Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ В ИНЖЕНЕРНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ В ИНЖЕНЕРНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектность / инженер / компетентность / университет / качество образования / гуманитарное знание / design / engineer / competence / university / quality of education / humanitarian knowledge

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чарикова Ирина Николаевна

Приоритетным направлением в системе высшего профессионального образования в настоящее время определено решение проблемы подготовки инженерных кадров, способных обеспечить инновационное технологическое развитие России. В основу такого развития, должны быть положены принципы соблюдения безопасности, коэволюции, экологичности, оптимального использования ресурсов и энергоэффективности проектируемой техники и технологий производства. Решение этой проблемы автор определяет через реализацию в образовательном процессе взаимодействия гуманитарного и технического знания в процессах экспертизы последствий применения технических разработок и принятия ценностных смыслов инженерной деятельности. Цель исследования состоит в формировании инженерной проектности по принципам насыщения образовательного контента гуманитарными смыслами инженерного проектирования через решение кейс-ситуаций в области строительного производства, заимствованных из реальной практики университетского студенческого конструкторского бюро «Перспектива-СТ». В статье представлен опыт проведения исследовательских практик в области строительного производства на основе реализации моделируемых кейс-ситуаций выстроенных по принципу взаимодействия технического и гуманитарного знания в целях обеспечения безопасных для биосферы и жизнедеятельности человека проектируемых артефактов, становление мотива у будущих инженеров методологических регулятивов технического прогнозирования и гуманитарной экспертизы инженерных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF TECHNICAL AND HUMANITARIAN KNOWLEDGE IN ENGINEERING DESIGN

The priority direction in the system of higher professional education is currently determined to solve the problem of training engineering personnel capable of ensuring the innovative technological development of Russia. Such development should be based on the principles of safety, co-evolution, environmental friendliness, optimal use of resources and energy efficiency of the designed equipment and production technologies. The author determines the solution to this problem through the implementation in the educational process of the interaction of humanitarian and technical knowledge in the processes of examining the consequences of using technical developments and accepting the value meanings of engineering activities. The purpose of the study is to formulate engineering design according to the principles of saturating educational content with the humanitarian meanings of engineering design through solving case situations in the field of construction production, borrowed from the real practice of the university student design bureau «Perspectiva-ST». The experience of conducting research practices in the field of construction production, the implementation of simulated case situations has shown the effectiveness of the educational process, built on the principles of interaction between humanitarian and technical knowledge in order to ensure that designed artifacts are safe for the biosphere and human life, the motive for future engineers to develop methodological regulations of technical forecasting and humanitarian examination of engineering projects.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ В ИНЖЕНЕРНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ»

DOI: 10.25198/1814-6457-240-210 УДК 378.147

Чарикова И.Н.

Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия

Е-mail: irnic@bk.ru

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ В ИНЖЕНЕРНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ

Приоритетным направлением в системе высшего профессионального образования в настоящее время определено решение проблемы подготовки инженерных кадров, способных обеспечить инновационное технологическое развитие России. В основу такого развития, должны быть положены принципы соблюдения безопасности, коэволюции, экологичности, оптимального использования ресурсов и энергоэффективности проектируемой техники и технологий производства. Решение этой проблемы автор определяет через реализацию в образовательном процессе взаимодействия гуманитарного и технического знания в процессах экспертизы последствий применения технических разработок и принятия ценностных смыслов инженерной деятельности.

Цель исследования состоит в формировании инженерной проектности по принципам насыщения образовательного контента гуманитарными смыслами инженерного проектирования через решение кейс-ситуаций в области строительного производства, заимствованных из реальной практики университетского студенческого конструкторского бюро «Перспектива-СТ».

В статье представлен опыт проведения исследовательских практик в области строительного производства на основе реализации моделируемых кейс-ситуаций выстроенных по принципу взаимодействия технического и гуманитарного знания в целях обеспечения безопасных для биосферы и жизнедеятельности человека проектируемых артефактов, становление мотива у будущих инженеров методологических регулятивов технического прогнозирования и гуманитарной экспертизы инженерных проектов.

Ключевые слова: проектность, инженер, компетентность, университет, качество образования, гуманитарное знание.

Charikova I.N.

Orenburg state university, Orenburg, Russia Е-mail: irnic@bk.ru

INTERACTION OF TECHNICAL AND HUMANITARIAN KNOWLEDGE IN ENGINEERING DESIGN

The priority direction in the system of higher professional education is currently determined to solve the problem of training engineering personnel capable of ensuring the innovative technological development of Russia. Such development should be based on the principles of safety, co-evolution, environmental friendliness, optimal use of resources and energy efficiency of the designed equipment and production technologies. The author determines the solution to this problem through the implementation in the educational process of the interaction of humanitarian and technical knowledge in the processes of examining the consequences of using technical developments and accepting the value meanings of engineering activities.

The purpose of the study is to formulate engineering design according to the principles of saturating educational content with the humanitarian meanings of engineering design through solving case situations in the field of construction production, borrowed from the real practice of the university student design bureau «Perspectiva-ST».

The experience of conducting research practices in the field of construction production, the implementation of simulated case situations has shown the effectiveness of the educational process, built on the principles of interaction between humanitarian and technical knowledge in order to ensure that designed artifacts are safe for the biosphere and human life, the motive for future engineers to develop methodological regulations of technical forecasting and humanitarian examination of engineering projects.

Key words: design, engineer, competence, university, quality of education, humanitarian knowledge.

Современные тенденции модернизации инженерного образования, обусловленные происходящими в России и во всем мире трансформациями актуализировали проблемы техногенного, природного и социального взаимодействия в проектировании артефактов, влияния эпидемиологических и биологических явлений на жизнеобеспе-ченность социума. В связи с чем, в инженерном проектировании, в частности, в области строительного проектирования активно происходит пересмотр нормативных требований к проекту,

экологических, технологических экономических и эстетических допусков и ограничений в принятии проектных решений. Обозначенные проблемы несомненно расширяют круг трудовых функций инженера во взаимодействии гуманитарных смыслов и технических знаний в рабочих процессах реализации проектной деятельности.

Ведущим социокультурным механизмом утверждения и преобразования мира человека во все исторические эпохи выступала проектная деятельность, успешность реализации которой

предполагала соответствующий уровень квалификации инженера, включающий его интуицию, мышление, творческий опыт, способность осваивать новые знания, готовность инициативно их использовать в нестандартных решениях практической деятельности. Заметим, что на современном этапе техногенной цивилизации именно гуманитарные ориентиры личности приобретают новые перспективы взаимодействия с системами материального производства и технологического предпринимательства. В этой связи, по нашему мнению, в условиях вуза необходимо обеспечить дуальность процесса формирования профессиональных компетенций и созидания идей принятия будущими инженерами гуманитарных, человеко-утверж-дающих смыслов технического творчества в опыте исследовательских практик и проектных задач. Гипотетически такое взаимодействие гуманитарного и технического знания обеспечит в будущем перспективы реализации безопасных для жизнедеятельности человека инноваций, определит становление у специалиста методологических регулятивов технического прогнозирования и гуманитарной экспертизы инженерных проектов.

Цель данного исследования показать, каким образом через решение заимствованных из реальной практики строительного производства проектных кейс-ситуаций будущие инженеры приобретают опыт восхождения от ценности инженерной деятельности и гуманитарно-экологического смысла ее последствий к овладению фундаментальными техническими основами прогнозирования и экспертизы инженерных проектных задач.

Материалы и методы

Несомненно, высокий уровень вузовской подготовки будущего инженера подразумевает получение студентами базовых знаний в различных областях науки и техники при оптимальном сочетании как естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин. Мировой опыт показывает, что соотношение этих дисциплин в образовательных стандартах разных странах не одинаково. Например, в вузах США на технических специальностях до 60% учебной нагрузки приходится на гуманитарный цикл дисциплин. В странах Европы этот показатель около 52-57%

[1]. Однако эти показатели не говорят о превосходстве инженерного потенциала этих стран. Россия по праву занимает ведущее положение на рынке инженерных услуг в настоящее время. В сравнительном анализе систем технического образования России и США, по мнению всемирно известного ученого, члена многих национальных Академий, почетного профессора многих крупнейших университетов С.П. Тимошенко «в области конструирования машин они (студенты США) знают очень мало. Многие из них считали, что инженер должен только готовить эскизы, а конструировать должен чертежник, который выберет требуемые размеры на основе прошлого опыта и при помощи справочника» [2, с.23]. Мнение ученого по вопросам подготовки к разноплановой профессиональной и социальной жизни т. е. выстраиванию линии взаимодействия гуманитарного и технического знания показательно и авторитетно. С.П. Тимошенко продолжительное время совмещал научно-исследовательскую деятельность по методике расчетов на прочность новых конструкций с преподаванием в различных высших учебных заведениях России, Европы и США.

Определение роли гуманитарного знания как человекообразующего фактора в профессиональном формировании личности, остаются по-прежнему актуальными и обсуждаемыми в педагогической среде [1], [2], [5]. В информационно-технологической парадигме мирового образовательного пространства в связи с устанавливающимися приоритетами сферы опережающих смыслов одной из главных ценностей по словам Т.А. Родермель становится «личность как держатель основного капитала - человеко-мерного знания», в обращенности к исследованию «человекомерных» объектов, сближающего «естественнонаучное знание с предметными областями гуманитарных наук» и утверждающего аксиологические (коэволюционные, мировоззренческие) приоритеты «информации» и создающего ее «интеллекта» [3, с. 77]. Тем более, что в причинном возникновении знаниевой «человеко-мерности» определяющую роль играет восходящее к интенциям «мудрого, страстного разума» порождающее единство «рассудка и Чувства», обуславливающее возникновение «разумного знания» как наиболее «целостного» и «ценного» вида знания, в опоре на «экзистенции жиз-

ненного ряда (веру, надежду, любовь, совесть, страдание, страсть, интуицию, удовольствие, воображение), позволяющего «оживить мумию» умного, чисто рассудочного (дискурсивного) знания [4, с. 51, 52].

Акцентуации обозначенных видов знания обусловлены в методологическом отношении доминирующей тенденцией постнеклассиче-ской науки (картины мира), субъективно «ориентированной на конвергенцию естественнонаучного и социогуманитарного знания, на их взаимопроникновение, рекурсивно-коммуникативное сопряжение» [4, с. 31]. Для нашего исследования является значимым утверждение И.В. Черниковой, о «соответствии полученных знаний не только со средствами деятельности, но и использованием ценностно-целевой структуры» широко понимаемого индивидуального бытия - поведенческими актами, коммуникативными взаимодействиями и др., а потому и «ценность знания» как такового в большей степени обоснована категориями «социальной значимости» и «социальной программы [6, с. 73].

Результаты исследования

Технические сферы и подготовка кадровых инженеров являются для нашей страны политической задачей стратегического уровня со времен петровских реформ в России, которые в то время были подчинены обеспечению военной мощи страны. Культурный слой корпуса российских инженеров начал формироваться в Росиии с 1712 года, с основания первой в мире Военной инженерной школы. Заметим, что только спустя 90 лет после этого события, во время Французской революции в Париже была открыта Политехническая Школа.

Как правило решение проектных задач (в большей степени задач по строительству ко -раблей) в петровские времена сопровождалось не математическим моделированием и численными расчетами, а субъектными основаниями опыта, мышления, интуиции, эмпатии, чувства меры и гуманитарного мировосприятия проектанта.

В настоящее время процесс проектирования характеризуется рациональностью, интеллектуализацией труда, процесами прототипирования и моделирования проектируемых артефактов в информационно-насыщенной цифровой среде

с доминированием искусственного интеллекта, однако вопросы гуманитарного прогнозирования и экспертизы инженерных проектов в части экологичности, безопасности, надежности, энергоэффективности, природо-сбережения, ком -фортности, эстетичности нельзя решить только с помощью алгоритмически прописанных методик, стандартов и нормативных регламентов. На современном этапе развития социума решение вопросов гуманитарного прогнозирования и экспертизы инженерных проектов состоит в том, что необходимо вернуться в инженерном образовании к вопросам интеграции технического и гуманитарного знания.

Одним из приемов получения знаний, с позиции «человекосообразности», согласно А.В. Хуторскому, является, восходящее к идее метапредметности, когда «знания не передаются учителем, а рождаются в собственной деятельности учеников», «открываются самостоятельно» в ходе «метапредметных эвристических занятий». Подобные занятия осуществляются в «образовательной среде с точками проблема-тизации», побуждающей к овладению знанием порождающими «способами действий в этой среде». При этом речь, прежде всего, идет о знаниях «фундаментальных», тогда как «другие же знания, или точнее - информация - должны выполнять роль среды, в которой происходит рождение новых системообразующих знаний, а также метазнаний» [7, с. 23]

В данном аспекте представляет интерес разработанные и апробированные в образовательном процессе будущих инженеров по направлениям подготовки строительство проектные кейс-ситуации, выполнение которых требует от студента обращения не только к знаниям технологий и достижений науки в области инженерного проектирования, а также предусматривает вопросы энергоэффективности, экологичности, ресурсосбережения. При разработке кейсов учитывались [8]-[10]:

- реальные запросы региональных производств, научно-исследовательские разработки, связанные с предметной областью кейса;

- личностное отношение проектанта к теме исследования, субъектная позиция в решении гуманитарной экспертизы проекта с опорой на фоновые ценностные ориентации, традиции, культуру, научную школу и т. д.;

- ориентация в деятельности не столько на воспроизведение знаний под конкретные формализованные проектные задачи, сколько на развитие способности поиска информации, творческого подхода к разрешению кейс-ситуации.

Решение кейс-ситуации - это «.... совершенно особая проекция трансляции знаний, умений, навыков. Это своего рода возврат из слоя культуры в уровень актуально наличных ситуаций и человеческих отношений, развертывающихся в образовательной практике (синтагматизация) [11, с. 26]. Возникновение проектного образа у студентов выражается в эмоционально окрашенном желании целенаправленного преобразования объекта в ходе работы над проектом. Однако необходимо помнить о том, что механизм разрешения кейс-ситуации, реализация алгоритма проектной деятельности сводится и зависит от гуманитарного потенциала личности: культуры, воображения, интуиции, образно-эстетических переживаний, фантазии, восприятий, представлений, креативных, ценностных аспектов. Что позволяет преодолеть барьер между формальными представлениями о профессиональном решении и осознанным ценностным принятием такого

решения. Для инженера это особенно важно, в виду того что он постоянно находится в состоянии ценностного проектного выбора «цена-качество», между экономически выгодным, но технически слабо обоснованным проектным решением или дорогим, но более безопасным, надежным, эстетически привлекательным решением.

Тематика подлежавших к разработке кейс-ситуаций заимствованы из реальной практики студенческого университетского конструкторского бюро «Перспектива-СТ» ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» [12]:

- Ситуативный план концепт-проекта воссоздания исторической градостроительной зоны по ул. Советской (Никольской) в г. Оренбурге.

- Кейс-ситуация ревитализация здания культурного наследия в стиле «Новая жизнь в старом панцире»

- Экспериментальное проектирование образовательной зоны «Музей природы Оренбургского края» в историческом центре г. Оренбурга

- Проект-принципы архитектурно-стилистических инноваций, гармонизирующих среду исторического центра города

Рисунок 1 - Кейс-ситуация по восстановлению объекта культурного наследия в г. Оренбурге

- Проекты зданий с комфортным контролируемым микроклиматом в условиях резко-континентальной климатической зоны Оренбуржья

- Кейс-ситуация экспериментального проектирования архитектурно-планировочных и инженерных решений объектов нового строительства с использованием современных энергоэффективных строительных материалов и технологий»

В качестве обобщающего вывода отметим, непосредственное участие будущих инженеров, их погружение в проблематику представленных выше проектных кейс-ситуаций, коммуникация в группе с единомышленниками и экспертами, обсуждение концепций, идей по решению проблем и практических задач, стоящих в кейсе, апробация методик вычислительного моделирования в практике проектирования, выработка рекомендаций для реального сектора экономики позволило обогатить содержание и процесс обучения принципами взаимодействия профессионально-значимого технического зна-

ния и гуманитарного знания, определяющего ценность и перспективу соблюдения принципов безопасности, коэволюции, экологично-сти, оптимального использования ресурсов и энергоэффективности проектируемой техники и технологий производства.

Педагогический опыт работы со студентами инженерных направлений подготовки в университетском конструкторском бюро «Перспектива-СТ» ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» показал эффективность процесса формирования инженерной проектности будущих специалистов в реальных условиях научно-производственных и опытно-конструкторских задач, а главное повысил мотивацию обучающихся в творческом подходе к реализации неочевидных продуктивных ответов на зачастую непредсказуемые проектные ситуации, что конечно влечет за собой развитие личностных качеств будущих инженеров, развитие у них умений находить знания за пределами норм и стандартов, сковывающих мышление.

14.08.2023

Список литературы:

1. Толкачева К.К. Экспертный семинар как форма реализации целей проблемно-ориентированного обучения специалистов в области техники и технологии: автореф. дис. ... канд. наук. - Казань, 2015. - 24 с. 14.

2. Chassidim H., Almog D., Mark Sh. Fostering Soft Skills in Project-Oriented Learning within an Agile Atmosphere //European Journal of Engineering Education. 2018. Vol. 43 (4)

3. Тимошенко С. П. Инженерное образование в России. Перевод с английского В. И. Иванова-Дятлова под редакцией Н. Н. Шапошникова, предисловие В. Н.Луканина. Люберцы: ПИК ВИНИТИ, 1997.- 84 с.

4. Родермель, Т. А. Феномен компетентности в современном образовании: социокультурный аспект / Т. А. Родермель. - Томск: ТМЛ-Пресс, 2012. - 124 с. - Текст: непосредственный.

5. Матросова, Н. К. В круге новых методологических ориентаций / Н. К. Матросова. - Текст: непосредственный // Вестник СПбГУ. Сер. 17: Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. - 2016. - Вып. 2. - С. 26-32.

6. Гухман, В. Б. Разумное знание / В. Б. Гухман. - Текст: непосредственный // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2013. - №1 (29). - С. 51-63.

7. Черникова, И. В. Трансформация концепта «знание» в постнеклассической науке / И. В. Черникова. - Текст: непосредственный // Вестник Томского государственного университета. - 2007. - Вып. 296. - С. 70-75.

8. Хуторской, А. В. Метапредметное содержание образования с позиций человекосообразности / А. В. Хуторской. - Текст: непосредственный // Вестник Института образования человека. - 2012. - №4. - С. 22-31., с. 27].

9. Мысишин, И. С. Профессиональная подготовка инженеров-строителей сельскохозяйственных объектов на основе применения комплексной технологии обучения специальным дисциплинам: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Мысишин Игорь Сергеевич ; Санкт-Петербургский политехнический университет. - Санкт-Петербург, 2010. - 22 с.- Текст: непосредственный.

10. Пиралова, О. Ф. Реверсный компонент формирования и развития профессиональной компетентности преподавателей инженерно-технических вузов / О. Ф. Пиралова, В. М. Филиппов, Е. А. Белоглазова. - Текст: непосредственный // Высшее образование сегодня. - 2017. - №4. - С. 27-31.

11. Писаренко, В. И. Моделирование в современной педагогике / В. И. Писаренко. - Текст: непосредственный // Общество: социология, психология, педагогика. - 2019. - №12 (68). - С. 146-154. - DOI 10.24158/spp.2019.12.24.

12. Подольский, А. Г. Особенности верификации прогнозов технико-экономических показателей / А. Г. Подольский, Н. В. Просвирина. - Текст: непосредственный // Московский экономический журнал. - 2020. - №1. - С. 428-436.

13. Чарикова, И.Н. Практика формирования инженерной проектности в процессах мониторинга зданий и сооружений / И.Н. Чари-кова, В.И. Жаданов // Промышленное и гражданское строительство. 2023. №8. С.27-34. doi: 10.33622/0869-7019.2023.08.27-34

References:

1. Tolkacheva, K.K. (2015) Expert seminar as a form of realizing the goals of problem-oriented training of specialists in the field of engineering and technology: abstract of thesis. dis....cand. Sci. Kazan, 24 p. 14.

2. Chassidim H., Almog D. and Mark Sh. (2018) Fostering Soft Skills in Project-Oriented Learning within an Agile Atmosphere. European Journal of Engineering Education, Vol. 43 (4)

3. Timoshenko, S.P. (1997) Engineering education in Russia. Translation from English by V. I. Ivanov-Dyatlov, edited by N. N. Shaposhnikov, preface by V. N. Lukanin. Lyubertsy: PIC VINITI, 84 p.

4. Rodermel, T.A. (2012) The phenomenon of competence in modern education: sociocultural aspect. Tomsk: TML-Press, 124 p. Text: direct.

5. Matrosova, N.K. (2016) In the circle of new methodological orientations. Bulletin of St. Petersburg State University. Ser. 17: Philosophy. Conflictology. Culturology. Religious Studies, Issue. 2, pp. 26-32.

6. Gukhman, V.B. (2013) Reasonable knowledge. New in psychological and pedagogical research, No. 1 (29), pp. 51-63.

7. Chernikova, I.V. (2007) Transformation of the concept «knowledge» in post-non-classical science. Bulletin of Tomsk State University, Issue. 296, pp. 70-75.

8. Khutorskoy, A.V. (2012) Meta-subject content of education from the standpoint of human conformity. Bulletin of the Institute of Human Education, No. 4, P. 22-31., p. 27.

9. Mysishin, I.S. (2010) Professional training of civil engineers of agricultural facilities based on the use of integrated technology for teaching special disciplines: abstract of the dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences. St. Petersburg Polytechnic University. St. Petersburg, 22 p.

10. Piralova, O.F., Filippov, V.M. and Beloglazova, E.A. (2017) Reverse component ofthe formation and development of professional competence of teachers of engineering and technical universities. Higher education today, No. 4, pp. 27-31.

11. Pisarenko, V.I. (2019) Modeling in modern pedagogy. Society: sociology, psychology, pedagogy, No. 12 (68), pp. 146-154. DOI 10.24158/ spp.2019.12.24.

12. Podolsky, A.G. and Prosvirina, N.V. (2020) Features of verification of forecasts of technical and economic indicators. Moscow Economic Journal, No. 1, pp. 428-436.

13. Charikova, I.N. and Zhadanov, V.I. (2023) Practice of forming engineering design in the processes of monitoring buildings and structures. Industrial and civil construction, No. 8, pp. 27-34. doi: 10.33622/0869-7019.2023.08.27-34

Сведения об авторе:

Чарикова Ирина Николаевна, доцент кафедры информатики Оренбургского государственного университета,

кандидат педагогических наук, доцент Е-mail: irnic@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.