Научная статья на тему 'Взаимодействие вуза и школы в преподавании отечественной литературы'

Взаимодействие вуза и школы в преподавании отечественной литературы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие вуза и школы в преподавании отечественной литературы»

ХРОНИКА И ИНФОРМАЦИЯ

Взаимодействие вуза и школы в преподавании отечественной литературы

В феврале 2006 года на факультете русской филологии и культуры ЯГПУ им. К.Д. Ушинского прошла межрегиональная научнопрактическая конференция «Взаимодействие вуза и школы в преподавании отечественной литературы». В последние годы преподавание литературы в школе стало одной из «болевых точек» образовательного процесса. Утрата интереса к предмету, снижение уровня читательской культуры, попытки Министерства образования и науки перевести итоговую аттестацию в тестовую форму, совершенно неприемлемую для гуманитарных дисциплин, -все эти проблемы и побудили кафедру русской литературы организовать конференцию, в которой приняли участие не только преподаватели кафедры и Угличского филиала ЯГПУ, но и коллеги из педагогических университетов Москвы, Самары, Костромы, Иванова, Саратова, Вологды, Нижнего Новгорода, представители Тяньцзиньского института иностранных языков (КНР), сотрудники Центра образования школьников «Олимп», а также более 60 учителей из школ Ярославля, Рыбинска, Ростова, Углича, Данилова, Пере-славля-Залесского и др.

На торжественном открытии с приветственным словом к участникам конференции обратился ректор ЯГПУ им. К. Д. Ушинского профессор В.В. Афанасьев, который отметил своевременность подобной встречи и выразил надежду, что именно педагогический университет может помочь учителям Ярославского региона найти верные ориентиры в ситуации кризиса гуманитарного образования.

Его поддержали декан факультета русской филологии и культуры А.И. Василевский

и заведующая кафедрой русской литературы профессор И.Ю. Лученецкая-Бурдина, которые заявили о необходимости более тесного и систематического сотрудничества факультета со школьными преподавателями литературы и том, что такая конференция станет теперь ежегодной.

На пленарном заседании с докладами выступили ведущие ученые московских и областных вузов: профессор кафедры литературы ХХ века Московского педагогического госуниверситета, председатель предметной секции по литературе Федерального совета по учебникам при Министерстве образования и науки России Л.А. Трубина обозначила проблемы экспертизы учебных изданий по литературе как формы оценки качества образовательного процесса; профессор кафедры русской литературы ХХ века МПГУ, руководитель учебно-научного филологического центра И.Г. Минералова обосновала систему це-леполагания при подготовке выпускников к экзамену по литературе; профессор кафедры русской литературы Костромского педуни-верситета, автор одного из школьных учебников Ю.В. Лебедев размышлял о преподавании отечественной литературы в современной ситуации; доктор филологических наук, доцент кафедры русской литературы ХХ века МГУ им. М. В. Ломоносова А. В. Леденев затронул вопрос о необходимости использования компаративистского подхода в школьном курсе литературы; профессор кафедры культурологии и журналистики ЯГПУ Т.С. Злотникова предложила оригинальную концепцию личности современного преподавателя.

В этот же день прошли заседания четырех секций, на которых обсуждался широкий круг проблем: от конкретной презентации собственного опыта работы до философского осмысления статуса литературы в образовательной парадигме. Доклады были посвящены формам взаимодействия вуза и школы в преподавании литературы, принципам организации исследовательской деятельности учащихся, инновационным технологиям преподавания, специфике работы в профильных классах, способам диалогизации учебного процесса, вопросам литературного краеведения, проблемам преподавания современной литературы, авторским методическим моделям изучения творчества различных писателей, а также различным видам внеклассной работы

Хроника и информация

(школьный театр, «Дебаты», творческие мастерские и др.).

10 февраля все делегаты конференции, а также студенты факультета русской филологии и культуры приняли участие в мастер-классах, проводимых профессором И.Г. Ми-нераловой и заслуженным учителем России М. А. Нянковским. Завершающим этапом конференции стал «круглый стол» «Современный школьный учебник литературы: проблемы и перспективы».

В процессе общения учителей с авторами современных учебников и учебных пособий, представителями Института развития образования, методистами кафедры литературы был выявлен ряд проблем, существующих на сегодняшний день в отношении учебнометодических комплексов: сложность выбора предметно-методической линии, оптимальной для учащихся с разным уровнем литературного развития, недостаточная преемственность между учебными комплексами начальной, средней и старшей школы, отсутствие «идеального» учебника, сочетающего высокое качество историко-литературной информации с развернутым методическим аппаратом, ориентированным на развитие собственно литературных умений. В ходе дискуссии были не только высказаны критические замечания по поводу качества современных учебников, но и предложено несколько вариантов решения проблемы создания оптимального методического комплекса.

Для подведения итогов конференции и мониторинга ее эффективности преподавателями кафедры русской литературы был разработан ряд анкет, анализ которых позволил констатировать практически единодушное удовлетворение участников конференции ее результатами, необходимость совершенствования различных видов деятельности в рамках будущих конференций, а также разработать с

учетом потребностей учителей систему взаимодействия школы с кафедрой литературы (проведение мастер-классов, консультаций методистов кафедры, открытые занятия ведущих преподавателей факультета, «выездные» лекции и семинары сотрудников кафедры в школах Ярославля и области, руководство квалификационными работами при аттестации учителей и др.) с тем, чтобы данное направление стало одним из приоритетных в работе кафедры русской литературы.

Е.М. Болдырева

Диалог языков, культур и поколений на факультете иностранных языков

С 13 по 17 марта 2006 года на факультете иностранных языков Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д.Ушинского прошла неделя, посвященная диалогу языков и культур. Общее количество гостей факультета и преподавателей, аспирантов, студентов и школьников, которые приняли участие в различных мероприятиях факультета - конференциях, семинарах, «круглых столах», олимпиадах, мастер-классах, конкурсах, концертах - более тысячи человек. Идея диалога как формы взаимопонимания в современном образовательном и межкультурном пространстве и как средства профессионального и человеческого общения стала источником и ключом ко всем событиям этой недели. Ее программа была подготовлена таким образом, чтобы представить основные направления работы, деятельности и сфер интересов факультета, которые способствуют успешности современного диалога языков, культур, традиций и поколений.

13 марта прошло торжественное открытие недели и первое пленарное заседание в рамках научных мероприятий факультета, которые в 2006 году посвящены 100-летию со дня рождения профессора Н.А.Булах. В этот же день была организована олимпиада по иностранным языкам для студентов колледжей, вузов города и области.

14 марта состоялись научные конференции студентов, аспирантов и преподавателей.

15 марта проходили семинары и мастер-классы в рамках Дня учителя иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.