М.И. Кораблёв
Взаимоотношения Соединённого Королевства и Европейского сообщества в программных установках трёх главных британских политических партий (1979 - 1997)
Британия - страна с большими традициями развития парламентаризма и партийно-политической системы. Победа на выборах в парламент означает возможность формировать правительство и, следовательно, определять внутреннюю и внешнюю политику страны. Поэтому участие и победа в них являются основной целью любой британской партии. Неудивительно, что предвыборные манифесты играют значимую роль в деятельности партий «Туманного Альбиона». Они содержат основные партийные установки и программу действий в случае победы по всем основным направлениям внутренней и внешней политики. Поэтому данный вид источников является важным при изучении истории страны. Задача данной статьи состоит в попытке анализа изменений позиций Консервативной, Лейбористской и Либеральной1 партий относительно степени вовлечённости Великобритании в процессы европейской интеграции в предвыборных манифестах. Период с 1979 по 1997 гг. выбран для анализа неслучайно. Это время правления консерваторов -от прихода к власти Маргарет Тэтчер в мае 1979 г. до поражения правительства Джона Мейджора в мае 1997 г.
В обозначенный промежуток времени в Соединённом Королевстве прошли пять выборов в парламент: в 1979, 1983, 1987, 1992 и 1997 гг. На четырёх из них победили консерваторы, и только в 1997 г. власть перешла к лейбористам.
Основное внимание в вопросах взаимоотношений Великобритании и Европейского сообщества (ЕС) в предвыборных программах Консервативной партии уделено экономическим и
1 На выборы 1983 и 1987 гг. Либеральная партия шла в альянсе с Социал-демократической партией. Позже они объединились и начиная с 1992 г. участвовали в выборах как Либерально-демократическая партия.
политическим аспектам. Исходя из традиционной политики тори на ослабление государственного регулирования, во всех пяти манифестах содержатся установки на необходимость реформирования Единой сельскохозяйственной политики (ЕСХП)2: снижение выплат британских налогоплательщиков, снижение цен на сельскохозяйственную продукцию, ограничение излишков сельскохозяйственного производства путём снижения закупочных цен на них. Установка на ограничение государственного регулирования в рамках сообщества нашла своё отражение и в провозглашении других целей в предвыборных программах: контроль за Единым бюджетом, ограничение расходов ЕЭС (1979, 1987, 1992)3, снижение бюрократизированное™ (1979)4, отказ присоединиться к Социальной главе Маастрихтского договора (1992)5.
Ориентируясь в большей степени на развитие экономической интеграции, консервативная партия придавала особое значение развитию в ЕС принципов свободной торговли, снятию ограничений с передвижения финансов, товаров, услуг и рабочей силы (1979 - 1997)6. В вопросе развития Экономического и валютного союза (ЭВС) консерваторы придерживались умеренного, взвешенного подхода: провозглашали необходимость для Британии участия в переговорах о развитии ЭВС, сохраняя за собой право выбора в вопросе присо7единения к завершающей его стадии - введению единой валюты7.
Важное место в предвыборных манифестах занимает обещание не допустить укрепления наднациональных структур в ЕЭС и его федерализации, что, по мнению консерваторов, представляло угрозу ограничения британского суверенитета и свободы принятия национальных решений8. Для осуществления
2 Conservative Party general election manifestos/ Ed. by Iain Dale, with an introduction by Alistair B. Cooke. London & New York: Routledge, 2000. Р. 273, 281, 295, 308, 333 - 334, 360, 451.
3 Ibid. P. 281, 349, 360.
4 Ibid. P. 281.
5 Ibid. P. 460.
6 Ibid. P. 282, 308, 349, 360 - 361, 454.
7 Ibid. P. 363.
8 Следует отметить, что боязнь британского правительства потерять национальный суверенитет стала одной из основных причин, по которым Великобритания воздержалась от участия в создании Европейского
этой задачи они предлагали увеличить количество членов организации (1992)9; выступали против расширения компетенции органов ЕЭС - Комиссии, Совета министров, Европарламента, Европейского суда (1992, 1997)10; против увеличения списка вопросов, решения по которым принимаются простым большинством голосов (1997), за усиление роли национальных парламентов и сотрудничества между национальными правительст-вами11. Для претворения в жизнь последнего пункта консерваторы предложили включить в текст Маастрихтского договора принцип субсидиарности12. Также от выборов к выборам консерваторы повторяли установку на лидерство Соединённого Королевства в европейских объединительных процессах и стремление к углублению интеграции в области внешней политики. С их точки зрения, «в мире доминирования супердержав Британия и её партнёры наилучшим образом способны защищать свои международные интересы и вносить вклад в мир и стабильность на Земле, только выступая единым фронтом»13.
Позицию Лейбористской партии в отношении Европейского сообщества в период с 1979 по 1997 гг. можно охарактеризовать как непоследовательную. Заявление 1979 г. о готовности и желании более тесно работать с европейскими партнёра-ми14 сменилось обоснованием необходимости выхода Великобритании из состава ЕЭС в 1983 г.15, после чего партия постепенно становилась всё более проевропейски настроенной. Вполне оправдывая своё название, лейбористы сосредоточили основное внимание в своих предвыборных программах на вопросах экономического и социального развития ЕЭС. В качестве
экономического сообщества, отказавшись подписывать Римский договор 1957 г.
9 Ibid. P. 360.
10 Ibid. P. 360, 454 - 455
11 Ibid. P. 454 - 455.
12 Подробнее о сути этого принципа см.: Европейский союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития/ Под ред. Ю.А.Борко и О.В.Буториной. М., 2001. C. 252.
13 Conservative Party general election manifestos... Р. 281.
14 Labour Party general election manifestos/ Ed. by Iain Dale, with an introduction by Dennis Kavanagh. - London & New York: Routledge, 2000. Р. 219.
15 Ibid. P. 246, 256, 280 - 281.
приоритетных направлений своей европейской политики они указывали:
1) реформу ЕСХП (1979, 1992, 1997) путём снижения гарантированных закупочных цен на сельхозтовары, увеличения закупок дешёвого продовольствия извне сообщества16;
2) реформу Единого бюджета (1979) с целью снижения размера британских выплат и изменения структуры трат, когда 75% уходило на поддержку сельского хозяйства ;
3) обуздание инфляции (1979, 1992)18;
4) защиту прав населения путём присоединения к Социальной главе Маастрихтского договора (1992)19;
5) защиту прав потребителей (1992)20;
6) борьбу с безработицей (1979, 1987, 1992)21;
7) активное участие в переговорах по созданию и функционированию Экономического и валютного союза (ЭВС), включая возможное участие Великобритании в третьей, завершающей его стадии - введении единой европейской валюты (1992, 1997)22.
Акцентирование внимания на экономических и социальных вопросах не означало отсутствие политической программы действий в Европе. Как и консерваторы, в политической сфере лейбористы выступали против централизации, бюрократизации и федерализации Европейского сообщества (1979, 1992)23.
Наиболее радикальных взглядов относительно участия Соединённого Королевства в процессах европейской интеграции придерживались в рассматриваемый период либералы. Центральное место в их предвыборных программах занимают тезисы о расширении сотрудничества и интеграции в рамках сообщества, его федерализации, реформе системы голосования на выборах в Европарламент. Для осуществления этих задач Либеральная партия предлагала углублять экономическую, валют-
16 Ibid. P. 220, 222, 233-234, 341, 451.
17 Ibid. P. 234.
18 Ibid. P. 320.
19 Ibid. P. 324.
20 Ibid. P. 333.
21 Ibid. P. 234, 309, 341.
22 Ibid. P. 341, 378, 380
23 Ibid. P. 233, 234, 341.
ную и политическую интеграцию, развивать новые направления общей политики ЕЭС - региональную, социальную, торговую, промышленную (1979, 1983, 1987, 1992)24, выступив, в частности, за присоединение к Социальной главе Маастрихтского договора. Особое внимание либералы уделяли проблеме распределения властных полномочий в рамках Европейского сообщества, настаивая на увеличении прерогатив Европарламента (1979, 1983, 1987, 1992) 5, а также на борьбе с евробюрократией (1987, 1992)26. Как консерваторы и лейбористы, либералы были недовольны ЕСХП и настаивали на её скорейшем реформировании (1979, 1983, 1987, 1992, 1997)27. Однако к парламентским выборам 1997 г. предвыборные установки Либеральной партии стали более умеренными. Среди них уже отсутствует установка на создание федеративного Сообщества, более умеренно преподносится задача участия в ЭВС, особенно в его третьей, завершающей стадии. Появляется оговорка о возможности присоединения Великобритании к единой валюте только в случае её успеха и при выполнении трёх условий - соответствие общей валюты Маастрихтским критериям, выполнение Британией этих критериев, положительное решение населения страны на рефе-рендуме28.
Таким образом, можно констатировать как схожесть, так и существенные различия в подходах трёх основных британских политических партий к проблемам взаимоотношений Соединённого Королевства и Европейского сообщества на общенациональных выборах в парламент в период 1979 - 1997 гг. Общими для всех трёх партий являлись установки на реформирование Единой сельскохозяйственной политики, контроль за финансами ЕС, углубление экономической интеграции, борьбу с евробюрократией. Схожими были и их позиции относительно участия в переговорах по вопросам развития ЭВС и возможности участия Великобритании во введении единой валюты. Раз-
24 Liberal Party general election manifestos/ Ed. by Iain Dale, with an introduction by Duncan Brack. London & New York: Routledge, 2000. C. 199 - 200, 231 - 232, 272, 287, 292, 310, 311 - 312.
25 Ibid. P. 200, 231, 272, 311.
26 Ibid. P. 272, 310.
27 Ibid. P. 198, 231, 252, 273, 298, 311, 338, 353.
28 Ibid. P. 353.
личия в подходах имели место в основном в политической сфере: в вопросах федерализации сообщества (антифедерализм консерваторов и лейбористов и федерализм либералов), сферы компетенции органов ЕС (позиция против укрепления наднациональных структур Консервативной и Лейбористской партий и стремление к расширению прерогатив структур сообщества у Либеральной партии). Различия в предвыборных манифестах также имели место в области социальной политики. Консерваторы выступали против присоединения к Социальной главе Маастрихтского договора, в то время как лейбористы и либералы - за. В целом можно сказать, что в программных установках Консервативной и Либеральной партий относительно развития взаимоотношений с Европейским сообществом наблюдается определённая преемственность, в то время как Лейбористскую партию в этом отношении можно охарактеризовать как непоследовательную. В то же время, консерваторы в исследуемый период не выдвигали каких-либо радикальных предложений в вопросах развития отношений с единой Европой, в отличие от лейбористов (стремление к выводу Соединённого Королевства из состава сообщества в 1983 г.) и либералов (присутствие в манифестах стремления к федерализации ЕС вплоть до выборов 1997 г.).
Кораблёв Максим Игоревич - аспирант кафедры зарубежной истории и международных отношений РГУ им. И. Канта (Калининград).