УДК 342.6
С. В. Малыгина
магистрант, Орловский филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»,
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ И ИСПОЛНИТЕЛЬНО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Аннотация. В статье рассмотрены формы взаимодействия представительных и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления в рамках осуществления их полномочий. Отмечен приоритет представительных органов и подотчетность им представительно-распорядительных.
Ключевые слова: органы местного самоуправления, представительные органы, исполнительно-распорядительные органы, взаимодействие.
S.V. Malygina, Orel branch Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
INTERACTION REPRESENTATIVE AND EXECUTIVE-ADMINISTRATIVE BODIES LOCAL GOVERNMENT
Abstract. The article describes the forms of interaction between the representative and executiveadministrative bodies of local self-government in the exercise of their powers. Marked priority of representative bodies and their accountability and administrative representatively.
Keywords: local authorities, representative bodies, executive and administrative bodies, the interaction.
В действующем законодательстве в настоящее время достаточно подробно описаны вопросы, касающиеся реализации местного самоуправления. Важнейшими документами, регулирующими основы реализации местного самоуправления на территории РФ, являются «Европейская Хартия о местном самоуправлении», Конституция РФ, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законы субъектов РФ, Уставы муниципальных образований.
Ключевыми органами местного самоуправления (далее ОМСУ) являются, безусловно, представительный орган, глава муниципального образования, исполнительно-распорядительный орган (местная администрация), контрольно-счетный орган и иные [1, с. 40].
Далее детально рассмотрим вопросы взаимодействия между представительными и исполнительно-распорядительными органами, так как решение основных вопросов и проблем на территории того или иного муниципального образования возложено именно на них. Продуктивное их взаимодействие, безусловно, является фундаментом эффективного управления.
В Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подробно изложены полномочия каждого из них, порядок их формирования, сроки полномочий, вопросы подотчетности и подконтрольности.
Однако вопрос их взаимодействия, совместной работы незаслуженно обойден стороной. Только в пункте 3 статьи 34 говориться о том, что «... а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются Уставом муниципального образования...» [1, с. 40]. Таким образом, вопрос регламентации их взаимодействия передан на местный уровень для самостоятельного решения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 «Европейской Хартии о местном самоуправлении» главенствующие позиции в данном вопросе отданы представительным органам, а исполнительные органы лишь подотчетны первым [2, c. 2]. Если провести параллель с конституционным принципом о разделении властей, который прослеживается и на местном уровне, хотя в соответствии со статьей 12 Конституции РФ ОМСУ не входят в систему органов государственной власти, то возникает некий парадокс [3, с. 5].
В соответствии со статьей 10 Конституции РФ все ветви власти самостоятельны [3, с. 4].
Данное положение относится к государственной власти, но на местном уровне данный принцип утрачивается, следовательно, и конструкция сдержек и противовесов не применяется на практике. Как следствие, нередко возникающие конфликты между представительными и исполнительно-распорядительными органами в решении вопросов местного значения. Хотя и на государственном уровне, где принцип самостоятельности органов разных ветвей власти четко закреплен, нередко возникают элементы борьбы.
Даже исходя из позиции действующего законодательства о том, что на местном уровне привилегированную позицию занимают представительные органы, наделенные собственной компетенцией, взаимодействие с другими органами, а в особенности с исполнительно-распорядительными, является исключительно необходимым. Прежде всего, это касается деятельности правотворческой.
Представительными органами разрабатываются проекты нормативных актов (решений), предварительно рассматриваются и обсуждаются на заседаниях комиссий и комитетов, затем принимаются на заседаниях. Однако следует отметить, что в 90% случаев инициатива разработки и вынесения проекта решения на рассмотрение представительного органа принадлежит исполнительно-распорядительному органу.
Разработка проектов решений по наиболее важным и значимым вопросам, как правило, осуществляется коллегиально, при совместном участии представителей обоих органов посредством создания комиссий, рабочих групп и т.д. В дальнейшем, в случае принятия решения на заседании представительного органа, исполнительно-распорядительным органом осуществляется его исполнение - реализация в практической деятельности.
Как одну из важных форм взаимодействия можно выделить непосредственную работу с местным населением. Сюда можно отнести совместную работу обоих органов при организации публичных слушаний, встречи с населением, проведение разъяснительной работы, сотрудничество с общественными организациями, национальными диаспорами, территориальными органами местного самоуправления и др.
Утверждение структуры местной администрации представительным органом, участие главы администрации в заседаниях представительного органа, как и участие депутатов в работе комиссий и групп местных администраций, отчеты о выполнении решений, принятых представительным органом, ежегодная отчетность о деятельности, заслушивание руководителей отдельных структур местных администраций, направление разного рода запросов, можно также рассматривать как формы взаимодействия. На практике, зачастую, взаимодействие сводится к формальному написанию запросов по интересующим вопросам и подготовке ответов на них.
Большинство из перечисленных форм являются, скорее, выражением подотчетности и подконтрольности исполнительно-распорядительных органов - местных администраций и их глав - представительным органам.
Исходя из необходимости реализации общих целей и задач в работе представительных и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, а именно создание условий для комфортного и благоприятного проживания населения на конкретной территории, однозначно можно сделать вывод о том, что вопросы тесного, эффективного и плодотворного взаимодействия и сотрудничества, основанные на принципе паритетности, в решении вопросов местного значения имеет крайнюю важность. Решение его требует комплексного подхода на всех уровнях: государственном, региональном и, конечно же, местном.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы Кон-сультантПлюс, Интернет. УКЬ: http://www.consultant.ru (дата обращения: 03.02.2016).
138
№ 5 (57) - 2016
2. Европейская хартия местного самоуправления" (совершено в Страсбурге 15.10.1985) [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс, Интернет. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 03.02.2016).
3. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.], с учетом внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г № 7-ФКЗ, от 05.05.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс, Интернет. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 03.02.2016).