Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТСКИХ НАВЫКОВ ШКОЛЬНИКОВ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТСКИХ НАВЫКОВ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВФСК ГТО / ФОРМИРОВАНИЕ ТУРИСТСКИХ НАВЫКОВ ШКОЛЬНИКОВ / ТУРИСТСКИЙ ПОХОД С ПРОВЕРКОЙ ТУРИСТСКИХ НАВЫКОВ / ПРОГРАММА КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чистякова Елена Геннадиевна, Яковенко Дмитрий Владимирович, Максимов Андрей Николаевич

Анализируя статистические данные центра тестирования ВФСК ГТО Великого Новгорода за 2018-2021 год, мы пришли к заключению, что школьники значительно реже стали выбирать туристские навыки как вид испытания. Не смотря на значительный интерес ученых к проблеме развития туристских навыков школьников, организационно-педагогические условия подготовки к выполнению испытания (теста) обучающимися, представлено недостаточно. Цель нашего исследования - разработать программу координации деятельности и взаимодействия социальнообразовательных учреждений проявляющих высокую заинтересованность в привлечении школьников к выполнению испытания туристских навыков. В экспериментальном исследовании приняли участие учащиеся 7-10 классов, учителя физической культуры из 16-ти общеобразовательных школ Великого Новгорода. Заинтересованные организации в решении проблемы подготовки школьников к сдачи норм ВФСК ГТО: Муниципальный центр тестирования испытаний и норм ВФСК ГТО в муниципальном образовании - городском округе Великий Новгород, Детско-юношеская спортивная школа «Центр физического развития», Федерация спортивного туризма Новгородской области, образовательные организации, которые наделены правом организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Применение разра ботанной программы по координации деятельности и взаимодействия социально-образовательных учреждений, проявляющих высокую заинтересованность в привлечении школьников к выполнению данного испытания (теста), оказало положительное влияние на развитие туристских навыков школьников в рамках комплекса ГТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чистякова Елена Геннадиевна, Яковенко Дмитрий Владимирович, Максимов Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF SOCIAL AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF TOURIST SKILLS OF SCHOOLCHILDREN

Analyzing the statistical data of the testing center of the TRP Complex of Veliky Novgorod for 2018 - 2021, we came to the conclusion that schoolchildren began to choose tourist skills as a type of test much less often. Despite the considerable interest of scientists in the problem of the development of tourist skills of schoolchildren, the organizational and pedagogical conditions of preparation for the performance of the test (test) by students are not sufficiently presented. The purpose of our research is to develop a program for coordinating the activities and interaction of social and educational institutions showing a high interest in attracting schoolchildren to perform a test of tourist skills. The experimental study involved students of grades 7-10, physical education teachers from 16 secondary schools of Veliky Novgorod. Interested organizations in solving the problem of preparing schoolchildren for passing the norms of the TRP Complex: the Municipal Center for Testing tests and norms of the TRP Complex in the municipal formation - the city district of Veliky Novgorod, the Children's and Youth Sports School "Center for Physical Development", the Sports Tourism Federation of the Novgorod Region, educational organizations that are entitled to organize and implementation of educational activities for additional general education programs. The application of the developed program for the coordination of activities and interaction of social and educational institutions showing a high interest in attracting schoolchildren to perform this test (test) had a positive impact on the development of tourist skills of schoolchildren within the framework of the TRP complex.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТСКИХ НАВЫКОВ ШКОЛЬНИКОВ»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время в китайских колледжах и университетах концепция OBE все еще находится на стадии разработки в качестве основы для системы преподавания общедоступных курсов физического воспитания. Концепция OBE способствует разработке системы преподавания общедоступных курсов физического воспитания, которая соответствует собственные характеристики школы путем объединения требований различных школ для обучения талантов. Это способствует полному раскрытию энтузиазма учителей и созданию эффективных классных комнат, подходящих как для учителей, так и для учеников. Для достижения единства общего дизайна системы и индивидуального дизайна учителя необходимо дополнительно создать механизм совместного обсуждения и предоставить простой в использовании шаблон дизайна учебного плана, который интегрирует результаты учебного плана каждого семестра, открывает возможность для студентов улучшить свои способности и реализует постепенное улучшение ключевых способностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Spady W.G. Outcome-Based Education: Critical issues and answers // Arlington: American Association of School Administrators. 1994. - URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED380910.pdf (дата обращения: 01.03.2022).

REFERENCES

1. Spady W.G. (1994), "Outcome-Based Education: Critical issues and answers", Arlington: American Association of School Administrators. Available at:

https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED380910.pdf (date accessed: 01.03.2022).

Контактная информация: iloveyoutoo31@gmail.com

Статья поступила в редакцию 29.04.2022

УДК 372.879.6

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТСКИХ НАВЫКОВ ШКОЛЬНИКОВ.

Елена Геннадиевна Чистякова, кандидат педагогических наук, доцент, Дмитрий Владимирович Яковенко, кандидат педагогических наук, Андрей Николаевич Максимов,

старший преподаватель, Новгородский государственный университет имени Ярослава

Мудрого, Великий Новгород

Аннотация

Анализируя статистические данные центра тестирования ВФСК ГТО Великого Новгорода за 2018-2021 год, мы пришли к заключению, что школьники значительно реже стали выбирать туристские навыки как вид испытания. Не смотря на значительный интерес ученых к проблеме развития туристских навыков школьников, организационно-педагогические условия подготовки к выполнению испытания (теста) обучающимися, представлено недостаточно. Цель нашего исследования - разработать программу координации деятельности и взаимодействия социально -образовательных учреждений проявляющих высокую заинтересованность в привлечении школьников к выполнению испытания туристских навыков. В экспериментальном исследовании приняли участие учащиеся 7-10 классов, учителя физической культуры из 16-ти общеобразовательных школ Великого Новгорода. Заинтересованные организации в решении проблемы подготовки школьников к сдачи норм ВФСК ГТО: Муниципальный центр тестирования испытаний и норм ВФСК ГТО в муниципальном образовании - городском округе Великий Новгород, Детско-юношеская спортивная школа «Центр физического развития», Федерация спортивного туризма Новгородской области, образовательные организации, которые наделены правом организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Применение разра-

ботанной программы по координации деятельности и взаимодействия социально-образовательных учреждений, проявляющих высокую заинтересованность в привлечении школьников к выполнению данного испытания (теста), оказало положительное влияние на развитие туристских навыков школьников в рамках комплекса ГТО.

Ключевые слова: ВФСК ГТО, формирование туристских навыков школьников, туристский поход с проверкой туристских навыков, программа координации деятельности и взаимодействия, взаимодействие социально-образовательных учреждений.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p484-490

INTERACTION OF SOCIAL AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF TOURIST SKILLS OF SCHOOLCHILDREN

Elena Gennadievna Chistyakova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Dmitriy Vla-dimirovich Yakovenko, the candidate of pedagogical sciences, Andrey Nikolaevich Maximov,

the senior teacher. Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, Veliky Novgorod

Abstract

Analyzing the statistical data of the testing center of the TRP Complex of Veliky Novgorod for 2018 - 2021, we came to the conclusion that schoolchildren began to choose tourist skills as a type of test much less often. Despite the considerable interest of scientists in the problem of the development of tourist skills of schoolchildren, the organizational and pedagogical conditions of preparation for the performance of the test (test) by students are not sufficiently presented. The purpose of our research is to develop a program for coordinating the activities and interaction of social and educational institutions showing a high interest in attracting schoolchildren to perform a test of tourist skills. The experimental study involved students of grades 7-10, physical education teachers from 16 secondary schools of Veliky Novgorod. Interested organizations in solving the problem of preparing schoolchildren for passing the norms of the TRP Complex: the Municipal Center for Testing tests and norms of the TRP Complex in the municipal formation - the city district of Veliky Novgorod, the Children's and Youth Sports School "Center for Physical Development", the Sports Tourism Federation of the Novgorod Region, educational organizations that are entitled to organize and implementation of educational activities for additional general education programs. The application of the developed program for the coordination of activities and interaction of social and educational institutions showing a high interest in attracting schoolchildren to perform this test (test) had a positive impact on the development of tourist skills of schoolchildren within the framework of the TRP complex.

Keywords: Complex TRP, the formation of tourist skills of schoolchildren, a tourist trip with a test of tourist skills, a program of coordination of activities and interaction, interaction of social and educational institutions.

ВВЕДЕНИЕ

Возрождение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) возобновило интерес к нему различных категорий населения, в том числе и школьников.

Одним из испытаний (тестов) комплекса ГТО является «Туристский поход с проверкой туристских навыков». Однако анализ статистических данных, предоставленных центром тестирования ВФСК ГТО Великого Новгорода, показал значительное снижение частоты выбора участниками данного испытания за последние три года. Так, например, среди школьников III-V ступеней в 2018 году испытание «Туристский поход с проверкой туристских навыков» выбирали 309 человек, в 2019 году - 173 человека, в 2020 году - 30 человек, 2021 году - 117 человек. И, если низкий показатель в 2020 году можно объяснить пандемией Covid-19 (коронавирусная инфекция), то количество участников, делающих выбор в 2019 и 2021 году, заставляет задуматься о возникшей проблеме.

Отметим, что история комплекса ГТО началась после октябрьской революции, когда энтузиазм и тяга к новому советских людей, проявились в труде, культуре, науке,

спорте. В 1933 году уже в содержании комплекса определено испытание туристской направленности. В рамках нашего исследования, интересен тот факт, что уже в первом комплексе БГТО (для детей и подростков) было включено испытание «Туристические навыки, топография и ориентировка». Нормативом для 1ступени (дети 13-14 лет) выступало прохождение расстояния 8 км со скоростью 3 км в час и весом рюкзака (1,5 кг для мальчиков и в 0,5 кг для девочек). Для 2-ой ступени (дети 15-16 лет) расстояние, скорость и вес рюкзака увеличивались. При этом необходимо было продемонстрировать знания основных топографических знаков и умения изобразить их графически.

С 1940 года для данного вида испытаний создается система оценки, состоящая из двух уровней, а зачетным требованием является однодневный поход: на оценку «сдано» -15 км, на оценку «отлично» - 20 км с попутным изучением туристских навыков (умение читать карту и пользоваться компасом; определение сторон света без компаса).

В комплексе ГТО 1955 года пеший туристский поход входил во все ступени комплекса. Увеличилась дистанция пешего туристского похода - 12 и 15 км, установлены новые требования, а в комплексе ГТО 1972г. - испытание было обязательным для всех возрастных категорий.

С января 1985 г. появилась возможность выбора испытания - вместо туристского похода предлагалось участие в соревнованиях по ориентированию на местности с регламентированным заданным числом контрольных пунктов.

В возрожденном комплексе ГТО, обучающиеся должны не только преодолеть установленную дистанцию, но и продемонстрировать владение туристскими навыками: на бронзовый знак отличия не менее 3 навыков; на серебряный - не менее 5 навыков; на золотой знак отличия не менее 7 навыков. Протяженность похода для участников 3-ей ступени составляет 5 км, а участникам 4-й и 5-й - необходимо преодолеть дистанцию в 10 км.

В методических рекомендациях, разработанных Министерством спорта Российской Федерации, представлен следующий перечень демонстрируемых навыков: установка палатки; укладка рюкзака; разведение костра; преодоление от 2 до 4-х естественных препятствий (условных); вязка узлов; навыки ориентирования; оказание первой медицинской помощи; способы транспортировки пострадавшего; экологические навыки [1].

Проблемой развития туристских навыков школьников занимались многие исследователи: О.В. Алексеева (2012); А.С. Сидоренко (2015); А.В. Фурсов (2016); В.В. Семян-никова (2018); Е.В. Гинжу (2019) и др.

Однако исследований, раскрывающих организационно-педагогические условия подготовки к выполнению испытания (теста) обучающимися, представлено недостаточно.

Современная дидактика трактует «условие» как совокупность факторов, компонентов учебного процесса, обеспечивающих успешность обучения. Соглашаясь с мнением А.А. Володина и Н.Г. Бондаренко [2], Н.В. Ипполитовой [3], понятие «организационные условия» мы рассматриваем как совокупность взаимосвязанных мер, обеспечивающих целенаправленное сопровождение процесса подготовки обучающихся к выполнению испытания (теста) «Туристский поход с проверкой туристских навыков», а «педагогические условия» мы определяем как совокупность возможностей в образовательном процессе (содержание, формы, методы и педагогические приемы), направленных на выполнение обучающимися данного испытания (теста).

В рамках нашего исследования необходимыми компонентами подготовки обучающихся к выполнению испытанию являются мероприятия, представленные на рисунке 1.

Исходя из вышесказанного, мы выдвинули гипотезу исследования, которая заключается в предположении, что разработанная программа по координации деятельности и взаимодействия социально -образовательных учреждений, проявляющих высокую заинтересованность в привлечении школьников к выполнению испытания туристских навыков (теста), окажет положительное влияние на развитие туристских навыков школьников в рамках комплекса ГТО.

Цель исследования разработать программу координации деятельности и взаимодействия социально-образовательных учреждений проявляющих высокую заинтересованность в привлечении школьников к выполнению испытания туристских навыков

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В экспериментальном исследовании приняли участие 107 обучающихся 7-10 классов. Результаты проведенного нами опроса показали наличие большого желания выполнять данный норматив - 75 человек (71%) и низкого уровня имеющихся туристских навыков у 26 школьников (24,3%). Следует отметить, что при уточнении перечня имеющихся навыков, особые затруднения вызывали у обучающихся укладка рюкзака, преодоление естественных препятствий, вязка узлов, ориентирование, т. е. для формирования этих навыков требуется дополнительная подготовка.

Так же нами проведен опрос 27-ми учителей физической культуры из 16-ти общеобразовательных школ с целью выяснения причин отсутствия прикладных (туристских) навыков у детей и малого количества участников, делающих выбор данного испытания, опрос представлен на рисунке 2.

Как можно заметить, по мнению учителей, основной проблемой является отсутствие туризма в содержании школьной программы по физической культуре и возникающие, в связи с наличием установленных нормативных документов, сложности в организации туристского похода. Однако и другие ответы на поставленный вопрос заслуживают пристального внимания.

Соглашаясь с мнением В.Е. Михайловой [4], мы считаем, что важнейшим организационным условием является не только внедрение определенных мероприятий, но и направленность на совершенствование взаимодействия всех заинтересованных участников педагогического процесса, координация их деятельности, активизация развития связей с общественными движениями, образовательными и спортивными организациями, другими социальными институтами.

Рисунок 1 - Компоненты подготовки обучающихся к выполнению испытания «Туристский поход с проверкой туристских навыков»

100%

60% 40% 20% 0%

100%

100%

' Отсутствие туристского снаряжения в школе

I Сложности в самостоятельной

организации туристского похода I Отсутствие пришкольной территории для формирования туристских навыков ' Недостаточное наличие собственных знаний

I Отсутствие туризма в содержании щкольной программы

Рисунок 2 - Результаты опроса учителей о причинах отсутствия прикладных навыков туризма у обучающихся.

Определение заинтересованных в решении проблемы подготовки школьников структур в Великом Новгороде позволило выделить следующие организации:

1. Муниципальный центр тестирования испытаний и норм ВФСК ГТО в муниципальном образовании - городском округе Великий Новгород. Мы исходили из того, что центры тестирования по выполнению нормативов испытаний (тестов), вправе осуществлять оказание консультационной помощи населению, в том числе и по вопросам... «овладения практическими умениями и навыками физкультурно-оздоровительной и прикладной направленности. в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса».

2. МАОУДОД «Детско-юношеская спортивная школа «Центр физического развития». Среди основных видов деятельности данного учреждения - организация методической работы в городе по физической культуре и спорту с учителями физической культуры ОУ, педагогами дополнительного образования, педагогами-организаторами и др.

3. РОО «Федерация спортивного туризма Новгородской области». Федерация решает следующие задачи по развитию детско-юношеского, молодежного, массового оздоровительного и спортивного туризма; проводит с различными заинтересованными организациями туристские путешествия, спортивные походы; организует и проводит подготовку туристских кадров; выполняет благотворительные функции по реализации специализированных проектов, планов и программ с целью выполнения социальных заказов различных организаций, в том числе и учебных коллективов и т. д.

4. Образовательные организации, которые наделены правом организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий в секциях, кружках и т. п.

Анализ направленности их деятельности позволил выстроить схему их взаимодействия в решении указанной проблемы, указано на рисунке 3.

■ Проводит анализ

данных;

• контролирует передачу инвентаря;

• консультирует по вопросам подготовки к выполнению испытания.

Центр тестир-я

ВФСК Г'

МАОУ «ДЮСШ» «Центр физ.

ТО^ развития»

Проводит практико-ориентированный семинар по реализации разработаной Программы;

организует конференции в формате «Круглый стол»; ■ проводит 2оош-консультации.

Г

Общеобра зоват. школа

• Организует работу секции;

• реализуют Программу;

• проводит праздники ГТО.

РОО

« Федерация спортивного

туризма Новгородской области»

• Составляет график передачи инвентаря;

• предоставляет специалистов для практической и консультационной помощи;

• закрепляет за каждой

школой наставника.

Рисунок 3 - Схема взаимодействия организаций по формированию туристских навыков школьников

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Экспериментальная работа продолжалась с 1 октября 2020 года по май 2021 года. После проведенного практико-ориентированного семинара для педагогов, на базах пяти общеобразовательных организаций г. Великий Новгород, были организованы секции «Юный турист», в которой занимались обучающиеся 7-10 классов. В рамках секционной работы проводились теоретические занятия в условиях учебного класса и практические -в спортивных залах школ, на прилегающих территориях (пришкольном стадионе, специально оборудованной песочной яме и т.п.), а так же на территории парковой зоны. Занятия проходили в соответствии с планом-графиком распределения учебного материала, с учетом погодных условий и графиком передачи туристского инвентаря и снаряжения.

На заключительном этапе эксперимента сделан сравнительный анализ уровня развития туристских навыков у школьников (таблица).

Расчет достоверности различий результатов группы в каждом из испытаний по ^ критерию Вилкоксона (Уилкоксона) показал, что наименьшая сумма рангов во всех группах попадает в граничные значения при Р>0,05, поэтому различия результатов до и после эксперимента достоверны.

Таблица - Результаты развития туристских навыков школьников до и после эксперимента (в баллах)_

Кол-во участников Вид

Палатка Костер Азимут Рюкзак Узлы Топог рафия Препятствия

д п д п д п д п д п д п д п

26 3,2 10,0 3,0 9,0 3,2 9,0 2,9 8,7 2,4 8,0 3,0 9,1 2,5 9,6

23 3,5 10,0 3,5 9,3 2,6 9,3 2,6 8,6 2,1 7,7 3,3 9,1 2,6 9,5

20 3,4 10,0 3,0 9,0 2,5 8,9 2,2 8,8 2,2 7,7 2,7 9,4 2,6 9,7

17 2,8 9,7 3,6 9,2 2,7 9,1 2,7 8,8 2,7 7,5 2,7 8,8 2,7 9,7

21 3,6 9,6 3,1 9,1 2,4 9,2 2,9 9,0 2,9 8,0 3,0 9,2 2,5 9,7

Примечание: д - до эксперимента; п - после эксперимента.

ВЫВОДЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, сравнительный анализ подготовленности школьников к выполнению испытания «Туристский поход с проверкой туристских навыков» показал положительную динамику и отражает существенный рост показателей сформированности туристских навыков до и после эксперимента. На основании этого можно сделать вывод, что координация деятельности и взаимодействие социально-образовательных учреждений, проявляющих высокую заинтересованность в привлечении школьников к выполнению данного испытания (теста), оказало положительное влияние на развитие туристских навыков школьников в рамках комплекса ГТО. Следует отметить, что учреждения подобного типа существуют в любом муниципальном образовании, поэтому основной задачей выступает организация их взаимодействия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Методические рекомендации по организации и выполнению нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) к государственным требованиям Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) на 2018-2021 гг., утвержденным приказом Минспорта России от 19.06.2017 №542 // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации : [сайт]. - URL: https://legalacts.ru/doc/metodicheskie-rekomendatsii-po-organizatsii-i-vypolneniiu-normativov-ispytanii-testov/ (дата обращения 01.04.2022).

2. Володин А.А. Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия» / А.А. Володин, Н.Г. Бондаренко // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. - №2. - С. 143-152

3. Ипполитова Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н.В. Ипполитова // General and Professional Education. - 2012. - № 1. - С. 8-14.

4. Михайлова В.Е., Организационно-педагогические условия образовательного партнёрства учреждений общего и дополнительного образования детей : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Михайлова Валерия Евгеньевна - Омск, 2008. - 22 с.

REFERENCES

1. Ministry of Sports of Russia (2017), "Methodological recommendations on the organization and implementation of standards of tests (tests) The All-Russian Physical Culture and Sports Complex "Ready for Labor and Defense" (TRP) to the state requirements of the All-Russian Physical Culture and Sports Complex "Ready for Labor and Defense" (TRP) for 2018-2021, Order of the dated 06/19/2017 No. 542, available at: www.gto.ru/files/uploads/documents/5ac34cb02362e.pdf.

2. Volodin, A.A. and Bondarenko, N.G. (2014), "Analysis of the content of the concept of "Organizational and pedagogical conditions", Proceedings of Tula State University. Humanities, No.2, pp.143-152

3. Ippolitova, N.V (2012), "Analysis of the concept of "pedagogical conditions": essence, classification", General and Professional Education, No. 1, pp. 8-14.

4. Mikhailova, VE., (2008), Organizational and pedagogical conditions of educational partnership of institutions of general and additional education of children, dissertation, Omsk.

Контактная информация: Chislegen@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 06.05.2022

УДК 796.81

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ У КУРСАНТОВ НАВЫКОВ ВЫПОЛНЕНИЯ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ И ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ В ИХ ОБУЧЕНИИ

Антон Ростиславович Шевченко, преподаватель, Владимир Александрович Филиппович, кандидат педагогических наук, Сибирский юридический институт МВД России,

Красноярск

Аннотация

При выполнении оперативно-служебных задач сотрудником подразделения по контролю за оборотом наркотиков присутствует определенный риск для его жизни и здоровья. Анализ теории и практики массового обучения самозащите и применения боевых приемов борьбы будущих оперативных сотрудников подразделений по контролю за оборотом наркотиков выявляет недостаточную разработанность. В связи с высокой криминогенной обстановкой в современное время, с данной недостаточной разработанностью методов обучения самозащите, применению боевых приемов борьбы и как следствие низкой эффективностью образовательного процесса, приводит к неисполнению возложенных на сотрудников служебных обязанностей, что повышает риск получения тяжелых травм, порой несовместимых с жизнью. С целью выявление проблемных сторон образовательного процесса по дисциплине «Физическая подготовка» нами были проведены исследования по установлению уровня сформированности навыков применения боевых приемов борьбы у курсантов выпускных курсов. Был произведен анализ оценок по боевым приемам борьбы курсантами выпускных курсов, а также динамика сформированности у курсантов навыков выполнения боевых приемов борьбы по группам приемов при сдачи зачета. Было проведено анкетирование среди курсантов выпускных курсов по заинтересованности занятиями по разделу «Боевые приемы борьбы». По итогам проведенных исследований выявлено, что от третьего к пятому курсу обучения показатели демонстрации боевых приемов борьбы снижаются, а также происходит снижение заинтересованности занятиями по разделу «Боевые приемы борьбы» по итогам анкетирования. В целях приближения содержания и методики обучения курсантов боевым приемам борьбы к особенностям оперативно-боевой деятельности, нами видится необходимость провести исследование по определению из всего многообразия боевых приемов борьбы наиболее эффективных и часто используемых приемов для составления комплексно-оперативных заданий, моделирующих ситуации рукопашного противоборства при задержании правонарушителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.