного возраста из сферы доступа к престижным ценностям, власти и другим ресурсам.
1 См.: Шахматова Н.В. Социология поколений. Саратов: Изд-во СГУ, 2000. С. 93-94.
2 Шумен Г., Скотт Ж. Коллективная память поколений // Социс. 1992. № 2. С. 59.
3 См.: Шахматова Н.В. Социология поколений. Саратов: Изд-во СГУ, 2000. С. 37-39.
4 См.: Поколенческая организация современного российского общества (специфика современных межпоколенческих отношений): Коллективная монография / Под ред. Г.В. Дыльнова и Н.В. Шахматовой. Саратов, 2003. С. 24.
5 См.: Шахматова Н.В. Социология поколений. Саратов: Изд-во СГУ, 2000. С. 95-96.
6 Шахматова Н.В. Указ. соч. С. 41.
7 Лисовский В.Т. «Отцы» и «дети»: за диалог в отношениях // Социс. 2002. № 7. С. 111.
8 Елютина М.Э. Геронтологическое направление в структуре человеческого бытия. Саратов: Изд-во СГТУ, 1999. С. 97.
9 Лисовский В.Т. «Отцы» и «дети»: за диалог в отношениях // Социс. 2002. №7. С. 112.
10 См.: Кемпер И. Легко ли стать? / Пер. с нем. М.: Издательская группа «Прогресса» -Культура».
" См.: Зоркая Н. Родные - не близкие // http:// www.robsobr.ru/issue.php72003-3-32.
12 Кононыгина Т.М. Пожилые в современной России // Диалог поколений. Орел, 2002. С. 40-56.