УДК 299. 571.61
Е.В. Буянов
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ БЛАГОВЕЩЕНСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ОБЩИНЫ ДУХОВНЫХ ХРИСТИАН МОЛОКАН АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
В НАЧАЛЕ ХХ в.
В статье рассматривается проблема взаимоотношений Благовещенской епархии Русской православной церкви и общины духовных христиан молокан Амурской области в начале ХХ в.
This article is devoted to the problem of relations of the Blagovestchenskbishopric of Russian orthodox church and the community of Spiritual Christians at Amur region at the beginning XX century.
В начале ХХ в. в Амурской области существовало несколько сектантских религиозных объединений, из которых самой большой и влиятельной была община духовных христиан молокан. Для противодействия сектантам в Благовещенской епархии еще в 1886 г. по инициативе преосвященнейшего Гурия было создано особое Православное братство Пресвятые Богородицы, в котором, как говорилось в официальном сообщении об этом событии, «для единодушных действий против сектантов сплотились не только представители церковных учреждений, но и лучшие граждане города»1. 30 марта 1903 г. епископ Приамурский и Благовещенский Никодим утвердил устав этого братства, созданного при кафедральном соборе в честь Пресвятые Богородицы. Братство ставило перед собой две основные цели: утверждение в православной вере всех чад православной церкви Благовещенской епархии и охранение их от пропаганды расколо-сектантских заблуждений; возвращение в лоно святой церкви заблуждающихся и уклонившихся от нее раскольников и сектантов2.
Миссионерская деятельность братства была разделена на две миссии - противораскольную и противосектантскую. Последняя вела борьбу с сектантами, живущими в Благовещенске и его окрестностях3. Православные иерархи считали самой многочисленной и самой опасной сектой молоканскую и именно против нее была нацелена деятельность братства4. По свидетельству епископа Камчатского в отчете за 1894 г.: «Благовещенск, составляя своего рода центр сектантства, давно уже приобрел название «молоканского» города. Секты, преимущественно молоканские, поселились здесь с самого основания и, с каждым годом переселяясь и увеличиваясь в числе, образовали сплоченное общество, совершенно изолированное от православного населения. Чувствуя под собой твердую почву, они составляют, так сказать, общество в обществе, которое преследует только меркантильные цели. Благодаря своей материальной состоятельности и сознанию своего значения они позволяют себе то, что уже прямо оскорбляют религиозное чувство православного»5.
Однако пока епископскую кафедру в Амурской области возглавляли Гурий (1885 - 1892 гг.), Макарий (1892 - 1897 гг.), Евсевий (1897 - 1899 гг.), Иннокентий (1899 - 1900 гг.), особого противодействия деятельности сектантов не наблюдалось. Ситуация изменилась, когда Благовещенскую епархию возглавил энергичный и целеустремленный владыка Никодим (Боков). Он был возведен в епископский сан в 1896 г. как викарий Сарапульской епархии и стал настоятелем основанного в г. Сарапуле Старцево-Горского мужского монастыря. 17 декабря 1900 г. получил
назначение на самостоятельную кафедру в Благовещенске. В город прибыл 6 марта 1901 г.6. Епископ Никодим сразу развернул активную миссионерскую и противосектантскую работу.
На Амуре, в условиях полной фактической свободы вероисповедания, гражданские и церковные власти не могли использовать методы прямого административного воздействия на сектантов и ограничивались по большей части пропагандой. Для координации этой деятельности в Благовещенске в августе 1901 г. был создан особый комитет. В его задачу входила организация противосектанских бесед и чтений. В состав комитета вошли приходские священники, благочинные и некоторые преподаватели Благовещенской православной духовной семинарии. Было решено, начиная с октября 1901 г., проводить беседы на догматически-христианские темы каждые две недели в помещении Никольской школы с обязательным присутствием на них воспитанников 6-го класса
7
семинарии .
Первая противосектантская беседа состоялась в Благовещенске, в воскресенье, 7 октября 1901 г., в Покрово-Никольской церкви. Ее тема была обозначена так: «О храме Господнем со времен Моисея, Давида, Соломона и до наших дней, о значении его и плане». Беседа началась с того, что священник отец Гаркин в течение приблизительно часа приводил данные из Библии, доказывающие существование храма, начиная со времен ветхозаветных. По окончании чтения сектантам было предложено начать беседу. Но таковых оказалось только 2-3 человека, и то они молчали. Один из них заявил, что он бы принял участие в беседе, если бы об этом было объявлено своевременно. Из-за этого проведение беседы было отложено8.
Вторая противосектантская беседа состоялась в том же месте в воскресенье, 28 октября 1901 г., по теме: «О святых иконах, существовании их во времена ветхозаветные и о их чудодейственной силе». Сначала были прочтены некоторые извлечения из Библии, а затем слово было предоставлено сектантам. Но со стороны последних снова никто не выступил, поэтому беседа закончилась речью православного священника, в которой было приведено несколько случаев чудесных спасений икон, в том числе факт избавления от опасности в 1888 г. Александра III при крушении поезда на станции Борки 17 октября, так как в вагоне, в котором находились их величества, была повешена икона - копия образа, находящегося в доме Петра Великого9.
В проводимых мероприятиях активное участие принимал сам епископ Никодим. В «Благовещенских епархиальных ведомостях» за 1901 - 1903 гг. опубликовано немало текстов его выступлений и других материалов противосектантской направленности. Это, например, речь, произнесенная в ноябре 1902 г. перед противосектанской беседой о таинстве крещения; речь, сказанная 15 декабря 1902 г. в Никольской церковно-приходской школе перед беседой с сектантами Благовещенска об иконах; речь, сказанная 2 февраля 1903 г. в Никольской церковно-приходской школе перед беседой с сектантами Благовещенска о почитании святых10. В № 1 за 1903 г. «Благовещенских епархиальных ведомостей» сообщается, что в 5‘/г вечера 17 октября 1902 г. в покоях архирейского дома у его преосвященства состоялась беседа с сектантами о святых иконах. Со стороны сектантов прения вели молоканин Ф.Т. Востриков и полубаптист К.М. Калиныч11.
3 ноября 1902 г. его преосвященство преосвященнейшй Никодим, епископ Благовещенский и Приамурский, в сопутствии противосектантского миссионера В. А. Тронина,
противораскольнического миссионера священника В. Пашина, священников А. Гаркина, А. Бокова и С. Тронина посетил молитвенное собрание сектантов молокан в доме Кувшинова по Чигиринской улице для беседы с ними. При входе в собрание архипастырь был встречен представителями сектантов: Е.И. Ефимовым и Ф.М. Косицыным и почтительно препровожден на почетное место за столом. Рядом с владыкой поместился Егор Ионович Ефимов. Выбор предмета беседы был
предоставлен на усмотрение сектантов в том предположении, что они, по всей вероятности, изберут что-либо важное и волнующее их, но к крайнему удивлению православного духовенства молокане заговорили о том, что, по мнению православных, в деле веры и вечного спасения во Иисусе Христе не имеет никакого значения - о покровении глав священослужителями при богослужениях в храме. Как посчитали представители Благовещенской епархии, это было сделано с умыслом, из боязни затронуть какой-либо существенный вопрос из догматики православной церкви, пререкаемой сектантами, чтобы не потерпеть поражения и посрамления в стенах своего собрания. Беседа началась с вопроса, предложенного Е.И. Ефимовым: «По каким правилам православные архиреи и священники покрывают свою голову при совершении молений в храме»? Как повествуют «Благовещенские епархиальные ведомости» его преосвященство Никодим на основании слова Божия ответил на обращенный к нему вопрос приблизительно в следующем порядке: священнослужители в храме во время принесении молений Господу покрывают голову: епископы - митрами, а священники -камилавками и скуфьями, и поступают так по повелению Божию. Господь сам повелел пророку Моисею по образу, показанному им на горе, сделать священные одежды первосвященнику Аарону и сынам его священникам, среди которых (одежд) были и для покровения глав - для первосвященника кидар, а для священников - особые головные повязки.
В опровержение приведенных свидетельств Слова Божия Е.И. Ефимов указал четвертый стих 16-й главы Первого послания к Коринфянам: «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытой головою, постыжает свою голову», разумея под выражением «всякий муж» всех христиан вообще, не подразделяя их на пастырей или духовных и пасомых, т.е. мирян.
На это ему было сказано, что в четвертом стихе 16-й главы Первого послания к Коринфянам говорится не об участии верующих при богослужении в храме в присутствии своих предстоятелей, а о простых собраниях верующих, в которых им позволено молиться и пророчествовать и что под выражением «всякий муж» апостол ни в каком случае не разумел лиц священных или духовных, к которым принадлежал и сам, так как речь свою обращал не к себе лично, а к христианам-мирянам для их назидания, и притом словам своим апостол не придавал безусловного значения. По сообщению источника приведенное объяснение слов «всякий муж» Е.И. Ефимов опровергнуть не мог, не мог также подтвердить, несмотря на неоднократные ему предложения местами Св. Писания, а беспомощно повторял одно и то же: «Кто покрывает во время молитвы свою голову, тот постыжает ее».
Тут выступил со своей речью противосектантский миссионер В.А. Тронин, который, обобщив беседу, затем высказал такого же рода мысли в подтверждение ответа его преосвященства, дал толкование слов, содержащихся в четвертом стихе 16-й главы Первого послания к Коринфянам, доказывая со ссылками на Святое Писание, что слова апостола «всякий муж» относятся исключительно к мирянам и выражение «всякий муж» сделано без указания духовного лица -следовательно, оно означает мирянина.
И в этот раз, - продолжают «Благовещенские епархиальные ведомости», - сектанты остались безответны, так как новых доказательств в свою пользу не привели. Беседа закончилась речью преосвященного, в которой было выяснено, что молокане неосновательно упрекают православных духовных лиц в ношении венцов или головных уборов и что, с их точки зрения, чтобы быть последовательными, следовало бы неодобрительно отнестись к тем 24 старцам, виденным на небе около престола Божия апостолом Иоанном в золотых венцах, так как и там непрерывно совершается богослужение. Если православные пастыри и носят при богослужении венцы, то в этом случае только исполняют волю Божию и подражают Церкви небесной.
Затем архипастырь, поблагодарив сектантов за мирную беседу и получив с их стороны приглашение впредь не оставлять их своим вниманием, отбыл. Беседа началась в 5% часа вечера и длилась 4 часа12. На основании материала в «Благовещенских епархиальных ведомостях» трудно судить о том, кто одержал верх в религиозном диспуте, скорее победителей не было, каждая сторона осталась при своем мнении.
30 ноября 1902 г. в 11 часов его преосвященство Никодим отбыл из Благовещенска в миссионерскую поездку в Зазейский край для собеседования с сектантами в сопровождении своего миссионерского кружка: ректора семинарии архимандрита Дионисия, противосектантского
миссионера В.А. Тронина, противораскольнического миссионера священника В. Пашина, священника А. Гаркина. Первая беседа во время этой поездки состоялась в молоканском селении Толстовке. Предметом беседы было таинство крещения и вопрос о крещении детей. Сектанты, по обычаю, силились доказать, что крещение должно быть духовным - Духом Святым, а вода не имеет никакого значения, потому и употребляема быть не должна: дети же в крещении не нуждаются, потому что они святы, по учению апостола, и без того, да и веры не имеют, а крещение принимает только тот, кто верует. Его преосвященство,священник А. Гаркин, ректор семинарии архимандрит Дионисий на основании Святого Писания подробно и обстоятельно рассказали сектантам, в чем они заблуждаются. Беседа началась в 6 часов вечера и окончилась в 12 часов ночи.
На другой день утром его преосвященство Никодим со спутниками переехал для беседы в другое молоканское селение - Тамбовку. В этой деревне беседа проходила в молоканской моленной и продолжалась с 2% часа дня до 8 часов вечера. Сектантов - молокан, духоборов и баптистов -собралось с приезжими более 700 человек. Присутствовали и православные. Со стороны сектантов выступили Самуил Иовлевич Брагин и Сидор Федорович Ножкин. Оба они старались доказать право сектанской общины прощать грехи и отрицали это право за пастырями Православной Церкви. В качестве доказательства были приведены ими места из Святого Писания: 1 Кор. 5, 1 - 5, особенно ст. 4; 2 Кор. 2, 5 - 11; Деян. 18, 19; 1 Иоан. 1, 9, 1 - 2; Матф. 6, 12, 14 - 15; 18, 15 - 17, а также доводы от разума: что человек не может прощать грехов, что власть отпускать их принадлежит одному только Богу; особенно же не имеют никаких оснований настаивать на своей власти разрешать грехи пастыри Православной Церкви, потому что они грешны, в чем сознаются и сами.
В.А. Тронин выступил в середине беседы и поставил перед сектантами несколько вопросов: «Когда сектанты говорят о праве Церкви прощать грехи, то Церковь они определили как собрание людей: церковь де есть «людское собрание». Из чего состоит это собрание? Из мирян. Тогда как по Св. Писанию в состав Церкви неизменно входят не одни миряне, или пасомые, но и пастыри».
Собеседники-молокане заявили, что признают не одних мирян, а еще и пресвитеров или старцев. Один из присутствующих рассказал, что старцы или пресвитеры обязаны учить, наставлять, вразумлять, что они совершают браки и прочее, но особенными благодатными дарами не обладают.
В.А. Тронин продолжал беседу: «Грехи могут быть подразделены на грехи против Бога и на грехи против ближнего. Из слов присутствующих можно заключить, что прощение Церкви простирается только на грехи против ближнего; грехов же против Бога люди простить не могут; одному только Богу принадлежит власть прощать такие грехи. Поэтому всякий ли грех есть в то же время и грех против Бога?».
На это С.Ф. Ножкин ответил, что всякий грех, хотя бы он был сделан по отношению к ближнему, есть грех и против Бога. Тогда В.А. Тронин спросил относительно того как сектанты считают себя - грешными или безгрешными; или, по крайней мере, признают ли, что люди могут грешить и после принятия христианства? Большинство собрания согласилось на том, что грешат и
христиане, в чем здешняя секта, по замечанию В. А. Тронина, отличается от городских единоверцев, которые утверждают, что сектанты будто бы не грешат, да и грешить будто бы не могут. Только некоторые из тамбовских молокан объявили, что христиане грешить будто бы не могут. С.Ф. Ножкин же сказал, что они - сектанты - держатся того мнения, что все христиане могут впадать в грехи, за исключением апостолов, которые были-де безгрешны и сами будто бы считали себя таковыми.
В заключение беседы представители РПЦ указали сектантам, что у них нет лиц для обряда отпущения грехов, а без этого таинства человек, как постоянно согрешающий, не может достигнуть спасения и неизбежно погибнет. Сектанты силились доказать, что у них это таинство есть, потому что они исповедуют свои грехи перед своим собранием и испрашивают прощение у того, кого обидели. На это молоканам ясно и подробно было указано, что власть прощать грехи дана Иисусом Христом только апостолам и их преемникам, а простые миряне прощать грехов не могут.
После этой встречи его преосвященство со спутниками, посетив православную Козьмодемьяновку, возвратился 2 декабря 1902 г. в Благовещенск13. Таким образом, по сообщению «Благовещенских епархиальных ведомостей», в Тамбовке была одержана еще одна победа над сектантами, которые были морально подавлены и разоружены в сфере христианской догматики.
Конечно, все было не так просто. О том, что это была не легкая беседа, а напряженный разговор, даже ожесточенный спор, свидетельствуют и продолжительность встречи и реплика В. А. Тронина, прозвучавшая ближе к концу собрания: «Потерпите. Очень уж у вас тяжело говорить. Такая теснота и духота!»14.
Одним из главных пунктов расхождения православия и молоканства было отношение к иконам. Сектанты считали, что Бога никто видеть не может, и говорили о себе: «Молокане только в Бога веруют, в душе его держат, а чтобы видали его - нет, этого не было»15.
15 декабря 1902 г. в 5% часа вечера в здании Никольской церковно-приходской школы Благовещенска состоялась противосектанская беседа о почитании святых икон. Беседа началась пением «Отче наш» и речью противосектантского миссионера В.А. Тронина о неприязненном отношении местных сектантов к святым иконам. В заключение речи сектантам был поставлен вопрос: как они почитают святые иконы - идолами или нет?
Представитель сектантов Е.И. Ефимов уклонился от определенного ответа на вопрос о святых иконах, сказав: «У молокан икон нет, а потому мы и не знаем, как их назвать. Пусть миссионер называет их как хочет - нам все равно. Но из Святого Писания мы нигде не видим, что их нужно иметь и им кланяться». Когда же миссионер настойчиво потребовал от Е.И. Ефимова высказать свое мнение о святых иконах, тот в ответ прочитал Вторую заповедь Закона Божия, ясно давая понять, что он святые иконы признает за кумиры или идолы. Затем, по сообщению «Благовещенских епархиальных ведомостей», беседа продолжалась в таком порядке: Е.И. Ефимов приводил разные места Святого Писания, относящиеся к идолопоклонству, а миссионер подробно комментировал их содержание, доказывая слушателям, что они к святым иконам не имеют никакого отношения. В конце беседы миссионер, засвидетельствовав перед народом, что Е.И. Ефимовым против святых икон возражений не было приведено и что они, иконы, конечно не идолы, обратился к своему собеседнику с такими словами: «Может быть вы, Егор Ионович, теперь возможете по крайней мере доказать от Святого Писания, что святые иконы запрещены, тогда потрудитесь это сделать». Е.И. Ефимов опять сослался на Вторую заповедь Закона Божия и подобной ей по смыслу ей место из четвертой главы Второзакония. Беседа закончилась речью ректора семинарии архимандрита Дионисия, в которой он, обозрев все сказанное миссионером и Е.И. Ефимовым, констатировал, что сектантом касательно святых икон не было сказано ни одного противного слова и что по поводу приводимых им из Святого
Писания отрывков в опровержение идолопоклонства с ним никто не спорил - святая Православная Церковь сама гнушается идолов и тому же поучает своих чад16.
В 1903 г. активная противосектантская деятельность в Благовещенской епархии РПЦ продолжалась. В номерах 3 и 4 «Благовещенских епархиальных ведомостей» за 1903 г. была опубликована речь противосектантского миссионера В.А. Тронина о почитании святых, сказанная в Никольской церковно-приходской школе 2 февраля 1903 г., перед беседой с сектантами17.
10 января 1903 г. в покоях архирейского дома состоялась беседа архипастыря с сектантами о святых иконах, храмах и таинствах - священства, крещения и причащения. Со стороны сектантов прения вели молоканин Ф.Т. Востриков, полубаптист К.М. Калиныч и баптист Анфиногенов. На беседе присутствовали: ректор семинарии архимандрит Дионисий, преподаватель семинарии П.П. Малышев, противосектантский миссионер В. А. Тронин, противораскольнический миссионер священник В. Пашин, священники А. Гаркин, П. Протодиаконов, А. Боков, С. Тронин. Беседа началась в 5% часа вечера и длилась 4 часа18.
В апреле 1903 г., видимо, за усердие в церковном служении противосектантский миссионер, кандидат богословия В.А. Тронин указом Святейшего Синода был назначен преподавателем раскола и обличения раскола в местной духовной семинарии19.
28 сентября 1903 г. село Чуевку посетил епископ Приамурский и Благовещенский Никодим в сопровождении своего миссионерского кружка, в который входили: ректор семинарии архимандрит Дионисий, противосектантский миссионер В. А. Тронин, ключарь священник А. Гаркин, благочинный священник В. Пашин, священники С. и Л. Тихвинские. Сектанты, заранее предупрежденные о посещении их селения архипастырем, а равно о цели его прибытия, в значительном количестве почтительно встретили его хлебом-солью. Владыка предложил поговорить
о таинстве крещения. Представители сектантов молокан: А.С. Григоров, Я.И. Гунин и Н.И. Заикин (баптисты со своей стороны никого не выставили) ответили, что они хотят вести речи об ином: «Нам желательно узнать от вас, ваше преосвященство, почему одни из людей в мире добронравны, а другие злы? И отчего все это происходит?». Архипастырь дал на это ответ со ссылками на Святое Писание. Были заданы и другие вопросы. Встреча продолжалась 4 часа, беседа протекала очень оживленно, было заметно, как глубоко она поразила сектантов и оставила в их душах неизгладимый след20.
Сообщения «Благовещенских епархиальных ведомостей» о встречах руководства РПЦ в Амурской области с сектантами создают впечатление, что это были благодушные беседы чуть ли не друзей, лишь немного расходящихся в вопросах веры и, в конце концов, единодушно утверждающихся в правоте православия. Молокане изображаются как несмышленые ученики, с почтением испрашивающие у архипастыря РПЦ слово истины и с благоговением выслушивающие его поучения.
Между тем иной раз встречи православных священников с молоканами вовсе не были мирными беседами, а представляли столкновения непримиримых противников. Так, 2 марта 1903 г. его преосвященство Никодим в сопровождении полицейского пристава 1-го участка Амурского округа г. Левина и миссионерского кружка - противосектантскогомиссионера В.А. Тронина, ключаря священника А. Гаркина, священников А. Бокова и С. Тронина прибыл в село Гильчин для собеседования о пререкаемых сектантами истинах веры Святой Православной Церкви. Встреча началась в 6 часов вечера в школьном помещении выступлением архипастыря о таинстве крещения, а когда сектанты отказались вести собеседование об этом предмете, темой беседы по личному желанию молокан стали иконы. Со стороны сектантов выступили В.Е. Хлыстов, П.Г. Бачурин, Ф.Л. Попов, В.П. Толстов. По сообщению «Благовещенских епархиальных ведомостей», представители
сектантов на беседе употребляли все усилия, начиная с оглушительного крика и неслушания своего православного собеседника - преосвященнейшего Никодима, чтобы оправдать свое лжемудрствование о святых иконах, но потерпели сокрушительное поражение и осрамление на всех доводах, на которых они основывались, и позорно покинули беседу21. По всей видимости, эта встреча прошла в весьма напряженной обстановке, и епископ Никодим знал о том, что в Гильчине ему окажут далеко нерадушный прием, иначе не взял бы с собой полицейского.
Таким образом, руководство Благовещенской епархии Русской православной церкви серьезно опасалось молокан как сильных религиозных противников и, пользуясь поддержкой власти, пыталось вести пропаганду своих догматов на чужой канонической территории. Православное духовенство особенно чувствительно относилось к случаям отпадения верующих от РПЦ и вступлению их в ряды сектантов. Однако официальные данные говорят, что в начале ХХ в. число переходов из православия в молоканство было сравнительно невелико. Так, в 1910 г. таких случаев было шесть, столько же и в 1912 г. Всего за 1906 - 1912 гг. молоканами стали 98 человек (69 мужчин и 29 женщин), ранее исповедовавших православную веру. В 1914 г. в молокане из РПЦ перешло 18 человек (11 мужчин и
7 женщин)22. В целом взаимоотношения Благовещенской епархии Русской православной церкви и общины духовных христиан молокан Амурской области в начале ХХ в. были достаточно корректными и не осложнялись административным давлением со стороны органов царской власти.
1 Обзор Амурской области за 1889 год. - Благовещенск, 1890. С. 18; Капранова, Е.А. Дальневосточная епархия: история и формирование управления в ХХ - начале ХХ вв. - Благовещенск, 2007. - С. 84.
2 Благовещенские епархиальные ведомости. - 1903. - № 8. - С. 204.
3 Капранова, Е.А. Дальневосточная епархия: история и формирование управления... - С. 84, 86.
4 Ермацанс, И.А. Роль епископата в становлении православной жизни на Дальнем Востоке России // Христианство на Дальнем Востоке. Сборник статей. - Владивосток, 2000. - С. 103-104.
5 Камчатские епархиальные ведомости. - 1894. - № 13. - С. 75.
6 Гавриил (Стеблюченко). Православие на Амуре. - Благовещенск, 2006. - С. 22-26.
7 Амурский край. - 1901. - 22 августа (4 сентября).
8 Там же. - 10 (23) октября.
9 Там же. - 31 октября (13 ноября).
10 Благовещенские епархиальные ведомости. - 1902. - № 7. - С. 117-121; 1903. - № 1. - С. 1-7; № 4. - С. 89-97.
11 Там же. - 1903. - № 1. - С. 24.
12 Там же. - № 2. - С. 40-44.
13 Там же. - № 2. - С. 50-51; № 5. - С. 117-119.
14 Там же. - № 6. - С. 137.
15 Архипова, Н.Г. Молокане на Амуре: особенности жизни и быта // Слово. Фольклорно-диалектологический альманах. - Вып. 5 / под ред. Н.Г. Архиповой, Е.А. Оглезневой. - Благовещенск, 2007. - С. 100.
16 Благовещенские епархиальные ведомости. - 1903. - № 2. - С. 52-53.
17 Там же. - № 3. - С. 63-71; № 4. - С. 89-97.
18 Там же. - № 7. - С. 164.
19 Амурский край. - 1903. - 20 апреля (3 мая).
20 Благовещенские епархиальные ведомости. - 1903. - № 20. - С. 589.
21 Там же. - № 12. - С. 319.
22 РГИА ДВ. Ф. 704. Оп. 7. Д. 567. Л. 3; Д. 648. Л. 35, 79, 344.