КУЛЬТУРОЛОГИЯ
DOI: 10.17805/ggz.2023.3.4 EDN: BTSTFS
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОКОЛЕНИЙ И ЭТНОСОВ В КУЛЬТУРЕ ИНДОАРИЕВ, СОГЛАСНО ЗАКОНАМ МАНУ
А. Н. Севастьянов Московский гуманитарный университет, Российская Федерация
В статье рассматривается проблема взаимоотношений поколений и этносов в культуре государствообразующего народа Индии — индоариев. Важность темы обусловлена необходимостью понять, в чем кроется секрет поразительного долгожительства данного этноса на Земле. Изучение этого вопроса требует детального знакомства с таким основополагающим источником практического индуизма, как мало исследованный в отечественной литературе сборник «Законы Ману».
Ключевые слова: индоарии; индусы; национальная культура Индии; взаимоотношения поколений; взаимоотношения этносов на Индостане; Законы Ману
RELATIONS BETWEEN GENERATIONS AND ETHNIC GROUPS IN THE CULTURE OF THE INDO-ARYANS ACCORDING TO THE LAWS OF MANU
Aleksandr N. Sevastianov Moscow University for the Humanities, Russian Federation
The article examines the problem of the relationship between generations and ethnic groups in the culture of the state-forming peoples ofIndia — the Indo-Aryans. The significance of the topic is due to the need to understand the secret of the amazing longevity of this ethnic group on Earth. The study of this issue requires a detailed
acquaintance with such a fundamental source ofpractical Hinduism as the Laws of Manu which have been little studied in Russian scholarship.
Keywords: Indo-Aryans; Indian people; national culture of India; intergener-ational relationships; ethnic relations in Hindustan; Laws of Manu
ВВЕДЕНИЕ
Отношения между поколениями — важнейшая характеристика этноса. Недаром библеисты подчеркивают, что единственная из десяти заповедей Моисея, исполнение которой подразумевает земную награду, — «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли» (Ветхий Завет, Исх. 20:12). Она актуальна как для иудаистов, так и для христиан.
Народы-долгожители, так или иначе, все придерживаются подобной позиции. Более всего — в Китае, где подробно разработано понятие сыновнего долга (сяо). Но и в Индии на этот счет есть важные предписания, коренящиеся в Законах Ману, которые только в письменном виде существуют примерно с VI-V вв. до н. э. Что же касается устной традиции, то она уходит в незапамятные времена (собственно, сама традиция приписывает составление этих законов мифическому прародителю людей Ману, что намекает на древность памятника). Нельзя было обрести заслугу и осуществить добродетельный образ жизни в обход этих норм, тысячелетиями регулирующих поведение всех индийцев, включая права и обязанности различных варн и каст (на этом ставился основной акцент), нормы семейной жизни, культовые, пищевые, санитарно-гигиенические предписания и т. д.
В первую очередь это касается индоариев, чей этнос явился создателем, главным блюстителем и интерпретатором Законов Ману. Мы называем индо-ариями этнос, который явился на полуостров Индостан под именем ариев примерно в середине II тыс. до н. э. и произвел там перестройку всего жизненного уклада народов, населявших его прежде. Фактически, поскольку религиозная принадлежность индоариев определяется как индуизм (хинди), мы можем пользоваться тождеством индоарии = индусы.
Почитание старших у индусов считалось важнейшим безусловным долгом. К примеру, за отказ содержать отца и мать преступник платил штраф. Впрочем, оно ставилось также в ряд с почитанием определенных достоинств, о чем гласит глава II Законов Ману:
• «Учитель в десять раз почтеннее преподавателя, отец — в сто раз почтеннее учителя; но мать превосходит почтенностью отца в тысячу раз» (Законы Ману, 1992: 145)1;
• «Старшинство у брахманов зависит от знания, у кшатриев — от доблести, у вайшиев — от богатства зерном и только у шудр — от возраста.
• «Человек является почтенным не потому, что у него седая голова; того, кто изучил Веды, боги считают почтенным, даже если он юн» (там же: 155-156);
• «Те тяготы, которые переносят родители при рождении людей, не могут быть вознаграждены даже за сотни лет.
• Надо всегда делать обоим приятное, а также учителю, — ибо, когда они трое удовлетворены, тем самым исполняется всякий аскетический подвиг.
• Послушание им трем считается высшим аскетическим подвигом; не следует исполнять иную дхарму без их позволения.
• Ведь они — три мира, три ашрамы, ведь они — три Веды, они считаются тремя огнями.
• Отец — поистине огонь гархапатья, мать считается дакшинагни, а гуру — ахавания; эта триада огней достойна глубокого уважения.
• Если он [т. е. арий. — А. С.] не пренебрегает этими тремя, даже став домохозяином, он, сияя телом, блаженствует на небе, как бог.
• Почитанием матери он достигает этого мира, почитанием отца — среднего, послушанием гуру — мира Брахмы.
• Все дхармы исполнены у того, у кого те трое почтены: у кого они не почтены, для того все обряды бесплодны.
• Пока те трое живут, до тех пор пусть не делает другое; следует всегда угождать им, радуясь возможности сделать им приятное и полезное.
• Надо сообщать им все, что он собирается сделать мыслью, словом или делом с их разрешения ради будущего мира.
• Ведь почитанием этих трех исполняется долг человека; это, очевидно, высшая дхарма, другое считается низшей дхармой» (там же: 227-237).
1 Здесь и далее приводятся номера не страниц, а сутр в соответствующих главах.
ОТ КУЛЬТА ПРЕДКОВ К ПОЧИТАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ
Почитание родителей — часть более общего культа предков, который имеет четкое обоснование в главе III: «Предки — изначальные божества, свободные от гнева, совершенно чистые, всегда непорочные, миролюбивые, одаренные великими добродетелями» (Законы Ману, 1992: 192). И еще: «От риши произошли предки, от предков боги и данавы, от богов же — в последовательном порядке — весь движущийся и недвижущийся мир» (там же: 201).
Культ предков изложен в Законах Ману в главе III таким образом:
• «Угождая предкам, пусть дает поминальное приношение пищей или водой, или же молоком, кореньями и плодами» (Законы Ману, 1992: 82);
• «Все, что человек, полный веры, надлежаще согласно правилу дает предкам, то для предков в другом мире является бесконечным и нетленным» (там же: 275);
• «Надо избегать при приношении богам и предкам... спорящего с отцом... — эти вот должны быть избегаемы так же, как хулитель Веды» (там же: 152, 159, 161);
• «Дваждырожденный, должным образом приглашенный на обряды в честь богов и предков, хотя бы немногим нарушающий предписания, — злодей и после смерти становится свиньей» (там же: 190);
• «Даже только вода, данная предкам посредством сосудов, сделанных из серебра или украшенных серебром, доставляет бесконечное блаженство.
• Для дваждырожденных обряд в честь предков важнее обряда в честь богов, так как жертва богам, предшествующая обряду в честь предков, считается лишь средством усиления последней» (там же: 202-203).
Своеобразным дополнением к культу является презумпция благости и правомерности образа жизни предков, следовать которому должны потомки: «Надо ходить по тому пути добродетельных, по которому ходили отцы, по которому ходили деды; идущий этим путем не гибнет» (Законы Ману, 1992: глава IV, 178).
Отсюда — почитание старших людей вообще, «ведь чтущий пожилых почитается даже ракшасами2» (Законы Ману, 1992: глава VII, 38).
2 Ракшасы — демоны-людоеды и злые духи в индуизме и буддизме.
ВЛАСТЬ СТАРШИХ В ИНДИИ НАШИХ ДНЕЙ
Традиция уважительного отношения к старшим сохраняется в индийском обществе и в наши дни. Как отмечает М. К. Кудрявцев, «если собираются родственники, старшие располагаются выше по уровню, младшие — ниже. Например, старики садятся на особые лежанки (чарпаи), кто помоложе садится на полу веранды, а молодежь — ниже на ступенях или стоит» (Кудрявцев, 1992: 115).
Но это все довольно внешние, формальные проявления почтения к старшим. Самое же главное преимущество старшего поколения в семье проявляется во власти родителей над детьми при выборе жениха и невесты: «Когда отцы и родственники сторон убедятся в отсутствии противопоказаний к браку их детей и гороскопы детей окажутся благоприятными, совершается обряд са-гаи — помолвки. При этом согласием самих детей на брак не всегда интересуются. А молодые люди, вступающие в брак, могут и не знать друг друга» (там же: 125). Только родители решают, исходя из собственного опыта и мудрости, кого из детей с кем сочетать браком. А детям остается только принять их выбор.
Важность родительской власти, власти старшего поколения, в первую очередь — именно в этом. Потому что именно это установление играет решающую роль в сохранении социальных и этнических границ каст (как некогда варн), а значит является главным условием продления жизни всего этноса.
Также очень важно участие старшего поколения в воспитании детей: «Дети в большой семье всегда присмотрены старшими, а это важно в условиях почти полного отсутствия детских учреждений» (там же: 116).
Законы Ману однозначно дозволяют телесные наказания в отношении детей: «Нельзя поднимать палку на другого, разгневанный пусть не бьет его; иначе обстоит дело в отношении сына или ученика: их он может бить ради исправления» (Законы Ману, 1992: глава IV, 164); «Жена, сын, раб, ученик и родной брат, совершивший проступок, могут быть биты веревкой или бамбуковой палкой, но только по задней части, ни в коем случае по благородной...», т. е. не по груди или голове (там же: 299-300).
Сказанного достаточно, чтобы представить себе в общих чертах основы взаимоотношений между поколениями индусов. Они не отличаются какими-то яркими особенностями от любого традиционного общества, но можно указать на их показательную устойчивость и неколебимость на фоне столь изменчивой внешней жизни, окружающей современную Индию.
ОТНОШЕНИЕ ИНДОАРИЕВ К ПРОЧИМ ЭТНОСАМ
Что касается отношений между этносами, то они характеризуются, в первую очередь, высоким мнением ариев о себе и низким — о всех прочих окружающих народах, для которых изначально и специально было найдено особое неуважительное слово «млеччхи» — т. е. варвары, народы чуждой культуры и религии.
Главным основанием для высокого самомнения ариев была, конечно же, их доля победителей, завоевателей и покорителей Индостана. Это отразилось в наименовании целого сонма непривилегированных каст (джати), названия которых — авантья, малла, личчхиви, кхаса, нишада, чандала, дравида и др. — одновременно являются этнонимами, названиями покоренных племен. И это лучше всего показывает: образование низших варн и каст есть плод завоевания.
Индусы не сочли нужным или возможным поставить абсолютный заслон смешению этносов в столь полиэтнической стране. В Законах Ману нигде прямо не говорится о том, что нельзя вступать в половую связь, а тем более жениться на неарийке.
Тем не менее, арии постарались сделать хоть что-то в этом направлении. Ведь Законы Ману всемерно оберегали границы каст, которые в то же время являлись и этническими границами. В силу чего мы имеем такую дхармаша-стру:
• «Если как-то рожден сын от неарийки и брахмана или от брахманки и неария и возникает вопрос, у кого преимущество,
• то решение следующее: рожденный от женщины-неарийки и ария может стать арием благодаря качествам отца; рожденный же от неария и арийки — неарий.
• Они оба недостойны посвящения — такова установленная дхарма: первый — вследствие лишенного добрых качеств рождения, второй — вследствие брака, обратного порядку» (Законы Ману, 1992: глава Х, 66-68).
Как видим, арийский контингент пытался защититься от прилива чужеродных элементов, размывающих его целокупность. Это, конечно, не радикальное решение вопроса, а лишь паллиатив, но отчасти вполне успешный.
В этой связи важно подчеркнуть: в современной брахманической среде этнический водораздел четко проходит по широтной границе. Достойно внимания наблюдение М. К. Кудрявцева о том, что «большинство индийских
брахманов традиционно принадлежит к одному из двух территориальных объединений, или стволов: Гауда, живущих к северу от гор Виндхья и Централь-ноиндийского нагорья вообще, и Дравида, живущих к югу от него» (Кудрявцев, 1992: 32), причем расово-этнические характеристики Гауда и Дравида не совпадают: европеоиды — на севере, веддоиды и прочие — на юге. Понятно, что кастовая идеология, кастовая система, постепенно распространяясь с севера на юг, охватывала неарийские контингенты автохтонного населения, вовлекая их в состав всех варн и каст, делая их этнически неоднородными. Тем не менее, наполняя собой касты на местах, этносы не смешивались, а оставались в своих «этнических домах».
Итак, блюдя прежде всего социальные границы варн и каст, индоарии в качестве побочного результата как бы ненароком добивались эффекта несмешения этносов и рас. И хотя обеспечить такую же чистоту и сохранность своего этноса, как это удавалось евреям на протяжении тысяч лет, они не смогли, тем не менее сам по себе этнос индоариев сохранился и дожил до наших дней, что подтверждается данными антропологии, во всяком случае на Севере Индии и в областях долины Ганга, где особенно высока концентрация брахманов — основных хранителей индоарийского генофонда.
Не только этнический водораздел в кастовой системе современной Индии свидетельствует о былой вражде ариев и неариев, победителей и побежденных. Ее отзвуки стали все более слышны в XX в. под влиянием тех демократических реформ, которые пыталось проводить правительство британских колонизаторов. В частности, в 1930-е гг. на севере долины Ганга появился местный популярный просветитель из семьи неприкасаемых чамаров Ачхут Ананд (собственно, ачхут и означает неприкасаемый), учивший, что неприкасаемые были в Индии первопоселенцами, которых поработили иноземные завоеватели. Что вполне согласуется с современной наукой.
Сегодня подобные трактовки истории трансформируются в политическую платформу, на которой, к примеру, на Юге Индии создана политическая партия ДМК (Дравида муннетра кажагам). Эта крупнейшая в Тамилнаде партия, добившаяся политического господства в регионе, проповедует, ни много ни мало, вседравидийский этнический национализм и ратует против «хинди империализма», за создание независимого Дравидистана (Кудрявцев, 1992: 146-147). Этническая вражда и рознь, дошедшие из более чем трехтысячелет-ней глубины времен до наших дней, ведет, как видим, не только к расово-эт-нической сегрегации, но и к этническому сепаратизму, чреватому созданием
этнократии по принципу «Дравидистан — для дравидов». Этакий реванш создателей погубленной захватчиками Хараппской цивилизации спустя три с половиной тысячи лет.
Таким образом, несмотря на процессы метисации, тлевшие на Индостане более трех тысяч лет, несмотря на искусственную демократизацию, проведенную западными колонизаторами, несмотря на активное или пассивное противодействие кастовой и этнической замкнутости, исходящее от буддистов, мусульман и христиан, эта замкнутость никуда не исчезла и поддерживается индийским обществом в той мере, в какой поддерживается и кастовая система вообще. Благодаря чему только и живо индийское общество.
В этой связи нелишне напомнить, что протест против кастовой эндогамии, с которым сталкивается в порядке исключения исследователь современного индуизма, носит характер лишь индивидуального протеста против традиций. Причем почти исключительно (90 %) в городе, в деревнях межкастовые браки составляют только долю процента. И вот в таких редчайших случаях «межкастовая семья может оказаться межнациональной или межэтнической и межрелигиозной. <...> Так, может оказаться, что супруги до брака говорили на разных языках» (Кудрявцев, 1992: 109). Данный факт лишний раз свидетельствует о том, что кастовая эндогамия, укоренившаяся в Индии, является в то же время эндогамией этнической по умолчанию. И так было на протяжении многих веков, начиная с прихода ариев в Индостан.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, не стоит преувеличивать значение некоторых подвижек, произошедших в этническом составе индийского общества в XX в. Общий вывод об этническом долголетии индоариев сомнению не подлежит.
После полного знакомства с Законами Ману, легшими в основу того общественного устройства Индии, которое в главных чертах дожило до наших дней, мы можем сделать выводы и предположения, позволяющие постичь секрет долгожительства этноса индоариев. В том числе — два наиболее важных наблюдения.
Первое наблюдение состоит в том, что все четыре основные области взаимоотношений — между стратами, полами, поколениями и этносами находятся у индусов в теснейшей увязке друг с другом. Поскольку эндогамность, письменно закрепленная в Законах Ману по итогам более чем тысячелетнего эксперимента, с течением веков только крепла. В наше время она стала жиз-
ненной константой для кастового общества в целом. Константой, блюсти которую обязаны старшие поколения, чей авторитет в этом вопросе беспрекословен. Но все дело в том, что установление почти нерушимых границ между социальными стратами — кастами — в то же самое время устанавливает границы между этносами, гарантируя одновременно как кастовое, так и этническое несмешение. Заботясь о чистоте варн и каст, индусы тем самым заботятся и о сохранности себя как этноса. Что и обеспечило беспрецедентно долгое выживание того народа, который пришел примерно в середине II тыс. до н. э. на Индостан и известен нам как индоарии.
Второе наблюдение состоит в том, что само по себе разделение общества на варны, а затем касты оказало благодетельное охранительное воздействие на судьбу народа, который провел три с половиной тысячи лет без сокрушительных социальных потрясений — бунтов, восстаний и революций. Что несомненно продлило и продолжает продлевать его существование. Таким образом, единственное в мире социальное устройство общества, сложившееся в Индии, поставило всем другим народам планку, достичь которой непросто, но стремиться к этому необходимо тем из них, кто намерен жить долго.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Законы Ману (1992) / АН СССР, Ин-т востоковедения ; пер. [с санскрит.] С. Д. Эльмановича, провер. и испр. Г. Ф. Ильиным ; [Предисл. Г. Ф. Ильина]. М. : Наука ; Науч.-изд. центр «Ладомир». 359, [2] с. (Памятники литературы народов Востока).
Кудрявцев, М. К. (1992) Кастовая система в Индии / Рос. акад. наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого. М. : Наука ; Изд. фирма «Восточная литература». 262, [2] с.
Дата поступления: 25.09.2023 г.
Дата принятия: 14.10.2023 г.
REFERENCES
Zakony Manu [Laws of Manu] (1992) / Academy of Sciences of the USSR, Institute of Oriental Studies ; transl. from Sanskrit by S. D. Elmanovich, verified and revised by G. F. Ilyin ; foreword by G. F. Ilyin. Moscow : Nauka ; Research and Publishing Center "Ladomir". 359, [2] p. (Pamiatniki literatury narodov Vostoka / Monuments of literature of the peoples of the East). (In Russ.).
Kudriavtsev, M. K. (1992) Kastovaia sistema v Indii [The caste system in India] / Russian Academy of Sciences, Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography. Moscow : Nauka ; Vostochnaia literatura. 262, [2] p. (In Russ.).
Submission date: 25.09.2023.
Acceptance date: 14.10.2023.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Севастьянов Александр Никитич — кандидат филологических наук, главный научный сотрудник Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, член Союза писателей, Союза журналистов, Ассоциации искусствоведов, академик Петровской академии наук и искусств. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, 5. Эл. адрес: [email protected]
ABOUT THE AUTHOR
SEVASTIANOV Aleksandr Nikitich, Candidate of Philology, Chief Researcher, Institute of Fundamental and Applied Studies, Moscow University for the Humanities; Member of the Union of Writers, Union of Journalists, Association of Art Historians; Full member, Petrovskaya Academy of Sciences and Arts. Postal address: 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]
SPIN-код РИНЦ: 1898-3600
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ
Севастьянов А. Н. Взаимоотношения поколений и этносов в культуре индоариев, согласно Законам Ману [Электронный ресурс] // Горизонты гуманитарного знания. 2023. № 3. С. 66-75. URL: https://iournals.mosgu.ru/ggz/ article/view/1860 (дата обращения: дд.мм.гггг). EDN: BTSTFS. DOI: 10.17805/ ggz.2023.3.4