Научная статья на тему 'Взаимодействие специалистов и родителей в коррекционной работе с детьми раннего возраста в условиях регионального центра психолого-медико-социального сопровождения'

Взаимодействие специалистов и родителей в коррекционной работе с детьми раннего возраста в условиях регионального центра психолого-медико-социального сопровождения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
217
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Любезнова В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие специалистов и родителей в коррекционной работе с детьми раннего возраста в условиях регионального центра психолого-медико-социального сопровождения»

лидерами и в большинстве случаев приводит к успеху в любой сфере и отрасли.

Признаки способности оказывать влияние на людей многообразны: от умения выбрать верный тон при обращении к конкретному слушателю до способности привлечь на свою сторону заинтересованных лиц и добиться массовой поддержки своей инициативы. Когда руководители, владеющие этим навыком, обращаются к группе, они неизменно убедительны и обаятельны. Лидеры, с высоким нравственно-психологическим потенциалом, проявляют неподдельный интерес к тем, кому они помогают совершенствоваться, - видят их цели, достоинства и недостатки. Такие руководители способны своевременно дать своим подопечным ценный совет. Они от природы хорошие учителя и наставники. Следовательно, они более успешны в своей работе.

По общим результатам проведенного исследования в целом можно говорить о влиянии личностных характеристик руководителя на его успешность в оценке непосредственных коллег и подчиненных. Руководители, способные верно судить о людях, прогнозировать их поведение и обеспечивать адекватное приспособление в межличностных ситуациях продемонстрировали большую успешность в сфере профессиональной деятельности.

Всем известно, что процесс самосовершенствования является неотъемлемой частью развития любого человека, и руководитель, уделяющий особое внимание собственному развитию всегда будет самодостаточен и успешен в глазах подчиненных.

В. А. Любезнова

Взаимодействие специалистов и родителей в коррекционной работе с детьми раннего возраста в условиях регионального центра психолого-медико-социального сопровождения

Актуальность темы: в городе Череповце, из 340

новорожденных, 221 ребенок, имеет диагноз ППЦНС, что составляет 65 % (Чирва Е.В.). В общем, по Российской Федерации доля здоровых новорожденных снизилась с 48,3 % до 36,5 % (Архипова Е. Ф.) Сегодня до 80 % новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70 % - имеют перинатальную патологию - ПЭП (Б.Ф. Гликштейн, А.А. Баранов). Таким образом, большую актуальность приобрела проблема ранней помощи детям. Из детей 4-5 лет, обратившихся в ГОУ «Череповецкий центр ПМСС» с проблемами в развитии речемыслительных операций,

112

у 84 % отмечается в анамнезе ППЦНС. Актуальность темы основывается на том, что раннее выявление нарушений в психомоторной и речемыслительных процессах, при обеспечении достаточной точности психолого-медико-педагогической диагностики и проведении комплексных коррекционных и абилитационных мероприятий позволяют надеяться на благоприятный прогноз и свести к минимуму вторичные нарушения (Архипова Е. Ф., 2004; Балобанова В. П., Пасторова А. Ю., 2001; Датешидзе Т. А., 2004).

Общеизвестно, что ранний возраст является наиболее важным в жизни ребенка, так как сензитивные периоды формирования многих психомоторных функций определяют потенциальные возможности коррекционно-восстановительного процесса (Поваляева М.А., Архипова Е.Ф., Стадненко Н.М., Катаева А.А,, Стребелева Е.А. и др.). Исходя из чего при ранней диагностике и своевременном комплексном коррекционно-лечебном и психологопедагогическом воздействии специалистов на младенцев первого-второго года жизни до 35 % детей к трем-пяти годам приближаются по уровню общего и речевого развития и возрастным стандартам развития (Поваляева М. А., Архипова Е. Ф., Окольникова И. В., Любезнова В. А.).

Нами было высказано предположение, что наиболее эффективно реализовать специальную коррекционную помощь детям раннего возраста, имеющими перинатальное поражение ЦНС и (или) ограниченные возможности здоровья в условиях центра ПМСС возможно при условии активного вовлечения в процесс коррекции и абилитации родителей или лиц их заменяющих.

Цель исследования: обучение родителей и вовлечение их в активные коррекционную и реабилитационную работу; повышение эффективности коррекционно-развивающих мероприятий в условиях использования взаимодействия специалистов как модели коррекционного воздействия и медико-педагогического сопровождения детей раннего возраста.

Средства и методы исследования:

• мониторинговая диагностика;

• медико-диагностическое консультирование;

• индивидуально-ориентированные коррекционно-

развивающие и обучающие занятия с семьей;

• медико-педагогическое и социальное сопровождение.

Взаимодействие специалистов центра осуществлялось в

процессе медико-педагогического и социального сопровождения семей, воспитывающих детей с отставанием в развитии раннего возраста и риском в отставании.

113

С 2002 г. специалистами ГОУ Череповецкого «Центра ПМСС»: психиатром, дефектологами, логопедами, психологами, реализовывалась помощь детям раннего возраста. Формой организации занятий явились групповые интегративные занятия для детей до трех лет (Зворыгина Е.В., 1988; Петрова В. А., 1970; Разенкова Ю.А., 1999). Курс включал в себя 10 индивидуальноориентированных интегративных занятий, которые были организованы и проведены одновременно логопедом, дефектологом, психологом, при активном участии родителей или лиц их заменяющих. Периодичность занятий составила 2 раза в неделю по 60 минут.

Занятия выстраивались по сценарию музыкальных, русских народных сказок, детских песен, рассказов (Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизиологическом развитии. Книга для педагогов / под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. М., 2002; Разенкова Ю.А. Игры с детьми

младенческого возраста. М., 2000). Специалисты центра заранее знакомили родителей со сценариями занятий, распределяли их роли, определяли долю участия в занятиях. Выступая в качестве героев сказок, родители стимулировали речевое общение детей, помогали уточнять значения слов, создавали ситуацию активного речевого общения и т. п. Обучаясь методам и приемам коррекционной работы, направленных на формирование активного словаря, фонематического восприятия, навыков общения и т. д.,), родители продолжали их реализацию в домашних условиях (не менее 5-10 минут в утренние и вечерние часы ежедневно).

Таким образом, курс интегративных занятий, основанный на участии специалистов центра с обязательным обучением родителей коррекционной работе, тактике и стратегии общения с ребенком раннего возраста, имеющим проблемы в развитии, показал, что процесс коррекции и развития у детей ускоряется (в среднем, в два раза). Показатели формирования активного словаря, речевого общения, дают положительную динамику к концу третьего курса занятий.

Итак, реализация коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста в ПМСС, является более эффективной при условии взаимодействия специалистов и родителей.

114

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.