УДК 947
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА С СЕВЕРОКАВКАЗСКИМ РЕГИОНОМ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ НА РУСИ ВЛАДИМИРА
СВЯТОСЛАВИЧА (980 - 1015 ГГ.)
В.В. Дудин
В статье на основе анализа древнерусских и арабо-персидских источников освещается актуальная и малоизученная проблема становления и развития взаимоотношений между Древнерусским государством и народами Северного Кавказа во второй половине X - XI вв.
Ключевые слова: Древнерусское государство, Северный Кавказ, Дербент, военный поход, развитие взаимоотношений.
Русские летописи сообщают о том, что великий киевский князь Владимир Святославич был сыном князя-воина Святослава Игоревича. Матерью Владимира летописи называют Малушу, ключницу княгини Ольги (ум. 969 г.). Позднее предание рассказывает о том, что, узнав о связи Святослава со своей ключницей, княгиня Ольга в жестоком гневе выслала Малушу из Киева в некое село Будутину весь, в котором и родился Владимир Святославич [1, с. 35].
Последующие сообщения русских летописей свидетельствуют о том, что Ольга признала своего внука, который в виду частого отсутствия отца, жил вместе с нею и двумя другими сыновьями Святослава - Ярополком и Олегом на княжеском дворе [2, с. 42].
Анализ древнерусских и арабо-персидских источников позволяет сделать вывод, что, став в 980 г. единовластным правителем Древнерусского государства, Владимир Святославич начал проводить политику, направленную на укрепление взаимоотношений Древнерусского государства с народами Северного Кавказа. С этой целью он предпринял попытку установить тесные контакты с Дербентом - крупнейшим центром международной торговли, связывающим между собой торговые магистрали, идущие из Европы в Азию.
Важным источником по изучению истории развития взаимоотношений между Древнерусским государством и Дербентом этого периода является «История Дербента» («Тарих ал-Баб ал-Абваб»). Большие фрагменты из этого сочинения, повествующие о событиях в Дербенте, начиная со второй половины VIII в. до 1075 г., дошли до нас благодаря турецкому ученому XVII в. Ахмеду Ибн Лютфуллаху, носившему звание Мюнеджжим-баши («Главный астроном»), который включил их в свое сочинение «Собрание известий о династиях» («Джами ад-дувал»), написанное на арабском языке. Рукопись «Истории Дербента» оказалась в Турции после захвата османами Закавказья, когда вместе с прочей добычей оттуда были вывезены многие рукописи.
После арабских завоеваний Дербент, как крупнейший центр международной торговли на Каспийском море, превратился в форпост ислама. «История Дербента» сообщает о том, что управление Баб-аль-абвабом, начиная с 869 г., перешло в руки Хашимитам - местной династии арабского происхождения. Особенностью социальной структуры города стало наличие в нем крупной торгово-ремесленной знати. Ее верхушка, так называемые раисы, обладала большим политическим влиянием. До прихода к власти Хашимитов город некоторое время находился во владении основателя ширванской династии Йазидидов Мухаммада ибн Халида. Это обстоятельство провоцировало частые войны между Дербентом и соседним Ширваном. Вмешательство ширваншахов в дела Дербента заметно возросло в последней четверти X в., когда они для достижения своих целей старались спровоцировать внутренние беспорядки в городе, опираясь на поддержку политических конкурентов дербентского эмира - раисов.
Во второй половине 70-х годов X в. дербентские раисы настолько усилились, что заключили в темницу эмира Маймуна. Для того чтобы вернуть себе власть, Маймун обратился за поддержкой к русам. Возможно, что для этого ему пришлось отправить посольство ко двору Владимира Святославича, после чего один из участников этого посольства лично встречался с Ибн-ан-Надимом, багдадским историком, написавшим в 987 - 988 гг. «Книгу росписи наукам». В этой книге Ибн-ан-Надим говорит: «Мне рассказывал один, на правдивость которого я
полагаюсь, что один из царей горы Кабк (Кавказа) послал его к царю Русов» [3, с. 240].
В 987/988 году 18 русских кораблей подошли к Дербенту. По расчету, приведенному у ал-Масуди, эта флотилия должна была состоять приблизительно из 1800 человек [4, с. 114]. Русы, высадившиеся с одного из кораблей, поспешили на помощь к эмиру, который вскоре был освобожден и, опираясь на русский отряд, сумел продолжить борьбу с раисами, которая в 989 г. разгорелась с новой силой.
На этот раз противостояние приняло религиозный характер. Лидер раисов - гилянский проповедник Муса ат-Тузи потребовал у эмира выдать ему его телохранителей-русов («гуламов»), чтобы им был предложен ислам или смерть. Как отмечает В.Ф. Минорский, требование проповедника внушалось поведением русов на южном побережье и опасением, что они смогут использовать Дербент в качестве базы для своих дальнейших налетов [5, с. 153]. Однако эмир, даже ценой утраты трона, не подчинился требованию проповедника и вместе в гуламами удалился в Табаристан. Это обстоятельство свидетельствует о том, что число русов на службе у эмира Маймуна было довольно значительно и что они смогли образовать вокруг него своего рода дружину.
Так как эмир ответил отказом, начались беспорядки, и в 380/990 г. Маймун укрепился в цитадели против проповедника. «Тузи и народ ал-Бабы осаждали ее 28 дней, и дела приняли такой оборот, что эмир был вынужден просить проповедника обеспечить ему безопасность [с условием], что он сдаст ему цитадель, а сам со своими гуламами уйдет в Табаристан, что и было разрешено» [6, с. 163]. В течение последующих нескольких лет Маймун с переменным успехом вел войну с ширваншахом за обладание городом. После 990 года «История Дербента» не упоминает о пребывании русов в Дербенте, что, по-видимому, объясняется возросшим влиянием Ширвана в данном регионе.
Несмотря на то, что попытки Киевской Руси укрепить свое военное и политическое влияние в Дербенте в период правления Владимира Святославича не увенчались успехом, они, тем не менее, способствовали развитию взаимоотношений между Древнерусским государством и народами Северного Кавказа во второй половине X века. Дальнейшее развитие этих взаимоотношений арабо-персидские источники фиксируют в период правления на Руси ближайших преемников Владимира Святославича - Ярослава Мудрого и Мстислава Т мутараканского.
Basing on analysis of certain Arab-Persian and Old Russian sources, the article relates to actual but little-studied problem of formation and development of relations between the Old Russian State and the people of the North Caucasus in the second half of the Xth - Xlth centuries.
The key words: the Old Russian State, North Caucasus, Derbent, military campaigns, development of relationships.
Список литературы
1. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью.
ПСРЛ. Т. 9. СПб.: Археографическая комиссия, 1862. 278 с.
2. Летопись по Ипатскому списку. ПСРЛ. Т. 2. СПб.: Археографическая комиссия,
1871. 403 с.
3. Ибн-ан-Надим. Книги росписи наукам / А.Я. Гаркави. Сказания мусульманских
писателей о славянах и русских. (С половины VII века до конца X века по Р.Х.). СПб.: Изд-во Императорской АН, 1870. С. 237-244.
4. Ал Масуди. Золотые копи и россыпи самоцветов // Древняя Русь в свете
зарубежных источников: Хрестоматия / Под ред. Т.Н. Джаксон, И.Г. Коноваловой, А.В. Подосинова. В 5 т. Т. 3. М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2009. C. 59 - 61.
5. Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда X - XI вв. М.: Изд-во Восточной литературы, 1963. 266 с.
6. История Дербента («Тарих ал-Баб ал-Абваб») / Пер. с араб. В.Ф. Минорского // Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под ред. Т.Н. Джаксон, И.Г. Коноваловой, А.В. Подосинова. В 5 т. Т. 3. М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2009. С. 162 - 164.
Об авторе
Дудин В. В. - аспирант ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет». [email protected]; тел. сот: 9624408167
Домашний адрес: индекс: 355006, г. Ставрополь, проспект Карла Маркса д. 67, кв. 17;
mail:
Old Russian State relationships with the North Caucasus region during the reign of Vladimir Sviatoslavich (980 - 1015); V.V. Dudin
УВАЖАЕМАЯ РЕДАКЦИЯ! ПРОШУ РАССМОТРЕТЬ ЭТУ СТАТЬЮ УСКОРЕННО И ОПУБЛИКОВАТЬ В БЛИЖАЙШЕМ НОМЕРЕ В 2013 ГОДУ.