Научная статья Original article УДК: 343.2
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ С СУБЪЕКТАМИ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ПРОИЗВОДСТВА
ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ
INTERACTION OF THE INVESTIGATOR WITH THE SUBJECTS OF CRIMINAL PROCEDURE IN THE FRAMEWORK OF CRIMINAL
PROCEEDINGS
ЁЯ
Нуруллина Эльмира Дамировна, магистрант факультета права и управления ФКОУ ВО Владимирского юридического института ФСИН России, Владимирский юридический институт ФСИН России (600020, Россия, г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, д. 67Е), тел.8(910)179-15-26, E-mail: elmiranuru5 5 @mail. ru
Рябчиков Вадим Вячеславович, доцент кафедры публично-правовых дисциплин, факультета права и управления ФКОУ ВО Владимирского юридического института ФСИН России, доцент (600020, Россия, г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, д. 67Е), тел. 8(904)031-56-60, E-mail: 9040315660@mail.ru
Nurullina Elmira Damirovna, Master's student of the Faculty of Law and Management of the Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia (600020, Russia, Vladimir, Bolshaya Nizhegorodskaya str., 67E), tel.8(910)179-15-26, E-mail: elmiranuru55@mail.ru
2677
Ryabchikov Vadim Vyacheslavovich, Associate Professor of the Department of Public Law Disciplines, Faculty of Law and Management of the Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Associate Professor (600020, Russia, Vladimir, Bolshaya Nizhegorodskaya str., 67E), tel. 8(904)031-56-60, Email: 9040315660@mail.ru
Аннотация. В статье исследуются теоретико-прикладные аспекты взаимодействия следователя и некоторых субъектов уголовно-процессуальной деятельности при производстве по уголовному делу. Рассматриваются цели взаимодействия органов следователя и дознания, функции руководителя следственного органа, прокурора при их взаимной деятельности друг
с другом, а также даны определенные рекомендации внутреннего согласования правовых норм в правоприменительной деятельности органов дознания, следствия и прокуратуры по достижению назначения уголовного судопроизводства.
Annotation. The article examines the theoretical and applied aspects of the interaction of the investigator and some subjects of criminal procedural activity in the criminal proceedings. The objectives of the interaction of the bodies of the investigator and the inquiry, the functions of the head of the investigative body, the prosecutor in their mutual activities with each other are considered, and certain recommendations are given for the internal coordination of legal norms in the law enforcement activities of the bodies of inquiry, investigation and prosecutor's office to achieve the purpose of criminal proceedings.
Ключевые слова: предварительное расследование, следователь, уголовный процесс, взаимодействие, уголовное дело, орган дознания, прокурор, руководитель следственного органа, защитник.
Keywords: preliminary investigation, investigator, criminal process, interaction, criminal case, body of inquiry, prosecutor, head of investigative body, defender.
2678
В уголовного-процессуальном кодексе закреплено понятие предварительного расследования, которое в соответствии со ст. 150 УПК РФ может производится в двух формах: в форме дознания либо предварительного следствия. Под основной формой предварительного расследования общепринято понимать - предварительное следствие.
Следователь, в пределах своей компетенции, принимает решения, направляет ход расследования, выбирает методы и средства расследования преступления и оформляет свои решения в процессуальных документах.
Осуществляя производство по уголовному делу, следователь взаимодействует с различными субъектами, наделенными правами и обязанностями, закрепленными в уголовно-процессуальном законодательстве.
Прежде чем определить, каким образом следователь в своей деятельности взаимодействует с вышеуказанными субъектами, необходимо обратить внимание на само понятие «взаимодействие», изложенного во многих словарях русского языка. Согласно словарю Ожегова С.И. взаимодействие определяется «как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка» [3]. Словарь Ушакова определяет взаимодействие как «взаимную обусловленность» [7].
В науке уголовного процесса под взаимодействием понимают основанную на нормах уголовно-процессуального законодательства деятельность, нацеленную на реализацию назначения уголовного судопроизводства с применением целесообразного сочетания сил и средств его участников. Успех расследования уголовного дела во многом зависит от результатов такого взаимодействия.
Следственные действия, являясь основными средствами расследования преступлений имеют свои объективные пределы и в некоторых проблемных ситуациях могут быть недостаточно эффективными. В таких случаях большое
2679
значение могут иметь оперативно-розыскные мероприятия, которые реализуются органами дознания (их должностными лицами).
Органы дознания в рамках уголовного производства выполняют обеспечительную функцию. Например, сотрудниками оперативно-розыскных подразделений осуществляется розыск лиц, скрывающихся от следствия. Задача следователя - доказать виновность данного лица в совершении преступления.
В некоторых исследованиях отмечают, что необходимым условием координации усилий правоохранительных органов по расследованию преступлений является «обмен информацией между следователем и оперативным работником органа дознания» [5].
Вместе с тем, по мнению Суховея А.А. «множественные изменения полномочий следственных и оперативных подразделений, расширение перечня следственных действий, в том числе на стадии возбуждения уголовного дела, увеличение полномочий руководителей следственного органа, начальника подразделения дознания и начальника органа дознания требуют переосмысления многих институтов уголовного процесса. Одним из сложных вопросов является соотношение следственной (процессуальной) и оперативно-розыскной деятельности» [6].
Как установлено уголовно-процессуальным законодательством, после того как органы дознания собирают материалы проверки в рамках реализации оперативно-розыскных мероприятий они передают их следователю, после чего, в соответствии с п. 4 ч.2 ст. 38 УПК РФ, орган дознания может производить следственные, розыскные или иные процессуальные действия только по поручению следователя, в чьем производстве находится уголовное дело.
Следователь и органы дознания могут взаимодействовать в трех основных формах: уведомление следователя о совершенном преступлении и принятие неотложных мер по поиску преступника; в случае неустановленного
2680
лица, орган дознания проводит необходимый комплекс оперативно-розыскных мероприятий; орган дознания содействует следователю при производстве отдельных им отдельных следственных действий либо производство следственных действий органами дознания по поручению следователя.
Взаимодействие следователя и органа дознания разворачивается в зависимости от возникшей следственной ситуации. Так, в зависимости от вида преступления или других обстоятельств (например, особенности личности предполагаемого преступника) следователь вправе избрать определенную тактику расследования преступления, которая включает в себя дачу поручений органам дознания.
Следует частично согласиться с В.А. Лазаревой, которая выделяет такие основные цели взаимодействия следователя и подразделения дознания как «установление виновных в совершении преступления лиц и определение механизма совершения преступления» [2]. Безусловно, данными обстоятельствами цели взаимодействия не ограничиваются, дополнительно необходимо назвать установление причин совершения преступления. Так как определение причин является необходимым условием для предотвращения совершения преступлений в дальнейшем.
Следователь во взаимодействии с должностными лицами органов дознания руководствуется рядом требований, к которым относят: действие в рамках закона; соблюдение ограничений, касающихся режима секретности (в части касающейся оперативно-розыскных мероприятий); разграничение компетенции участников уголовного судопроизводства; управление процессом производства по уголовному делу следователем, но при этом сохраняется относительная самостоятельность должностных лиц органа дознания в выборе методов и средств проведения оперативно-розыскных мероприятий и некоторых процессуальных действий.
2681
В данных случаях речь идет только о процессуальных формах взаимодействия следователя и органа дознания, но помимо этого существуют еще и «непроцессуальные» формы взаимодействия, к таким авторы относят организационные и тактические (например, совместное составление плана расследования, определение комплекса следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий или создание следственно-оперативных групп) [1].
Анализ уголовно-процессуального законодательства позволяет определить отличие процессуального положения дознавателя и следователя.
Важным звеном во взаимодействии рассматриваемых субъектов является прокурор. В случаях, предусмотренных УПК РФ прокурор имеет право изъять уголовное дело у органов дознания и передать его следователю для дальнейшего производства.
Прокурор таким образом выполняет надзорные полномочия и в рамках своего усмотрения, ограниченного уголовно-процессуальным законом, выступает связующим элементом взаимодействия органов дознания и следствия.
Ранее в уголовно-процессуальном законодательстве прокурор мог руководить производством предварительного следствия, но затем данные полномочия передали руководителю следственного органа. Данная особенность организации предварительного следствия отличает его от дознания и является одним из элементов процессуальной самостоятельности следователя.
В науке достаточно длительное время ведется дискуссия в части, касающейся взаимоотношений следователя, руководителя следственного органа и прокурора, целесообразности и правомерности тех или иных моделей их взаимодействия в уголовном производстве. А.В. Победкин полагает, что «отправным пунктом разрешения проблемы соотношения процессуальных полномочий прокурора, следователя и руководителя следственного органа должно стать выяснение их предназначения в уголовном процессе» [4].
2682
Следователь, являясь участникам уголовного судопроизводства со стороны обвинения, обязан проводить объективное и всестороннее расследование. Предназначение следователя - расследование уголовное дело и при установлении доказательств, свидетельствующих о виновности конкретного лица в совершении преступления обеспечивать его обвинение.
В соответствии с нормой части 1 статьи 37 УПК РФ прокурор от имени государства осуществляет уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов и должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование. Основным направлением деятельности прокуратуры является не уголовное преследование, а надзор за законностью уголовного производства. Таким образом, уголовное преследование, осуществляемое прокурором, фактически является составной частью его надзорных полномочий.
Но в юридическом смысле осуществление уголовного преследование является функцией прокурора, которая требует наличия определенных процессуальных полномочий. Данными полномочиями прокурор располагает при осуществлении предварительного расследования в форме дознания должностными лицами органов дознания, но в рамках производства предварительного расследования прокурор такой компетенции не имеет.
При производстве предварительного следствия такими полномочиями обладает руководитель следственного органа. Отсюда следует, что в юридическом смысле прокурор при производстве предварительного следствия не осуществляет уголовного преследования.
Юристами при проведении сравнительного анализа правового положения прокуратуры и обособившегося от нее самостоятельного органа в виде Следственного комитета Российской Федерации было сделано заключение
о необходимости поиска ресурсов для установления равного статуса между двумя данными органами в рамках уголовного процесса. Таким «ресурсом»
2683
по мнению А.В. Победкина стал руководитель следственного органа [4]. Данное замечание справедливо в полной мере, так как прокурорские полномочия в настоящее время в рамках предварительного следствия имеются у руководителя следственного органа, который полномочен направлять ход следствия
по уголовному делу.
Анализ норм статьи 39 УПК РФ показывает, что руководитель следственного органа наделен полномочиями не только процессуального руководства в ходе предварительного следствия, но и в полном объеме выполняет функцию обвинения, которая и вытекает из данного руководства ходом предварительного следствия.
Несмотря на то, что руководитель следственного органа наделен полномочиями по руководству ходом предварительного следствия, прокурор в соответствии со статьей 37 УПК РФ уполномочен проверять законность и обоснованность решений следователя и руководителя следственного органа, возвращать уголовное дело следователю со своими письменными указаниями.
Таким образом, не смотря на относительную процессуальную самостоятельность следователя при производстве по уголовному делу, он является зависимым от решений, принятых прокурором, а прокурор несет ответственность за осуществление контроля за ходом предварительного следствия. Пока на прокуроре будет лежать ответственность за действия следователя при осуществлении уголовного производства о полной самостоятельности следователя в рамках процесса говорить не приходится. В то же время, полностью устранить надзорную деятельность прокурора при производстве предварительного следствия видится нецелесообразным и малопродуктивным.
Указанное в нормах главы 6 УПК РФ позволяет говорить о наличии процессуальной самостоятельности следователя при производстве по уголовному делу, однако такая самостоятельность имеет свои ограничения.
2684
Например, в части касающейся управленческой функции руководителя следственного органа. Кроме этого, видится, что процессуальная самостоятельность следователя выражается в самостоятельном направлении хода расследования по уголовному делу, инициативности при выполнении следственных действий и иных процессуальных и непроцессуальных мероприятий.
На сегодняшний день, наблюдается конкуренция полномочий руководителя следственного органа и прокурора
при взаимодействии со следователем в рамках уголовного производства. В функциональном плане данные участники, осуществляющие уголовное судопроизводство различны. Следователь - осуществляет предварительное расследование, руководитель следственного органа - контроль и руководство за деятельностью следователя, а прокурор - надзор за законностью производства предварительного следствия.
Литература
1. Бахтеев Д.В., Драпкин Л.Я. Взаимодействие следователей с органами дознания и другими участниками расследования преступлений // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2017. №3. С. 87-96.
2. Лазарева В.А. Взаимодействие следователя, руководителя следственного органа и прокурора при возбуждении и осуществлении уголовного преследования // Legal Concept. 2021. №2. С. 41-48.
3. Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2009. -1359 c.
4. Победкин А.В. Модель взаимоотношений прокурора, руководителя следственного органа и следователя (с учетом правовых позиций
2685
Конституционного Суда Российской Федерации) // Труды Академии управления МВД России. 2018. №2 (46). С. 117-122.
5. Рябенькая Н.Л. Роль взаимодействия правоохранительных органов при расследовании преступлений, совершенных мигрантами // Российский юридический журнал. 2021. № 2. С. 126 - 131.
6. Суховей А.А. Субъекты уголовно-процессуальной деятельности на стадии возбуждения уголовного дела // Российский следователь. 2021. № 8. С. 37 - 39.
7. Ушаков, Дмитрий Николаевич. Большой толковый словарь современного русского языка: 180000 слов и словосочетаний / Д. Н. Ушаков. - М. : Альта-Принт [и др.], 2008. - 1239 c.
8. Черемисина Т.В. Взаимодействие следователя и прокурора: этический аспект // Уголовное судопроизводство. 2020. № 4. С. 31 - 36.
Literature
1. Bakhteev D.V., Drapkin L.Ya. Interaction of investigators with the bodies of inquiry and other participants in the investigation of crimes // Electronic supplement to the Russian Law Journal. 2017. № 3. pp. 87-96.
2. Lazareva V.A. Interaction of the investigator, the head of the investigative body and the prosecutor in the initiation and implementation of criminal prosecution // Legal Concept. 2021. № 2. pp. 41-48.
3. Ozhegov, Sergey Ivanovich. Explanatory dictionary of the Russian language : about 100,000 words, terms and phraseological expressions / S. I. Ozhegov ; edited by L. I. Skvortsov. - 26th ed., ispr. and add. - M. : Onyx [et al.], 2009. -1359 p.
4. Pobedkin A.V. The model of relations of the prosecutor, the head of the investigative body and the investigator (taking into account the legal positions of the Constitutional Court of the Russian Federation) // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. № 2 (46). pp. 117-122.
2686
5. Ryabenkaya N.L. The role of interaction of law enforcement agencies in the investigation of crimes committed by migrants // Russian Law Journal. 2021. № 2. pp. 126 - 131.
6. Sukhovey A.A. Subjects of criminal procedural activity at the stage of initiation of a criminal case // A Russian investigator. 2021. № 8. pp. 37-39.
7. Ushakov, Dmitry Nikolaevich. A large explanatory dictionary of the modern Russian language: 180,000 words and phrases / D. N. Ushakov. - M. : Alta-Print [et al.], 2008. - 1239 p.
8. Cheremisina T.V. Interaction of investigator and prosecutor: ethical aspect // Criminal proceedings. 2020. № 4. pp. 31-36.
© Нуруллина Э.Д., Рябчиков В.В., 2022 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «$>1ид№е1» №4/2022.
Для цитирования: Нуруллина Э.Д., Рябчиков ВВ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ С СУБЪЕКТАМИ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей №4/2022.
2687