Научная статья на тему 'Взаимодействия архитектуры и ландшафта в урбанизированных долинных пространствах карпатских рек'

Взаимодействия архитектуры и ландшафта в урбанизированных долинных пространствах карпатских рек Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
112
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОЛИННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРИРЕЧНАЯ ТЕРРИТОРИЯ / ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Лукомская И. О.

Статья посвящена актуальному вопросу взаимодействий архитектуры и ландшафта в долинных пространствах горных рек на территории поселений Украинских Карпат. В исследовании выделены границы долинного пространства рек в двух отдельно взятых карпатских поселениях и проведен анализ их современной планировочной структуры, функционального зонирования, градостроительной композиции и генерального плана. На основании этого анализа, сделано обобщение и дана оценка развитию пространственных ситуаций на исследуемых территориях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Лукомская И. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействия архитектуры и ландшафта в урбанизированных долинных пространствах карпатских рек»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АРХИТЕКТУРЫ И ЛАНДШАФТА В УРБАНИЗИРОВАННЫХ ДОЛИННЫХ ПРОСТРАНСТВАХ КАРПАТСКИХ РЕК

И.О. Лукомская

Национальный университет «Львовская политехника», Львов, Украина Аннотация

Статья посвящена актуальному вопросу взаимодействий архитектуры и ландшафта в долинных пространствах горных рек на территории поселений Украинских Карпат. В исследовании выделены границы долинного пространства рек в двух отдельно взятых карпатских поселениях и проведен анализ их современной планировочной структуры, функционального зонирования, градостроительной композиции и генерального плана. На основании этого анализа, сделано обобщение и дана оценка развитию пространственных ситуаций на исследуемых территориях.

Ключевые слова: долинное пространство, приречная территория, планировочная структура, функциональное зонирование, градостроительная композиция

ARCHITECTURE AND LANDSCAPE INTERACTION IN THE URBANIZED CARPATHIANS RIVER VALLEY SPACE

I. Lukomska

National University Lviv Polytechnic, Lvov, Ukraine Abstract

Over the past years urbanization processes in the Carpathians acquire special dynamic due to the rapid development of tourism and recreation, changes of ownership and the method of managing. As the settlements and infrastructure in the Carpathian mountains are concentrated in rivers valley spaces, these territories subject to the largest anthropogenic influence. Therefore the article is devoted to the topical issues of architecture and landscape interaction in a mountain river valley spaces in the settlement of the Ukrainian Carpathians.

In the research the boundaries of the rivers valley space of the two individual Carpathian settlements were identified. Subsequently, the current planning structures, functional zoning, urban compositions and the master plans of these areas were analyzed with the method of field observation, cartographic and sociological method. Based on this analysis, synthesis was made and the development of spatial situations in the study areas was assessed.

Keywords: valley space, streamside, planning structure, functional zoning, town planning composition

Введение

Актуальность. На протяжении последних лет из-за стремительного развития туризма и рекреации, изменения форм собственности и способа хозяйствования, особую динамику приобретают процессы урбанизации в Карпатских горах, поселения и инфраструктура которых сосредоточены в долинных пространствах рек. Повышенный интерес к этим

территориям объясняется их значительным ресурсным потенциалом и положением в системе расселения. Помимо этого, экономическая ситуация Карпатских поселений является довольно сложной, поэтому активизация развития хозяйства края, который имеет влияние и на градостроительную деятельность, особенно на территориях долинных пространств рек, является актуальной задачей.

Долинные пространства рек Украинских Карпат - особенный, важный и экологически чувствительный тип пространства, где происходят динамические природные и антропогенные процессы. Приречные территории - сложные экосистемы, которые характеризируются особенной плодородностью и специфическим микроклиматом. При отсутствии управления процесс урбанизации может вызвать негативные нарушения равновесия в природе, вызвать диспропорции в экологическом развитии. Существует угроза утраты уникальных ландшафтов, идентичных пейзажей и интересных материальных архитектурных ценностей.

Последствия хозяйствования в Карпатах - увеличение количества катастрофических наводнений и паводков. Чрезвычайно актуальным представляется вопрос защиты долинных пространств и их жителей от разрушительных действий стихийных явлений, которые наносят большой урон.

В мае 2003 года была подписана Рамочная конвенция об охране и устойчивом развитии Карпат. Это многостороннее соглашение между Польшей, Румынией, Чехией, Словакией, Сербией, Черногорией, Венгрией и Украиной подписано с целью сосредоточения общих усилий для сохранения, восстановления и рационального использования природных ресурсов Карпатского региона. Приведенные аргументы очерчивают актуальность проблемы оптимизации взаимодействий архитектурно-градостроительной деятельности и природно-ландшафтных условий в долинных пространствах рек.

Исследованиями в Украинских Карпатах занимались этнографы и историки: Шухевич В.О., Вагилевич И.Н., Гошко Ю.Г., Силецкий Р.Б., Сиреджук П.С., Данилюк А.Г. и др.; ученые естественных наук - географы, биологи и экологи: Геренчук К.И., Нестерук Ю.И., Гамор Ф.Д., Голубец М.А., Олейник В.С., Зуб Л.М. и др.; архитекторы: Габрэль М.М., Шульга Г.М., Панченко Т.Ф., занимающиеся пространственным планированием Карпатского региона.

Вопрос урбанизации прибрежных территорий рек осветили Леснов А. В. [1], Григорьев В.А., Оселко Н.Э., Гуськова Е.В., Садковская О.Е., Маташова М.А., Задворянская Т.И. и др., многие из которых недавно защитили свои работы, которые преимущественно направлены на планирование прибрежных полос больших городов. Урбанизацию речных бассейнов в Украине, в частности Днепра, исследовал д. арх., проф. Вадимов В. М. [2]. Однако нет исследований в области градостроительства, связанных с долинным пространством Карпатских рек.

Целью данного исследования является выявление характерных черт и закономерностей взаимодействия архитектуры и ландшафта в отдельно взятых поселениях долинных пространств рек Карпат.

Территориальные границы исследования. Для детального исследования архитектурно-ландшафтных взаимодействий в долинных пространствах рек автором предлагаются для анализа два горных поселения в Ивано-Франковской области, которая расположена на западе Украины и граничит с Румынией. Это города Яремче и Верховина.

Объектом исследования является архитектурно-планировочная структура выбранных поселений, предметом - архитектурно-ландшафтные взаимодействия в пределах долинных пространств этих поселений.

В данной работе поставлены следующие задачи:

1) определить границы долинных пространств рек в выбранных поселениях;

2) провести архитектурно-урбанистическую инвентаризацию долинного пространства методом натурных обследований;

3) охарактеризовать современное состояние взаимодействия ландшафта и архитектуры поселений;

4) оценить градостроительную ситуацию в долинных просторах поселений;

5) изучить исторические и современные топографические материалы, и методом сравнительного анализа выявить изменения в архитектуре и планировании долинного пространства рек;

6) определить закономерности и тенденции в градостроительном процессе на этих территориях.

Изложение основного материала

В географической энциклопедии Украины долиной реки определяется линейно вытянутая отрицательная форма рельефа, образованная действием постоянного водотока [3]. В данной работе автор выделяет территориальные границы долинного пространства рек по трем критериям: географическому, нормативному и градостроительному. В долинном пространстве выделяются приречные территории - физико-географическое понятие, природный территориальный комплекс, зона влияния реки на сушу [1].

Поселение Яремче и Верховина расположены в той части Карпат, где климат умеренно-континентальный, характеризуется избыточным увлажнением и достаточно большим запасом тепла. Среднегодовая температура воздуха на всей территории в среднем 6°С. Минимум осадков приходится в основном на январь, изредка - на февраль. Наибольшее количество осадков летом приходится на июнь, осень в Карпатах - самое сухое время года. Территория, на которой размещены поселения, относится к наиболее экологически чистым зонам в Украине.

Поселения со всех сторон окружены высокими горами, лесами и лугами. В долине протекает главная водная артерия - бурная горная река, в которую со склонов стекают ручьи. Эти территории отдалены от крупных городов и промышленных центров региона, там отсутствуют производственные предприятия, которые могут загрязнять окружающую среду. На протяжении истории взаимодействие поселений и долинного пространства рек в Карпатах строились по принципу «приспособленности» антропогенных элементов к приречным ландшафтам, при минимизации вмешательства в естественный процесс.

Город Яремче является самым известным климатическим курортом, туристическим центром, центром «зеленого» туризма Прикарпатья, также его называют лицом горнолыжной страны Буковель. Город расположен на реке Прут, в ее верховье, в юго-западной части Ивано-Франковской области, на высоте 585м над уровнем моря, защищен со всех сторон хребтами Черногорец, Яворник, Маковица. [4] На территории города есть известный водопад. Яремче находится на территории Карпатского национального природного парка. Территория г. Яремче составляет 11470 га с населением 7,5 тыс. человек [5].

Первое историческое упоминание о Яремче датируется 1787 годом. С конца ХУШ века Яремче известен как хутор, в котором было всего восемь семей. Основное место в хозяйстве края занимало животноводство. Оно, в основном, определяло экономическое положение крестьян, их быт. Часть населения работала на лесных разработках. Жили

крестьяне в пыльных деревянных домах. Город начал развиваться после строительства в 1894 году железной дороги Станислав - Яремче - Ворохта - Рахов для вывоза карпатского леса в промышленные районы Австро-Венгрии, Польши и других стран.

Железная дорога, проложенная в сложных горных условиях, с многочисленными каменными мостами и тоннелями, является памятником инженерного искусства. В течение Х1Х века численность населения в окрестностях Яремче возросла. Поселение развивалось, как дачный поселок, куда приезжали отдыхающие из Вены, Варшавы, Кракова, Львова и других городов. Со временем курорт Яремче профилируется как климатический (лечение больных туберкулезом).

Город был традиционным местом отдыха интеллигенции Польши и Австрии. Во время Первой мировой войны Яремче претерпело большие разрушения. В межвоенное время были построены новые виллы и пансионаты. Курорт Яремче имел 2 гостиницы, 44 пансионата, 3 санаториия, 56 вилл и 53 гуцульские дома, предназначенные для отдыхающих. Зимой отдыхающие занимались лыжным и санным спортом. В послевоенные годы Яремче превращается в курортный город. В 1950-80 годах построены новые базы отдыха, пансионаты [6].

В настоящее время экономика Яремче, в основном, базируется на сфере услуг. Основное место в хозяйстве города занимает туристско-рекреационная отрасль, представленная многочисленными отелями, базами отдыха, усадьбами зеленого туризма, предприятиями торговли, общественного питания, спортивно-развлекательными услугами. Яремче имеет транспортное железнодорожное и автомобильное сообщения. Расстояние (по автодороге) от города Яремче до Киева составляет 570 км, до Ивано-Франковска - 70 км, до Румынии - 80 км, Венгрии, Словакии, Польши - около 180 км. Город имеет регулярное сообщение (железнодорожное и автомобильное) с другими городами Украины и зарубежья.

Яремче расположен на обоих берегах Прута, по форме планирования - линейного типа: в плане вытянут примерно на 12 км вдоль естественной оси - реки Прут, и транспортной оси - основной дороги, пролегающей по долине. Наибольшая ширина города относительно долины реки - 4,5 км. Выделенное пространство долины Прута в пределах города Яремче в среднем широко. На всем протяжении его ширина варьирует от 200м до 2км. На левом берегу реки площадь территории долины больше, чем на правом, поэтому левый берег освоен интенсивнее. Вытянутая форма города вызвана естественно-ландшафтными условиями, а форма освоения города прямо пропорционально зависит от формы долины. Большинство застройки сосредоточено в пределах долинного пространства (Рис. 1).

Долинное нроорансгио р. Прут в г. Яремче

Рис. 1. Долинное пространство реки Прут в городе Яремче (фото автора)

Сравнивая освоенные территории города на исторической карте с современной ситуацией, можно заметить, что новые территории осваиваются слабо, застройка интенсифицируется в долинном пространстве реки Прут (Рис. 2(а-с)).

а) Ь) с)

Рис. 2(а-с). План территории освоенных земель города Яремче с выделенными границами долинного пространства: а) состояние освоения межвоенного периода; Ь) современное состояние освоения; с) изменения пространственной структуры за 75 лет

Планировочная структура и застройка города сложились в определенной мере стихийно. Основой планировочного каркаса поселения служит транзитная автомагистраль, проходящая по долинному пространству вдоль всего поселения и образующая два моста через реку. От этой дороги ответвляются местные дороги, форма и направление которых подчинены местному рельефу и функциональной структуре застройки, поэтому существующие улицы и проезды чрезвычайно вытянутые и узкие, большинство из них не имеют твердого покрытия. Местные дороги соединяют оба берега Прута восьмью мостами. Вдоль долины проходит железная дорога с тремя станциями на территории города, которая образует два моста. Конкретные планировочные ситуации размещения автомагистрали, железной дороги и реки в долинном пространстве реки Прут в городе Яремче автор отобразила в одиннадцати схемах (Рис. 3).

Рис. 3. Планировочные ситуации основных коммуникационных сетей в долинном пространстве реки Прут в городе Яремче

В функциональной структуре города присутствуют селитебная, производственная и ландшафтно-рекреационная территории. Основную площадь города занимает селитебная территория, представленная жилой застройкой, сооружениями туристско-рекреационного назначения, объектами обслуживающей инфраструктуры для туристов и населения, общественными сооружениями (административными, образовательными, сакральными, медицинскими и др.). Основой планировочно-функциональной структуры города является зона общегородского центра, которая располагается южнее геометрического центра Яремче вдоль транспортных осей в долинном пространстве реки на левом берегу, и представлена объектами бывшей и новой застройки.

К таким объектам относятся: здание горсовета, железнодорожный вокзал, дом быта, банк, торговые центры, музей борьбы за освобождение, школа искусств, дом культуры, кинотеатр, почта, рынок, ряд магазинов и малоэтажные жилые дома. Большинство общественных зданий, торгово-бытовых объектов, находящихся за пределами общественного центра, располагаются в долинном пространстве вдоль транспортной оси или с простой доступностью к ней.

На прилегающих к центральной части города территориях долинного пространства размещены основные рекреационные заведения - санатории, пансионаты, базы отдыха, которые, будучи расположены на определенном расстоянии друг от друга, представляют собой отдельные архитектурные ансамбли, а вместе взятые - образуют курортную зону города. Южнее общегородского центра на обоих берегах реки Прут расположен общественный центр для туристов. Здесь есть пешеходный мост через известный водопад Пробой, у которого на обоих берегах реки расположен сувенирный рынок и объекты обслуживания туристов - рестораны (на правом берегу - жемчужина архитектуры ресторан «Гуцульщина»), кафе, туристические базы и др.

Территории жилой застройки занимают наибольшую часть площади города. Жилая застройка, преимущественно усадебного типа, сформировалась вдоль реки в долинном пространстве и за его пределами на склонах гор. Она рассредоточена на территории города и вместе с учреждениями обслуживания часто вклинивается в зоны отдыха, создавая благоприятные условия для развития «зеленого туризма», который в настоящее время устойчиво развивается и, очевидно, будет развиваться в дальнейшем. Многоэтажная жилая застройка в городе не получила распространения. Единственный квартал такой застройки представлен группой 5-этажных домов с детским садом неподалеку от общегородского центра.

Производственная территория в Яремче незначительна и незаметна, поскольку основой хозяйственного развития города была и остается индустрия отдыха, оздоровления и туризма. Зона представлена отдельными коммунальными и складскими предприятиями, которые связаны в основном с обслуживанием города и существующими рекреационными учреждениями, и объектами транспорта - железной дорогой и путями междугородного сообщения (Рис. 4).

Особенной в городе является ландшафтно-рекреационная территория. Хотя зеленые насаждения общего пользования в городе представлены единственным небольшим сквером (1,5 га) в общегородском центре, однако такая ситуация компенсируется прилегающими лесными массивами Карпатского Национального природного парка, используемыми в рекреационных целях как туристами, так и жителями города, и рекой Прут с притоками. Конкретные ситуации взаимодействия различных функциональных зон на исследуемой территории изображены на одиннадцати схемах (Рис. 4).

Генеральный план города Яремче, разработанный УГНИИ проектирования городов «Гипроград» и утвержденный в 2010 году, направлен на развитие рекреационной отрасли. Предусмотрено незначительное расширение территории за пределами долинного пространства для устройства трех современных горнолыжных комплексов с подъемниками и лыжными трассами. В долинном пространстве предполагается вывести

потоки движения транзитного автотранспорта из города на запроектированную объездную дорогу, которая пройдет рядом с железной дорогой, параллельно ей, с устройством двух транспортных развязок в разных уровнях.

Рис. 4. Пространственные ситуации размещения функциональных зон в долинном пространстве реки Прут в городе Яремче

Это должно разгрузить основную улицу в центральной части города от транзитного транспорта, для комфорта жителей и туристов. Проектом предусматривается также реконструкция местных улиц и строительство новых. Генпланом предусматривается сохранение прибрежных защитных полос на приречных территориях реки Прут и её притоков путем создания на них зоны отдыха с парками, прибрежными скверами и бульварами. В долинном пространстве предполагается уплотнение застройки также путем сооружения незначительного количества жилых многоквартирных домов на свободных территориях центральной части города и отвода незначительной части земель под усадебную жилую застройку в зоне существующей.

Для защиты от угроз разрушительного действия воды предусматривается устройство береговых подпорных стенок на рискованных участках реки Прут, устройство береговых откосов и укрепление их бетонными плитами или каменной накладкой на участках прохождения автомобильной дороги или железной дороги возле реки, регулирование русел притоков путем их расчистки, закрепления берегов зелеными насаждениями и устройства запруд.

Композиционными и эстетическими особенностями долинного пространства города Яремче является доминирующий природный ландшафт, который имеет особый вид из долинного пространства из-за масштабного лесистого рельефа, воспринимающегося практически с каждой видовой точке долины. Плотность застройки в целом по городу невысока, что объясняется большой размерностью (в большинстве случаев) приусадебных участков, величина которых в удаленных от центра районах индивидуальной застройки доходит до 1,0-1,5 га и более. Наиболее плотная капитальная застройка сосредоточена в долинном пространстве реки, особенно на прилегающих к центру территориях. В городе доминирует малоэтажная застройка. Сооружения средней этажности в основном относятся к новой застройке и встречаются в общегородском центре, а также представлены домами, которые имеют туристическо-рекреационное назначение.

Композиционной осью поселения является главная дорога, по которой движется наибольшее количество людских и транспортных потоков , в частности туристических.

Другие местные улицы не образуют четких осей композиции городской среды. Вдоль основной оси и местных улиц располагаются, в основном, силуэты мелкомасштабных домов, не создающие целостного ансамбля, а расположенные на некотором расстоянии друг от друга и от дороги. Вдоль основной композиционной оси в Яремче есть несколько доминант.

Начиная с севера, вдоль магистрали расположена деревянная церковь в гуцульском стиле, построенная в 1938г. (Рис. 5a). Следующие элементы, привлекающие внимание, расположены в зоне общегородского центра, где построены дома более крупного масштаба. Ими являются: здание вокзала, с прилегающей к нему площадью (Рис. 5Ь), административное здание в три этажа и сквер, примыкающий к площади, простирающийся вдоль дороги и имеющий свою ось симметрии (Рис. 5с). Доминантой в этой среде является масштабная монументальная церковь, размещена напротив сквера с противоположной стороны улицы (Рис. 5d).

Следующим акцентом на композиционной оси является группа зданий общественного питания и обслуживания туристов, расположенная вдоль дороги, среди которых функционирует сувенирный рынок. На этой территории есть видовая точка на реку Прут и высокий, масштабный железнодорожный мост (Рис. 5е). За этой группой вдоль дороги есть мост через реку Прут, с которого также открывается для пешеходов и пассажиров автотранспорта вид на реку и железнодорожный мост. Еще один акцент просматривается дальше с композиционной оси в направлении юг - второй железнодорожный мост, который входит в тоннель (Рис. 5^.

Рис. 5 (а-^. Фото архитектуры в долинном пространстве реки Прут в Яремче: a) деревянная церковь 1938г.; Ь) площадь перед вокзалом; с) сквер (фото автора); d) доминанта - современная церковь (фото автора); е) железнодорожный мост (вид со стороны автомобильного моста); 0 железнодорожный мост, въезд в тоннель (фото автора)

Поселок городского типа Верховина - бальнеологический и климатический курорт, административный центр наименьшего по количеству населения района области. Верховинский район расположен в самой высокой части Украинских Карпат, в пределах Гуцульских Карпат (Чивчины, Черногора Гринявы) и граничит с другим государством. Сам поселок расположен на высоте 620м над уровнем моря на юге Ивано-Франковской области в долине реки Черный Черемош на территории Национального природного парка «Верховинский», где река Черный Черемош имеет статус гидрологического заказника местного значения «Река Черный Черемош с прибрежной полосой» [7]. Население города составляет около 5400 жителей, площадь территории - 5,2 тыс. га [8], есть несколько хуторов.

В письменных источниках Жабье (первоначальное название) впервые упоминается в 1424 году. В давние времена местные жители занимались скотоводством, охотой и частично земледелием. В XV - XVI вв. главными занятиями были выпас овец и откорм свиней. Из зерновых культур сеяли овес, которым платили дань, и кукурузу. Большинство крестьян были безземельными и жили только за счет скотоводства. Развивались художественные промыслы: резьба и выжигание по дереву, изготовление украшений и предметов бытовой утвари из меди и кожи, ковроткачество, ткачество, гончарство [9].

Экономический потенциал Верховынского района представлен в основном предприятиями лесной и деревообрабатывающей промышленности. В сельском хозяйстве района животноводство является ведущей отраслью, а растениеводство имеет вспомогательный характер, из-за малых площадей пашни. Продолжается работа по разведению племенных овец и лошадей гуцульской породы. Кроме того, в Верховине давно важной отраслью является туристско-рекреационная. Поселок имеет внешнее автотранспортное сообщение. Расстояние до областного центра составляет 150км. Расстояние до ближайшей железнодорожной станции (п.г.т. Ворохта) составляет 32км.

Рис. 6. Долинное пространство реки Черный Черемош в п.г.т. Верховина (фото автора)

Верховина расположена на обоих берегах реки Черный Черемош, русло которой достаточно извилистое. Территория Верховины в плане чрезвычайно разветвленная и широкая, занимает значительную часть склонов, чем и оправдывает свое название. Однако плотная концентрация застройки четко просматривается в долинном пространстве и простирается вдоль реки на 8км. Ширина территории долинного пространства в поселке велика и варьирует от 650м до 2км, а склоны вокруг нее менее стремительны по сравнению с Яремче. На правом берегу реки долина шире, чем на левом, соответственно территория поселка на правом берегу больше.

Так же, как и в Яремче, сравнение освоенных территорий поселка на картах разных периодов (Рис. 7(а-с)) показывает, что на территории существует тенденция к интенсификации застройки в долинном пространстве реки Черный Черемош.

Рис. 7 (а-с). Территория освоенных земель п.г.т. Верховина с выделенными границами долинного пространства: а) освоение 1939г.; Ь) современное состояние освоения; с) изменения пространственной структуры за 75 лет

В поселке дисперсный тип планировочной структуры застройки. Верховина, как типичное гуцульское поселение, не создает замкнутой обособленной целостности. Застройка в плане очень разбросана, большая часть застройки размещается на больших расстояниях друг от друга на склонах гор. Основой планировочного каркаса Верховины является автомагистраль областного значения, пролегающая вдоль долинного пространства по левому берегу реки, не пересекая ее, а также улица общегородского значения, проходящая практически по всей длине поселения на правом берегу, параллельно автомагистрали.

От них хаотично ответвляются местные улицы различной формы и направления. Оба берега реки Черный Черемош соединены четырьмя автомобильными мостами на территории поселка. В Верховине конкретные планировочные ситуации основных транспортных сетей в освоенном долинном пространстве можно отобразить в восьми схемах (Рис. 8). Пешеходные сообщения в долинном пространстве осуществляются вдоль транспортных путей и отдельными тропами, которые образовались стихийно, благодаря движению людей наиболее удобными для них маршрутами.

Основную территорию поселка занимает селитебная зона, представленная территориями и застройкой, выполняющей общественную, курортно-рекреационную и жилую функции.

Вся общественная застройка расположена в долинном пространстве реки. Примерно в геометрическом центре, в месте, где русло реки Черный Черемош делает петлю, подобную англ. «Б», расположен общегородской центр. Здесь сконцентрированы объекты административного и делового назначения, культурные и образовательные учреждения, здравоохранительные, спортивные и физкультурно-оздоровительные учреждения, предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания, и автостанция. Остальные здания общественной застройки рассредоточены в долинном пространстве, в основном, вдоль главной автомагистрали.

По сравнению с Яремче, курортно-рекреационных центров в Верховине мало: два оздоровительных комплекса и одна спортивная база, расположенные в долинном пространстве. Один оздоровительный комплекс на левом берегу реки, возле основной автомагистрали на территории общественного центра, а второй - на правом берегу у дороги общегородского значения. На этом же берегу восточнее, на местных жилых улицах, размещена спортивная база «Черемош». Кроме того, в Верховине развивается «зеленый туризм».

Жилая застройка в Верховине усадебного типа, ее территория занимает наибольшую долю поселка и размещается как в долинном пространстве, так и на склонах гор. Местность, территориально не входящая в долинное пространство, представлена жилой усадебной застройкой с приусадебными участками, которые разделяют значительные природные лесные территории и земли сельскохозяйственного назначения. В долинном пространстве жилая застройка также занимает наибольшую площадь и располагается вдоль главных дорог, местных улиц, на приречных территориях, в зоне общественного центра, вне которого у нее кое-где вкраплены общественные здания, учреждения торговли и бытового обслуживания, промышленные предприятия.

1 щ 1 й щ § 1 I 1 5 5 1 1 \с 1 ж 4, : 1 ||

6. \ 1 1 1 1 1 1 ЯИ Р 1 1 1 8. 1 1 I Ж 9 Я

^ЛЛАГ река ---граници долинного пространства 4 > автомагистраль улица общегородского значения освоенные территории

Рис. 8. Планировочные ситуации основных коммуникационных сетей в долинном пространстве реки Черный Черемош в п.г.т. Верховине

Производственная зона Верховины наименьшая из всех функциональных зон и представлена коммунальными и транспортными предприятиями, промышленными предприятиями лесного и сельского хозяйства, складскими объектами. Эти территории расположены хаотично в долинном пространстве реки Черный Черемош, на приречных территориях и на некотором расстоянии от реки, территориально вкраплены в зону жилой застройки.

Ландшафтно-рекреационная зона представлена преимущественно свободными от застройки природными территориями, которых особенно много вне долинного пространства на склонах, альпийских лугах. На исследуемой территории, кроме выше упомянутых природных территорий, в центральной части города на приречной территории есть парк культуры и отдыха, а также скверик с летним кинотеатром.

Конкретные различные ситуации взаимного расположения функциональных зон в долинном пространстве реки Черный Черемош на территории п.г.т. Верховины выразились в девяти схемах (Рис. 9).

На генеральном плане п.г.т. Верховина, разработанном Ивано-Франковским филиалом УГНИИ проектирования городов «Гипроград» в 2006 году, расширение территории города не предвидится. Генпланом предусматривается сооружение дамбы и укрепление берега вдоль всей территории поселка, что является чрезвычайно необходимой мерой на данной территории, поскольку река Черный Черемош достаточно агрессивная и наносит ущерб во время паводков. На территории общественного центра запроектированы зоны многоэтажной жилой застройки. В целом на генплане по сравнению с опорным планом кардинальных изменений не наблюдается.

Все проектные решения касаются долинного пространства, только на правом берегу реки на склонах запроектированы подъемники и лыжные трассы, строительство которых приведет к существенным положительным изменениям в туристической отрасли региона. Это означает стремительное развитие инфраструктуры: освоение новых земель, строительство новых зданий и сооружений. Если такие действия будут неконтролируемыми, они будут представлять угрозу для экологии, функциональности, удобства градостроительной ситуации и эстетической привлекательности региона.

Рис. 9. Пространственные ситуации размещения функциональных зон в долинном пространстве реки Черный Черемош в Верховине

Композиционно-эстетической особенностью долинного пространства Верховины, как и Яремча, является доминирующая природная среда. Однако склоны гор здесь более пологие, с большим количеством горных лугов и домов усадебного типа, виднеющихся с долинного пространства. В целом застройка в поселке неплотная, что также объясняется большими площадями приусадебных участков. Большая плотность застройки присутствует в долинном пространстве, особенно в зоне общественного центра. Дома в основном малоэтажные, не считая нескольких строений средней этажности.

Основная композиционная ось долинного пространства поселка - естественная артерия -река Черный Черемош. В отличие от ситуации в Яремче, она на значительной длине открыта для обзора транспортным и пешеходным потокам, которые движутся по двум основным дорогам, расположенным по обе стороны вдоль реки, также являющимся композиционными осями. С этих двух дорог преимущественно раскрываются виды на реку и силуэты усадебных малоэтажных домов, которые располагаются отдельно друг от друга, в сочетании с озелененными дворами, а на заднем плане возвышаются горы (Рис. 10а). Похожа также архитектурная композиция местных улиц. Здесь мало ярко выраженных доминант, большинство домов одноэтажные с мансардой, выполненные из дерева со скатными крышами в гуцульском стиле, новостроек мало, акцентами выступают мосты через реку (Рис. 10(а-1)).

Основная автомагистраль на левом берегу является более важной и напряженной осью, так как это дорога межобластной значимости. На ней сосредоточена зона общегородского центра, композиция которого воспринимается в ходе передвижения по этой дороге. Здесь располагаются более масштабные, стоящие отдельно общественные здания, преимущественно в гуцульском стиле. Акцентом композиции общегородского центра является площадь между архитектурными доминантами (зданиями средней этажности): районным отделом связи с одной стороны главной дороги, и гостиницей с другой стороны (Рис. 10Ь). Здесь расположена памятная каменная композиция, посвященная городу.

Вдоль по оси в западном направлении доминантой выступает ансамбль старой деревянной церкви с колокольней вдоль основной дороги (Рис. 10с), а напротив нее по оси симметрии расположен сквер с летней сценой.

Рис. 10(а-^. Фото объектов архитектуры в долинном пространстве реки Черный Черемош в п.г.т. Верховина: а) пейзаж главной дороги Верховины (фото автора); Ь) акцент -центральная площадь с видом на отель (фото автора); с) церковь - доминанта общегородского центра; ф музей Гуцульщины; е) центральный мост через реку Черный Черемош (фото автора); 0 лОк «Верховина» (фото автора)

Рядом, вдоль композиционной оси, привлекает внимание Музей Гуцульщины -аутентичное двухэтажное сооружение (Рис. 10ф, а возле него доминирует своим масштабом школа. В другом направлении от вышеупомянутой площади дорога, которая служит композиционной осью центральной части города, пересекает реку Черный Черемош с помощью моста и выходит на комплекс общественных торгово-бытовых сооружений (Рис. 10е), рядом с которыми находится автостанция. К сожалению, этот комплекс в современном виде можно назвать эстетически деструктивным элементом, так как он дисгармонично измельчен различными формами, цветными вывесками и объявлениями.

Доминантой в своей среде является ЛОК «Верховина», расположенный вдоль менее напряженной правобережной композиционной оси города, в среде жилой индивидуальной застройки, возле здания районных электросетей и леса. Он отличается своим масштабом, четко выраженным архитектурным стилем, который своими формами и материалами гармонично вписывается в ландшафт (Рис. 10^.

Оценивая пространственные ситуации в долинном пространстве рек выбранных карпатских поселений, наблюдаются общие черты и закономерности в их архитектурно-

ландшафтном освоении, что объясняется их размещением в одном и том же экономическом регионе, области и горной системе. У них подобные естественно-ландшафтные условия, культурные традиции и быт населения:

• сходство планировочной структуры поселения и долинного пространства, которое базируется на основной транзитной транспортной дороге, проходящей по долинному пространству, параллельно руслу реки. Местные улицы и планировочная структура застройки хаотичны, подчинены рельефу. В поселениях наиболее интенсивно освоенной является территория долинного пространства. Форма освоения поселений подчиняется форме очерченного долинного пространства;

• нет четкого функционального зонирования в долинном пространстве, поэтому наблюдаются довольно разнообразные ситуации взаимного расположения различных функциональных зон. На территории долинного пространства расположен общегородской центр, основная часть общественных и курортно-рекреационных сооружений поселения, а также хозяйственно-промышленные объекты. На приречных территориях встречаются различные ситуации с расположением всех функциональных зон. Наибольшую часть территории самого поселения и долинного пространства занимает индивидуальная жилая застройка с приусадебными участками;

• основой эстетики пейзажей в долинном пространстве является преобладающая природная среда. Нет четко спланированной градостроительной композиции пространства, основная транзитная транспортная артерия служит композиционной осью поселений. Доминантами выступают сооружения различного функционального назначения: культовые, административные, торгово-бытовые, курортно-рекреационные. Практически вся застройка малоэтажная, отдельно стоящая и неплотная;

• из-за специфических природных условий на территории долинного пространства рек выбранных поселений имеет место применение сложных инженерных сооружений: мостов, подпорных стенок, укреплений берегов, дамб.

Кроме этого архитектурно-ландшафтная организация каждого поселения имеет индивидуальные уникальные особенности. Город Яремче является более напряженным и открытым, потому что расположен ближе к областному центру и к другим крупным городам, имеет железнодорожное сообщение вдоль долины реки. Верховина расположена глубже в горах, со сложной доступностью, худшими дорогами и со слабо развитой инфраструктурой. Своеобразие поселка заключается еще в том, что он не газифицирован и не имеет железнодорожного сообщения. Поэтому в Яремче более активно развивается туристическая индустрия, в долинном пространстве реки Прут строится много новых курортно-рекреационных объектов, гостиниц разного масштаба.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Долинное пространство в Яремче более узкое, поэтому пейзажи там более замкнуты, нежели в Верховине, с крутыми лесистыми склонами. По этой же причине в Яремче имеет место использование железнодорожного тоннеля, более частое применение подпорных стен. В Верховине долинное пространство широкое, с его видовых точек видны пологие склоны с горными лугами и жилыми домами на них.

В Верховине есть две основные оси планировочного каркаса на обоих берегах реки, что делает Черный Черемош более открытым для обзора из самых напряженных траекторий передвижения человека. В Яремче река. Прут в меньшей степени открывается в пейзажах.

Положительным в типичном планировании исследуемых населенных пунктов является то, что общественный центр и промышленно-производственные территории расположены в долинном пространстве на территории наиболее легкой доступности, которая равноудалена от окраин. В общем в поселениях хорошо организованы пешеходные сообщения, так как они налаживались на протяжении многих лет. Несмотря на это, в

очень разбросанных в плане поселениях, таких как Верховина, пешеходам с дальних уголков приходится преодолевать значительные расстояния к общественным объектам, и это создает определенные неудобства в пешеходном сообщении.

Однако это положительно влияет на здоровье людей, так как в мире наблюдаются серьезные проблемы, связаные с малоподвижным образом жизни. Отсутствует организация безопасности передвижения пешеходными путями, особенно вдоль основной дороги, что создает угрозу и дискомфорт для пешеходов. Сложный рельеф и неудовлетворительное состояние местных дорог негативно влияет на внутреннее транспортное сообщение.

Благодаря неплотной малоэтажной застройке, масштабному рельефу и богатому растительному миру, ощутимо доминирование природной среды. Находясь в долинном пространстве реки, кажется, что горы создают в определенной степени замкнутую среду и ощущение «защищенности». Аутентичная архитектура зданий, выполненных преимущественно из местного материала, своими формами и размерами аккуратно и органично вписывается в эстетическую среду долинного пространства, потому что образы этой архитектуры вдохновлены видом гор, которые открываются взору наблюдателя из долины (Рис. 1^, Ь). К сожалению, строительство в Яремче столь стремительное и неконтролируемое, что многие здания своими масштабами, стилями, материалами и цветами вносят дисгармонию в пейзажи долинного пространства (Рис. 11^ d).

В зависимости от ширины долины, формы рельефа и речного русла, размещение дороги относительно реки разное. Закономерно, что в узком месте долины дорога пролегает рядом с рекой, а в более широких местах долины их разделяет освоенная территория, и местами, при пересечении реки, на дороге возводятся мосты. Такие пространственные ситуации, возникшие закономерно по принципу «удобства», положительно влияют на эстетическое восприятие среды, внося разнообразие в пейзаж долинного пространства села для зрителя, который передвигается по главной оси композиции города.

Основными проблемами поселений является нарушение экологического равновесия. Наблюдается нарушение норм относительно соблюдения требований по обеспечению сохранения санитарно-защитной полосы вдоль реки, когда застройка подходит слишком близко к линии воды. Это негативно влияет на экологическое состояние приречной территории и создает угрозу при возникновении наводнений. Местность Верховины более подвержена негативному влиянию техногенних факторов. Поскольку Яремче расположен в верховье реки Прут и на территории города река имеет широкое и глубокое русло, то угрозы наводнения не являются катастрофическими.

По словам главного архитектора города Шемрай Н.И. и местных жителей, в паводковый период ущерб домам и хозяйству наносят только притоки Прута. В Верховине основная река вместе с притоками более агрессивная. Поднятие уровня воды Черного Черемоша в п.г.т. Верховина на 1,5-2 метра не является редкостью. Раз в 50 - 75 лет бывают катастрофические наводнения [7]. Река разливается и наносит ущерб местному населению, поэтому в городе применяют укрепление берегов габионными конструкциями. Одной из причин таких угроз является тотальная несанкционированная вырубка лесов. Кроме того, в поселениях существуют угрозы селей и оползней.

Одной из важных и пока непреодолимых проблем исследуемых городов является значительная засоренность общественного (дорог, троп) и природного пространства отходами потребления. Неорганизованные свалки мусора приводят к загрязнению почв и природных вод. Как в Верховине, так и в Яремче существует проблема с организацией водоотведения. В связи с развитием туризма в исследуемых поселениях эта проблема будет приобретать все большие масштабы. Угрозой для окружающей среды может стать хаотическая самовольная застройка территории, которая нарушает требования санитарно-экологического законодательства, и такие примеры уже есть.

Рис. 11 (а-ф Фото архитектуры долинного пространства рек карпатских поселений (фото авора): а) детский санаторий в г. Яремче; Ь) ресторан «Гуцульщина»; с), ф доминанты, нарушающие масштаб и композицию

В связи с развитием туристско-рекреационной индустрии в Карпатах, оживляется строительство в исследуемых поселениях. Новые территории не осваиваются, наблюдается тенденция в интенсификации застройки в долинных пространствах рек, укрупнение масштаба зданий, увеличение строительства курортно-рекреационных объектов, усадеб для «зеленого туризма», объектов обслуживающей инфраструктуры. Изменения происходят в быстром темпе. Без должного подхода к архитектурно-ландшафтной организации долинных пространств рек Карпат существует угроза, и уже имеет проявление, нарушения экологического, эстетического и функционального баланса исследуемых территорий.

Литература

1. Леснов О. В. Застройка приречных территорий городов. - Киев: Будивэльнык, 1977.

- 72 с.

2. Вадимов В.М. Город и река (планировочные аспекты). - Полтава: Археология, 2000.

- 214 с.: ил.

3. Географическая энциклопедия Украины: в 3-х томах / Редколлегия:

А. М. Маринич (отв. ред.) и другие. - К.: "Украинская советская энциклопедия" думка, 1989.

4. Красий Р.П. Яремча: путеводитель. - Ужгород: Карпаты, 1976. - 64с.

5. Город Яремче. Ивано-Франковская область. Учетная карточка. Официальный веб-портал ВР Украины [Сетевой ресурс]. - URL:

http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/z7502/A005?rdat1=16.06.2012&rf7571=42423

6. Город Яремче. Официальный сайт городской рады [Сетевой ресурс]. - URL: http://varemche.org/distri ct/74

7. Зеленчук И., Зеленчук Я. Карпатская речка Чорный Черемош / Украиноведение.

- Киев, 2009. - N 1. - С. 210-215.

8. П.г.т. Верховина. Ивано-Франковская область. Верховинский район. Учетная карточка. Официальный веб-портал ВР Украины [Сетевой ресурс]. - URL: http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/z7503/A005?rdat1=01.04.2013&rf7571=13240

9. История городов и сел Украинской ССР. Ивано-Франковская область. - К.: Главная редакция УРЭ АН УССР, 1971. — 639 с.

10. Габрэль М.М. Пространственная организация градостроительных систем / Институт региональных исследований НАН Украины. - Киев: Издательский дом А.С.С, 2004.

- 400 с.: ил.

11. Мищенко Л. В. Экологический менеджмент и аудит заповедных территорий (на примере Карпатского региона) // Природа Западного Полесья и прилегающих территорий. Вып. 7. - Луцк, 2010. - с. 29-35.

References

1. Lesnov O.V. Zastrojka prirechnyh territorij gorodov [Development of cities' steamsides]. Kiev, 1977, 72 p.

2. Vadimov V.M. Gorod i reka (planirovochnye aspekty) [Sity and river (planning aspects)]. Poltava, 2000, 214 p.

3. Geograficheskaja encyklopedija Ukrainy v 3 tomah [Geographic Encyclopedia of Ukraine in three volumes]. Kiev, 1989.

4. Krasij R.P. Yaremcha [Yaremche]. Putevoditel [Guidebook]. Uzhhorod, 1976, 64 p.

5. Gorod Yaremche. Ivano-Frankovskaja oblast. Uchetnaja kartochka. Oficyalnyj veb-portal VR Ukrainy [Yaremche town. Ivano-Frankovsk region. Registration card. The Official Web Portal of Ukrainian Parliament]. Available at:

http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/z7502/A005?rdat1=16.06.2012&rf7571=42423

6. Gorod Yaremche. Oficyalnyj sait gorodskoj rady [Yaremche town. The Official site of the town government]. Available at: http://yaremche.org/district/74

7. Zelenchuk I., Zelenchuk Y. Karpatskaja rechka Chornyj Cheremosh [The Carpathian river Black Cheremosh]. Ukrainovedenie [Knowlage about Ukraine]. Kiev, 2009, pp. 2010-2015.

8. Poselok Verhovina. Ivano-Frankovskaja oblast.Verhovinskij rajon. Uchetnaja kartochka. Oficyalnyj veb-portal VR Ukrainy [Verkhovyna town. Ivano-Frankivsk region. Verkhovyna area. Registration card. The Official Web Portal of Ukrainian Parliament]. Available at: http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/z7503/A005?rdat1=01.04.2013&rf7571=13240

9. Istorija gorodov i sel Ukrainskoj SSR. Ivano-Frankovskaja oblastj. [The history of cities and villages of Ukrainian SSR. Ivano-Frankivsk region]. Kiev, 1971, 639 p.

10. Gabrel M.M. Prostranstvennaja organizacyja gradostroitelnyh system [The spatial organization of urban systems]. Institut regionaljnyh issledovanij NAN Ukrainy [Institute for Regional Studies of the NAS of Ukraine]. Kiev, 2004, 400 p.

11. Mishchenko L.V. Ekologicheskij menedzhment I audit zapovednyh territorij (na primere Karpatskoho regiona) [Ecological Management and Audit of the Protected Territories (on Example of Region of Carpathians)]. Priroda Zapodnoho Polesjja i prilegajushchih territorij [Nature of the West Polessye and surrounding areas]. Lutsk, 2010, pp. 29-35.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ И.О. Лукомская

Аспирант кафедры «Градостроительство» Института Архитектуры Национального университета «Львовская политехника», Львов, Украина e-mail: iryna.lukomska@gmail.com

DATA ABOUT THE AUTHOR I. Lukomska

Postgraduate student, chair "Town Planning", National University Lviv Polytechnic, Lvov, Ukraine

e-mail: iryna.lukomska@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.