Научная статья на тему 'Взаимодействие вузов и промышленных предприятий на основе применения автоматизированных систем обработки информации'

Взаимодействие вузов и промышленных предприятий на основе применения автоматизированных систем обработки информации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Глобальная энергия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СТРУКТУРЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / CALS-ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харин Александр Александрович

В статье рассматривается развитие российской системы образования, инновационной деятельности, интеграции вузов и промышленных предприятий на основе широкого применения информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the Russian education system, innovational activities, universities and industrial enterprises integration on the basis of wide application of information technology are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие вузов и промышленных предприятий на основе применения автоматизированных систем обработки информации»

УДК 681.3.06

А.А. Харин

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗОВ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ ОБРАБОТКИ

ИНФОРМАЦИИ

Развитие государства зависит от уровня инновационности его экономики, который характеризуют степень успешности применения нововведений в деятельности хозяйствующих субъектов и доля инновационной продукции в валовом внутреннем продукте [1,2]. Основная задача государства заключается в осуществлении системного развития отраслей народного хозяйства с целью обеспечения национальной безопасности страны и конкурентоспособности предприятий на международных рынках, в связи с этим особенное значение приобретает управление взаимодействием основных субъектов инновационного развития: высших учебных заведений и бизнеса.

Одной из наиболее эффективных форм кооперации вузов и промышленных предприятий являются интегрированные структуры, в рамках которых субъекты хозяйственной деятельности имеют возможность осуществлять взаимодействие на высоком уровне. Интегрированные структуры следует относить к структурам проектного органического типа [3], при внедрении которых не требуется изменения текущей организации деятельности взаимодействующих субъектов. Ключевым аспектом обеспечения эффективной деятельности таких структур являются автоматизированные системы обработки информации [4].

Бурное развитие средств вычислительной техники во второй половине XX века привело к созданию промышленных автоматизированных систем обработки информации различного назначения - управления (АСУ), автоматизированных систем проектирования (САПР), технологической подготовки производства (АСТПП) и других. В соответствии со спецификой выполняемых функций в автоматизированных системах обработки информации (АСОИ) выделялись средства обеспечения, которые регламентировались отечественными и междуна-

родными стандартами и другими нормативными документами [5].

Следует иметь ввиду, что состав и содержание средств обеспечения АСОИ, входящих в CALS (технологии по обеспечению непрерывности поставок продукции и поддержки ее жизненного цикла), в зарубежных и отечественных исследованиях и нормативных материалах существенно различны. Зарубежные системы АСОИ изначально создавались в рыночной среде и разработчики этих систем стремились скрыть от потребителя действительную структуру средств обеспечения, предлагая покупателю лишь конечный продукт -программные средства с пользовательским методическим обеспечением и техническое обеспечение. В отечественной науке и практике применения средств вычислительной техники в АСОИ открыто назывались и анализировались все функционально специфические средства обеспечения, а состав и назначение таких средств изначально регламентировался нормативными документами. В научно-технической и учебной литературе, в соответствии с нормативными документами и отечественными стандартами, выделялись следующие средства обеспечения:

- математическое обеспечение - объединяет методы, модели и алгоритмы обработки информации;

- лингвистическое обеспечение - содержит терминологию, языки общения между пользователями и вычислительной техникой, языки программирования и обмена данными между техническими средствами системы;

- информационное обеспечение - включает базы данных (БД), СУБД и другие данные на электронных носителях, содержащие информацию, необходимую для функционирования системы;

- программное обеспечение - содержит

компьютерные программы, применяемые в системе, и программную документацию;

- техническое обеспечение - включает различные аппаратные средства (вычислительная техника, периферийные устройства, системное коммуникационное оборудование, линии связи, измерительные средства);

- методическое обеспечение - включает документы, отражающие взаимодействие пользователей с комплексом средств системы при её создании и дальнейшей эксплуатации;

- организационное обеспечение - представляет штатные расписания, должностные инструкции и другие документы, регламентирующие работу в организации, использующей систему [5].

Эффективность АСОИ в значительной мере зависит от совершенства математического обеспечения системы. В разработке средств математического обеспечения АСОИ изначально наметились две тенденции. В части разработок, главным образом в США, преобладает чисто прагматический подход, обеспечивающий создание специализированных средств, автоматизирующих рутинные процедуры проектирования и управления, оставляя решение трудно формализуемых задач специалисту в данной предметной области [6]. В большей части европейских исследований, и особенно в нашей стране, внимание сосредоточено на глубоком теоретическом анализе проблемы и поиске математического аппарата, обеспечивающего создание формализованных средств автоматизирования проектирования и управления.

Математическое обеспечение АСОИ является основным средством, определяющим состав и содержание лингвистического, информационного и программного обеспечения, а также - в конечном счете - эффективность CALS в науке, образовании и производстве. Предметно-ориентированная подготовка инженерных кадров в нашей стране позволяла создавать высокоэффективные средства математического обеспечения CALS c учетом особенностей и отраслевой специфики машиностроительного производства.

Эффективной системой моделирования для управления информационными и материальными ресурсами интегрированных структур, учитывая особенности математического обес-

печения CALS, может быть иерархическая система математического моделирования объектов на различных уровнях абстрагирования [7].

Математическое обеспечение автоматизированных систем обработки информации на основе этой системы представляет собой иерархическую систему, основными уровнями которой являются (рис.1):

- вербальный уровень моделирования MW;

- теоретико - множественный уровень моделирования MS;

- логический уровень моделирования ML;

- количественный уровень моделирования

Рис.1. Схема представления информации о моделях объекта на различных уровнях абстрагирования

Взаимосвязь моделей различного уровня обеспечивается формализованными отношениями [8]. Степень абстрагирования в представлении объекта моделирования при переходе с нижележащего уровня на вышележащий уровень повышается; при обратном переходе степень абстрагирования уменьшается, и представление объекта моделирования становится более детализированным. Переход к другому уровню описания осуществляется регламентированными способами с помощью межуровне-вых отношений ЯЖЗ, ЯЖЬ, ЯШЫ, ЯЗЬ, с указанием границ и условий перехода одних вели-

чин в другие. Такие переходы возможны и на одном и том же уровне абстрагирования (ЯЖ, Я8, ЯЬ, ЯН) при описании объекта с различной степенью детализации.

Переход от одного к другому уровню абстрагирования при описании объекта осуществляется регламентированными способами с помощью межуровневых отношений (рис.2), с указанием границ и условий перехода одних величин в другие. Переход от количественной величины агН к логической величине агЬ определяется межуровневым отношением ЯНЬ вида:

a.

где:

1, если aN = RN (Ф.N ),

i у г J\ (1)

0 - в противном случае.

ФП - величина или функция, определяющая предельные значения а1К ;

ЯН - количественное отношение. Обратный переход от агЬ определяется отношением ЯЬН вида:

Li N nN^ N ч

аг =1 ^ at = rN (фг )

(2)

Переход от количественной величины а1К к элементу а18 множества А определяется отношением вида:

s а е A, если atN = RN ф), (3)

а =] S (3)

I ai £ A - в противном случае,

а обратный переход отношением RSN вида:

aS е A ^ aN = RN Ф ) (4)

Переход от логической величины а1Ь к элементу аiS и обратно определяется отношениями RLS и RSL.

где: RSL, RLS - отношения переходов между теоретико-множественными и логическими величинами;

RSN, RNS - отношения переходов между теоретико-множественными и количественны-

ми величинами;

ЯНЬ, ЯЬН - отношения переходов между логическими и количественными величинами.

Математические модели иерархической системы моделирования на основе теории полихроматических множеств и графов инвариантны к смысловой интерпретации представляемых величин; конкретное смысловое содержание получаемых решений определяется информационным обеспечением системы моделирования.

Рис. 2. Схема взаимных переходов теоретико-множественных, логических и количественных величин

Это позволяет использовать унифицированные математические и программные средства для решения различных задач. На разных этапах конструкторской и технологической подготовки производства сложного изделия принимаемые решения различаются степенью полноты и точности используемых данных, что приводит к применению разных средств теории полихроматических множеств и графов.

Регламентация способов описания переходов одних величин в другие обеспечивает системную связность описаний вербальных, теоретико-множественных, логических и количественных свойств и отношений при моделировании объекта. Система моделирования обеспечивает возможность представления в одной математической модели разнородных объектов

L

при переходе к более абстрактным уровням описания, так как некоторые свойства и отно-

шения на более абстрактном уровне представления оказываются изоморфными.

Таблица 1

Оборудование (типоразмер станка) Схема установки Размер партий деталей пдет>п Наибольший диаметр (1дет<0 Длина заготовки 1дет<1 Допустимая точность обработки

Револьверный 1П365 а1 Консольная пэк 300 400 4

Карусельный 1531 а2 1 1100 1000 3

Токарный 1К62 а3 1 220 200 3

а3 На двух опорах 1 200 640 3

а3 1 200 930 3

а3 На двух опорах и люнете 1 150 640 3

а3 1 150 930 3

Токарный 163 а4 Консольная 1 340 300 3

а4 На двух опорах 1 340 1400 3

а4 1 340 2300 3

а4 На двух опорах и люнете 1 200 1400 3

а4 1 200 2300 3

Таблица 2

Схема установки Размер партии Наибольший диаметр d де. ^ Б Длина заготовки 1де. й 1 Допустимая точность обработки

консольная на двух опорах на двух опорах в люнете д и Дп л> и дП о «ч о о 2 о <м 2 о о 3 о 3 1100 0 О 2 0 о 3 0 о 4 0 6 0 СП 9 1000 14000 2300 - <м СП

Б2 Б3 Б4 Б5 Б6 Б7 Б9 Б10 П1 Б12 Б13 Б14 Б15 Б16 Б17 Б18 Б19 Б20 Б21 Б22

а1 ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■

а2 ■ ■

а3 ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■

а3 ■ ■ ■ ■ ■

а1 ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■

а1 ■ ■ ■ ■ (а)

а3 ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■

а4 ■ ■

а4 ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■

а4 ■ ■ ■ ■ ■

а4 ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■

а1 ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■

а2 ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ (б)

а3 ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■

а4 ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■

Булевы матрицы: (а) - реляционной модели; (б) - аддитивного ПАБ множества

Модели изделия и производительных систем, создаваемые на основе других методов моделирования, легко адаптируются в рассмат-

риваемой системе моделирования. Например, реляционную модель (табл.1.) можно преобразовать в аддитивное ПvS -множество (табл.

2(б)).

Для этого реляционная таблица вначале преобразуется в булеву матрицу (табл.2. (а)), строки которой соответствуют конъюнктивно связанным вариантам атрибутов сущностей. В булевой матрице (5) каждой сущности соответствует элемент а1 е А, а значение атрибута Р](а1) представлено логической переменной с1(]) вида (6).

1Ы1=[[ х Р (а)]

(5)

В этой матрице с1(|) =1 , если ЦеР(а1), и с1(|) =0 - в противном случае

^ 1) ■

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

|1, если элемент а, обладает свойством [0 - в противном случае.

(6)

Поэтому булева матрица (табл.2.,а) преобразуется в стандартную булеву матрицу (5) вида (табл.2.,б), а взаимосвязь персональных цветов в раскраске Р(а1) каждого элемента а1 е А описывается уравнением вида (7) дизъюнктивной нормальной формы (ДНФ).

Р(а1) = ЯЬ(РДа,),Р2(а,), ..., ^ (а,),...,(а,)) (7)

В настоящее время система высшего образования в Российской Федерации перестраивается в соответствии с Болонским процессом. В новой системе вместо инженеров по специальностям оборонных и других отраслей промышленности осуществляется подготовка бакалавров и магистров общетехнического профиля. После прихода на предприятие такие специалисты нуждаются в повышении квалификации по конкретному профилю работ. Это делает необходимым введение в состав средств обеспечения АСОИ дополнительного кадрового обеспечения. Подготовка специалистов такого профиля может осуществляться соответст-

вующим вузом совместно с предприятием-заказчиком.

Есть и другая сторона проблемы кадрового обеспечения СЛЬ8, особенно в оборонных отраслях промышленности нашей страны. При частой смене объектов производства, из-за постоянной необходимости обеспечения текущей конкурентоспособности изделий, имеющиеся знания и умения специалистов быстро устаревают. Это вызывает необходимость непрерывной подготовки и переподготовки кадров с целью повышения квалификации и уровня знаний, соответствующих новым требованиям рынка [9,10].

Одним из путей решения возникших проблем может служить:

- создание научно - образовательных структур, в которых возможно наиболее рационально осуществлять интеграцию и совместное использование интеллектуальных, информационных и материальных ресурсов для обеспечения кадрового и учебно-научного сопровождения оборонных и международных программ и проектов;

- отраслевой системы непрерывного образования как основы кадрового сопровождения успешной деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Указанные проблемы кадрового обеспечения СЛЬ8-технологий делают актуальным развитие механизмов интеграции научной, образовательной и производственной деятельности, и создание интегрированных научно-образовательных структур. Такие структуры могут быть созданы на базе предприятий оборонно-промышленного комплекса и вузов, имеющих опыт выполнения научных и практических работ в области СЛЬ8-технологий. Основой для создания математического обеспечения таких систем может служить теория полихроматических множеств и графов в соответствии с положениями системы моделирования, рассмотренной в данной статье.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пути развития научно-инновационного потенциала высших учебных заведений: Монография / Под редакцией Балашова В.В. // ГУУ. -М.: ЗАО «Издательство «Экономическое образование», 2007.

- 292 с.

2. Симонов В.Б., Олейник Е.Г. Компетенции и коммуникации как ведущие факторы обеспечения конкурентоспособности профессионального обра-

зования. Вестник университета (ГУУ). - 2010. - №13 - с.190-195

3. Теория менеджмента: учебник / под ред. Лялина А.М. // ГУУ. - СпБ.: Питер, 2010. - 464 с.

4. Хохлова О. С. Управление контролем знаний и автоматизация конструирования тестовых заданий. Вестник ГУУ - 2010. - №13 - с.196-201.

5. Норенков И.П. Основы автоматизированного проектирования. - М.:Изд. МГТУ им. Н. Э.Баумана,2002.-336 с.

6. Codd E. F. A relational model for large shared data banks /Comm.ACM, 13:6 (1970), p. 377-387

7. Павлов В.В Структурное моделирование в САЬ8 -технологиях.-М.: Наука, 2006.-307с.

8. Карпов А.С. Простомолотов А.С. Модели управления высшим учебным заведением с учетом стратегических приоритетов развития. Вестник ГУУ. - 2010. - №22

9. Соколов В.П., Алифанов О.М., Крымов В.В. Подготовка и переподготовка кадров для авиакосмической промышленности. / Российская энциклопедия CALS. Авиационно-космическое машиностроение./ Гл.ред. А.Г. Братухин. М.: ОАО «НИЦ АСК», 2008 г. с. 296-303.

10. Алифанов О.М. Определить стратегию развития. Журнал «Военно-промышленный курьер». №47(64), 8-14 декабря 2004 г.

УДК 681.3.06

О.В. Колосова, О.В. Леонова

УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ НА БАЗЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА С УЧЕТОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА

С точки зрения современной теории и практики управления организациями не достаточно проработанными остаются вопросы эффективного управления изменениями в организации. Актуальность активизации изменений как для малых и средних предприятий, так и для крупных промышленных предприятий обусловлена необходимостью соответствия современных российских организаций международным стандартам и их стремлением обеспечить достойный уровень конкурентоспособности на рынке. В российской практике, как правило «управление изменениями» не выделяется в обособленную подсистему управления, в результате чего отечественные организации, проводя изменения, руководствуются не научно - обоснованными подходами и рекомендациями, а используют метод «проб и ошибок», что вызывает дополнительные финансовые затраты. Отечественные организации в особой степени нуждаются в формировании системы управления изменениями, которая должна обеспечить

должное качество принятия решений, сократить время внедрения изменений и снизить их стоимость реализации. Значимость такой системы и необходимость разработки подходов к управлению изменениями усиливается в период кризиса и постризисного развития.

Как показывает проведенное исследование, процесс управления изменениями является разновидностью процесса разработки и принятия управленческих решений в отношении деятельности организации, при этом установлено, что наиболее перспективным в современных условиях функционирования и развития организации является интегрированный подход, позволяющий создать новую агрегированную модель системы управления изменениями.

Разработанная авторами статьи агрегированная модель системы управления изменениями (СУИ) в организации позволяет учитывать затраты по рабочим процессам, готовность сотрудников принять изменения и идентифицировать актуальные процессы изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.