ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТУДЕНТОВ С СУБЪЕКТАМИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СИСТЕМЫ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е. В. КАКАЛИНА
В статье описан феномен взаимодействия студентов с субъектами воспитательного пространства системы открытого образования. Субъектами воспитательного пространства являются студенты, педагоги; общественные организации, молодежные организации и объединения; региональное сообщество, - все участники сети педагогических событий. Взаимодействие субъектов строится по принципу коллективной организации возникающих объединений и строящихся отношений: формальных, внеформальных, неформальных и информальных.
Ключевые слова: взаимодействие субъектов, воспитательное пространство системы открытого образования.
Воспитательное пространство системы открытого образования предстает перед нами как специально организованная педагогическая среда, где необходимым условием выступает наличие сети взаимосвязанных педагогических событий, создаваемых в системе открытого образования усилиями педагогов, студентов и региональным сообществом с целью реализации воспитательного процесса [3].
Субъектами воспитательного пространства системы открытого образования являются студенты, педагоги; общественные организации, молодежные организации и объединения; региональное сообщество,- все участники сети педагогических событий.
Важным элементом воспитательного пространства системы открытого образования является система отношений внутри пространства, то есть взаимодействие его субъектов. Человеческие взаимоотношения, личные впечатления от окружающего мира становятся той основной (воспитательной средой, той эмоциональной пищей, которая поставляет строительный материал для развития личности. Воспитательное пространство включает передачу и получение информации, реакцию на нее, а также реакцию на новую информацию. Форма и наполнение отношений между субъектами задаются и корректируются в ходе воспитания [4].
Для системы открытого образования базовой ценностью и принципом организации является личная инициатива его субъектов. Студент является равноправным субъектом воспитательного пространства. Само воспитательное пространство
рассматривается как условие развития личности студента и самоорганизации. Здесь основной задачей педагога является решение проблем интеграции всех субъектов воспитательного пространства с целью развития личности. В то же время воспитательное пространство позволяет изменить позицию педагогов по отношению к студентам, осознать значимость их самоорганизации в процессе воспитания. Изменение характера взаимоотношения педагогов и студентов как субъектов воспитательного пространства в системе открытого образования является необходимым условием воспитательного процесса, изменения качества педагогической деятельности.
Взаимодействие студентов в воспитательном пространстве системы открытого образования основано на активном его включении в социальнокультурные отношения, что позволяет сформировать у личности целостный образ бытия, а в его рамках - образ человека. Так как воспитание определяет базовые процессы, происходящие в культуре и обществе, то воспитательное пространство в системе открытого образования, в котором все его компоненты взаимосвязаны, восприимчивы друг к другу и позволяют информации входить внутрь и выходить за ее пределы, способствует решению педагогических проблем.
Поскольку система открытого образования предполагает повышенную степень активности его субъектов, важным представляется обозначить общие ориентиры, объединяющие всех его участников. Согласно философии образования, ими становятся ориентиры становления личности свободного человека, способного самостоятельно
и сознательно строить свою жизнь, ориентируясь на общечеловеческие ценности, учитывая традиции, национальную культуру, менталитет и обычаи. В качестве ориентиров могут выступать также осознание личной и общественной значимости, высокая профессиональная компетентность и добросовестность в труде [1].
При взаимодействии студентов с субъектами воспитательного пространства системы открытого образования существенным является личностное присвоение содержания воспитания, которое может осуществляться разными путями. У одних студентов нормативно-воспитательная информация целенаправленно осознается, превращаясь в знание. У других знания о надлежащем формируются под давлением окружающей среды. У третьих знания о том, как следует (себя вести, реагировать, говорить в той или иной ситуации), спонтанно возникают из опыта наблюдений за поведением и реакцией окружающих, т. е. благодаря ярким, запоминающимся событиям. Некоторые студенты вырабатывают нормативные знания самостоятельно на основе рефлексии над сутью и последствиями происходящего вокруг.
Развитие личности в воспитательном пространстве - это есть следствие его субъектной позиции в нем. Личность, находясь внутри пространства, сама его изучает, взаимодействует, тем самым, обустраивая «для себя и под себя». В этой связи создатели воспитательного пространства лишь предлагают личности поле возможного освоения. Вероятность реализации субъектной позиции в предлагаемом воспитательном пространстве тем выше, чем богаче, разнообразнее его структура.
Освоение и присвоение личностью воспитательного пространства системы открытого образования может происходить на эмоциональном и рациональном уровнях. Чем старше человек, тем значимее становятся рациональные мотивы таких процессов. Человек осваивает готовые пространственные структуры, исходя из возможности удовлетворения в них своих потребностей, из прошлого социального опыта, из присвоенных им общественных норм и ценностей. Принудительное освоение личности воспитательного пространства тормозит его личностное развитие.
Взаимодействие субъектов воспитательного пространства - преподавателей и студентов, студенческих общественных организаций, регионального сообщества - более значимо, чем при организации обучения. Без взаимодействия процесс воспитания может приобрести формальный характер, между преподавателями и студентами
могут возникнуть барьеры непонимания. Воспитание происходит тогда, когда личность изменяется, приобретает нечто новое, совершенствуется, продвигается вперед. Оно связано с формированием убеждений, качеств, ценностей отношений, способностей - основных компонентов в структуре личности [5].
Взаимодействие субъектов в воспитательном пространстве системы открытого образования основывается на принципе коллективной организации возникающих объединений (в вузе, в семье, в группе сверстников, в общественных объединениях и др.). Возникающие группы - это тесное объединение людей, которое образуется в результате непосредственных, активных взаимосвязей на основе общих, значимых для них установок, интересов и ценностных ориентаций [2]. В условиях коллективной организации возникающие объединения позволяют стимулировать прогрессивному развитию группы, дают простор становлению творческих способностей личности.
Таким образом, взаимодействие субъектов воспитательного пространства системы открытого образования можно строить на основе формальных, неформальных, внеформальных и инфор-мальных отношений.
Формальные отношения образуются на основе официальных обязанностей студентов и преподавателей. Эти отношения предписывают каждому члену группы выполнение вполне определенных обязанностей. В рамках формальных отношений каждый член группы обязан взаимодействовать с другими членами заранее предписанным способом.
Внеформальные отношения возникают в коллективе спонтанно, непредвиденно, эти отношения не соответствуют четко принимаемым условиям при взаимодействии субъектов. Взаимодействуя в коллективе, иногда студенты реализуют собственные, не стандартные способы решения той или иной учебно-воспитательной задачи, и эти способы могут оказаться достаточно эффективными. То есть, полезно использовать «открытия» самих студентов, стимулируя тем самым их активность и обеспечивая принятие измененных стандартов.
Внутри одной формальной группы обычно образуются несколько неформальных групп. Неформальные отношения у студентов возникают на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функциональными потребностями, т. е. при непосредственном, стихийном возникновении общности людей, основанном на личном выборе связей и ассоциаций между собой (товарищеские отношения, взаимная симпатия, любительские интересы и т. п.).
Неформальные отношения являются дополнением и продолжением формальных и внефор-мальных. Они придают формальным и внефор-мальным отношениям гибкость, повышают удовлетворенность студента своим трудом.
Как правило, неформальные отношения определяются чувствами, которые субъекты, взаимодействуя испытывают друг к другу, а формальные - обязанностями и правами членов группы, обусловленными совместным делом и основной целью группы.
Информальные отношения носят внутрилич-ностный характер. В основе информальных отношений лежит индивидуальная познавательная деятельность личности, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер. Информальные отношения возникают внутри личности и реализуются за счет проявления собственной активности в окружающем ее воспитательном пространстве, культурнообразовательной среде, общении, чтении, посещении учреждений культуры, и т. д., когда личность превращает воспитательные потенциалы вуза, общества в действенные факторы своего развития, результат учебной, трудовой, повседневной, семейной и досуговой деятельности. Информаль-ные отношения личности возникают благодаря наличию стойкого или сиюминутного личного интереса к чему-то; возникновению ситуации, которая побуждает личность на поиск ответов.
Информальные отношения личности возникают в различных видах деятельности, например, при самообучении, участии в молодежных студенческих движениях, волонтерских движениях, посещая выставки, музеи, библиотеки, зоопарки и т. д.
Признаком положительного взаимодействия студентов с субъектами воспитательного пространства системы открытого образования является позитивное отношение студентов к процессам образования и воспитания. Взаимодействуя
в воспитательном пространстве, личность развивается в зависимости от условий окружающей среды, преодолевает зависимость от нее и, тем самым, от воспитания.
Литература
1. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. М., 1998.
2. Гриценко Л. И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход. М., 2008.
3. Какалина Е. В. Воспитательное пространство вуза: актуальность создания и сущность // Психологопедагогический журнал «Гаудеамус». 2008. № 1(13). С. 137-143.
4. Пахомов М. А. Конкурентоспособность предприятий и качество бизнес-образования // Управление предприятием на конкурентном рынке: мат-лы круглого стола. Тамбов, 2010.
5. Пахомов М. А. Направления повышения качества бизнес-образования // Высшее экономическое образование в России: задачи повышения эффективности в условиях кризиса и посткризисного развития: мат-лы Ме-ждунар. науч-практ. конф.: в 2 ч. Ярославль, 2010. Ч. 1.
* * *
INTERACTION OF STUDENTS WITH
EDUCATIONAL SPACE SUBJECTS OF THE OPEN EDUCATION SYSTEM
Ye. V. Kakalina
This paper describes the phenomenon of interaction of students with educational space subjects of the open education system. The educational space subjects are students, pedagogues, public organizations, youth organizations and associations, regional community, - all participants of system of pedagogical events. Interaction of subjects is built by the principle of collective organization of arising associations and constructing attitudes (formal, over formal, not formal and informal).
Key words: interaction of subjects, educational space of open education system.