НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ ря Серия Философия. Социология. Право. 55
IЩ I 2014. № 22 (193). Выпуск 30
УДК 130.2
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБКУЛЬТУРНЫХ ГРУППЫ В ПРОСТРАНСТВЕ МАЛЫХ ГОРОДОВ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОГО РЕГИОНА)'
В статье исследуется процесс трансформации субкультур в современной России. Дается анализ взаимодействия субкультурных групп в условиях малых городов. Отмечается, что на фоне проблематизации определения самих субкультур, они не только сохраняют свои границы, но способны с высокой степенью интенсивности взаимодействовать с другими субкультурами и доминирующей культурой. Такой характер взаимодействия объясняется логикой общества потребления, предлагающем универсальные идеи и идеологию, в том числе, и для представителей субкультур.
Ключевые слова и фразы: культура, субкультура, общество потребления, регион.
М.В. НОВАК11 М.А. ИГНАТОВ21
Белгородский государственный институт искусств и культуры
1)e-mail:
2)e-mail:
Вот уже около 20 лет, в России, широко осуществляются исследования различных субкультурных групп, которые стали массово возникать в 90-е годы, на волне крупных политических и социальных изменений. В основном такие исследования касаются молодёжных субкультур, однако ряд исследователей занимается и субкультурой бедности1, криминальной субкультурой2, интеллектуальными субкультурами3 и т.д. Становиться очевидной тенденция, понимать под «субкультурой» довольно широкий круг социальных образований и культурных явлений. Такой подход, с одной стороны, значительно обогащает исследователя новыми возможностями (криминал как культурный феномен -это необычная постановка вопроса), с другой - ещё раз заставляет задуматься над тем, что же следует понимать под термином «субкультура», каким критерием нужно определять границы субкультуры, и всегда ли она явно различима на фоне доминирующей культуры? На сегодняшний день бытует два тезиса: «Культура, собственно, и состоит из субкультур»4, «Субкультура, как правило, является контр - явлением по отношению к доминирующей культуре». Есть и более устойчивое мнение - «контркультура» и «субкультура» - всё же разные явления, которые иногда могут совпадать, перерастать одно в другое.
В свою очередь предложим ещё один тезис и поясним его: современные субкультуры всё менее конфликтуют с доминирующей культурой, всё более сливаются с ней, а современное общество становиться всё более терпимо ко многим субкультурам. Иначе говоря, субкультуры, если и сохраняют свои границы, то способны с высокой степенью интенсивности взаимодействовать с другими субкультурами и доминирующей культурой. Такая ситуация могла сложиться в современном обществе потребления, продуцирующем
* Исследования осуществлено в рамках гранта «Практики взаимодействия региональных субкультур (на материале Белгородской области) грант РГНФ №14-13-31010. Работа выполнена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям социально-экономического развития Белгородской области «Воспроизводство творческой интеллигенции как фактор развития культурного капитала региона», №2014.06.20.
1 Ярошенко С.С. Синдром бедности. URL:www.smolsoc.ru/index.php/20l0-09-05-l8-l3-48.
2 Шемякина В.В. Криминальная субкультура в современной России. Автореф. на соискание степ. канд. юрид. наук. Челябинск. 2010. 27с.
3 Белоусова М.М., Мельник Ю.М., Римская О.Н., Римский В.П. Методология исследования субкультур в социально-гуманитарных науках (на примере молодёжной культуры) // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». №8(63) Вып.27. 2009. С. 30-41., Бондаренко Е.А., Борисов С.Н., Римский В.П. Культурный капитал и интеллектуальные субкультуры в античном духовном производстве. Статья 1. // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». №9 (180). Вып. 28. 2014. С. 5-19.
4 Белоусова М.М., Мельник Ю.М., Римская О.Н., Римский В.П. Методология исследования субкультур в социально-гуманитарных науках (на примере молодёжной культуры) // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». №8(63) Вып.27. 2009. С. 30-41.
Серия Философия. Социология. Право. 2014. № 22 (193). Выпуск 30
универсальные идеи и «удобную» идеологию, которые способны разделить многие люди с разными потребностями, жизненными целями. Приведём пример: субкультура хипсте-ров, как признаётся многими исследователями вышла из субкультуры хиппи. Хипстер -«hip» от англ. «бедро», так называли молодых людей, модно одевающихся в узкие брюки, и означает «быть в теме», то есть, «в моде»5. В настоящая время, хипстеры утратили значительную часть социального протеста и ориентируется на идеи, совпадающие с идеологией общества потребления: красивые вещи, необычный внешний вид, лёгкость бытия и удовольствие, приобретение статуса посредством модных или красивых вещей. (Так, к обязательным атрибутам хипстера можно отнести одежду от некоторых известных брендов, дорогие или редкие фотоаппараты, модные аксессуары - вроде блокнотов Молескин, или особых очков, и т.д., список предметов значительный).
Двадцатилетний период времени позволяет взглянуть на феномен субкультурных групп как на привычное явление, проследить динамику изменений в целом, и увидеть изменения внутри самих субкультур, проанализировать процесс появления той или иной новой субкультурной группы. Однако мы не ставим своей целью провести такое масштабное, обобщающее исследование, наверное, это даже невозможно осуществить в одной работе. Но, хотим обратить внимание на некоторые явления в жизни субкультурных групп России. К этим специфическим явлениям относятся снижение напряжённой конфронтации между некоторыми субкультурами и доминирующей культурой, снижение конкуренции как внутри субкультур, так и различных групп между собой (конечно, речь не идёт абсолютно обо всех субкультурах). Это доказывается тем, один и тот же человек может причислять себя к различным субкультурам одновременно - например, входить в группу любителей паркура и любить хип-хоп.
В.П. Римский и О.Н. Римская отмечают, что современные молодёжные группировки настолько неопределенны в своих границах, что к ним трудно применять традиционное определение «субкультуры» и приводят мнение Е.Л. Омельченко, что рядом с субкультурными группами существуют «имитаторы», а сами субкультуры отличаются от подобных, существовавших ранее6. В обществе постмодерна присутствует плюрализм и эклектика субкультур7. Молодёжные субкультуры обладают специфическим семиотическим пространством, специфическим субкультурным кодом8. Традиционные семиотические коды подвержены регенерации и реконструкции в ситуации постмодерна и глобализации9.
Ряд субкультур обретают схожие черты, хотя количество и разнообразие субкультур с течением времени в России всё более увеличивается. Такая ситуация приводит к тому, что исследователям становиться всё сложнее классифицировать субкультурные группы современной России из-за их большого количества и разнообразия с одной стороны, но в то же время некоторого сходства - с другой. Не слишком очевидна и преемственность субкультур прошлого и современности.
Материал, использованный нами для исследования - это региональные субкультурные группы (на примере Белгородского региона), с деятельностью которых возможно познакомиться через страницы Интернета, социальные сети, наблюдать их деятельность в реальности (далеко не все субкультурные группы показывают такую же интенсивную активность в реальности, как и в пространстве Интернета).
5 Кисленкова В. Особенности проявления движения хипстеров в контексте социальных изменений // Молодежь и наука XXI века: техника и технологии в сервисе. Сборник научных статей по итогам II Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов (22-25 апреля 2013 г.). Том II. СПб.: Изд-во СПбГУ-СЭ, 2013. С.97-104., Габур В.С. Субкультура хипстеров в аспекте антропологической проблематики современной массовой культуры // В мире научных открытий. №11.5(23). 2011. С. 1464-1475., Чибисова О. В. От хиппи до хипстеров: эволюция контркультуры // Вестник ВГУ. Серия: лингвистика и межкультурная коммуникация. 2010. № 2. С.225-228.
6 Римская О.Н., Римский В.П. Методология исследования субкультур в социально--гуманитарных науках. Статья 4. Конфигурации молодёжных субкультур в пространстве российского региона // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». №20(91). Вып. 14. 2010. С. 70-78.
7 Там же. С.76.
8 Там же.
9 Там же.
Серия Философия. Социология. Право. 2014. № 22 (193). Выпуск 30
На сегодняшний день в Белгороде существуют несколько десятков различных субкультурных групп, но в целом, нельзя сказать, чтобы их количество было большим для города, областного центра, с численностью жителей около 350 тыс. человек. При этом, на уровне администрации молодёжные субкультуры, отчасти, получают поддержку: так, 29 ноября 2012г. прошёл городской фестиваль молодёжных субкультур «Наше поколение» на базе Белгородского Дворца детского творчества, а в самом городе усилиями общественности выстроены, по крайней мере два комплекса снарядов, которые могут использоваться представителями некоторых субкультур - скейт-площадка в Парке культуры и отдыха им. В. Ленина и спортивная площадка (в том числе, и для воркаутеров) в парке Победы. Но городская молодёжь зачастую использует многие другие места для тренировки мастерства в экстремальных видах спорта - это Соборная площадь (здание перед БГАДТ им. М.С. Щепкина), Иоасафовский сквер и Свято-Троицкий бульвар (остановка по названию уже снесённого кинотеатра «Родина»), пространство рядом с новым зданием БелГУ, парк Победы и т.д. Такие места привлекают внимание нескольких субкультурных групп (молодёжь, увлекающуюся капоэйрой, велобайком, скейтбордингом, паркуром, воркаутом и т.д.), что доказывает возможность множественной идентификации субъекта самого себя в пространстве нескольких субкультур, а также то, что между многими субкультурными группами не существует никакой конфронтации.
К наиболее заметным субкультурным группам г. Белгорода и ближайших регионов можно отнести (с оговоркой, что представителей одной и той же субкультуры можно называть по-разному: существуют английские и русские аналоги названий, некоторые субкультуры точно ещё неопределенны в названии): байкеров, экстремалов, паркуристов, готов, ролевиков, скейтеров, реперов, антифа, флешмоберов, анимешников, рокеров, воркаутеров, игроманов, руферов, энкаунтеров, хипстеров, различные субкультурные группы сексуальных меньшинств и т.д. Как правило, мужское сообщество образует более устойчивую субкультурную группу, чем женское: например нельзя сказать, что представители «ванильной» субкультуры - преимущественно молодые девушки - образуют сплочённое сообщество, но тем не менее и они существуют в городе. Представительницы женского пола могут входить в мужские сообщества, поскольку разделяют интересы своих друзей или братьев, оказываются включёнными в необычные для женщин субкультуры через свои отношения с представителями мужского пола. Такое вовлечение в субкультурную группу может представлять желательный и даже «обязательный» процесс, ведь для некоторых субкультур (ролевиков, «хранителей истории», представителей какого-либо танцевального направления) чрезвычайно важно наличие субъектов и мужского и женского пола.
Конечно, надо также подчеркнуть: не каждый исследователь согласится с тем списком групп, что представлен выше: так, кто-то может возразить, что воркаут - это спорт, а не субкультура, что паркур не надо выделять в отдельную категорию, а включить его в экстремальные виды спорта и т.д. Опять же, это вопрос того, по какому критерию мы можем делить субкультуры. Всё же мы будем считать этот список правильным по двум причинам:
1. Экстремальные виды физической активности воспринимаются жителями провинциального города как нечто необычное, «экзотическое», и молодёжь, занимающаяся такой активностью, демонстрирует особое сознание, увлечённость современной культуры, специфическую идеологию. То есть, занимаясь такими видами физической активности, юноши приходят не в спорт, а в некую культуру - ведь «традиционных» спортивных секций и тренажёрных залов достаточно много в городе и, следовательно, есть свободный выбор в определении своего досуга.
2. Такой вид физической активности, как паркур (для примера), обретает черты субкультуры потому что появляется специализированная одежда отличающая представителей этой группы (штаны «широчи»), выходят компьютерные игры-симуляторы пар-кура, такие, как «Mirrors Edge», «Free Running» - то есть рождается околообъектный мир, своя семиотическая система.
Вернёмся ещё раз к вопросу о том, что становиться всё сложнее найти критерий, опираясь на который, мы могли бы определить границы той или иной субкультурной группы, найти признак того, что та или иная «собранная» группа является субкультурой,
Серия Философия. Социология. Право. 2014. № 22 (193). Выпуск 30
устойчивым образованием с рядом конкретных признаков и это на фоне взаимодействия субкультур - то есть эти два вопроса связаны между собой. Данная ситуация особенно ощутима при изучении субкультур на периферии, где социальная активность людей может принимать различные формы. Приведём пример: в городе Белгороде действует Общество защиты животных «Преданность» (с февраля 2006 года) - как реакция на жестокость по отношению к бездомным животным желание сформировать гуманное отношение у общества к живым существам. Эта организация во многом опирается на волонтёрское движение. Номинально, это общество нельзя назвать субкультурной группой, однако у этих людей есть конкретная идея, цель, своеобразный кодекс поведения, даже культура поведения, разработана символика, определён круг общения; само общество привлекает определённые слои населения - как правило, волонтёрами являются люди молодого и среднего возраста, преимущественно женщины, у которых есть какое-то свободное время, интерес к живой природе, потребность в общении, активная социальная позиция и т.д. Один факт того, что этими людьми совершается добровольная некоммерческая деятельность, поддерживается единство и сплочённость группы, позволяет выделить эту группу на фоне других групп города. В иных регионах страны действуют аналогичные объединения, волонтёрские группы, в итоге мы можем увидеть эту ситуацию как примечательное явление в социальной жизни современной России (о существовании волонтёрских групп по защите животных во времена СССР информации мало). В то же время, такое движение нельзя отнести к явлению общества потребления - ведь волонтёрская деятельность осуществляется бескорыстно.
На наш взгляд, возможны несколько подходов к определению границ той или иной субкультуры: деятельностный (членов группы объединяет какая-либо деятельность). Таковы, например, субкультурные группы паркуристов, спортсменов-экстремалов и т.д. На одном из форумов г. Белгорода паркуристы (люди, занимающиеся своеобразным видом физической активности - преодолением городских и природных объектов посредством акробатических трюков) обсуждали мотивы, которые заставляют их заниматься паркуром. Среди ответов присутствуют такие: «Просто я перепробовал всё и понял что паркур это моё», «Лично я для новых ощущений и стремления добиваться цели я занимаюсь 5 лет паркуром а фрирайнингом ток начал», «Мне просто понравилось выполнять трюки»10. То есть, конкретная деятельность вызывает какие-либо эмоции, переживания, ощущения, впечатления, что и заставляет людей объединяться и входить в ту или иную субкультурную группу. Какой-то глобальной, сплачивающей идеи у представителей субкультуры нет. Деятельностный подход позволяет сместить акцент с субкультуры как контр-явления по отношению к доминирующей культуре. Вероятно, субкультуры, возникшие на фоне общества потребления, возможно изучать через деятельностный подход.
Следующий подход - концептуальный (в основе объединения лежит какая-нибудь идея, которой всё подчинено, но широкая деятельность может осуществляться или нет). Субкультурные группы, абсолютной ценностью которых является та или иная идея, чаще могут вступать в конфронтационные отношения с доминирующей культурой. Такие субкультуры могут быть даже социально опасными, порицаемыми. Например, сюда можно отнести скинхедов, догхантеров (истребители бродячих собак, которые ко всему прочему показывают значительную активность в виртуальном пространстве Интернета).
Ещё один критерий - семиотический, т.е. использование субкультурой знаков, семиотического кода. Строго говоря, любая субкультура использует тот или иной семиотический код для определения своей общности, обозначения себя и т.д. Однако в некоторых субкультурных группах знаковость возводится в культ главной идеи. Таковы, например, хипстеры - повторимся, что «идеология» хипстеризма повторяет идеологию общества потребления - главное иметь определённый внешний вид, пользоваться определёнными предметами, сделанными той или иной фирмой. В обществе потребления таких субкультур достаточно много. Представители субкультуры находится в одной устойчивой форме выражения своего настроения (таковы, например, эмо), в одной эстетике (субкультура готов), разделяют общие эстетические взгляды. Безусловно, все эти подходы возможно учитывать
10 Паркур в Белгороде. URL://vk.com/topic-507077_27789252.
Серия Философия. Социология. Право. 2014. № 22 (193). Выпуск 30
вместе, а дополнить эти критерии можно ещё одним: критерием самоопределения субъекта или группы. Этот критерий необязательно может оставаться главным, ведь субкультурные группы, собирающие очень молодых представителей, не обладают тем групповым самосознанием, каким могут обладать устойчивые субкультуры «с историей», и «с географией» пришедшие из Европы, существующие множество лет. Иными словами группа может никак не называться (это создаёт сложности для исследователя), но, тем не менее, она будет существовать, может не быть собранной, но представлять собой заметное явление (вспомним вышеуказанных «ванилек», упомянем т.н. i-Манъяков, любителей продукции компании «Apple», маркирующих свой статус дорогими гаджетами).
Общество потребления, производящее какие-либо потребляемые объекты (к ним можно причислить не только материальные предметы, но и впечатления, ощущения, нематериальные вещи), находит в субкультурных группах целевую аудиторию, разделяя её на секторы. Подчёркнём, что многие субкультурные группы чётко сохраняют единый социальный портрет своего представителя, как будто субкультура предназначена для конкретной категории общества. (В субкультуры экстремалов, паркуристов, байкеров, как правило, входят мужчины молодого возраста, в субкультуру «ванилек», «аниме» большее количество женщин). При этом открывается ряд Интернет-магазинов, где специально продаётся набор предметов под конкретную субкультуру - (В Интернет-пространстве известен магазин готической одежды «Gothicstyle», реальный магазин работает в Москве на территории гостиницы «Космос», Интернет-магазин для эмо «emo.xaaa.ru», магазин одежды и обуви для хипстеров «Smolpoint» и т.д.).
Наконец в современной культуре появляется такое явление, как «фэндом» или «фанатство». Обычно, это сообщество людей, которым нравится какой-то объект - звезда шоу-бизнеса, персонажа фильма или книги (например, можно выделить поклонников Гарри Поттера) и т.д. В пространстве фендома, вероятно происходит очень интенсивное взаимодействие субкультурных групп: как поясняет Википедия (этот электронный ресурс даёт интересный практический материал по современной культуре): «Интернет... используется для организации различных мероприятий в рамках фэндома, например ролевых игр, фестивалей и конкурсов косплея. Уникальным фэндомным мероприятием является Фандомная битва (Fandom Combat, ФБ), в которой участвуют представители различных фэндомов»11. Другой Интернет-сайт, посвящённый аниме, утверждает, что: «Сейчас наиболее многочисленными являются фэндомы «Властелина Колец», «Хроник Нарнии», «Звёздных войн», «Гарри Поттера», «Сумерек», «My Little Pony», «Наруто» и др.»12.
Нами было проведено исследование (письменный социологический опрос), позволяющее узнать отношение молодёжи к субкультурным группам г. Белгорода. Всего в исследовании приняло участие 58 человек. В качестве опрашиваемых выступили студенты Белгородского государственного института искусств и культуры, факультетов «Дизайн» и «Искусствоведение и межкультурные коммуникации», а также обучающиеся школы танца «Danza» (г. Белгород, руководитель, оказавший помощь в исследовании - И.Ф. Яцков-ская). Такой выбор испытуемых объясняется следующими преимуществами: во-первых, в выборку попала молодёжь, круг общения которой - творческие люди, также молодого возраста. Во-вторых, в такую выборку более вероятно попадание представителей каких-либо субкультур. В-третьих, в школе танца «Danza» занимаются обучающиеся из самых разных учебных заведений города, что делает исследование более интересным. Таким образом, в исследовании приняли участие студенты Белгородского государственного университета (институт экономики, социально-теологический факультет, педагогический институт и факультет бизнеса и сервиса), Белгородского государственного технологического университета им. В. Шухова, Белгородской государственной сельскохозяйственной академии, Медицинского колледжа НИУ БелГУ, Белгородского университета кооперации, экономики и права, старшеклассники, обучающиеся в Лицее №10 и 38, МБОУ СОШ №35, 39 и 40, в МОУ «Дубовской СОШ с углубленным изучением отдельных предметов» и т.д. Возраст испытуемых колебался в пределах от 15 лет до 31 года, наиболее часто со-
11 URL: //ru.wikipedia.org/wiki/%D4%FD%ED%E4%EE%EC.
12 URL://www.animacity.ru/node/1918.
60 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ pf| Серия Философия. Социология. Право.
2014. № 22 (193). Выпуск 30
ставлял 18-20 лет. По признаку пола, испытуемые разделились следующим образом: 13 мужчин и 45 женщин. Само исследование было проведено в сентябре 2014 года.
По результатам исследования было выяснено, что среди 58 человек, 11 человек относят себя к той или иной субкультурной группе или нескольким группам. Среди ответов значились такие субкультуры: велобайкер/аниме (к этой субкультуре относили себя 2 человека), игроман (2 человека, один из них причислил себя также к роллерам), флешмобер, два представителя субкультуры хип-хопа, футбольный фанат/велобайкер, рокер (2 человека, один из них причислил себя к игроманам). Такие ответы, как «танцор» и «1 deep» нами приняты ко вниманию не были за недостаточной ясностью, так же как и ответ «сатанист», напоминающий позёрство. Пятеро человек оказались в затруднении, причислять ли себя к какой-либо субкультурной группе, остальные же - 42 человека не относят себя к субкультурам вообще.
Одним из вопросов в нашей анкете звучал следующим образом: «Что, на Ваш взгляд, привлекает молодёжь в субкультурные группы? Выберите из предложенных вариантов ответа». 34 человека выбрали ответ «Возможность иметь интересный досуг», 24 человека - «Возможность повысить свою самооценку», 47 человек - «Возможность быть оригинальным непохожим на других», 29 человек - «Возможность высказать свой социальный протест», 34 человека - «Возможность общаться», 18 человек - «Возможность получить статус в глазах окружающих», 25 человек - «Возможность изменить что-то», меньше всего - 11 выборов набрал ответ «Возможность следовать моде». Таким образом, наиболее популярным мотивом вхождения в субкультурную группу, на данный момент, вероятно, является стремление к собственной оригинальности, отличию от окружающих. Эти результаты показательны: с одной стороны, в отличие от моды на субкультуры 90-х годов, современные юноши и девушки более ориентированы на свою личность, им небезразлично как и чем они отличаются от окружающих, заботятся о своём имидже в глазах окружения. С другой стороны, это выдаёт приверженность идеалам и ценностям информационного, потребительского общества, где индивид не просто живёт и существует а позиционирует себя, создаёт множественную идентификацию с различными общественными группами, большое значение придаёт «образу себя».
Одним из важных вопросов нашего исследования был вопрос об отношении к субкультурам, которое мы предлагали оценить по 10-ти балльной шкале, где 0 - отрицательное отношение, 5 - нейтральное. а 10 - положительное. Мы получили следующие результаты:
0 баллов - 1 человек 7 баллов - 4 человека
4 балла - 5 человек 8 баллов - 3 человека
5 баллов - 37 человек 9 баллов - 1 человек
6 баллов - 3 человека 10 баллов - 3 человека.
Таким образом, подавляющее большинство опрошенных относятся достаточно равнодушно, к субкультурным группам. Нам стало интересно проследить динамику отношения к явлению субкультур в соответствии с изменением возраста человека. Относятся ли испытуемые к субкультурным группам более положительно, если возраст самих испытуемых меньше, они более молоды? Можно предположить, что с течением времени своей жизни человек рассматривает явление субкультуры более негативно, насторожено? Проверить такой вывод нам поможет корреляционный анализ, осуществленный по формуле Браве-Пирсона, который укажет, существует ли связь между рядами данных (возраст и баллы шкалы отношения к субкультурам). Если наши предположения верны, то мы должны увидеть корреляцию с отрицательным, обратным значением, ведь с увеличением одного показателя (возраст), второй показатель (балл отношения) должен не нарастать, а снижаться. Поскольку в исследовании приняло участие более 50 человек, показатель корреляционного анализа, имеющий значение менее 0,4, всё равно должен считаться сильным, ведь группа испытуемых достаточно большая, и, следовательно, достоверность результата обеспечивается.
Для подсчёта корреляционного анализа было отобрано 56 анкет, поскольку в нескольких анкетах испытуемые не указали свой возраст. В результате подсчётов мы установили, что коэффициент корреляции равен (- 0,07). И хотя значение, полученное нами,
Серия Философия. Социология. Право. 2014. № 22 (193). Выпуск 30
действительно отрицательно, сам показатель ничтожно мал, что указывает на отсутствие какой-либо связи между возрастом испытуемых и их отношением к субкультурам. Гипотеза не была подтверждена.
Итак, подводя итоги, сделаем следующие выводы: определять границы той или иной субкультуры нужно используя несколько различных критериев, а также искать новые принципы их определения. Многие субкультуры испытывают большое влияние идей общества потребления, а сама их сущность копируются с западной культуры; но, возможно, есть и такие субкультуры, которые возникли без сильного культурного влияния Европы или США - вероятно, их границы и мировоззрение менее обозначены и менее явны. Возможно, к таким субкультурным группам можно отнести группу под условным названием «Поколение 80-х» или «Сделаны в СССР», которая ностальгирует по советскому прошлому. Юноши и девушки используют семиотические коды из советского прошлого нашей страны: приобретают постеры - плакаты прошлого, носят футболки красного цвета, с серпом и молотом, с Советским гербом, используют какие-либо крылатые фразы из плакатов и кино, ищут советские значки с Олимпийским медведем-талисманом (Олим-пиада-80), персонажами советских мультфильмов, используют изображение Ю. Гагарина. Молодёжная группа, чувствуя в советских образах множество позитива, эксплуатирует ряд образов советского времени, поддерживает своё существование в пространстве Интернета, обсуждая советскую действительность (в основном, касающуюся бытовых условий жизни), выкладывая фотографии, обмениваясь вещами или просто покупая раритетные вещи.
Между субкультурными группами происходит процесс взаимодействия, заметно снизилась конфронтация и напряжённость между представителями различных культурных ценностей, открылась большая свобода самоопределения индивида, который может включить себя в представители разных групп. Деятельность субкультурных групп на периферии во многом схожа с деятельностью субкультур в мегаполисах, но носит более свёрнутый характер. Не всякая молодёжная социальная активность находит своё выражение в объединении, консолидации людей и не всякая молодёжная социальная активность оформляется, приобретает черты субкультуры.
1. Белоусова М.М., Мельник Ю.М., Римская О.Н., Римский В.П. Методология исследования субкультур в социально-гуманитарных науках (на примере молодёжной культуры) // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». №8(63) Вып.27. 2009. С. 3°-41.
2. Бондаренко Е.А., Борисов С.Н., Римский В.П. Культурный капитал и интеллектуальные субкультуры в античном духовном производстве. Статья 1. // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». №9 (180). Вып. 28. 2014. С. 5-19.
3. Бондаренко Е.А., Борисов С.Н., Римский В.П. Культурный капитал и интеллектуальные субкультуры в античном духовном производстве. Статья 2.// Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». №16 (187). Вып. 29. 2014. С. 5-12.
4. Габур В.С. Субкультура хипстеров в аспекте антропологической проблематики современной массовой культуры // В мире научных открытий. №11.5(23). 2011. С. 1464-1475.
5. Кисленкова В. Особенности проявления движения хипстеров в контексте социальных изменений // Молодежь и наука XXI века: техника и технологии в сервисе. Сборник научных статей по итогам II Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов (22-25 апреля 2013 г.). Том II. СПб.: Изд-во СПбГУ-СЭ, 2013. С.97-104.
6. Римская О.Н., Римский В.П. Методология исследования субкультур в социально-гуманитарных науках. Статья 4. Конфигурации молодёжных субкультур в пространстве российского региона // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». №20(91). Вып. 14. 2010. С. 70-78.
7. Чибисова О. В. От хиппи до хипстеров: эволюция контркультуры // Вестник ВГУ. Серия: лингвистика и межкультурная коммуникация. 2010. № 2. С.225-228.
8. Шемякина В.В. Криминальная субкультура в современной России. Автореф. на соискание степ. канд. юрид. наук . Челябинск. 2010. 27с.
9. http://www.smolsoc.ru/index.php/2010-09-05-18-13-48 (Ярошенко С.С. «Синдром бедности»).
10. http://vk.com/topic-507077_27789252 (страница «Паркур в Белгороде»).
Список литературы
62 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ рГ| Серия Философия. Социология. Право.
2014. № 22 (193). Выпуск 30
11. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%FD%ED%E4%EE%EC
12. http://www.animacity.ru/node/1918
M.V. NOVAK11 M.A. IGNATOU1
Belgorod State Institute of arts and culture
1) e-mail:
2) e-mail:
THE INTERACTION OF SUBCULTURAL GROUPS IN THE SPACE OF SMALL TOWNS (FOR EXAMPLE, THE BELGOROD REGION)
The article explores the process of transformation subcultures in modern Russia. Here is the analysis of the interaction between subcultural groups in small towns. It is noted that against the background of problematic definitions of subcultures, they not only retain their boundaries, but are capable of a high degree of intensity to interact with other subcultures and the dominant culture. This type of interaction is explained by the logic of the consumer society, offering universal ideas and ideology.
Key words and phrases: culture, subculture, the consumer society, the
region.