УДК 947
ДРЕВНЯЯ РУСЬ И ДЕРБЕНТ В VII - X ВЕКАХ
© 2012 г. В.В. Дудин
Ставропольский государственный университет, ул. Пушкина, 1, Ставрополь, 355009, info@stavsu. ru
Stavropol State University, Pushkin St., 1, Stavropol, 355009, [email protected]
Рассматриваются взаимоотношения между Древнерусским государством и народами Северного Кавказа, а также ведение торговли по Волге и Каспийскому морю со странами мусульманского Востока. В частности, изучается проблема становления и развития связей между Древнерусским государством и Дербентом - крупнейшим политическим и торговым центром на Каспии в VII - X вв.
Ключевые слова: Древнерусское государство, Северный Кавказ, Дербентская крепость, Каспийское море, международные торговые пути.
The author considers the relations of the Ancient Russian State with peoples of the Northern Caucasus and trade on the Volga and on the Caspian Sea with countries of Muslim East which played a very important part in the foreign policy of the Ancient Russian State. This article deals with a little-studied problem of formation and development of relations between the Ancient Russian State and Derbent -one of the biggest political and trade centers on the Caspian Sea in the VII - X centuries.
Keywords: Ancient Russian State, Northern Caucasus, Derbentfortress, Caspian Sea, international trade routes.
Крупнейшим политическим и транзитным центром международной торговли на Северном Кавказе к началу VII в. стал город Дербент, через который проходили основные транскавказские и международные торговые магистрали, связывающие Северо-Кавказский регион и Прикаспий с государствами Восточной Европы, Хазарским каганатом и странами мусульманского Востока.
Интерес к древнему Дербенту и его многовековой истории возник у исследователей давно. Изучение древностей города началось со времени персидского похода Петра I в 1722 г., когда по приказу императора сопровождавшие его ученые сделали описание и чертежи фортификационных сооружений Дербента и первые зарисовки надписей на его стенах.
Название города «Дербент», а точнее «Дарбант», в переводе с персидского языка означает «узел, связь, запор ворот» [1, с. 3] и впервые встречается в письменных источниках в «Географии» Анания Ширакаци не ранее VII в. [2, с. 31]. Однако существует предположение, что название «Дербент» упомянуто уже в пехлевийских надписях на стенах города, зафиксированных еще в VI в. [3, с. 245].
«Подобно мощной каменной плотине вытянулся между Каспийским морем и отрогами Джалганского хребта этот город-засов... Исключительная прочность кладки и удивительная четкость архитектурно-планировочного решения, сочетающиеся с максимальной простотой конструкции, прекрасной обработкой камня и впечатляющей монументальностью стен, ставит Дербент в один ряд с крупнейшими фортификационными сооружениями мира» [3, с. 243]. Такую характеристику этого уникального памятника военной архитектуры дает видный кавказовед, заслуженный деятель науки Российской Федерации и Республики Дагестан, профессор А.А. Кудрявцев, под руководством которого в Дербенте был проведен целый ряд археологических исследований, позволивших открыть совершенно новые страницы жизни одного из древнейших городов нашей страны, удревнив его историю более чем на 3500 лет.
Археологические источники свидетельствуют о том, что строительство крепостных стен Дербента, превративших его в крупнейший памятник мирового фортификационного строительства, связано с рождением нового персидского государства - Сасанидского Ирана, в сферу влияния которого был втянут Кавказ [4, с. 214]. Первые оборонительные сооружения в Дербенте, построенные Сасанидской династией иранских царей, относятся к концу IV - началу V в., т.е. времени проникновения и укрепления власти Сасани-дов на Восточном Кавказе. Академик В.В. Бартольд не исключает возможности того, что эти постройки могут относиться к последним годам правления Сасанидско-го царя Хосрова I Ануширвана («с бессмертной душой»), правившего в Иране с 531 по 579 г. [5, с. 420].
Ведению активной международной торговли способствовало наличие в Дербенте морской гавани, располагавшейся в «середине» города. Между морем и пристанью было построено две стены, что сузило проход для судов и сделало его извилистым. У входа
в порт была протянута цепь, запертая на замок, так что желающие попасть в гавань или выйти из нее могли только с разрешения жителей крепости.
Арабские авторы единодушно приписывают строительство морских стен Дербента Хосрову Ануширвану: «И приказал он (Хосров) возить на кораблях камни и бросать их в море, а когда они оказались над водой, то он построил на них стену...» [6, с. 9]. Однако размеры гавани оценивались арабскими авторами весьма разноречиво. Но даже по их самым минимальным оценкам (ал-Истахри - 6 башен, т.е. около 450 - 500 м; Хилаль ас-Саби - 600 локтей, т.е. около 400 - 500 м), площадь гавани составляла 25 га. По сведениям других арабских авторов, она была в несколько раз больше (Баладзори, Кудама, ибн Руста - 300 га, Масуди - около 100 га; Хамдаллах Казвини - около 50 га).
Арабский автор Макдиси сообщает о том, что стены гавани были построены из камня и свинца, «причем вместо цемента служил свинец» [7, с. 787]. Прямым подтверждением его слов служит сообщение Хилаля ас-Саби (перв. пол. XI в.), который рассказывает о событии, случившемся в Дербенте в первой половине X в., в период правления багдадского визиря ибн ал-Фурата Абу-л-Хасана Али и его кавказского наместника Юсуфа ибн Абу-с-Саджа [8, с. 682]. Рассказ этот передается со слов чиновника ибн Хамдуна, находившегося в то время при Юсуфе, и повествует о том, как с течением времени из-за напора волн в Дербенте разрушился мол, являвшийся продолжением крепостных стен. Потребовался ремонт мола, вдававшегося в море на 600 локтей и защищавшего гавань от нападения хазар. Характер постройки стен мола описывается следующим образом - ворота его были сделаны из железа, стена сложена из симметрично расположенных камней, а в каждом камне имелось по два отверстия и по железной палке, облитой свинцом.
Когда Юсуф прибыл в Дербент и осмотрел место разрушения, стоимость восстановления была определена им в 60 000 динаров. Узнав о случившемся, визирь ибн ал-Фурат сообщил Юсуфу, что вычитал в книгах, будто Хосрой Ануширван при постройке мола специально заготовил про запас материал для его восстановления на тот случай, если мол будет разрушен. Юсуфу действительно удалось найти этот запас, который был зарыт в земле недалеко от мола и состоял из «тесных камней с отверстиями, вполне обделанных железных палок, свинца и всего остального, что было нужно» [9, с. 788]. Благодаря этой находке мол был восстановлен в короткий срок и без особых расходов, основную статью которых составила плата рабочим.
Важно отметить, что Дербент был не только главным центром международной транзитной торговли на Северном Кавказе, но и являлся одним из крупнейших центров ткацкого производства в регионе. Среди всех Кавказских городов только Дербент специализировался на производстве полотняных одежд. Ал-Истахри сообщает, что из «Баб ал-абваба вывозятся полотняные одежды и нет нигде таких одежд, кроме как здесь - ни в Арране, ни в Армении, ни в Азербайджане» [10, с. 22].
Гавань Дербента и целый ряд других крупных торговых городов Прикаспия были хорошо знакомы русским купцам, особое внимание на это обращает академик Б.А. Рыбаков: «По берегам Каспия русы бывали в Дербенте, у устья Куры... в "Нефтяной стране" около Баку, в Табаристане и даже в самом отдаленном углу Каспия - в городе Абезгуне» [11, с. 337].
Арабо-персидский историк ат-Табари (838/839 -922/923 гг.) в своем сочинении «История посланников и царей» («Тарих ар-русул ва-ль-мулук») подробно описывает одно из первых появлений русов у стен Дербента, которое он относит ко времени правления в Баб-аль-абвабе персидского коменданта крепости Шахрвараза или Шахриара («государя»), как именует его Табари, управлявшего городом в 40-х гг. VII в.
Появление русов на Северном Кавказе по времени совпало с вторжением в Закавказье арабских завоевателей, которые после блистательных побед в Сирии и Месопотамии сумели подчинить своему влиянию Армению, Грузию, Албанию и Азербайджан. Проникнув в Закавказье, арабы в первую очередь взяли под свой контроль основные горные проходы, идущие через Кавказские горы, заключая соглашения с теми племенами Кавказа, на территории которых такие проходы находились. Эти племена освобождались от податей и даней, но зато брали на себя обязательство охранять дороги и препятствовать вторжению неприятелей во владения Арабского халифата. После покорения Азербайджана арабы заняли Байлекан, Берда, Шам-хор, Кабалу, Шаки, Ширван, Маскат и некоторые другие области и города и, наконец, приблизились к Дербенту.
Табари сообщает о том, что первым в Баб-аль-абвабе оказался арабский полководец Абд-ар-Рахман ал-Бахили, появление которого в Дербенте А.Я. Гар-кави относит к 644 г. Персидский комендант Дербента Шахрвараз обратился к нему с просьбой о покровительстве. Он говорил, что не имеет ничего общего с окружающими варварами и не даст им помощи против арабов. За это он просил сохранить за ним его положение и не требовать с его подданных подушного налога. По словам Табари, его просьба была уважена самим халифом Омаром (634 - 644 гг.).
В описании переговоров между Шахрваразом и Абд-ар-Рахманом ал-Бахили, Табари упоминает о присутствии в этот момент у стен Дербентской крепости армии русов: «В Баб-аль-абвабе находился тогда царь, по имени Шахриар, который пошел к Абдур-рахману обратно (на встречу), заключил мир с тем, чтоб не платить дани (арабам) и сказал следующее: «Я нахожусь между двумя врагами, один - хазаре, а другой - русы, которые суть враги целому миру, в особенности же арабам.». Из дальнейшего рассказа Табари видно, что жители Дербента к этому времени уже успели накопить определенный опыт ведения боевых действий с русами. Обращаясь к Абд-ар-Рахману, ал-Бахили Шахриар с гордостью отмечает, что воевать с русами «кроме здешних людей, никто не умеет». Кроме того, Шахриар не сомневается в силе своего войска: «Вместо того, чтоб мы платили дань,
будем воевать с русами и собственным оружием и будем их удерживать, чтоб они не вышли из своей страны» [12, с. 74].
Следующее появление русов в Дербенте арабо-персидские источники относят к 80-м гг. X в. Важным источником по изучению истории развития взаимоотношений между Древнерусским государством и Дербентом этого периода является «История Дербента» («Тарих ал-Баб ал-Абваб»). Большие фрагменты из этого сочинения, повествующие о событиях в Дербенте начиная со второй половины VIII в до 1075 г., дошли до нас благодаря турецкому ученому XVII в. Мюнеджжим-баши, который включил их в свое сочинение «Собрание известий о династиях» («Джами ад-дувал»), написанное на арабском языке. Рукопись «Истории Дербента» оказалась в Турции после захвата османами Закавказья, когда вместе с прочей добычей оттуда были вывезены многие рукописи.
Ко второй половине X в. в жизни Древнерусского государства и народов Северного Кавказа произошли серьезные изменения. Призвание в Новгород Рюрика (862 г.) и объединение восточнославянских племен под властью Киева в единое государство (882 г.) оказали положительное влияние на дальнейшее развитие Руси. С приходом к власти Владимира Святославича (980 - 1015 гг.) Древнерусское государство начинает предпринимать попытки укрепить свое влияние в Северо-Кавказском регионе - крупнейшем центре международной торговли, связывающим между собой торговые магистрали, идущие из Европы в Азию.
После арабских завоеваний Дербент как крупнейший центр международной торговли на Каспийском море превратился в форпост ислама. «История Дербента» сообщает о том, что управление Баб-аль-абвабом начиная с 869 г. перешло в руки Хашимитам - местной династии арабского происхождения. Особенностью социальной структуры города стало наличие в нем крупной торгово-ремесленной знати. Ее верхушка, так называемые раисы, обладала большим политическим влиянием. До прихода к власти Хашимитов город некоторое время находился во владении основателя ширванской династии Йазидидов Мухаммада ибн Халида. Это обстоятельство провоцировало частые войны между Дербентом и соседним Ширваном. Вмешательство ширваншахов в дела Дербента заметно возросло в последней четверти X в., когда они для достижения своих целей старались спровоцировать внутренние беспорядки в городе, опираясь на поддержку политических конкурентов дербентского эмира - раисов.
Во второй половине 70-х гг. X в. дербентские раисы настолько усилились, что заключили в темницу эмира Маймуна. Для того чтобы вернуть себе власть, Маймун обратился за поддержкой к русам. Возможно, что для этого ему пришлось отправить посольство ко двору Владимира Святославича, после чего один из участников этого посольства лично встречался с ибн-ан-Надимом, багдадским историком, написавшим в 987 - 988 гг. «Книгу росписи наукам». В этой книге ибн-ан-Надим говорит: «Мне рассказывал один, на правди-
вость которого я полагаюсь, что один из царей горы Кабк (Кавказа) послал его к царю Русов» [13, с. 240]. По мнению А.Я. Гаркави, факт обращения кавказского владетеля за помощью к русам не вызывает сомнения: «Факт отправления одним кавказским властителем посольства к русскому князю до 987 года не подает ни малейшего повода к сомнению. Из показаний Ма-суди, ибн-Хаукаля, Якута, ибн-аль-Атира и других арабских писателей нам известно о трех походах русских на юг к Кавказу и Закавказье в продолжение X века. Из летописи Несторовой узнаем, что Святослав покорил кавказских ясов и косогов. В X же веке Тмутараканское княжество, соседнее с Кавказом, подчинилось русской власти. Имеются у нас также многочисленные известия о торговле русских с югом. Что же после этого удивительного, что кавказские владетели имели сношения и посылали посольства к русским?» [13, с. 243 - 244].
В 987 - 988 г. 18 русских кораблей подошли к Дербенту. Русы, высадившиеся с одного из кораблей, поспешили на помощь к эмиру, который вскоре был освобожден и, опираясь на русский отряд, сумел продолжить борьбу с раисами, которая в 989 г. разгорелась с новой силой. На этот раз противостояние приняло религиозный характер. Лидер раисов гилянский проповедник Муса ат-Тузи «потребовал у эмира выдать ему его телохранителей-русов, чтобы им был предложен ислам или смерть. Так как эмир ответил отказом, начались беспорядки, и в 989 - 990 г. эмир укрепился в цитадели против проповедника. Тузи и народ ал-Бабы осаждали ее 28 дней, и дела приняли такой оборот, что эмир был вынужден просить проповедника обеспечить ему безопасность [с условием], что он сдаст ему цитадель, а сам со своими гуламами уйдет в Табаристан, что и было разрешено» [14, с. 163]. В течение последующих нескольких лет Маймун с переменным успехом вел войну с ширваншахом за обладание городом. После 990 года «История Дербента» не упоминает о пребывании русов в Дербенте, что, по-видимому, объясняется возросшим влиянием Ширвана в данном регионе.
Несмотря на то, что попытки Киевской Руси оказать военное и политическое влияние на внутриполитическую жизнь Дербента в 80-х гг. X в. не принесли
Поступила в редакцию
весомых результатов, тем не менее они способствовали накоплению русами определенного опыта взаимоотношений с народами Северного Кавказа и дальнейшему развитию экономических и культурных связей между Древнерусским государством и СевероКавказским регионом.
Литература
1. Кудрявцев А.А. Древний Дербент. М., 1982. 176 с.
2. Патканов К.П. Из нового списка географии, приписываемой Моисею Херенскому // Журн. Министерства Народного Просвещения. СПб., 1883. Ч. CCXXVI С. 21 - 32.
3. Кудрявцев А.А. О датировке первых сасанидских укреплений в Дербенте // Советская археология. 1978. №№ 3. С. 243 - 258.
4. Кудрявцев А.А. Дербентский проход // Вопросы истории. 1976. № 8. С. 213 - 218.
5. Бартольд В.В. Дербент // Собр. соч.: в 9 т. М., 1965. Т. 3. С. 419 - 430.
6. Кудрявцев А.А., Кудрявцев Е.А. Периодизация развития отраслей ремесленного производства средневекового города (по материалам Дербента VI - XVIII вв.). Ч. 1. Ставрополь, 2005. 172 с.
7. Бартольд В.В. К истории Дербента // Собр. соч.: в 9 т. М., 1963. Т. 2. Ч. 1.
8. Бартольд В.В. Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира // Там же. С. 649 - 772.
9. Бартольд В.В. Новое известие о стенах Дербента // Там же.
10. Шихсаидов А.Р. Дагестан в X - XIV вв. Опыт социально-экономической характеристики. Махачкала, 1975. 176 с.
11. История культуры Древней Руси / под ред. Б.Д. Грекова, М.И. Артамонова: в 5 т. М.; Л., 1951. Т. 1. 484 с.
12. Абу Джафар Мухаммед ибн-Джарира ибн-Язида ат-Табари. История царей // Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. (С половины VII века до конца X века по Р.Х.). СПб., 1870. С. 72 - 81.
13. Ибн-ан-Надим. Книги росписи наукам // Там же. С. 237 - 244.
14. История Дербента. («Тарих ал-Баб ал-Абваб») / пер. с араб. В.Ф. Минорского // Древняя Русь в свете зарубежных источников: хрестоматия / под ред. Т.Н. Джаксон, И.Г. Коноваловой, А.В. Подосинова: в 5 т. М., 2009. Т. 3. С. 162 - 164.
31 января 2012 г.