УДК 001(571.1/5) (091)
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СИБИРСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ И НАУЧНЫХ ОБЩЕСТВ В СИБИРИ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX В.)
Андрей Юрьевич Дергачев
Сибирский государственный университет путей сообщения 630049, Россия, г. Новосибирск, ул. Д. Ковальчук, 191, кандидат исторических наук, доцент кафедры «История и политология», тел. (383)328-05-03, e-mail: [email protected]
В статье рассматривается взаимодействие правительственных органов и научных обществ в Сибири (конец XIX - начало XX в.). Отмечается противоречивый процесс взаимодействия между ними, сочетающий запретительные элементы и сотрудничество. Преобладала тенденция к конструктивному взаимодействию с научными обществами: невмешательство во внутренние дела научных организаций, финансирование научных исследований, допуск к научной работе политических ссыльных.
Ключевые слова: научные общества, губернатор, Сибирь, власть, научные исследования.
COOPERATION BETWEEN THE SIBERIAN AUTHORITIES
AND SCIENTIFIC SOCIETIES IN SIBERIA (LATE XIX - EARLY XX C.)
Andrey U. Dergachev
The Siberian transport university, 630049, Russia, Novosibirsk, 191 Dusi Kovalchuk St., Candidate of Historical Sciences, Docent of Department History and Politology, tel. (383)328-05-03, e-mail: [email protected]
The article is devoted to governmental policy in the relation to scientific societies in Siberia (late XIX - early XX c.) The double faced policy to the restriction and interaction is also stated. In this policy prevailed the tendency to support and cooperate with scientific societies: noninterference in the internal affairs of research, care of the financing, the admittance of political exiles to scientific work.
Key words: scientific societies, governor, Siberia, authority, scientific research.
Впервые комплексное исследование научных обществ в Сибири ( конец XIX - начало XX в.) было предпринято автором и нашло отражение в ряде научных публикациях[1]. Взаимодействие научных обществ с сибирской администрацией осуществлялось по многим направлениям. Губернаторы и генерал-губернаторы требовали отчетов о деятельности обществ, программу предполагаемых научных командировок и работ [2]. Распространенной формой контактов была переписка по научно-практическим вопросам между губернатором и конкретными обществами, сводящаяся преимущественно к губернским запросам по конкретным проблемам. В ноябре 1897 г. Акмолинский военный губернатор просил метеорологическую комиссию ЗСОРГО (Западно-Сибирский Отдел Русского Географического общества) изыскать средства для вознаграждения сотрудников Акмолинской метеорологической станции или назначить кого-либо помощником [3]. В июле 1903 г. он же просил у ЗСОРГО содействия по
устройству историко-этнографического отдела Международной научно-промышленной выставки "Детский мир", проходившей под покровительством императрицы Марии Федоровны [4]. В марте 1907 г. Якутский губернатор обратился во ВСОРГО (Восточно-Сибирский Отдел Русского Географического общества) с просьбой выслать издания общества, касающиеся Сибири и Якутской области в виду предполагаемой организации в Якутской области всех научных сил с целью его изучения и учреждения местного отдела РГО [5]. Наибольшей поддержкой со стороны губернаторов пользовались отделы МОСХ (Московское общество сельского хозяйства). Это была единственная категория научных обществ, деятельность которых была подробно освещена в губернаторских отчетах. Так, Тобольский губернатор в отчете за 1898-1899 гг. писал, что 1-й Тобольский отдел МОСХ, «являясь в губернии единственным выразителем сельскохозяйственных нужд населения, ... в деятельности своей проявляет осторожность и обдуманность в плане исследования нужд местного сельского хозяйства и разработки мер к поднятию его продуктивности» [6]. Примерно в таком ключе характеризовал работу Красноярского отдела МОСХ Енисейский губернатор Теляковский, непосредственно возглавлявший отдел [7].
Отчет Якутского отдела РГО за 1913 и 1914 гг. показывают, что Якутский губернатор хлопотал об ассигновании Якутскому отделу пособия в размере 3000 руб. [8]. С сочувствием к деятельности научных обществ относились городские власти. Они изыскивали средства, делали запросы по вопросам текущей хозяйственной жизни, оказывали обществам посильную помощь [9]. Например, в ноябре 1901 г. Иркутская городская управа постановила взять на свой счет устройство мостовых около принадлежащей ВСОРГО усадьбы [10], в 1903 г. Красноярская городская дума передала в распоряжение Красноярского подотдела городской музей [11]. Научные общества проводили исследования по конкретному заданию того или иного ведомства; осуществляли исследования по собственной инициативе, но финансировались определенным ведомством; отделы Русского географического общества выступали в роли справочно-консультационных центров по научным и практическим вопросам, предоставляли в распоряжение министерств справки, отзывы, материалы, докладные записки, делегировали участников на различные правительственные совещания. В марте 1892 г. Кяхтинский пограничный комиссар (МВД) обратился с просьбой во BCОРГО дать сведения о ходе сухопутной торговли между Россией и Китаем через Кяхту за 1892 г. [12]. Западно-Сибирское управление внутренними водными путями МПС (Министерство путей сообщения) в августе 1894 г. обратилось в метеорологическую комиссию ЗСОРГО с просьбой все дела по вопросам метеонаблюдений вести с Управлением либо ее Томским и Тобольским участками [13]. В 1898 г. Департамент земледелия назначил субсидию в 300 руб. да исследование рыбного промысла в озере Байкал и просил ВСОРГО прислать сведения о Байкальском рыболовстве.
Начальник Коммерческой части Сибирской железной дороги в 1905 г. извещал ЗСОРГО И ВСОРГО, что в 1904 г. коммерческой частью предпринято об-
следование районов дороги. Полное отсутствие статистико-экономических обследований в Сибири побудило ее обратиться в отделы [14].
В ноябре 1909 г. Управление государственными имуществами Иркутской губернии и Забайкальской области просило ВСОРГО высказаться по вопросу о признании источника Аршан, имеющего общественное значение. ЗСОРГО подтвердил его ценность как лечебного курорта [15]. В 1911 г. ЗСОРГО и ВСОРГО получили письмо-уведомление от председателя Междуведомственной комиссии для составления плана работ по улучшению и развитию водяных сообщений Империи с просьбой дать свои предложения [16]. В сентябре 1908 г. в ЗСОРГО обратился председатель Гидрологического комитета ГУЗиЗ (Главное управление землеустройства и земледелия). Он писал, что часть центральных губерний пострадала от сильного разлива вод. Изучение причин таких наводнений, по его мнению, позволило бы заблаговременно предвидеть и готовиться к наводнениям. С этой целью рассылались опросные листы. В их рассылке также приняли участие ЗСОРГО и было получено свыше 1,5 тыс. ответов [17]. В 1914 г. Отдел земельных улучшений ГУЗиЗ запрашивал Читинское отделение о наличии гидрогеологических исследований Забайкальских степей в целях их орошения и просил указать печатные труды [18]. В октябре 1916 г. зав. землеустройством и переселением в Томском районе запрашивал у ЗСОРГО плановые, картографические и другие материалы в связи с предстоящим изучением казенных земель Томской губернии [19]. В 1916 г. ЗСОРГО и ВСОРГО приняли участие в разработке плана железнодорожного строительства в Сибири для Особого Совещания по выработке пятилетнего плана железнодорожного строительства[20]. Департамент земледелия финансировал предприятия сибирских отделов МОСХ. Правительственные ведомства финансировали обследование кустарных промыслов в Томской губернии, проведенное Томским отделением РТО (Русское техническое общество) в 1910 г., изучение быта переселенцев на местах их водворения в Алтайском крае, предпринятое Обществом любителей исследования Алтая в 1901 г. и другие. Двойственный статус научного общества (с одной стороны, научное учреждение, с другой - общественная организация) обусловил две тенденции правительственной политики по отношению к ним: запретительно-охранительной и поддержки. Тенденция к поддержке и сотрудничеству с научными обществами (как одно из направлений государственной политики в области науки) преобладала (невмешательство во внутренние научные дела, забота о финансировании, допущение к научной работе политических ссыльных). Охранительно - запретительная линия проявлялась сильнее в период после поражения первой российской революции и в период первой мировой войны (запреты, роспуски обществ, аресты, высылки). Необходимо отметить, что многие представители высшей администрации Сибири терпимо относились к участию в работе обществ политических ссыльных и сами внесли немалый вклад в изучение Сибири (Е. О. Мациевский, А. И. Кияшко, И. И. Крафт).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Дергачев А. Ю. Научные общества в Сибири: организация и функционирование (конец XIX - начало XX в.): Автореф. дис.. .канд. ист. наук. Новосибирск, 1991.28 с. и др.
2. Государственный архив Омской области (ГАОО), ф.86, ОП.1. Д.188, л.7.
3. ГАОО. Ф.86. Оп.1. Д.4. Л.40-41об.
4. ГАОО. Ф.86. Оп.1. Д.41. Л.74.
5. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф.1282. Оп.З. Д.314. Л.39-40.
6. Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф.293. Оп.1. Д. 267. Л.6.
7. РГИА. Ф.Биб-ка. Оп.1. Д.27,1497/2. Л.7; 1497/3. Л.52,59.
8. РГИА. Ф.1284. Оп.194. Д.70. Л.8.
9. ГАОО. Ф.86. Оп.1. Д.202. Л.41.
10. ГАИО. Ф.293. Оп.1. Д. 172. Л. 134.
11. Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф.217, Оп.1. Д.65. Л.92.
12. ГАИО. Ф.293. Оп.1. Д.87. Л.84.
13. ГАОО. Ф.86. Оп.1. Д.46. Л.36-38.
14. ГАИО. Ф.293. Оп.1. Д. 246. Л.37.
15. ГАИО. Ф.293. Оп.1. Д.295. Л.73-74.
16. ГАИО. Ф.293. Оп.1. Д.339. Л.67.
17. ГАОО. Ф.86. ОП.1. Д.41, л.94-94об.
18.Государственный архив Забайкальского края ( ГАЗК). Ф.115. Оп.1, Д.48. Л.34.
19. ГАОО. Ф.86. Оп.1. Д.205. Л.18.
20. ГАКК. Ф.217. Оп.1. Д.61. Л.32.
© А. Ю. Дергачев, 2016