Научная статья на тему 'Региональная специфика формирования хуторских и отрубных хозяйств в Западной Сибири в начале XX в'

Региональная специфика формирования хуторских и отрубных хозяйств в Западной Сибири в начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
425
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНОЛИЧНЫЕ КРЕСТЬЯНСКИЕ ХОЗЯЙСТВА / ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ / СТОЛЫПИНСКАЯ ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ / STOLIPIN'S COLONIZATION POLITICS / INDIVIDUAL COUNTRY FACILITIES / A PRIVATE PROPERTY ON THE GROUND / WESTERN SIBERIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Белянин Дмитрий Николаевич

В статье исследуются региональные особенности государственной политики по созданию единоличных хозяйств в Западной Сибири в период столыпинской переселенческой политики.. Статья написана на основе широкого круга источников, часть которых впервые введена в научный оборот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional specific character of the formation of farm and bran economies in West Siberia Siberia in the beginning of XX century

In article regional features of a state policy on creation of individual facilities in Western Siberia during stolipin's colonization politics are investigated. Article is written on the basis of the wide circle of the sources, part of which for the first time is introduced into the scientific turn.

Текст научной работы на тему «Региональная специфика формирования хуторских и отрубных хозяйств в Западной Сибири в начале XX в»

УДК 94 (571.1): 332.021.8

Д.Н. Белянин

РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ХУТОРСКИХ И ОТРУБНЫХ ХОЗЯЙСТВ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

В НАЧАЛЕ XX В.

На рубеже XIX - XX вв. многие государственные деятели пришли к пониманию необходимости смены аграрного курса. Это понимание сопровождалось отказом от доминировавших среди высших чиновников стереотипов в сфере аграрной политики. Так, во второй половине XIX в. правительство проводило политику патернализма в отношении крестьянской общины, поскольку считалось, что община препятствует процессу обнищания крестьянства. Существовало расхожее мнение, что русская передельная община не позволяет крестьянам полностью разориться, так как в процессе регулярных переделов сельскохозяйственных угодий каждый домохозяин получает земельный надел соответственно принципу справедливости. Известный историк-аграрник В. Г. Тюкавкин со ссылкой на архивные материалы привел несколько примеров, когда представители администрации вмешивались в вопросы крестьянского землепользования с требованием провести переделы земельных угодий внутри общины. Например, в Иркутской губернии почти все переделы начались после опубликования соответствующего распоряжения генерал-губернатора действий крестьянских начальников. В Забайкальской области переделы были введены по приказу военного губернатора области [1, с.96-97].

К началу XX в. взгляды многих государственных деятелей на эту проблему стали меняться. Так, С. Ю. Витте предложил изменить отношение к общине. Он считал, что отдельных крестьян нельзя удерживать насильственно в условиях общинного землепользования. Им необходимо вернуть право свободного выхода со своим наделом на основе подворного пользования [2, с.88]. Министр земледелия и государственных имуществ А. С. Ермолов считал, что необходимо осуществить переход к хуторскому хозяйству на основе частной собственности на землю [3]. Большинство предложенных мер легли в основу столыпинской аграрной реформы. В итоге государство от политики опеки крестьянской общины перешло к поощрению единоличных хозяйств - хуторов и отрубов на основе частной крестьянской собственности на землю. В Западной Сибири эта политика имела ряд региональных особенностей.

Первая особенность процесса формирования хуторов и отрубов в Западной Сибири состоит в том, что крестьянство само проявило инициативу в этом вопросе. В различных региональных архивохранилищах Западной Сибири имеется немало прошений от отдельных крестьян [4], приговоров

сельских сходов старожилов, переселенцев и даже инородцев о размежевании подворно, на хутора или отруба [5]. Эти примеры подтверждают, что именно крестьянство, а не государство в деле раз-верстания общин проявляло инициативу. По данным И. А. Асалханова, спрос на внутринадельное размежевание был велик и со стороны переселенцев, и со стороны старожилов. К 1906 г. в Томском переселенческом районе было до 100 ходатайств от крестьян о размежевании, а некоторые общины с помощью частных землемеров провели размежевание за свой счет. В 1898-1902 гг. в нескольких поселках Тарского уезда Тобольской губернии крестьяне также за свой счет провели разверстание общих наделов на хутора. Только в ответ на очевидное стремление сибирского крестьянства к разделу общинных земель государство перешло к оказанию практической помощи населению в этом вопросе. В конце 1906 г. в Томской губернии было созвано совещание, чтобы выяснить возможности оказания переселенцам межевой помощи. Совещание рекомендовало привлекать частных землемеров, оплачивая их труд за счет населения. Если у новоселов не окажется достаточных средств, то предполагалось выделять им ссуду по правилам 15 июня 1902 г. В дальнейшем выдача ссуд на внутринадельное размежевание регулировалась циркулярами от 31 марта 1908 г. и 16 марта 1909 г. Согласно последнему из них ссуды выдавались с рассрочкой платежа на 10 лет [6, с.81-83, 91].

Между тем, несмотря на циркуляры, наблюдалась острая нехватка кредитов на внутринадель-ное размежевание в Западной Сибири. Так, в 1909 г. поступило ходатайств от крестьян о ссудах на размежевание в размере 105 000 рублей, а в действительности выделено было 75 000, в 1910 г. - на 121 000 рублей, а выделено лишь 75 000 [7]. Таким образом, разница между необходимыми кредитами на удовлетворение потребностей крестьян в вопросе внутринадельного размежевания и фактическим выделением средств составила только в 1909-1910 гг. 76 000 рублей.

Именно вследствие этого крестьяне многих селений сами за свой счет, минуя официальные структуры, стали проводить размежевание общинных наделов подворно, на хутора или отруба. Так, командированный в 1911 г. в Сибирь специалист по землеустройству А. А. Кофод в отчете отметил, что крестьяне Томской губернии в конце XIX в. сами начали кое-где разбивать свои наделы на участки единоличного пользования [8]. По не-

полным сведениям, предоставленным томскому губернатору крестьянскими начальниками, к 1 января 1911 г. только старожилами в Томской губернии было проведено размежевание в 225 селениях на площади в 1 638 493 десятины. При этом старожилы сначала не получали от государства вообще никакой помощи. Ссудная помощь старожилам стала оказываться в Томской губернии только с 1910 г., когда государство ассигновало на размежевание старожильческих общин 60 000 рублей [9, с.52]. До этого старожилы проводили размежевание целиком за свой счет, а государство в этом процессе никакого участия не принимало. Поэтому полных и достоверных данных о размерах разверстания старожильческих общин в Западной Сибири не имеется.

На практике получилось, что роль государства в процессе внутринадельного размежевания в Западной Сибири по сравнению с европейской Россией была небольшой: правительственные структуры оставили за собой функции выдачи кредитов и контроля за качеством работы частных землемеров. По данным Л. Ф. Склярова, некоторые чиновники поднимали вопрос о том, чтобы в Сибири государство ускорило размежевание и захватило этот процесс в свои руки [10, с.31], но правительство от подобной идеи отказалось. Весьма рельефно отношение государства к внутринадельному размежеванию выразил Г. Ф. Чиркин (впоследствии один крупных чиновников Переселенческого управления). В 1908 г. он писал: «Внутринадель-ное размежевание... соответствует, главным образом, частным интересам каждого двора. Поэтому внутринадельное размежевание должно вестись за счет самих переселенцев, а со стороны правительства должно быть оказано содействие в виде ссуд на межевание, в организации межевого надзора и руководстве действиями частных землемеров, нанимаемых обществами, а также посредничестве между ними» [11, с.260].

В числе особенностей процесса внутрина-дельного размежевания можно отметить также факты, когда чиновники отказывали крестьянам в образовании хуторских хозяйств. Такие отказы касались в основном отдельных крестьян или групп крестьян. Например, мещанин С. Шалыгин в 1913 г. ходатайствовал о создании хуторского хозяйства на основе имевшегося у него арендного хозяйства, причем все технические расходы он брал на себя. Это ходатайство было отклонено

[12]. Было отклонено ходатайство мещанина Г. Пичугина об устройстве его на хуторском участке Тоя-Баксинской дачи Елагинского лесничества поскольку «не было оснований» для устройства «на месте, никогда не бывшем в его пользовании»

[13]. Были отклонены прошения 4 домохозяев д. Кузнецовой (Каминская волость, Каинский уезд) об отводе им хутора «по отсутствию к тому законных оснований» [14]. В ответ на просьбу нескольких арендаторов об образовании на основе

арендуемых хозяйств Алтайской казенной дачи хуторов лесной ревизор 5-го района в служебной записке от 13 июля 1913 г. категорично заявил: «я считаю невозможным поднимать даже вопрос об отдаче названной статьи в хуторское пользование» [15]. Можно привести достаточно интересный пример, когда возглавлявший Алтайский округ В. Михайлов в циркуляре от 12 июня 1910 г. предложил управляющим имениями принять меры к прекращению аренды, связанной с возведением жилых построек в ценных лесах и борах. Все заимки и хутора, «имеющие прочную оседлость в ценных лесных дачах, безусловно, нежелательны и аренда их должна быть прекращена» [16]. Эти примеры показывают, что правительственная политика в Западной Сибири не преследовала цели быстрейшего создания как можно большего числа хуторов и отрубов.

Другой особенностью следует считать то, что правительство П. А. Столыпина отказавшись от опеки общины европейской России в 1906 г., одновременно не произвело аналогичного пересмотра в отношении сибирской общины. Характер землеотводных работ на первом этапе переселенческой политики (1906-1909 гг.) свидетельствует, что государство не ставило в число приоритетных задач развитие в Сибири единоличных форм крестьянских хозяйств. Это видно из данных по заготовке колонизационного фонда, когда в условиях массового притока переселенцев в Западную Сибирь в 1906-1909 гг. землеотводные партии отводили в основном участки поселенного пользования. Например, в 1908 г. в Томской и Тобольской губерниях для переселенцев было отведено 557 участков общего пользования на 104 381 душевую долю и лишь 85 хуторов на 396 долей [17, с.5-7]. В

1907 г. в качестве эксперимента в Томском уезде Алтайского округа было образовано 120 хуторов на площади в 10 406,3 десятин удобной и 1 413,4 неудобной земли [18, с.121]. По данным Г. П. Жидкова, в 1907-1909 гг. на Алтае Переселенческим управлением было выделено 983 общинных участка и лишь 243 хуторских [19, с.198].

В дальнейшем характер землеотводных работ стал меняться. 9 февраля 1909 г. глава ГУЗиЗ направил всем заведующим переселенческим делом в губерниях и областях азиатской России циркуляр, где предлагал обратить особое внимание на образование возможно большего числа хуторских участков. Хутор не должен был превышать 60 десятин земли [20, с.209-210; с.671]. В результате в 1912 г. из 1 628 789 десятин, запроектированных в колонизационный фонд около 40% (585 429 десятин) было отведено в виде хуторов и отрубов. Кроме того, на хутора и отруба было разбито 180 130 десятин старого незаселенного фонда [21, с.94-95]. В 1913 г. из 1 107 476 десятин колонизационного фонда на долю единоличных хозяйств приходилось 422 778 десятин, а также 78 916 десятин из числа разбитых на хутора и отруба неза-

селенных участков прежних лет [22, с.148].

Показательным, на наш взгляд, является эволюция отношения государства к сибирским заимкам. Многие заимки изначально представляли собой обособленные хозяйства, мало отличавшиеся от хуторов. Например, на постоянной заимке крестьянин И. Соколова имелись все виды угодий, а земледелие на заимке было обособленным [23]. На заимке Бийского мещанина Г. Казанцева имелось полное домообзаводство - жилой дом, изба, при-гоны, пасека в 160 ульев и баня. Кроме того, при заимке была охраняемая роща, обнесенный поскотиной выгон и здесь же находилось землепользование - 8 десятин пашни, 20 десятин покоса и столько же выгона. Весь надел составлял 76 десятин с неразработанной площадью удобной земли, сосредоточенной в одном отрубе [24]. Такие заимки в 1906-1909 гг. часто включались в состав переселенческих участков общего пользования. Например, на Иноземцевском участке в 1906 г. проживало несколько заимочников [25]. По данным М. Т. Когут, имело место широкое замежевание заимок в колонизационный фонд [26, с.98-99]. На втором этапе переселенческой политики в 19101914 гг. государство пришло к переоценке отношения к сибирским заимкам. По данным И.В. Островского, заимки стали рассматриваться как очаги культурного хозяйства, которое должно всецело поощряться [27, с.73].

Еще одной особенностью следует считать то, что выделение из общины отдельных хуторов в Западной Сибири не сопровождалось переходом этих земель в частную собственность. Эта особенность была связана с тем, что на сибирские губернии не распространялись основные указы, связанные с формированием единоличных крестьянских хозяйств в Европейской России. Такая двойственность с точки зрения логики трудно объяснима. Подобный дуализм аграрной политики не всегда был понятен и крестьянам. Так, крестьянин с. Агаракского (Тобольская губерния) З. Семенов просил во время землеустройства выделить ему отрубной участок. Крестьянский начальник 1 участка Ялуторовской волости ответил отказом, поскольку отрубные участки и выход из общины в Сибири невозможны и такое существует «лишь в пределах Европейской России» [28]. Нелогичность этой ситуации усугублялась тем, что крестьяне соседней Пермской губернии имели уже иные права. Например, крестьянин Я. Вахрушев в деревне Теплоуховой (Шадринский уезд) на основании закона 1910 г. получил в собственность причитающуюся ему землю и соответствующее укрепительное постановление [29].

Нелогичность аграрной политики в Сибири вскоре стала очевидна и правительству. Уже в мае

1908 г. П. А. Столыпин в письме главе ГУЗиЗ князю Б. А. Васильчикову отметил двойственность и несогласованность аграрной политики по разные стороны Урала. Эта несогласованность подрывает

значение предпринимаемых правительством землеустроительных мероприятий, а потому необходимо пересмотреть характер землеустроительной политики в Сибири и отводить земли не в пользование, а в собственность [30, с.61]. В 1910 г. в письме Е. Е. Извекову П. А. Столыпин также отметил, что опыт европейской России доказал вред общинного землевладения, поэтому на обязанности государства лежит долг всемерно содействовать переходу переселенцев и старожилов к личному владению (хуторам и отрубам), минуя общинно-передельную стадию. В том же году в письме Николаю II П. А. Столыпин писал, что существующая правительственная политика в Сибири может привести к осложнениям в будущем: «...искусственно насаждаем общину в стране, которая привыкла к личной собственности в виде заимок; не подумали еще о частной земельной собственности там, где переселенец без заработков гибнет» [31, с.61-62, 374-375].

В итоге правительство произвело существенную корректировку аграрного курса в Сибири. ГУЗиЗ разработало проект «Положения о поземельном устройстве крестьян и инородцев Сибирских губерний и областей». Проект был представлен на рассмотрение П. А. Столыпина в июне 1909 г. [32, с.341]. «Положение» предусматривало немедленное укрепление в собственность усадебных и отрубных участков, а также землю, занятую под техническими культурами и капиталистическими предприятиями. Сверх того, за этими домохозяевами сохранялось право получения в собственность уже при землеустройстве положенной доли общинной земли. На Сибирь распространялись все столыпинские законы о выходе из общины. Кроме того, 10 марта 1911 г. правительство утвердило положение об отводе переселенцам отрубных и хуторских участков в собственность [33, с.50-51]. П. А. Столыпин отметил, что после утверждения законопроекта появится возможность применить в Сибири правила укрепления за отдельными крестьянами их участков, что в европейской России предусмотрено указом 9 ноября 1906 г., и законом 14 июня 1910 г. [34, с.59]. В дальнейшем проект закона о частной крестьянской собственности на землю обсуждался в III и IV Думах, но до 1917 г. так и не был утвержден.

Таким образом, на наш взгляд, можно выделить несколько особенностей в политике образования единоличных хозяйств в Западной Сибири:

1. Инициатива в вопросе внутринадельного размежевания принадлежала сибирскому крестьянству, а не государству. Этот процесс начался в Сибири без участия правительства. И только впоследствии государственные структуры стали оказывать крестьянам поддержку в этом вопросе. Правительственная политика была ответом на потребности крестьян в процессе разверстания общин на единоличные хозяйства. Причем в этом вопросе реальные потребности крестьян в креди-

тах и специалистах удовлетворялись государством в недостаточной степени.

2. Правительство П. А. Столыпина не сразу перешло к поддержке единоличных хозяйств (хуторов и отрубов) в Сибири. В 1906-1908 гг. в колонизационном фонде преобладали большие участки общего пользования. Хутора создавались только в виде эксперимента и исключения. Даже существовавшие уже обособленные заимки часто включались в состав переселенческих участков. Только в 1909-1910 гг. государство пересмотрело свое отношение к характеру землеотводных работ,

когда стали выделяться кредиты на образование единоличных переселенческих хозяйств, а заимки стали восприниматься как единоличные хозяйства, которые следует поощрять.

3. В отличие от европейской России, в Сибири не существовало закона о передаче единоличных хозяйств в собственность. Такой закон начал разрабатываться только когда руководство страны осознало его важность, значимость и необходимость для сибирского региона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Тюкавкин В. Г. Сибирская деревня накануне Октября. - Иркутск, 1966. - 472 с.

2. Витте С. Ю. Записка по крестьянскому делу. - СПб., 1904. - 106 с.

3. См.: Седых Г., Сергиенко В., Тивяков С. Земля Кузнецкая - история Сибири. - Кемерово, 1997. -184 с.

4. См: Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф.240. Оп.1. Д.50. Лл.8, 9-об, 10-об, 28,110,119-120, 145, 172, 235-235об, 283-283-об, 288; Д.919. Лл. 183, 186, 194; Государственный архив Омской области (ГАОО). Ф.47. Оп.1. Д.7. Л.15; Д.10. Л.181; Государственное учреждение Тюменской области «Государственный архив Тюменской области» (ГУТО ГАТО). Ф.и-49. Оп.1. Д.575. Лл.29-29-об; там же. Д.858. Лл.2-3; там же. Д.860. Л.3; Государственный архив Кемеровской области (ГАКО). Ф.д-62. Оп.1. Д.9. Л.33.

5. См: ГАОО. Ф.47. Оп.1. Д.47. Л.36; Ф.183. Оп.1. Д.249. Лл.5-5-об; Оп.5 Д.1. Л13; см. также: Центр хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФ АК). Ф.Д-137. Оп.1. Д.3. Л.2; Ф.Д-67. Оп.1. Д.13. Л.71; Д.17. Л.61; Ф.Д-67. Оп. Д.11. Л.26; Д.13. Л.71; Д.17. Л.61; ГУТО ГАТО. Ф.и-49. Оп.1. Д.26. Лл.10, 20.

6. Асалханов И. А. Сельское хозяйство Сибири кон. XIX - нач. XX вв. - Новосибирск, 1975. - 265 с.

7. ГАТО. Ф.239. Оп.1. Д.57. Лл.56-56-об.

8. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф.391. Оп.5. Д.882. Л.138.

9. Обзор Томской губернии за 1910 г. - СПб., 1911. - 55 с.

10. Скляров Л. Ф. Столыпинское землеустройство в Сибири // Научные доклады высшей школы. Исторические науки. - М., 1958. - № 4. - С.24-37.

11. Чиркин Г. Ф. Земельные нужды переселенцев и меры их удовлетворения // Вопросы колонизации. - 1908. - № 2. - С. 239-261.

12. ГАТО. Ф.240. Оп.1. Д.919. Лл.12, 15, 26-об.

13. ГАТО. Ф.240. Оп.1. Д.919. Лл.54-54-об; там же. Д.173. Л.3.

14. ГАТО. Ф.240. Оп.1. Д.50. Л.302; см. также: ГАТО. Ф.240. Оп.1. Д.919. Л.438-об; ГАОО. Ф.47. Оп.1. Д.7. Лл.68-68-об; ГАКО Ф.д-9. Оп.1 Д.15. Лл.89-90, 98, там же. Д.20. Л.83; ЦХАФ АК. Ф.д-194. Оп.1. Д.147. Лл.1, 10.

15. ГАТО. Ф.240. Оп.1. Д.919. Лл.198-198-об.

16. ГАТО Ф.244. Оп.1. Д.12. Лл.213-213-об.

17. Отчет о работах по образованию переселенческих участков в Азиатской России в 1908 г. - СПб., 1909. - 27 с.

18. Синельников Н. Хуторские отрубы, образованные в 1907 году в Томском уезде, на землях Алтайского Округа Кабинета ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА // Вопросы колонизации. - 1908. - № 3. - С. 121-135.

19. Жидков Г. П. Кабинетское землевладение (1747-1917 гг.). - Новосибирск, 1973. - 264 с.

20. Сидельников С. М. Аграрная реформа Столыпина. Сборник документов и материалов. - М., 1973.

- 335 с.; Сборник узаконений и распоряжений правительства о сельском состоянии. Общее положение о крестьянах. - Изд. 9. СПб., 1914. - 1118 с.

21. Переселение и землеустройство за Уралом в 1912 г. - СПб., 1913. - 331 с.

22. Переселение и землеустройство за Уралом в 1913 г. - Пг., 1914. - 211 с.

23. ГАКО. Ф.д-9. Оп.1. Д.15. Л.98.

24. ЦХАФ АК. Ф.Д-65. Оп.1. Д.227. Л.49.

25. РГИА. Ф.391. Оп.3. Д.46. Лл.3-3-об.

26. Когут М. Т. Переселенческое движение и поземельное устройство сибирских крестьян в годы столыпинской аграрной политики // Влияние переселений на социально-экономическое развитие Сибири в эпоху капитализма. - Новосибирск, 1991. - С.90-103.

27. Островский И. В. Аграрная политика в Сибири периода империализма. - Новосибирск, 1991. -311 с.

28. ГУТО ГАТО Ф.и-48. Оп.1. Д.794. Лл.1-2.

29. ГУТО ГАТО Ф.и-48. Оп.1. Д.1194-б. Лл.14-14-об.

30. Цит. по: Тюкавкин В. Г. Сибирская деревня накануне Октября. - Иркутск, 1966. - 472 с.

31. Столыпин П. А. Переписка. - М., 2004. - 704 с.

32. Скляров Л. Ф. Переселение и землеустройство в Сибири в годы столыпинской аграрной реформы.

- Л., 1962. - 588 с.

33. Когут М. Т. К вопросу о характере столыпинской аграрной политике царизма в Сибири // Экономическая политика царизма в Сибири в XIX - начала XX в. - Иркутск, 1984. - С.48-57.

34. Столыпин П. А., Кривошеин А. В. Поездка в Сибирь и Поволжье. - СПб., 1911. - 170 с.

□ Автор статьи:

Белянин Дмитрий Николаевич - канд. ист. наук, доц.каф. отечественной истории, теории и истории культуры КузГТУ.

Тел. 3842- 35-32-81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.