Научная статья на тему 'Взаимодействие предприятий УИС с предпринимательскими структурами как фактор развития реального сектора экономики'

Взаимодействие предприятий УИС с предпринимательскими структурами как фактор развития реального сектора экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
592
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ / ТРУДОВАЯ АДАПТАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ / БИЗНЕС / СФЕРА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР С УИС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мотин Александр Владимирович

Превращение экономики России из сырьевой в современную высокотехнологичную невозможен без развития предпринимательства. Одним из путей его развития в России может стать расширение партнерских связей с предприятиями уголовно-исполнительной системы, что помимо экономических позволит решать важные социальные задачи по исправлению и перевоспитанию осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мотин Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие предприятий УИС с предпринимательскими структурами как фактор развития реального сектора экономики»

Взаимодействие предприятий УИС с предпринимательскими структурами как фактор развития реального сектора экономики INTERACTION BETWEEN PENAL SYSTEM ENTERPRISES WITH BUSINESS-STRUCTURES AS FACTOR OF DEVELOPMENT OF REAL

SECTOR OF ECONOMY

Мотин Александр Владимирович Аспирант Академического международного института Postgraduate student of Academic international institute

Alexander V. Motin A. V.Motin@gmail .com

Аннотация: Превращение экономики России из сырьевой в современную высокотехнологичную невозможен без развития предпринимательства. Одним из путей его развития в России может стать расширение партнерских связей с предприятиями уголовно-исполнительной системы, что помимо экономических позволит решать важные социальные задачи по исправлению и перевоспитанию осужденных.

Ключевые слова: развитие экономики; трудовая адаптация осужденных;

бизнес; сфера исполнения наказаний; взаимодействие предпринимательских структур с УИС.

Annotation: Converting of Russian economy from resource to modern high technology is impossible without developing of entrepreneurship. One of the ways of its development in Russia can be expansion of cooperation with enterprises of the correctional system, what in addition to economic will help to solve important social problem of correction of convicted.

Keywords: economic development; labor adaptation of convicts; business; sphere of execution of punishments; cooperation between business and correctional system.

В настоящее время экономика России достаточно успешно преодолевает последствия мирового финансового кризиса. По результатам 2011 года экономика, наконец, достигла докризисного уровня. В 2011 году, несмотря на неблагоприятные внешние условия, прирост ВВП составил 4,3%, что соответствует динамике 2010 года1.

В то же время структура экономики остается ориентированной на топливно-энергетический сектор. Об этом свидетельствует структура отечественного экспорта. В общем объеме экспорта за 2011 год 69,5% составляли топливо-энергетические товары, а машины, оборудование и транспортные средства - только 4,2% . Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета выросла в 2011 году до 49,7% по сравнению с 46,1% в 2010 году и 40,7% в 2009 году. Проблему модернизации экономики России, и превращения ее из сырьевой в современную высокотехнологичную, невозможно решить без развития предпринимательства, поскольку именно предпринимательство в современном мире в значительной мере определяет социально- экономический уровень развития цивилизованных стран.

Об этом свидетельствует, прежде всего, тот факт, что малые и средние предприятия являются традиционной и важной частью экономики практически всех стран, в том числе и индустриально развитых. В большинстве развитых стран малый бизнес участвует в создании значительной доли ВВП (более 50%) и обеспечивает рабочими местами большую часть населения (50-70% экономически активного населения). Малое и среднее предпринимательство имеет ряд преимуществ, Это высокая гибкость и оперативность в принятии решений, восприимчивость к нововведениям, быстрая адаптация к внешним

1 Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2011 году Минэкономразвития России, М. 2012, с.3. URL:

http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/30d535004a047e1a8482d42f7584aa35/monitoring_ 2011.rar?M0D=AJPERES&CACHEID=30d535004a047e1a8482d42f7584aa35 (дата обращения:

10.03.2012).

2 Там же, с. 188

воздействиям, быстрая оборачиваемость средств, высокий уровень специализации производства и труда.

Развитие среднего и малого предпринимательства - стратегический приоритет современной политики правительства России на долгосрочную перспективу. Как отмечал Президент России Д.А. Медведев «Развитие малого и среднего бизнеса - это один из решающих факторов инновационного обновления. Обновления на принципах реализации человеческого капитала, роста инициативы и ответственности. Но мало об этом сказать. Гораздо больше, к сожалению, сегодня проблем, чем видимых достижений»3.

На государственном уровне принят комплекс мер по стимулированию развития предпринимательства в стране. Для оказания взаимной поддержки предпринимателями 18 сентября 2002 года создана Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»

23 сентября 2009 года на заседании форума «Опоры России» премьер-министр РФ В. В. Путин огласил инициативы Правительства РФ по содействию развития малого и среднего бизнеса России4:

Сохранить для высокотехнологичных предприятий ставку отчислений в Пенсионный фонд на уровне 14 % (с 2011 г.).

Освободить предприятия, внедряющие энергоэффективное оборудование от налога на имущество на срок до трёх лет.

Отменить налог на прибыль от продажи ценных бумаг — при условии, что срок владения ими превышает пять лет, и они не обращаются на биржевом рынке.

Освободить компании, работающие в сфере образования и здравоохранения, от уплаты налога на прибыль на срок до девяти лет.

Медведев Д.А. Материалы Государственного Совета Российской Федерации «О преодолении административных барьеров в развитии малого бизнеса и мерах налоговой политики, направленных на стимулирование его роста» http://www.rost.ru/medvedev/report-27-03-1.html (дата обращения: 07.03.2012).

4 Газета «Коммерсантъ», №50 (4350), 24.03.2010.

Передать в местные бюджеты большую часть дохода от продажи патентов на осуществление предпринимательской деятельности.

Продлить на три года льготный порядок приватизации арендуемой у государства недвижимости. Освободить все сделки по приватизации от НДС.

Сделать действие лицензий на предпринимательскую деятельность бессрочным (сейчас — нужно продлевать каждые пять лет).

По предварительным итогам Росстата в 2011г. в сфере малого и среднего предпринимательства было занято около 19 млн. человек, что составляет 13,4% от численности населения России. При этом доля сектора МСП в валовом внутреннем продукте должна составить: в 2012-м - 21,5%, в 2013-м - 21,8%, в 2014- м - 22,1%5.

Основное количество малых и средних предприятий - юридических лиц осуществляют деятельность в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (38%), операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (21%), строительства, а также добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производства и распределения газа и воды (по 11%)6.

В то же время крайне мала доля предприятий, занятых в реальном секторе экономики.

По-прежнему существует ряд препятствий на пути развития предпринимательства в России.

В первую очередь это налоговое законодательство, не стимулирующее развития предпринимательства, трудности получения и высокая ставка за кредитные ресурсы. Не способствует развитию бизнеса и наличие многочисленных контролирующих органов, проверяющих

предпринимательскую деятельность на всех этапах функционирования.

5 Российская Бизнес-газета - Бизнес и власть №824 (42) 22.11.2011.

6 Россия в цифрах 2011. Краткий статистический сборник. Москва. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). 2011 с.190.

http://www.gks.ru/free_doc/doc_2011/rusfig/rus11.rar (дата обращения: 10.03.2012).

Одним из препятствий на пути развития предпринимательства является их организационно-правовая форма. По данным Росстата, малый и средний бизнес в Российской Федерации осуществляет деятельность преимущественно в форме обществ с ограниченной ответственностью (92,7% предприятий имеют данную организационно - правовую форму), 4,6% предприятий являются акционерными обществами, в т.ч. 3,8% - закрытыми акционерными

обществами. Таким образом, возможности привлечения инвестиций в форме акционерного капитала практически отсутствуют.

Серьезным препятствием в развитии предпринимательства является недостаток производственных площадей и материальной базы. В большинстве случаев предприниматели могут воспользоваться лишь производственными помещениями бывших государственных предприятий, зачастую в аварийном состоянии: без окон, дверей, тепла, инженерных коммуникаций,

технологического оборудования. Для возрождения производства на таких площадях требуются дополнительные капитальные вложения, которые не могут обеспечить быструю отдачу. Кредиты для этого даются банками на таких условиях, что ставят под сомнение саму целесообразность реализации бизнес-проекта. Кроме того, даже восстановив инфраструктуру предпринимателю необходимо преодолевать различные административные барьеры в виде различных согласований. Проблемы могут возникать и с привлечением рабочей силы. Любое предприятие на первом этапе своей деятельности испытывает трудности, поэтому не всегда способно выплачивать высокую заработную плату работникам, из-за чего их легко могут привлекать к себе конкуренты.

Одним из возможных путей развития предпринимательства в России может явиться активное расширение партнерских связей с предприятиями уголовно-исполнительной системы.

В соответствии с требованиями международных правовых норм организация производства в учреждениях, где исполняются уголовные наказания, имеет целью не понуждение человека к труду, а является способом его адекватного включения в социально-значимые отношения. Таким образом,

предприятия уголовно-исполнительной системы решают важную социальную задачу по возвращению в общество законопослушных граждан, способных обеспечить себя легальным источником доходов.

Промышленный сектор уголовно-исполнительной системы входит в число ведущих отечественных товаропроизводителей по объему производства и ассортименту выпускаемой продукции.

Основными задачами производственных подразделений исправительных учреждений являются организация трудового воспитания осужденных путем привлечения их к общественно полезному оплачиваемому труду, создание условий для их моральной и материальной заинтересованности в его результатах, восстановление и закрепление профессиональных и трудовых навыков осужденных, необходимых им для последующей скорейшей адаптации в обществе.

Предприятия системы исполнения наказаний, расположенных во всех субъектах Российской Федерации, производят свыше 100 тысяч наименований продукции машиностроения, металлообработки, лесозаготовительной, деревообрабатывающей, легкой промышленности, черной, цветной металлургии и других отраслей народного хозяйства.

За 2011 год исправительными учреждениями выпущено продукции, выполнено работ и оказано услуг на сумму более 31,6 млрд. руб. Причем 52,2% (16,5 млрд. рублей) от общего объема товарной продукции произведено исправительными учреждениями для собственных нужд, а также по заказам силовых министерств и ведомств.

На сегодня в уголовно-исполнительной системе созданы специализированные производственные мощности по выпуску различных видов продукции, в том числе:

продукции машиностроения, металлообработки, деревообработки, производству мебели, пошиву форменной и специальной одежды и обуви.

На производственных объектах подразделений уголовно-исполнительной системы и их партнеров ежемесячно трудится более 140 тыс. осужденных.

Важнейшей составляющей процесса трудовой адаптации осужденных является система профессионального образования. В настоящее время в уголовно-исполнительной системе функционирует 339 профессиональных училищ, с их филиалами и отделениями, в которых ежегодно проходит обучение около 95 тыс. осужденных.

В то же время в производственной деятельности уголовно-исполнительной системы имеется ряд проблем, которые она самостоятельно решить не может.

Во-первых, количество осужденных, включенных в процесс трудовой адаптации значительно меньше числа лиц, находящихся в местах лишения свободы.

Вывод осужденных на оплачиваемые работы по итогам 2011 г. составил 31,7% от их среднесписочной численности7.

Таким образом, возможность трудиться предоставлена не всем. Почти 70% осужденных не обеспечены рабочими местами.

Во-вторых, экономический кризис отразился на реальном секторе экономики России, в том числе и на производственном секторе уголовноисполнительной системы.

В то же время выполнение российским государством взятых на себя обязательств по приведение условий содержания осужденных к требованиям международных и российских стандартов сопровождалось значительным ростом государственных расходов на содержание УИС. За последние 10 лет эти расходы увеличились более чем в три раза и составили в 2011 г. 180,4 млрд. руб.

Проблема финансового обеспечения лиц, лишенных свободы становится еще более актуальной в связи с тем, что большинство осужденных находятся в экономически активном возрасте. В основном это мужчины (85,5 % от общей численности), относящиеся к возрастной группе 30-49 лет или 18-24 года

7

Реймер А.А. Выступление директора ФСИН России на расширенном заседании коллегии ФСИН России 9 февраля 2012 года. Ц^: http://fsin.su/news/index.php?ELEMENT_ID=28904 (дата обращения: 2.03.2012).

(соответственно 36,0 % и 27,3 % от общей численности)8, из чего следует сделать вывод о существовании в УИС огромной армии экономически активного населения, которое содержится за счет налогоплательщиков. Вполне естественно, что это количество трудоспособного населения должно быть вовлечено в трудовую деятельность, тем самым возвращено в эффективную экономическую жизнь страны.

Проблемы, связанные с организацией труда лиц, находящихся в местах лишения свободы не являются чем-то сугубо российским. В той или иной степени они касаются большинства стран мира.

По данным Международного центра по изучению тюремных заключенных International Centre for Prison Studies в январе 2009 в мире насчитывалось почти 10 миллионов тюремных заключенных. Самое большое количество заключенных находится в США — 2.29 млн., далее идут Китай и Россия9.

Рост количества заключенных в мире и, соответственно увеличение расходов на финансирование пенитенциарной системы, заставил активно искать пути разрешения этой проблемы.

Сегодня в цивилизованных странах акцент с ужесточения мер наказания переносится на развитие мероприятий по исправлению и перевоспитанию осужденных, на их социализацию. Этот путь, естественно, требует мобилизации дополнительных ресурсов.

В первую очередь - организация работы мест лишения свободы требует значительных бюджетных затрат, естественно, правительства ищут возможности уменьшения этих расходов. В ряде стран (США, Великобритании, Швеции и Австралии) пытаются решать проблему растущих расходов на содержание заключенных за счет приватизации тюрем. В России также есть сторонники частных тюрем. Они утверждают, что официальное разрешение на

8

Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2011. - № 5. - С. 31.

9 UK prisoners ratio second only to US amongst G7 countries. URL: http://www.leftfootforward.org/2010/01/uk-prisoners-ratio-second-only-to-us-amongst-g7-countries/ (дата обращения: 1.03.2012).

ведение этого бизнеса, во-первых, облегчило бы нагрузку на госучреждения, во-вторых, приносило бы прибыль государству10.

Частные тюрьмы получают от государства определенные суммы на каждого заключенного вне зависимости от того, сколько стоит его содержание. Таким образом, государство минимизирует бюджетные расходы на содержание заключенных.

Предприниматели стремятся получить прибыль, прежде всего за счет минимизации расходов на содержание тюрем, в том числе посредством сокращения зарплат заключенных.

В США в частных тюрьмах оплата труда заключенного составляет 25 центов в час (в некоторых штатах 17 центов). Таким образом, среднедневной заработок осужденных в таких тюрьмах составляет от 1,36 до 2 долларов (примерно 60 рублей в день). Эта сумма значительно меньше тех денег, которые получают осужденные в российских условиях. По данным ФСИН в

2011 году среднедневной заработок осужденного составил свыше 165 рублей11. Кроме того, против практики использования дешевой рабочей силы

заключенных в частных тюрьмах выступают американские профсоюзы.

Пути решения проблем с привлечением осужденных к производительному труду напрямую зависит от экономического состояния страны - такова общемировая тенденция. В различные периоды новейшей истории России эти проблемы решались по-разному. В частности, в России имеется определенный опыт привлечения осужденных к труду на основе взаимодействия с различными ведомствами.

В советский период, который характеризовался преимущественно экстенсивным развитием экономики, главной проблемой был недостаток рабочих рук. В этот период взаимную выгоду представляло расширение

10 Владимир Богданов. VIP - камера для заключенных. Нужны ли России частные тюрьмы // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2009/10/15/turjmy-site.html (дата обращения:

1.03.2012).

11 Итоги деятельности Федеральной службы исполнения наказаний в 2011 году и задачи на

2012 год. URL: http://fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Statistika_2012.ppt (дата обращения: 1.03.2012).

кооперированных связей между предприятиями уголовно-исполнительной системы и предприятиями других ведомств.

В период рыночных преобразований эти хозяйственные связи были разрушены, многие предприятия исправительной системы оказались на грани банкротства, а отсюда незанятость осужденных трудом, неплатежи, задержки заработной платы персоналу учреждений и многие другие отрицательные факторы в деятельности исправительно-трудовой системы. Сокращение коммерческих заказов и нежелание государственных и муниципальных заказчиков размещать заказы в исправительных учреждениях сопровождалось уменьшением количества рабочих мест для осужденных, сделав эти проблемы для УИС постоянными. В большинстве случаев в настоящее время решение указанных проблем переложено на плечи регионов. В ряде субъектов федерации приняты целевые комплексные программы по поддержке уголовноисполнительной системы, предусмотрены различные льготы для указанных предприятий. Эти льготы предусмотрены также и для предпринимателей, сотрудничающих с предприятиями уголовно-исполнительной системы и использующих труд осужденных. Поэтому возрождение практики активного сотрудничества предпринимателей с предприятиями уголовно-исполнительной системы в новых условиях является взаимовыгодным.

Для предпринимателей важным является максимальное использование особенностей, присущих предприятиям уголовно-исполнительной системы по сравнению с другими производственными структурами:

- многопрофильность производства в рамках одного учреждения,

- постоянное обеспечение охраной производственных объектов,

- отсутствие дефицита рабочей силы;

- конкуренция между работниками за рабочие места, способствующая обеспечению трудовой дисциплины;

- постоянно действующая система профессионально-технического образования, ориентированная на подготовку рабочих кадров не только для

нужд производства уголовно-исполнительной системы, но и для обеспечения потребностей регионов.

- наличие налоговых льгот, которые предоставлены субъектами федерации.

Таким образом, предприниматели получают не только доступ к свободным производственным мощностям, обеспеченным необходимой инфраструктурой, которые не требуют значительных финансовых вложений, но и будут обеспечены трудовыми ресурсами в долгосрочном периоде.

В то же время предприниматели могут обеспечить промышленный сектор уголовно-исполнительной системы не только дополнительными инвестициями, но и, в первую очередь, реализовать свой инновационный потенциал.

Библиографический список:

1. Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2011 году Минэкономразвития России, М. 2012, с.3., с.188. Ц^: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/30d535004a047e1a8482d42f7584aa3 5/monitoring_2011.rar?MOD=AJPERES&CACHEID=30d535004a047e1a8482d42f 7584aa35 (дата обращения: 10.03.2012).

2. Медведев Д.А. Материалы Государственного Совета Российской Федерации «О преодолении административных барьеров в развитии малого бизнеса и мерах налоговой политики, направленных на стимулирование его роста» иЯЬ: http://www.rost.ru/medvedev/report-27-03-1.html (дата обращения:

07.03.2012).

3. Газета «Коммерсантъ», №50 (4350), 24.03.2010.

4. Российская Бизнес-газета - Бизнес и власть №824 (42) 22.11.2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Россия в цифрах 2011. Краткий статистический сборник. Москва. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). 2011 с.190. ЦЯЬ: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2011/rusfig/rus11.rar (дата обращения:

10.03.2012).

6. Реймер А.А. Выступление директора ФСИН России на расширенном заседании коллегии ФСИН России 9 февраля 2012 года. URL: http://fsin.su/news/index.php?ELEMENT_ID=28904 (дата обращения: 2.03.2012).

7. Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2011. - № 5. - С. 31.

8. UK prisoners ratio second only to US amongst G7 countries. URL: http://www.leftfootforward.org/2010/01/uk-prisoners-ratio-second-only-to-us-amongst-g7-countries/ (дата обращения: 1.03.2012).

9. Владимир Богданов. VIP - камера для заключенных. Нужны ли России частные тюрьмы // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2009/10/15/turjmy-site.html (дата обращения: 1.03.2012).

10. Итоги деятельности Федеральной службы исполнения наказаний в 2011 году и задачи на 2012 год. URL:

http ://fsin. su/ structure/inspector/iao/statistika/Statistika_2012.ppt (дата обращения:

1.03.2012).

Bibliography:

1. Ob itogah social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii v 2011 godu Minjekonomrazvitija Rossii [About results of social-economic development of Russian Federation in 2011], Moscow, 2012. p.3.

http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/30d535004a047e1a8482d42f7584aa3 5/monitoring_2011.rar?M0D=AJPERES&CACHEID=30d535004a047e1a8482d42f 7584aa35 (accessed: March 10, 2012).

2. D.A.Medvedev "O preodolenii administrativnyh bar'erov v razvitii malogo biznesa i merah nalogovoj politiki, napravlennyh na stimulirovanie ego rosta» /Materialy Gosudarstvennogo Soveta Rossijskoj Federacii [Materials of State board meeting of Russian Federation "About overcoming of administrative barriers in development of small business and measures of tax policy, which targeted the stimulation of its growth"], Tobolsk, 2008. http://www.rost.ru/medvedev/report-27-03-1.html (accessed March 7, 2012).

3. Gazeta "Kommersant" [Newspaper: "Merchant"], №50 (4350), 24.03.2010.

4. "Rossijskaja Biznes-gazeta" - Biznes i vlast' ["Russian Business-newspaper" -Business and authority] №824 (42) 22.11.2011.

5. Rossija v cifrah 2011. Kratkij statisticheskij sbornik. Moskva. Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki (Rosstat). [Russia in numbers. Short statistic compilation. Moscow. Federal Agency of State Statistic (Rosstat)]. (2011) p.190. http://www.gks.ru/free_doc/doc_2011/rusfig/rus11.rar (accessed March 10, 2012).

6. A.A. Reimer. Vystuplenie direktora FSIN Rossii na rasshirennom zasedanii kollegii FSIN Rossii 9 fevralja 2012 goda. [Speech of director of Russian Federal Service of Sentances Execution on extended board meeting of FSSE February 9, 2012]. http://fsin.su/news/index.php?ELEMENT_ID=28904 (accessed March 2, 2012).

7. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy. [Statements of the correctional system] - 2011. - № 5. - p. 31.

8. "UK prisoners ratio second only to US amongst G7 countries", 15 Jan. 2010. http://www.leftfootforward.org/2010/01/uk-prisoners-ratio-second-only-to-us-amongst-g7-countries/ (accessed March 1, 2012).

9. Bogdanov V. VIP - kamera dlja zakljuchennyh. Nuzhny li Rossii chastnye tjur'my. Rossijskaja gazeta. [VIP - prison cell. Does Russia need private prisons]. http://www.rg.ru/2009/10/15/turjmy-site.html (accessed March 1, 2012).

10. Itogi dejatel'nosti Federal'noj sluzhby ispolnenija nakazanij v 2011 godu i zadachi na 2012 god [The results of the Federal Service of Sentances Execution in 2011 and tasks for 2012]. Moscow, 2012.

http://fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Statistika_2012.ppt (accessed March 1, 2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.