Научная статья на тему 'Взаимоотношения Русской Православной Церкви и Александрийской Православной Церкви в период патриаршества Николая VI'

Взаимоотношения Русской Православной Церкви и Александрийской Православной Церкви в период патриаршества Николая VI Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
Ключевые слова
взаимоотношения Церквей / Александрийский патриархат / Московский патриархат / патриарх Николай VI / патриарх Алексий I / патриарх Пимен / relationship between the Churches / Patriarchate of Alexandria / Moscow Patriarchate / Patriarch Nicholas VI / Patriarch Alexy I / Patriarch Pimen

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Священник Давид Владимирович Шуплецов

Статья посвящена анализу церковных взаимоотношений Александрийской и Русской Православных Церквей в период патриаршества Блаженнейшего Папы и Патриарха Александрийского Николая VI по данным архивов (ГАРФ и Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии) и свидетельств церковных вестников (в первую очередь «Журнала Московской Патриархии»). Данный исторический период охватывает интервал с 1968 по 1986 гг. и знаменует собой процесс стабилизации отношений, рост качества культурного и интеллектуального обмена между патриархатами. Ранний период патриаршества Николая VI был сопряжен с разрешением последствий политики его предшественника, патриарха Христофора II, нивелированием интриг среди духовенства и преодолением политического кризиса. В этой связи ранние церковно-правовые отношения между Русской и Александрийской Церквами были несколько напряженными, однако уже с 1971 г. ситуация меняется в совершенно позитивную сторону. В конечном счете патриарх Николай VI смог добиться больших преференций и помощи от Русской Православной Церкви, благодаря чему Александрийский Патриархат достаточно успешно преодолел кризисное состояние Ближнего Востока 70–80 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Священник Давид Владимирович Шуплецов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Relationship between the Russian Orthodox Church and the Alexandrian Orthodox Church during the Patriarchate of Nicholas VI

This article analyzes ecclesiastical relations between the Orthodox Churches of Alexandria and Russia during the period of the Patriarchate of His Beatitude Pope and Patriarch Nicholas VI of Alexandria, drawing on the data of the archives (the State Archive of the Russian Federation and the Department for External Church Relations of the Moscow Patriarchate) and the testimonies of church gazettes (Journal of the Moscow Patriarchate in the first place). This historical period covers the time from 1968 to 1986 and represents the process of relationship stabilization, the growth of the quality of cultural and intellectual exchange between the Patriarchates. The early period of the Patriarchate of Nicholas VI was associated with the resolution of the consequences of the policy of his predecessor, Patriarch Christopher II, levelling intrigues among the clergy and overcoming the political crisis. In this regard, the early ecclesiastical-legal relations between the Russian and Alexandrian Churches were somewhat strained, but since 1971 the situation was changing in a completely positive direction. In the end, Patriarch Nicholas VI was able to gain great preferences and assistance from the Russian Orthodox Church, thanks to which the Patriarchate of Alexandria succeeded quite well to overcome the crisis in the Middle East in the 1970s – 80s.

Текст научной работы на тему «Взаимоотношения Русской Православной Церкви и Александрийской Православной Церкви в период патриаршества Николая VI»

ХРИСТИАНСКОЕ ЧТЕНИЕ

Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви

№ 3 2024

Священник Давид Шуплецов

Взаимоотношения Русской Православной Церкви и Александрийской Православной Церкви в период патриаршества Николая VI

УДК 271.22(6:47+57)-9 DOI 10.47132/1814-5574_2024_3_361 EDN BNFYYS

Аннотация: Статья посвящена анализу церковных взаимоотношений Александрийской и Русской Православных Церквей в период патриаршества Блаженнейшего Папы и Патриарха Александрийского Николая VI по данным архивов (ГАРФ и Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии) и свидетельств церковных вестников (в первую очередь «Журнала Московской Патриархии»). Данный исторический период охватывает интервал с 1968 по 1986 гг. и знаменует собой процесс стабилизации отношений, рост качества культурного и интеллектуального обмена между патриархатами. Ранний период патриаршества Николая VI был сопряжен с разрешением последствий политики его предшественника, патриарха Христофора II, нивелированием интриг среди духовенства и преодолением политического кризиса. В этой связи ранние церковно-правовые отношения между Русской и Александрийской Церквами были несколько напряженными, однако уже с 1971 г. ситуация меняется в совершенно позитивную сторону. В конечном счете патриарх Николай VI смог добиться больших преференций и помощи от Русской Православной Церкви, благодаря чему Александрийский Патриархат достаточно успешно преодолел кризисное состояние Ближнего Востока 70-80 гг.

Ключевые слова: взаимоотношения Церквей, Александрийский патриархат, Московский патриархат, патриарх Николай VI, патриарх Алексий I, патриарх Пимен.

Об авторе: Священник Давид Владимирович Шуплецов

Магистр богословия, аспирант Санкт-Петербургской духовной академии.

E-mail: devid-shuplecov@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0009-0002-6666-6035

Для цитирования: Шуплецов Д., свящ. Взаимоотношения Русской Православной Церкви и Александрийской Православной Церкви в период патриаршества Николая VI // Христианское чтение. 2024. №3. С. 361-370.

Статья поступила в редакцию 11.03.2024; одобрена после рецензирования 15.04.2024; принята к публикации 17.05.2024.

KHRISTIANSKOYE CHTENIYE [Christian Reading]

Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church

No. 3 2024

Priest David Shupletsov

Relationship between the Russian Orthodox Church and the Alexandrian Orthodox Church during the Patriarchate of Nicholas VI

UDK 271.22(6:47+57)-9 DOI 10.47132/1814-5574_2024_3_361 EDN BNFYYS

Abstract: This article analyzes ecclesiastical relations between the Orthodox Churches of Alexandria and Russia during the period of the Patriarchate of His Beatitude Pope and Patriarch Nicholas VI of Alexandria, drawing on the data of the archives (the State Archive of the Russian Federation and the Department for External Church Relations of the Moscow Patriarchate) and the testimonies of church gazettes (Journal of the Moscow Patriarchate in the first place). This historical period covers the time from 1968 to 1986 and represents the process of relationship stabilization, the growth of the quality of cultural and intellectual exchange between the Patriarchates. The early period of the Patriarchate of Nicholas VI was associated with the resolution of the consequences of the policy of his predecessor, Patriarch Christopher II, levelling intrigues among the clergy and overcoming the political crisis. In this regard, the early ecclesiastical-legal relations between the Russian and Alexandrian Churches were somewhat strained, but since 1971 the situation was changing in a completely positive direction. In the end, Patriarch Nicholas VI was able to gain great preferences and assistance from the Russian Orthodox Church, thanks to which the Patriarchate of Alexandria succeeded quite well to overcome the crisis in the Middle East in the 1970s - 80s.

Keywords: relationship between the Churches, Patriarchate of Alexandria, Moscow Patriarchate, Patriarch Nicholas VI, Patriarch Alexy I, Patriarch Pimen.

About the author: Priest David Vladimirovich Shupletsov

Master of Theology, Postgraduate Student of St. Petersburg Theological Academy.

E-mail: devid-shuplecov@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0009-0002-6666-6035

For citation: Shupletsov D., priest. Relationship between the Russian Orthodox Church and the Alexandrian Orthodox Church during the Patriarchate of Nicholas VI. Khristianskoye Chteniye, 2024, no. 3, pp. 361-370.

The article was submitted 11.03.2024; approved after reviewing 15.04.2024; accepted for publication 17.05.2024.

Ситуация в Александрийской Православной Церкви на момент кон. 1960-х гг. может быть описана как глубоко критическая: распространение влияния на африканские территории идет крайне медленно, велик отток грекоговорящих верующих из-за политической и военной ситуации в регионе, среди епископата Церкви — конкуренция и интриги. Кроме того, немаловажным фактором являлась фактическая конфронтация патр. Христофора II с Синодом Александрийской Церкви, ввиду чего управленческие функции были разрознены, а единство взглядов на развитие несовершенно.

В отчете от 3 января 1967 г. (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 58. Л. 67-74), поводя итоги прошедшего 1966 г., прот. Матфей Стаднюк (с 1964 по 1968 гг. — настоятель Александро-Невского храма при подворье Русской Православной Церкви в Египте) отмечал непрекращающееся ухудшение состояния Александрийской Церкви в Египте. Греческие эмигранты продолжают покидать страну, и следствием этого становится уже не только плохое экономическое состояние, но и острая нехватка кадров духовенства, деградация его религиозного и богословского уровней. Выборы нового патриарха были намечены на 12 января, так как действующий патр. Христофор по состоянию здоровья уже не мог осуществлять правление.

Как сообщает прот. Матфей, многие видные иерархи — кандидаты на патриарший престол, а также официальные лица Александрийской патриархии, как например д-р Т. Москонас, главный редактор журнала «Пантенос», официального издания Церкви, посещают его и беседуют на тему взаимоотношений с Москвой. Отношение этих лиц — часто скрытное, недружелюбное, с проявлением недоверия — теперь изменяется в лучшую сторону. Все они теперь пытаются заранее заручиться поддержкой, которая, в основном, конечно, проявляется в финансовых вопросах. В своем рапорте от 1 февраля (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 132. Л. 1-9) прот. Матфей сообщает о перенесении выборов нового Александрийского патриарха. Греческое правительство, имевшее большое влияние на эти выборы, изначально поддерживало кандидатуру митрополита Родосского Спиридона, однако правительство Египта выступило против избрания патриархом человека из чужой Церкви.

23 июля патр. Христофор скончался. Протоиерей Анатолий Казновецкий и прот. Матфей узнали об этом из средств массовой информации. 27 июля тело почившего патриарха было доставлено военным самолетом из Афин в Каир, где помещено в храме свт. Николая. Нужно отметить, что днем 27 июля (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 132. Л. 37) о. Матфей и прот. Анатолий узнавали у митр. Константина о времени встречи тела патр. Христофора, однако тот ответил, что нет смысла русскому священнику утруждать себя поездкой в Каир, тем более что отпевание было совершено в Афинах и никто из духовенства Александрии не поедет в Каир встречать гроб с телом патриарха. Но, несмотря на такое заявление, вечером того же дня он сам в присутствии ряда официальных представителей конфессий и иностранных посольств возглавлял встречу гроба с телом патр. Христофора на аэродроме Каира.

3 сентября прот. Анатолий Казновецкий участвовал в панихиде по патр. Христофору в соборе св. Саввы (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 132. Л. 50). Он отмечает тот факт, что греки по-прежнему никуда не приглашают русское духовенство, в отличие от православных сирийцев и арабов, которые также входят в юрисдикцию Александрийского патриаршего престола. В своем отчете от 20 сентября (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 132. Л. 47-56) о. Анатолий сообщает о том, что в выборах нового патриарха никаких подвижек нет. Практически все митрополиты уехали на отдых в Грецию. Митрополит Константин, патриарший местоблюститель, очень труслив и не проявляет никакой инициативы по данному вопросу. Так же обстоит дело и с еп. Варнавой, патриаршим викарием, который ведет дела патриархии. Египетская пресса сообщает о том, что правительство Египта определилось с кандидатами на место Александрийского патриарха. Это митрополит Аксумский Николай (Абдалла), араб по национальности, не устраивающий по этой причине греков, и митрополит Карфагенский Парфений.

Таким образом, как видно, политический контекст оказывал сильное влияние на деятельность патриархии: александрийский епископат был разделен в своем

отношении к арабской части верующих; не стоит недооценивать влияние светских властей, особенно с учетом политической обстановки (раздробленность Объединенной Арабской Республики, состав которой в ближайшем времени покинет Сирия, грядущий военный конфликт с Израилем и так далее).

В отчете от 25 октября (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 132. Л. 56-59) о. Анатолий Казно-вецкий сообщает о внезапной смерти митрополита Аксумского Николая, которая случилась 18 октября, когда он прибыл на заседание Св. Синода по вопросу выборов нового патриарха, запланированных на конец октября. В отчете отмечается, что похороны митр. Николая были намного торжественней, чем похороны покойного патр. Христофора. Отец Анатолий участвовал в отпевании митрополита. Египетская печать пишет о том, что митр. Николая отравили — как единственного претендента из арабов на патриарший престол, однако эти сведения не подтверждаются какими-либо фактами.

В отчете от 27 ноября (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 132. Л. 62-70) о. Анатолий Каз-новецкий сообщает, что выборы патриарха опять отложены на неопределенный срок. Главным препятствием является правительство Египта, которое не разрешает начать выборы. На заседании Св. Синода в конце октября даже обсуждали, не перенести ли выборы Александрийского патриарха из Египта, например, в ЮАР, и там основать новую резиденцию, однако дальше обсуждения это предложение не пошло.

В отчете от 7 апреля 1968 г. (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 202. Л. 29-36) прот. Анатолий Казновецкий сообщал, что выборы патриарха Александрийского наконец должны состояться. Египетское правительство дало добро на их проведение. Опубликованы списки 126 выборщиков из всех епархий Александрийской Церкви. 10 мая выборы нового патриарха состоялись (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 202. Л. 77). Были избраны три кандидата: митрополит Иринопольский Николай, митр. Синесий и еп. Варнава. Священный Синод большинством голосов избрал на Александрийский патриарший престол митрополита Иринопольского Николая.

Патриарх Николай VI, в миру Георгиос Варелопулос, родился в феврале 1915 г. в Стамбуле. После школы он получил духовное образование в Халкинской богословской школе. В 1938 г. епископ Филадельфийский Емилиан (Пападимитриу) рукоположил его в сан диакона Константинопольского патриархата. В 1939 г. он перешел в юрисдикцию Александрийского патриархата, где стал сотрудником патриархии. 1 сентября 1940 г. он был рукоположен во священника в Каирском кафедральном соборе, где и нес приходское послушание. В 1945 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем храма св. Константина в Каире. В 1953 г. переведен в Касабланку. В 1955 г. переведен в Аддис-Абебу также на должность настоятеля одного из приходов. В январе 1959 г. избирается митрополитом учрежденной в кон. 1958 г. Иринополь-ской и Восточноафриканской митрополии.

При нем были рукоположены во епископы представители коренного африканского населения. Также он активно занимался реорганизацией управления патриархией, постройкой новых храмов и монастырей, улучшением духовного образования. Так, в кон. 1972 г. состоялся ряд хиротоний для Африканской части патриархата (с центром в Кампале, Уганда), в числе рукоположенных были Христофор (Спар-тас) и Феодор (Нанкьяма) — первые архиереи из местного населения (The Historical Journey). В последние годы патриаршества Христофора, по сути, больше четырех лет отсутствовавшего в Александрии, будущий патриарх нес административные послушания по управлению патриархией.

Новоизбранного патриарха Александрийского пригласили к участию в торжествах 50-летия восстановления в России патриаршества [Казновецкий, 1968, 44-48], однако вместо личного присутствия патр. Николай VI направил делегацию в составе митрополита Центральной Африки Киприана и двух архимандритов (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 202. Л. 78). Уже в начале июня прот. Анатолий Казновецкий писал (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 202. Л. 85) митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Нико-диму (Ротову), председателю ОВЦС МП, о жизни русского прихода в Александрии.

Он отмечал, что сейчас необходимо для сохранения возможности пребывания русского священника в Египте добиваться от нового патриарха признания такого священника не только настоятелем русского храма, но и представителем Московской Патриархии при Александрийском патриархе. Это связано со стремительно сокращающейся численностью прихода. Те русские эмигранты, кто переехал в Египет после Октябрьской революции и составлял основу прихода, уже умерли или находятся в престарелом возрасте. Некоторые более молодые люди покинули Египет после революции 1952 г., некоторые другие — в связи с израильской агрессией. И сейчас численность прихожан крайне мала, в связи чем формально повод к необходимости пребывания русского священника на египетской земле устраняется.

В качестве жеста доброй воли и сотрудничества патр. Николай VI ответил согласием на приглашение Московской Патриархии (Письмо патр. Алексия I патр. Николаю VI, 1969) прибыть в Советский Союз с двухнедельным визитом в июле 1969 г. В делегацию Александрийской Церкви, помимо патр. Николая, входили митрополит Ермопольский Павел, митрополит Аксумский Мефодий, митрополит Иринопольский Никодим, епископ Мареотидский Аристарх и архим. Ириней (Таламбекос), настоятель подворья Александрийской Церкви в Одессе (см.: [Звонарёв, 2023]).

Во время путешествия представители высшего александрийского духовенства посетили столицу, Ленинград, Киев и Одессу — и во всех местах была организована подобающая высоким гостям встреча (см. подр.: [Казновецкий, 1969а; Казновецкий, 1969б]). Довольно примечательно, что у патриарха сформировалось сугубо позитивное впечатление о Советском Союзе и, в частности, о свободе вероисповедания: «мы констатируем свободу совести религий, которая создана в советской стране... Особенно на нас произвело впечатление участие на всех торжественных приемах Церкви представителей правительства, что свидетельствует о хороших отношениях государства и Церкви» (Отчет о пребывании в Одессе, 1969, 9-10). По возвращении патр. Николай в интервью греческим СМИ подтвердил свои высказывания о пребывании в СССР: «впечатления мои. очень хорошие и прекрасные. Во время моих переездов нам оказывали царские привилегии и всегда пропускали нас первыми» (Рапорт прот. А. Каз-новецкого, 1969, ч. 2, 6). И также: «я возвращаюсь [из Москвы] с ощущением от теплого приема, который мне оказала Русская Церковь. Я выяснил там, что большая часть русского народа религиозна и что большая религиозность есть еще и среди молодежи» (Рапорт прот. А. Казновецкого, 1969, ч. 2, 8). Особо интересен следующий комментарий: «Я признателен всему русскому народу и желаю ему прогресса и благополучия. В отношении Церкви мы слышали за рубежом одно, столкнулись здесь с другим. Государство не делает предпочтения какой-либо религии, а предоставляет равную свободу любому исповеданию» [Казновецкий, 1969б, 13].

При этом, несмотря на явно позитивные результаты поездки, отношения между патриархатами все еще не были стабильными: так, в кон. 1969 г. возник конфликт между митрополитом Аксумским Мефодием и делегацией Русской Церкви в Эфиопии. Так как влияние Александрии в Африке только начинало развиваться, открытие там «конкурирующих» приходов Русского Патриархата представлялось местному епископу угрозой — а потому он убедил (Рапорт прот. А. Казновецкого, 1970, 1) патриарха направить претензии патр. Алексию I (Письмо патр. Николая VI патр. Алексию I, 1969, 1-2). Однако тот отклонил данное обращение (Ответное письмо, 1969, 2), в связи с чем экзарху Александрийского патриаршего трона в России архим. Иринею (Талам-бекосу) пришлось обстоятельно аргументировать и пояснять смысл послания патр. Николая VI в более позитивном ключе (Письмо архим. Иринея, 1970, 5).

При всем этом сам митр. Мефодий старался как можно больше входить в доверие к представителям Русской Церкви, вероятно, рассчитывая на их поддержку в вопросе «выдвижения его кандидатуры на пост генерального секретаря Всемирного совета Церквей» (Письмо митр. Мефодия, 1972), что, впрочем, так и не состоялось (а в 1979 г. митр. Мефодий и вовсе перешел в Константинопольский патриархат и стал экзархом в Великобритании).

Уже на следующий год Русской Православной Церковью была предоставлена автокефалия Русской Православной Церкви в Америке, что снова вызвало недовольство патриарха Александрийского (Письмо патр. Николая VI митр. Пимену). Несмотря на это, он благосклонно отнесся к приглашению на интронизацию патр. Пимена и 3 июня 1971 г. соучаствовал в богослужении в Богоявленском Елоховском соборе. В качестве дипломатического ответа патр. Пимен был приглашен к зиме того же года принять участие в торжествах открытия нового здания Патриархийного управления. Однако новоизбранный Московский патриарх не мог оставить пределы своего служения по столь незначительному поводу, а потому послал вместо себя епископа Виленского Гермогена (Орехова), которому помогал прот. А. Казновецкий [Определения Св. Синода, 1971].

Однако, чтобы не вызывать эскалацию напряженности, патр. Пимен все-таки приехал в Александрию весной следующего года. В ходе торжественных мероприятий были налажены культурные связи (выражавшиеся по большей части в обмене книгами; если александрийские издания носили более декоративный характер, то предоставляемые Московской патриархией относились к научной литературе) и достигнуты договоренности о сохранении материальной поддержки. Обе стороны вынесли хорошее впечатление от этого визита. В числе переданных из Москвы в Александрию книг были научный журнал МДА «Богословские труды» и «Журнал Московской Патриархии» (далее также — ЖМП), а также некоторые другие периодические и монографические издания (Письмо доктора Мосхонаса, 1966).

После этого патр. Николай VI регулярно посещал Советский Союз с дружескими визитами: в 1973 (с 15 июня по 2 июля), 1976 (с 8 июля по 6 августа), 1977 (с 26 мая по 7 июля) 1979 (с 13 июля по 10 августа), 1981 (с 10 июля по 10 августа), 1982 (с 28 апреля по 18 июня), 1983 (с 11 марта по 15 апреля и с 29 июля по 12 сентября), 1985 (с 22 мая по 21 июня) и 1986 (с 29 мая по 10 июля) годах.

В 1973 г. патриарх Александрийский пребывал в СССР в начале лета около полумесяца. По устоявшейся традиции духовенство Александрийского патриархата расположилось в резиденции при Одесском Успенском мужском монастыре. Посетив местную семинарию, патр. Николай VI возглавил богослужения в честь дня Пятидесятницы, дня Святого Духа и далее. 28 июня делегация улетела в Москву для встречи с патр. Пименом, после ряда совещаний и встреч состоялся общий молебен первоиерархов у мощей прп. Сергия в Загорске. 1 июля после совместного богослужения патр. Пимен обратился к Александрийскому патриарху с приветственным и утверждающим добрые отношения словом. В частности, он сказал следующее: «Верю... что сей желанный визит укрепит исконные братские отношения между Александрийской и Русской Православными Церквами. Мы рады свидетельствовать, что ничто и никогда не омрачало братской любви двух Церквей наших. Следуя этой доброй традиции. мы стремимся развивать и совершенствовать наши братские связи, дабы плодоносной была наша совместная деятельность» [Визит Патриарха Александрийского, 1973, 15-16].

В начале июля 1976 г. патр. Николай VI вновь прибыл в СССР и разместился вместе с делегацией в Успенском мужском монастыре в Одессе. К этому приезду были приурочены торжества в честь 20-летия подписания договоров о сотрудничестве и организации подворий между Русской и Александрийской Церквами. Примечательно, что в ответной приветственной речи патриарх Александрийский упомянул о своем четвертом прибытии в Одессу, о глубокой привязанности к Троицкому собору и о признательности патр. Пимену за помощь и союзнические отношения во всех вопросах. Также в программу пребывания делегации входило посещение Института глазных болезней и тканевой терапии им. акад. В. П. Филатова, так как патриарх Николай VI страдал от прогрессирующей болезни глаз, связанной с диабетом. После Одессы гости отправились в Москву, где вместе с патр. Пименом посетили ряд знаковых мест столицы (в том числе Загорск, Троице-Сергиеву лавру) и провели несколько совещаний. В период с 22 июля до августа делегация находилась в Сочи и окрестных

санаториях, где патр. Николай проходил лечение и совершал богослужения (см. подр.: [Петлюченко, 1976]).

26 мая 1977 г. Блаженнейший Патриарх Александрийский Николай вновь прибыл в Одессу. За богослужением в день Пятидесятницы он сказал: «.в шестой раз мы приезжаем в Одессу, в святую Россию. Мы убеждены, что вы все хорошие христиане и очень преданы своей Церкви. и как граждане — своему правительству. В Москве наша миссия будет трудна, поэтому мы нуждаемся в ваших молитвах» [Алексий Коноплёв, Божок, 1977, 7]. 5 июня патр. Николай возглавил богослужения в Богоявленском Елоховском соборе, а в период с 6 по 10 июня он участвовал в работе Всемирной конференции «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами». После окончания работы сессии делегация посетила Грузию и Сочи (там, в обращении к архиеп. Алексию, было сказано следующее: «Мы, приезжая сюда, как бы снова омываемся в купели вашей веры. Возвратясь послезавтра в свою резиденцию, мы принесем своей пастве слова мира и расскажем ей о вашей вере и вашем стремлении к миру» [Алексий Коноплёв, Божок, 1977, 9]). В ходе этой поездки патр. Николаю был вручен орден Трудового Красного Знамени.

В 1979 г. на исходе лета по приглашению Святейшего Патриарха Пимена состоялся очередной визит Александрийского патриарха в СССР. Особо стоит отметить совместное богослужение первоиерархов в день памяти обретения мощей прп. Сергия Радонежского и день памяти Казанской иконы Божией Матери. 23 июля, при встрече в здании патриархии, патр. Николай VI был награжден патр. Пименом орденом прп. Сергия Радонежского I степени (сопровождавшим патриарха членам делегации были вручены ордена II степени). Отбывая в августе домой, патриарх Александрийский писал патр. Пимену: «уезжая из вашей прекрасной страны. выражаю сердечную благодарность Вам за внимание и авраамово гостеприимство» [Петлюченко, 1979, 14].

10 июля 1981 г. делегация Александрийского патриархата прибыла в Одессу с очередным визитом, организованным по случаю 25-летия открытия Александрийского подворья в Одессе (2 августа 1956 г.). После торжественных богослужений, приуроченных ко дню памяти первоверх. апп. Петра и Павла, патр. Николай VI вместе с епископом Вавилонским Иоакимом прошли обследование в Институте глазных болезней и тканевой терапии им. акад. В. П. Филатова, а затем отбыли в Москву. После сослужения патр. Пимену в Загорске (18-19 июля, память прп. Сергия Радонежского) александрийское высшее духовенство гостило на территории Грузинской Православной Церкви, но уже к 30 июля снова возвратилось в Одессу. 2 августа, после торжественной литургии, было зачитано приветственное обращение патриарха Московского и всея Руси Пимена, самому патр. Николаю VI был вручен орден блгв. кн. Владимира II степени (клирикам подворья — такие же ордена III степени) (см. подр.: [Пребывание в Советском Союзе, 1981]).

Основной целью посещения патриархом Александрийским Советского Союза в 1982 г. было участие в конференции «Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы». В приветственном слове сам александрийский первосвятитель так обозначил основание своего визита: «его (патр. Пимена. — свящ. Д. Ш.) великий голос позвал меня сюда для участия в Конференции религиозных деятелей. Я прибыл несмотря на то, что моё здоровье не позволяло мне этого сделать. <...> Мы, христиане, — православные, римо-католики, англикане, — мы все должны молиться. чтобы Господь вразумил тех людей, которые хотят уничтожить жизнь человеческую — дар Божий» [Петлюченко, 1982, 4].

9 мая, выпавшее в тот год на воскресный день, состоялась совместная служба иерархов Русской, Александрийской и Румынской (на тот момент её возглавлял патр. Иустин) Православных Церквей. Примечательно, что после литургии со словом приветствия также выступил баптист Билли Грэм. С 10 по 14 мая шла работа конференции, причем день 10 мая был особо отмечен празднованием 14-й годовщины интронизации патр. Николая VI. С 17 по 26 мая патриарх Александрии находился

на обследовании в больнице им. Боткина, все богослужения от лица делегации в этот период совершал епископ Вавилонский Иоаким. 27 мая александрийское духовенство вновь прибыло в Одессу, там же были отпразднованы 11-летие интронизации патр. Пимена и очередной выпуск студентов Одесской духовной семинарии. К 16 июня были завершены все медицинские процедуры патр. Николая VI, а 18 числа того же месяца делегация возвратилась домой (см.: [Петлюченко, 1982, 5]).

В 1983 г. патр. Николай VI дважды посетил Советский Союз: в первый раз весной, в период Великого поста, по необходимости посещения Института глазных болезней им. Филатова; во второй раз с конца июля до сентября делегаты пребывали сперва в Одессе, затем в Тбилиси и Москве. По ходу визита совершались богослужения и обсуждались насущные вопросы участия религиозных лидеров в решении политических проблем (см. подр.: [Петлюченко, 1983]).

Летом 1985 г. состоялся очередной визит делегации Александрийского патриархата, встречи и мероприятия проходили в этот раз под эгидой совместного христианского противостояния «гибельным помыслам» политических лидеров, «вынашивающих маниакальные планы» [Петлюченко, 1985, 43], а также 1100-летия преставления св. равноап. Мефодия. По уже устоявшейся традиции патр. Николай VI принял участие в выпускном акте Одесской духовной семинарии (6 июня) и посетил католикоса-патриарха Илию II в Тбилиси.

Последний приезд патриарха Александрийского Николая VI был приурочен к 30-летию открытия Александрийского подворья в Одессе, однако перенесенный инсульт, а также последовавший за ним инфаркт миокарда окончательно подорвали здоровье первосвятителя — 10 июля он скончался в Московской клинической больнице им. С. П. Боткина (см. подр.: [Нецветаев, 1986]).

Подводя итоги анализа взаимоотношений между Русским и Александрийским патриархатами в период управления Церковью патр. Николая VI, можно сделать вывод об установлении сугубо благоприятной атмосферы после достижения согласия по ряду вопросов канонической юрисдикции в Африке и Америке. Сам Блаженнейший Папа Александрийский весьма проникся русской культурой и был частым гостем в СССР, что не вполне нравилось александрийскому епископату и властям, опасавшимся чрезмерного влияния Кремля на верующих в Египте и других странах, подпадающих под омофор Александрийского патриарха. Сам вектор политики патр. Николая VI способствовал расширению связей и поиску союзников, способных помочь ресурсами для восстановления сил Церкви в Александрии. Благодаря достижениям этого первоиерарха Александрийская Церковь получила новый импульс для развития: при патр. Николае VI активно совершались хиротонии, осваивались африканские территории, возводились храмы и реконструировалась система образования. В целом основной период патриаршества Николая VI можно назвать золотой эпохой Александрийской Церкви. Он заложил и построил монастырь св. Саввы, расширил фонды библиотеки и музея богословской школы.

Источники и литература

Источники

1. ГАРФ — Государственный архив Российской Федерации. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 58; Д. 132; Д. 202.

2. Ответное письмо (1969) — Ответное письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия Папе и Патриарху Александрийскому Николаю от 16 февраля 1970 г. // Архив ОВЦС. Д. 4. 1969. С. 2.

3. Отчет о пребывании в Одессе (1969) — Отчет о пребывании в Одессе делегации Александрийской Православной Церкви во главе с Блаженнейшим Папой и Патриархом

Александрийским и всей Африки Николаем 25 июля 1969 года за подписью архиепископа Херсонского и Одесского Сергия от 27 июля 1969 г. // Архив ОВЦС. Д. 4. 1969. С. 9-10.

4. Письмо архим. Иринея (1970) — Письмо старшего секретаря Александрийской Патриархии и Священного Синода и экзарха в России архимандрита Иринея Патриарху Московскому и всея Руси Алексию от 9 февраля 1970 г. // Архив ОВЦС. Д. 4а. 1970. С. 5.

5. Письмо доктора Мосхонаса (1966) — Письмо доктора Феодора Д. Мосхонаса епископу Зарайскому Ювеналию от 13 марта 1966 г. // Архив ОВЦС. Д. 4. 1966.

6. Письмо митр. Мефодия (1972) — Письмо митрополита Аксумского Мефодия митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму от 16 марта 1972 г. // Архив ОВЦС. 1972.

7. Письмо патр. Алексия I патр. Николаю VI (1969) — Письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия Папе и Патриарху Александрийскому Николаю от 14 марта 1969 г. // Архив ОВЦС. Д. 4. 1969.

8. Письмо патр. Николая VI патр. Алексию I (1969) — Письмо Папы и Патриарха Александрийского Николая Патриарху Московскому и всея Руси Алексию № 627 от декабря 1969 г. // Архив ОВЦС. Д. 4. 1969. С. 1-2.

9. Письмо патр. Николая VI митр. Пимену (1970) — Письмо Папы и Патриарха Александрийского и всей Африки Николая VI местоблюстителю Московского патриаршего престола митрополиту Крутицкому и Коломенскому Пимену от 16 декабря 1970 г. // Архив ОВЦС. Д. 60а. 1970.

10. Рапорт прот. А. Казновецкого (1969) — Рапорт настоятеля храма святого князя Александра Невского в Александрии протоиерея А. Казновецкого от 20 ноября 1969 г. // Архив ОВЦС. Д. 4а. 1969. Ч.2. С. 6.

11. Рапорт прот. А. Казновецкого (1970) — Рапорт настоятеля храма святого князя Александра Невского в Александрии протоиерея А. Казновецкого от 15 февраля 1970 г. // Архив ОВЦС. Д. 4а. 1970. С. 1.

Литература

12. Алексий Коноплёв, Божок (1977) — Алексий (Коноплёв), архиеп., Божок С., прот. Пребывание в нашей стране Предстоятеля Александрийской Церкви // ЖМП. 1977. № 11. С. 7-9.

13. Визит Патриарха Александрийского (1973) — Визит Патриарха Александрийского в СССР // ЖМП. 1973. № 9. С. 13-18.

14. Звонарёв (2023) — Звонарёв С., прот. Взаимоотношения Московского и Александрийского патриархатов в 1960-1972 гг. по данным церковных архивных источников // Вестник церковной истории. М., 2023. № 3/4 (71/72). С. 217-236.

15. Казновецкий (1968) — Казновецкий А., прот. Новый Предстоятель Александрийской Церкви Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Николай VI // ЖМП. 1968. № 7. С. 44-48.

16. Казновецкий (1969а) — Казновецкий А., прот. Братский визит Блаженнейшего Николая VI, Патриарха Александрийского и всей Африки // ЖМП. 1969. № 9. С. 6-11.

17. Казновецкий (1969б) — Казновецкий А, прот. Братский визит Блаженнейшего Николая VI, Патриарха Александрийского и всей Африки // ЖМП. 1969. № 10. С. 5-13.

18. Нецветаев (1986) — Нецветаев Д., прот. Блаженнейший Николай VI: Некр. // ЖМП. 1986. № 10. С. 59-63.

19. Определения Св. Синода (1971) — Определения Священного Синода от 19 октября 1971 г. // ЖМП. 1971. № 11. С. 3-4.

20. Петлюченко (1976) — Петлюченко В., прот. Визит Блаженнейшего Николая VI, Папы и Патриарха Александрийского // ЖМП. 1976. № 11. С. 8-13.

21. Петлюченко (1979) — Петлюченко В., прот. Визит Предстоятеля Александрийской Церкви // ЖМП. 1979. № 11. С. 13-14.

22. Петлюченко (1982) — Петлюченко В., прот. Визит Папы и Патриарха Александрийского Николая VI в СССР // ЖМП. 1982. № 9. С. 4-5.

23. Петлюченко (1983) — Петлюченко В., прот. Визит Предстоятеля Александрийской Церкви // ЖМП. 1983. № 12. С. 10-11.

24. Петлюченко (1985) — Петлюченко В., прот. Братский визит Предстоятеля Александрийской Церкви // ЖМП. 1985. № 11. С. 43-46.

25. Пребывание в Советском Союзе (1981) — Пребывание в Советском Союзе Блаженнейшего Папы и Патриарха Александрийского Николая VI // ЖМП. 1981. № 11. С. 4-5.

26. The Historical Journey—The Historical Journey of the Orthodox Church in Uganda // Uganda Orthodox Church. URL: https://www.ugandaorthodoxchurch.co.ug/church-history/ (дата обращения: 11.07.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.