Научная статья на тему 'Взаимодействие СМИ и социальных сетей (на примере проектов TJournal, TheQuestion и «Лентач»)'

Взаимодействие СМИ и социальных сетей (на примере проектов TJournal, TheQuestion и «Лентач») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4713
407
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / "ВКОНТАКТЕ" / СИСТЕМА СМИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Яшина Александра Андреевна

В настоящей статье рассматривается система взаимодействия СМИ и социальных сетей на примере современных проектов TJournal и «Лентач». Автор описывает способы взаимодействия субъектов, выделяя такие варианты, как «социальные сети источник информации для СМИ», «площадка размещения информации (вторичная и первичная)», «площадка присутствия журналиста как пользователя»; затрагивает связанную с этим проблему трансформаций СМИ и социальных сетей, происходящих на базе обеих систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие СМИ и социальных сетей (на примере проектов TJournal, TheQuestion и «Лентач»)»

Яшина А. А.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СМИ И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТОВ TJOURNAL, THEQUESTION И «ЛЕИТАЧ»)

В настоящей статье рассматривается система взаимодействия СМИ и социальных сетей на примере современных проектов TJournal и «Лентач». Автор описывает способы взаимодействия субъектов, выделяя такие варианты, как «социальные сети - источник информации для СМИ», «площадка размещения информации (вторичная и первичная)», «площадка присутствия журналиста как пользователя»; затрагивает связанную с этим проблему трансформаций СМИ и социальных сетей, происходящих на базе обеих систем.

Ключевые слова: социальная сеть, «ВКонтакте», система СМИ.

Социальные сети сегодня - феномен, ставший неотъемлемой частью жизни людей, этот факт не позволяет исследователям выпустить его из поля зрения. Вопросами социальных сетей занимаются не только специалисты сферы IT, интерес к феномену получил широкое распространение в социальных и гуманитарных науках. Для того, чтобы осознать масштабы популярности социальных сетей, в частности, самой популярной в России социальной сети «ВКонтакте», обратимся к данным Livelnternet.com. Сайт ВКон-такте.ру уже долгое время находится на первой строчке рейтинга портала. Согласно статистике 2017 года, в среднем за 3 месяца в день на сайт переходит более 90 миллионов уникальных посетителей [1]. Сейчас, по собственным данным «ВКонтакте», в социальной сети зарегистрировано порядка 427 миллионов пользователей [2].

Отметим, что резкое увеличение количества пользователей произошло именно в последние два года: так, в январе 2015 года «ВКонтакте» зарегистрировались 5,6 миллионов новых пользователей, общее их число на тот момент составляло 219 миллионов [3]. Таким образом, предположение об ослаблении интереса аудитории к социальным сетям в России, развиваемое исследователями в 2010 годах в отношении «ВКонтакте» [4], не подтверждается в полной мере. Так, исследователь А. С. Дужникова в своей статье «Социальные сети: современные тенденции и типы использования» говорит о возможном спаде интереса аудитории к социальным сетям и ухудшения качества трафика на фоне увеличения пассивных аккаунтов и старения аудитории, как это произошло с социальными сетями за рубежом и блогами во всем мире. Однако при сопоставлении данных, приведенных исследователем в 2010 году, и официальных данных социальной сети «ВКонтакте» за 2017 год, нельзя согласиться с тезисом о старении аудитории: оба источника говорят о 60% пользователей старше 25 лет. Таким образом, мы можем удостовериться в том, что социальные сети, в частности «ВКонтакте», сегодня в России не сдают своих позиций, а значит, заслуживают внимания исследователей и СМИ как системы.

Прежде чем переходить к анализу способов взаимодействия СМИ и социальных сетей, определимся с границами понятия «социальная сеть», его признаками и функционалом. Сам термин «социальная сеть» был введен в употребление в 1954 году - его использовал социолог Джон Барнс в сборнике работ «Человеческие отношения». Исследователь понимал под социальной сетью социальную структуру, представляющую собой группу узлов, которые являются социальными объектами (человек, индивид, личность, социальная группа, общность). В дальнейшем термин получил широкое распространение в гуманитарных науках в связи с развитием технологий и наступлением эпохи WEB 2.0, стал использоваться применительно к сайтам специфической структуры сети Интернет.

Сегодня в этом смысле под социальной сетью понимается ресурс, функционал которого позволяет пользователям репрезентировать себя в сети Интернет посредством создания персональной страницы и осуществлять коммуникацию на базе этого ресурса. Таким образом, исследователи признают социальной сетью ресурс в Интернете, который обеспечивает несколько возможностей:

1. создание (регистрация) индивидуальных профилей (аккаунтов), содержащих информацию о пользователе;

2. взаимодействие (коммуникация) пользователей на базе ресурса посредством просмотра профилей, комментариев, внутренней почты (сообщений);

3. обмен ресурсами (информацией, представленной в разных формах, в последнее время - денежными ресурсами);

4. удовлетворение потребностей пользователя за счет накопления этих ресурсов;

5. достижение совместной цели путем кооперации пользователей (объединение в сообщества) [5].

Подобное определение понятию дает электронная библиотека «Википедия»: в статье ресурса под социальной сетью понимается ресурс, предназначенный для построения, организации и отражения социальных отношений между пользователями [6].

Признаем, что такие определения является достаточно общими и дают возможность выделить много подвидов социальных сетей, включить в них не только проекты, позиционирующие себя как социальные сети, но даже блоги и сайты знакомств. Тем не менее, мы считаем необходимым принять эти определения и признаки во внимание, поскольку они являются основополагающими, их знание необходимо для понимания социальной «механики» феномена.

Обратимся к наиболее популярной в России социальной сети «ВКонтакте». Отметим, что ресурс позиционирует себя именно как социальная сеть и дает возможность пользователям создавать личные страницы, тематические сообщества и страницы, пользоваться аудио, фото, видео и другими материалами. Вышеописанная статистика проекта и «механика» социальной сети дает возможность обосновать высокую степени интереса системы СМИ к социальным сетям в целом и к проекту «ВКонтакте» в частности.

Тем не менее, активное взаимодействие систем СМИ и социальных сетей началось не сразу после появления последних в российском интернет-пространстве. Социальные сети «Одноклассники» и «ВКонтакте» появились в 2006 году. В 2009 году исследователь Л. А. Браславец в работе «Социальные сети как средство массовой информации: к постановке проблемы» раскрыл мнения журналистов и редакторов федеральных изданий по поводу функционирования социальных сетей в качестве СМИ: часть опрошенных представителей СМИ склонялась к одобрению взаимодействия, часть - осуждала, в том числе за явление гражданской журналистики [7]. В 2011 году на конференции «СМИ и социальные сети: перспективы взаимодействия» в Петербурге также было обозначено несколько точек зрения [8]. Так, представители редакций ВВС и РИА «Новости» заявили о том, что социальные сети стали профессиональным инструментом журналиста. В то же время главный редактор издания Lenta.ru Галина Тимченко перечислила несколько сложностей в работе с социальными сетями. Поскольку Lenta.ru все-таки появилась на площадке социальных сетей, когда бывший сотрудник редакции зарегистрировал группу на Facebook, редакции пришлось заняться этим направлением работы и решить проблемы сохранения корпоративного стиля издания, который пытались копировать другие СМИ, и «переупаковки» текстов для каждой площадки. Известно, что в 2011 году сайт Lenta.ru все еще не имел привязки к социальным сетям и специальных кнопок, в то же время аккаунт издания в Twitter, заведенный в целях эксперимента, уже на тот момент имел 26 тысяч подписчиков.

В последующем СМИ наладили более тесное сотрудничество с основными социальными сетями, популярными в России. К описанию и изучению явления подключились

ученые: в 2014 году исследователь О. В. Дьяченко рассматривала практики присутствия российских СМИ в БасеЬоок и «ВКонтакте», называя социальные сети «непременным атрибутом российского СМИ» [9].

На основе всех приведенных данных и собственного опыта работы со СМИ и социальными сетями, а также их исследования, мы считаем возможным описать структуру взаимодействия СМИ и социальных сетей.

Рассмотрим первый блок взаимодействия.

Журналисты и редакции СМИ могут использовать социальную сеть, в частности «ВКонтакте», в качестве собственно социальной сети. Сотрудники редакций, журналисты, главные редакторы могут зарегистрироваться в социальной сети как пользователи. Например, личные страницы «ВКонтакте» имеют представители рассматриваемых нами изданий: создатель издания ТИеОиезЦоп Тоня Самсонова и главный редактор Т1оигпа1 Никита Лихачев. Как любые пользователи, они имеют возможность размещать личную информацию (имя, пол, возраст, сведения о родственниках, семейном положении, об образовании, месте работы и проч.), записи, фото, видео и другие материалы. При этом, как и все пользователи, они могут корректировать количество информации и приватность, а стиль ведения личного аккаунта может быть в большей или меньшей степени формальным и в большей или меньшей степени отражать профессиональную сферу жизни.

Так, на странице Тони Самсоновой заполнены разделы личной информации (имя, дата рождения, место проживания, семейное положение, языки, контактная информация и сведения об образовании, карьере и жизненной позиции). Для сравнения - личная информация в профиле Никиты Лихачева имеет другое распределение: тоже указаны имя, дата рождения, город проживания, языки, контактная информация, сведения об образовании и карьере, кроме того, указаны родной город, родственники, приведено большое количество любимых цитат.

Набор заполненных и доступных к просмотру разделов на двух страницах одинаков: это фотографии, видеозаписи, интересные страницы и записи на стене. В то же время их наполнение различается. На странице Тони Самсоновой - 10 фотографий в альбоме «фотографии со стены» и 48 фотографий в альбоме «фотографии с пользователем». На странице Никиты Лихачева более 700 фотографий в 15 альбомах. Подобное количественное расхождение наблюдается и в других разделах: у Тони Самсоновой 10 видеозаписей, 58 интересных страниц, у Никиты Лихачева - 488 видеозаписей, 204 интересных страницы. Статистика и качественный анализ свидетельствует, что создатель ТЬеОиевЦоп, в отличие от главного редактора Т1оигпа1, использует страницу скорее в профессиональных целях: в частности, за период с 2010 года она разместила порядка 400 записей, содержащих в основном ссылки на проект ТИеОиезЦоп. В свою очередь, в разделе записей Никиты Лихачева содержится порядка 2500 его записей и друзей, менее половины из них, так или иначе, содержит ссылки на проект Т1оигпа1.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что коммуникативные стратегии присутствия представителей СМИ в социальной сети посредством личной страницы могут существенно различаться, хотя имеют некоторые общие закономерности.

Второй вариант в этом процессе взаимодействия - использование социальной сети как площадки для присутствия СМИ. Он может реализовываться в форме сообщества и публичной страницы СМИ, запуска таргетированной рекламы и промо-постов. Сосредоточимся на стационарных типах присутствия СМИ - сообществах и публичных страницах, поскольку их возможно исследовать.

Свои публичные страницы в социальной сети «ВКонтакте» имеют проекты Т1оигпа1, ТЬеОиевЦоп и «Лентач». Отметим, что Т1оигпа1 и «Лентач» позиционируют себя на платформе «ВКонтакте» как СМИ, категория издания ТИеОиезЦоп - веб-сайт, однако при ближайшем рассмотрении все три проекта - на стыке так называемых новых медиа, соци-

альных медиа и СМИ, существуют на базе инетрнет-площадок, создавая коммуникационные связи между пользователями и формируя информационную базу и повестку своих подписчиков. Обратимся к анализу публичных страниц проектов.

Все три проекта имеют открытую публичную страницу в социальной сети «ВКонтак-те» и размещают на ней записи (посты). При этом страницы различаются по нескольким параметрам, таким как заполненность разделов, периодичность постинга, стиль и содержание постов. Рассмотрим и опишем страницы по перечисленным пунктам.

Страницы проектов имеют разный набор заполненных разделов. Так, на странице «Лентач» есть разделы «Информация», «Ссылки», «Видеозаписи», «Аудиозаписи» и «Контакты». TJournal использует только разделы «Информация», «Ссылки», «Аудиозаписи» и «Контакты». На странице TheQuestion доступны разделы «Информация», «Ссылки», «Обсуждения» и «Контакты». Как видно, разделы «Информация», «Ссылки» и «Контакты» являются основными и необходимыми для продуктивного присутствия проектов в социальной сети. Использование аудио- и видеоматериалов и соответствующих разделов обусловлено редакционной политикой ведения страницы. Раздел «Обсуждения» используется для взаимодействия с пользователями и является опциональным.

Как уже было сказано выше, на всех страницах проектов заполнен раздел «Информация», но в каждом случае он имеет разный объем. Так, самое распространенное описание имеет страница проекта TheQuestion: в нем содержится слоган проекта «Умные ответы на ваши гениальные вопросы», способы пользования ресурсов и ссылки на веб-сайт проекта. Гораздо меньший объем информации в разделе имеет страница TJournal: описание ограничивается «Новости в интернете. Ты либо в тренде, либо уходи» и ссылкой на внешний сайт проекта. Раздел информации страницы «Лентача» содержит только ссылку на внешний сайт, особенности которого мы опишем позже.

На периодичность постинга, по нашему мнению, влияет специфика проекта. Так, записи на странице TheQuestion размещаются с интервалом в 7-8 минут, точное время зависит от данных трафика, контролируемого с помощью системы Google Analytics, материалы отбираются контент-менеджерами проекта из общей базы внешнего веб-ресурса. В то же время проекты TJournal и «Лентач» ведут менее частый и менее регулярный постинг, поскольку выдают в ленту только новые материалы, в то время как TheQuestion может пользоваться всей информационной базой и не имеет такой строгой привязки ко времени.

Наконец, содержание постов на страницах проектов в большинстве случаев схожее: в основном, посты содержат текстовый компонент (подводку разного объема), интерактивный компонент (гипертекстовый, ссылка на внешний ресурс) и визуальный компонент (фото, в том числе фото в составе ссылки). Как уже было сказано, использование аудио- и аудиовизуальных компонентов регламентируется политикой редакции так же, как и общий стиль ведения группы. В целом, все три проекта по этому критерию можно охарактеризовать как площадки, где по большей части высказываются мнения либеральной и демократической направленности.

Третий вариант в этом блоке типов взаимодействия - использование социальной сети в качестве источника информации. При таком способе взаимодействия сотрудники редакций могут использовать личные сообщения как способ интервью, проводить мониторинг новостной ленты на предмет информационных поводов и взаимодействовать с аудиторией различными способами: с помощью раздела «Обсуждения», «Комментарии» и личных сообщений, в том числе личных сообщений публичных страниц. Отметим, что раздел «Комментарии» закрыт только на странице проекта TJournal. На страницах «Лентач» и TheQuestion пользователи могут оставлять комментарии, но этот материал будет проходить автоматическую или ручную модерацию.

Подчеркнем, что рассмотренные способы взаимодействия компонентов «социальная сеть» и «журналист и СМИ» предполагают, что активные процессы происходят на базе

социальной сети. С другой стороны, компонент «социальная сеть» по ряду своих свойств может выступать в качестве коммуникативной стратегии СМИ, в таком случае активные процессы будут происходить на базе внешних площадок проектов.

Первый вариант подобного взаимодействия - использование СМИ макета и\или структуры социальной сети на своем сайте. Так, до 2017 года проект ТГоигпа1 использовал на своем сайте интерфейс и структуру, схожую с системой социальной сети «ВКонтакте»: например, разделы «Популярное», «Свежее», «За неделю», «Твиты» располагались в боковом блоке в левой части страницы. В 2017 году визуальное отображение структуры сайта изменилось, указанные разделы переместились в «шапку» сайта, однако и сейчас на площадке используются приемы, схожие с приемами социальной сети: в частности, в разделах указывается количество новых непрочитанных пользователем материалов.

В глобальном смысле проекты Т1оигпа1 и ТЬеОиевЦоп также реплицируют общие механизмы функционирования ресурсов и взаимодействия пользователей социальной сети на своих внешних площадках. Например, на внешних сайтах проектов пользователь так же, как в социальной сети, имеет свой аккаунт, через который может отслеживать касающиеся его комментарии, уведомления и прочее. Более того, мы считаем важным отметить, что ТЬеОиевЦоп отчасти является социальной сетью в ее классическом понимании: ресурс дает большинству пользователей равные права. Специфика проекта заключается в том, что зарегистрированные пользователи могут задавать вопросы и отвечать на них, влияя на рейтинг друг друга, при этом по достижению рейтингом определенных отрицательных значений аккаунт пользователя переходит в статус «только чтение» или полностью блокируется.

Кроме того, тематика, язык и стиль материалов, размещенных на внешних ресурсах проектов, также претерпевают трансформации под влиянием социальных сетей. Среди подобных трансформаций мы можем выделить, например, внимание Т1оигпа1 к популярным в социальных сетях темам и создание материалов и подборок «о котиках». Язык собственных текстов в материалах ресурсов чаще всего не имеет ярко выраженных трансформаций, однако в структуре материалов Т1оигпа1 часто используются цитаты из социальных сетей («ВКонтакте») либо специальные интерактивные виджеты (ТасеЬоок, 1п81а§гат). Учитывая, что материалы-ответы на вопросы в проекте ТЬеОиевЦоп создаются не только сотрудниками редакции после интервью с экспертами, но и непосредственно самими пользователями, язык и стиль текстов также будет тяготеть к разговорности и напоминать язык и стиль социальных сетей.

Отметим, что в последнее время на базе социальных сетей появились проекты, позиционирующие себя как СМИ, но в то же время существующие только в рамках социальной сети, использующие ее как основную и единственную площадку функционирования, даже образовавшиеся непосредственно на базе социальной сети. Такие проекты могут более и менее трансформированы под влиянием социальной сети.

В качестве примера подобных проектов можно привести «Лентач». Это бывшая страница «ВКонтакте» издания Лента.ру, после смены редактора в 2014 году «отколовшаяся» и функционирующая самостоятельно, наполняемая в том числе старым штатом журналистов. Одна из главных особенностей текстов «Лентача» - это визуальный компонент юмористического содержания, чаще всего сгенерированный авторами коллаж, элементы которого, скомпонованные вместе, позволяют выявить мнение авторов по информационному поводу, придают тексту оценочность, эмоциональную окрашенность. Важно отметить, что в июле 2016 года в социальной сети «ВКонтакте» появилась новая страница с названием «Настоящий лентач», куда перешла прежняя редакция страницы «Лентач». Создатели новой страницы во главе с Марком Шейном объяснили свой поступок рейдер-ским захватом предыдущего проекта и продолжили работу редакции на новой странице, сохранив стиль и оформление издания. При этом первая страница с названием «Лентач»

по решению новой редакции под руководством Игоря Белкина, Андрея Коняева и Артема Крашенникова поменяла оформление, но продолжила создание материалов в первоначальном стиле, добавив рекламные посты. Сегодня две страницы функционируют параллельно, имея общую часть аудитории и ссылаясь на два разных внешних одностра-ничных сайта-визитки, не содержащих материалов, но имеющих ссылки на аккаунты проектов в других социальных сетях.

Еще одним проектом, о котором стоит упомянуть в рамках этой тенденции, является холдинг Look at Media. По словам главы холдинга Алексея Аметова, издания The Village, Furfur и Wonderzine, входящие в структуру Look at Media, планируют отказаться от всех площадок, кроме социальных сетей и приложений [10]. Внешние сайты, веб-версии изданий станут «имиджевыми витринами медиабренда». Руководители проектов намерены завершить процесс перехода в течение четырех лет, в настоящее время редакции разрабатывают новые стратегии, каких-либо ощутимых трансформаций в ведении изданий не наблюдается, поэтому они не стали объектами настоящего исследования.

Подобные тенденции, но в более развитой форме, отмечаются в зарубежной практике. В январе 2017 года Facebook запустил собственный журналистский проект, главной целью которого была объявлена борьба с фейковыми новостями, в огромном количестве распространявшимися через социальную сеть во время выборов президента США. Известно, что новое издание Facebook будет состоять из трёх направлений: сотрудничество с крупными СМИ и совместная разработка новых продуктов, обучение журналистов новым технологиям и инструментам на собственных тренингах, а также помощь своим пользователям в отборе качественной и достоверной информации.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что взаимодействие СМИ и социальных сетей сегодня сводится не только к выходу СМИ на площадки социальных сетей. Социальные сети также берут на себя некоторые функции СМИ и реализуют подобную деятельность не только в варианте гражданской журналистики. В настоящее время существует явная тенденция: СМИ используют социальные сети как площадки для личного и редакционного присутствия, распространения и сбора информации. СМИ существуют в социальных сетях как на дополнительной и\или основной площадке, и даже создаются на базе социальных сетей, правда, последнее касается пока только зарубежной практики. Также СМИ перенимают некоторые признаки и механизмы социальной сети для повышения продуктивности взаимодействия с аудиторией и ее привлечения. Ясно, что роль социальных сетей в практике СМИ в настоящее время возрастает, а число механизмов взаимодействия увеличивается. Социальная сеть, по сути, внедряется в систему СМИ и становится еще одним полноправным ее компонентом.

Список литературы

1. Liveinternet [Электронный ресурс] - URL: http://www.liveinternet.ru/, свободный (дата обращения: 01.05.2017). - Загл. с экрана.

2. Каталог пользователей ВКонтакте [Электронный ресурс] - URL: https://vk.com/ catalog.php, свободный (дата обращения: 25.04.2017). - Загл. с экрана.

3. Газета.ру. «ВКонтакте» зарегистрировала рекордное количество новых пользователей за январь [Электронный ресурс] - URL: https://www.gazeta.ru/tech/ news/2015/02/02/n_6884953.shtml, свободный (дата обращения: 20.01.2017). - Загл. с экрана.

4. Дужникова, А. С. Социальные сети: современные тенденции и типы пользования / А. Дужникова. II Мониторинг общественного мнения. - № 5(99). - 2010. - С. 238-251. - URL: https://wciom.ru/fileadmin/file/monitoring/2010/99/2010_5(99)_16_Duzhnikova.pdf, свободный (дата обращения: 20.01.2017). - Загл. с экрана.

5. Мифы и реальность социальных сетей в Интернете [Электронный ресурс] II Энци-

клопедия сайтостроения. - URL: http://site.nic.ru/content/view/358/33/, свободный (дата обращения: 10.02.2017). -Загл. сэкрана.

6. Электронная энциклопедия «Википедия» [Электронный ресурс]. - URL: http:// ru.wikipedia.org/wiki свободный (дата обращения: 20.01.2017). - Загл. с экрана.

7. Браславец, Л. А. Социальные сети как средство массовой информации: к постановке проблемы / Л. А. Браславец. II Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. -№ 1.-2009.-С. 125-132.-URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylolog/2009/01/2009-01-31. pdf (дата обращения: 20.01.2017). - Загл. с экрана.

8. Терехова, М. Взаимодействие СМИ и социальных сетей [Электронный ресурс] / М. Терехова. - URL: http://www.cossa.ru/news/4745/?vote_comment=plus&vote_comment_ id=4750, свободный (дата обращения: 20.03.2017). - Загл. с экрана.

9. Дьяченко, О. В. Российские СМИ в социальных сетях Facebook и в «ВКонтакте»: практики взаимодействия / О. В. Дьяченко. II Электронный научный журнал «Медиа-скоп». - № 4, 2014. - URL: http://www.mediascope.ru/1615, свободный (дата обращения: 20.03.2017). - Загл. с экрана.

10. The Village, Furfur и Wonderzine уйдут в соцсети / Информационный портал ме-диасообщества Северо-Западного региона Лениздат.ру [Электронный ресурс]. - URL: https://lenizdat.ru/articles/1143846/ (дата обращения: 20.02.2017). - Загл. сэкрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.