Научная статья на тему 'Взаимодействие рынка инноваций и государства'

Взаимодействие рынка инноваций и государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / РЫНОК ИННОВАЦИЙ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВА / ИНСТИТУТЫ РЫНКА / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ КОМПАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шангараев Ренат Габдуллаевич

Статья посвящена концепции рынка инноваций. Автор описывает ряд сегментов рынка инноваций и определяет пути влияния государства на рынок данного типа, а также механизм функционирования институтов рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие рынка инноваций и государства»

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

85

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЫНКА ИННОВАЦИЙ И ГОСУДАРСТВА

Шангараев Ренат Габдуллаевич

аспирант. Ивановский государственный университет, кафедра экономической теории

г. Иваново, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Аннотация. Статья посвящена концепции рынка инноваций. Автор описывает ряд сегментов рынка инноваций и определяет пути влияния государства на рынок данного типа, а также механизм функционирования институтов рынка.

Ключевые слова: инновации; рынок инноваций; инновационное развитие; влияние государства; институты рынка; транснациональная компания

Код УДК: 330.341.1

Annotation. The article is devoted to the concept of innovation market. The author describes the segments of the innovation market, defines the ways the government can influence the market of innovations and examines the functioning of market institutions.

Keywords: innovations, market of innovations, innovative development, government influence, market institutions; multinational company

В настоящее время весьма актуальными являются исследования, посвященные инновационному развитию. Инициатива по переходу экономики на инновационный лад исходит от лидеров государства. Тот факт, что государственные деятели осознают невозможность дальнейшего развития страны в русле существующих реалий экономики, заслуживает положительной оценки. Однако настораживает, что инициатива идет сверху, а не от рядовых субъектов экономики. Если исходить из представлений основоположника теории инновационного развития Й. Шумпетера, то именно предприниматели должны быть ведущим звеном в распространении новшеств. Вышесказанное наводит на мысль о неразвитости рыночных институтов в российской экономики, эта проблема заслуживает более глубокого детального анализа. Однако, на наш взгляд, более интересным является рассмотрение взаимовлияния рынка инноваций и государства.

Следует сказать, что исходя из нашей системы взглядов, мы будем придерживаться понимания инноваций, предложенного Й. Шумпетером в работе «Теория экономического развития», которые он трактовал как «осуществление новых комбинаций» [1, с. 159]. Возможны пять видов таких комбинаций:

1. Изготовление нового, еще неизвестного потребителям блага или создание нового качества того или иного блага.

2. Внедрение нового, еще неизвестного в данной отрасли промышленности метода производства, который может заключаться также в новом способе коммерческого использования соответствующего товара.

3. Освоение нового рынка сбыта - рынка, на котором данная отрасль промышленности страны еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет.

4. Получение нового источника сырья или полуфабрикатов, независимо от того, существовал этот источник прежде или нет.

5. Проведение соответствующей реорганизации, например обеспечение монопольного положения или подрыв монопольного положения другого предприятия.

Исходя из данного понимания инноваций, мы сформулируем свое определение рынка инноваций. Под ним следует понимать рынок, на котором взаимодействуют продавцы и покупатели инновационных идей и решений, материализованных в новых технологиях, оборудовании и товарах. Очевидно, что данный рынок не является однородным. Целесообразно выделить в нем три сегмента.

В первом сегменте продавцами выступают представители научного сообщества, предлагающие свои разработки, а покупателями - фирмы, которые желают внедрить их в процесс производства. Этот сегмент, по-видимому, целесообразно назвать рынком технологий. Этот рынок, безусловно, является инновационным, поскольку благодаря нему возникает возможность появления новых товаров, работ, услуг.

Другой составляющей рынка инноваций является рынок новой техники. Продукцию на нем распространяют компании из сферы машиностроения, реализующие новое оборудование. Это оборудование может быть как производственным, созданным для выпуска новых товаров, так и иметь непроизводственный характер - например, высокотехнологичное медицинское оборудование, предназначенное для диагностики заболеваний. Благодаря этому сегменту, становится возможным массовое появление новых товаров, работ, услуг на локальном рынке.

И, наконец, последний сегмент рынка инноваций - это рынок инновационных товаров. Продавцами в этом случае выступают крупные ТНК, которые реализуют новые товары для пользования непосредственно домашними хозяйствами. Отнесение рынка новых, инновационных товаров к рынку инноваций является спорным, однако на наш взгляд это целесообразно, так как новые товары способны повысить уровень инновационности общества. Скажем, приобретение мобильного телефона или ноутбука вкупе с мобильным usb-модемом позволяет человеку находиться в информационном пространстве в любой точке земного шара, а это, безусловно, является признаком инновационного рынка, а не товарного.

Весьма важной особенностью инновационного рынка является то, что цена инноваций определяется через эффект, возникающий у потребителя. Дело в том, что с появлением эксклюзивных товаров, компании-производители получают преимущество перед покупателями. Это обусловлено тем, что при отсутствии аналогов на рынке потребитель не может ориентироваться в себестоимости продукции. Для производителя нижней границей цены товара будет его себестоимость, а верхней - полезности его качеств для потребителя. Потребитель же не может оценивать себестоимость, поскольку технология производства товара является новой, неизвестной, и он вынужден исходить лишь из потребительной стоимости товара.

К примеру, сотрудники аналитического агентства iSuppli разобрали на части и оценили себестоимость смартфона iPhone 4. Себестоимость модели на 16 ГБ составила 187 долларов 51 центов США [2]. В то же время цена данной модели у официальных дилеров Apple колеблется от 960 до 1600 долл. США. То есть наценка составляет от 500 до 850 %. При этом спрос на данные устройства стабилен: на апрель 2010 года было продано более 50 млн. аппаратов.

В качестве другого примера можем привести рынок медицинского оборудования. Так медицинские учреждения готовы приобретать диагностическое оборудование, которое в несколько

Взаимодействие рынка инноваций и государства

87

раз дороже аналогов, но имеет большее количество функций. Это обусловлено тем, что пациенты готовы платить больше за более качественный анализ.

Поскольку именно государство является инициатором инновационного развития в нашей стране, то логично было бы предположить, что государство предпринимает решительные шаги для инновационного прорыва. Попытаемся изучить, что же именно делает государство для рынка инноваций?

Основная форма поддержки, которую оказывает государство, это финансирование предприятий, занимающихся инновационной деятельностью. Так, в соответствии с Постановлением Правительства № 218 от 9 апреля 2010 года государственная поддержка инновационной деятельности может осуществляться в различных формах. Во-первых, это прямое финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ научных университетов, связанных с инновационной деятельностью. Во-вторых, финансирование инновационных программ и проектов организаций, намеренных внедрять инновации в свое производство. По данным АНО «Центр информационно-аналитической и правовой поддержки органов исполнительной власти и правоохранительных структур» на 3 июня 2010 года в России государственная поддержка инновационной деятельность проходила на нескольких уровнях: на муниципальном - более 200 организаций, региональном - более 1000, межрегиональном - около 10, и на федеральном - более 50 организаций [3].

Следует сказать, что такая форма поддержки является адресной. Это, во-первых, не позволяет помочь всем фирмам, занимающимся инновационной деятельностью, так как средства бюджета ограничены. Во-вторых, такая форма создает предпосылки для развития коррупции, поскольку нет четких прозрачных механизмов выбора инновационных предприятий, которым будет оказываться государственная поддержка. В-третьих, такая форма слабо стимулирует предприятия к переходу на инновационную деятельность.

Более привлекательной формой поддержки могли бы стать методы освобождения от налогов или понижения ставок. В настоящее время такая помощь предприятиям возможна лишь на региональном уровне. В частности Э. Набиулина предлагала снизить или временно отменить налог на имущество для инновационных предприятий [4]. Однако эта мера повышает нагрузку на областные бюджеты, а значит, воспользоваться ею могут лишь экономически сильные регионы России, которых, как известно, меньшинство. Приходится к тому же констатировать, что на федеральном уровне преференций для инновационных предприятий нет.

Посмотрим на взаимодействие инновационного рынка и государства с другой точки зрения. Для развития инновационной экономики и стимулирования процесса формирования новых рынков необходимо создавать особую инновационную инфраструктуру и институты поддержки инновационного процесса. В частности следующие:

1. Законодательство, регулирующее отношения в сфере инновационной экономики. В

этом направлении государство ведет активную работу. В частности, в России с 01 января 2008 вступила в силу четвертая часть Гражданского Кодекса, регламентирующая «права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации».

2. Форсайт-центры, позволяющие снизить риски внедрения новых продуктов и координировать усилия коллективов-разработчиков. В целом государство определило основные направления развития экономики страны. Это сделал Президент Д. А. Медведев на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России [5]. Первая сфера - энергоэффективность и энергосбережение, вторая - ядерные технологии, третья - космические технологии, четвертая - медицинские технологии и фармацевтика, пятая - стратегические информационные технологии. Однако это лишь

общие контуры, которые слишком абстрактны: к слову, китайская программа модернизации, включающая экологию и сферы экономии энергии, информационную индустрию, биопроизводство, производство автомобилей на новых источниках энергии, производство высококачественного оборудования и новых материалов, выглядит более конкретно. К тому же эти направления выдвинуты у нас государством, а не научным и бизнес-сообществами, то есть имеет место ситуация, когда государственные органы стремятся заменить общественные институты.

3. Разнообразные экспертные и футурологические сообщества и сети, позволяющие формировать видение будущего. Государство не занимается становлением данного института. Ведутся разработки в научных кругах по проблемам прогнозирования будущего развития, однако нельзя сказать, что данный институт в России уже сформировался.

4. Специализированные образовательные центры, институты и школы, позволяющие готовить не только учёных и инженеров, но и предпринимателей, способных к продвижению инновационных проектов. К сожалению, подобных центров, как, допустим, Массачусетский технологический институт, которые успешно функционировали бы в Российской Федерации, сейчас нет.

5. Центры коммерциализации технологий и разработок. В настоящее время активно ведется работа по созданию подобного центра в Сколково. Эту идею также продвигают первые лица государства. Однако одного подобного центра для всей страны слишком мало.

Таким образом, мы можем заключить, что существует следующая закономерность - главными инициаторами развития рынка инноваций являются главные лица государства, а рыночные институты слишком слабы не только на данном рынке, но и в экономике в целом, поэтому государство стремится восполнить эти пробелы и берет их роль на себя. По всей видимости, такая структура является неустойчивой и неплодотворной, поскольку отсутствует главная пружина получения соответствующего экономического эффекта - экономический интерес, а инициатива «сверху» не доходит до экономических субъектов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития = Theorie der wirtschaftlichen Entwicklung; Капитализм, социализм и демократия = Capitalism, Socialism and Democracy / Йозеф Алоиз Шумпетер ; [пер. с нем. В. С. Автономов, М. С. Любский, А. Ю. Чепуренко; пер. с англ. В.С. Автономов [и др.]. - М.: Эксмо, 2007. - 861 с.

2. Карпов М. Себестоимость iPhone 4 составляет 187,51 доллара [Электронный ресурс] / М. Карпов. - Режим доступа: http://www.mobiledevice.ru/apple-iphone-4-isuppli-smartfon-komplektuiushie-cena-sebestoimos.aspx.

3. Государственная поддержка инноваций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.ano-info.ru/article1.html.

4. Колодина И. Инновации в обмен на льготы / И. Колодина // Российская бизнес-газета. - 2009. - 17 ноября.

5. Медведев, Д.А. Вступительное слово на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России / Д.А. Медведев [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.kremlin.ru/transcripts/4506.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.