Научная статья на тему 'Взаимодействие СРО НАПКА с органами государственной власти в процессе борьбы с деятельностью "серых" взыскателей'

Взаимодействие СРО НАПКА с органами государственной власти в процессе борьбы с деятельностью "серых" взыскателей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
126
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОЛЛЕКТОР / КОЛЛЕКТОРСКОЕ АГЕНТСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВЗЫСКАТЕЛИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОЛЛЕКТОРСКИХ АГЕНТСТВ / ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН / COLLECTOR / COLLECTION AGENCY / PROFESSIONAL COLLECTORS / NATIONAL ASSOCIATION OF PROFESSIONAL COLLECTION AGENCIES / CITIZENS’ APPEALS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Теплицкий Д.В.

В статье раскрыты основные механизмы контроля, которые использует саморегулируемая организация НАПКА (Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств), итоги деятельности контролирующего органа Ассоциации (Контрольный комитет, далее КК) за 2017 г. и первые 5 месяцев 2018 г. Особое внимание в статье уделяется проблемам, связным с деятельностью «серых» взыскателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Interaction of Self-Regulated Organization NAPCA with Public Authorities in Combating Against the Activities of “Gray” Collectors

The paper describes the main control mechanisms used by self-regulated organization NAPCA (National association of professional collection agencies), the results of the supervisory authority of the Association (Control Committee) in 2017 and first 5 months in 2018. Particular attention is paid to the issues associated with the activities of «gray» collectors.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие СРО НАПКА с органами государственной власти в процессе борьбы с деятельностью "серых" взыскателей»

Взаимодействие СРО НАПКА с органами государственной власти в процессе борьбы с деятельностью «серых» взыскателей

Д. В. ТЕПЛИЦКИЙ

член Совета, председатель Контрольного комитета СРО НАПКА

E-mail: dvteplitskiy@activebc.ru

The Interaction of Self-Regulated Organization NAPCA with Public Authorities in Combating Against the Activities

of "Gray" Collectors

D. V. TEPLITSKIY

Member of the Board, the Chairman of the Control Committee (National Association of Professional Collection Agencies)

В статье раскрыты основные механизмы контроля, которые использует саморегулируемая организация НАПКА (Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств), итоги деятельности контролирующего органа Ассоциации (Контрольный комитет, далее - КК) за 2017 г. и первые 5 месяцев 2018 г. Особое внимание в статье уделяется проблемам, связным с деятельностью «серых» взыскателей.

Коллектор, коллекторское агентство, профессиональные взыскатели, Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств, обращения граждан.

УДК 343.85:332.872.344

The paper describes the main control mechanisms used by self-regulated organization NAPCA (National association of professional collection agencies), the results of the supervisory authority of the Association (Control Committee) in 2017 and first 5 months in 2018. Particular attention is paid to the issues associated with the activities of «gray» collectors.

Collector, collection agency, professional collectors, National Association of professional collection agencies, citizens' appeals.

В процессе своей работы СРО НАПКА на постоянной основе контролирует деятельность членов Ассоциации и соблюдение ими законодательства и внутреннего Кодекса этики организации.

Данный функционал в НАПКА выполняет внутренний контролирующий орган — Контрольный комитет (далее — КК), который появился в Ассоциации в ноябре 2014 г. Основной миссией подразделения является контроль соблюдения внутреннего Кодекса этики профессионального сообщества и оперативная обработка обращений граждан. В течение первого месяца работы КК получил всего 17 обращений. На сегодняшний день КК обработал уже порядка 13 тыс. обращений со всех регионов нашей страны.

В апреле 2018 г. НАПКА получила статус саморегулируемой организации. Собственные

стандарты и контролирующий орган стали основополагающей платформой для включения Ассоциации в реестр СРО.

На основе консолидированного опыта членов Ассоциации, которые уже прошли или проходят плановые проверки Федеральной службы судебных приставов (далее — ФССП), КК адаптирует стандарты проведения проверок среди членов НАПКА, с дальнейшим закреплением их в Кодексе этики и нормативных документах подразделения.

Сегодня КК — это 2 полноценных блока — отдел по обработке обращений и служба проведения проверок. В состав Комитета входят 7 коллекторских агентств — членов НАПКА.

В 2018 г. КК был разработан и введен в эксплуатацию расширенный, адаптированный под отраслевой и сопутствующие законы

классификатор обращений. Необходимые изменения были внесены в нормативные документы НАПКА — Кодекс этики и положение КК об обработке обращений.

Все вопросы граждан рассматриваются под углом 360 градусов. Сотрудники подразделения внимательно изучают суть поступившего вопроса и проверяют его на факт наличия нарушений, проводят внутреннее расследование и анализируют приложенные заявителем материалы. В большинстве случаев удается урегулировать обращения с высоким уровнем удовлетворенности заявителей. При этом скорость обработки заявлений, как правило, не превышает 5 дней.

2017 г. стал особенным для отрасли взыскания и КК НАПКА. Законодательное регулирование сферы внесло свои нюансы в работу профессиональных взыскателей. За прошлый год КК было обработано около 5 000 обращений граждан, и это максимальный результат за все время существования Комитета. Среднее значение по количеству обращений в месяц превысило 400, а территориальный охват составил 70 регионов России.

Если говорить о структуре обращений в разрезе НАПКА и других участников рынка, то их соотношение составило 65 % к 35 % соответственно. При этом рост количества вопросов к членам Ассоциации был незначительным — всего 1,5 %, а объем обращений в адрес других игроков рынка увеличился на 52 % по сравнению с 2016 г. По итогам 2017 г. 10 % граждан обращались в НАПКА по поводу взаимодействия с банками, 42 % имели вопросы к коллекторским агентствам вне НАПКА и 48 % обращений были адресованы микрофинансовым организациям.

Цифры по коллекторским агентствам — членам НАПКА — подтвердили, что работа КК и Ассоциации в целом показала хорошие результаты. Участники НАПКА были готовы к законодательному регулированию отрасли.

Первые пять месяцев 2018 г. показали тренд на снижение количества обращений в Ассоциацию более чем на 20 % по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. Структура обращений в разрезе НАПКА/другие организации составила 64 % к 36 % соответственно.

По статистике 40 % всех обращений в адрес членов НАПКА связаны с интенсивностью взаимодействия. При детальном анализе подобных обращений КК выявил связь с наличием коллизий в профильном законе, благодаря которым должники имеют возможность злоупотреблять правом (например, отсутствие дефиниции «Телефонные переговоры» и т. д.).

Помимо компаний, работающих в правовом поле, КК НАПКА ежедневно сталкивается

с недобросовестными участниками сферы взыскания.

За период с января по май 2018 г. НАПКА получила почти 200 жалоб на сторонних взыскателей. При детальном анализе выявлена следующая статистика — 43 % жалоб приходят в адрес не включенных в реестр Федеральной службы судебных приставов (с 1 января 2017 г. осуществляет контроль за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, далее — ФССП, Регулятор) «серых» коллекторских агентств. При этом количество уникальных «серых» кол-лекторских агентств составило 30 компаний. Остальные 57 % приходятся на коллекторские агентства в реестре (не члены НАПКА). Среди них КК выявил 17 уникальных [2].

В ходе рассмотрения качества жалоб выявлено, что каждая вторая жалоба на «серое» коллекторское агентство связана с оказанием психологического давления (шантаж, оскорбление/унижение, хамство и грубость, повышение тона, крик, переход на «ты», переход на личности, угроза изъятием имущества, угроза изъятием детей) и некорректным общением (угроза применения физической силы, порчи имущества, угроза жизни и здоровью, нецензурная лексика).

Помимо многочисленных нарушений профильного 230-ФЗ, контрольным комитетом получены жалобы, содержащие угрозы, исполнение которых повлечет за собой совершение преступлений, предусмотренных:

— ст. 119 УК РФ «Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью»;

— ст. 115 УК РФ «Умышленное причинение легкого вреда здоровью»;

— ст. 112 УК РФ «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью»;

— ст. 111 УК РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью»;

— ст. 167 УК РФ «Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества»;

— ст. 163 УК РФ «Вымогательство» [1].

На сегодняшний день КК реализует пилотный проект по взаимодействию с ФССП в части передачи информации по жалобам на некорректное общение со стороны недобросовестных взыскателей.

Подготовлен и передан в ФССП отчет КК по итогам работы первых пяти месяцев 2018 г., в котором отражены случаи грубого нарушения 230-ФЗ, приложены жалобы граждан и прикрепленные к ним материалы (фото, скрины, аудиозаписи разговоров). Подобное взаимодействие будет реализовываться на постоянной основе.

Помимо взаимодействия с Регулятором НАПКА неоднократно выступала инициатором расследований в отношении недобросовестных участников рынка взыскания (Деньга, Рос-Деньги, СмартКредит) со стороны сотрудников МВД России.

В качестве подтверждения того, что статистика КК совпадает с негативными тенденциями рынка и позволяет оперативно выявлять недобросовестных взыскателей, можно рассмотреть кейс с ООО «Константа» (далее — КА Константа).

В 2017 г. в НАПКА поступило 268 жалоб в адрес КА Константа (лидер по количеству обращений в адрес компаний вне НАПКА), которая взыскивала долги МФО Деньга (43 обращения за 2017 г. — 6 место) [3]. С просьбой проверить деятельность последней НАПКА отправляла запросы в МВД России. В мае 2018 г. КА Константа было исключено из реестра ФССП.

В 2018 г. лидерами по количеству жалоб среди «серых» коллекторских компаний являются: Кавказ, Стрела, Гарант, Русинфо.

КК НАПКА открыт к диалогу и заинтересован в повышении эффективности и качества процессов взыскания. В планах Комитета дальнейшая работа по установлению взаимодействия с госорганами в части передачи обращений граждан на «серых» и недобропорядочных взыскателей.

Такое взаимодействие благоприятно скажется на репутации отрасли, повысит уровень доверия населения, и, как следствие, сформирует положительную практику по пресечению правонарушений и преступлений.

Помимо этого, профессиональное сообщество готово к реализации важной социальной миссии, которая заключается в оказании помощи гражданам, попавшим в сложную финансовую ситуацию. Взыскатели смогут аккумулировать долги и предлагать своим клиентам реструктуризацию кредита с более комфортным графиком платежей, а также будут помогать решать вопрос оплаты задолженности с помощью трудоустройства должника. Таким образом, кол-лекторские агентства превратятся в своего рода центры финансового оздоровления населения.

Список литературы:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (в ред. от 23 апреля 2018 г.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

2. Сведения, содержащиеся в государственном реестре юридических лиц, осуществляющих

деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности. URL: http://fssprus.ru/gos-reestr_jurlic/ (дата обращения: 01.06.2018).

3. Статистические отчеты КК НАПКА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.