Научная статья на тему 'Взаимодействие школы и музея в образовательном пространстве личности'

Взаимодействие школы и музея в образовательном пространстве личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2044
604
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЕЙ / ШКОЛА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / УЧАЩИЕСЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / MUSEUM / SCHOOL / EDUCATIONAL SPACE / SCHOOLCHILDREN / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Екатерина Евгеньевна

В статье рассматриваются проблемы интеграции музея и школы на основе материалов международного фестиваля «Интермузей-2013».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF SCHOOL AND MUSEUM IN THE EDUCATIONAL SPACE OF PERSONALITY

The problems of integration of museum and school on the basis of the materials of the «Intermuseum 2013» International Festival are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие школы и музея в образовательном пространстве личности»

ТРИ «М»: МЕТОДОЛОГИЯ — МЕТОДИКА — МЕТОД

УДК 069:37

Е.Е. Никитина

Взаимодействие школы и музея в образовательном пространстве личности

В статье рассматриваются проблемы интеграции музея и школы на основе материалов международного фестиваля «Интермузей-2013».

Ключевые слова: музей, школа, образовательное пространство, учащиеся, интеграция.

Развитие идей и направлений музейной педагогики активно обсуждается на страницах научной и периодической литературы, на научных мероприятиях всероссийского и международного уровня.

Определить место и роль музея сегодня в образовательном пространстве личности непросто, особенно с позиции внедрения музейного знания в регламентированную систему начального и основного общего образования. Открытость этих вопросов и необходимость их обсуждения послужили причиной проведения международного фестиваля музеев — «Интермузей-2013», который проходил в Москве, в Центральном Доме художника. Одним из вопросов для обсуждения было определение путей интеграции музея и школы. В этом контексте многие исследователи определяют музейную педагогику как современное проектирование деятельности школы и музея. Большое внимание уделяется взаимному интересу музея и школы, обеспечению возможной интеграции путем определенных изменений в образовательной деятельности. Речь идет прежде всего о содержании федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования. Среди требований к результатам освоения основной образовательной программы в отдельную группу выделены межпредметные, включающие освоение обучающими межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Одной из задач программы развития универсальных учебных действий федерального государственного образовательного стандарта является формиро-

© Никитина Е.Е., 2013

116

Взаимодействие школы и музея в образовательном пространстве личности

вание у учащихся компетенций в учебно-исследовательской и проектной деятельности, опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненную ситуацию, формирование ценностно-смысловых ориентиров, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

В рамках компетентностного подхода общими знаменателями, на наш взгляд, являются универсальные учебные действия, формирование которых может послужить основой интеграции музея и школы. Однако при обсуждении проблемы реализации новых образовательных стандартов в учебном процессе представители педагогической общественности высказывали аргументированное мнение о необходимости пересмотра содержания стандарта и обязательного включения работы с музеем в образовательную программу или во внеурочную деятельность. Такой подход позволит реализовывать определенную часть программы именно в стенах музея на основе музейного знания и потенциала, а экскурсию сделать формой организации учебного процесса. Одним из условий, затрудняющих интеграцию музея и школы, является доминирование устоявшихся стереотипов сознания. Тезис «Учитель знакомит детей с музеем по предметному принципу» заставляет пересмотреть отношения музея и школы в плане образовательной практики. Этот факт неоднократно комментировался на международном фестивале «Интермузей-2013» учителями школ, музейными сотрудниками, управленцами в сфере образования. Музей должен быть не только источником информации, но и пространством, формирующим создание собственных текстов культуры. Думается, что конкретизировать, а точнее, интерпретировать эту мысль можно следующим образом: творческая работа, созданная учеником на основе музейного знания, должна носить интегративный характер, то есть содержать сведения из разных предметных областей, наблюдений, исследований. Любой текст, созданный учащимися самостоятельно, является продуктом его творческой деятельности. Сегодня во многих образовательных программах, в частности программах по литературному чтению для начальных классов, предпринимается попытка построения методической системы обучения младших школьников созданию речевых высказываний с использованием информации, полученной в результате посещения музея. Методический аппарат учебника литературного чтения по программе Л.В. Занкова включает в себя рубрику «Картинная галерея», которая дает возможность ученику воспринимать этические и эстетические ценности через произведения искусства. Большое значение при этом авторы учебника отводят знакомству с понятиями «авторская точка зрения», «проблема автора», «жанр в искусстве», «жанр в литературе». Причем каждое из этих понятий соединяет литературоведческие и музейные знания. Читателю требуется не только прочитать произведение, но и выполнить ряд заданий, направленных на интерпретацию авторского текста, например, сравнить тему и идейный замысел картины и прочи-

117

Взаимодействие школы и музея в образовательном пространстве личности

танного произведения или определить способы выражения явлений действительности в манере художника и художественного мира писателя.

Программа «Литературное чтение» О.В. Кубасовой учебно-методического комплекта «Гармония» предусматривает активное использование метода творческого чтения, основная цель которого состоит в развитии у младшего школьника способности к творческому самовыражению. Именно поэтому среди перечня основных видов работы по следам прочитанного присутствует графическое и словесное рисование, то есть ребенок, начиная свою деятельность с анализа иллюстрации или картины, создает собственный текст и рисунок на основе полученных знаний от прочтения литературного произведения и знакомства с картиной. На этом этапе можно усложнить работу, например, попытаться сравнить свой рисунок с авторским текстом с точки зрения соответствия теме, идее фрагмента сюжета.

Программа Э.Э. Кац «Литературное чтение» учебно-методического комплекта «Планета знаний» аналогично другим программам способствует формированию коммуникативной инициативы младших школьников, готовности к сотрудничеству. Большое внимание уделено взаимосвязи материала для чтения с произведениями изобразительного искусства. Этот факт реализуется в выборе учителем и учащимися тех творческих работ, которые предлагают авторы программы: обучение учащихся творческому пересказу, составлению устного рассказа от лица одного из героев, продолжению авторского сюжета, придумыванию сказок, загадок, сочинений-миниатюр и т.д. Названные виды работ в рамках программы «Литературное чтение» опираются на психологическую теорию искусства, которая раскрывается через взаимодействие читателя с художественным произведением, с произведениями изобразительного искусства в процессе преобразования слова-знака в живой образ и переосмысления прочитанного с позиции собственного восприятия.

Приведенные фрагменты содержательной части современных программ по литературному чтению для начальной школы позволяют определить ведущие методы и приемы учебной деятельности. Используя потенциал музея в методике обучения младших школьников чтению, доминирующими становятся проблемный диалог и метод сравнения. Именно это способствует формированию умений учащихся осознавать и понимать разные способы выражения авторской позиции: в слове и в палитре красок и оттенков одновременно. Если обратиться к зарубежному опыту, в частности к опыту представителей Германии, принимавших участие в международном фестивале музеев «Интермузей-2013», то их позиция определяется немного иначе. Необходимость музея, в их понимании, связана прежде всего с предоставлением возможности посетителю «стать мудрым». Такой процесс совершенствования человека проходит несколько стадий: получение знаний, новой информации, включение полученных знаний в собствен-

118

Взаимодействие школы и музея в образовательном пространстве личности

ный опыт, погружение или исследование, действие, интуиция. В особую стадию выделено воображение как процесс, который позволяет субъекту представлять полученную информацию в новых комбинациях, открывать для себя что-то новое. В опыте М. Брадке, основателя Мобильного музея музыки в Германии, доминирует деятельность сотрудничества музея с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Музыка выступает в качестве основы организации особой системы занятий или специальных ситуаций без помощи слов, то есть с использованием движений и мимики. Мобильный музей музыки широко известен в Европе организацией мероприятий, семинаров, на которых каждый ребенок может создать какой-нибудь музыкальный инструмент, используя для работы старые шины, картон, электронные устройства. По мнению М. Брадке, наиболее интересны в этом плане инсталляции на открытом воздухе, например, водяной оркестр, представляющий собой соединение из металлических труб, или орган музыкальной лаборатории, модель уха и т. д. Будучи участником какого-либо музыкального изобретения, ребенок развивает творческие способности, успешно адаптируется к современным условиям общества, расширяет пространство коммуникативного взаимодействия в процессе совместной деятельности.

В процессе организации проектной деятельности музея и школы неизбежно возникает вопрос оценивания критериев эффективности образовательной деятельности музея. На сегодняшний день эта проблема решается в основном на уровне дискуссий, обмена мнениями и фактами. Большинство исследователей отстаивает мысль о том, что определить уровень эффективности образовательной деятельности музея возможно только при обеспечении интеграции этих государственных институтов, с обязательным учетом требований федерального государственного образовательного стандарта. В этой связи особое предпочтение отдается формированию коммуникативных и исследовательских компетенций учащихся. В содержании федерального государственного образовательного стандарта упомянутые компетенции отражены в разделе «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы общего основного или начального общего образования». Они разделяются на умение активно использовать речевые средства и средства коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, умение использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Образовательная программа взаимодействия школы и музея должна обязательно раскрывать методическую систему формирования перечисленных умений. Это возможно путем включения в современные учебно-методические комплекты не только теоретического, но и практического материала. Такие подходы существуют, мы отмечали это ранее. Однако существует ряд причин, позволяющих воспринимать сегодня ин-

119

Взаимодействие школы и музея в образовательном пространстве личности

теграцию музея и школы не в виде последовательной и взаимосвязанной системы обучения учащихся, а как отдельный отрывок или фрагмент целостной картины. Это обусловлено прежде всего тем, что большинство авторов программ не устанавливает связь внутри самого учебно-методического комплекта. Получается, что программа предмета с пояснительной запиской, учебник, рабочая тетрадь, методические рекомендации для учителя как будто представляют собой отдельные элементы системы обучения. Вернемся к предмету «Литературное чтение». Большинство программ разработаны в соответствии с ФГОС на основе компетентностного подхода. В содержательной части программ практически всегда очень подробно изложены концептуальные идеи данной программы, цели, задачи, характерные признаки — доминанты, позволяющие выделить эту программу из общего перечня, повысить к ней интерес со стороны родителей, учителей, администрации школы. Авторы, как правило, кладут в основу программы серьезную лингвистическую или литературоведческую научную концепцию, которая должна определять содержание учебника, рабочей тетради и методических пособий для учителя. Однако в учебнике и тетради материал уже представлен бессистемно, нарушаются принципы отбора учебного материала, лишь частично удовлетворяются основные идеи, которые были описаны в теоретической части программы. Например, если предусмотрено обучение младших школьников работе с картиной, то необходимо указать систему компетенций, перечень знаний, умений, навыков, способствующих овладению этой компетенцией, объяснить критерии отбора именно этих картин, показать более широкие возможности творческих работ (так как с одной и той же картиной можно работать и на уроке русского языка, и на уроке литературного чтения, и на уроке развития речи), при этом важно продумать виды деятельности учащихся и их методику, а не сводить работу только к поверхностной беседе вопросно-ответного характера. Очень часто авторы программ советуют использовать прием сравнения в процессе анализа художественного произведения, выполнения творческих работ по следам прочитанного. Трудность этого приема была описана еще в методических трудах по истории словесности XIX века. Обучение сравнению в существующих программах по литературному чтению сводится в основном к формулировке задания: сравни оба стихотворения одного автора (или разных авторов); в чем сходство и различие? Или сравни картину с прочитанным произведением. Что общего? Целесообразнее было бы определить типологию этого приема, описать ее в теоретической части программы, показать методику обучения сравнению текстов, жанров, произведений изобразительного искусства в отдельности, подчеркнуть специфику этого приема в каждом виде творческой работы. Если авторы программы предусматривают работу с рубриками «Музейный дом» или «Картинная галерея», то можно было предусмотреть проведение урока-экскурсии по какой-либо литературной теме, обучить учащихся состав-

120

Взаимодействие школы и музея в образовательном пространстве личности

лять текст в устной и письменной форме по впечатлениям, полученным от экскурсии, что способствует более глубокому пониманию не только идейного замысла прочитанного произведения, но и формирует у школьников умение интерпретировать текст, обогащать новыми сведениями, создавать свой (в подражание), обновлять его своим восприятием, своей оценкой, своей критикой. В этом контексте музейное пространство представляет собой особую ценность, так как обеспечивает не только появление идей, но и способствует трансформации этих идей в конкретный результат деятельности. Основная задача образовательной программы должна состоять в обеспечении целостности и комплексности учебного материала. Необходима конкретизация соотношения компетенций и соответствующих им видов работ. Взаимодействие музея и школы возможно в рамках предметных образовательных программ или в рамках внеурочной деятельности путем обновления не только теоретического, но и методического материала. Музей должен быть не только источником получения новой информации, но и обязан создавать основу для развития творческих способностей учащихся в системе школьного образования, что позволит рассматривать образовательное пространство как интеграцию концепций, идей, методов и приемов с обязательной ориентацией на результат совместной деятельности музейных сотрудников, учителей и учащихся.

Литература

1. Взаимодействие школы и музеев [Текст] : сборник теорет.-метод. материалов / [Отв. ред. О.А. Ботякова, А.Г. Козлова]. СПб.: Образование, 1994.

2. Музей и школа: диалог в образовательном пространстве [Текст]. СПб.: Центр регион, и междунар. образован проектов С.-петерб. гос. ун-та пед. мастерства, 1998.

3. Музейная педагогика в школе [Текст]. СПб.: СпецЛит, 2000.

4. Соколова М.В. Музейная педагогика [Текст] : моногр. / М.В. Соколова; Яросл. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского. Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2002.

5. Музейный аспект в инновационной деятельности образовательных учреждений [Текст] : сб. докл.: IV Открытая регион, науч.-практ. конф., г. Новосибирск, 28 февр. 2008 г. Новосибирск : НИПКиПРО, 2008.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2012.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2012.

8. Музейная педагогика как область педагогической науки [Текст] : Сборник научно-методических трудов / [под общей ред. С.В. Ивановой]. М.: ФГНУ ИТИП РАО, 2012.

121

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.