Д.А. Свечникова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЯПОНИИ И АСЕАН В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОРСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
JAPAN-ASEAN MARITIME SECURITY COOPERATION IN SOUTHEAST ASIA
В статье рассматриваются основные направления двустороннего и многостороннего сотрудничества Японии и стран-членов АСЕАН в сфере обеспечения морской безопасности Юго-Восточной Азии. Анализируются основные зоны противоречий государств и перспективы их разрешения.
Ключевые слова: Япония, АСЕАН, морская безопасность, Южно-Китайское море, Малаккский пролив.
The article examines the Japan-ASEAN bilateral and multilateral maritime security cooperation in Southeast Asia. It analyses existing differences and prospects of their settlement.
Key words: Japan, ASEAN, maritime security, the South China Sea, the Strait of Malacca.
Обеспечение морской безопасности является приоритетным направлением для государств Юго-Восточной Азии (ЮВА) в силу их географического положения, концентрации в регионе ключевых транспортных коммуникаций, проходящих, в первую очередь, через Малаккский пролив и Южно-Китайское море (ЮКМ), роста территориальных противоречий между региональными акторами на фоне интенсификации их военного строительства, а также нетрадиционных угроз в виде пиратства и морского терроризма. За прошедшие десятилетия Япония стала не только одним из основных инвесторов, способствующих экономическому развитию стран-членов АСЕАН, но и важным партнером в области морской безопасности.
Цель данного исследования - проанализировать динамику развития взаимодействия Японии и АСЕАН в сфере обеспечения морской безопасности Юго-Восточной Азии, акцентируя внимание на подходе Японии к противодействию региональным угрозам морской безопасности, в частности пиратству, а также перспективы дальнейшего двустороннего и многостороннего взаимодействия государств с учетом общего усиления конфликтогенности региона. Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
- дать оценку региональной системе морской безопасности на современном этапе;
- выявить стратегические императивы Японии во взаимодействии со странами Юго-Восточной Азии в области морской безопасности;
- определить основные зоны противоречий во взаимодействии государств в области региональной морской безопасности.
В первую очередь следует подчеркнуть, что морские транспортные коммуникации ЮВА имеют важное стратегическое значение: Малаккский пролив - наиболее короткий путь, соединяющий Индийский и Тихий океаны, а также Ближний Восток и государства Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии; в период с 1999 по 2008 гг. международные грузоперевозки через него увеличились на 74 % [1]; на современном этапе ежегодно через Малаккский пролив проходит более 70 тыс. судов, обеспечивая около 80 % импорта нефти в Японию, КНР и Республику Корея и более четверти мирового торгового оборота [2]. В свою очередь Южно-Китайское море является ключевой транзитной акваторией между Индийским и Тихим океанами и, по предварительным оценкам экспертов, содержит около 30 млрд т нефти и 19 трлн куб. м природного газа [3].
Вместе с тем данный регион характеризуется и наибольшей активностью пиратства: только в 2015 г. более 55 % нападений, идентифицированных как пиратство, было зафиксировано в районе Малаккского пролива [4]. Блокирование пролива и прекращение поставок повлечет за собой значительные экономические потери для региональной судостроительной отрасли, финансовых рынков и компаний. Для Японии, в силу особого геополитического положения и, следовательно, ее полной зависимости от внешних поставок энергоресурсов, это означало бы начало полномасштабного энергетического кризиса.
В связи с этим, учитывая необходимость обеспечения стабильности региональных морских транспортных торговых и энергетических коммуникаций, сотрудничество Японии и стран-членов АСЕАН в области морской безопасности первоначально было направлено преимущественно на противодействие пиратству и вооруженному ограблению судов. На фоне участившихся нападений на японский торговый флот премьер-министр Японии Кейдзо Обути в ноябре 1999 г. на конференции министров «АСЕАН+3» выдвинул инициативу создания постоянно действующих региональных военно-морских сил на основе национальных контингентов в рамках концепции «Поддержание мира в Мировом океане» (the Ocean Peace Keeping), которая, однако, была отклонена из-за опасений Индонезии и Малайзии относительно своего территориального суверенитета и контроля над проливом, а также возможного усиления морской мощи Японии. Не получил должного развития и ряд других инициатив, в частности создание единой региональной береговой охраны и Ор-
ганизации по совместному управлению безопасностью в Малаккском и Сингапурском проливах, целью которой являлось разделение финансового бремени по обеспечению безопасности навигации, предупреждению экологических катастроф, противодействию пиратству между странами, использующими морские транспортные коммуникации Малаккского пролива, и прибрежными государствами [5].
Наряду с выдвижением инициатив по созданию многосторонних механизмов управления Малаккским проливом Япония уделяла особое внимание развитию двусторонних отношений с государствами-членами АСЕАН с целью укрепления доверия и выработки единого подхода в борьбе с пиратством и вооруженным разбоем посредством проведения конференций, семинаров, форумов, а также оказания постоянной консультативной поддержки со стороны Береговой охраны Японии национальным морским ведомствам стран АСЕАН. Так, значительную поддержку в укреплении ведомств и учреждений, ответственных за обеспечение национальной морской безопасности, оказывает Агентство по международному сотрудничеству Японии (Japan International Cooperation Agency) , которое, например, в 2001 г. оказало содействие в создании информационной системы по обеспечению морской безопасности Индонезии, а в 2002 г. осуществляло финансирование береговой охраны Филиппин [6].
Наконец, в ноябре 2004 г. Японии удалось добиться подписания межправительственного Соглашения о противодействии пиратству и вооруженному ограблению судов в Азии (the Regional Cooperation Agreement on Combating Piracy and Armed Robbery against Ships in Asia, ReCAAP), обсуждавшегося шестнадцатью восточноазиатскими государствами и вступившего в силу в 2006 г. Стороны договорились о создании информационного центра в Сингапуре для обмена данными об инцидентах и осуществления совместной исследовательской деятельности, о проведении совместных антипиратских операций, оказании помощи в задержании и экстрадиции ответственных лиц и в расширении возможностей прибрежных государств осуществлять противодействие пиратству и вооруженному ограблению судов [7]. Данное соглашение стало основным каналом, посредством которого Япония продолжает оказывать содействие в осуществлении поставленных задач и развивать сотрудничество в области противодействия пиратству в регионе.
В настоящее время на фоне усиления напряженности в ЮКМ в результате обострения территориальных споров между Филиппинами, Вьетнамом и КНР, в том числе из-за интенсификации последней создания военной и транспортной инфраструктуры, а также эксплуатации месторождений в спорных зонах акватории, развитие стратегического диалога между Японией и
АСЕАН получило новый импульс, т.к. изменение статус-кво в ЮКМ и усиление стратегических позиций КНР в регионе представляют собой прямой вызов национальной безопасности ряда стран-членов АСЕАН и содержат в себе угрозу экономическим и энергетическим интересам Японии.
Здесь стоит напомнить, что в 2002 г. КНР и АСЕАН была принята совместная Декларация поведения сторон в ЮКМ, которая должна была сформировать наиболее благоприятные условия для дальнейшего достижения прочных договоренностей относительно разрешения территориальных споров и в соответствии с которой стороны должны были не предпринимать шагов, которые могли бы привести к обострению конфликта. Однако фактическое нарушение данных договоренностей и затягивание процесса подписания Кодекса поведения в ЮКМ способствовали активизации военно-технического сотрудничества между Японией и странами, занявшими наиболее жесткую позицию в отношении КНР, а именно Филиппинами и Вьетнамом. Так, в октябре 2015 г. состоялся официальный визит генерального секретаря Коммунистической партии Вьетнама Нгуена Фу Чонга, в ходе которого были подписаны Совместное заявление о перспективах японо-вьетнамских отношений и Меморандум о сотрудничестве между агентствами береговой охраны; Япония также обязалась выделить грант в размере 200 млрд йен (1,66 млрд долларов) и направить дополнительные патрульные корабли, а также исследовательскую группу с целью укрепления морской безопасности Вьетнама [8].
Еще более заметными темпами развивается сотрудничество с Филиппинами: в 2012 г. подписан Меморандум о намерениях в осуществлении сотрудничества в области обороны и обменах, заложивший основу для взаимодействия между Департаментом национальной обороны Филиппин и Министерством обороны Японии; в мае 2015 г. проведены совместные учения в ЮКМ, что стало своеобразным сигналом для КНР; обсуждается возможность подписания соглашения о поставках военного оборудования и технологий, что станет первым соглашением подобного типа, заключенным Японией с государством Юго-Восточной Азии [9].
В целом, усилия Токио направлены в первую очередь на укрепление военно-морских сил Филиппин и Вьетнама, возможности которых в их противостоянии с ВМС КНР, находящихся в активной фазе всесторонней модернизации, существенно ограничены. Но, несмотря на оказание содействия в укрепления военно-морского потенциала основных противников КНР в ЮКМ и настойчивые призывы США присоединиться к патрулированию его акватории для предотвращения дальнейшей «дестабилизирующей» активности КНР, японское правительство многократно отмечало, что подобный шаг в настоящее время не рассматривается [10]. Эта позиция объясняется стремлением
избежать прямого вовлечения в еще один территориальный конфликт с КНР, однако ряд исследователей полагает, что решающее воздействие на дальнейший курс Японии в ЮКМ окажет вступление в силу законов о расширении прав на коллективную самооборону, которые снимут «географические» ограничение на использование японских Сил самообороны. Более того, во время своего официального визита в Японию президент Республики Филиппины Бе-нигно Акино III заявил о грядущих переговорах по Соглашению о статусе вооруженных сил, которое бы открыло доступ Силам самообороны Японии к военным базам на Филиппинах [9].
Если рассматривать непосредственно сотрудничество с АСЕАН как с объединением стран, то Япония принимает активное участие в работе Морского форума, созданного в 2009 г. и с 2012 г. действующего в расширенном формате с привлечением основных партнеров АСЕАН по диалогу (Австралия, Индия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, Россия, США, Япония). На проходящих заседаниях Токио последовательно настаивает на четком следовании нормам международного морского права, закрепленных Конвенцией ООН по морскому праву (1982), и в первую очередь принципам свободы навигации и мирного урегулирования споров применительно к ЮКМ.
Следует отметить, что Морской форум АСЕАН в основном рассматривается в качестве диалоговой площадки, а не полноценного многостороннего механизма для координации сотрудничества в области морской безопасности, что закономерно ограничивает эффективное и своевременное реагирование на назревшие проблемы. Однако инициатива Японии по созданию Азиатской морской организации по безопасности и сотрудничеству, в первоочередные задачи которой входило бы урегулирование морских территориальных споров между участниками с целью не допустить их дальнейшей эскалации, в очередной раз не получила поддержки АСЕАН [11].
Анализируя вышесказанное, очевидно, что во взаимодействии Японии и АСЕАН, несмотря на общую положительную тенденцию интенсификации связей, приоритет отдается развитию двустороннего диалога с государствами, разделяющими подходы Японии к обеспечению морской безопасности. Активизация многостороннего сотрудничества как в отношении Малаккского пролива, так и ЮКМ, и реализация тех или иных японских инициатив сдерживается, с одной стороны, недоверием ряда государств к Японии, основанным на ее историческом прошлом и тесном стратегическом партнерстве с США, а также нежеланием государств Малаккского пролива (Малайзии и Индонезии) допустить постоянное присутствие военно-морских сил третьих держав в регионе, а с другой - отсутствием единой позиции между странами-членами АСЕАН по ряду вопросов обеспечения морской безопасности, в первую оче-
редь относительно территориальных споров в ЮКМ в связи с различным уровнем и характером сотрудничества с КНР, которая также настаивает исключительно на двустороннем формате их разрешения.
Вместе с тем на фоне роста террористической угрозы после серии терактов в Индонезии в январе 2016 г. и вновь возросшей активности пиратства в ЮВА развитие многостороннего диалога АСЕАН и Японии с привлечением других региональных акторов с целью совместного разрешения территориальных противоречий через формирование общего видения, выработку компромиссных подходов и дипломатическое урегулирование становится приоритетным направлением сотрудничества в области морской безопасности, т.к. от поддержания стабильности в ЮВА напрямую зависит процветание и устойчивое развитие стран всей Восточной Азии, в том числе и Японии.
Список использованных источников и литературы
1. Simon S.W Safety and Security in the Malacca Strait: The Limits of Collaboration // Maritime Security in Southeast Asia, U.S., Japanese, Regional, and Industry Strategies. - NBR special report, 2010. - P. 3.
2. Qu X., Meng Q. The Economic Importance of the Straits of Malacca and Singapore: An extreme-scenario analysis. - Department of Civil and Environmental Engineering, National University of Singapore, 2014. - P. 3.
3. Security and Cooperation in the South China Sea. - Institute of Oriental Studies of RAS, 2014. - P. 7
4. Piracy and Armed Robbery against Ships in Asia (2015). - The ReCAAP Information Sharing Centre, November 2015. - URL: http://www.recaap.org/
5. Massey A. S. Maritime Security Cooperation in the Strait of Malacca. -The Naval Postgraduate School, 2008. - P. 29.
6. Black L. Japan's Maritime Security Strategy: The Japan Coast Guard and Maritime Outlaws. - Palgrave Macmillan, 2014. - P. 131.
7. Regional Cooperation Agreement on Combating Piracy and Armed Robbery against Ships in Asia // Ministry of Foreign Affairs. - URL: http://www.mofa.go.jp/
8. Japan, Philippines to boost security ties amid S. China Sea tensions // The Mainichi. - 19.11.2015. - URL: http://mainichi.jp/english/articles/20151119/p2g/00m/0dm/097000c
10. The Japan-Vietnam Maritime Security Relationship // The Diplomat. -07.10.2015. - URL: http://thediplomat.com/2015/10/the-japan-vietnam-maritime-security-relationship/
11. Japan has no plans to send SDF to U.S. missions in S. China Sea // The Mainichi. - 20.11.2015. - URL: http://mainichi.jp/englis
Коротко об авторе
Свечникова Дарья Александровна - студентка Института истории и международных отношений Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: [email protected]
Briefly about the author
Svechnikova Daria Aleksandrovna - student of Institute of History and International Relations, Saratov State University. E-mail: [email protected]