Научная статья на тему 'Взаимоотношения в семье в традиционном чеченском обществе (XIX - начало XX века)'

Взаимоотношения в семье в традиционном чеченском обществе (XIX - начало XX века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1332
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СЕМЕЙНО-БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ЖЕНЩИНА / МУЖЧИНА / ОРГАНИЗАЦИЯ / ЖЕНСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ДЕТИ / ОБЩЕСТВО / ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТАТУС / ВЗАИМООТНОШЕНИЕ / ОБЫЧАИ «ИЗБЕГАНИЯ» / РОДИТЕЛИ / СТАРШИЕ И МЛАДШИЕ / CUSTOMS OF «AVOIDING» / FAMILY / FAMILY-MARRIAGE RELATIONS / EDUCATION / WOMAN / MAN / ORGANISATION / FEMALE SPACE / CHILDREN / SOCIETY / ECONOMIC ACTIVITIES / STATUS / MUTUAL RELATION / PARENTS / SENIOR AND YOUNGER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хасбулатова Зулай Имрановна

Рассматриваются некоторые аспекты трудового воспитания детей в чеченском обществе в разных отраслях хозяйства, прослеживается приобщение детей к земледелию и скотоводству. Универсальными нормами и средствами воспитания детей у чеченцев являлись пословицы и поговорки, сказки, притчи о труде, о трудовом воспитании, которые относились к устойчивым формам и были своеобразным кодексом, отражающим основные принципы и требования того, чтобы подросток стал трудолюбивым. Подчеркивается, что воспитание осуществлялось в контексте реальной трудовой деятельности, традиции были непосредственно вплетены в процесс жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family Relationships in Traditional Chechen Society (XIX - Early XX Century)

This article discusses some aspects of labor education in Chechen society in different sectors of the economy, the author mentions participation of children in farming and cattle breeding. Universal standards and means of upbringing of Chechens were sayings and proverbs, tales about labour, labour education that related to sustainable forms and were original code reflecting the basic principles and requirements for a teenager to become hardworking. The article emphasizes that education is carried out in the context of actual work; traditions were directly woven into the process of life.

Текст научной работы на тему «Взаимоотношения в семье в традиционном чеченском обществе (XIX - начало XX века)»

УДК 39.33.99

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ В ТРАДИЦИОННОМ ЧЕЧЕНСКОМ ОБЩЕСТВЕ (XIX - НАЧАЛО XX ВЕКА)

© 2012 г. З.И. Хасбулатова

Чеченский государственный университет, Chechen State University,

ул. Киевская, 33, г. Грозный, 364907, KievskayaSt., 33, Grozny, 364907,

mail@chesu.ru mail@chesu.ru

Рассматриваются некоторые аспекты трудового воспитания детей в чеченском обществе в разных отраслях хозяйства, прослеживается приобщение детей к земледелию и скотоводству. Универсальными нормами и средствами воспитания детей у чеченцев являлись пословицы и поговорки, сказки, притчи о труде, о трудовом воспитании, которые относились к устойчивым формам и были своеобразным кодексом, отражающим основные принципы и требования того, чтобы подросток стал трудолюбивым. Подчеркивается, что воспитание осуществлялось в контексте реальной трудовой деятельности, традиции были непосредственно вплетены в процесс жизни.

Ключевые слова: семья, семейно-брачные отношения, воспитание, женщина, мужчина, организация, женское пространство, дети, общество, хозяйственная деятельность, статус, взаимоотношение, обычаи «избегания», родители, дети, старшие и младшие.

This article discusses some aspects of labor education in Chechen society in different sectors of the economy, the author mentions participation of children in farming and cattle breeding. Universal standards and means of upbringing of Chechens were sayings and proverbs, tales about labour, labour education that related to sustainable forms and were original code reflecting the basic principles and requirements for a teenager to become hard- working. The article emphasizes that education is carried out in the context of actual work; traditions were directly woven into the process of life.

Keywords: family, family-marriage relations, education, woman, man, organisation, female space, children, society, economic activities, status, mutual relation, customs of «avoiding», parents, children, senior and younger.

«Семья - это социальная система с определенной, свойственной для нее структурой, разных типологических вариантов, с основными функциями производства человека, воспроизводства этносов в

моно- и полиэтнических средах удовлетворения потребности супругов в длительной интимной совместной жизни, функций экономической и рекреационной» [1, с. 17].

Следует отметить, что семья своим особым строением (структурой), особыми взаимоотношениями людей, единых по крови и некровных (женщин), организацией власти, также семейно-брачными отношениями отличаются от других систем общества. «... Отношения, с самого начала включающиеся в ход исторического развития, заключаются в том, что люди, ежедневно заново производящие свою собственную жизнь, начинают производить других людей, размножаться: это - отношение между мужем и женой, родителями и детьми - семья.» [2, с. 27 - 28].

Проблема взаимоотношений в семье как в большой, так и в малой остается актуальной в любое время. Нет ничего лучше, чем любящая семья, для того чтобы вырос счастливый, приспособленный к жизненным испытаниям человек. Для ребенка семья является первой школой обучения и воспитания.

Чеченцы большое внимание уделяли нравственному становлению подрастающего поколения. С общественными нормами морали, правилами поведения ребенка знакомили прежде всего в семье. Главную роль в этом играло поведение старших, их пример. Подрастая, дети постепенно входили в ту систему взаимоотношений, которая существовала в семье, и она становилась для них непреложным законом: складывались взаимоотношения между старшими и младшими, правила поведения по отношению к родственникам, соседям, обычаи гостеприимства и т.д.

Внутренняя жизнь чеченской семьи (как большой, так и малой) отмечалась строгой организацией. Каждому члену в ней отводились свое место и обязанности. Об организации семейной жизни Н.С. Иваненков писал: «В семейных отношениях чеченцев, подобно другим народам горного Кавказа, особое место уделялось полу и возрасту членов семьи - двум основным, играющим значительную роль в управлении и организации труда в семье . Оба, муж и жена, точно распределены в домашнем быту. Она шьет одежду, носит воду, варит кашу, нянчит детей, прядет, ткет . Она еще должна нравиться мужу ... Он молится 5 раз в день о благополучии дома, пашет, косит траву, возит дрова из леса ... "дерется", защищая честь семьи, судится» [3, с. 130]. Разделение труда в чеченской семье между мужчинами и женщинами отмечал исследователь К. Самойлов: «Содержание в исправности оружия и уход за лошадью составляет главные предметы заботливости мужчин. Кроме того, на нем лежит обязанность вспахать поле, привезти дрова, скосить сено и выполнять другие работы, требующие силы. Остальные работы, полевые и домашние выполняет женщина: с раннего утра она начинает трудиться и кончает только вечером» [4, с. 67]. О разделении труда в чеченских семьях писал и А. Бергер [5]. Обязанности мужчин и женщин в семейном быту чеченцев были строго распределены. Скотоводством и вообще всеми тяжелыми работами занимались мужчины, а все, что было связано с домашним хозяйством (уборка, приготовление пищи, в некоторых случаях подсобные работы в поле, воспитание и уход за детьми, стариками и многое другое), выполнялось женщинами.

При преимущественном сохранении натурального хозяйства необходимые предметы домашнего быта почти всегда изготовлялись силами семьи (и женщинами и мужчинами). Примечательно, что женщина в прошлом у чеченцев пользовалась несравненно большей свободой, чем у соседних народов Кавказа, ей отводилась более важная роль в трудовой, семейной и общественной жизни. Девушки и замужние женщины не закрывали лица в присутствии мужчин. Мужчины у чеченцев отличались сдержанным отношением к женщине, воспитанные в духе строгой морали. Так, А.М. Ладыженский писал: «При изложении семейного права (в том числе и чеченцев. - З.Х.) я подчеркнул то обстоятельство, что горянка (чеченка. - З.Х.), хотя и была в большей зависимости от мужа и хотя на ней лежала огромная работа, тем не менее она не являлась забитым существом» [6, с. 54].

В семейном быту чеченцев мужчина был хозяином и господином, женщина должна была всем своим видом и поведением подчеркивать это. В присутствии посторонних она (жена) не садилась и не принимала участие в трапезе. Но в кругу своих домочадцев мужчины ели со своими детьми и женами. Впрочем, это в большинстве случаев зависело от порядков, которые были приняты в семье. От обоих супругов, их взаимоотношений зависел микроклимат в семье. Безусловно, и жена и муж должны были вести себя таким образом, чтобы жена уважала его и его родственников, а не только боялась. По нормам чеченского этикета мужчина должен быть щедрым и великодушным. Только безнравственное поведение жены может быть основанием для ее наказания.

Женщины занимались хранением и расходованием продуктов питания, приготовлением пищи, а также всем тем, что связано с кухней, наведением чистоты в доме и т.д. Аналогичная организация труда в семье была и у других народов Кавказа [7]. Также на женщин ложилось и воспитание детей.

Таким образом, в жизни чеченцев женщины играли значительную роль, хотя в каждый период своей жизни они всегда занимали второе место после мужчин. Но нам представляется, что в семье женщина-чеченка никогда не была пассивной и не занимала второстепенное, второе место.

Как отмечает Ю.Ю. Карпов: «... Если мужское пространство на территории населенного пункта локализовано, занимая его центр, то женское пространство рассеяно на ней между отдельными домами и усадьбами. И хотя женщины все же имеют собственные центры - общественные печи, источники - места каждодневного общения, однако в общественном плане эти центры менее значимы по сравнению с мужским. Селение как сосредоточие общественной жизни . управляется мужчинами.

Зато в доме ... именно женщина располагается ближе к его центру - очагу. Дом обычно делится на мужскую и женскую половины по линии, условно проходящей через очаг, но при этом очаг входит в женскую зону или она сама организуется возле него. Поэтому сооружение очага, например, у чеченцев

вменяется женщине к исполнению, а попечение о нем неизменно входит в круг ее обязанностей. Очаг сопряжен с местом родин, он является символом стабильности генетической прогрессии семьи... В силу отмеченного, центр тяжести жизнедеятельности семьи есть пространство женское, а ее периферию составляет мужское пространство, ориентированное на контакт с внешним миром» [8, с. 54 - 55].

В традиционном чеченском обществе в прошлом общественная активность женщины была незначительной. Чеченские женщины, как правило, не представляли на сельском сходе домохозяйство (свой дым), не принимали участия в управлении, хотя они выполняли все решения, принятые на сельском сходе. Но в жизни от сельского общества женщина не была отстранена, поскольку находилась в постоянном взаимодействии по вопросам хозяйственной деятельности. Семья была для женщины тем местом, где она играла существенную роль, могла проявить инициативу, самостоятельность, этикет, без ее участия не проходило ни одно значительное событие в жизни семьи. Чем больше женщина была задействована в хозяйственном производстве, тем значительнее было ее место в семье, а ее статус зависел во многом от возраста, семейного положения, наличия детей, личных качеств.

Взаимоотношения молодых людей и девушек определялись уважением со стороны мужчины и женской скромностью. Один из дореволюционных авторов отметил, что «несмотря на полное подчинение женщин, нельзя, однако, сказать, что она по народным воззрениям лишена всякой вежливости со стороны мужчин или находится в зависимости от мужа: если женщина должна дать дорогу мужчине, то и мужчина обязан проехать так, чтобы оружие не было обращено в сторону женщины» [9, с. 297]. Бить или убивать свою жену считалось величайшим позором, общество клеймило такого мужчину.

В чеченской семье как в большой, так и в малой отражались вековые традиции. Между родителями и детьми соблюдались отношения строгой горской этики: от детей требовалось беспрекословное подчинение родителям и почитание их независимо от возраста детей. Неписанные законы горской морали (адаты) диктовали каждый шаг чеченцев: как говорить с женой при людях, в семье; как говорить с детьми при взрослых, родителях, старших и младших, при посторонних и родственниках, как вести себя в семье и на людях, что делать при встрече на улице или в дороге со взрослыми, с молодыми, с женщинами - молодыми, старыми, когда дороги идут в одном направлении и в разных направлениях, как лучше ухаживать за гостем. Вся жизнь чеченской семьи, весь семейный уклад были насквозь пропитаны этими обычаями.

Как уже отмечено, взаимоотношения в семье достаточно хорошо определялись уважением к старшим - родителям, дедушкам, бабушкам, старикам вообще.

Среди народов Кавказа, в том числе и чеченцев, не было случая, чтобы дети оставляли без внимания постаревших родителей или родственников. Во второй

половине ХХ в. и начале нынешнего отмечается некоторое ослабление действенности этого обычая. Но общественное мнение резко осуждает тех, кто проявляют непочтительное отношение к родителям и старикам.

Чеченская нравственность и вера требуют беспрекословного уважения родителей на протяжении всей их жизни, оказания им материальной и моральной поддержки.

До выделения из отцовской семьи в самостоятельное хозяйство сын по нормам нравственности должен был по всем вопросам хозяйственной и даже личной жизни безусловно обращаться к родителям, но не освобождался от этих обязанностей. При решении судеб своих детей родители всегда исходили из их желания, особенно при создании молодой семьи. Чеченцы говорили «безамца-марзанца ца кхоьллина доь-зала ирс хир дац» - не будет счастливой семья, созданная без любви и согласия.

Нам представляется, что с выделением сына в самостоятельную семью и с выходом дочери замуж родители в целом теряли свою власть над детьми по формированию их мировоззрения. Но тут вступала в силу нравственная основа внутрисемейных взаимоотношений родителей и детей: любовь, уважение, стремление поддержать и обеспечить старых и больных родителей, в целом забота о них, т.е. моральная и материальная поддержка их. Не последнюю роль играло и общественное мнение и, конечно, юридически обычаи были на стороне родителей. Примечательно, что по мировоззрению чеченцев, как и других народов Кавказа, религиозно-нравственная основа взаимоотношений в семье достаточно четко проявлялась в представлениях о значениях родительского благословения или проклятия и особенно матери.

В любой семье и при любых взаимоотношениях благословение родители давали перед дальней дорогой, перед началом какого-либо хозяйственного дела, свадьбой или же перед ответственными и важными делами: «Дала аьтто бойла хьан» - «Чтобы Бог оказал помощь», «Дала некъ нисбойла хьан» - «Чтобы Бог способствовал благополучной дороге», «Дала ирсе доьзал хилитолла хьан» - «Чтобы создалась счастливая семья» и др. Были также и специальные «аяты», которые читали, да и сейчас читают матери и люди старшего возраста, когда их дети выходят из дома. Чеченцы большое значение придавали благословению и молитве родителей.

Примечательно, что чеченцы с ранних лет прививали детям понятие об уважении к старшим, о почитании их и т.д. За советом в семье и в обществе всегда обращались к старшим. Их мнение оказывалось решающим в разных вопросах, будь то раздел имущества, спор, оскорбление, кража девушки, спор при распределении участков и др. Эти и подобные вопросы старались решить внутри родственного коллектива, семьи, не доводя их до Совета старейшин села, суда и т.д.

У чеченцев, как и у многих других народов Кавказа, было хорошей традицией не ссориться в присутствии детей, сдерживать себя от проявления недо-

вольства друг другом, т.е. важным условием правильного воспитания признавалось наличие согласия между родителями и другими членами семьи. Обычай запрещал отцу (мужу) ругать мать (жену) при детях.

Чеченцы говорили и говорят до настоящего времени: «Жену, с которой живешь и думаешь жить, не позорь». Народная педагогика высоко ставила роль примера родителей во внутрисемейных взаимоотношениях. Следуя требованиям лучших народных обычаев, регламентировавших все стороны семейной жизни, родители должны были быть для своих и чужих детей примером подражания во всем.

В чеченской семье существовал ряд запретов, обычаев «избегания» между мужем и женой, между снохой и родственниками мужа, между зятем и родственниками жены, между родителями и детьми и т.д. Эти запреты являются пережитками архаических форм отношений полов до брака. Например, у чеченцев жених в течение всего периода свадебных торжеств оставался у своего друга или родственника. До бракосочетания (религиозное оформление брака «мах бар») жених не навещал невесту (обычно это происходило на четвертый день), не показывался гостям, после бракосочетания тайно посещал невесту и др.

В современных чеченских семьях обычай избегания в основном изжил себя, хотя в личных отношениях, меняясь по содержанию, сохранил внешнюю этикетную форму. Так, например, по-прежнему придерживаются обычая уважительного отношения невестки к матери и другим близким родственникам мужа (не называя их по имени, оказывает знаки внимания).

Становление и утверждение этих обычаев в быту происходит в силу наличия механизма трансляций традиций - одного из главных факторов развития культуры в целом. Примечательно, что положительные традиции, как эстафета, передаются из поколения в поколение и в некоторой степени являются соединяющим звеном между прошлым и настоящим. Безусловно, в семье, которая объединяется особыми родственными связями, традиции находят для себя благоприятную почву.

Дети были участниками всех важных событий в жизни семьи. Родители следили за соблюдением ими правил поведения, которые при взаимоотношениях определяли уровень воспитанности и порядочности. Положительное влияние на воспитание у детей в семье лучших нравственных качеств оказывал обычай традиционного гостеприимства, который свято соблюдался чеченцами во внутрисемейных взаимоотношениях. К гостю проявляли большой интерес, он был уважаемым лицом в любом доме и в любой семье. Это объяснялось, по-видимому, тем, что гость всегда был носителем новых вестей из жизни других обществ, народов, стран. Рассказы гостя помогали его слушателям расширять свой кругозор. Правила приема гостя были закреплены давней народной традицией. Они возлагали определенные обязанности не только на взрослых членов семьи, но и на детей. Мальчики должны были встречать гостя у во-

рот, обращаться к нему с соответствующим приветствием, помочь слезть с коня, проводить в дом, принять верхнюю одежду, выполнять просьбы и поручения гостя, что также являлось своеобразной формой взаимоотношений в семье, тренировкой вежливости и почтительного отношения к старшим. Считалось в высшей степени неприличным вмешиваться в разговор старших, громко смеяться в их присутствии. Дети в семье приучались исполнять просьбы родителей и старших.

Таким образом, говоря о взаимоотношениях в семье и нормах поведения, следует отметить, что поведение детей по отношению ко всем взрослым и особенно людям старшего поколения отличалось почитанием и уважением. Дети у чеченцев с очень раннего возраста должны были усвоить и соблюдать все нормы, ступени нравственного поведения. Как уже отмечалось, семья - важнейшая общественная ячейка, которая живыми нитями связывает каждого его члена с традициями и обычаями народа, его нравственным и культурным наследием. Основы характера, привычек, исходные жизненные позиции, как известно, закладывались в семье. В прошлом, когда в Чечне царила сплошная неграмотность и люди жили в изоляции от других народов, важным и основным источником воспитания подрастающего поколения была семья. Дети учились обычаям и традициям своего народа, нормам поведения, осваивали обычаи гостеприимства, взаимопомощи, уважения к женщине, свадебные и похоронные обряды, обычаи избегания, поведение при гостях и в общественных местах, а также получали первые трудовые навыки.

Итак, основной воспитательной функцией семьи являлась передача детям практических знаний, хозяйственных навыков и нравственных норм поведения. Взаимоотношения между родителями и детьми у чеченцев регламентировались многочисленными нормами. Воспитать, женить сына, выдать дочь замуж считалось долгом родителей. Заботиться о родителях и других старших родственниках семьи, считалось священной обязанностью детей, в первую очередь сына. Отступление от этих нравственно-этических норм осуждалось чеченским обществом, считалось позором не только для членов семьи, но и близких и дальних родственников.

Сегодня в условиях возрождения духовной и идеологической основы воспитания молодежи изучение традиционных норм взаимоотношений между поколениями и пропаганда их являются важнейшей задачей и обязанностью этнологов.

Литература

1. Ганцкая О.А. Семья, структура, функции, типы // Советская этнография. 1984. № 6.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Собр.соч. Т. 3.

3. Иваненков Н.С. Горные чеченцы // Терский сборник. Вып. 7. Владикавказ, 1910.

4. Самойлов К. Заметки о Чечне // Пантеон. 1855. № 9.

5. Бергер А. Чеченка. М., 1928.

6. Ладыженский А.М. Адаты горцев Северного Кавказа // Вестник Московского государственного университета. 1912. № 12.

7. Гаджиева С.Ш. Семья и семейный быт у народов Дагестана. Махачкала, 1967; Итонишвили В.Д. Семейный быт горцев Центрального Кавказа. Тбилиси, 1975; Агларов М.А. Андийцы. Махачкала, 2002; и др.

Поступила в редакцию

8. Карпов Ю.Ю. Женское и мужское в культуре народов Кавказа // Гендерные стереотипы в прошлом и настоящем. М., 2003.

9. Семенов Н. Туземцы Северо-Восточного Кавказа. СПб., 1895.

10. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. М., 1983.

13 февраля 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.