Научная статья на тему 'Взаимодействия районов Ленинградской области в сфере обращения c загрязнителями пресноводных бассейнов'

Взаимодействия районов Ленинградской области в сфере обращения c загрязнителями пресноводных бассейнов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
229
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пресная и сточная вода / вредные вещества / ЗАГРЯЗНИТЕЛИ / станции технического обслуживания (СТО) / автозаправочные станции (АЗС) / ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ / СООРУЖЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УЩЕРБ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Гладкевич Всеволод Владимирович, Гладкевич Алексей Всеволодович

Изучены возможные зоны размещения опасных загрязнителей пресной воды от бытовых, промышленных и атмосферных стоков. Определена протяженность границ и зон загрязнителей по различным параметрам для района Ленинградской области, примыкающим к территории СанктПетербурга. Рекомендовано определять экономический ущерб и материальные затраты на очистку от вредных веществ пресноводных бассейнов с учетом удельных комплексных нормативов относительно различных параметров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействия районов Ленинградской области в сфере обращения c загрязнителями пресноводных бассейнов»

УДК 628.543.1

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАЙОНОВ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ЗАГРЯЗНИТЕЛЯМИ ПРЕСНОВОДНЫХ

БАССЕЙНОВ

В.В.Гладкевич1 А.В.Гладкевич2

Санкт-Петербургский университет сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, Кавалергардская улица, 7

Изучены возможные зоны размещения опасных загрязнителей пресной воды от бытовых, промышленных и атмосферных стоков. Определена протяженность границ и зон загрязнителей по различным параметрам для района Ленинградской области, примыкающим к территории Санкт-Петербурга. Рекомендовано определять экономический ущерб и материальные затраты на очистку от вредных веществ пресноводных бассейнов с учетом удельных комплексных нормативов относительно различных параметров.

Ключевые слова: пресная и сточная вода, вредные вещества, загрязнители, станции технического обслуживания (СТО), автозаправочные станции (АЗС) , железные дороги, сооружения, экономический ущерб.

Цель исследования состояла в оценке влияния на загрязнение пресноводных бассейнов Ленинградской области и Санкт-Петербурга для выработки рекомендаций и методов по улучшению экологии, а также разработки возможных технических средств с учетом материальных затрат и снижения экономического ущерба от автомобильных и железнодорожных источников загрязнения.

Объектами исследования возможных загрязнителей водных бассейнов являлись:

- береговые линии и зоны открытых водоемов, озер, рек, притоков и ручьев,

- покрытия и обочины автомобильных и железных дорог;

- СТО и АЗС, размещенные в районах Ленинградской области, контакти-руемых с г. Санкт-Петербургом и береговой линией Финского залива.

Зоны районных городов, поселков, садоводческих и дачных участков, а также предприятия в этих зонах в задачу исследования не включились, так как это отдельная проблема регионов.

Анализ состояния объектов (источников) возможных загрязнителей про-

водился по каждому из пяти районов Ленинградской области, прилегающих к границам г. Санкт-Петербурга.

А именно район :

- Выборгский;

- Всеволожский;

- Тосненский;

- Гатчинский;

- Ломоносовский

Результаты исследования значительного объёма межтерриториальных взаимодействий районов различных в сфере обращения с загрязнителями пресноводных бассейнов, прилегающих к пограничным зонам г. Санкт-Петербург, представлены в таблице 1 .

Некоторые из них являются не только активными и агрессивными, но наиболее опасными и вредоносными для пресноводных водоёмов области, рек и Финского залива.

По г. Санкт-Петербургу установлено:

- площадь бассейна р. Нева составляет всего 1% от общей площади города; причем общая протяженность р.Нева составляет 74 км, с расходом воды 2530 куб.м. в сек.

- протяженность 86 рек и каналов - протяженность береговой линии

более 300 км с водной поверхностью 10% 10 островов составляет 96 км.

площади города;

Таблица 1 - Межтерриторные взаимодействия районов Ленинградской области в сфере обращения с загрязнителями пресноводных бассейнов, прилегающих к пограничным зонам г. Санкт-Петербурга

№ Наименование Района Протяженность, км

Автомоб. дороги. Железных дороги. Погран. линии с Спб. Берегов, линии озер и заливов Рек, ручьев и притоков

1 Выборгский 1870 310 44 1872 3075

2 Всеволожский 938 135 88 216 995

3 Тосненский 425 160 28 32 1508

4 Гатчинский 612 167 24 166 497

5 Ломоносовский 480 77 96 124 589

№ Количество, шт. Площадь болот и карьер, кв.км Численность населения, тыс.человек

АЗС ЖД станции ЖД платформ Постоян. прожив. Отдыха- ющих

1 46 34 36 562 187,9 195,7

2 36 16 37 430 197,9 290,7

3 14 13 30 690 107,1 142,8

4 32 19 28 526 211,5 171,9

5 14 4 9 725 168,9 99,9

Большинство рек впадает в р.Нева и каналы, находящиеся на территории г.Санкт-Петербурга, и стекает в Финский залив. Дамба усугубила экологическое состояние Финского залива, задерживая загрязнители при недостаточной эффективности очистных сооружений.

В зависимости от интенсивности выпадения атмосферных осадков (зимой или летом), качества коммунальных услуг, площади и рельефа местности, протяженности автомобильных и железных дорог и т.п. концентрация загрязняющих

веществ в поверхностных стоках достигает до 5 ПДК.

Наиболее заметными и непрерывно возрастающими загрязнителями по объективным причинам являются нефтепродукты и элементы химического содержания (тормозные жидкости, стекло-омыватели, тосолы и др.), используемые в автомобильном и железнодорожном транспорте.

Остаточное содержание вредных веществ в бытовой химии (ПАВ, растворители, шампуни и т.п.) после их использования попадает в общую канализацию,

90

НИИТТС

Взаимодействия районов ленинградской области в сфере обращения с загрязнителями

пресноводных бассейнов

грунтовые воды и далее в водоемы, являются не менее опасными для пресноводных водоёмов.

Самым эффектным способом экологизации автомобильного и железнодорожного полотна от нефтепродуктов, не глубоко проникающих в грунт по нашему мнению может быть прожигание с помощью пламени топливных (газовых) форсунок, размещенных на специально передвижной платформе и перемещаемой по железнодорожному пути, полотну автомобильной дороги или обочине.

Так как жидкие вредные загрязнители могут проникать внутрь покрытия, впитываясь в грунт, то способ прожигание в этом случае будет недостаточно эффективен. В этом случае, видимо, потребуется изменение технологии производства дорожного строительства, которая связана с закладкой в основании дорожного полотна железобетонных лотков. На определенном расстоянии этих лотков необходимо устанавливать колодцы для сбора вредных жидкостей с последующим удалением с помощью специальных насосов в отдельные емкости для утилизации или их сжигания.

Все эти мероприятия потребуют дополнительных материальных затрат. Для оценки эффективности предлагаемого производственного процесса экологизации, определения суммарных затрат

сил и средств в регионе потребуется применить методику анализа интегральных показателей. В последующем необходимо разработать и предложить методику оценки интегральных показателей эффективности и качества экологизации от загрязнителей пресноводных бассейнов с повышенным ПДК вредных веществ. Это является целью дальнейших исследований и разработок.

Литература

1. Промышленная экология: Учебное пособие / Под ред. В.В Денисова - М :Икц. “МарТ”; Ростов н/Д .:Издательский центр “МарТ”, 2007. - 720ст. -(серия “Учебный курс”)

2. Гладкевич А.В. К вопросу о загрязнении системы водоотведения промышленными объектами автосервиса. Научно-технический журнал «Технико-технологические проблемы сервиса №1 (7)/2009,» с. 16...20.

3. Гладкевич А.В. Территориальный аспект в проблеме загрязнения пресноводных бассейнов Ленинградской области и г.Санкт-Петербург / Технико-технологические проблемы сервиса. № 1 (11) 2010г. с.85-87

4. Ленинградская область. Атлас для автомобилистов. Изд. “Дискус Медиа”,2008. - 44 с.

5. Правила охраны поверхностных вод Госкомприрода СССР 21.02.1991 г.

6. ГОСТ 17.0.0.06 - 2000. Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы.

1 Гладкевич Всеволод Владимирович, кандидат техн. наук, доцент кафедры «Экономика природопользования и сервиса экосистем» СПбГУСЭ

2

Гладкевич Алексей Всеволодович, аспирант кафедры «Экономика природопользования и сервиса экосистем» СПбГУСЭ, тел.: +7 911 233 32 76

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.