Научная статья на тему 'Взаимодействие власти и бизнеса в области решения социально-экономических задач (на примере предприятий по переработке углеводородного сырья)'

Взаимодействие власти и бизнеса в области решения социально-экономических задач (на примере предприятий по переработке углеводородного сырья) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
447
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТРАСЛЕВОЙ ЛОББИЗМ / КОРПОРАТИВНЫЙ ЛОББИЗМ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / НЕФТЕХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ДОБЫЧЕ И ПЕРЕРАБОТКЕ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ / BRANCH AND CORPORATE LOBBYING / SOCIAL INVESTMENTS / SOCIAL PARTNERSHIP / THE PETROCHEMICAL INDUSTRY / THE ENTERPRISES FOR EXTRACTION AND PROCESSING OF HYDROCARBONIC RAW MATERIALS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кургаева Ж. Ю., Халилова Т. В.

В статье рассматривается процесс формирования системы функционального представительства интересов нефтехимической промышленности России, а также использование различных приемов и методов отраслевого и корпоративного лоббизма в практике крупных предприятий по добыче и переработке углеводородного сырья. Анализируются особенности развития диалога между властью и бизнесом с позиции партнерских отношений.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article process of formation of system of functional representation of interests of the petrochemical industry of Russia, and also use of various receptions and methods of branch and corporate lobbyism in practice of the large enterprises for extraction and processing of hydrocarbonic raw materials is considered. Features of development of dialogue between the power and business from a position of partner relations are analyzed.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие власти и бизнеса в области решения социально-экономических задач (на примере предприятий по переработке углеводородного сырья)»

УДК 338.242

Ж. Ю. Кургаева, Т. В. Халилова

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА В ОБЛАСТИ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ПЕРЕРАБОТКЕ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ)

Ключевые слова: отраслевой лоббизм, корпоративный лоббизм, социальное партнерство, социальные инвестиции, нефтехимическая промышленность, предприятия по добыче и переработке углеводородного сырья.

В статье рассматривается процесс формирования системы функционального представительства интересов нефтехимической промышленности России, а также использование различных приемов и методов отраслевого и корпоративного лоббизма в практике крупных предприятий по добыче и переработке углеводородного сырья. Анализируются особенности развития диалога между властью и бизнесом с позиции партнерских отношений.

Key words: branch and corporate lobbying, social investments, social partnership, the petrochemical industry, the enterprises for extraction and processing of' hydrocarbonic raw materials.

In article process of formation of system of functional representation of interests of the petrochemical industry of Russia, and also use of various receptions and methods of branch and corporate lobbyism in practice of the large enterprises for extraction and processing of hydrocarbonic raw materials is considered. Features of development of dialogue between the power and business from a position of partner relations are analyzed.

Проблема взаимодействия власти и бизнеса является сложной и неоднозначной. Неудивительно, что отношение к ней в профессиональных кругах и в широком общественном мнении очень противоречиво.

В частности, в оценках россиян нет единой позиции по вопросу о ведущей роли государства в привлечении бизнеса к социальной деятельности. Так, по результатам исследований ВЦИОМ, почти половина опрошенных (48%) полагают социальную деятельность сугубо добровольным делом, к которому принуждать нельзя. Несколько меньше тех (45%), кто признают за государством право в случае необходимости привлекать бизнес к решению социальных проблем общества или регионов. Иначе говоря, государство фактически наделяется правом изымать из крупного бизнеса дополнительные средства, не предусмотренные налоговым законодательством. Причем за возможность привлекать бизнес к социальным программам выступают представители старших возрастных групп, и слоев с низким уровнем материальной обеспеченности. Позиция же исключительно добровольного участия бизнеса в социальной деятельности поддерживается, наоборот, представителями материально благополучных групп населения и молодежных возрастных групп.

При этом опрошенные выделяют и другую сторону вопроса государственного участия в привлечении бизнеса к социальной деятельности, а именно - поддержку социально ответственных представителей бизнес-сообщества, предоставление им особых льгот. С необходимостью поощрения государством ответственного поведения бизнеса согласны большинство опрошенных (65%) [1].

При этом вопрос о социальной ответственности самих органов власти, в первую очередь исполнительных, также является актуальной и острой проблемой (роль и ответственность социального государства декларирована статьей 7 п.1 Конституции РФ). При активной поддержке практики добровольного и эффективного объединения ресурсов государства и бизнеса для решения отдельных социальных и экологических проблем, отчетность и законодательная ответственность бизнеса и власти не должны смешиваться, а тем более перекладываться друг на друга [2].

На сегодняшний день очень актуальным является развитие социального партнерства, которое предполагает пересмотр сфер ответственности бизнеса, власти и общества в решении общественно-значимых вопросов, искоренение социального иждивенчества, создание механизмов общественного контроля за выполнением государством своих социальных обязательств [3].

Государственный подход заключается во всемерной поддержке практики отчетности по корпоративной социальной ответственности российского бизнеса, выработке соответствующих правительственных рекомендаций и регулярном диалоге власти и бизнеса об основных направлениях и содержании корпоративной социальной ответственности (КСО).

Часть критически настроенных специалистов считает, что для обеспечения социально ответственного поведения компаний обязательное государственное и международное регулирование лучше, чем добровольные меры. Другие же, наоборот, считают, что законодательное введение обязательной социальной отчетности в России может лишь разрушить наметившийся конструктивный характер КСО, превратив ее в еще один инструмент административного давления на бизнес.

Рассмотрим вкратце, как шел процесс формирования предпринимательских структур, союзов, ассоциаций, которые на сегодняшний день в той или иной степени представляют и лоббируют в органах власти интересы бизнеса, в том числе предприятий по переработке углеводородного сырья.

Точкой отсчета можно считать конец 1980-х — начало 1990-х гг., когда крах советской экономической системы освободил групповые интересы от рамок государственного корпоративизма. Именно в этот период произошло становление новой системы функционального представительства интересов.

После принятия законов "О кооперации" и "О государственном предприятии" предприятия начали избавляться от опеки вышестоящих организаций, стала разрушаться сложившаяся система лоббирования и формироваться новая.

В 1990-е гг. в России начался процесс формирования заинтересованных групп бизнеса, где особую роль стали играть неколлективные (т.е. не основанные на добровольном объединении граждан) группы давления. К ним можно отнести финансово-промышленные группы, концерны, банки, акционерные общества. По масштабам своей политической активности и силе воздействия на власть они в несколько раз превосходят общественные объединения предпринимателей, которые пытаются играть роль "буфера" между органами власти и структурами бизнеса. Неколлективные образования, как правило, предпочитают лоббировать свои интересы напрямую, игнорируя промежуточные звенья (профсоюзы, объединения предпринимателей или политические партии).

В декабре 1990 г. была учреждена первая политическая организация промышленников - Партия свободного труда. Она проложила дорогу политическим организациям, которые отстаивали интересы крупного, среднего и малого бизнеса (например, таким как Партия экономической свободы и т.п.)[4].

В феврале 1992 года по инициативе руководителей 50-и крупнейших российских предприятий по переработке углеводородного сырья был образован Союз нефтепромышленников России. Среди основателей СНП такие предприятия нефтегазовой отрасли как: «Нижневартовскнефтегаз», «Сургутнефтегаз», «Роснефть», «Когалымнефтегаз», «Урайнефтегаз», «Ноябрьскнефтегаз», «Юганскнефтегаз», «Томскнефть», «Тюменьнефтегаз», «Варьеганнефтегаз», «Мегионнефтегаз», «Ярославльнефтеоргсинтез», Рязанский НПЗ и другие.

C середины 1995 года, после вхождения в СНП коллективного члена - РАО «Газпром», он был преобразован в Союз нефтегазопромышленников России.[5]

С первых же своих шагов общественное объединение нефтяников и газовиков прилагало все усилия для защиты общих интересов предприятий по переработке углеводородного сырья. Цель СНП - экспертиза стратегических правовых и хозяйственных решений с учетом

интересов нефтегазопромышленного комплекса, усиление влияния корпоративной позиции в процессе их принятия, участие в разработке и реализации общегосударственных программ для обеспечения энергетической безопасности России, стимулирования нефтяной и газовой промышленности.

Для достижения поставленной цели Союз нефтегазопромышленников России взаимодействует с Правительством Российской Федерации, представительными органами власти субъектов Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации и т.п.

Таким образом, к началу 1997 г. в основных чертах сформировалась разветвленная сеть предпринимательских структур, союзов, ассоциаций, в той или иной степени представляющих и лоббирующих интересы различных секторов экономики, в органах власти, в том числе нефтегазопромышленного комплекса.

В указанный период уже можно констатировать зарождение основ отраслевого и корпоративного лоббизма.

Отраслевой лоббизм - это процесс по продвижению интересов конкретной отрасли в органах государственной власти, с целью добиться для нее тех или иных преференций. Среди наиболее распространенных таких интересов можно назвать снижение налогообложения (например, акцизов) или тарифов, изменения законодательства или увеличение бюджетных дотаций. Конечной целью отраслевого лоббирования является повышение капитализации отрасли и прибыльности ее компаний [6].

Нефтегазопромышленный комплекс имел своих лоббистов уже в Государственной Думе первого созыва, прежде всего, в депутатской группе "Новая региональная политика". В Государственной Думе третьего созыва компанией, активно лоббирующей свои интересы, была НК «ЮКОС». Один из ее акционеров Владимир Дубов, став депутатом и возглавив налоговый подкомитет, смог провести множество налоговых поблажек, в которых была заинтересована его компания. Не ушла практика корпоративного лоббизма и из дум последующих созывов, правда ее представителями стали государственные компании Газпром и Роснефть [6].

Специалисты считают, что продвигать в органах государственной власти интерес одной компании сегодня занятие малоперспективное (если это, конечно, не интерес компании-отрасли, такой как «Газпром»). Другое дело продвигать отраслевые или еще лучше общественные интересы, в которых умело замаскированы интересы корпоративных структур. Это также выгодно политически, так как компания показывает, что она радеет за «общее дело». Чиновнику также легче поддерживать общеотраслевые инициативы, чем взаимодействовать с отдельной компанией [6].

Активными представителями отраслевого лоббизма являются профессиональные отраслевые ассоциации, такие как Союз нефтегазопромышленников России.

Главная их задача - изменение общей процедуры принятия хозяйственных, а также внешне и внутриполитических решений, затрагивающих интересы предприятий по переработке углеводородного сырья.

Для решения этой масштабной задачи Союз нефтегазопромышленников России активно сотрудничает с Торгово-промышленной палатой РФ, Советом союзов и ассоциаций, осуществляющих деятельность в сфере нефтяной и газовой промышленности России, Российским Союзом промышленников и предпринимателей, Российским союзом нефтегазостроителей, Российским союзом товаропроизводителей, Союзом нефтеэкспортеров России, Союзом производителей нефтегазового оборудования, НП «Горнопромышленники России», Национальным институтом нефти и газа и другими организациями.[5]

Принятие любого политического решения в системе органов государственной власти сопровождается экспертной проработкой его обоснованности и целесообразности, поэтому российские "группы интересов" все активнее используют технологию интервенции. Суть ее состоит в подготовке и доведении до сведения должностных лиц, принимающих решения, развернутого обоснования собственной позиции.

Для этого Союз нефтегазопромышленников России добивается введения практики «круглых столов», широких консультаций с общественными корпоративными организациями при принятии важных стратегических решений, создания при Правительстве РФ экспертного общественного Совета из специалистов-профессионалов нефтегазохимического комплекса для экспертизы государственных стратегических решений, касающихся энергетической безопасности страны. Активно и конструктивно Совет СНП участвовал в разработке Энергетической стратегии России до 2030 года. В СНП разработана специальная программа реализации решений Киотского протокола [7].

Кроме того, СНП сотрудничает с профильными Комитетами Государственной Думы РФ по внесению изменений в действующее налоговое законодательство, добивается при этом: упрощения налоговой системы; дифференцированного подхода при налогообложении добытого углеводородного сырья; гибкого налогообложения эксплуатации месторождений, в зависимости от их горно-геологических и экономико-географических условий, гибкой системы льгот и налогов с учетом сложной специфики деятельности больших, средних и малых предприятий по добыче и переработке углеводородного сырья. Также Союз нефтегазопромышленников России добивается участия в разработке специального закона «О стимулировании добычи на низкопродуктивных месторождениях» и т.д. [8].

Стратегической целью СНП в законодательной области остается содействие принятию новой редакции закона «О недрах», а также разработке и принятию федеральных законов — закона «О нефти», «Газового кодекса» — законодательных сводов, включающих все необходимые правовые аспекты деятельности компаний по переработке углеводородного сырья и стратегических интересов государства.

Союз нефтегазопромышленников России активно поддерживает малый бизнес в нефтегазовой отрасли, рассматривая его как резерв роста добычи углеводородного сырья, эффективный механизм доиспользования и доработки истощенных месторождений, освоения трудноизвлекаемых запасов углеводородов.

В Республике Татарстан также реализуются подобные программы с участием не только республиканских, но и федеральных структур. Так 24 декабря 2010 года Российский банк развития (РосБР) дал предварительное согласие на участие в создании фонда прямых инвестиций для проектов малого и среднего бизнеса по переработке полимеров в РТ. Капитализация фонда — 3,5 млрд руб. О проекте на специальной пресс-конференции рассказал председатель комитета по развитию малого и среднего предпринимательства РТ Тимур Шагивалеев. Фонд будет формироваться из бюджетных денег РФ (прямые поступления и средства по программе «Финансирование для инноваций и модернизации») и Татарстана, средств РосБР. По его словам, правительство республики рассматривает возможность инвестировать в фонд 1,2 млрд руб. из общей капитализации в 3,5 млрд руб. «РосБР дал предварительное согласие», — сказал Шагивалеев [9].

Несмотря на существование СНП, который является очень сильным и активным участником лоббистского процесса и защищает интересы всего нефтегазопромышленного комплекса в целом, практически все крупные предприятия по переработке углеводородного сырья также участвуют в диалоге с властными структурами федерального и регионального уровня, а также с органами местного самоуправления по решению самых различных социальных проблем.

Например, поддержку и развитие социальной инфраструктуры регионов присутствия НК «Роснефть» осуществляет на основании соглашений о социально-экономическом сотрудничестве с региональными органами власти. Соглашения, в свою очередь, заключаются на основании стандарта «Порядок подготовки и заключения соглашений о взаимном сотрудничестве с региональными органами власти». Соглашения определяют взаимные обязательства региона и Компании, в том числе, предусматривают обеспечение регионов нефтью и газом по конкурентным ценам, развитие инфраструктуры городов и поселков, прокладку дорог,

строительство школ, медицинских учреждений, культурных и спортивных объектов и финансирование других социальных проектов в регионах присутствия Компании [10].

В последнее время идет переход от благотворительности к фокусированным социальным инвестициям компаний на национальном и региональном уровнях, направленным на решение самых актуальных для страны проблем в сфере занятости, борьбы с бедностью, образования, жилья, безопасности, охраны здоровья и среды обитания. В такой крупной нефтяной компании ТНК-ВР планирование и реализация социальных программ координируется рабочей группой по социальным инвестициям. В настоящее время в ТНК-ВР ведется разработка долгосрочной стратегии социальной ответственности. Компания проводит регулярную оценку эффективности социальных программ, выстраивая систему партнерства с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями, местными сообществами и экспертными организациями [11].

На региональном и муниципальном уровнях предприниматели могут принимать активное участие в различных экономических советах, советах по поддержке и развитию предпринимательства. Формы их вовлечения в решение различных социальных проблем могут быть самые разные. Одной из них может быть вовлечение предпринимателей в рабочие группы по решению задач, сформулированных в Стратегии развития города или области. Координатором таких процессов могут выступать как представители власти, так и ассоциации предпринимателей.

В 2007 г. ТНК-ВР было заключено около 40 соглашений о сотрудничестве с администрациями в регионах деятельности компании (Тюменская, Оренбургская, Саратовская, Иркутская, Рязанская, Новосибирская области, Красноярский край, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа). В рамках этих соглашений реализовывались различные целевые программы регионального уровня, направленные на решение как общих, так и специфических для каждого конкретного региона социальных проблем. Компания помогает ремонтировать дороги, мосты, линии электропередач в партнерстве с местными органами власти и МСУ [11].

Свидетельством лидирующих позиций компании ТНК-ВР в сфере социальных инвестиций стало присвоение ей первого места в номинации «Ресурсосбережение и экология», а одному из ее дочерних обществ - ОАО «ТНК-Нижневартовск» - третьего места в номинации «Оплата труда и социальная сфера» на VII Всероссийском конкурсе «Российская организация высокой социальной эффективности», ежегодно проводимом Правительством РФ [11].

Крупные предприятия по переработке углеводородного сырья активно используют в своей лоббистской практике такие приемы, как участие в организации международных отраслевых выставок, конгрессов и семинаров, научно-практических конференций, на которых традиционно вырабатываются корпоративные рекомендации, предложения для Правительства, законодательной работы в Федеральном Собрании РФ.

52 международные отраслевые выставки, 25 конгрессов и семинаров, 18 научнопрактических конференций — таков итог организационного участия Союза нефтегазопромышленников России в пропаганде и популяризации новых высоких технологий для предприятий по добыче и переработке углеводородного сырья, в выработке единых корпоративных подходов и предложений в решении актуальных общеэкономических и отраслевых проблем (за 15 лет) [7].

В 2007 году компания ТНК-ВР стала одним из спонсоров и организаторов Национального форума корпоративной социальной ответственности. Форум, прошедший при поддержке Общественной палаты РФ и Счетной палаты РФ, положил начало постоянному диалогу по вопросам корпоративной ответственности между бизнесом, государственными структурами и общественными организациями, в котором предприятия по переработке углеводородного сырья принимают самое активное участие.

Диалог правительства с нефтехимическим бизнесом продолжился на совещании в Нижнекамске в ноябре 2009 года, а потом в сентябре 2010 года в Кстове. Таким образом,

очевидно, что в ближайшем будущем роль всего спектра частно-государственных отношений в нефтехимии будет постоянно возрастать.

По мнению руководителя департамента по административной поддержке бизнеса ООО «Сибур» Сергея Журавлева, парадигма отношений с государством меняется на глазах. Бизнес все больше вовлекается в сферы, считавшиеся исключительно государственной прерогативой. Например, СИБУР предлагал обновить регламент по строительству промышленных объектов с учетом современной практики, и руководители компании думали, что с их стороны потребуется только техническое задание, по сути, пожелания к тексту будущего документа. Но государство призывает компании брать больше ответственности на себя, участвуя в работе над будущими документами. Это новый подход, со своими преимуществами и недостатками, но однозначно бизнес получает больше инициативы [12].

За последний год позиция СИБУРа эволюционировала от выражения интересов отдельной компании к представлению позиции всей отрасли, и делалось это сознательно. Лидерство в индустрии дает преимущество, поскольку в глазах государства интересы компании и отрасли сближаются. Точно так же «Лукойл» стремится позиционировать себя как лидер российской нефтепереработки, «Роснефть»- как лидер нефтедобычи [12].

Сейчас, когда в стране накопился целый комплекс нерешенных социальных проблем и когда сам бизнес нуждается в более активной легитимации со стороны общества и власти, налаживание диалога между властью и бизнесом с позиции партнерских отношений является особенно актуальным и позитивно воспринимаемым.

Литература

1. Пахомова, Е. Участие российского бизнеса в реализации национальных социальных программ:

оценки и ожидания россиян / Е. Пахомова // Режим доступа:

http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskiiarkhiv/item/single/3417.html?no_cache=1&cHash=09fd3b6ea7

2. Костин, А.Е. Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие: мировой опыт и

концепция для РФ / А.Е. Костин // Режим доступа:

http://www.dis.rU/library/manag/archive/2005/3/3735.html

3. Сухих, С.В. Трансформация экономического содержания государственно-частного партнерства в условиях мирового финансового кризиса / С.В. Сухих, А.Г Горбачев, Ю.Б. Вершинин // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - №10. - С.431-439.

4. Лепехин, В. Лоббизм в России: этапы большого пути / В. Лепехин. - М., 1996.

5. http://www.sngpr.ru/expert_activity_and_public_relations.htm

6. Профессиональный словарь лоббистской деятельности / Под общ. ред. П.А. Толстых).- М., 2009.

7. http://www.sngpr.ru/productivity.htm

8. http://www.sngpr.ru/directions_of_activity .htm

9. Игнатьева, Л. РосБР тянут в нефтехимию // Ведомости — Казань. - № 244 (2762). - 2010. - 24 декабря.

10. http://www.rosneft.ru/attach/0/02/68/RN_Social_Report_2008_LR.pdf

11. www.tnk-oil.ru

12. Журавлев, С. Новая парадигма взаимодействия ООО «Сибур» с государством / Журавлев С. // Сибур Сегодня. - 2010. - №8 // Режим доступа:

http://lobbying.ru/content/sections/articleid_6423_linkid_25.html

© Ж. Ю. Кургаева - канд. ист. наук доц. каф. государственного, муниципального управления и социологии КНИТУ, jkurgaeva@yandex.ru; Т. В. Халилова - канд. ист. наук, доц. той же кафедры, thalilova2004@mail. т

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.