Библиографический список
1. Пригожин А.И. Методы развития организаций. Москва, 2003.
2. Лапыгин Ю.Н. Основы управленческого консультирования. Москва, 2004.
3. Коротаева Е.В. Педагогика взаимодействия: теория и практика: монография. Москва, 2014.
4. Хубиев Ш.М. Педагогические условия формирования культуры интеллектуального труда у старшеклассников в учебно-воспи-тательнойработе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Карачаевск, 2006.
5. Булгаков А.В., Кидинов А.В. Психология внутригрупповых отношений и межгрупповой адаптации в организациях: монография. Тамбов, 2016.
6. Abric J-C. A structural approach to social representations. Representations of the social: Bridging theoretical traditions. Ed. by K. Deaux, G. Philogène Oxford: Blackwell Publishers, 2001: P. 42 - 47.
7. Baggio, Stéphanie, Pierre-Éric Sutter. La valeur travail en France: pensée positivement par 66% des salariés, 2008. Available at: http://www. miroirsocial.com/uploads/documents/La_valeur_travail.pdf
8. Стратегии исследования социальных представлений. Социологический журнал. 2011; 3: 5 - 23.
References
1. Prigozhin A.I. Metody razvitiya organizacij. Moskva, 2003.
2. Lapygin Yu.N. Osnovy upravlencheskogo konsul'tirovaniya. Moskva, 2004.
3. Korotaeva E.V. Pedagogika vzaimodejstviya: teoriya ipraktika: monografiya. Moskva, 2014.
4. Hubiev Sh.M. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya kul'tury intellektual'nogo truda u starsheklassnikov v uchebno-vospitatel'noj rabote. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Karachaevsk, 2006.
5. Bulgakov A.V., Kidinov A.V. Psihologiya vnutrigruppovyh otnoshenijimezhgruppovoj adaptacii v organizaciyah: monografiya. Tambov, 2016.
6. Abric J-C. A structural approach to social representations. Representations of the social: Bridging theoretical traditions. Ed. by K. Deaux, G. Philogène Oxford: Blackwell Publishers, 2001: P. 42 - 47.
7. Baggio, Stéphanie, Pierre-Éric Sutter. La valeur travail en France: pensée positivement par 66% des salariés, 2008. Available at: http://www. miroirsocial.com/uploads/documents/La_valeur_travail.pdf
8. Strategii issledovaniya social'nyh predstavlenij. Sociologicheskijzhurnal. 2011; 3: 5 - 23.
Статья поступила в редакцию 01.10.17
УДК 372 (075)
Loginova S.V., junior research associate, Institute of Physiology and Basic Medicine (Novosibirsk, Russia),
E-mail: [email protected]
INTERACTIONS BETWEEN PARENTING AND CHILD INDIVIDUAL DIFFERENCES IN THE PREDICTION OF CHILD WELL-BEING. The article contains description and analysis of theoretical approaches and empirical research on the interaction between parenting and child individual characteristics during child development. It is shown that children with similar temperaments / personalities, as well as children from similar backgrounds, can develop quite differently because of interactions between characteristics of the child and the environment. Special attention is paid to the role of the interactive and interrelated effects of individual and family characteristics in the prediction of child well-being.
Key words: child individual characteristics, parenting, child well-being, interaction.
С.В. Логинова, мл. науч. сотр., Научно-исследовательский институт физиологии и фундаментальной медицины,
г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ РЕБЁНКА: ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
* Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 16-06-00022.
В работе рассмотрены и проанализированы теоретические подходы и эмпирические исследования, посвященные изучению взаимодействия родительского воспитания с индивидуальными особенностями ребёнка в процессе развития: показано, что дети со сходными индивидуальными особенностями, так же как и дети, воспитывающиеся в одних условиях, могут развиваться по-разному в результате взаимодействия и взаимовлияния индивидуальных особенностей и средовых условий. Особое внимание уделяется роли совместного взаимозависимого вклада индивидуальных и семейных характеристик в формировании и поддержании психологического здоровья и благополучия детей.
Ключевые слова: индивидуальные особенности ребёнка, родительское воспитание, психологическое благополучие ребёнка, взаимодействие.
Вплоть до конца XX века развитие ребёнка традиционно рассматривалось сквозь призму однонаправленной модели, в которой доминирующим признавалось влияние родителей на ребёнка, и не учитывалась активная роль самого ребёнка в процессе его развития, социализации, формирования психологического здоровья и благополучия. Однако современные данные, полученные в психологии развития и психогенетике, уверенно доказывают, что взаимодействие родителя и ребёнка - это изначально двусторонний процесс, в котором оба участника влияют по поведение друг друга и складывающиеся между ними отношения [1; 2]. В многочисленных корреляционных исследованиях, направленных на изучение роли воспитания в развитии ребёнка, имплицитно подразумевалось, что все дети одинаково чувствительны к родительскому воспитанию, однако исследования взаимодействия индивидуальных особенностей ребёнка с
разными аспектами воспитания, проведенные в странах Европы, Америки, Австралии и других, убедительно доказывают обратное: индивидуальные особенности ребёнка и средовые условия развития не только вносят свой уникальный вклад в благополучие ребёнка, но и взаимодействуют, взаимно влияют друг на друга в процессе развития, так что дети со сходными индивидуальными особенностями, так же как и дети, воспитывающиеся в одних условиях, могут развиваться по-разному в результате взаимодействия и взаимовлияния индивидуальных особенностей и средовых условий [3].
Впервые феномен взаимодействия был эмпирически выявлен и описан авторами Нью-йоркского лонгитюдного исследования [4], которые разработали концепцию «хорошего и плохого соответствия»: если возможности и способности ребёнка соответствуют требованиям и ожиданиям окружения («хорошее соот-
ветствие»), то такой ребёнок будет развиваться психологически и психически благополучно; если же ребёнок не обладает способностями и свойствами, необходимыми для того, чтобы справиться с требованиями и ожиданиями, предъявляемыми обществом (в особенности родителями), то с большой вероятностью у него возникнут эмоциональные или поведенческие проблемы. В ходе такого рода взаимодействий между индивидуально-психологическими характеристиками и семейными условиями, факторы защиты могут смягчать повреждающее воздействие факторов риска, и результаты развития зависят от соответствия между индивидуально-психологическими особенностями ребёнка и условиями воспитания [4].
Последующие исследования в этой области были сосредоточены на взаимодействии темперамента ребёнка и методов родительского воспитания в отношении распространенных эмоциональных проблем и отклонений в поведении. Например, в бельгийских исследованиях показано, что хотя такие особенности воспитания как принуждение, раздражительность, гнев, жесткое дисциплинирование и игнорирование в целом предрасполагают к отклонениям в поведении у детей, они не действуют на детей с высоким уровнем доброжелательности и сознательности [5]. В американском исследовании детей младшего школьного возраста было показано, что недостаточный присмотр связан с агрессивным поведением у высоко активных детей, а применение телесных наказаний - у детей с высоким уровнем боязливости [6]. В недавнем обзоре исследований взаимодействий индивидуально-психологических особенностей ребёнка и родительского воспитания, было показано, что физические наказания, сверхконтроль, недоверие связаны с проблемами психологического здоровья у раздражительных детей, с высоким уровнем негативной эмоциональности и низким самоконтролем; непоследовательная дисциплина наиболее сильно связана с депрессией и проблемами поведения у высоко импульсивных детей, а родительское отвержение связано с проблемами поведения у детей с низким уровнем позитивной эмоциональности [3].
Проблема взаимодействия внутренних психологических особенностей и внешних факторов рассматривалась российскими исследователями: С.Л. Рубинштейном, Б.Г. Ананьевым, В.И. Слободчиковым, Е.А. Сергиенко, А.А. Шведовской и другими. В настоящее время подчёркивается важность учёта принципа непрерывности генетико-средового взаимодействия в процессе развития ребёнка, а также принципа субъектности, который подразумевает активную роль ребёнка во внутрисемейном и социальном взаимодействии и раскрывает неразрывное единство и взаимосвязь природных, индивидуальных, социальных и общественных качеств [7]. Однако данные теоретические положения недостаточно исследованы в эмпирических работах: проводятся исследования по изучению активно-действенной позиции ребёнка в детско-родительском взаимодействии, имеются данные о совместном вкладе характеристик ребёнка и особенностей воспитания в создающиеся детско-родительские отношения [8; 9; 10], но практически не изучена их взаимная роль в возникновении и поддержании проблем психологического здоровья и благополучия детей, в то время как подобные исследования могут пролить свет на природу взаимодействия, о котором в том или ином аспекте пишут практически все классики психологии развития, и дать ответ на вопрос о том как, в какой степени, и какие именно физиологические, возрастные, гендерные, темпераментные, личностные и другие индивидуальные особенности влияют на чувствительность ребёнка к родительскому воспитанию.
Среди современных российских теоретических подходов, содержащих в себе идею взаимодействия индивидуально-психологических особенностей ребёнка с аспектами родительского воспитания, следует отдельно отметить антропологический подход к психологическому здоровью человека, в котором подчеркивается, что в период дошкольного и школьного детства подлинным субъектом развития является не ребёнок или родитель в отдельности, а со-бытийная общность, а условием развития в данный период является совместное общение и распределённая деятельность [11]. Внутри со-бытийной общности, по В.И. Сло-бодчикову, образуются собственно человеческие способности, позволяющие индивиду входить в различные общности, приобщаться к культуре, индивидуализироваться и самому творить новые формы культуры, а также внутри со-бытийной общности
развивается субъективная реальность индивида как основа его психологического здоровья [11]. А.В. Шувалов приходит к выводу, что «в отношении детей критерии психологического здоровья корректнее соотносить с системой связей и отношений ребёнка с его естественным человеческим окружением, прежде всего - со значимыми взрослыми».
О.А. Карабанова при исследовании семейных отношений неявно раскрывает идею взаимодействия, отмечая, что одно и то же поведение родителя может вызвать два варианта реагирования ребёнка - защитное и дополнительное, каждое из которых зависит от индивидуально-психологических особенностей ребёнка. Например, авторитарное поведение и диктат родителя могут вызвать защитное поведение ребёнка (агрессию, негативизм, сопротивление, грубость, уход) либо дополнительную форму отреагирования - зависимость, покорность, безынициативность [12]. Однако более детальные, конкретные и специфические паттерны взаимодействий в данной и предыдущих концепциях не раскрыты. Важный шаг в изучении проблемы совместного вклада в создающиеся между ребёнком и родителем отношения был сделан А.А. Шведовской, которая выделила пять типов детско-родительского взаимодействия на основе как позиции родителя в отношениях с ребёнком, так и позиции и образа детско-родительских отношений у ребёнка: это типы взаимодействия конфликтный, гармоничный, дистантный, «доминирующий ребёнок - потворствующий родитель» и «доминирующий родитель - потворствующий ребёнок» [9; 10].
В России были проведены два эмпирических исследования взаимодействия индивидуальных и семейных факторов благополучия детей в отношении благополучного развития [13], которые показали, что в неполных семьях с одним родителем, семьях с низким уровнем сплочённости, с конфликтами между членами семьи с физическими нападками при ребёнке, а также при жестком воспитании (с применением физической и вербальной агрессии в адрес ребёнка) вклад индивидуально-психологических особенностей детей в просоциальное поведение, поведенческие и эмоциональных проблемы и их влияние на жизнь был больше, чем при отсутствии указанных особенностей семейного окружения. Как указывают авторы, выявленные феномены нуждаются в дальнейшем изучении, поскольку вероятно, что они опосредуются ближайшим окружением [13].
В настоящее время подчеркиваются важность реализации комплексного подхода к пониманию процесса развития как взаимовлияния биологических, социальных, культурных, исторических, собственно психологических факторов, что позволяет выявить основные закономерности развития человека как индивида, личности и субъекта деятельности [1]. На основе одной из наиболее влиятельных на сегодняшний день модели человеческого развития - биоэкологической модели развития Ури Бронфен-бреннера были выдвинуты несколько теоретических моделей, раскрывающих природу взаимодействия индивидуальных и семейных факторов благополучного развития [1; 2; 3]. Одной из таких теорий является модель уязвимости, согласно которой дети с определенной индивидуальной особенностью более склонны к развитию проблем, несмотря на отсутствие средовых факторов риска [14]. Модель «двойного риска» объясняет различие в чувствительности к воспитанию тем, что трудный темперамент усиливает воздействие других факторов риска, увеличивая негативное влияние семейного риска, т. е. при неблагоприятном сочетании индивидуальных особенностей и условий воспитания риск может умножаться, а при наилучшем соответствии семейной среды возможностям ребёнка, развитие может идти наиболее успешно [15].
Ряд других моделей предлагает более тонкие объяснения. Например, модель «дифференцированной восприимчивости» предполагает, что некоторые дети наиболее чувствительны к воспитанию: они больше, по сравнению с другими детьми, подвержены неблагоприятному воздействию отрицательного воспитания, но при этом в хороших средовых условиях развиваются особенно успешно [15; 16]. Следует отметить, что в рамках данных моделей раскрыты особенности взаимодействия индивидуально-психологических характеристик ребёнка и особенностей родительского воспитания в отношении психопатологии, в то время как позитивные аспекты психологического здоровья и благополучия практически не изучены.
В эмпирических исследованиях были обнаружены эффекты взаимодействия по типу дифференцированной восприимчивости: у детей младшего школьного возраста с высоким уровнем импульсивности, отмечался низкий уровень экстернальных проблем, если их матери были чувствительны, отзывчивы, поддерживали ребёнка, и, наоборот, у детей со сходным повышенным уровнем импульсивности отмечался наибольший по сравнению с другими детьми уровень экстернальных проблем, если их матери не были чувствительны и отзывчивы [15]. В других исследованиях факторами восприимчивости к средовым условиям являлись негативная эмоциональность или трудный темперамент, сочетающий в себе низкую приспосабливаемость и саморегуляцию, высокий уровень активности и частое выражение негативных эмоций, а также склонность к гневу [16].
При всей очевидности того, что психологическое благополучие ребёнка дошкольного возраста определяется как его индивидуальными особенностями, так и характеристиками ближайшего семейного окружения, необходимым является изучение взаимодействия этих факторов, т.е. выявление индивидуальных
Библиографический список
различий в чувствительности к тому или иному родительскому воспитанию. И хотя специфика взаимодействия индивидуальных особенностей ребёнка с методами воспитания в отношении эмоциональных (страхи, тревога, сниженное настроение, психосоматические симптомы) и поведенческих проблем (непослушание, деструктивное поведение, агрессивность, чрезмерная активность и невнимательность) в разных странах исследована достаточно хорошо, многое остается неясным. Так, неизвестен характер взаимодействий между индивидуальными и средовы-ми факторами в отношении таких показателей психологического благополучия как просоциальное поведения, успешность в отношениях со сверстниками. Кроме того, выявленные в зарубежных исследованиях закономерности взаимодействия могут иметь универсальный характер, а могут быть специфичны для конкретной культуры или исторического периода. Для выяснения механизмов развития российских детей и подростков необходимы масштабные исследования с широким охватом значимых индивидуальных и семейных характеристик и анализом взаимодействий между ними.
1. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. 9-е изд. Санкт-Петербург: Питер, 2005.
2. Bronfenbrenner U., Morris P. The ecology of developmental processes. Damon W and Lerner R (eds) Handbook of Child Psychology: Theoretical Models of Human Development, 1998. V. 1, 5th edn. New York: John Wiley.
3. Kiff C. J., Lengua L. J., Zalewski, M. Nature and nurturing: Parenting in the context of child temperament. Clinical child and family psychology review. 2011; V. 14; No. 3: P. 251 - 301.
4. Thomas A., Chess S. Temperament and development. New York: Brunner/Mazel, 1977.
5. Van Leeuwen K.G., Mervielde I., Braet C., Bosmans G. Child personality and parental behavior as moderators of problem behavior. Developmental Psychology. 2004; V. 40; No. 6: 1028.
6. Colder C. R., Lochman J. E., Wells K. C. The moderating effects of children's fear and activity level on relations between parenting practices and childhood symptomatology. Journal of Abnormal Child Psychology. 1997. 25. - No. 3: 251 - 263.
7. Сергиенко Е.А. Принципы психологии развития: современный взгляд. Психологические исследования. 2012; Т. 5; №. 24: 1-1. Available at: http://psystudy.ru
8. Спирева Е.Н., Лидере А.Г. Связь стиля семейного воспитания с темпераментом ребёнка. Семейная психология и семейная терапия. 2002; 2. Available at: http://www.ucheba.com/link.htm/met_rus/ k_psihologiya/k_psih_i_shkola/spireva_liders.htm
9. Шведовская А.А. Особенности переживания детско-родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста: Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Москва, 2006.
10. Шведовская А.А. Специфика позиции родителей при различных типах взаимодействия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Психологическая наука и образование. 2006; 1: 69 - 84.
11. Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей. Вопросы психологии. 2001; 4: 91 - 105.
12. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. Москва: Гардарики, 2005.
13. Слободская Е.Р, Ахметова О.А. Взаимодействие личностных и семейных факторов благополучия дете. Культурно-историческая психология. 2012; Т. 2012; №. 2: 60 - 68.
14. Nigg J.T. Temperament and developmental psychopathology. Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2006; V. 47: 395 - 422.
15. Belsky J., Pluess M. Beyond diathesis stress: differential susceptibility to environmental influences. Psychol bulletin. 2009; V. 135; No. 6: 885.
16. Pluess M., Belsky J. Children's differential susceptibility to effects of parenting. Family Science. 2010; V. 1; No. 1: 14 - 25.
References
1. Krajg G., Bokum D. Psihologiya razvitiya. 9-e izd. Sankt-Peterburg: Piter, 2005.
2. Bronfenbrenner U., Morris P. The ecology of developmental processes. Damon W and Lerner R (eds) Handbook of Child Psychology: Theoretical Models of Human Development, 1998. V. 1, 5th edn. New York: John Wiley.
3. Kiff C. J., Lengua L. J., Zalewski, M. Nature and nurturing: Parenting in the context of child temperament. Clinical child and family psychology review. 2011; V. 14; No. 3: P. 251 - 301.
4. Thomas A., Chess S. Temperament and development. New York: Brunner/Mazel, 1977.
5. Van Leeuwen K.G., Mervielde I., Braet C., Bosmans G. Child personality and parental behavior as moderators of problem behavior. Developmental Psychology. 2004; V. 40; No. 6: 1028.
6. Colder C. R., Lochman J. E., Wells K. C. The moderating effects of children's fear and activity level on relations between parenting practices and childhood symptomatology. Journal of Abnormal Child Psychology. 1997. 25. - No. 3: 251 - 263.
7. Sergienko E.A. Principy psihologii razvitiya: sovremennyj vzglyad. Psihologicheskie issledovaniya. 2012; T. 5; №. 24: 1-1. Available at: http:// psystudy.ru
8. Spireva E.N., Liders A.G. Svyaz' stilya semejnogo vospitaniya s temperamentom rebenka. Semejnaya psihologiya i semejnaya terapiya. 2002; 2. Available at: http://www.ucheba.com/link.htm/met_rus/ k_psihologiya/k_psih_i_shkola/spireva_liders.htm
9. Shvedovskaya A.A. Osobennosti perezhivaniya detsko-roditel'skih otnoshenij i vzaimodejstvie s roditelyami detej starshego doshkol'nogo vozrasta:Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2006.
10. Shvedovskaya A.A. Specifika pozicii roditelej pri razlichnyh tipah vzaimodejstviya s det'mi doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2006; 1: 69 - 84.
11. Slobodchikov V.I., Shuvalov A.V. Antropologicheskij podhod k resheniyu problemy psihologicheskogo zdorov'ya detej. Voprosy psihologii. 2001; 4: 91 - 105.
12. Karabanova O.A. Psihologiya semejnyh otnoshenij i osnovy semejnogo konsul'tirovaniya: uchebnoe posobie. Moskva: Gardariki, 2005.
13. Slobodskaya E.R., Ahmetova O.A. Vzaimodejstvie lichnostnyh i semejnyh faktorov blagopoluchiya dete. Kul'turno-istoricheskayapsihologiya. 2012; T. 2012; №. 2: 60 - 68.
14. Nigg J.T. Temperament and developmental psychopathology. Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2006; V. 47: 395 - 422.
15. Belsky J., Pluess M. Beyond diathesis stress: differential susceptibility to environmental influences. Psychol bulletin. 2009; V. 135; No. 6: 885.
16. Pluess M., Belsky J. Children's differential susceptibility to effects of parenting. Family Science. 2010; V. 1; No. 1: 14 - 25.
Статья поступила в редакцию 02.10.17