Научная статья на тему 'Взаимодействие со службой сопровождения детей: дополнительные компетенции педагога'

Взаимодействие со службой сопровождения детей: дополнительные компетенции педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕДАГОГ ШИРОКОГО ПРОФИЛЯ / КОРРЕКЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ / СТАЖИРОВКА / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ямбург Евгений Александрович

Термин «профессиональная компетенция» в последние годы прочно вошёл в научный лексикон и язык нормативных актов. Под профессиональной компетенцией подразумевается способность действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. В разработке нового профессионального стандарта учителя речь, в первую очередь, идёт о новых профессиональных компетенциях, которыми он должен овладеть, чтобы быть способным к решению тех сложных задач, которые приходится решать современной школе. Такой подход к профессиональным компетенциям не вызывает возражений: ясно, какая бездна дополнительных знаний и умений требуется современному учителю в работе с усложнившимся контингентом учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction with service maintenance for children: additional competence of teachers

Support service for children in terms of Educational Center. Feature of support service taking into account age and individual habits of children. Compensatory education classes (CEC). Effectiveness and experience of special lessons introducing in learning schedule for compensatory education classes. Examples of studies. Support service as a self-trusted cooperation. Recommendations for individual psychological and pedagogical research in primary and senior school. Experience and recommendations for senior students' interaction. Sample of specialist conclusion on the results of psychological and pedagogical diagnosis with a demand. The work with pupils of «risk». Zoo-therapy. Hippo-therapy program

Текст научной работы на тему «Взаимодействие со службой сопровождения детей: дополнительные компетенции педагога»

:34 Page

J

Взаимодействие со службой сопровождения детей: дополнительные компетенции педагога

Евгений Александрович Ямбург,

директор Центра образования № 109 г. Москвы, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук

У|ШМка

Термин «профессиональная компетенция» в последние годы прочно вошёл в научный лексикон и язык нормативных актов. Под профессиональной компетенцией подразумевается способность действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. В разработке нового профессионального стандарта учителя речь, в первую очередь, идёт о новых профессиональных компетенциях, которыми он должен овладеть, чтобы быть способным к решению тех сложных задач, которые приходится решать современной школе. Такой подход к профессиональным компетенциям не вызывает возражений: ясно, какая бездна дополнительных знаний и умений требуется современному учителю в работе с усложнившимся контингентом учащихся.

• компетенции • педагог широкого профиля • коррекционная подготовка • педагогическая мастерская • стажировка • систем-но-деятельностный подход

Концепции-установки

Очевидно, что категория «компетенция» включает профессиональное мастерство педагога, ориентируя его на как можно более совершенное овладение ремеслом. Как универсальный, такой подход относится к любой профессии: некомпетентность опасна в любой сфере человеческой деятельности. Но учительский труд имеет свою ярко выраженную специфику, связанную с личностными характеристиками педагога. Его мотивационные установки, личностные качества и профессиональные компетенции настолько тесно переплетены между собой,

:34 Page

J

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

что порой трудно бывает отделить одно от другого. Поэтому, продолжая разговор о сопровождении детей, ключевой фигурой в котором является педагог, считаем необходимым в первую очередь остановиться на тех специфических профессиональных компетенциях учителя, без которых все остальные характеристики его деятельности теряют смысл:

• готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья;

• профессиональная установка на оказание помощи любому ребёнку: одарённому, имеющему особенности в развитии и т.д.

По сути дела, эти два качества свидетельствуют о мотивированости человека к своей профессии. В свою очередь, эти компетенции-установки, без которых и шага нельзя сделать в сопровождении ребёнка, предполагают наличие у педагогов таких личностных качеств, как способность к состраданию и сопереживанию, развитое чувство эмпатии, готовность к любым реакциям своих подопечных, собственную психологическую устойчивость и позитивный настрой в работе вопреки неизбежно возникающим трудностям и препятствиям.

Сказанное относится к психологической характеристике самого педагога. По большому счёту этими личностными качествами не худо бы обладать любому человеку, вне зависимости от сферы его профессиональной деятельности. Но, как уже неоднократно отмечалось, в нашей педагогической сфере личностные качества учителя имеют решающее значение. Он второй, кто после матери принимает и сопровождает ребёнка. Слишком многое зависит от того, каким будет первый воспитатель детского сада, первый педагог в начальной школе. Но дело не только «в ответе за тех, кого мы приручили».

Исходные профессиональные мотивации учителя в совокупности с его личностными качествами определяют пути и способы овладения профессиональным мастерством, побуждают осваивать те новые профессиональные компетенции, которыми он до сих пор не обладал. К примеру, если учитель в классе настроен на обучение только одарённых и хорошо развитых детей, его никакими силами не заставить глубоко погрузиться в проблемы детей с отставанием в развитии. Он будет делать всё от него зависящее, чтобы избавиться от этого «балласта», омрачающего картину его профессионального успеха. И напротив, педагог, готовый принять любого ребёнка и оказать ему грамотную своевременную профессиональную помощь, быстро осознаёт необходимость в повышении своей квалификации.

:34 ?age

J

Е.А. Ямбург. Взаимодействия со службой сопровождения детей: дополнительные компетенции педагога

Профессиональные педагогические компетенции:

• Умение вести педагогическое наблюдение.

• Способность при наблюдении выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.

Первичная педагогическая диагностика была, есть и будет альфой и омегой педагогического труда. Но в последнее время, в связи с акцентом на освоении педагогами новых технологий (преимущественно информационных), педагогическому наблюдению уделяется неоправданно малое внимание. Между тем никакой тестовый анализ, свидетельствующий о степени овладения учащимися предметными и метапредметными компетенциями, не заменит первичной педагогической диагностики. Оценка успехов ребёнка и педагога, исключительно исходя из результатов освоения стандартов образования, не позволяет педагогу сосредоточить внимание на тех детях, которые в первую очередь нуждаются в его внимании и, возможно, ещё долгое время не будут в состоянии освоить в полной мере требуемый учебный материал.

• Способность оказать адресную помощь ребёнку своими педагогическими приёмами.

Речь идёт о том, чтобы на основе выявленных в результате наблюдения за учеником трудностей, понимания особенностей его развития, найти к нему педагогический подход: это старая, как мир, педагогическая практика, использовавшаяся опытными учителями задолго до возникновения термина «профессиональная компетенция», дающая положительный эффект. Педагог первым должен увидеть проблему ребёнка, попытаться её решить своими способами и приёмами, проанализировать результаты и лишь затем, в случае, когда арсенал его средств не даёт ожидаемого эффекта, обратиться к специалистам: медикам, психологам, дефектологам, нейрофизиологам. Мы не требуем от обычного учителя дифференциальной диагностики, но на её необходимость указывает педагог. Отсюда вырастает ещё одна необходимая педагогическая компетенция:

• Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.

В свою очередь, эта готовность предполагает и такую дополнительную профессиональную компетенцию:

• Умение читать документацию специалистов.

Но для того, чтобы овладеть таким умением, необходимо обладать знаниями основ смежных наук о человеке. Подготовка педагогов должна позволить им грамотно интерпретировать результаты, полученные коллегами при более тонкой дифференциальной диагностике. Такие вопросы обсуждаются на консилиумах, которые, помимо своей прямой задачи — комплексной помощи нуждающимся

:34 ?age

J

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

в ней детям, выполняют функции взаимообучения специалистов разного профиля. В результате деятельности консилиума должен быть выработан документ, создание которого невозможно без овладения учителем ещё одной педагогической компетенцией:

• Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребёнка.

Необходимость работать по таким программам заставляет учителя использовать в работе, наряду с традиционными педагогическими технологиями, методы и приёмы смежников. Отсюда следующая профессиональная компетенция:

• Владение специальными методиками, позволяющими вести кор-рекционно-развивающую работу.

Такая работа разворачивается прямо на уроке, когда предметные методики и технологии обучения органично сочетаются с коррек-ционными приёмами. Оценка результативности всех усилий, направленных на организацию комплексной помощи ребёнку, невозможна без овладения педагогом ещё одной компетенцией:

• Умение отслеживать динамику развития ребёнка.

Оценка результативности психолого-медико-педагогического сопровождения ребёнка не сводится только к успешности освоения программ обучения. Не менее важно фиксировать положительную (или отрицательную) динамику созревания его психических функций, успешность процесса социализации и адаптации. Два последних параметра в значительной мере регулируются действиями педагога. Отсюда две важнейшие педагогические компетенции, необходимые в работе со смешанным контингентом учащихся:

• Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.

• Способность регулировать взаимоотношения между детьми в коллективе.

Защита «униженных и оскорблённых» — извечная задача культуры в целом и педагогики в частности. Но в последнее время, когда нарастают межэтнические, межконфессиональные и другие напряжения, связанные с атомизацией общества и его резкой социальной дифференциацией, изгоем и объектом атак сверстников может стать любой ученик, имеющий особенности, отличающие его от других. При этом неважно, что послужило толчком к коллективному неприятию: заикание коренного москвича или ярко выраженный национальный акцент ребёнка, в семье которого не говорят по-русски, видимый физический дефект или странности в поведении, имеющие органическую природу, проявляющуюся в такой симптоматике. При этом надо понимать, что все усилия службы сопровождения ребёнка будут обесцениваться, коль скоро бо'льшую часть времени он проводит во враждебной агрессивной среде. Поэтому формирова-

:34 ?age

J

Е.А. Ямбург. Взаимодействия со службой сопровождения детей: дополнительные компетенции педагога

ние моделей терпимого поведения у детей — одна из наиболее актуальных задач современной российской педагогики.

И наконец, такая, казалось бы, очевидная компетенция, как:

• Умение взаимодействовать с родителями в решении проблем, возникающих в процессе обучения и развития ребёнка.

Она только на первый взгляд кажется банальной. Учитель (или воспитатель детского сада) — первый, кто сталкивается с родителями. Он даёт им необходимые рекомендации, а при необходимости направляет их к другим специалистам службы сопровождения. Сам факт такого направления может вызвать психологическое отторжение у родителей, склонных идеализировать своего ребёнка, и уповать на то, что его проблемы со временем снимутся сами собой. Между тем специалистам хорошо известно, что чем раньше начнёшь работу с проблемой (дефектом) в развитии ребёнка, тем больше шансов на успех.

От педагога, работающего в команде службы сопровождения, требуется особая деликатность в оценке перспектив развития ребёнка, убедительность в подборе аргументов, побуждающих родителей к сотрудничеству и совместной работе в команде сопровождения, полноценным членом которой ему предстоит стать. Направлением родителей к специалистам дело не кончается. Напротив, в работе по индивидуальной программе развития, выработанной совместными усилиями в рамках консилиума, важнейшая роль отводится родителям, получающим профессиональные рекомендации для соответствующих занятий со своим ребёнком вне школы. Соответственно с определённой периодичностью родители получают сведения о положительной динамике развития своего ребёнка, являющейся результатом коллективных усилий всей службы сопровождения, включая их собственный вклад в общее дело. Так постепенно учитель меняет потребительскую позицию родителей по отношению к школе, которая сродни конфронтационной («вы мне обязаны помочь»), на субъектно-педагогическую. Таким образом старое, как мир, умение учителя взаимодействовать с родителями наполняется новым конкретным содержанием.

Педагог широкого профиля

Завершая разговор о педагогических компетенциях, которыми должен овладеть учитель для того, чтобы работать в адаптивной модели психолого-медико-педагогического сопровождения, отметим, что их перечень не может быть исчерпывающе полным. Их необходимый и достаточный набор зависит от особенностей контингента детей, с которыми работает дошкольное учреждение и школа. К примеру, если педагогический коллектив серьёзно взялся за решение проблем инклюзивного образования, педагогам придётся овладевать

:34 ?age

J

Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А

такой компетенцией, как построение и корректировка индивидуальной программы развития, образования и коррекционной работы на основе психолого-педагогической диагностики для детей с ограниченными возможностями здоровья. Особые компетенции нужны для работы с одарёнными детьми.

Очевидно, что для овладения всеми перечисленными компетенциями педагогам необходимы дополнительные знания. На смену узкому специалисту-предметнику должен прийти педагог широкого профиля, способный решать усложнившиеся задачи обучения и развития всех без исключения детей. Это не означает, что следует ослабить подготовку педагога в предметной сфере. Учитель физики, плохо знающий свой предмет, не владеющий информационными технологиями, производит в школе жалкое впечатление. Но одной предметной подготовки в современной школе явно недостаточно: речь идёт о наполнении профессионального стандарта учителя психолого-педагогическим содержанием, что полностью соответствует структуре его профессиональной деятельности.

Очевидно, что для подготовки педагога необходимо дать ему дополнительные знания в области психологии и физиологии, дефектологии, нейропсихологии и медицинской этики и т.д. При этом важно не перегрузить учителя избыточной информацией. Нельзя требовать от него, чтобы он стремился стать «корифеем всех наук» о человеке. Но научиться ориентироваться в базовых понятиях и категориях, которыми оперируют специалисты, ему придётся. Для чего? Для того чтобы перевести их рекомендации на язык педагогических действий.

Ну, а как быть с теми, кто уже работает в школе, обладая названными компетенциями в разной мере, так как подготовка учителей в разных вузах осуществлялась на разных качественных уровнях и по другим стандартам?

Мы уже писали о сопровождении учителей, показывали, как их взаимодействие между собой и со специалистами повышает профессиональный уровень.

Педагогическая мастерская

Наряду с индивидуальными консультациями, методическими объединениями, творческими группами в нашем центре образования уже много лет функционирует «Педагогическая мастерская», в которой педагоги обмениваются своим опытом, обогащая друг друга.

В рамках этой «мастерской» уже много лет проводится семинар «Знаете ли Вы нас, хотите ли помочь нам?». Название не случайно: чем выше уровень современных научных знаний у педагогов, тем большую помощь они смогут оказать каждому ребёнку. Семинар

:34 ?age

J

Е.А. Ямбург. Взаимодействия со службой сопровождения детей: дополнительные компетенции педагога

постоянно действующий, так как наука даёт всё новые и новые данные по тем проблемам, которые волнуют педагогов. Сохранение психофизического здоровья и развитие — вот задачи образования.

В семинаре занимаются работники детского сада и школы. Есть общие лекции, а есть по подразделениям (с учётом возраста детей и направления обсуждаемых вопросов).

Созданы авторские программы для воспитателей детского сада, учителей начальных классов, основной и старшей школы, классов компенсирующего обучения, членов методических объединений, родителей.

Для учителей начальных классов на семинаре раскрываются проблемы школьной неуспеваемости. Особое внимание — развитию речи и нарушениям чтения и письма (дислексия, дисграфия). Даётся описание симптоматики, анализируются психологические механизмы этих нарушений, изучаются технология преодоления дисгра-фии и дислексии, различные коррекционные приёмы, развивающие произвольную деятельность, навыки самоконтроля, мыслительные операции и другие психические функции.

Учителя основной и старшей школы наряду с темами, названными для учителей начальной школы, осваивают коррекционно-развива-ющие приёмы для преодоления трудностей в обучении детей. С учителями-предметниками проводятся практические занятия по использованию этих приёмов и созданию аналогичных с учётом темы учебного предмета. Создаются компьютерные версии. Много внимания уделяется предупреждению дезадаптации поведения подростков.

На семинарах для учителей классов компенсирующего обучения раскрываются проблемы детей с особенностями развития, основные направления коррекционно-развивающей работы с ними. Учителей знакомят с причинами отклонений в развитии детей — биологическими, социальными, педагогическими. Даётся характеристика детей с нарушениями анализаторов (слуха, зрения, речи, двигательной сферы); с нарушениями эмоциональной сферы и поведения; с интеллектуальным недоразвитием; с задержкой психического развития. Особое место занимают вопросы, связанные с педагогическим подходом к учащимся классов компенсирующего обучения в зависимости от состояния (уровня умственного развития, эмоционально-волевой сферы).

В работе с родителями раскрывают характер и причины неадекватных форм родительских взаимоотношений. Акцентируется внимание на роли родителей в сохранении психофизического здоровья ребёнка; предупреждении трудностей в обучении и дезадаптации поведения. Особое внимание уделяется помощи детям с нарушением анализаторов, детям с эмоционально-волевыми нарушениями

:34 ?age

J

Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А

и другими проблемами развития, проводится индивидуальное консультирование родителей, обучение приёмам работы с детьми.

Главный результат семинара — интерес к творческой, инновационной деятельности. За эти годы опубликованы статьи, методические пособия, книги, защищены магистерские и кандидатские диссертации. Многие учителя получили второе высшее дефектологическое образование.

Системно-деятельностный подход

В освоении любой базы знаний важно не только содержание, но и способы его подачи. Любой грамотный педагог стремится поставить ребёнка в субъектную позицию, иными словами — побудить ученика активно добывать необходимые знания, в противном случае мы получаем формальные, мёртвые сведения, обременяющие память и со временем легко вытесняемые из сознания. Сказанное в одинаковой степени справедливо в отношении и детей, и взрослых. Отсюда следует, что в основу освоения психолого-педагогического тезауруса должен быть заложен системно-деятельностный подход. Помимо побуждения к активному усвоению педагогами необходимой им информации, такой подход имеет то преимущество, что содержит ярко выраженную практическую направленность. Его главная цель — вооружить педагогов дополнительными, более тонкими инструментами наблюдения и воздействия на ребёнка.

Отсюда следует, что дополнительная подготовка педагога не может сводиться только к лекциям и семинарам. Ключевую роль в ней играет стажировка, которая во многом сродни клинической практике будущих врачей. Именно во время такой практики будущий специалист (неважно, медик или педагог) наблюдает трудные случаи, следит за работой признанного профессионала, методами его работы, задаёт уточняющие вопросы. А главное, убеждается в необходимости оттачивать собственный профессионализм.

В нашем случае такой постоянно действующей «клиникой», на базе которой постоянно происходит обучение педагогов, является Центр образования, в структуру которого входят все ступени обучения и развития ребёнка, начиная с детского сада и кончая старшей школой.

Ещё раз подчеркнём, что оптимальный путь, ведущий к неформальному усвоению педагогами необходимых психолого-педагогических знаний, вооружающих их новыми профессиональными компетенциями, — практико-ориентированный способ их подачи и освоения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.