Взаимодействие социальных служб исправительных учреждений как одно из приоритетных направлений деятельности уголовно-исполнительной системы
■ М.Г. ДЕТКОВ - профессор кафедры уголовно-исполнительного права ВИПЭ ФСИН России, доктор юридических наук, профессор;
Е.О. ЛУКЬЯНЧУК - старший преподаватель кафедры уголовно-исполнительного права ВИПЭ ФСИН России, кандидат юридических наук
Предупреждение совершения лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, и бывшими осужденными новых преступлений - сложнейшая социальная задача. Для обеспечения успешного ее решения крайне важна концентрация усилий органов государственной власти, правоохранительных органов, органов местного самоуправления, общественных и правозащитных организаций и других субъектов реализации мер государственного принуждения. Важное значение в процессе исполнения приговора суда в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния, за которые назначено наказание в виде лишения свободы, отводится деятельности социальных служб исправительных учреждений. Последние содействуют созданию условий для исправления осужденных, привитию им социально полезных навыков, а также социальной адаптации после освобождения. Эффективность многих направлений профессиональной деятельности социальных служб определяется уровнем взаимодействия отдельных сотрудников службы с иными должностными лицами, компетентными в деле исполнения уголовных наказаний.
Организация взаимодействия сотрудников служб социальной защиты осужденных с иными участниками исправительно-воспитательного процесса по вопросам предупреждения преступлений вызывает ряд вопросов, осмысление которых имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Поэтому обращение к этой проблеме следует признать актуальным для отечественной системы исполнения наказаний. В рамках данной статьи мы рассмотрим лишь некоторые аспекты.
Для уяснения содержания взаимодействия социальных работников исправительных учреждений с иными участниками деятельности представляется необходимым обратить внимание на определение понятия взаимодействия.
Полагаем, что суть взаимодействия, в частности по предупреждению преступлений осужденных, заключается в согласованной по целям, задачам, времени, месту проведения системе профессиональных действий, реализуемых с участниками исполнения наказания в виде лишения свободы при проведении социального сопровождения в исправительных учре-
ждениях.
Вопросам организации взаимодействия служб социальной защиты осужденных в учреждениях с представителями государственных органов, общественных организаций и объединений и т.д. посвящены отдельные нормы подзаконных документов. Так, в целях эффективного решения поставленных законодательством задач социальные работники взаимодействуют с другими отделами и службами учреждения: режимным, оперативным, финансовым отделами, отделом специального учета, психологической службой, школой, профессиональным училищем, учебными мастерскими, иными службами, а также «родственниками осужденных, общественными организациями, объединениями, службами занятости и социальной защиты населения, государственными органами»1.
Повседневная деятельность социальных работников учреждений изначально предполагает взаимодействие с сотрудниками отделов воспитательной работы с осужденными. Оно организуется в целях проведения воспитательных мероприятий с различными категориями осужденных, в частности с осужденными, отрицательно характеризующимися, содержащимися в штрафных изоляторах, строгих условиях содержания, а также занятий по социально-правовой, культурно-просветительской подготовке осужденных. Ведется прием осужденных по личным вопросам, анализируется содержание поступающих предложений, заявлений, жалоб, принимаются меры по их разрешению2. Начальник отряда реализует профилактические мероприятия по предупреждению и своевременному решению конфликтных ситуаций между осужденными, а также проводит работу с трудновоспитуемыми и склонными к противоправному поведению лицами. Такие мероприятия также могут осуществляться с участием социального работника, поскольку его деятельность подчинена цели исправления осужденных.
Социальный работник и начальник отряда совместно с сотрудниками центра трудовой адаптации содействуют осужденным в получении и совершенствовании их профессиональных и трудовых навыков, способствующих устройству после освобождения. Начальник отряда обеспечивает полезную занятость
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
Актуальные вопросы юриспруденции
47
осужденных в свободное от работы (учебы) время путем проведения социально-правовых, культурно-массовых, спортивных и других мероприятий. Он организует работу осужденных по благоустройству жилых и производственных помещений, территории учреждения на общественных началах (без оплаты труда).
В соответствии с действующим Положением об отряде осужденных3 начальник отряда оказывает помощь осужденным в восстановлении и укреплении социальных связей.
Особо отметим значение совместной работы социальных служб и родных, близких осужденных, которые могут быть привлечены к исправительному процессу в учреждении. Такое участие в процессе может стать полезным, когда существует реальная возможность позитивного влияния родственных (иных) связей осужденных на их отношение к совершенному преступлению, сроку наказания, поведению в учреждении, требованиям установленного порядка отбывания наказания, нормам права и морали. Предметом взаимодействия может служить укрепление связей с семьей в противовес негативному влиянию физической изоляции. Закон определяет формы поддержания связей осужденного с близкими: предоставление краткосрочных и длительных свиданий, телефонных переговоров, отправление и получение посылок, передач, бандеролей, переписка, предоставление отпуска, в том числе с выездом за пределы учреждения, участие в гражданско-правовых сделках лично или через представителя (ст. 57, 97, 104 УИК РФ).
Предупреждению преступлений осужденных способствует совместная деятельность социальных работников и психологов учреждения. Последние оказывают помощь в адаптации к условиям изоляции, социальной среде, требованиям режима; разрабатывают рекомендации, способствующие индивидуализации исполнения наказания с учетом особенностей личности осужденного; выявляют осужденных, относящихся к группе риска (имеющих психические отклонения, склонных к агрессии, аутоагрессии), совместно с сотрудниками других отделов и служб колонии разрабатывают рекомендации по их исправлению; содействуют подготовке к освобождению, ре-социализации осужденных и т.д.
Уголовно-исполнительный кодекс РФ гарантирует каждому осужденному защиту и охрану прав, свобод, законных интересов (ч. 1 ст. 10). В этих целях сотрудниками учреждения, в частности начальником отряда, социальным работником, юрисконсультом, постоянно ведется разъяснительная работа с осужденными, предоставляется возможность обращения с предложениями, заявлениями, жалобами в порядке ст. 15 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. В необходимых случаях осужденный за счет собственных средств может воспользоваться дополнительными услугами юриста (ч. 8 ст. 12 УИК РФ), обратиться за помощью в правозащитную организацию.
Правовую основу для сотрудничества учреждений и органов, исполняющих наказания, с иными участниками исправительного процесса составляют законодательные, ведомственные, межведомственные нормативно-правовые акты. Формы сотрудничества учреждения с государственными органами власти, общественными организациями, объединениями и другими заинтересованными лицами весьма разнообразны и зависят от целей, задач, значения в процессе исполнения наказания. Формами выступают культурно-массовые, физкультурно-оздоровительные, просветительские и иные мероприятия, способствующие исправлению осужденных, а также
дальнейшей ресоциализации после освобождения. Совместная деятельность позволяет обобщать положительный опыт социального сопровождения осужденных и предупреждения совершения ими преступлений, находить пути решения насущных проблем деятельности служб, привлекать внимание руководства Федеральной службы исполнения наказаний и общественности.
Актуальным является сотрудничество исправительных учреждений с попечительскими советами, функционирующими в системе исполнения уголовных наказаний. Начиная с 2000 г. в системе попечительства о местах лишения свободы действует Попечительский совет уголовно-исполнительной системы, имеющий общероссийский статус и образующий высший уровень в структуре аналогичных общественных организаций. В территориальных органах управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, создаются попечительские советы регионального масштаба, в основном выполняющие координирующие функции в отношении советов на местах. Основная цель деятельности попечительских советов при исправительных учреждениях - содействие администрации в исправлении и ресоциализации осужденных4.
В 2007 г. был образован Общественный совет по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы для привлечения общественности к участию в решении задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой, защиты прав и законных интересов сотрудников, работников и ветеранов уголовно-исполнительной системы, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах, осужденных.
Таким образом, сущность совместной деятельности социальных служб исправительных учреждений и иных участников исполнения наказания в виде лишения свободы в сфере предупреждения преступлений заключается в реализации системы мер, направленных на исправление осужденных, их социальную адаптацию и ресоциализацию. Среди основных мер назовем:
- проведение воспитательных мероприятий, способствующих исправлению осужденных и восстановлению их социального статуса;
- содействие приобретению осужденными образования, специальности;
- восстановление, поддержание и укрепление социально полезных связей осужденных;
- социально-правовая защита осужденных и оказание им помощи в материальном, пенсионном, ином обеспечении;
- решение вопросов бытового и трудового устройства осужденных после освобождения.
Щ ПРИМЕЧАНИЯ
1 Приказ Минюста России от 30.12.2005 г. № 262 «Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы». П. 10 // Бюллетень Минюста РФ. 2006. № 3.
2 См.: Приказ Минюста РФ от 03.11.2005 г. № 205 (ред. от 03.03.2008 г.) «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений». Раздел XIII // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 47; 2008. № 16.
3 См.: Приказ Минюста России от 30.12.2005 г. № 259 (ред. от 06.06.2006 г.) «Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний». П. 18 // Российская газета. 2006. 2 марта (№ 42); 29 июня (№ 138).
4 См. подр.: Социальная работа в уголовно-исполнительной системе: Учеб. пособие. Рязань, 2006. С. 84-85.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ • НАКАЗАНИЕ • ИСПРАВЛЕНИЕ