Научная статья на тему 'Взаимодействие участников бюджетного процесса и органов федерального казначейства в 2009 г'

Взаимодействие участников бюджетного процесса и органов федерального казначейства в 2009 г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
394
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Король Е. Л.

В статье рассмотрены вопросы взаимодействия участников бюджетного процесса и органов Федерального казначейства с учетом введения в действие новых нормативных актов, а также вопросы, возникающие при исполнении федерального бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие участников бюджетного процесса и органов федерального казначейства в 2009 г»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА И ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА В 2009 г.

Е. А. КОРОЛЬ, кандидат экономических наук, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса

Нынешний год — год больших перемен. Речь идет об изменениях, которые касаются процесса исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Неоднократно уже говорилось о многих новых нормативных документах, которые вступили в силу с 1 января 2009 г. В данной статье мы коснемся вопросов взаимодействия участников бюджетного процесса и органов Федерального казначейства с учетом введения в действие новых нормативных актов, а также обратим внимание на другие не менее значимые вопросы, возникающие при исполнении федерального бюджета.

О бюджете на 2009 г. и мерах по его реализации

Закон о бюджете — это главный финансово-бюджетный документ страны, в котором определены основные направления, процедуры и правила поведения всех участников бюджетного процесса на текущий финансовый год и плановый период. 24 ноября 2008 г. Президент РФ подписал Закон № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» (далее — Закон о бюджете).

Основные характеристики бюджета 2009 г. таковы: прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджетав сумме 10 927 137 733,0тыс. руб., в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 4 692 509 635,0тыс. руб., общий объем расходов федерального бюджета в сумме 9 024 654 998,3 тыс. руб. Уровень инфляции, не превышающий 8,5 %.

В дополнение к этому основному документу Правительство РФ подготовило постановление, в котором конкретизируются и уточняются ос-

новные положения закона о бюджете. Речь идет о постановлении Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. № 987 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» (далее — Постановление).

Взаимодействие с администраторами доходов

Статьей 4 Закона о бюджете установлено, что перечень главных администраторов доходов федерального бюджета утвержден приложением 4 к Закону о бюджете; перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета — приложением 5.

В случае изменения в 2009 г. состава и (или) функций главных администраторов доходов федерального бюджета или главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета Минфин России при определении принципов назначения, структуры кодов и присвоении кодов классификации доходов бюджетов Российской Федерации и классификации источников финансирования дефицитов бюджетов вправе вносить соответствующие изменения в указанные перечни, а также в состав закрепленных за ними кодов классификации доходов бюджетов Российской Федерации или классификации источников финансирования дефицитов бюджетов.

Главные администраторы доходов федерального бюджета по согласованию с Минфином России вправе наделить свои территориальные органы (подразделения) отдельными полномочиями главных администраторов доходов федерального бюджета путем издания нормативного правового акта

соответствующего органа государственной власти Российской Федерации.

Напомним, что в 2009 г. начал действовать Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденный приказом Минфина России от 05.09.2008 г. № 92н. Действующий в 2008 г. приказ Минфина России от 16.12.2004г. № Пбнутратил силу.

Взаимодействие органов Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет осуществляется путем предоставления органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджет, а также в получении органами Федерального казначейства от администраторов поступлений в бюджет документов, установленных для проведения операций по учету поступлений в бюджет, в пределах возложенных на них полномочий.

Документы, предоставляемые органами Федерального казначейства администраторам доходов бюджета, указаны в табл.

Напоминаем, что с 1 января 2009 г. администраторам поступлений в бюджет открыты лицевые счета согласно Приказу Федерального казначейства от 07.10.2008 № 7н, которым утвержден Порядок открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами.

Обратите внимание, что для открытия лицевого счета администратора доходов бюджета в орган Федерального казначейства дополнительно представляется правовой акт главного администратора доходов федерального бюджета, в ведении которого находится администратор доходов, наделяющий участника бюджетного процесса полномочиями администратора доходов федерального бюджета, с указанием администрируемых им кодов бюджетной классификации Российской Федерации.

Копия указанного правового актадолжна быть заверена в установленном порядке участником

Таблица

№п/п Наименование документа Основание предоставления Срок предоставления

В соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 05.09.2008 № 92н

Запрос на выяснение принадлежности платежа (код по КФД 0531808) с приложением первичных документов наличие в расчетных документах информации о предполагаемом администраторе доходов бюджета (Администратор) не позднее следующего рабочего дня за днем формирования Запроса

Справка о перечислении поступлений в бюджеты (разделы I и III) (код по КФД 0531468) (Справка) наличие совершенных операций по администрируемым доходам один раз в месяц по состоянию на 1-ое число месяца, следующего за отчетным; по обращению Администратора — ежедневно на следующий рабочий день после формирования Справки

Выписка из Сводного реестра поступлений и выбытий (код по КФД 0531472) обращение Администратора и наличие электронного документооборота на следующий рабочий день после получения из учреждения банка выписки и приложенных к ней документов

Сводные сведения по данным лицевых счетов подведомственных администраторов доходов бюджета главного администратора (администратора с полномочиями главного администратора) доходов бюджета (код по КФД 0531474) (Сводные сведения) обращение Администратора с полномочиями Главного Администратора и наличие электронного документооборота один раз в месяц, не позднее следующего рабочего дня за днем формирования Сводных сведений

В соответствии с приказом Федерального казначейства от 07.10.2008 № 7н

Выписка из лицевого счета администратора доходов бюджета (код по КФД 0531761) с приложением первичных документов отражение на лицевом счете совершенных операций не позднее следующего рабочего дня за днем формирования Выписки из лицевого счета

Приложение к Выписке из лицевого счета администратора доходов бюджета (код по КФД 0531779) в соответствии с обращением Администратора не позднее следующего рабочего дня за днем формирования приложения к Выписке из лицевого счета

Отчет о состоянии лицевого счета администратора доходов бюджета (код по КФД 0531787) (Отчет) один раз в месяц или за период по письменному запросуАд-министратора не позднее следующего рабочего дня за днем формирования Отчета

бюджетного процесса, представившим правовой акт, либо главным администратором доходов федерального бюджета.

Также обращаем внимание на необходимость внесения главными администраторами доходов соответствующих изменений в нормативные правовые акты, закрепляющие полномочия администраторов доходов за своими территориальными органами и учреждениями в случае выхода приказов о внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации.

Разъяснения по некоторым вопросам взаимодействия органов Федерального казначейства и администраторов доходов даны в письме Федерального казначейства от 22.12.2008 № 42-7.115/5.4-591.

Учитывая, что с 1 января 2009 г. администраторы доходов бюджета будут обслуживаться по месту своего нахождения, то, соответственно, взаимодействие органов Федерального казначейства и администраторов доходов бюджета должно осуществляться следующим образом.

В случае, если администратор доходов бюджета обслуживается в Отделении и не имеет электронного документооборота с ним, документы, установленные для проведения операций по учету поступлений в бюджет, должны им представляться в Отделение. Уполномоченные сотрудники Отделения осуществляют контроль на соответствие установленному порядку оформления администраторами доходов бюджета документов, а также на соответствие подписей, указанных в документах, подписям, указанным в Карточке образцов подписей, осуществляют ввод документов в систему электронного документооборота Федерального казначейства (далее — СЭД) и в электронном виде направляют их в Управление для проведения соответствующих операций. Соответственно установленная информация, подлежащая направлению администратору доходов бюджета, формируется Управлением и по СЭД направляется в Отделение для дальнейшего ее вручения администратору доходов бюджета.

В соответствии с приказом Минфина России № 92н документы администраторов доходов бюджета подлежат исполнению или возврату органами Федерального казначейства в срок не более 3-х рабочих дней со дня их представления в Отделение.

Учитывая вышеизложенное, обращаем внимание руководителей управлений на необходимость усиления контроля за приемом документов администраторов доходов бюджетов, а также за обоснованностью и достоверностью проводимых операций, включая операции по возврату платежей плательщикам.

В отношении администраторов доходов бюджета, имеющих с органами Федерального казначейства электронный документооборот, обмен информацией между администратором доходов бюджета и органом Федерального казначейства может осуществляться по выбору администратора доходов бюджета либо в рамках действующего Договора об обмене электронными документами — с Управлением, либо в соответствии с заключенным Договором об обмене электронными документами с Отделением.

Взаимодействие при учете средств от приносящей доход деятельности

Статьей 6 Закона о бюджете установлено, что средства в валюте Российской Федерации, полученные федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, учитываются на лицевых счетах, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства. Эти средства расходуются федеральными бюджетными учреждениями в соответствии с генеральными разрешениями (разрешениями), оформленными главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета в установленном Минфином России порядке, и сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности, утвержденными в порядке, определяемом главными распорядителями средств федерального бюджета.

Напомним, что Порядок осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доходде-ятельности, утвержден Приказом Минфина России от 01.09.2008 № 88н. Обратите внимание, что Генеральные разрешения на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в территориальных органах Федерального казначейства главному распорядителю средств федерального бюджета и подведомственным ему учреждениям, а также соответствующие разрешения на открытие лицевого счета по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, выданные в соответствии с приказом Минфина от 21.06.2001 № 46н, в 2009г. действуют только до 1 марта.

Если есть необходимость оформить новые Генеральные разрешения (Разрешения), тос1 января 2009 г. оформление генеральных разрешений главными распорядителями на ведение приносящей доход деятельности, а также соответствующих разрешений подведомственным им учреждениям производится в соответствии с Порядком осуществления федеральными бюджетными учреждениями

операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, утвержденным приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 88н.

На наш взгляд, участникам бюджетного процесса уже сегодня необходимо проанализировать свое Генеральное разрешение (Разрешение) на предмет наличия (отсутствия) в нем нормативного правового акта, указывающего (дающего право на) источник формирования средств от приносящей доход деятельности.

Пунктом 2.11 Порядка, утвержденного Приказом № 88н установлено, что главные распорядители в двадцатидневный срок со дня введения в действие нормативных правовых актов, упраздняющих или устанавливающих источники образования и (или) направления использования средств от приносящей доход деятельности, оформляют Дополнение к Генеральному разрешению на осуществление приносящей доход деятельности (далее — Дополнение к Генеральному разрешению) по форме согласно приложению № 4 к настоящему Порядку (код формы по КФД 0531734) и представляют его на рассмотрение в Министерство финансов РФ.

Следует также обратить внимание, что в 2009 г. кассовые расходы за счет средств от приносящей доход деятельности будут производиться в пределах годовых сметных назначений, указанных в Сведениях о смете в разрезе кодов бюджетной классификации. Это предусмотрено пунктом 4.5 Порядка, утвержденного Приказом № 88н.

Авансирование расходов

Пунктом 6 Постановления установлены предельные размеры авансовых платежей, которые могут предусматривать получатели бюджетных средств при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, в том числе и договоры, подлежащие оплате за счет средств, полученных от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности.

Как и прежде, в размере до 100 % суммы договора (контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году, могут авансироваться следующие договора (контракты):

• об оказании услуг связи,

• о подписке на печатные издания и об их приобретении,

• обучении на курсах повышения квалификации,

• приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом,

• приобретении путевок на санаторно-курортное лечение,

• обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. А также с 2009 г. добавляется участие в научных, методических, научно-практических и иных конференциях, проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проведение Всероссийской олимпиады школьников.

В размере до 60 % суммы договора (контракта), но не более 60 % лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году, могут авансироваться государственные контракты на оказание услуг по авиационным перевозкам высших должностных лиц органов государственной власти Российской Федерации, иных должностных лиц и представителей официальных делегаций, выполняемым по отдельным решениям Президента РФ.

В размере до 30 % суммы договора (контракта), но не более 30 % лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году, могут авансироваться остальные договора (контракты), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Обратите внимание, что отдельным постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 № 975 регулируется авансирование договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг в отношении объектов капитального строительства, находящихся в государственной собственности Российской Федерации, включенных в подпрограмму «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на периоддо 2013 года».

Получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг в отношении объектов капитального строительства, находящихся в государственной собственности Российской Федерации, включенных в подпрограмму «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» вправе

предусматривать авансовые платежи в размере до 30 % суммы контракта в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на реализацию контрактов, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году, при условии предоставления победителем конкурса (аукциона) или участником конкурса (аукциона), с которым заключается контракт в случае уклонения победителя конкурса (аукциона) от заключения контракта (далее — участник размещения заказа), обеспечения выполнения контракта.

Обращаем внимание, что данная норма устанавливает право, а не обязанность получателей средств федерального бюджета предусматривать авансовые платежи в заключаемых ими договорах (контрактах), и распространяется на указанные договоры (контракты), заключенные на любые суммы и подлежащие оплате как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

Заключение госконтрактов на срок, превышающий финансовый год

Начиная с 2008 г. Закон о бюджете утверждается сроком на три года. В целях реализации Закона о бюджете бюджетные данные (в том числе лимиты бюджетных обязательств) доводятся в установленном порядке до главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств федерального бюджета на текущий финансовый год и плановый период.

В соответствии с положениями п. 2 ст. 72 и ст. 219 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ) для принятия новых обязательств (заключения новых государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами (далее — госконтракт (договор) или для исполнения (оплаты) ранее принятых обязательств по ранее заключенным госконтрактам (договорам) получателю бюджетных средств доводятся лимиты бюджетных обязательств.

Таким образом, получатель средств федерального бюджета, начиная с 2008 г., вправе заключать в установленном порядке госконтракт (договор) на срок, выходящий за пределы финансового года, в соответствии с доведенными до него лимитами бюджетных обязательств.

Положениями п. 3 ст. 72 БК РФ установлены исключения из указанной нормы, когда госконтракты (договора) могут заключаться получателем бюджетных средств с превышением доведенных лимитов бюджетных обязательств в случае, если:

• предметом государственного контракта являются поставка товаров в соответствии с государственной программой вооружения, утверждаемой Президентом РФ;

• выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых составляет более трех лет. Такие государственные (муниципальные) контракты могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели федеральными целевыми программами (включая долгосрочные целевые программы на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации), государственной программой вооружения (далее — ФЦП) либо в соответствии с решениями Правительства РФ.

Как разъяснено в письме Минфина России от 26 октября 2008 г. № 02-03-0/3290, государственные заказчики вправе принимать бюджетные обязательства, в том числе путем заключения госконтрактов (договоров): на срок до трех лет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, а также на срок, превышающий три года, в пределах объема соответствующего расходного обязательства в рамках ФЦП и в случае принятия отдельного решения Правительства РФ по госконтрактам (договорам) на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.