УДК 327
DOI 10.52070/2500-347Х_2021_2_843_165
Г. М. Сидорова, Н. В. Поспелов
Сидорова Г. М., доктор политических наук Дипломатическая академия МИД РФ ведущий научный сотрудник Института Африки РАН [email protected]
Поспелов Н. В., магистрант факультета международных отношений и международного права Дипломатической академии МИД России [email protected]
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ С АФРИКОЙ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
Турецкая Республика оказывает влияние на развитие плодотворных отношений с Африкой. Это связано с проведением двусторонних встреч и заключением межправительственных соглашений в сфере экономики. В то же время перспективы турецко-африканского сотрудничества выглядят не столь радужно. Основная причина заключается в стремлении Турецкой Республики установить региональное лидерство в северной части Африки. Цель статьи - рассмотреть факторы влияния Турции на установление конструктивных контактов и проанализировать ее роль в обеспечении национальных интересов.
Ключевые слова: Турецкая Республика; Африка; Р. Т. Эрдоган; национальные интересы; политика; дипломатия; международные отношения.
G. M. Sidorova, N. V. Pospelov
Sidorova G. M., Doctor of Political Science (Dr. habiL), Professor of the Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry researcher of the Institute for African Studies [email protected]
Pospelov N. V., Master's degree student
of the Faculty of International Relations and International Law of the DipLomatic Academy of the Russian Foreign Ministry [email protected]
INTERACTION OF THE REPUBLIC OF TURKEY WITH AFRICA IN THE CONTEXT OF ENSURING NATIONAL INTERESTS AT THE PRESENT STAGE
The Republic of Turkey has an impact on the development of fruitful relations with Africa. This is due to the bilateral meetings and intergovernmental agreements in the field of economy. At the same time the prospects for Turkish-African cooperation are not so bright. The main reason is the desire of the Republic of Turkey to establish regional leadership in the northern part of Africa. The purpose of this article is to consider the factors of Turkey's influence on the establishment of constructive contacts and to analyze its role in ensuring national interests.
Key words: Republic of Turkey; Africa; R. T. Erdogan; national interests; politics; diplomacy; international relations.
Введение
Процессы глобализации стали мощным катализатором для активизации международных связей с государствами африканского континента. Поиск новых рынков сбыта товаров, сырьевых ресурсов, дефицит энергетических ресурсов - всё это становится движущей силой для диверсификации взаимодействия с Африкой. Бывшие метрополии, а также новые восточные партнеры стараются занять выгодные ниши с африканскими партнерами в коммерческой сфере, социокультурных отношениях, получить политические преференции. Не является исключением и Турецкая Республика. Последние два десятилетия можно расценить как период возрождения «африканского вектора» внешней политики Турции.
Цель исследования - продемонстрировать на конкретных примерах активизацию политики Турции на африканском континенте и дать оценку ее конкурентоспособности. При этом авторы использовали труды известных отечественных и зарубежных тюркологов, а также материалы аналитических европейских центров.
Предпосылки развития турецко-африканских отношений
Отправной точкой развития добрососедских отношений Турецкой Республики со странами Африки послужило принятие министром иностранных дел И. Джемом «политики открытости» касательно данного континента в конце XX века. В Министерстве иностранных дел Турции таким образом определяют взаимодействие с африканскими государствами: «Исторические и культурные связи Турции и Африки
развивались всегда тесно. В рамках нашей политики, открывшей Африку в 1998 году, мы начали диверсифицировать наши связи в экономической, торговой и культурной областях с африканскими странами» [Les relations turco-africaines URL]. В соответствии с новой политикой в отношении Африки, главным принципом послужило установление двустороннего равноправного взаимодействия в политической и экономической сферах, включая проведение ежегодных встреч на высоком и высшем уровнях [Костелянец 2012, с. 36].
Немаловажное значение в рамках турецко-африканского сотрудничества на протяжении 2000-х годов имело открытие посольств и генеральных консульств на территории стран Африки, а также подписание многочисленных соглашений по вопросам торговли и защиты инвестиций, осуществление визитов турецкого руководства с целью развития конструктивного сотрудничества. В настоящее время Турция поддерживает дипломатические отношения с 46-ю африканскими государствами, в то время как еще десятилетие назад всего 12 стран континента входило в орбиту интересов Турции [Abis URL]. Приоритетными странами являются Ливия, Алжир и Марокко. Среди стран южнее Сахары предпочтение отдается Анголе, Судану, Бенину, Джибути и Сомали, причем в двух последних странах Африканского Рога присутствует воинский контингент Турции [там же].
Возникший в конце 2000-х гг. валютно-финансовый (экономический) кризис способствовал девальвации турецкой лиры, а также вызвал резкое сокращение валового национального продукта (ВНП) в размере 16 млрд долл. США [Сидорова 2003, с. 336]. Это, в свою очередь, приостановило реализацию намеченных планов взаимодействия с Африкой и дало возможность данной стране пересмотреть внешнеполитический курс в ближайшие несколько лет. После прихода к власти в Турции Партии справедливости и развития (далее -ПСР) во главе с премьер-министром Р. Т. Эрдоганом в 2002 году наступил новый этап двустороннего взаимодействия, о чем свидетельствует не только стремление турецкого руководства укрепить свое влияние на африканском континенте, но и формирование юридической базы. В 2003 г. Анкарой была обнародована «Стратегия развития экономических отношений с африканскими странами», а в 2010 году - «Стратегия в отношении Африки» [Колесникова 2020, с. 182]. Кроме того, 2005 год турецкое руководство назвало «Годом
Африки», поскольку в рассматриваемый период состоялся ряд встреч Р. Т. Эрдогана с представителями стран данного континента на правительственном и рабочем уровнях. Еще одним немаловажным событием в развитии двустороннего взаимодействия является предоставление Турецкой Республике статуса наблюдателя при Африканском союзе (АС), а в 2008 году она официально стала стратегическим партнером Организации [Свистунова URL].
Во многом развитию сотрудничества способствует деловой Форум «Турция - Африка», стартовавший в 2016 году в Стамбуле, предусматривающий встречи каждые два года (последний форум состоялся 8-9 октября 2020 года). Помимо этого, планируется провести деловой семинар с африканскими коллегами в апреле 2021 года [Abis URL].
Динамика присутствия Турции на континенте
На протяжении 2008-2011 годов в отношениях Турции и Африки наблюдается активизация внешнеполитических связей. В феврале
2009 года Президент А. Гюль совершил официальные визиты в Кению и Танзанию, в марте 2010 года - в Конго и Камерун, а в феврале 2011 года - в Нигерию, в ходе которых были достигнуты договоренности по расширению политического и дипломатического сотрудничества. В августе 2008 года в Стамбуле по инициативе Анкары состоялся Первый турецко-африканский саммит сотрудничества [Дружиловский, Аватков 2013, с. 84]. Его основная задача заключалась в укреплении двусторонних контактов, что в очередной раз доказало стремление Турецкой Республики найти свое место в современной системе международных отношений. Однако особое внимание в рассматриваемый период времени придавалось развитию взаимодействия в сфере экономики. Начиная с 2008 года, рост валового внутреннего продукта (ВВП) Турции с Африкой увеличивается стремительными темпами. Если сначала он составлял 5,7 млрд долл. США, то к
2010 году показатели достигли 16 млрд долл. США [Неоосманизм в Африке ... URL]. Осуществление внешнеполитического курса Анкары в странах континента продолжалось и на дипломатическом направлении. Доказательством является открытие новых посольств и генеральных консульств с целью укрепления контактов внешнеполитических ведомств. Например, в марте 2011 года президент А. Гюль нанес официальный визит в Гану, где он принял участие в церемонии открытия
посольства Турции в Аккре. Это послужило толчком перехода к новому этапу развития отношений Анкары с африканскими странами во втором десятилетии XXI в. О возросшей динамике турецко-африканских отношений свидетельствует также увеличение числа авиарейсов, осуществляемых турецкой компанией «Turkish Airlines» в различные африканские страны. Сегодня насчитывается около 60 различных направлений (в 2008 г. было всего четыре направления) [Abis URL].
События 2011 года, связанные с возникновением антиправительственных демонстраций в регионе Ближнего Востока и получившие название «Арабская весна», во многом затронули Африку (прежде всего, ее северную часть) и повлияли на проведение Турецкой Республикой внешней политики. Подобное явление было связано с намерением руководства данной страны расширить влияние в Египте и Ливии. В марте 2012 года состоялся визит президента А. Гюля в Тунис, где он не только объявил о политической и экономической модернизации на принципах демократии, но и назвал данную страну «второй Турцией» [Костелянец 2012, с. 37]. Не менее значимым событием в развитии турецко-африканских контактов явился визит премьер-министра Р. Т. Эрдогана в Сомали в августе 2011 года. Главными целями стали определение масштабов по оказанию продовольственной помощи и проявление стратегического интереса к району Африканского Рога. Спустя месяц, в сентябре 2011 года, он выступил на сессии Генеральной Ассамблеи ООН, в ходе которой были затронуты проблемы создания инфраструктурных объектов в указанной выше стране и открытия турецкого посольства в Могадишо [Выступление премьер-министра ... URL]. Несмотря на возникшие в результате «Арабской весны» проблемы, в начале 2012 года в столице Судана Хартум прошел Турецко-африканский конгресс «Многомерная борьба за Африку: будущее турецко-африканских отношений», в ходе которого состоялось обсуждение особенностей проведения странами Африки внешнеполитического курса с такими ключевыми акторами на международной арене, как Европейский Союз (ЕС), Китай, Бразилия, США, Россия, Турция и Иран. В 2014 году в Малабо был проведен Турецко-Африканский саммит сотрудничества, который не только во многом предопределил дальнейшее двустороннее сотрудничество, но и показал способность Анкары найти общий подход по проведению внешнеполитического курса. Об этом свидетельствует выступление президента Экваториальной Гвинеи Т. Обианга, в ходе которого он отметил необходимость придания нового
импульса в турецко-африканском сотрудничестве [Свистунова 2018, с. 41]. В июле 2017 года в Гамбурге прошел Саммит G20, где Турецкая Республика объявила о предотвращении миграции в странах Африки посредством создания новых рабочих мест. Спустя несколько месяцев, в феврале 2018 года, в Стамбуле была проведена Обзорная конференция, где стороны не только рассмотрели вопросы взаимодействия в политической и экономической сферах на протяжении 2014-2018 годов, но и достигли договоренности по подготовке к очередному Турецко-африканскому саммиту сотрудничества в 2019 году. По итогам встречи министры иностранных дел Турции и 19-и африканских государств подписали совместное коммюнике, согласно которому была выражена поддержка с целью принятия коллективных мер по урегулированию арабо-израильского конфликта и созданию независимой Палестины со столицей в Восточном Иерусалиме [Свистунова 2018, с. 71].
Конкурентоспособность Турции в Африке
В настоящее время Турция увеличивает инвестиции и участвует в крупных государственных проектах стран Африки, например по обеспечению инфраструктурой гидроэлектростанций. Развиваются отношения и в социокультурной сфере. Причем «ставки» делаются в значительной степени на молодежь, поскольку именно она становится в ряде африканских стран авангардом политики и прогресса (вспомним, например, «Арабскую весну»). В рамках образовательной сферы увеличивается число стипендий для африканских студентов в вузах Анкары, Стамбула и Измира.
В Турции убеждены, что африканский рынок является перспективным на длительный период. Африканские страны покупают в Турции в основном сельскохозяйственные продукты и продукты питания (большая доля приходится на муку, макаронные изделия, мясо птицы). Среди главных потребителей турецких продуктов - Сомали, Бенин, Ангола, Гана, Того, Кения и Джибути. Импорт этих стран составляет 10 % от общего импорта продуктов. Агрокоммерческая динамика Турции является важной составляющей турецкой африканской стратегии в целом, и является ощутимым дополнением ее стратегии гуманитарной помощи и преподносимых «даров». Осуществляет эти далеко идущие планы «Турецкое агентство по сотрудничеству и развитию», которое имеет разветвленную сеть своих офисов в Африке.
Несмотря на намерение углублять и расширять отношения с континентом, Турция сталкивается с некоторыми политическими проблемами. Достаточно сложная ситуация наблюдается во взаимодействии с Северной Африкой по причине ее вхождения в состав Османской империи в начале XVI века. Это вызывает опасения со стороны африканского руководства, которые заключаются в том, что данная страна в ближайшей перспективе может иметь чрезмерное воздействие в политической и экономической сферах [Аватков, Томилова 2013, с. 231]. Очевидным фактором может выступать намерение Анкары призвать государства Средиземноморья, куда, в частности, входят Ливия и Египет, следовать «турецкой модели» в обмен на развитие плодотворного сотрудничества в политической и экономической сферах. В качестве примера можно привести визит премьер-министра Р. Т. Эрдогана в Каир в сентябре 2011 года, по итогам которого было подписано Соглашение о создании Турецко-Египетского совета по сотрудничеству, а также достигнута договоренность по увеличению объема инвестиций в размере 5 млрд долл. США [Ягья 2018, с. 37]. Одновременно с этим Турецкая Республика предприняла попытки создать в данной стране светское государство на основе указанного выше принципа.
Турции приходится учитывать стремление Китайской Народной Республики (КНР) и Индии занять лидирующие позиции на африканском континенте, в результате чего Анкаре приходится идти на определенные уступки с ними. К ним относятся неравномерные экономические показатели, длительный опыт применения «мягкой силы» и проявление политического интереса одного государства на более высоком уровне. Если товарооборот Китая по состоянию на 2017 год составил 200 млрд долларов, то у Турции он не превышает 20,6 млрд долл. США [Исаев URL]. Говоря о политике «мягкой силы» КНР в Африке, то представляется возможным отметить, что данная страна, в отличие от Турции, обладает значительными ресурсами по ее проведению и таким образом представляет более конкурентоспособного актора.
Заключение
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. С одной стороны, активно развиваются двусторонние внешнеполитические и экономические турецко-африканские контакты на высоком и высшем уровнях. Об этом свидетельствуют многочисленные визиты
премьер-министра Р. Т. Эрдогана и президента А. Гюля в страны Африки на протяжении первого десятилетия XXI в. и проведение саммитов по региональным проблемам. С другой стороны, к перспективам турецко-африканского сотрудничества необходимо отнестись с настороженностью по причине стремления Анкары укрепить свое влияние. Это свидетельствует о том, что впоследствии могут возникнуть притязания на региональное лидерство других государств, прежде всего КНР и Индии. Исходя из современной обстановки, Турецкой Республике предстоит быть более осведомленной в проведении внешнеполитического курса с Африкой и поддерживать добрососедские отношения без ущерба ее национальным интересам.
Политический интерес Анкары проявляется в виде установления плодотворных контактов со сравнительно небольшим количеством африканских стран, в то время как остальные государства континента практически не испытывают существенного влияния со стороны турецких властей. Это наводит на мысль о том, что им необходимо найти собственные пути с целью развития двустороннего взаимодействия, поскольку такой подход позволит укрепить геополитическое влияние как в Африке, так и на международной арене.
В целом, политика Турции в отношении африканских государств заслуживает внимания в свете повышенного интереса к континенту особенно после саммита «Россия - Африка» в 2019 году.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ / REFERENCES
Аватков В. А., Томилова Ю. О. Перспективы становления Турции как ведущего игрока на африканском континенте // Вестник МГИМО (У). 2013. Вып. 4 (31). С. 227-233. [Avatkov, V. A., Tomilova, Yu. O. (2013). Turkey: prospects of rising as a key player in Africa. Vestnik MGIMO (U), 4 (31), 227-233. (In Russ.)]. Дружиловский С. Б., Аватков В. А. Внешнеполитические идеологемы Турции (2002-2012) // Научно-аналитический журнал «Обозреватель - Observer». 2013. Вып. 6 (281). С. 73-88. [Druzhilovskij, S. B., Avatkov, V A. (2013). Vneshnepoliticheskie ideologemy Turcii (2002-2012) (Turkish foreign policy ideologemes: 2002-2012). Nauchno-analiticheskij zhurnal «Obozrevatel -Observer», 6 (281), 73-88. (In Russ.)]. КолесниковаМ. А. Турция и Африка: некоторые аспекты взаимодействия // Вестник Киргизско-Российского Славянского университета. 2020. Вып. 20 (3). С. 181-184. [Kolesnikova, M. A. (2020). Turkey and Africa: some aspects of
cooperation. Vestnik Kyrgyzsko-Rossijskogo Slavyanskogo universiteta, 20 (3), 181-184. (In Russ)].
Костелянец С. В. Турция и Африка: сотрудничество развивается // Азия и Африка сегодня. 2012. Вып. 10 (663). С. 36-40. [Kostelyanec, S. V (2012). Turciya i Afrika: sotrudnichestvo prodolzhaetsya (Turkey and Africa: development of cooperation). Aziya i Afrika segodnya, 10 (663), 36-40. (In Russ)].
Свистунова И. А. Поездка Президента Турции А. Гюля в Африку, 29.03.2011. [Svistunova I.A. Poezdka Prezidenta Turcii A.Gyulya v Afriku (Visit of the President of Turkey A. Gul to Africa), (In Russ)]. URL:http://www.iimes. ru/?p=12392 (дата обращения: 01.02.2021).
Свистунова И. А. Региональная политика Турции: стратегия в отношении стран Африки // Проблемы национальной стратегии. 2018. № 4 (49). С. 67-80. [Svistunova, I. A. (2018). Regional'naya politika Turcii: strategiya v otnoshenii stran Afriki (Regional policy of Turkey: strategy towards African countries). Problemy nacional'noj strategii, 4 (49), 67-80. (In Russ)].
Свистунова И. А. Выступление премьер-министра Турции Р. Т. Эрдогана в ООН, 05.11.2011. [Svistunova, I. A. (2011). Vystuplenie prem'er-ministra Turcii R.T.Erdogana v OON, 05.11.2011. (Speech of the Turkish Prime Minister R. T. Erdogan in the UN). (In Russ)]. URL:http://www.iimes. ru/?p=13388 (дата обращения: 01.02.2021). (In Russ)].
Сидорова Ю. Б. Валютно-финансовый кризис в Турции 2000-2001 гг. // Востоковедный сборник. 2003. Вып. 5. С. 326-342. [Sidorova, Y. B. (2003). Valyutno-finansovyj krizis v Turcii 2000-2001 gg. (Currency and finance crisis in Turkey). Vostokovednyj sbornik, 5, 326-342. (In Russ)].
Ягья В. С., Колесникова М. А. «Три кита» турецкой политики в Африке // Сравнительная политика. 2018. № 1. Т. 9. С. 37-59. [ Yag'ya, V. S., Kolesnikova, M. A. (2018). «Tri kita» tureckoj politiki v Afrike (The three pillars of turkish policy in Africa). Sravnitel'naya politika, 1, 37-59. Vol. 9. (In Russ)].
Abis S. Quand la Turquie sème en Afrique IRIS. Analyses. 6 November 2020. URL:https://www.iris-france.org/151655-quand-la-turquie-seme-en-afrique/ (дата обращения: 07.02.2021).
Les Relations turco-africaines. Ministère des Affaires Etrangères de la République de Turquie. République de Turquie. Ministère des Affaires Etrangères. 2014. URL:http://www.mfa.gov.tr/les-relations-entre-la-turquie-et-l_afrique.fr.mfa (дата обращения: 07.02.2021).