УДК 628.543.1
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАЙОНОВ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ЗАГРЯЗНИТЕЛЯМИ ПРЕСНОВОДНЫХ
БАССЕЙНОВ
В.В.Гладкевич1 А.В.Гладкевич2
Санкт-Петербургский университет сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, Кавалергардская улица, 7
Изучены возможные зоны размещения опасных загрязнителей пресной воды от бытовых, промышленных и атмосферных стоков. Определена протяженность границ и зон загрязнителей по различным параметрам для района Ленинградской области, примыкающим к территории Санкт-Петербурга. Рекомендовано определять экономический ущерб и материальные затраты на очистку от вредных веществ пресноводных бассейнов с учетом удельных комплексных нормативов относительно различных параметров.
Ключевые слова: пресная и сточная вода, вредные вещества, загрязнители, станции технического обслуживания (СТО), автозаправочные станции (АЗС) , железные дороги, сооружения, экономический ущерб.
Цель исследования состояла в оценке влияния на загрязнение пресноводных бассейнов Ленинградской области и Санкт-Петербурга для выработки рекомендаций и методов по улучшению экологии, а также разработки возможных технических средств с учетом материальных затрат и снижения экономического ущерба от автомобильных и железнодорожных источников загрязнения.
Объектами исследования возможных загрязнителей водных бассейнов являлись:
- береговые линии и зоны открытых водоемов, озер, рек, притоков и ручьев,
- покрытия и обочины автомобильных и железных дорог;
- СТО и АЗС, размещенные в районах Ленинградской области, контакти-руемых с г. Санкт-Петербургом и береговой линией Финского залива.
Зоны районных городов, поселков, садоводческих и дачных участков, а также предприятия в этих зонах в задачу исследования не включились, так как это отдельная проблема регионов.
Анализ состояния объектов (источников) возможных загрязнителей про-
водился по каждому из пяти районов Ленинградской области, прилегающих к границам г. Санкт-Петербурга.
А именно район :
- Выборгский;
- Всеволожский;
- Тосненский;
- Гатчинский;
- Ломоносовский
Результаты исследования значительного объёма межтерриториальных взаимодействий районов различных в сфере обращения с загрязнителями пресноводных бассейнов, прилегающих к пограничным зонам г. Санкт-Петербург, представлены в таблице 1 .
Некоторые из них являются не только активными и агрессивными, но наиболее опасными и вредоносными для пресноводных водоёмов области, рек и Финского залива.
По г. Санкт-Петербургу установлено:
- площадь бассейна р. Нева составляет всего 1% от общей площади города; причем общая протяженность р.Нева составляет 74 км, с расходом воды 2530 куб.м. в сек.
- протяженность 86 рек и каналов - протяженность береговой линии
более 300 км с водной поверхностью 10% 10 островов составляет 96 км.
площади города;
Таблица 1 - Межтерриторные взаимодействия районов Ленинградской области в сфере обращения с загрязнителями пресноводных бассейнов, прилегающих к пограничным зонам г. Санкт-Петербурга
№ Наименование Района Протяженность, км
Автомоб. дороги. Железных дороги. Погран. линии с Спб. Берегов, линии озер и заливов Рек, ручьев и притоков
1 Выборгский 1870 310 44 1872 3075
2 Всеволожский 938 135 88 216 995
3 Тосненский 425 160 28 32 1508
4 Гатчинский 612 167 24 166 497
5 Ломоносовский 480 77 96 124 589
№ Количество, шт. Площадь болот и карьер, кв.км Численность населения, тыс.человек
АЗС ЖД станции ЖД платформ Постоян. прожив. Отдыха- ющих
1 46 34 36 562 187,9 195,7
2 36 16 37 430 197,9 290,7
3 14 13 30 690 107,1 142,8
4 32 19 28 526 211,5 171,9
5 14 4 9 725 168,9 99,9
Большинство рек впадает в р.Нева и каналы, находящиеся на территории г.Санкт-Петербурга, и стекает в Финский залив. Дамба усугубила экологическое состояние Финского залива, задерживая загрязнители при недостаточной эффективности очистных сооружений.
В зависимости от интенсивности выпадения атмосферных осадков (зимой или летом), качества коммунальных услуг, площади и рельефа местности, протяженности автомобильных и железных дорог и т.п. концентрация загрязняющих
веществ в поверхностных стоках достигает до 5 ПДК.
Наиболее заметными и непрерывно возрастающими загрязнителями по объективным причинам являются нефтепродукты и элементы химического содержания (тормозные жидкости, стекло-омыватели, тосолы и др.), используемые в автомобильном и железнодорожном транспорте.
Остаточное содержание вредных веществ в бытовой химии (ПАВ, растворители, шампуни и т.п.) после их использования попадает в общую канализацию,
90
НИИТТС
Взаимодействия районов ленинградской области в сфере обращения с загрязнителями
пресноводных бассейнов
грунтовые воды и далее в водоемы, являются не менее опасными для пресноводных водоёмов.
Самым эффектным способом экологизации автомобильного и железнодорожного полотна от нефтепродуктов, не глубоко проникающих в грунт по нашему мнению может быть прожигание с помощью пламени топливных (газовых) форсунок, размещенных на специально передвижной платформе и перемещаемой по железнодорожному пути, полотну автомобильной дороги или обочине.
Так как жидкие вредные загрязнители могут проникать внутрь покрытия, впитываясь в грунт, то способ прожигание в этом случае будет недостаточно эффективен. В этом случае, видимо, потребуется изменение технологии производства дорожного строительства, которая связана с закладкой в основании дорожного полотна железобетонных лотков. На определенном расстоянии этих лотков необходимо устанавливать колодцы для сбора вредных жидкостей с последующим удалением с помощью специальных насосов в отдельные емкости для утилизации или их сжигания.
Все эти мероприятия потребуют дополнительных материальных затрат. Для оценки эффективности предлагаемого производственного процесса экологизации, определения суммарных затрат
сил и средств в регионе потребуется применить методику анализа интегральных показателей. В последующем необходимо разработать и предложить методику оценки интегральных показателей эффективности и качества экологизации от загрязнителей пресноводных бассейнов с повышенным ПДК вредных веществ. Это является целью дальнейших исследований и разработок.
Литература
1. Промышленная экология: Учебное пособие / Под ред. В.В Денисова - М :Икц. “МарТ”; Ростов н/Д .:Издательский центр “МарТ”, 2007. - 720ст. -(серия “Учебный курс”)
2. Гладкевич А.В. К вопросу о загрязнении системы водоотведения промышленными объектами автосервиса. Научно-технический журнал «Технико-технологические проблемы сервиса №1 (7)/2009,» с. 16...20.
3. Гладкевич А.В. Территориальный аспект в проблеме загрязнения пресноводных бассейнов Ленинградской области и г.Санкт-Петербург / Технико-технологические проблемы сервиса. № 1 (11) 2010г. с.85-87
4. Ленинградская область. Атлас для автомобилистов. Изд. “Дискус Медиа”,2008. - 44 с.
5. Правила охраны поверхностных вод Госкомприрода СССР 21.02.1991 г.
6. ГОСТ 17.0.0.06 - 2000. Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы.
1 Гладкевич Всеволод Владимирович, кандидат техн. наук, доцент кафедры «Экономика природопользования и сервиса экосистем» СПбГУСЭ
2
Гладкевич Алексей Всеволодович, аспирант кафедры «Экономика природопользования и сервиса экосистем» СПбГУСЭ, тел.: +7 911 233 32 76