Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ С ПРОКУРОРОМ НА СТАДИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ВЬЕТНАМ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ С ПРОКУРОРОМ НА СТАДИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ВЬЕТНАМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
175
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАДИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ / ПРОКУРОР / СЛЕДОВАТЕЛЬ / НЕОТВРАТИМОСТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / ОРДЕР НА ЭКСТРЕННЫЙ АРЕСТ / УГОЛОВНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ / СЛЕДСТВЕННОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Блинова Елена Владимировна, Буй Тхиен Тхыонг

В настоящей статье авторами рассматриваются актуальные вопросы, связанные с основными направлениями взаимодействия следователя и прокурора при производстве предварительного расследования в уголовном процессе Социалистической Республики Вьетнам. Отмечается, что расследование уголовных дел в уголовном процессе Вьетнама имеет своими задачами выявление лиц, виновных в уголовных преступлениях, с целью привлечения их к уголовной ответственности, возмещение материального ущерба, причиненного преступлением. В заключение авторы приходят к выводу о том, что взаимодействие между следователем и прокурором, как в России, так и во Вьетнаме, является важнейшим инструментом, гарантирующим эффективность всего досудебного производства по уголовным делам, посредством чего реализуется надзор за соблюдением прав и законных интересов лиц, вовлекаемых в сферу уголовно-процессуальных правоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Блинова Елена Владимировна, Буй Тхиен Тхыонг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF THE INVESTIGATOR WITH THE PROSECUTOR AT THE STAGE OF PRELIMINARY INVESTIGATION UNDER THE LEGISLATION OF THE SOCIALIST REPUBLIC OF VIETNAM

In this article, the authors consider topical issues related to the main areas of interaction between the investigator and the prosecutor in the production of a preliminary investigation in the criminal process of the Socialist Republic of Vietnam. It is noted that the investigation of criminal cases in the criminal process of Vietnam has as its tasks the identification of persons guilty of criminal offenses in order to bring them to criminal liability, compensation for material damage caused by the crime. In conclusion, the authors come to the conclusion that the interaction between the investigator and the prosecutor, both in Russia and in Vietnam, is the most important tool that guarantees the effectiveness of all pre-trial proceedings in criminal cases, through which the supervision of the observance of the rights and legitimate interests of persons, involved in the sphere of criminal procedural legal relations.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ С ПРОКУРОРОМ НА СТАДИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ВЬЕТНАМ»

Научная статья

УДК 343.123.1:343.195.3(597)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ С ПРОКУРОРОМ НА СТАДИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ВЬЕТНАМ

Елена Владимировна Блинова1, Тхиен Тхыонг Буй2

1 Российский экономический университет имени Г. П. Плеханова, Москва, Россия, Blinovdima@yandex.ru 2 Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия, thienthuongl603@gmail.com

Аннотация. В настоящей статье авторами рассматриваются актуальные вопросы, связанные с основными направлениями взаимодействия следователя и прокурора при производстве предварительного расследования в уголовном процессе Социалистической Республики Вьетнам. Отмечается, что расследование уголовных дел в уголовном процессе Вьетнама имеет своими задачами выявление лиц, виновных в уголовных преступлениях, с целью привлечения их к уголовной ответственности, возмещение материального ущерба, причиненного преступлением. В заключение авторы приходят к выводу о том, что взаимодействие между следователем и прокурором, как в России, так и во Вьетнаме, является важнейшим инструментом, гарантирующим эффективность всего досудебного производства по уголовным делам, посредством чего реализуется надзор за соблюдением прав и законных интересов лиц, вовлекаемых в сферу уголовно-процессуальных правоотношений.

Ключевые слова: стадия предварительного расследования, прокурор, следователь, неотвратимость ответственности, ордер на экстренный арест, уголовное расследование, следственное заключение расследования.

Для цитирования: Блинова Е. В., Буй Т. Т. Взаимодействие следователя с прокурором на стадии предварительного расследования по законодательству Социалистической Республики Вьетнам // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2022. № 2 (96). С. 94-99.

Original Article

INTERACTION OF THE INVESTIGATOR WITH THE PROSECUTOR

AT THE STAGE OF PRELIMINARY INVESTIGATION UNDER THE LEGISLATION OF THE SOCIALIST REPUBLIC OF VIETNAM

Elena V. Blinova1, Thien T. Bui2

'Russian Economic University named after G. P. Plekhanova, Moscow, Russia, Blinovdima@yandex.ru 2Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot, Moscow, Russia, thienthuongl603@gmail.com

Abstract. In this article, the authors consider topical issues related to the main areas of interaction between the investigator and the prosecutor in the production of a preliminary investigation in the criminal process of the Socialist Republic of Vietnam. It is noted that the investigation of criminal cases in the criminal process of Vietnam has as its tasks the identification of persons guilty of criminal offenses in order to bring them to criminal liability, compensation for material damage caused by the crime. In conclusion, the authors come to the conclusion that the interaction between the investigator and the prosecutor, both in Russia and in Vietnam, is the most important tool that guarantees the effectiveness of all pre-trial proceedings in criminal cases, through

© Блинова Е. В., Буй Т. Т., 2022

which the supervision of the observance of the rights and legitimate interests of persons, involved in the sphere of criminal procedural legal relations.

Keywords: preliminary investigation stage, prosecutor, investigator, inevitability of liability, warrant for emergency arrest, criminal investigation, investigative conclusion of the investigation.

For citation: Blinova E. V., Bui T. T. Interaction of the investigator with the prosecutor at the stage of preliminary investigation under the legislation of the Socialist Republic of Vietnam // Bulletin of the Ufa Law Institute of MIA of Russia. 2022. No. 2 (96). P. 94-99.

Как самостоятельная стадия уголовного судопроизводства стадия предварительного расследования имеет функцию по применению необходимых мер, требуемых законом, для доказывания факта совершенного преступления и изобличения преступников, четко определяя причины и условия преступления и предлагая всем заинтересованным учреждениям и организациям принять все меры для предотвращения преступлений [1, с. 14]. Стадия уголовного расследования по уголовно-процессуальному закону Вьетнама начинается тогда, когда государственный орган (уполномоченное должностное лицо), обладающее правом вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, выносит данное постановление. Заканчивается данная стадия следственным заключением расследования для предъявления предложения прокуратуре привлечь к ответственности обвиняемых в суде или приостановить соответствующее уголовное дело.

Стадия предварительного расследования в соответствии с уголовно-процессуальным законом Социалистической Республики Вьетнам имеет следующее значение.

Во-первых, уголовное расследование является важной функцией в деятельности государственного органа (уполномоченного должностного лица), которое осуществляет полномочия по каждому преступлению с целью доказывания совершенного уголовно наказуемого деяния, а также розыска лиц, виновных в совершении преступлений, на основании собранных доказательств. Данный аспект является одним из основных средств для надлежащего применения принципа неотвратимости уголовной ответственности.

Во-вторых, с другой стороны, расследование преступлений также способствует своевременному принятию процессуальных ре-

шений о привлечении к ответственности лиц, обвиняемых в совершении преступлений.

В-третьих, предварительное расследование является основной и важнейшей стадией уголовного судопроизводства с точки зрения защиты прав и свобод граждан на досудебных этапах (то есть до утверждения прокурором обвинительного заключения и судебного разбирательства). Наряду с другими стадиями уголовного судопроизводства стадия предварительного расследования направлена также на предотвращение преступлений.

К процессуальным действиям при расследовании уголовно наказуемых деяний относятся:

- привлечение лица, совершившего преступление, в качестве обвиняемого и допрос обвиняемых;

- допрос свидетелей, потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков, лиц, имеющих интересы и обязанности, связанные с уголовным делом, производство очной ставки, опознание;

- поиск и изъятие документов и предметов;

- осмотр места происшествия, вскрытие трупа, исследование следов на теле, экспериментальное исследование;

- оценка имущества и др.

По окончанию расследования следственный орган во Вьетнаме должен составить заключение о расследовании и вынести уголовное обвинение, если имеются для того достаточные доказательства. Возможно также и приостановление расследования, если имеется одно из оснований, указанных в Уголовно-процессуальном кодексе Социалистической Республики Вьетнам (далее -УПК СРВ), или же истек срок расследования без доказательства того, что лицо является

виновным в совершении инкриминируемого ему преступления.

На стадии предварительного расследования согласно положениям п. 7 ст. 165 УПК СРВ «Задачи и полномочия прокурора при осуществлении права на осуществление уголовного преследования на стадии расследования уголовного дела» прокурор вправе непосредственно проводить ряд следственных действий в целях дополнения имеющихся в уголовном деле документов и проверки собранных доказательств при рассмотрении и утверждении постановлений следственных органов, а также в целях обнаружения признаков совершенных или готовящихся преступлений, при принятии решения о возбуждении уголовного дела.

Следует также отметить, что согласно п. 3 ст. 165 УПК СРВ прокурор вправе сам возбуждать уголовное дело, изменять или дополнять постановление о возбуждении уголовного дела или постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого, что являются отличительной особенностью в полномочиях прокурора по сравнению с действующим уголовно-процессуальным законом в России.

При надзоре за следственной деятельностью прокурор следит за законностью возбуждения уголовных дел. Это помогает прокурору четко понимать, как происходит расследование уголовного дела, и оперативно выявлять нарушения, допущенные следователями при сборе доказательств.

Прокурор в уголовном судопроизводстве Вьетнама - это должностное лицо, которое поддерживает обвинение в судебном заседании, поэтому он несет ответственность за полноту всех доказательств, подтверждающих факт совершенного преступления. Для этого в ходе досудебного производства прокурор требует провести объективное расследование, что является прямым указанием для следственного органа. Только прокурор, который непосредственно следит за ходом расследования, может изучить круг вопросов, требующих доказывания, с целью изобличения виновных и привлечения их к уголовной ответственности.

Согласно положениям УПК СРВ прокурор имеет право выписывать повестку, и после ее получения указанные субъекты должны прибыть к нему для дачи ответов на вопросы прокурора. На самом деле при задержании подозреваемых прокурор зачастую вынужден лично направляться в следственный изолятор для его допроса. Перед тем, как проводить допрос задержанного или провести допросы свидетелей, потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков, лиц, имеющих интересы и обязанности, связанные с делом, прокурор должен подготовить конкретные вопросы, чтобы доказать факт совершенного преступления.

Прокурор непосредственно может проводить расследование (п. 3 ст. 236 и п. 1 ст. 246 УПК СРВ). Не менее за 24 часа до проведения ряда следственных действий прокурор уведомляет следственный орган о времени и месте их проведения. В случае отсутствия следователей не менее чем за 2 часа до проведения прокурором следственных действий следователи обязаны уведомить об этом прокурора. Протоколы, составленные прокурором по итогам проведенных следственных действий, приобщаются к материалам уголовного дела.

На этапе предварительного расследования прокурор играет важную роль в вопросах оказания помощи руководителю следственного органа при принятии последним процессуальных решений. Прокуроры внимательно изучают материалы уголовных дел, доказательства, а также следят за законностью производства предварительного расследования.

Прокурор вправе принять следующие решения: привлечь обвиняемых к уголовной ответственности с вынесением обвинительного заключения; вернуть уголовное дело для производства дополнительного расследования; приостановить предварительное расследование (ст. 166 УПК СРВ).

Сразу после утверждения прокурором постановления о производстве обыска следователи обсуждают и согласовывают с прокурором время и место его проведения

с участием прокурора. В случае возникновения форс-мажорных обстоятельств, когда прокурор отсутствует, то не менее чем за 2 часа до проведения обыска он уведомляет следователя о причинах своего отсутствия в письменном виде.

В случае неучастия прокурора в надзоре за следственными действиями, следователь после завершения расследования обязан передать протоколы и документы о следственных действиях прокурору в соответствии с п. 5 ст. 88 УПК СРВ.

При направлении запроса прокурору об утверждении ордера на экстренный арест следователь должен вынести постановление, в котором указать причины, подтверждающие основания для ареста лица, задержанного по подозрению в совершении преступления, а именно:

1) если лицо содержится в чрезвычайной ситуации, как это предусмотрено в п. «а» ч. 1 ст. 110 УПК СРВ, в досье должны быть доказательства и документы, подтверждающие, что это лицо готовится к совершению тяжкого или особого тяжкого преступления;

2) при задержании лиц в экстренных случаях, предусмотренных пунктом «Ь» ч. 1 ст. 110 УПК СРВ, досье должно содержать запись свидетельских показаний лица, совершившего преступление, или лица, присутствовавшего на месте, где произошло преступление, с возможностью подтвердить, что лицо совершило преступление, а также документы или основания, определяющие, что это лицо скрылось, если оно не было задержано;

3) если лицо содержится в чрезвычайной ситуации, как это предусмотрено в п. «с» ч. 1 ст. 110 УПК СРВ, в досье должны быть доказательства и документы, идентифицирующие следы, а также предметы, имеющие отношение к преступлению, либо что-то из обозначенного по месту жительства, либо на работе, либо на транспортном средстве лица, подозреваемого в совершении преступления; а также документы, позволяющие установить, что лицо пытается скрыться или уничтожить доказательства.

В случаях, когда прокурор непосредственно встречается с задержанным в чрез-

вычайном порядке или задает ему вопросы для принятия решения об утверждении или отказе в утверждении ордера на экстренный арест, он уведомляет об этом следователя. Следователи несут ответственность за координацию действий с прокурором при допросе лиц, содержащихся под стражей в указанных случаях.

В случае преследования подозреваемого в отношении лица, находящегося под временным задержанием, по крайней мере, за 24 часа до истечения срока содержания под стражей или продления срока временного задержания, следователь должен передать заявление об утверждении решения о привлечении обвиняемого к уголовной ответственности и постановление о задержании в прокуратуру того же уровня. Рассмотрение и утверждение постановления о привлечении к уголовной ответственности обвиняемого проводится одновременно с рассмотрением и утверждением постановления о задержании обвиняемого.

Если прокурор не утверждает постановление о привлечении обвиняемого к уголовной ответственности или постановление о задержании, он выносит решение об отмене данных постановлений и требует от следователя немедленно освободить задержанных.

В случаях, когда обвинение признано обоснованным, но нет необходимости во временном задержании обвиняемого, прокурор выносит постановление об утверждении решения о привлечении обвиняемого к уголовной ответственности или об отказе в утверждении постановления о временном задержании, а также при необходимости он может потребовать от следователя применить к обвиняемым другие меры «сдерживания».

По окончании расследования, передавая материалы дела в прокуратуру, следственный орган должен уведомить следственный изолятор, в котором содержится обвиняемый.

Сразу после получения материалов дела прокурор должен изучить срок временного задержания обвиняемого и принять решение о его продлении или об отмене временного задержания в соответствии со ст. 240 УПК СРВ.

Если прокурор возвращает дело на дополнительное расследование, но срок временного задержания не истек в соответствии с постановлением следственного органа о задержании или решением прокурора о продлении срока задержания, следователь продолжает руководствоваться постановлением о временном задержании.

Срок задержания должен составлять не менее 5 дней, и следственный орган выдает постановление о временном задержании, а также запрашивает одобрение прокуратуры того же уровня. Срок содержания под стражей в этом случае исчисляется со дня, следующего за последним днем содержания под стражей, указанным в постановлении о временном задержании или решении о продлении содержания под стражей, и не может превышать срок дополнительного расследования, который указан в п. 2 ст. 174 УПК СРВ.

На стадии предварительного расследования, за 10 дней до истечения срока для применения меры пресечения, следователь должен вынести постановление с четким указанием в нем оснований и причин, а также ходатайствовать перед прокурором о продлении срока для применения или отмены либо замены меры пресечения.

При приостановлении предварительного расследования по уголовному делу следственный орган должен в письменной форме ходатайствовать перед прокурором об отмене всех утвержденных мер пресечения с четким указанием причин и доказательств, подтверждающих обоснованность приостановления предварительного расследования [2, с. 156].

В течение 3 дней со дня получения ходатайства следователя прокурор выносит решение о его удовлетворении или отклонении либо письменно запрашивает у следователя дополнительные документы для рассмотрения возможности применения меры «сдерживания» в виде залога.

При наличии оснований для установления факта нарушения подозреваемым совершенного обязательства, указанного в п. 3 ст. 121 УПК СРВ, следователь вместе с документами, устанавливающими факт нарушения, выносит постановление с четким указанием причины отмены залога. Следователь должен вынести постановление об аресте обвиняемого для содержания под стражей и запросить письменное разрешение прокурора. При этом срок содержания под стражей в этом случае не должен превышать срок расследования.

В случае, если у прокурора есть основания полагать, что обвиняемый нарушает гарантированное обязательство, он должен письменно потребовать от следователя провести процедуры по отмене меры освобождения под залог и применению меры пресечения, предусмотренной в п. 4 ст. 121 УПК СРВ.

В заключение можно утверждать, что на стадии предварительного расследования следователь на основании положений уголовно-процессуального закона и под контролем прокурора принимает необходимые меры, предназначенные для сбора доказательств, изучения обстоятельств совершенного преступления, установления лиц, виновных в совершении преступления, с целью привлечения их к уголовной ответственности, а также возмещения причиненного преступлением вреда.

Таким образом, по итогам изучения вопросов взаимодействия следователя с прокурором на стадии предварительного расследования можно сделать вывод о том, что взаимодействие между данными участниками уголовного судопроизводства, как в России, так и во Вьетнаме, является важнейшим инструментом, гарантирующим эффективность всего досудебного производства по уголовным делам, посредством чего реализуется надзор за соблюдением прав и законных интересов лиц, вовлекаемых в сферу уголовно-процессуальных правоотношений.

СПИСОК источников

1. Алимамедов Э. Н. Деятельность следователя на этапе окончания предварительного следствия составлением обвинительного заключения: автореф. дисс... канд. юрид. наук. М., 2018. 32 с.

2. Иванов Д. А., Во К. 3. Актуальные вопросы ознакомления потерпевшего n его представителя с материалами уголовного дела (сравнительно-правовой анализ уголовно-процессуальных законов России и Вьетнама) // Вестник экономической безопасности. 2021. № 2. С. 155-158.

3. О координационных отношениях между следственным органом и прокуратурой в реализации ряда положений Уголовного-процессуального кодекса Социалистической Республики Вьетнам 2003 г.: совместное циркулярное письмо Верхового народного суда, Министерства общественной безопасности, Министерства национальной обороны от 7 сентября 2005 г. № 05/2005/TTLT-VKSNDTC-BCA-BQP // URL: https://thuvienphapluat.vn/van-ban/Thu-tuc-To-tung/Thong-tu-lien-tich-05-2005-TTLT-VKSTC-BCA-BQP-quan-he-phoi-hop-giua-co-quan-dieu-tra-vien-kiem-sat-thuc-hien-quy-dinh-cua-bo-luat-to-tung-hinh-su-2003-16963.aspx?tab=2.

REFERENCES

1. Alimammadov E. N. Activities of the investigator at the stage of completion of the preliminary investigation by drawing up an indictment: author, diss ... cand. of law. M., 2018. 32 p. (In Russ.)

2. Ivanov D. A., Vo K. Z. Topical issues of familiarizing the victim and his representative with the materials of the criminal case (comparative legal analysis of the criminal procedural laws of Russia and Vietnam) // Bulletin of economic security. 2021. No. 2. P. 155-158. (In Russ.)

3. On coordinating relations between the investigative body and the prosecutor's office in the implementation of a number of provisions of the Criminal Procedure Code of the Socialist Republic of Vietnam 2003: joint circular letter of the Supreme People's Court, the Ministry of Public Security, the Ministry of National Defense dated September 7, 2005 No. 05/2005 / TTLT-VKSNDTC-BCA-BQP // URL: https://thuvienphapluat.vn/van-ban/Thu-tuc-To-tung/Thong-tu-lien-tich-05-2005-TTLT-VKSTC-BCA-BQP-quan-he-phoi-hop-giua-co-quan-dieu-tra-vien-kiem-sat-thuc-hien-quy-dinh-cua-bo-luat-to-tung-hinh-su-2003-16963.aspx?tab=2. (In Russ.)

Информация об авторах:

Блинова Е. В., кандидат юридических наук;

Буй Т. Т., без ученой степени.

Information about the authors:

Blinova E. V., Candidate of Law;

Bui Т. Т., no academic degree.

Статья поступила в редакцию: 15.02.2022; одобрена после рецензирования: 13.05.2022; принята к публикации: 24.06.2022.

The article was submitted: 15.02.2022; approved after reviewing: 13.05.2022; accepted for publication: 24.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.