Научная статья на тему 'Взаимодействие вуза и школы как один из механизмов реализации компетентностного подхода к обучению учебному предмету химии в условиях сельской школы'

Взаимодействие вуза и школы как один из механизмов реализации компетентностного подхода к обучению учебному предмету химии в условиях сельской школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА / SPECIALIZED SCHOOL / СПЕЦИФИКА СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ / SPECIFICITY OF RURAL SCHOOLS / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / NETWORKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазарева П. В.

Oдной из важнейших задач в системе школьного образования является формирование компетентностей. B этой связи в данной статье рассматриваются вопросы сетевого взаимодействия вуза и школы как основы реализации компетентностного подхода к обучению учебному предмету химии в условиях сельской школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION BETWEEN UNIVERSITIES AND SCHOOLS AS A MEANS OF IMPLEMENTING COMPETENCE APPROACH TO TEACHING CHEMISTRY IN RURAL SCHOOLS

Developing competencies is one of the most important tasks of school education. Thus the article examines different issues of interaction between universities and schools as the basis for implementing the competence approach to teaching chemistry in rural schools.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие вуза и школы как один из механизмов реализации компетентностного подхода к обучению учебному предмету химии в условиях сельской школы»

Б С > ОБ, это возрастание темпа хода видимых на корабельном телеэкране земных часов за корабельное время АС приведет к такому росту показаний этих часов, которое превысит уменьшение их показаний по сравнению с показаниями корабельных часов за корабельное время ОА. Поэтому в момент встречи тех и других часов (событие С) земные часы уйдут вперед относительно корабельных часов, то есть отмерят большее время, чем последние.

Изложенная выше «телевизионная методика», позволяющая наглядно представить и понять методологические особенности определений понятий координатной одновременности событий и времени в СТО, может быть применена как в педвузовских курсах общей и теоретической физики, так и в школьном курсе классов физико-математического профиля. В последнем, исключая использование понятий псевдоевклидова вектора и гиперболических функций, может быть применен метод коэффициента «к» Бонди [4].

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. -М.: Наука, 1965. - 328 с.

2. Бергман П. Г. Введение в теорию относительно-

сти. - М.: ГИИЛ, 1947. - 380 с.

3. Терлецкий Я. П., Рыбаков Ю. П. Электродинамика: Учеб. пособие для студентов университетов. - М.: Высшая школа, 1980. - 335 с.

4. Бонди Г. Гипотезы и мифы в физической теории.

- М.: Мир, 1972. - 104 с.

5. Синг Дж. Беседы о теории относительности. -М.: Мир, 1973. - 168 с.

6. Бёрке У. Пространство-время, геометрия, космология. - М.: Мир, 1985. - 411 с.

7. Гордеев И. В., Малинин А. Н. Скорость света и проблема одновременности в классической и релятивистской механиках // Проблемы физики и технологии ее преподавания: Межвуз. сб. науч. трудов.

- Липецк: ЛГПУ, 2010. - Вып. 9. - С. 107-120.

8. Сазанов А. А. Четырехмерный мир Минковского.

- М.: Наука, 1988. - 224 с.

9. Гордеев И. В., Малинин А. Н. Методика вывода продольного эффекта Доплера посредством хронометрических координат в пространстве-времени Минковского // Проблемы физики и технологии ее преподавания: Сб. науч. трудов. -Липецк: ЛГПУ, 2009. - Вып. 8. - С. 14-26.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗА И ШКОЛЫ КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ХИМИИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

INTERACTION BETWEEN UNIVERSITIES AND SCHOOLS AS A MEANS OF IMPLEMENTING COMPETENCE APPROACH TO TEACHING CHEMISTRY IN RURAL SCHOOLS

П. В. Лазарева

Одной из важнейших задач в системе школьного образования является формирование компетент-ностей. В этой связи в данной статье рассматриваются вопросы сетевого взаимодействия вуза и школы как основы реализации компетентностно-го подхода к обучению учебному предмету химии в условиях сельской школы.

P. V. Lazareva

Developing competencies is one of the most important tasks of school education. Thus the article examines different issues of interaction between universities and schools as the basis for implementing the competence approach to teaching chemistry in rural schools.

Ключевые слова: компетентность, профильная школа, специфика сельской школы, сетевое взаимодействие.

Keywords: competence, specialized school, specificity of rural schools, networking.

Анализ программ развития общеобразовательных учреждений в Республике Саха (Якутия) показывает, что новыми составляющими востребованного обществом качества образования являются владение информационными технологиями, умение заботиться о сво-

ем здоровье, вступать в коммуникацию, решать проблемы и др. В этой связи современный этап развития каждого учебного предмета, в том числе и химии, характеризуется освоением новых видов деятельности в учебном процессе, таких как проектные, творческие, исследовательские. По

существу, происходит переход от установки на запоминание большого количества информации к новым видам деятельности, которые заложены в структурах стандарта каждой образовательной области. Такой подход более оптимально реализуется в условиях перехода школ на профи-лизацию обучения. В связи с этим, с одной стороны, перед каждым учебным предметом ставится задача внедрения идей профильного обучения, с другой - формирования базовых компетентностей современного человека, расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для учащихся на основе развития профильного обучения. Однако задача сделать повсеместно старшую школу профильной не может быть решена без учета специфики условий существования школ регионов России. Данная проблема особенно актуальна для школ Республики Саха (Якутии) в связи с тем, что реальность республики такова, что более 70% школ являются сельскими и малокомплектными. Особенность этих школ заключаются в языке обучения, низкой наполняемости классов, дефиците детского общения, удаленность школы от научных и культурных центров, недостаточная информационная, учебно-методическая и материально-техническая обеспеченность. Отмеченные выше проблемы сельских школ не позволяют создать в каждом населенном пункте равных возможностей для старшеклассников в получении полноценного среднего образования, ориентированного на Единый государственный экзамен, и снижает их конкурентоспособность на рынке образовательных услуг. И поэтому механизм реализации профильного обучения в условиях сельской школы нуждается в дальнейшем обсуждении и проектировании.

В этих условиях преподавание одного из «проблемных» учебных предметов, как химия (с точки зрения результатов ЕГЭ по РФ и Республике Саха (Якутии)), требует иного подхода не только с позиции организации (создание условий для существенной дифференциации), но и содержания (обеспечить углубленное и расширенное изучение) и учебно-методического обеспечения предмета. Мы считаем, что одним из механизмов реализации идей профильного обучения и формирования определенных компетентностей по учебному предмету химии в условиях сельской малокомплектной школы является сетевое взаимодействие вуза и школы с привлечением специалистов вуза к работе со старшеклассниками.

В данной статье нам бы хотелось осветить опыт создания системной работы вуза (кафедры) и сельской школы в течение уже двадцати лет. Кафедра имеет договора сотрудничества не только с городскими школами республики, но в большей степени с сельскими малокомплектными школами, поскольку эти школы в силу их особенностей «обделены» вниманием вузов и выпускники вузов в основной массе распределяются на работу в сельские школы.

Направления работы кафедры со школой осуществляется по 4 аспектам: учебная, учебно-методическая, научно-исследовательская и повышение квалификации педагогов. Наиболее эффективная форма взаимодействия школы и кафедры проявляется в учебной работе: это пре-

жде всего помощь со стороны кафедры в разработке учебного плана школы, где выявляются наиболее оптимальные варианты открытия профильных классов в зависимости от желания учащихся, кадрового потенциала школы, заказа родителей.

По заказу школы преподаватели вуза разрабатывают содержание и учебно-методический комплекс специальных курсов в зависимости от уровня курса (класса), где учитывается специфика региональных особенностей развития химической науки и технологий в регионе. На сегодня в республике наиболее перспективными направлениями химической науки и технологий считаются:

- химия окружающей среды, экологическая химия наземных и водных экосистем;

- геохимия антропогенно ненарушенных и нарушенных ландшафтов;

- химия минералов;

- химия алмаза и химические технологии его обработки (термохимический способ размерной обработки алмаза);

- химия морозостойких полимеров;

- химия угля, нефти, газа, химические технологии их переработки (гуминовые удобрения из углей);

- медицинская биохимия и многое другое.

Вышеприведенные направления химической науки и

технологии в регионе указывают на то, что с их учетом должен строиться региональный компонент школьного химического образования, оказывающий эффективное влияние на формирование компетентности учащегося. В этой связи нами выпущены пособия элективных курсов для технического и технологического направлений «Химия минералов» [1] , «Золото» [2] и др.

В профильных классах преподаватели кафедры разрабатывают и читают специальные (элективные) углубленные курсы, организовывают и консультируют учебно-исследовательские работы учащихся, проводят на базе кафедры осенние, зимние и весенние школы с учащимися. Вся эта работа завершается открытием летнего научного лагеря школьников, где отбор происходит с 6-го по 10-й класс с учетом интересов и склонностей каждого ученика. В летнем научном лагере работа ведется комплексно по трем направлениям: химия, биология и география. Вместе с преподавателями в летние лагеря выезжают и студенты, которые проходят учебную практику по совершенствованию теоретических и практических умений и навыков.

Взаимодействия кафедры и конкретной школы раскроем на примере методики организации учебно-исследовательской работы учащихся в условиях летнего лагеря. Во главу угла этой деятельности ставится формирование обобщенных приемов решения учебно-научных проблем, как, например, умение выдвигать гипотезу, формулировать учебную проблему, планировать решение выдвигаемой проблемы и т. д. Это процесс совместной деятельности ученика, учителя и научного консультанта. В условиях летнего лагеря роль учителя могут выполнять студенты. Под их руководством учащиеся осваивают все стадии учебно-исследовательского процесса: обоснова-

ние выбора темы исследования, умения ставить проблему, найти определенную методику выполнения исследования и др. Организация исследовательской работы включает четыре этапа: 1) подготовительный; 2) обучающий; 3) исследовательский; 4) практико-просветительский. Обязательным условием летних научных лагерей является проведение работы в полевых условиях. В этой связи на подготовительном этапе и школа, и кафедра очень тщательно готовятся к выезду, готовят литературные источники, необходимые для обоснования выбора темы исследования, химические реактивы и посуду, гербарные сетки, морилки, проводят инструктаж по технике безопасности и т. д. Это очень важный этап, от которого зависит эффективность взаимодействия вуза и школы, а также в целом работы лагеря.

В системе образования накоплен определенный опыт по организации учебно-исследовательской работы учащихся. Как показывают исследования, возможность и педагогическая ценность учения методом «поиска», методом «открытия» (исследовательский метод) осознана давно. Еще Я. А. Коменский писал, что людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали знания не из книг, а наблюдали сами небо и землю, то есть исследовали и познавали предметы самостоятельно, а не помнили только чужие наблюдения и объяснения. Значительное обоснование исследовательского метода встречается в работах известного педагога-биолога А. Я. Герда и Генри Армстронга [3]. Однако идеи применения исследовательского метода в обучении не нашли серьезного применения вплоть до 1920-1930-х гг. Сам термин «исследовательский метод» был предложен Б. Е. Райковым, суть которого он понимал как метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте [4].

Как отражено в работах С. С. Дорошенко, Б. Н. Трушина и др., выполнение учебно-исследовательской работы отражает интегративное качество личности учащегося и является способом развития предметной компетентности ученика по изучаемой дисциплине. Авторы отмечают, что при выполнении подобных работ на первом месте должна стать выработка соответствующих исследовательских умений и навыков, как умения работать с лабораторным оборудованием, ставить эксперимент, производить измерения, вычисления, обрабатывать результаты, что в целом требует от учащегося наблюдательности, аккуратности, терпеливости, характерные черты научных исследований [5].

Обобщая эти работы, можно отметить, что исследовательская деятельность учащихся - это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных фактов, теоретических знаний и способов деятельности. Для того чтобы теория стала основой организации учебно-исследовательской (исследовательской) работы учащихся, необходимо сформировать научные знания (понятия, законы, факты, теории) или совершенствовать имеющиеся. При этом опорными являются те знания и умения, которые получены ими в процессе изучения того или иного раздела химии. В связи с

этим работа летнего лагеря строится таким образом, что в первой половине дня (утреннее время) в полевых условиях с учащимися проводятся обязательные теоретические и практические занятия - обучающий этап. В качестве учителя выступают преподаватели вуза, они на более высоком теоретическом уровне совершенствуют биологические, химические и географические знания учащихся с целью подготовки их к исследовательской работе. Во второй половине дня учащиеся со своими консультантами-студентами проводят исследовательские работы - исследовательский этап. Биологи и географы выезжают на обследование своего объекта и сбора материала, химики начинают экспериментальную часть своего исследования.

Исследовательский этап работы в лагере начинается с обоснования темы исследования, с этой целью первые три дня учащиеся интенсивно работают с литературными источниками, готовятся к обоснованию темы, выявляют актуальность, проблему, цель, задачу исследования и предполагаемую гипотезу. Обоснование выбора темы исследования обсуждается на общем собрании лагеря. В обсуждении принимают участие все, работа может выполняться индивидуально или группами по 2-3 человека. Главным критерием при выборе темы является то, что она должна быть системной, охватывающей аспекты развития своего села с выходом на социально-экономические проблемы, интересной, оригинальной и реально выполнимой. Идея должна быть такой, в которой исследователь (ученик) максимально должен реализовать себя как исследователь. Предполагаемое исследование должно выполняться в течение 2-3, а иногда даже 4 лет (этим обосновывается участие учащихся в работе лагеря с 6-го класса). По завершении работы создается экспертная комиссия из числа преподавателей вуза, учителей школы, учащихся старших классов. Здесь большую помощь учащимся оказывают студенты. Исследовательская работа получает свое развитие, когда учащиеся съезжаются на зимние, весенние и осенние школы. Они получают индивидуальную консультацию у специалистов. Так, например, если учащиеся занимались гидрохимической характеристикой озера своего села, то они получают консультацию у химика в лаборатории озероведения вуза. По возможности в лабораториях кафедры еще раз проводят анализ взятых проб воды и т. д. По завершении летнего сезона учащиеся защищают свои работы, проходя несколько этапов: сначала экспертной комиссией рассматриваются их реферативные работы, затем отобранные работы обсуждаются - часть в виде стендовых докладов, часть в виде публичных выступлений. Такая форма работы очень хорошо организует учащихся, имеет большой воспитательный эффект, дети учатся выступать, говорить грамотно, что очень важно для сельских школ, где язык обучения национальный. Итог работы летнего лагеря - это прежде всего отбор 12 лучших работ учащихся для последующей организации осенних, зимних и весенних школ. По результатам исследовательских работ учащиеся получают рекомендации

для дальнейшей работы - например, защищать честь школы на конференциях различных уровней, главная из которых - республиканская конференции «Шаг в будущее», являющаяся одним из инновационных путей развития сельской школы.

Эти теоретические выкладки апробировались во многих сельских малокомплектных школах республики, например, Кюндядинской СОШ Нюрбинского, Магарасской СОШ Горного, Туора-Кюельской СОШ Таттинского и др. улусов.

Ниже представлен один из примеров проведения теоретических и практических занятий при организации исследовательских работ учащихся.

Тематика проведения теоретических занятий по разделам:

I. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций

1. Химия и здоровье.

2. Химия и пища.

3. Химические вещества как строительные и поделочные материалы.

4. Природные и экологические виды топлива.

II. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни

III. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия

Тематика индивидуальных работ учащихся:

1. Определение витамина С в продуктах питания (красная и черная смородина).

2. Определение и устранение жесткости воды своего озера.

3. Очистка воды от загрязнений.

4. Определение засоленности почвы своего села.

5. Определение кислотности молока и хлеба.

Такая организация исследовательской работы учащихся в целом позволяет создать творческую атмосферу

научного исследования, «приблизить» учащегося к методологии научного исследования, сформировать разные уровни компетенций - как ключевые, обеспечивающие конкурентоспособность учащегося на социально-экономическом рынке, так и коммуникативные - умения общаться друг с другом и др. Установлено, что в ходе научной деятельности развивается навык самостоятельности, умения работать с научной литературой, развитие творческих способностей ребенка, расширение и углубление знаний, полученных в школе, развитие навыка самоутверждения ученика в данной области и, конечно, же вера в себя.

Таким образом, системное взаимодействие вуза и школы выступает как один из механизмов реализации компетентностного подхода в условиях перехода школ на профильное обучение. При этом такой подход позволяет установить тесный контакт между разными уровнями образовательного процесса - вуза и школы, что является немаловажным для вуза при отборе будущего своего контингента.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Нахова Н. А., Егорова К. Е. Химия минералов: Пособие для элективного курса. - Якутск: Офсет, 2006. - 112 с.

2. Егорова К. Е., Нахова Н. А., Макаров Е. Д. Золото. - Якутск: Полиграфист, 1994. - 43 с.

3. Армстронг Г. Эвристический метод обучения. -М., 1921. - 243 с.

4. Райков Б. Е. Исследовательский метод педагогической работе. - Л., 1924. - 123 с.

5. Дорошенко С. С., Трушин Б. Н. Научно-исследовательская работа учащихся сельской школе // Химия в школе. - 1989. - № 6. - С. 95-96.

ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «ХИМИЯ И ЖИЗНЬ»

PROJECT-BASED TECHNOLOGY IN STUDYING «CHEMISTRY AND LIFE» UNIT

М. Ф. Осипова, К. Е. Егорова

В данной статье рассматривается организация и методика проектной деятельности учащихся при изучении раздела «Химия и жизнь», которая нацелена на решение проблемы в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.

Ключевые слова: проект, деятельность, технология, химия и жизнь, лекарственные препараты.

M. F. Osipova, K. E. Yegorova

The article describes the organization and methodology of project-based tasks for students studying «Chemistry and Life» unit which is aimed at solving problems as a result of independent actions of learners with an obligatory presentation of the results.

Keywords: project, activities, technology, chemistry and life, medications.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.