Научная статья на тему 'Взаимоотношения личности и массовой культуры в современном обществе'

Взаимоотношения личности и массовой культуры в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
785
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / ЛИЧНОСТЬ / САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Абдуллаев Дилмуродхаким Хамидович

В статье рассматривается взаимодействие личности и культуры современного общества в условиях модификации социальных систем. На сегодняшний день массовая культура современного общества отчётливо демонстрирует непоправимый процесс распада общепринятых мировоззренческих установок и образования инновационных, глобальных трансформаций в сфере духовности, морали, нравственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимоотношения личности и массовой культуры в современном обществе»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Абдуллаев Д.Х.

Абдуллаев Дилмуродхаким Хамидович - старший преподаватель, кафедра социальных дисциплин, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается взаимодействие личности и культуры современного общества в условиях модификации социальных систем. На сегодняшний день массовая культура современного общества отчётливо демонстрирует непоправимый процесс распада общепринятых мировоззренческих установок и образования инновационных, глобальных трансформаций в сфере духовности, морали, нравственности.

Ключевые слова: глобализация, массовая культура, личность, самосознание личности, социализация.

В настоящее время неотъемлемой частью высокоразвитого общества принято считать многообразие имеющихся в нём индивидуальных личностей. Понятие «индивидуальность» определяется двумя критериями. В первом принимается во внимание наследственные факторы и физиологические особенности личности, а второй подразумевает социальную среду, в которой данная личность живёт и развивается. Сегодня, в условиях модернизации взаимоотношений между социумом и личностью, требуется создание благоприятных условий для того, чтобы личность имела возможность индивидуального самосовершенствования. В прошлом столетии в процессе формирования технической цивилизации были проведены аналитические исследования личности, что позволило выявить актуальные проблемы и сформировать иной подход к роли личности в социуме.

В период динамичного развития цивилизации от человека ожидается проявление активной деятельности в отношении выведения прогресса на новый уровень. Наряду с интенсивным развитием и повышением уровня жизни, цивилизация оказывает минимальное содействие становлению полноценной личности человека. Главными целями технической цивилизации являются достижения в технике и развитие машинной сферы, тогда как личность в этой цивилизации представляет собой лишь орудие для осуществления поставленных прагматичных задач.

Таким образом, напрашивается вывод, что сформированная самим обществом цивилизация диктует свои собственные условия и критерии развития личности. Целостность индивида представляет собой угрозу для техногенной цивилизации, и она старается всеми силами подавить в личности это высшее качество. Практически всё, начиная от законов, выбора, правил и свободы личности находится в прямой зависимости от ритма современной цивилизации.

В ходе глобализации человек также представляет собой лишь малую часть, не оказывающую влияние на процессы, протекающие в обществе, в то время как это созданное им же общество поглощает личность. Индивид уже не в силах освоить в полной мере весь спектр машинизированной цивилизации с ее постоянно развивающимися инновационными технологиями [1]. По этой причине, все учёные единогласно пришли к выводу, что личность необходимо рассматривать с точки зрения души и разума.

Сегодня в научной литературе, которая проводит анализ теории личности, говорится о том, что при исследовании личности следует обращать внимание на ее

сферу деятельности и ценности. Следует отмечать субъектно-объектные отношения, которые представляют собой неотъемлемую часть для формирования взаимодействия массовой культуры современного общества с человеком. Таким образом выявляется диалектическая целостность культуры и личности.

С одной стороны индивид, развивающийся в той или иной культурной среде, представляет собой объект культурного процесса, потому как он познает культуру, а также культура в свою очередь оказывает непрерывное воздействие на него. При рассмотрении индивида, с другой стороны, отмечается, что он представляет собой субъект культуры, так как является творческой и созидающей личностью, формирующей культурную среду общества, в которой проживает. Посредством влияния личности на культурный процесс, возможна реализация массовой культуры.

Исходя из вышеизложенного, личность представляет собой целостность, ориентированную на субъектно-объектные отношения с обществом, в котором она живет, в особенности с его культурой и духовностью. Кроме того, процесс развития личности проходит в социально-историческом пространстве, где история фиксируется и приобретает статус основы как признака объективной закономерности, наследственности и планомерности развития, являющейся платформой для следующей современной ступени развития.

В эпоху глобализации личность XXI века не может не осознавать всей ответственности, которая на неё возложена. Человек полагается на семью, государство и религию. При анализе проблем этнической и массовой культуры необходимо принимать во внимание важный фактор того, что для человека характерным поведением является подражать и прислушиваться к мнению большинства [2]. В то же время в исследованиях не раз упоминается об опасности, которую может представлять собой толпа, способная действовать неконтролируемо и стихийно.

Индивидуальным отображением общественного существования является духовный мир человека, который представляет собой ведущее, специфическое начало человека - бытия. Отсюда можно выделить факторы, определяющие существование личности и являющиеся неразделимыми слагаемыми человеческого бытия: образ собственного «Я», другие личности и окружающий объективный мир.

Первое - каждый человек является объектом массовой культуры. Существование личности в процессе развития и функционирования, непрерывно находится в культурном пространстве. Сообразно своей сущности человек имеет наклонности к подражанию окружающим его людям, а также имеет деятельный, творческий потенциал. Эти независящие от него творческие силы находятся в латентном состоянии и ждут пробуждения под влиянием ряда причин, так называемых побудительных сил. Следовательно, речь идет о том, что изначально человек ощущает на себе культурное влияние, воздействующее на него с раннего детства в той или иной степени активности, которое впоследствии продолжается всю сознательную жизнь. Таким образом, личность перенимает культуру. В связи с этим, следует выделять личность как объект культуры.

Второе - человек выступает в роли носителя культуры. Это происходит, когда культурный опыт, ценности, знания, нормы, различные проявления мира общества видоизменяются в сознании личности и выявляются в повседневном поведении. В результате чего, они начинают проявляться в отношениях с другими личностями и окружающей социальной средой, согласно индивидуальным качествам. Следовательно, культура является внутренним содержанием человека. Таким образом, личность действует в культурной среде, являясь представителем культурных ценностей.

Третий фактор представляет личность как субъект культуры. Экзистенция личности протекает посредством творческой свободы мысли человека, через его духовное самоопределение. Человек в этом случае не является пассивным наблюдателем, напротив, он может созидать, обладает деятельным, творческим и

динамичным началом. Благодаря творчеству, человек сам является творцом культуры, самостоятельной реализации своего «Я» и способностей к проявлению культурной деятельности.

Тем не менее, все вышеизложенные стороны действуют в естественной неразрывности, за счет взаимодействия человека и культуры. Личность является объектом культуры и представляет собой носителя той степени просвещённости, в которой существует, творит и созидает. Кроме того, личностные качества в человеке формируются под влиянием культурной среды, в которой она находится. Равным образом и она является постоянным носителем культурной информации. Однако следует учитывать, что личность не является статистом в мире культуры.

Так или иначе, личность представляет собой продукт массовой культуры, являющейся отражением общества, в котором она проживает. Иначе говоря, человек — это отражение своего общества. Личность представляет собой объект, проекцию и отображение культурного мира, являясь в равной степени носителем и субъектом культуры.

Список литературы

1. Абдукаримова Г.Б. Научно-философский анализ современного этапа глобализации // Наука, образование и культура, 2019. № 4 (38). С. 36-37.

2. Мирзаев И.Б. Роль национальных ценностей в воспитании молодого поколения Узбекистана // Наука и образование сегодня, 2019. № 4 (39). С. 48-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.