отражает в полной мере существующей проблемы - это целевой поиск решения одного из важнейших вопросов ранней верификации аномалий развития костной ткани у плода и рациональной профилактики инвалидизации и перинатальной летальности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Веропотвелян Н.П.//Эхография в перинатологии и гинекологии. I Ежегодный сборник научных трудов Украинской ассоциации врачей ультразвуковой диагностики в перинатологии и гинекологии. - Кривой Рог, 1993. - С. 273-280.
2. Горшунова Г.П. Современные технологии снижения перинатальных потерь: Автореф. дисс. ...канд. мед. наук. - Владивосток, 2003.
3. Клиническое руководство по ультразвуковой диагностики / Под ред.В.В. Митькова, М.В. Медведева. II том. - М., 1996.
4. Пренатальная эхография / Под ред. М.В. Медведева. - М., 2005. - С. 525-551.
5. Флейшер А., Мэннинг Ф., Дженти Ф., Ромеро Р. Эхография в акушерстве и гинекологии.- М., 2005. -Часть 1. - С. 740.
6. Goncalves L, Espinoza JMazor M, Romero R. // Ultrasound Obstet. Gynec. - 2004. Vol. 24. - P. 115-120.
УДК 611. 018. 2
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛЕТОК СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ ПРИ ИНКУБАЦИИ IN VITRO
Д.А. Ильин, С.А. Архипов, Л.П. Михайлова, Н.В. Игнатович, Е.С. Ахроменко
Научный центр клинической и экспериментальной медицины СО РАМН, г. Новосибирск
Изучение фундаментальных вопросов функционирования, развития и патологии соединительной ткани является одним из наиболее актуальных аспектов биологии и медицины, поскольку имеет не только теоретическое, но и прикладное значение [2]. Это обусловлено широким распространением заболеваний соединительной ткани [1, 3], в основе которых лежат, как правило, воспалительные реакции организма [2, 4]. Кроме макрофагов и фибробла-стов в фибропластических процессах, индуцированных воспалительной реакцией, прямое участие принимают лаброциты, которые в ответ на ряд стимулов выделяют медиаторы, вызывающие таксис имму-нокомпетентных клеток в очаг воспаления [2], что, в свою очередь, регулирует синтетическую и пролиферативную активность фибробластов [2, 5].
Целью нашего исследования было изучение характера морфологических изменений фибробластов при совместном инкубировании с перитонеальными клетками, в клеточный состав которых входят макрофаги, лимфоциты и тучные клетки. Задачи исследования состояли в определении выраженности процессов пролиферации и дифференцировки фибробластов и активности процесса дегрануляции лаб-роцитов в смешанной культуре клеток соединительной ткани.
Клетки инкубировали при температу-
ре 37° С. Препараты фиксировали 50% раствором этанола и окрашивали азур-эози-ном. Культуры клеток были разделены на группы. В первой группе одномоментно вносили взвесь в объеме 1,5 мл, содержащую 100 тысяч фибробластов перевиваемой линии L929 (полученных от мышей линии C3H/He) и 500 тысяч перито-неальных клеток, выделенных из брюшной полости мышей инбредной линии C3H/He. Аналогичным образом формировали культуры второй группы, с той лишь разницей, что взвесь перитонеальных клеток вносили после предварительной инкубации фибробластов в течение 48 часов. Контролем служили интактные культуры фибробластов. Результаты оценивали на 24, 48, 72 и 96 ч инкубации клеток. Все изменения описаны относительно контроля. Подсчитывали численность дифференцированных форм фибробластов и количество клеток в состоянии митоза в 10 полях зрения. Аналогичным образом оценивали количество лаброцитов, определяли процент дегранулирующих и недегра-нулирующих клеток. Была отмечена обратная зависимость между количеством лаброцитов в препаратах и сроком инкубации клеточных культур, поскольку при увеличении времени экспозиции культур тучные клетки дегранулировали более активно. Пик дегрануляции тучных клеток приходился на 72 ч культивирования
в обеих экспериментальных группах. Это, на наш взгляд, объясняется неблагоприятным воздействием накапливающихся в культуральной среде метаболитов.
Межгрупповые различия по количеству дифференцированных форм фиброблас-тов в экспериментальных группах культур не наблюдались, однако данный параметр превосходил показатель контрольной группы на ранних сроках экспозиции. Во всех группах, за исключением контрольной, отмечали наличие митотической активности на 24 ч инкубации. Вероятно, данное явление связано с действием медиаторов (продуцируемых макрофагами) на фибробласты. Логично предположить, что именно это обусловило появление фиб-робластов в состоянии митоза уже на ранних сроках экспозиции. Максимальные значения показателя митотической активности для каждой группы культур были зафиксированы через 48 ч инкубации.
Таким образом, инкубация фиброблас-тов совместно с перитонеальными макрофагами создает благоприятные условия для активации и пролиферации клеток соединительной ткани. Именно этим, на наш взгляд, объясняются незначительная
выраженность процесса дегрануляции лаб-роцитов, большое количество дифференцированных форм фибробластов и их высокая митотическая активность уже на ранних сроках культивирования.
Инкубация фибробластов совместно с перитонеальными макрофагами по указанной методике in vitro может быть использована при дальнейшей разработке моделей регулирования функциональной активности клеток соединительной ткани, что будет способствовать поиску и созданию методов адекватного управления процессом фиброзирования ткани, направленных на коррекцию и профилактику фиброзных осложнений при воспалительных заболеваниях различного генеза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Насонова В.А., Астапенко М.Г. Клиническая ревматология. - М., 1989.
2. Сигидин Я.А., Гусева Н.Г., Иванова М.М. Диффузные болезни соединительной ткани. - М., 1994.
3. Adebajo A.O., Alegbeleye J.A // Curr. Opin. Rheumatol. - 2007. - Vol. 19. - P.163-137.
4. Gabbiani G. // Pathol. Res. Pract. - 1996. -Vol. 192. - P. 708-711.
5. Rolfe M.W, Kunkel S.L., Standiford T.J. et al. // Am. J. Respir. Cell. Mol. Biol. - 1991. - Vol. 5. - P. 493-501.
УДК 616 - 018-. 2 - 007. 17 - 07
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ЛИЦ С ДИСПЛАЗИЕЙ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ
А.В. Глотов, О.В. Плотникова, Е.А. Белус, С.В. Добрых Омская государственная медицинская академия
Дисплазия соединительной ткани (ДСТ) -генетически детерминированное состояние, которое характеризуется дефектом волокнистых структур и основного вещества соединительной ткани. Вопрос о качестве жизни лиц с ДСТ изучен недостаточно [1-3]. Углублённое исследование особенностей качества жизни по всем показателям у лиц с ДСТ позволит своевременно предупредить его снижение.
Мы оценивали качество жизни у лиц с ДСТ. Проведено одномоментное поперечное исследование качества жизни с элементами «случай-контроль». Проанкетировано 86 лиц в возрасте 21-23 лет: 33 человека (9 мужчин, 24 женщины) с фено-типическими проявлениями ДСТ, 53 человека (14 мужчин, 39 женщин) без проявлений ДСТ. Исследуемая группа является однородной по возрасту и социальному положению.
Качество жизни оценивали с помощью
опросника БГ-36. Анкета включает в себя 36 вопросов, которые отражают 8 шкал здоровья:
1. РГ - физическое функционирование, отражающее возможность выполнения человеком физических нагрузок в течение своего обычного дня (самообслуживание, ходьба, подъём по лестнице, переноска тяжестей и т. п.).
2. ИР - показатель роли физических проблем в ограничении жизнедеятельности, т.е. физической способности человека выполнять свою профессиональную работу или работу по дому.
3. ВР - показатель физической боли, ее интенсивности и влияния на способность человека заниматься повседневной деятельностью, в том числе по дому и вне дома.
4. ОН - общее восприятие здоровья, отражающее оценку больным состояния своего здоровья в настоящий момент и перспектив лечения.