Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СМИ И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ: ФОРМЫ, МЕТОДЫ, СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СМИ И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ: ФОРМЫ, МЕТОДЫ, СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
47
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиа / журналистика / социальные сети / media / journalism / social networks

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — И.В. Фотиева, К.А. Кирилин, А.О. Брагина

Статья посвящена актуальной теме в современной медиакоммуникации – специфике взаимодействия средств массовой информации и социальных сетей, рассмотренной на примере конкретных изданий. Соответственно, целью статьи является выявление форм и методов работы СМИ с социальными сетями, социокультурной значимости контента; задачи работы – анализ динамики взаимодействия СМИ и социальных сетей; определение основных форм и способов данного взаимодействия, оценка их эффективности. В качестве методов исследования использованы сравнительно-сопоставительный анализ, анализ статистических данных, элементы структурного анализа. Отмечена необходимость подготовки специалистов для более эффективного взаимодействия издания с соцсетями; проведено исследование данного взаимодействия, реализуемых сетевыми изданиями «Секрет фирмы» и Издательским домом «Алтапресс», в результате которого выявлены основные формы, используемые методы и приемы работы данных изданий с социальными сетями, обеспечивающие достаточную эффективность взаимодействия и социокультурную значимость контента. В заключение подчеркнуто, что постоянные изменения в медиакоммуникации будут заставлять средства массовой информации постоянно проводить мониторинг ситуации и менять стратегию и тактику представления своего контента в социальных сетях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF MEDIA AND SOCIAL NETWORKS: FORMS, METHODS, SOCIO-CULTURAL SIGNIFICANCE

The article is devoted to the specifics of interaction between the media and social networks, on the example of specific publications. Accordingly, the objective of the article is to identify trends, forms and methods of media interaction with social networks; the tasks of the work include analysis of the dynamics of interaction between the media and social networks, determination of the main forms and methods of this interaction, assessment of their effectiveness. Comparative analysis, statistical data analysis, and elements of structural analysis are used as research methods. The need to train specialists who take into account the features of these channels for more effective interaction of the publication with social networks is noted. A study is conducted of the main forms of this interaction implemented by the online media “Secret of the Firm” and the Publishing House “Altapress”, as a result of which the methods and techniques used by these publications with social networks were identified, ensuring sufficient effectiveness of interaction. In conclusion, it is emphasized that constant changes in media communications will force the media to constantly monitor the situation and change the strategy and tactics of presenting their content on social networks.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СМИ И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ: ФОРМЫ, МЕТОДЫ, СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ»

УДК 81.13

Fotieva I.V., Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: fotieva@bk.ru

Kirilin K.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: kirilink@bk.ru

Bragina A.O., MA student, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: anastasibragushkina@gmail.com

INTERACTION OF MEDIA AND SOCIAL NETWORKS: FORMS, METHODS, SOCIO-CULTURAL SIGNIFICANCE. The article is devoted to the specifics of interaction between the media and social networks, on the example of specific publications. Accordingly, the objective of the article is to identify trends, forms and methods of media interaction with social networks; the tasks of the work include analysis of the dynamics of interaction between the media and social networks, determination of the main forms and methods of this interaction, assessment of their effectiveness. Comparative analysis, statistical data analysis, and elements of structural analysis are used as research methods. The need to train specialists who take into account the features of these channels for more effective interaction of the publication with social networks is noted. A study is conducted of the main forms of this interaction implemented by the online media "Secret of the Firm" and the Publishing House "Altapress", as a result of which the methods and techniques used by these publications with social networks were identified, ensuring sufficient effectiveness of interaction. In conclusion, it is emphasized that constant changes in media communications will force the media to constantly monitor the situation and change the strategy and tactics of presenting their content on social networks.

Key words: media, journalism, social networks

И.В. Фотиееа, д-р филос. наук, проф., Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: fotieva@bk.ru

К.А. Кирилин, канд. филол. наук, доц., Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: kirilink@bk.ru

А.О. Брагина, магистрант, Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: anastasibragushkina@gmail.com

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СМИ И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ: ФОРМЫ, МЕТОДЫ, СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Статья посвящена актуальной теме в современной медиакоммуникации - специфике взаимодействия средств массовой информации и социальных сетей, рассмотренной на примере конкретных изданий. Соответственно, целью статьи является выявление форм и методов работы СМИ с социальными сетями, социокультурной значимости контента; задачи работы - анализ динамики взаимодействия СМИ и социальных сетей; определение основных форм и способов данного взаимодействия, оценка их эффективности. В качестве методов исследования использованы сравнительно-сопоставительный анализ, анализ статистических данных, элементы структурного анализа. Отмечена необходимость подготовки специалистов для более эффективного взаимодействия издания с соцсетями; проведено исследование данного взаимодействия, реализуемых сетевыми изданиями «Секрет фирмы» и Издательским домом «Алтапресс», в результате которого выявлены основные формы, используемые методы и приемы работы данных изданий с социальными сетями, обеспечивающие достаточную эффективность взаимодействия и социокультурную значимость контента. В заключение подчеркнуто, что постоянные изменения в медиакоммуникации будут заставлять средства массовой информации постоянно проводить мониторинг ситуации и менять стратегию и тактику представления своего контента в социальных сетях.

Ключевые слова: медиа, журналистика, социальные сети

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что социальные сети сегодня стали основным источником информации для большей части аудитории. Как сообщал в 2023 году Всероссийский центр изучения общественного мнения, 86% россиян пользуется социальными сетями и мессенджерами ежедневно, чаще всего пользователи посещают новостные каналы (77%) и образовательные (41%). Больше всего времени пользователи проводят в сети «ВКонтакте» - 129 минут в сутки. Основными бенефициарами перераспределения аудитории социальных сетей стали также «ВКонтакте» и «Telegram» В феврале 2023 года среднесуточный охват «Telegram» увеличился почти в 1,8 раза по сравнению с тем же месяцем предыдущего года, достигнув 41%. Ежедневный охват «ВКонтакте» также увеличился в 1,15 раза, до 44%, а ежедневный охват «Одноклассников» вырос в 1,12 раза, до 18% [1].

Анализу социальных сетей уже несколько десятилетий посвящаются работы многих авторов, включающие, в том числе, междисциплинарные исследования социальных сетей [2], механизмы формирования идентичности в рамках социальных сетей [3], их роль в маркетинге [4] и др. Социальные сети выполняют множество функций. Так, А.С. Воронкин выделяет коммуникацию; социальное и культурное взаимодействие; развлечения; образование; коммерческую деятельность. Социальные сети предоставляют различным коммерческим компаниям возможность эффективной рекламы, популяризации бренда компании, интерактивной связи с клиентами; дают дополнительные новые возможности для журналистов и СМИ во многих аспектах, начиная со сбора информации и заканчивая вовлечением аудитории [5, с. 651].

Социальные сети постоянно развиваются, занимают новые ниши и внедряют инновационные технологии. Это позволяет им стремительно наращивать пользовательскую базу, удовлетворяя одну из фундаментальных потребностей человечества - общение с единомышленниками, друзьями и членами семьи. Со стороны СМИ было бы ошибкой проигнорировать платформы социальных сетей и отказаться от взаимодействия с ними. Таким образом, как подчеркивает С.И. Симакова, традиционным СМИ необходимо эффективно взаимодействовать с данными платформами [6, с. 18].

Социальные сети во многом изменили медиаландшафт, предлагая новые возможности для журналистов. Вот некоторые из способов, которыми они могут помочь средствам массовой информации:

1. Сбор новостей: на платформах скапливается пользовательский контент, который может быть использован журналистами для сбора новостей и информации о событиях, происходящих в режиме реального времени. «Telegram», например, стал основным источником экстренных новостей, и журналисты используют его для отслеживания событий, сбора показаний очевидцев и проверки достоверности информации.

2. Вовлечение аудитории: социальные сети предоставляют журналистам и медиаорганизациям платформу для взаимодействия со своей аудиторией и обратной связи. Это поможет повысить лояльность аудитории к СМИ, а также получить информацию о предпочтениях и интересах подписчиков.

3. Распространение: сервисы предоставляют мощный канал распространения медиаконтента, позволяя медиаорганизациям охватить более широкую аудиторию и повысить свою узнаваемость. Делясь своим контентом в социальных сетях, медиаорганизации могут привлекать новых подписчиков и привлекать трафик на свои веб-сайты.

4. Создание бренда: создавая сильное присутствие в социальных сетях, медиаорганизации могут укрепить свою репутацию и привлечь новую аудиторию.

5. Получение дохода: социальные сети также могут использоваться для получения дохода либо за счет рекламы, либо за счет предложения платного контента или услуг подписки [7].

Хотя платформы социальных сетей полезны для СМИ, они также создают некоторые проблемы. Одной из них является распространение дезинформации и фей-ков. Благодаря простоте обмена материалами на платформах социальных сетей, неточная или вводящая в заблуждение информация распространяется также быстро. При этом фейки имеют серьезные последствия для общественного мнения и принятия решений. Но это отдельная тема, которая выходит за рамки настоящей статьи.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что для плодотворного взаимодействия с соцсетями СМИ должны готовить специалистов, учитывающих особенности этих ресурсов и умеющих наиболее эффективно ими пользоваться. Для этого, в свою очередь, необходим постоянный мониторинг и аналитическая оценка уже имеющихся наполнений страниц соцсетей. Соответственно, целью статьи является выявление тенденций, форм и методов работы СМИ с социальными сетями; задачи работы: анализ динамики взаимодействия СМИ и социальных сетей; определение основных форм и способов данного взаимодействия; оценка их эффективности, а также социокультурной значимости контента. В качестве методов исследования использованы сравнительно-сопоставительный анализ контента на платформах социальных сетей для выбранных изданий (ИД «Алтапресс» и «Секрет фирмы»); анализ статистических данных, элементы структурного анализа. Новизна и теоретическая значимость работы заключается в формировании комплексного представления о возможных эффективных формах и способах работы средств массовой информации с соцсетями; практическая значимость связана с возможностью применения выявленных форм и способов редакциями других СМИ.

«Секрет фирмы» е социальных сетях: основные тенденции

«Секрет фирмы» - журнал, российское сетевое издание о предпринимателях, компаниях, менеджменте и прикладных проблемах бизнеса. Он был создан

в октябре 2001 года в качестве ежемесячного приложения к еженедельному журналу «Деньги» издательского дома «Коммерсантъ». В 2004 году на базе журнала был организован издательский дом, который выпускал газету «Бизнес» и журналы «Имеешь право» и «Все ясно». В декабре 2014 года «Коммерсантъ» продал издание холдингу Rambler&Co. В марте 2015 года сайт перезапустили на новом домене secretmag.ru.

Вначале журнал организовал страницу на платформе «ВКонтакте» (2013 г); в 2015 г - в «Одноклассниках»; в 2016 году - в «Telegram», затем в YouTube, «Яндекс.Дзен» и на других платформах. В первый период публиковались лишь ссылки на новости и лонгриды с лидом и сниппетом (графическое превью статей, которые ведут на сторонний сайт).

В апреле 2019 года в редакции издания произошли значительные изменения. На должность главного редактора был назначен Филипп Вуячич, который до этого занимал пост главного редактора сетевого издания «Афиша» (также входит в Rambler&Co). Перед ним встала задача разработать новую концепцию для «Секрета фирмы». В 2019 году SMM-менеджер Евгений Дегтярев внес новый стиль в социальные сети издания. Он отказался от коротких текстовых вставок и снип-петов; вместе с дизайнерами SMM-отдел разработал макеты постеров для новостей, лонгридов и карточек, а также для рубрик: цитаты, цифры, эксклюзив. Что касается текстов, то раньше выделенный сотрудник писал к ним универсальные анонсы; сегодня же за каждую платформу отвечает отдельный человек, разрабатывая и реализуя свой подход к адаптации контента с сайта издания под данную конкретную социальную сеть.

Так, на платформе «ВКонтакте» журнал предоставляет оригинальный контент, который часто попадает в рекомендации пользователям, а также во вкладку «Актуальное», что помогает привлекать новую аудиторию. На странице сообщества есть виджеты - активные кнопки для ориентирования участников сообщества и перехода, например, к дайджесту новостей в видеоформате, к сто-рис («истории», 15-секундные видеоролики или фото, которые доступны лишь первые 24 часа после публикации и которые можно сопровождать ссылками на сторонние ресурсы), а также к главным материалам недели. «Секрет фирмы» стал больше внимания уделять сторис, где его сотрудники используют анимиро-ванное вертикальное изображение с заголовком новости и кнопкой для перехода на полный текст на сайте издания.

Согласно предоставленной изданием статистике, новая стратегия ведения социальных сетей принесла свои плоды: в апреле 2023 года был зафиксирован прирост просмотров во «ВКонтакте» на 14%, а показатель реакций аудитории вырос на 50%. В сети «ВКонтакте» количество подписчиков на сообщество сетевого издания составляет сегодня почти 81 000 человек, в «Telegram» - 16 000, в «Одноклассниках» - 206 000 и в «Яндекс.Дзен» - чуть более 61 000. Для того чтобы перенаправить читателей на страницы своих сообществ в социальных сетях, сетевое издание «Секрет фирмы» встроило на своем сайте виджеты-ссылки в виде логотипов платформ. Они располагаются под лидом в каждой публикации.

Близкие формы и способы использует издание на платформе «Одноклассников», исключая тот факт, что выбор тем здесь несколько иной. Если в сети «ВКонтакте» аудитория читает о законодательных инициативах, успехах и проблемах малого и среднего бизнеса, популярен также научпоп, криптовалюта, инвестиции, то посетители «Одноклассников» предпочитают политические, криминальные и социальные темы; вызывают стойкий интерес публикации о здоровье, пенсиях, истории СССР

В целом, что касается содержательной стороны, то, помимо специфических тем, связанных с бизнесом, на сайте журнала есть рубрика «Энциклопедия», представляющая читателям самый разнообразный культурно и социально значимый контент. Большая его часть также публикуется на страницах соцсетей «Секрета фирмы». В то же время, как правило, данные материалы прямо связаны с актуальными текущими событиями, например, заметка «В России изъяли сотни книг с пропагандой ЛГБТ. Досталось даже Достоевскому», что вызвало много вопросов от читателей.

Следует обратить внимание на продвижение контента издания на платформе «Telegram». В некоторой степени данный сервис служит аналогом «Twitter» (сервис, заблокированный в РФ). Многие СМИ на этой платформе придерживаются принципа обмена краткими информационными сообщениями о последних событиях. Авторы этих заметок не углубляются в детали, а выделяют наиболее важные аспекты в одном или нескольких предложениях, чтобы оперативно донести их до читателей. До введения новой стратегии «Секрет фирмы» также руководствовался подобной тактикой ведения своего канала в «Telegram». Однако каналов с оперативной информацией на платформе тысячи, а значит, есть и высокая конкуренция.

В связи с этим SMM-отдел «Секрета фирмы» принял решение сделать ставку не на оперативность, а на расширенные новостные сводки, подробные разборы, юмор и графический контент. В отличие от других социальных сетей, комментарии подписчиков в настоящее время отключены в сообществе издания в «Telegram». Такой подход соответствует их стратегии развития, поскольку участие в дискуссиях может показаться неуместным и потенциально отвлекать подписчиков. В канале подключены реакции (анимированные эмодзи). Они позволяют получать обратную связь от аудитории и отслеживать реакции пользователей на сообщения издания. При этом гиперссылки на основной веб-сайт издания все еще имеют важное значение для «Секрета фирмы», но не для повышения пере-

ходов пользователей со страниц соцсетей, а для ранжирования материалов издания на страницах результатов поисковых систем. Упоминания и публикации в социальных сетях теперь считаются внешними ссылками, и поисковые системы, такие как Google, могут помочь публикациям СМИ попасть в топ результатов поисковых систем по нескольким причинам. Во-первых, они приведут к увеличению числа обратных ссылок и общих ссылок на веб-сайт, что повышает его рейтинг в поисковых системах. Во-вторых, платформы социальных сетей обладают высоким уровнем вовлеченности пользователей и могут генерировать значительный трафик на веб-сайт, что также может повысить его рейтинг Наконец, поисковые системы, как правило, отдают предпочтение сайтам, которые популярны и имеют высокий уровень вовлеченности пользователей. Этот как раз достигается с помощью упоминаний в социальных сетях.

В целом упоминание в социальных сетях может стать ценным инструментом для публикаций СМИ, позволяющим улучшить их рейтинг в поисковых системах и повысить их узнаваемость и доверие к себе. Однако важно отметить, что одних из упоминаний в социальных сетях недостаточно для повышения рейтинга веб-сайтов, и медиаорганизациям необходимо сосредоточиться на создании высококачественного, привлекательного контента и выстраивании отношений со своей аудиторией.

Специфика взаимодействия издательского дома «Алтапресс» и социальных сетей

Издательский дом «Алтапресс» начал интеграцию с социальными сетями в 2009 году, и первые публикации в основном состояли из гиперссылок на статьи сайта. Они не сопровождались иллюстрациями или дополнительным контентом. Кроме того, использовались текстовые посты, адаптированные для социальных сетей, включая поздравительные сообщения, добрые пожелания, конкурсы и развлекательные форматы.

Сегодня, изучая социальные сети ИД «Алтапресс», можно заметить, что сюда в первую очередь попадают актуальные материалы на социально значимые и культурные темы. Это позволяет стимулировать интерес аудитории и призывает пользователей к участию и обсуждению. Кроме того, «Алтапресс» стремится увеличить долю развлекательных материалов в общем объеме публикуемой информации в социальных сетях по сравнению с информационным порталом. Также по разнообразию публикаций заметно, что «Алтапресс» признает необходимость адаптации контента для каждой конкретной платформы с учетом уникальных требований и предпочтений их аудитории.

Так, в «Одноклассниках» издание старается публиковать потенциально вирусный контент, а в «Telegram» - эксклюзивные материалы и комментарии, которые помогут пользователям составить полное представление о происходящих событиях. В целом, как издание с широкой целевой аудиторией, «Алтапресс» умело адаптируется и легко интегрируется в различные социальные сети. Редакция использует персонализированную коммуникацию как средство взаимодействия со своей аудиторией в комментариях в социальных сетях. Сами журналисты активно вступают в диалог с читателями в комментариях на онлайн-площадках. В ответ аудитория легко устанавливает контакт, часто комментирует, ставит лайки и делится контентом, тем самым повышая популярность материала.

На платформе «ВКонтакте» число подписчиков издания составляет 30 000 человек. Профиль подчеркивает его идентичность как независимого СМИ, предоставляющего аудитории новостной и исторический контент с региональной повесткой, связанный с Барнаулом и Алтайским краем. В отличие от «Секрета фирмы», «Алтапресс» преимущественно публикует отрывки новостей и лонгридов со ссылкой на полный текст материала. Также активно используются виджеты. Популярны репортажи: социальная сеть предлагает администраторам сообществ обозревать событие в режиме реального времени не в нескольких постах, а в единой публикации, которую можно дополнять. Это позволяет пользователям получить полную информацию о происходящем в одном месте, не тратя время на поиск подробностей и деталей в предыдущих постах сообщества.

Сообщества «Алтапресс» в «Одноклассниках» - самые многочисленные. Издание ведет на этой площадке сразу три группы: «Алтапресс», «Афиша Барнаула» и «Это Алтай». Совокупная аудитория этих сообществ составляет более 82 000 человек. У каждой группы есть своя тематика. «Алтапресс» - более универсальное сообщество, здесь можно встретить публикации практически на любую тему. В «Афише Барнаула» издание дает подписчикам информацию о предстоящих культурных событиях в городе и регионе, а в сообществе «Это Алтай» - живописные фотографии алтайской природы и лайфхаки для туристов. «Алтапресс» также поменял стратегию в работе с «Одноклассниками». Если раньше большинство постов в сообществах анализируемого СМИ выходило со ссылками на веб-ресурс издания, то теперь их стало значительно меньше. Очевидно, как и SMM-отдел «Секрета фирмы», редакция «Алтапресс» обратила внимание, что наличие гиперссылки приводит к малым охватам поста. Теперь в публикациях издания вместо короткого лида используется подробный текст длиной около 1000-2000 символов с описанием того или иного события. Как правило, редакция просто копирует текст с сайта, но иногда пишет оригинальную подводку к материалу, что, конечно, представляется более перспективным и привлекающим аудиторию.

Рассмотрим «Те1едгат»-канал «Алтапресс». За 4 года количество подписчиков сообщества на этой площадке выросло с 922 человек до почти 7 000. В среднем каждая публикация получает охват около 2000 просмотров. Канал пу-

бликует примерно 10-12 новостных заметок в день. Подход к материалам разнообразный: одни новости кратко излагаются и ограничиваются сообщением лишь некоторых подробностей, другие публикуются с содержательным текстовым сопровождением и фотографиями, а в оформлении публикаций используются фирменные изображения СМИ. Также издание использует формат дайджеста - в конце дня редакция подводит итоги, собирая в один пост главные новости за сутки. Они подаются с кратким описанием и ссылкой на веб-сайт «Алтапресс» с полным текстом публикации.

Можно отметить также стратегию распространения контента, применяемую «Алтапресс» на платформе «Яндекс.Дзен». Примечательно, что на данной площадке материалы СМИ доступны непосредственно в самом сервисе, что позволяет подписчикам удобно просматривать статьи без необходимости перехода на основной сайт. Этот эффективный подход способствует вовлечению читателей, предоставляя им немедленный доступ к полному тексту. Интеграция материалов «Алтапресс» в «Яндекс.Дзен» не только расширяет охват контента СМИ, но и предоставляет альтернативный способ взаимодействия аудитории с публикациями, оставаясь при этом в рамках экосистемы платформы.

Подводя итог исследованию, мы можем сделать вывод, что «Алтапресс» активно взаимодействует с социальными сетями, устанавливая интерактивные связи со своей аудиторией и применяя различные подходы. Социальные сети для редакции издания - важная платформа присутствия. Стоит подчеркнуть, что сообщества «Алтапресс» демонстрируют заметный рост аудитории. Это можно объяснить двумя основными факторами. Во-первых, читатели стремятся отойти от бездумного скроллинга быстрых новостей и хотят получить подробные, детализированные материалы, основанные на достоверных фактах, а не на домыслах анонимных редакторов различных непрофессиональных «Те1едгат»-ка-налов. Во-вторых, взаимодействие с читателями способствовало созданию положительной репутации и появлению лояльных подписчиков.

Рекомендации по работе СМИ с социальными сетями

Итоги проведенного анализа позволяют сформулировать ряд рекомендаций для СМИ, желающих усовершенствовать и оптимизировать свое взаимодействие с социальными сетями.

Организационно-технические рекомендации по оформлению сообщества в социальной сети. Прежде всего, надо создать ссылку сообщества - аналог названия на латинице, возможно, сокращённое, или аббревиатуру; указать название СМИ без упоминания типа (интернет-издание, журнал, газета и т. д.); определить свой уникальный стиль, то есть кратко сформулировать миссию, цели, задачи и тематику средства массовой информации; создать кнопку действия и настроить в соответствии с ее надписью (позвонить, написать, связаться, открыть сайт и т. п). Далее нужно настроить приветственное сообщение, используя призыв к началу диалога («Предложи свою новость», «Заяви об участии» и т. п.); указать призыв подписаться, а также отметить то, что может в первую очередь заинтересовать читателя (все выгоды, даже неочевидные, эмоциональные). Обязательно следует указать адрес сайта издания и контакты для обратной связи, используя при этом ключевые слова (SEO-теги), которые необходимы для поисковиков, а также ссылки на внешний сайт. Здесь же следует добавить ссылки на сторонние ресурсы данного СМИ и проверить наличие UTM-меток, то есть дополнительных тегов внутри ссылки, которые помогут отследить переходы на сайт из того или иного источника трафика. Рекомендуется разработать рубрикатор из хештегов для подписчиков. Необходимо открыть и использовать личные сооб-

Библиографический список

щения в сообществе, а в разделе «Контакты» следует указать дополнительные каналы коммуникации. Одновременно надо создать перечень самых важных тем, чтобы читателю легче было отслеживать новые записи, например, правила сообщества, тематические обсуждения или условия конкурса. Очень полезно создать фотоальбомы, видеоальбомы, VK Клипы (сервис коротких видео в медиасистеме социальной сети); подкасты и др.

Рекомендации по контенту. Здесь, прежде всего, следует стремиться к уникальности; отказаться от полного копирования текстов с сайта издания. Материалы с сайта необходимо адаптировать под аудиторию данной социальной сети и выкладывать посты регулярно. Следует чаще публиковать сторис и добавлять призыв к действию в каждом посте: «репостни и поставь лайк»; «регистрируйся и участвуй»; «давай обсудим это» и т. п.

Очень важно не ограничиваться краткими новостями, а включать в контент развернутые материалы, содержащие актуальную социальную и культурную информацию. Многие исследования показывают, что «внимание аудитории российских СМИ к длинным текстам, так называемым лонгридам, выросло в ответ на большой информационный поток коротких заметок. К такому выводу пришли аналитики медиахолдинга Rambler&Co, изучившие паттерны медиапо-требления пользователей в 2023 году. Исследователи отмечают, что с ростом технологий новостей в соцсетях, на сайтах и в мессенджерах становится все больше. Для того чтобы в них разобраться, читатель обращается к СМИ за экспертным объяснением и объективной оценкой происходящего. Так, например, на входящей в медиахолдинг "Ленте.ру" количество просмотров лонгридов стремительно увеличилось, рост (в октябре по отношению к июню) составил 65%» [8].

При наполнении страницы в социальной сети нужно использовать все форматы публикаций и отслеживать, на какой именно формат реагируют подписчики, а какой дает большую виральность (репосты). Необходимо общаться в комментариях с подписчиками, отвечать на вопросы или задавать вопросы самим.

В завершение исследования сформулируем выявленные формы и методы работы современных сетевых изданий с социальными сетями.

Во-первых, редакции СМИ, успешно работающие с социальными сетями, формируют специальные отделы, сотрудники которых обладают не только навыками традиционной журналистики, но и знаниями в области SMM, работают исключительно над наполнением групп и аккаунтов издания в социальных сетях.

Во-вторых, рассмотренные издания отходят от традиционного формата подачи срочных, сжатых новостей в социальных сетях, включая «Telegram». Очевидно, аудитория стала отдавать предпочтение более развернутым сообщениям, которые не только сообщают факты, но и содержат сложные детали, рисуя полную картину событий, как правило, социально и культурно значимых.

В-третьих, SMM-отделы СМИ используют различные форматы контента и умело адаптируют их к различным платформам социальных сетей, принимая во внимание уникальные характеристики и предпочтения аудитории каждой платформы и учитывая меняющиеся тенденции и инновации самих платформ; демонстрируют способность выстраивать и менять концепцию в зависимости от ситуации.

В то же время очевидно, что постоянные изменения в медиакоммуникации заставляют и будут дальше заставлять издания постоянно проводить мониторинг ситуации и менять стратегию и тактику. Те СМИ, которые будут успешно справляться с этой задачей, смогут выстоять в серьезной конкурентной борьбе.

1. ВЦИОМ рассказал, сколько россиян ежедневно пользуются соцсетями. РИА Новости. 2023. Available at: https:https://ria.ru/20230810/sotsseti-1889278587. html?ysclid=loa3x87r3z743165647

2. Borgatti S.P., Mehra A., Brass D.J., Labianca G. Network Analysis in the Social Sciences. Science. 2009; № 323 (5916): 892-895.

3. Jones C., Volpe E.H. Organizational identification: Extending our understanding of social identities through social networks. Journal of Organizational Behavior. 2011; № 32: 413-434.

4. Assaad W., Gómez J.M. Social Network in marketing (Social Media Marketing) Opportunities and Risks. International Journal of Managing Public Sector Information and Communication Technologie. 2011; Vol. 2, № 1: 13-22.

5. Воронкин А.С. Социальные сети: эволюция, структура, анализ. Образовательные технологии и общество. 2014; № 1: 650-675.

6. Симакова С.И. Современная журналистика и социальные сети. Знак: проблемное поле медиаобразования. 2012; № 4: 16-18.

7. Макаров Р Как получить прибыль от сетевого СМИ. Журналистика. 2009. Available at: http://zhurnalistika.net/20110313799/teoriya-zhurnalistiki/sekrety-dela/ruben-makarov.-kak-poluchit-pribyl-ot-setevogo-smi.html

8. Аналитики объяснили причины популярности длинных текстов среди россиян. Газета.ру. 2023. Available at: https://www.gazeta.ru/social/news/2023/12/04/21850447.shtm l?ysclid=lsy2h2j2nt848487616

References

1. VCIOM rasskazal, skol'ko rossiyan ezhednevno pol'zuyutsya socsetyami. RIA Novosti. 2023. Available at: https:https://ria.ru/20230810/sotsseti-1889278587. html?ysclid=loa3x87r3z743165647

2. Borgatti S.P., Mehra A., Brass D.J., Labianca G. Network Analysis in the Social Sciences. Science. 2009; № 323 (5916): 892-895.

3. Jones C., Volpe E.H. Organizational identification: Extending our understanding of social identities through social networks. Journal of Organizational Behavior. 2011; № 32: 413-434.

4. Assaad W., Gómez J.M. Social Network in marketing (Social Media Marketing) Opportunities and Risks. International Journal of Managing Public Sector Information and Communication Technologie. 2011; Vol. 2, № 1: 13-22.

5. Voronkin A.S. Social'nye seti: 'evolyuciya, struktura, analiz. Obrazovatel'nye tehnologii i obschestvo. 2014; № 1: 650-675.

6. Simakova S.I. Sovremennaya zhurnalistika i social'nye seti. Znak: problemnoepole mediaobrazovaniya. 2012; № 4: 16-18.

7. Makarov R. Kak poluchit' pribyl' ot setevogo SMI. Zhurnalistika. 2009. Available at: http://zhurnalistika.net/20110313799/teoriya-zhurnalistiki/sekrety-dela/ruben-makarov.-kak-poluchit-pribyl-ot-setevogo-smi.html

8. Analitiki ob'yasnili prichiny populyarnosti dlinnyh tekstov sredi rossiyan. Gazeta.ru. 2023. Available at: https://www.gazeta.ru/social/news/2023/12/04/21850447.shtml?ysclid=lsy 2h2j2nt848487616

Статья поступила в редакцию 22.02.24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.