Научная статья на тему 'Взаимодействие вузов с работодателями в подготовке кадров для рекламной индустрии'

Взаимодействие вузов с работодателями в подготовке кадров для рекламной индустрии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКЛАМНАЯ ИНДУСТРИЯ / РЫНОК ТРУДА / КАЧЕСТВО УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / УЧАСТИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ / МАСТЕР-КЛАССЫ / ТВОРЧЕСКИЕ КОНКУРСЫ / СТАЖИРОВКИ / ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ / ADVERTISING INDUSTRY / LABOR MARKET / TRAINING PROCESS QUALITY / INVOLVEMENT OF SPECIALISTS / MASTER CLASSES / CREATIVITY CONTESTS / TRAINEESHIPS / EMPLOYMENT OF GRADUATES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бородай Александр Дмитриевич

В статье рассматривается опыт взаимодействия вузов с работодателями из сферы рекламной индустрии. Развитие российской экономики стимулирует высокие темпы роста затрат на рекламу. Рынок труда в сфере рекламы требует притока квалифицированных специалистов. Повышение качества подготовки специалистов по рекламе может быть обеспечено за счет участия представителей бизнеса в учебном процессе, проведения мастер-классов, организации студенческих творческих конкурсов, приема студентов на практику и стажировки в рекламные агентства по договорам о сотрудничестве. Представлен опыт работы комиссий профессиональных ассоциаций по образованию, которые в определенной мере влияют на качество подготовки и трудоустройство специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бородай Александр Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Collaboration of higher schools and employers in personnel training for advertising industry

The article dwells upon the experience in collaboration of higher schools with the advertising industry employers. The Russian economy development encourages high rates of advertising costs growth. The labor market in the sphere of advertising calls for the inflow of qualified specialists. The improvement of advertising specialists' training quality is facilitated by means of the industry representatives involvement in the training process, master classes and student creativity contests arrangement. Advertising agencies provide on-the-job training and traineeships for students on the basis of collaboration agreements. There are active commissions of professional associations on education, which influence on the quality of training and the employment of specialists.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие вузов с работодателями в подготовке кадров для рекламной индустрии»

проблем и перспектив трудоустройства выпускников вузов на современном рынке труда // Вузы и работодатели. 2010. URL: http:// www.profcareer.ru/lib/ articles.php

3. Фурсенко А. Российская ситуация с трудо-

устройством выпускников вузов ухудшилась // Российская газета. 2011. 14 февраля, № 5406.

4. Екомасов В.В. Проблемы трудоустройства

молодых специалистов // Кадры предприятия. 2003. № 3. С. 3-7.

5. Власова А.А. Подготовка выпускников -

будущих педагогов к трудоустройству (тренинг социально-психологической

адаптации): Учеб. пособие. Калининград, 2002. 80 с.

6. Рекомендации работодателей: как соста-

вить резюме // Трудоустройство в России. 2010. URL: http://web-resume.com.ua/ articles.html.

7. Тамарская Н.В. Школьный менеджмент

(аспект трудоустройства): Учеб. пособие для менеджеров образования. Калининград, 2002. 33 с.

8. Хангерленд Б. Маркетинг творческого порт-

фолио. М.: КУДИЦ-Образ, 2003. 224 с.

9. Peter D. Weddle Writing a Great Resume. Your

shortcut to success. USA: IDG Books Worldwide, Inc, 2003. 128 p.

SHESTAKOVAD. COMPETITIVE PORTFOLIO AS A CONDITION OF SUCCESSFUL OF GRADUATE'S JOB PLACEMENT

The article is devoted to an actual problem of job placement of graduated students. There are analyzed the various types of CV. The portfolio structure, which was developed by the department of the Kaliningrad branch of the Russian State Humanitarian university, provides formation of the basic competitiveness components of graduates of an administrative specialization.

Key words: curriculum vitae (CV), portfolio; competitiveness; professional, personal, social components of competitiveness.

Взаимодействие вузов а.д. бородай, профессор с работодателями

Моско€ский гуманитарный в подготовке кадров

университет г

для рекламной индустрии

В статье рассматривается опыт взаимодействия вузов с работодателями из сферы рекламной индустрии. Развитие российской экономики стимулирует высокие темпы роста затрат на рекламу. Рынок труда в сфере рекламы требует притока квалифицированных специалистов. Повышение качества подготовки специалистов по рекламе может быть обеспечено за счет участия представителей бизнеса в учебном процессе, проведения мастер-классов, организации студенческих творческих конкурсов, приема студентов на практику и стажировки в рекламные агентства по договорам о сотрудничестве. Представлен опыт работы комиссий профессиональных ассоциаций по образованию, которые в определенной мере влияют на качество подготовки и трудоустройство специалистов.

Ключевые слова: рекламная индустрия, рынок труда, качество учебного процесса, участие специалистов, мастер-классы, творческие конкурсы, стажировки, трудоустройство выпускников.

Рекламная индустрия в современной стране составили 263,4 млрд. рублей по России развивается высокими темпами. По медийной рекламе и 68,0 млрд. рублей - по итогам 2011 г. затраты на рекламу в нашей сектору ВТЬ-рекламы (расчеты предостав-

лены экспертной группой Ассоциации коммуникационных агентств России). Рост объема рынка рекламы относительно предыдущего года составляет 21% по медийной рекламе и 23% - по ВТЬ-коммуника-циям [1].

В конце 1980-х - начале 1990-х гг. стал формироваться рынок рекламных услуг, появились предпосылки для становления рекламной индустрии (отрасли). Для ее развития требовались рекламные предприятия (агентства), профессиональные кадры, технологии и правовые условия для функционирования.

В начале 1990-х гг. для содействия разработке законодательства в области рекламы был создан Рекламный совет России. В его состав вошли представители комитета Торгово-промышленной Палаты РФ по рекламному бизнесу, Федеральной антимонопольной службы, крупнейших рекламных агентств. Совет эффективно сотрудничал с Государственной Думой РФ. В результате был принят Федеральный закон «О рекламе» (1995 г.). Затем в течение 10 лет осуществлялся мониторинг практики применения этого закона, обсуждались предложения по его модернизации. В 2006 г. Государственная Дума РФ приняла новый Федеральный закон «О рекламе». Студенты специальности «Реклама» изучают его в учебном курсе «Правовое регулирование рекламной деятельности» [2].

В 1989 г. на факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова впервые в нашей стране появилась программа по специализации «Реклама». В 1994 г. в Южно-Российском гуманитарном институте (Ростов-на-Дону) осуществлен первый прием на специальность «Реклама». Первый факультет рекламы был открыт в Институте молодежи (ныне Московский гуманитарный университет) в 1995 г. За прошедшие годы здесь подготовлено 2400 специалистов по рекламе. Многие из них возглавляют рекламные агентства, работают креативными директорами, арт-директорами, директо-

рами по работе с клиентами ведущих рекламных агентств России. В 2011 г. специальности «Реклама» и «Связи с общественностью » были объединены в направление подготовки «Реклама и связи с общественностью» с уровнями бакалавриата и магистратуры. В настоящее время более 150 вузов России осуществляют прием в бакалавриат по данному направлению. В Москве таких вузов более 40. География подготовки кадров для рекламной и PR-индустрии простирается от Владивостока до Калининграда и от Краснодара до Мурманска. Выпускники востребованы в отделах маркетинга и рекламы многочисленных российских предприятий, компаний, фирм. В профессиональных кадрах заинтересованы в первую очередь рекламные агентства. Их в России, по данным АКАР, более 10 тыс., в том числе около 5 тыс. - в Москве [3].

Важным условием обеспечения качества подготовки будущих рекламистов является участие в учебном процессе высококвалифицированных специалистов из рекламной индустрии. Такая практика имеет распространение не только в Москве, но и в регионах. Например, руководитель аналитического центра компании «Видео Интернешнл» В.П. Коломиец возглавляет кафедру в МГУ им. М.В. Ломоносова, директор по маркетинговым исследованиям аналитического центра «Видео Интернешнл» С.В. Веселов является профессором НИУ ВШЭ, вице-президент АКАР, президент агентства «ИМА-Пресс » В.А. Евстафьев возглавляет Институт маркетинговых коммуникаций РГУИЭ, президент холдинга «Гелла-Принт» И.А. Гольман является профессором МосГУ, руководитель департамента по связям с общественностью Группы АДВ И.А. Колотий преподает в МГИМО(У). В Новосибирске в Институте рекламы и связей с общественностью ведет занятия директор офиса рекламной группы «Мелихов и Фирюлин» А.С. Фирюлин. В Краснодаре с Кубанским университетом культуры и искусств сотрудничает директор по марке-

тингу ООО «Консалтинговая группа "Дельта" » Г.М. Мишулин. Таких примеров немало.

На начальном этапе развития новой специальности у вузов не было учебной литературы, базирующейся на отечественном опыте рекламной деятельности. В настоящее время ведущими специалистами рекламной индустрии, участвовавшими в учебном процессе, подготовлен целый ряд учебников и учебных пособий для вузов Рос-сии1. Каждый год АКАР издает сборник «Российский рекламный ежегодник». В нем дается подробный анализ рекламного рынка в прошедшем году. Вузы имеют возможность использовать эти уникальные данные и аналитические обзоры в учебном процессе [4, с. 10].

Другим направлением сотрудничества вузов с представителями рекламной индустрии стала организация на факультетах рекламы и связей с общественностью мастер-классов. Их проводят, как правило, директора рекламных агентств, директора по маркетингу, креативные директора и другие высококвалифицированные специалисты. Мастер-классы преследуют цель перевести изучаемую студентами теорию рекламы и массовых коммуникаций на язык практики, показать практические решения в сфере маркетинговых и креативных решений.

Индустрия рекламы в России обладает сетью общественных формирований. В нее, в частности, входят: Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР), Российская ассоциация маркетинговых услуг (РАМУ), российское отделение Международной рекламной ассоциации, Национальная ассоциация визуальных коммуникаций, Ассоциация рекламодателей и многие другие. Наиболее активно и последовательно с вузами работает АКАР. В совете

этой ассоциации имеется комиссия по образованию. Она занимается различными проектами взаимодействия с вузами, где имеется специальность (направление) «Реклама» или «Реклама и связи с общественностью ». Один из них - трудоустройство выпускников рекламных факультетов. Ежегодно в рамках Московского международного фестиваля рекламы проводится студенческий день. Основой его программы является «Ярмарка возможностей » для старшекурсников. Кадровые службы агентств делают презентации перспективных вакантных должностей, предлагают студентам заполнить подробную анкету для занесения в банк данных. При поиске соискателей этой информацией могут пользоваться все рекламные агентства, состоящие членами этой ассоциации. Комиссия по образованию АКАР разработала основные показатели оценки профессиональных и личностных качеств выпускников вузов. Они являются ориентиром для старшекурсников, готовящихся к профессиональному собеседованию с целью трудоустройства.

В критериях отбора специалистов в рекламные агентства личностные качества специалистов выстроены в порядке их значимости: умение понимать задачу и находить решение, стрессоустойчивость, коммуникабельность, инициативность, умение работать в команде, постоянное стремление к самосовершенствованию и карьерному росту. Важны практические навыки (написание текстов, работа с большими объемами информации и т.п.), опыт участия в проектах. Кадровые службы обращают внимание на опыт работы в сфере рекламы в период обучения в вузе, хорошее знание основ работы в креативе, медиа, ВТЬ, клиентском сервисе. Столь же ценно наличие базовой теоретической подготовки по спе-

1 Евстафьев В.А., Ясонов В.Н. Что, где и как рекламировать. СПб., 2005; Гольман И.А. Рекламная деятельность. Планирование. Технология. Организация. М., 2004; Веселов С.В. Рекламный маркетинг: В 3 т. М., 2002-2003; Антипов К.В. Основы рекламы. М., 2009; Колесов Д.Г. и др. Медиапланирование на телевидении. М., 2010.

циальности «Реклама», профильного и дополнительного образования (курсы, стажировки, программы повышения квалификации, мастер-классы). Немаловажно и то, какой вуз окончил соискатель, каков рейтинг этого учебного заведения [5, с. 22-23].

Еще одно направление деятельности комиссии по образованию АКАР - лицензирование учебных программ и учебных пособий. В качестве практического пособия АКАР предложил вузам «Индустриальные стандарты в рекламе». Это, по сути, учебник по организации производственного процесса в рекламном агентстве. Комиссия по образованию занималась определением рейтингов вузов с рекламной специальностью, оказанием поддержки студенческим фестивалям рекламы.

Фундаментальным направлением в работе комиссии по образованию АКАР является проведение ежегодных Всероссийских научно-практических конференций заведующих кафедрами рекламы и связей с общественностью. Первая конференция прошла в 1997 г. Ее инициатором и постоянным куратором является вице-президент АКАР, президент группы «ИМА-Пресс», доктор филологических наук, профессор В.А. Евстафьев. Конференции проходят в разных вузах, с тем чтобы познакомить участников с опытом организации учебного процесса, содержанием и методикой преподавания профессиональных дисциплин. Важная тема конференций - внедрение в учебный процесс инноваций рекламного бизнеса. С этой целью на пленарные заседания приглашают ведущих специалистов рекламной индустрии, которые проводят презентации новых направлений и технологий в рекламной индустрии. В рамках конференции АКАР организует конкурсы на лучшую кафедру и лучший учебник, изданный в текущем году. Ассоциация выделяет призовой фонд, издает сборник материалов. Конференции уже прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Казани [6].

Сотрудничество с вузами ведет и российское отделение Международной рекламной ассоциации (IAA). Здесь проводится аккредитация вузов, осуществляется экспертиза программ и образовательных технологий, используемых для подготовки кадров для рекламной индустрии. В России эту процедуру прошли два вуза: Международный институт рекламы - в 2005 г. и Астраханский государственный технический университет (кафедра маркетинга и рекламы) - в 2008 г. Российское отделение IAA было инициатором проведения в Москве 42-го Всемирного рекламного конгресса (2010 г.). Его отличительной особенностью стала программа «Образовательного дня» с темой «Образование для мира меняющихся коммуникаций». Конгресс проходил 14 мая в Государственном Кремлевском Дворце с участием студентов, аспирантов, преподавателей из более чем 100 вузов, представляющих 37 городов России. Цель программы - укрепление связей профессионального образования и бизнеса, повышение конкурентоспособности выпускников по специальности «Реклама» на российском рынке труда. Студентам, аспирантам и преподавателям была предоставлена возможность прослушать доклады ведущих специалистов отрасли и принять участие в проводимых ими мастер-классах. Так, генеральный директор Международной рекламной ассоциации Майкл Ли выступил с докладом «Рекламная индустрия как привлекательный ресурс карьерного роста». Известные российские специалисты по маркетинговым коммуникациям провели дискуссию с участием директоров рекламных агентств на тему «Новые вызовы профессионального образования в сфере рекламы и маркетинга» [7].

Столичные вузы (МосГУ, РГТУ, РТЭ-ГУ, МГУКИ) демонстрируют пример эффективного сотрудничества с Российской ассоциацией маркетинговых услуг (РАМУ). На основе заключенных договоров подготовлена программа мастер-клас-

сов для студентов по направлению «BTL-коммуникации ». Занятия (40 часов) проводят руководители BTL-агентств: Ю. Зеле-нюк (Market Group), И. Куценко (Orange), А. Соколов (EMG), В. Комова (Poster One), С. Макова (Bee TL). В реализации программы мастер-классов участвует президент РАМУ М. Симонов. В ходе занятий студенты выполняют практические задания. Наиболее интересные решения обучающихся являются основанием для построения их рейтинга. По итогам проведения цикла мастер-классов в каждом вузе студенты из первой десятки могут пройти стажировки в агентствах. Затем наиболее профессионально подготовленные студенты старших курсов получают приглашения на работу в систему агентств РАМУ.

В сфере сотрудничества вузов и рекламных агентств накоплен интересный и весьма полезный опыт. Так, несколько лет назад креативному агентству BBDO Moscow (600 работающих) требовались кадры творческого направления. В агентстве были вакансии 11 арт-директоров и 12 копирайте-ров. Выпускники вузов из-за отсутствия опыта работы агентство не устраивали. Приглашать кадры других агентств было дорого: нужно предлагать большую заработную плату, чем на предыдущем месте работы. Нашлось поистине креативное решение проблемы - школа арт-директоров и копирайтеров. На конкурсной основе пригласили на учебу студентов старших курсов факультетов рекламы вузов Москвы и перспективных молодых рекламистов. В качестве экзаменационных заданий необходимо было представить три рекламные идеи по разной тематике. В московских вузах и рекламных агентствах провели рекламную кампанию этого проекта, и в результате на 30 мест оказалось более 200 желающих. После вступительных собеседований в школу были зачислены 36 соискателей, из них девять человек представляли факультет рекламы Московского гуманитарного университета. Со слушателя-

ми работали профессионалы. Программа была рассчитана на четыре месяца и предполагала разработку рекламных проектов, коммуникационных стратегий, рождение новых идей. Результат превзошел ожидания. Подготовка участников проекта была высоко оценена высококвалифицированными экспертами рекламной индустрии. Таким нестандартным образом была решена кадровая проблема не только агентства BBDO Moscow, но и ряда других компаний. На выпускных экзаменах была проведена «ярмарка вакансий», и в итоге был трудоустроен весь выпуск.

Клуб арт-директоров России осуществляет программу развития творческих способностей студентов специальности «Реклама» московских вузов. Проводятся кампусы с выездом на неделю в подмосковные пансионаты. Ведущие креаторы проводят мастер-классы, творческие мастерские для будущих арт-директоров и копирайте-ров.Организуется конкурс «Свежая кровь» на разработку рекламных проектов по реальным брифам. Цель этого проекта - находить талантливых молодых людей, помогать им профессионально развиваться, с тем чтобы иметь преимущества на рынке труда.

Большой интерес профессиональные ассоциации и рекламные агентства проявляют к творческим фестивалям и конкурсам в сфере рекламы, которые организуются рядом вузов (МосГУ, РУДН, РГГУ, МГУКИ и др.). Представители рекламной индустрии участвуют в работе жюри, проводят мастер-классы, разбор конкурсных работ. На Международном студенческом фестивале рекламы в МосГУ Российская академия рекламы вручает приз имени Юрия Боксера за оригинальное рекламное решение в печатной рекламе [8, с. 145].

Реформа российской высшей школы предусматривает более активное участие работодателей в подготовке кадров. Поэтому взаимодействие вузов и организаций по профилю подготовки имеет исключитель-

но важное значение для повышения эффективности работы вузовских коллективов, достижения нового качества подготовки и трудоустройства выпускников.

Литература

1. Объем рекламного рынка России в 2011 году

// Ассоциация коммуникационных агентств России. URL: http:/www.akarussia.ru/press_ centre/ news

2. Постатейный комментарий к Федерально-

му закону «О рекламе». М., 2012. 462 с.

3. Рекламное образование в России. Опыт

первого десятилетия. М., 2005.

4. XII Всероссийская конференция заведую-

щих кафедрами рекламы, связей с общественностью и смежных дисциплин: Сб. материалов. М., 2009.

5. Взаимодействие факультета рекламы с про-

фессиональными организациями рекламной индустрии и сферы дизайна. М., 2011.

6. Российский рекламный ежегодник. 2010. М.,

2011.

7. URL: http:/ www. iia. ru

8. Бородай А.Д. Восхождение к профессии.

М., 2008.

BORODAI A. COLLABORATION OF HIGHER SCHOOLS AND EMPLOYERS IN PERSONNEL TRAINING FOR ADVERTISING INDUSTRY

The article dwells upon the experience in collaboration of higher schools with the advertising industry employers. The Russian economy development encourages high rates of advertising costs growth. The labor market in the sphere of advertising calls for the inflow of qualified specialists. The improvement of advertising specialists' training quality is facilitated by means of the industry representatives involvement in the training process, master classes and student creativity contests arrangement. Advertising agencies provide on-the-job training and traineeships for students on the basis of collaboration agreements. There are active commissions of professional associations on education, which influence on the quality of training and the employment of specialists.

Key words: advertising industry, labor market, training process quality, involvement of specialists, master classes, creativity contests, traineeships, employment of graduates.

М.А. ЛУКАШЕНКО, профессор Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

Рынок образовательных услуг: запрос потребителя и ответ современного университета

В статье рассмотрен ряд вопросов, касающихся соответствия образовательных услуг, предлагаемых современными университетами, запросам и ожиданиям их потребителей. Дается обобщенная характеристика образовательной среды российской средней школы и ее особенностей в различных учебных заведениях общего образования. Особое внимание автор уделяет вопросу о влиянии на рынок образовательных услуг таких нововведений, как предоставление негосударственным вузам возможности обучения за счет бюджетных средств и создание центров сертификации и профессиональной квалификации.

Ключевые слова: образовательнаясреда, потребители образовательных услуг, предпринимательский университет.

Создание любой концепции имиджа на- жем? » В данном случае «они » - это потен-чинается с поиска ответов на вопросы: «Кто циальные потребители образовательных они и чего хотят? » и «Кто мы и что мы мо- услуг, а «мы » - современный предприни-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.