Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ КАК ПРОЦЕСС ПЕРЕОЦЕНКИ ЦЕННОСТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ СОВРЕМЕННОЙ ОРНАМЕНТАЦИИ ИВАНОВСКИХ ТКАНЕЙ)'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ КАК ПРОЦЕСС ПЕРЕОЦЕНКИ ЦЕННОСТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ СОВРЕМЕННОЙ ОРНАМЕНТАЦИИ ИВАНОВСКИХ ТКАНЕЙ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
39
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВАЦИЯ / ТРАДИЦИЯ / ТЕКСТИЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ / ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ ТЕМА / ИВАНОВСКИЕ ТКАНИ / ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ / ИЕРАРХИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Щербакова Татьяна Леонидовна

В статье анализируется значение аксиологического подхода к динамике традиции и новации на примере современной текстильной орнаментации ивановских тканей. Тема современного орнамента является малоизученной, хотя он так же, как и в предыдущие эпохи, воплощает в себе широкий спектр общекультурных смыслов. Проблема традиции и новации анализируется автором в контексте оценки наследия принимающим поколением, смещения иерархии ценностей. Новации являются Другим по отношению к культурным архивам, которые имеют культурную ценность. Их источником служит пространство обыденного, внекультурного. В качестве новаций в орнаменте исследуются темы и образы массовой культуры, которые могут быть трактованы как нечто Другое: внекультурное, неценное по отношению к многовековым орнаментальным традициям ивановского текстиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Щербакова Татьяна Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF TRADITION AND INNOVATION AS A PROCESS OF REVALUATION OF VALUES (ON THE EXAMPLE OF MODERN ORNAMENTATION OF IVANOVO FABRICS)

The article analyzes the significance of the axiological approach to the dynamics of tradition and innovation on the example of modern textile ornamentation of Ivanovo fabrics. The subject of modern ornamentation is poorly studied, although it embodies a wide range of cultural meanings, like in previous eras. The author analyses the problem of tradition and innovation in the context of the receiving generation’s appreciation of heritage and the shifting hierarchy of values. Innovations are “different” in relation to cultural archives that have cultural value. Their source is the space of the ordinary, extra-cultural. Novelties in ornamentation explore themes and images of mass culture, which can be interpreted as something “different”: extra-cultural, non-valuable in relation to the centuries-old ornamental traditions of Ivanovo textiles.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ КАК ПРОЦЕСС ПЕРЕОЦЕНКИ ЦЕННОСТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ СОВРЕМЕННОЙ ОРНАМЕНТАЦИИ ИВАНОВСКИХ ТКАНЕЙ)»

Общество: философия, история, культура. 2022. № 2. С. 127-131. Society: Philosophy, History, Culture. 2022. No. 2. P. 127-131.

Научная статья

УДК 7.048(470.315)+74.01/.09+7.05 https://doi.org/10.24158/fik.2022.2.21

Взаимодействие традиции и новации как процесс переоценки ценностей (на примере современной орнаментации ивановских тканей)

Татьяна Леонидовна Щербакова

Ивановский государственный политехнический университет, Иваново, Россия, dvaoblaka@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-1509-3305

Аннотация. В статье анализируется значение аксиологического подхода к динамике традиции и новации на примере современной текстильной орнаментации ивановских тканей. Тема современного орнамента является малоизученной, хотя он так же, как и в предыдущие эпохи, воплощает в себе широкий спектр общекультурных смыслов. Проблема традиции и новации анализируется автором в контексте оценки наследия принимающим поколением, смещения иерархии ценностей. Новации являются Другим по отношению к культурным архивам, которые имеют культурную ценность. Их источником служит пространство обыденного, внекультурного. В качестве новаций в орнаменте исследуются темы и образы массовой культуры, которые могут быть трактованы как нечто Другое: внекультурное, неценное по отношению к многовековым орнаментальным традициям ивановского текстиля.

Ключевые слова: новация, традиция, текстильный орнамент, орнаментальная тема, ивановские ткани, переоценка ценностей, иерархия культурных ценностей

Для цитирования: Щербакова Т.Л. Взаимодействие традиции и новации как процесс переоценки ценностей (на примере современной орнаментации ивановских тканей) // Общество: философия, история, культура. 2022. № 2. С. 127-131. https://doi.org/10.24158/fik.2022.2.21.

Original article

Interaction of tradition and innovation as a process of revaluation of values (on the example of modern ornamentation of Ivanovo fabrics)

Tatiana L. Shcherbakova

Ivanovo State Polytechnic University, Ivanovo, Russia, dvaoblaka@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-1509-3305

Abstract. The article analyzes the significance of the axiological approach to the dynamics of tradition and innovation on the example of modern textile ornamentation of Ivanovo fabrics. The subject of modern ornamentation is poorly studied, although it embodies a wide range of cultural meanings, like in previous eras. The author analyses the problem of tradition and innovation in the context of the receiving generation's appreciation of heritage and the shifting hierarchy of values. Innovations are "different" in relation to cultural archives that have cultural value. Their source is the space of the ordinary, extra-cultural. Novelties in ornamentation explore themes and images of mass culture, which can be interpreted as something "different": extra-cultural, non-valuable in relation to the centuries-old ornamental traditions of Ivanovo textiles.

Keywords: innovation, tradition, textile ornament, ornamental theme, Ivanovo fabrics, revaluation of values, hierarchy of cultural values

For citation: Shcherbakova, T.L. (2022) Interaction of tradition and innovation as a process of revaluation of values (on the example of modern ornamentation of Ivanovo fabrics). Society: Philosophy, History, Culture. (2), 127-131. Available from: doi:10.24158/fik.2022.2.21 (In Russian).

Современный подход к традиции определяет ее как феномен динамичный, где она является одним из элементов преемственной связи между различными стадиями развития культуры. Во взаимодействии традиции и новации заложен механизм изменения всех ее элементов.

Автор многогранного исследования феномена традиции Е. Шацкий выделяет три основных подхода в зависимости от значения тех или иных ее аспектов. Первый подход определяется им как функциональный, он затрагивает вопрос, как передается прошлое от одного поколения к другому. Второй подход обозначается им как объектный, он включает аспекты того, что именно подлежит передаче. В центре внимания третьего, субъектного, подхода находится оценка наследия прини-

© Щербакова Т.Л., 2022

мающим поколением (Шацкий, 1990: 292). Важным элементом взаимодействия прошлого и настоящего в рамках объектного подхода является вопрос, каковы закономерности отбора. Одновременно факт или явление культуры не может передаваться в неизменном виде, поскольку ее существование предполагает изменения, которые могут быть обозначены в двух основных аспектах: первый - та или иная степень модификации принятого наследия, второй - изменение культурного значения воспринятых элементов наследия, при попадании его в новый исторический контекст. Таким образом, одной из важнейших проблем функционирования традиции является интерпретация наследия. В первом случае она выражается в характеристиках качества и количества трансформаций, во втором - в переоценке наследия при отборе его элементов принимающей стороной. Вопросы наделения наследия той или иной оценкой, отношением принимающей стороны к его элементам, в результате которого оно будет принято или отвергнуто, входят в проблематику субъектного или аксиологического подхода. Ему Е. Шацкий уделяет особое внимание и считает «свидетельством существования традиции в точном значении слова» (Шацкий, 1990: 323). В рамках этого подхода возможны варианты осознанного отношения, когда новое поколение желает принять традицию, а также наделения традиции отрицательной оценкой. Возможен вариант неосознанного принятия традиции. Во всех случаях, независимо от того, принимается традиция новым поколением или отвергается, в основе механизма принятия лежит ценность наследуемого для нового поколения. Важный аспект данного подхода - процесс переоценки наследия, в котором новация выражается в наделении элементов прошлого новой ценностью.

В концепции Б. Гройса понимание инновации как области оперирования культурными иерархиями и ценностями имеет доминирующее значение. «Инновация заключается не в том, чтобы выявить что-то, что ранее было скрыто, но в том, чтобы ценность того, что уже давно было видно и известно, подверглась переоценке» (Гройс, 2015: 13). Новация в его концепции трактуется как переоценка ценностей, она является экономической операцией, при этом экономика понимается им в широком смысле как обмен ценностями. Новация - это смена диспозиции старого и нового, при которой создание нового - перевод обыденного, неценного в культурный контекст.

Процессы появления нового в орнаменте анализируются в данной работе на примере текстиля Иванова, города, который традиционно имеет значение крупнейшего российского текстильного центра, поэтому особенности ивановского орнамента характеризуют также общероссийские тенденции текстильной орнаментации. Особая роль орнамента, выделяющая его из сферы исключительно художественных явлений, отмечается многими исследователями. Например, П.А. Флоренский определяет его как носителя «формул мирового бытия» (Флоренский, 1993: 134-135). В силу этого значения процессы образования орнаментальных новаций могут быть проанализированы именно как культурный феномен.

На протяжении нескольких столетий текстиль имел определяющее значение в историческом, экономическом и культурном развитии ивановского региона, но можно также утверждать, что именно текстильный орнамент как элемент его главного символа - ивановских ситцев, является одной из его культурных доминант. В орнаменте ивановских тканей отражались различные этапы развития русской культуры, неразрывно связанные с ее самоидентификацией. Продолжая многовековые традиции, современный ивановский текстиль в то же время включает целый ряд новаций, доминирующее значение в которых приобретают процессы глобализации. Они выражены, прежде всего, широким спектром тем и мотивов.

Одним из источников перманентных новаций как проявления процессов глобализации является мода. Б. Гройс указывает, что в Новое и Новейшее время диктат моды сменил устаревший диктат традиции. Ее значение заключается в сохранении некой иерархии ценностей и системы критериев, признаваемых в рамках определенной группы, создании определенной ценностной дистанции, позволяющей провести границу между «своими» и «чужими» (Гройс, 2015: 34). Новационный процесс в рамках моды заключается в генерировании новых «гомогенностей, социальных кодов, определенных моделей поведения и соответствующего им нового коллективного конформизма» (Гройс, 2015: 33).

Второй аспект новаций в рамках процессов глобализации транслирует ценности массовой культуры посредством визуальных образов новых тем текстильной орнаментации. Сегодня именно тематические новации являются доминирующими в общей картине текстильного орнамента ивановских тканей. Новации формально-декоративного свойства имеют значительно меньшее значение и обусловлены реализацией возросшего тематического значения текстильных рисунков. Эти процессы отражают преобладание общекультурных смыслов в современном текстильном орнаменте над его формально-художественным воплощением.

Темы массовой культуры в большей степени представлены в орнаментации тканей для постельного белья, составляющих одновременно основную часть ассортимента ивановских тка-

ней. В современном подходе к массовой культуре большее значение приобретают ее качественные признаки, отодвигающие на второй план признак массовости. Сегодня массовая культура становится выражением «духа эпохи» и синонимом понятия современная культура (Щербакова, 2021: 270). В этом качестве «массовая культура выявляет новые онтологические и антропологические измерения человека, несет с собой новую аксиологию (новые ценности) и новую праксиологию (новые представления о совершенной жизни)» (Орнатская, 2001: 130). Установка на личное счастье становится идеологией новой культуры. Счастье, предлагаемое массовой культурой, заменяет религиозное понятие спасения, через которое реализуется стремление человека к вечности, и становится религией современного человека (Орнатская, 2001: 133-134).

Одно из значимых направлений текстильных рисунков на тему массовой культуры - широкий спектр мотивов масс-медиа: образы мультфильмов, компьютерных игр, сериалов, а также таких явлений современности, как тема футбола и футбольных фанатов (Щербакова, 2021: 270). Например, значительная часть ассортимента тканей для девочек-подростков у ивановских производителей представлена образами гламурных персонажей: героинь диснеевских мультипликационных фильмов. Одной из главных особенностей этой темы является использование в ее решении «атрибутов "глянцевого" счастья: нарядов, жемчужных бус, сказочных замков, бабочек, сердечек. Колорит исполнен, как правило, в символичных розовых тонах, окончательно связывая этот визуальный ряд с образом куклы Барби и ее миром» (Щербакова, 2021: 270). В качестве примеров можно привести ткани «Эльза» (арт. 710160), «Русалочка» (арт. 544469) Тейковского хлопчатобумажного комбината1, «Дельфин и русалка» (рис. 12080-1), «Зазеркалье» (арт. 11092-1), «Маленькая фея» (арт. 9485-2) производства ООО «АРТ-дизайн»2. Еще одним примером новых аксиологических смыслов является тематика спорта: футбола, авто и мотогонок, также использующая атрибутику «глянца», успеха и роскоши. Она представлена тканями «Спорт» (рис. 10989-1), «Форвард» (арт. 4405-1) ООО «АРТ-дизайн». Возрастающее значение приобретает тема виртуального мира, и, в частности, компьютерных игр. Примером является ткань с мотивами игры World of Tanks: «Танки» (арт. 11028-1) от ООО «АРТ-дизайн». В ассортименте тканей для детей доминирует тема персонажей главным образом иностранных мультфильмов (ткани «Златовласка» (арт. 11919-1), «Транс-формеры» (арт. 4140-1) от ООО «АРТ-дизайн»).

В основе «принятия» новых мотивов заложен принцип цитирования: медийные персонажи и элементы воспроизводятся точно в соответствии с первоисточником, происходит трансляция узнаваемых образов массовой культуры, ценность которых изначально сформирована медийными каналами. Принцип цитирования оказывает влияние не только на тематику мотивов, но и на стилистику языка текстильной орнаментации, следующую за «образцом», а также композиционную структуру.

Мотивы мультмедийной культуры, как правило, включают не просто отдельные элементы, «цитатами» становятся целые фрагменты и кадры видеоряда. Например, в рисунках тканей на тему мультипликации «Русалочка» (арт. 544469) и «Эльза» (арт. 710160) Тейковского ХБК мотив включает, кроме персонажей, элементы окружающей его среды. Одной из характерных особенностей становится использование эффекта трехмерности в трактовке мотива и окружающего пространства. В качестве примера последнего можно привести рисунок для ткани «Скоростные гонки» (арт. 644538, Тейковский ХБК3).

Новации тематического наполнения диктуют новые подходы к формально-художественному решению текстильного рисунка, выраженному трансформацией композиционной структуры. Значительная часть ассортимента строится на характерной тенденции, где в основе композиционного построения заложен отказ от сетчатой раппортной композиции, использование каймовой композиционной схемы, а также максимальной ширины раппорта. Все это, а также использование трехмерности в решении элементов и пространства значительно сближает текстильный орнамент с сюжетной композицией. Такого рода новации в орнаментальной структуре создают максимальные возможности для разворачивания повествовательности композиции, усиливают ее тематическое звучание, но при этом способствуют утрате условности орнаментального языка и разрушению его композиции. Таким образом, новые смыслы тематического решения обусловливают новации формального подхода.

Говоря о процессе создания нового как об экономической операции переоценки ценностей, Б. Гройс указывает на наличие определенной иерархии в каждой культуре. В ее основе лежит структурированная культурная память, к которой он относит библиотеки, музеи и прочие формы архивов. В контексте этой иерархии «новое понимается как нечто другое, но в то же время не менее ценное, чем то, что уже содержится в технически организованной культурной памяти.

1 Тейковский ХБК: сайт. URL: https://teikovo.com/ (дата обращения: 18.12.2021).

2 ООО «АРТ дизайн»: сайт. URL: https://art-dtex.ru/ (дата обращения: 17.12.2021).

3 Тейковский ХБК... URL: https://teikovo.com/ (дата обращения: 18.12.2021)

Главный принцип организации архивов культуры состоит в том, что они по мере необходимости вбирают в себя новое и игнорируют вторичное. То, что воспроизводит уже существующее, с точки зрения структуры культурной памяти воспринимается как избыточное и тавтологичное» (Гройс, 2015: 39). Все, что не вошло в архив: не имеющее какую-либо ценность, внекультурное, незначимое - попадает в область обыденного пространства. «Но именно пространство обыденного является источником новых культурных ценностей, поскольку по отношению к ценным культурным материалам оно является Другим» (Гройс, 2015: 39). Таким образом, в основе создания нового лежат механизмы, регулирующие отношение между культурной памятью и обыденным пространством. «Культурные ценности - не что иное, как архивированные воспоминания о моментах переоценки ценностей» (Гройс, 2015: 43).

Новые темы текстильных рисунков ивановских тканей, источником которых становится массовая культура, могут быть обозначены как обыденное по отношению к нормативным орнаментальным традициям. Принадлежность к пространству обыденного определяется характеристиками массовой культуры, определяющими ее культурную ценность, выраженную в признаках общедоступности, серийности, машинной воспроизводимости, что является Другим по отношению к архивам, т. е. художественным, и в том числе орнаментальным, традициям, наделенным ценностью уникального, аутентичного и элитарного (Захаров, 2003: 4). Образы массовой культуры, занимающие позицию Другого по отношению к традиционной орнаментальной культуре, транслируют смещение иерархии ценностей включением профанного контекста в культурно архивированный арсенал орнамента. Новая тематика в качестве Другого по отношению к традиции, обусловливает и Другое в формально-художественном построении. Темы массовой культуры являются тем обыденным, которое внедряется в культуру в качестве новации. Этот процесс ярко иллюстрирует ситуация с текстильным орнаментом ивановских тканей, рассмотренная в данной статье на примере темы массовой культуры, выраженной в новациях не только в сфере мотивов и сюжетов, но и формально-художественного языка. Традиционные орнаментальные мотивы отправляются в архив культуры. Таким образом, новации текстильного орнамента ивановских тканей обусловлены общекультурными процессами и могут быть обозначены как продукт переоценки иерархии ценностей.

Б. Гройс указывал, что «...требование инновации является, если угодно, единственной реальностью, которая манифестируется в культуре». Стратегия инновации заключается в переоценке явного и известного. «Переоценка ценностей - есть общая форма инновации» (Гройс, 2015: 12-13). Исходя из этой концепции, можно сделать вывод: взаимодействие традиции и новации в текстильном орнаменте обусловлено общекультурными процессами переоценки ценностей. Исследование феномена текстильного орнамента является актуальным сегодня именно в таком контексте.

Список источников:

Гройс Б. О новом. Опыт экономики культуры. М., 2015. 240 с.

Захаров А. В. Массовое общество и культура в России // Вопросы философии. 2003. № 9. С. 3-16.

Орнатская Л. А. Массовая культура и «дух эпохи» // Российская массовая культура конца XX века : материалы круглого стола 4 декабря 2001 г. СПб., 2001

Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993. 324 c.

Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990. 456 с.

Щербакова Т. Л. Массовая культура как источник новаций в темах и мотивах текстильной орнаментации (на примере ивановских тканей) // Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых : материалы XIV Междунар. науч. конф., Москва - Иваново - Шуя. Иваново, 2021.

References:

Florenskij, P.A. (1993) Analiz prostranstvennosti i vremeni v hudozhestvenno-izobrazitel'nyh proizvedeniyah [Analysis of Space and Time in Figurative Works of Art]. Moscow, Progress. (In Russian)

Grojs, B. (2015) O novom. Opyt ekonomiki kul'tury [About New. Experience of Cultural Economics]. Moscow, Ad Marginem Press. (In Russian)

Ornatskaya, L.A. (2001) Massovaja kul'tura i "duh jepohi" [Mass Culture and the "Spirit of the Age"]. In: Rossijskaya masso-vaya kul'tura konca XX veka [Russian Mass Culture at the End of XX Century : Materials of the Roundtable on December 4, 2001. SPb.]. St. Petersburg, Sankt-Peterburgskoe filosofskoe obshhestvo. (In Russian)

Shackij, E. (1990) Utopiya i tradiciya [Utopia and Tradition]. Moscow, Progress. (In Russian)

Shcherbakova, T.L. (2021) Massovaya kul'tura kak istochnik novacij v temah i motivah tekstil'noj ornamentacii (na primere ivanovskih tkanej) [Mass Culture as a Source of Innovation in Themes and Motifs of Textile Ornamentation (on the Example of Ivanovo Fabrics)]. In: Shujskaya sessiya studentov, aspirantov, pedagogov, molodyh uchenyh [Shuya Session of Students, Postgraduates, Teachers, Young Scientists : Proceedings of XIV International Scientific Conference, Moscow - Ivanovo - Shuya. Ivanovo]. Ivanovo, Shujskogo filiala Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta. (In Russian)

Zakharov, A.V. (2003) Mass Society and Culture in Russia: Social-Typological Analyses. Voprosy filosofii [Russian Studies in Philosophy]. (9), 3-16. (In Russian)

Информация об авторе Т.Л. Щербакова - доцент кафедры дизайна костюма и текстиля имени Н.Г. Мизоновой Ивановского государственного политехнического университета, Иваново, Россия; аспирант кафедры культурологии и изобразительного искусства Шуйского филиала Ивановского государственного университета, Шуя, Россия; член Союза Дизайнеров России. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1002951.

Information about the author T.L. Shcherbakova - Associate Professor, Department of Costume and Textile Design named after N.G. Mizonova, Ivanovo State Polytechnic University, Ivanovo, Russia; PhD student of Cultural and Fine Arts Department, Shuya branch of Ivanovo State University, Moscow, Russia; Member of the Union of Designers of Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1002951.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 22.12.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 11.01.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 08.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.