Научная статья на тему 'Взаимодействие природоохранных и экономических меха низмов в экологическом законодательстве'

Взаимодействие природоохранных и экономических меха низмов в экологическом законодательстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
95
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дехтерева Л. П.

Эта статья рассматривает одну из важнейших проблем окружающей среды противостояние экологических и экономических интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие природоохранных и экономических меха низмов в экологическом законодательстве»

УК РФ, которые содержат неточные формулировки, связанные с защитой водной среды.

Подводя итог сказанному, можно констатировать, что в экологическом праве произошли изменения негативного характера. Если в начале «переходного периода» разграбление природных богатств все же пытались стыдливо прикрыть лицемерными призывами гармонично сочетать рациональное использование природных ресурсов с экономическими интересами, сейчас ни о какой гармонии речь не идет. Фиговые листочки деклараций и недействующих законов уже не прикрывают страшный в своем цинизме девиз государства: «Все на продажу!»

Литература

1. Указ Президента РФ от 17 мая 2000 г.№ 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

2. Указ Президента РФ от 14 августа 1996г. № 1176 «О системе федеральных органов исполнительной власти».

3. Ст.2 Федерального закона № 196-ФЗ от

20.12.2001 «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

4. Л.Егорова. В республике Саха (Якутия) все более осложняется экологическая ситуация. // «Зеленый мир». - 2003. - №№1 - 2

5. А.Веселов. Экологическое право вчера и сегодня. // Экология и право. - 2002. - № 2. - С. 39

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИРОДООХРАННЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Л.П. ДЕХТЕРЕВА, ст. преп. кафедры права

Одна из важнейших проблем охраны окружающей среды - противостояние экологических и экономических общественных интересов. До принятия Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды» эту проблему пытались решить в основном административными методами, то есть путем установления запретов и ограничений, мер административного и уголовного наказаний. Такой подход не принес ожидаемых результатов. Новое экологическое законодательство, основу которого в настоящее время составляет Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды», существенно развил и дополнил положения Закона РСФСР 1991 г. о воздействии на отношения в сфере «экономика-экология» посредством экономико-правовых методов.

В соответствии с п. 2 ст. 36 Конституции Российской Федерации «владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не на-

рушает прав и законных интересов иных лиц». Таким образом, свободное хозяйствование на земле недопустимо понимать как полный произвол. В приведенной статье предусмотрены моменты, которые ограничивают деятельность собственников, никак не ущемляя их свободы. Если собственники или владельцы земли наносят ущерб окружающей среде или нарушают права и законные интересы третьих лиц, для них должны наступать юридические последствия, предусмотренные уголовным, административным и гражданским законодательством.

В настоящее время экологическое законодательство предусматривает включение в механизм регулирования экологических отношений не только запретно-ограничительные меры, но также меры экономического стимулирования. При этом постулируется: охрана окружающей среды только тогда будет иметь положительный эффект, когда станет составной частью самого хозяйственного механизма, когда она будет экономически выгодна самому хозяйствующему субъекту.

В соответствии с Законом «Об охране окружающей среды» (ст. 14 и 17) внедрение наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использование вторичных ресурсов, переработка отходов, осуществление других эффективных мер по охране окружающей среды, соответствующих законодательству, а также предпринимательская деятельность, направленная на охрану окружающей среды, государством не только поддерживается, но и поощряется посредством установления налоговых и других льгот.

Примером стимулирующей налоговой политики по отношению к предприятиям, осуществляющим свою деятельность в природоохранной сфере, являются нормы Федерального закона от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г.) и Закона РФ от 11 октября 1991 г. «О плате за землю» (в ред. законов от 9 августа 1994 г. и 20 декабря 2001 г., ст. 12), которые устанавливают налоговые льготы и освобождают от земельного налога государственные природные заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады, предприятия и граждан, занимающимися традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, а также народными художественными промыслами в местах их традиционного обитания. Кроме этого освобождаются от земельного налога научные организации, опытные, экспериментальные и учебноопытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, а также научные учреждения и организации другого профиля за земельные участки, непосредственно используемые для научных, научно-экспериментальных, учебных целей и для испытания сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур.

Закон «Об особо охраняемых природных территориях» (п. 3 ст. 20) устанавливает налоговые льготы, определенные законодательством РФ, для природных парков, а так-

же собственников, владельцев и пользователей земельных участков в границах территорий природных парков, которые имеют ограничения в использовании своих участков в связи с соблюдением режима охраны.

Следует отметить, что Закон «Об особо охраняемых природных территориях» предоставляет возможность самостоятельного использования благотворительных взносов, а также штрафов, налагаемых в административном порядке за нарушение режима особой охраны этих территорий, предприятиями,* создаваемыми в порядке, установленном данным законом, на цели обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Современное правовое регулирование предусматривает возможность включения затрат, связанных с природоохранной деятельностью, в себестоимость продукции. Так, п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ относит к материальным расходам затраты налогоплательщика, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения. Сюда относятся расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, на оплату услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, и другие аналогичные расходы.

Большинство нормативных актов, регулирующих отношения природопользования и охраны окружающей среды, содержат нормы, предусматривающие развитие механизма экономического стимулирования в этой области. Например, ст. 54 Федерального закона «О животном мире» (от 24 апреля 1995 г.) устанавливает экономическое стимулирование охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира, посредством установления налоговых и иных льгот, предоставляемых юридическим лицам и гражданам, обеспечивающим не только охрану, воспроизводство и устойчивое использование объектов жи-

вотного мира, но и охрану и улучшение среды обитания животных. Закон говорит о предоставлении юридическим лицам льготных кредитов на выполнение работ по охране и воспроизводству объектов животного мира и о премировании должностных лиц и граждан, осуществляющих охрану животного мира, за выявленные нарушения законодательства Российской Федерации об охране и использовании животного мира.

Стимулирование рационального природопользования и природоохранной деятельности регулируется также Федеральными законами «Об исключительной экономической зоне» (от 17 декабря 1998 г.) и «О континентальном шельфе» (от 30 ноября 1995 г.). Так, ст. 38 Закона «Об исключительной экономической зоне» предусматривает экономическое стимулирование работников органов охраны, которое осуществляется в соответствии с законодательством РФ и включает в себя установление налоговых и иных льгот, должностных надбавок за особые условия охраны исключительной экономической зоны и ее живых и неживых ресурсов, премирование за выявленные нарушения данного закона и международных договоров Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации могут устанавливать дополнительные виды экономического стимулирования природоохранной деятельности на своей территории.

Таким образом, современное российское законодательство содержит определенные экономические меры, которые призваны стимулировать природоохранную деятельность и рациональное природопользование. Дело за «малым» - сформировать общественную потребность в осуществлении этих мер, что достигается путем овладение минимумом экологических знаний, необходимым для формирования экологической культуры граждан.

Глава XIII Закона «Об охране окружающей природной среды» называется «Основы формирования экологической культу-

ры». Для достижения этой цели вводится система всеобщего и комплексного экологического образования, которая включает в себя все ступени - от дошкольного до высшего вузовского и послевузовского образования, пререподготовку и повышение квалификации специалистов, распространение экологических знаний через СМИ, библиотеки, учреждения культуры, организации туризма и спорта. В связи с рассматриваемым вопросом, наиболее важным представляется переподготовка и подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, которые ответственны за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, способной оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. 12 декабря

1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 г.

2. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Российская газета от 12 января 2002 г.

3. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г.) // СЗ РФ. 1995. № 12. СТ. 1024.

4. Закон Российской Федерации от И октября 1991 г. «О плате за землю» (в ред. законов от 9 августа

1994 г. и 20 декабря 2001 г., ст. 12) // ВВС РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1424; СЗ РФ 1999. № 1. Ст. 1.

5. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462.

6. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне» (с изм. и доп. от 8 авг. 2001 г., 21 марта 2002 г.) // СЗ РФ. 1998. № 35. Ст. 3506; СЗ РФ. 2002. № 18 Ст. 2208.

7. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе» (с изм. и доп. от 10 февраля 1999 г., 8 августа 2001 г.) // СЗ РФ. 1995. № 26. СТ. 79; СЗ РФ 2001. № 56. Ст. 1172.

8. Налоговый кодекс Российской Федерации, (часть вторая) № 117-ФЗ от 5 августа 2000 г. // СЗ РФ. 2000. № 81. Ст. 306.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.