Научная статья УДК 7.067
https://doi.org/10.52883/2619-0214-2023-6-4-405-410
Искусствоведение
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА Евгения Николаевна Васильева
Коллегия адвокатов "Гриднев и партнеры", Москва, Россия, katarsis394@gmail.com
Аннотация. Данная научная статья посвящена изучению взаимосвязи между искусством и правовой культурой в обществе. Автор считает, что как искусство, так и право направлены на удовлетворение материальных и духовных интересов общества, а также на создание устойчивых отношений и развитие государственных и социальных институтов. Искусство играет важную роль в формировании нравственных и правовых принципов и способствует развитию правовой культуры. Исследование анализирует процесс формирования искусства и правовой культуры, а также выделяет их общие характеристики. Цель исследования состоит в понимании влияния искусства и правовой культуры на формирование социума и выявлении их роли в общественном развитии.
Ключевые слова: общество, право, искусство, культура, нравственность
Для цитирования: Васильева Е.Н. Взаимодействие правовой культуры и искусства. / / Наследие и современность. 2023;6(4):405-410. https://d0i.0rg/10.52883/2619-0214-2023-6-4-405-410
Original article Art History
https://d0i.0rg/10.52883/2619-0214-2023-6-4-405-410
Evgenia N. Vasilyeva
Gridnev and Partners collegium of advocates, Moscow, Russia,katar-sis394@gmail.com
Abstract. This scientific article is devoted to the study of the relationship between art and legal culture in society. The author believes, that both art and law are aimed at satisfying the material and spiritual interests of society, as well as at creating stable relations and developing state and social institutions. Art plays an important role in the formation of moral and legal principles and contributes to the development of legal culture. The study analyzes the process of formation of art and legal culture, and also highlights their common characteristics. The purpose of the study is to understand the influence of art and legal culture on the formation of society and to identify their role in social development.
Keywords: society, law, art, culture, morality
INTERACTION OF LEGAL CULTURE AND ART
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.
© Васильева Е.Н., 2023 © Наследие и современность, 2023
ISSN 2619-0214 (Print)
405
For citation: Vasilyeva E.N. Interaction of legal culture and art. Nasledie i sov-remennost' = Heritage and Modern Times. 2023;6(4):405-410. https://doi. org/10.52883/2619-0214-2023-6-4-405-410.
В начале своего развития искусство было прикладным, что проявлялось в появлении различных ремесел и создании предметов, необходимых для повседневной жизни. Как писал В.В. Бычков: «В античном мире термином «искусство» обозначали всю широкую сферу искусной практической и теоретической деятельности людей, которая требовала определенных навыков, обучения, умения и т.п.» [1]. Это привело к дальнейшему процессу развития общества и разделения труда.
В рамках ремесла начинает формироваться современное искусство, которое можно рассматривать как наивысшую степень мастерства. Искусство включает в себя процессы создания и познания, тем самым уже на ранних этапах оно было связано с производством, наукой и обществом, включая право. Хотя на начальном этапе искусство представляло собой подражание природе, со временем стало очевидно, что оно активно влияет на общественное сознание. Л.В. Мальцева резонно отмечает: «философия, искусство, культура являются зданием нашей общественной жизни не только потому, что они передаются от одного человека к другому, от одного поколения к другому в процессе социализации и контактов с другими культурами и народами, но также и потому, что формируют у людей чувство принадлежности к определенной культуре» [2].
Искусство - это творческий процесс, связанный с личными переживаниями и общественными отношениями. Целью искусства является эстетическое познание и отображение мира. Результатом этого процесса стало появление различных видов искусства: литературы, музыки, живописи, скульптуры, архитектуры и других.
В Древней Греции произведения искусства были оценены в соответствии с принципом «мера во всем». Чтобы считаться эстетически привлекательными, произведения должны были быть гармоничными. Как пишет Е.Е. Нагорнова об античных представлениях о прекрасном, прекрасное - всегда соразмерно и пропорционально - «прекрасное - и животное и всякая вещь, - состоящее из известных частей, должно не только иметь последние в порядке (все части должны иметь определенный порядок), но и обладать не какою попало величиной: красота заключается в величине и порядке» [3]. Это также касается и понимания права. Например, Пифагор писал законы для города, в которых определял границы царской власти и предписывал нормы поведения, регулировал пользование собственностью и имущественные права, а также
© Vasilyeva E.N, 2023 © Nasledie i sovremennost', 2023
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА
Васильева Е.Н. Взаимодействие правовой культуры и искусства
Наследие и современность. 2023;6(4):405410
«устанавливал пропорциональность преступлений и наказаний» [4]. Таким образом, мера определяет границы деятельности человека в обществе в праве, а в искусстве - границы совершенства.
Право и искусство нацелены на удовлетворение как материальных, так и духовных потребностей общества и личности, а также на достижение стабильного развития общественных отношений и совершенствование государственных институтов и правовых норм.
Приверженцы этой концепции утверждают, что наличие универсальных общечеловеческих ценностей, которые могут быть реализованы независимо от национальных особенностей и географического положения, является основой для формирования мировой культурной цивилизации.
Релятивистские концепции обосновывают самобытный, неповторимый, уникальный характер культуры конкретного общества, что поддерживает многообразие культур в мире. Это, в свою очередь, определяет множество культурологических моделей понимания права, правовых культур.
В контексте рассматриваемой проблемы, согласимся с позицией, изложенной в научной литературе, о существовании двух различных тенденций развития правовой культуры. «С одной стороны, глобализация несет идею универсализма, пытающегося унифицировать правовое сознания человечества на основе идеи прав человека. С другой стороны, мы наблюдаем стремление национальных культур к сохранению собственной культурной идентичности...» [5]. Оба утверждения являются справедливыми и лишь подчеркивают сложность изучения данной темы.
Место и значение права в жизни человека связаны с отмеченной научной дискуссией. Универсалисты считают, что идея права является единым и универсальным свойством для всех культур. Релятивисты, наоборот, утверждают, что право является результатом развития западной цивилизации и несовместимо с восточными культурами, где религия является основным социальным регулятором. В российской культурной традиции также преобладают этнические и нравственные начала над правовыми.
Мы считаем, что это указывает на наличие большого потенциала в духовной и культурной сфере, включая искусство, которое является одним из ее компонентов. Этот потенциал может стать связующим звеном между правом, правоприменительной практикой и моральными ориентирами, которые определяются эволюцией общества. По нашемумнению, взаимосвязь права с другими социальными регуляторами является объективной и характерна для всех правовых систем. Культурные особенности этих взаимоотношений определяются, главным образом, типом пра-вопонимания и его трансформацией в определенный исторический период. В юридической науке данной проблематике посвящены специальные исследования, подтверждающие утверждение о наличии тесной взаимосвязи права, правопонимания и правовой культуры [6]. Правовая культура, в целом, представляет собой явление, объединяющее единство понимания права, правовых знаний и правового поведения.
Таким образом, анализируя различные точки зрения на взаимодействие правовой культуры и искусства, можно сделать вывод о том, что, являясь социокультурными явлениями разного уровня, они:
1) относятся к части общей культуры человека, социальной группы, общества; выступаютточкой соприкосновениякультурыиправа;
2) непосредственно связаны друг с другом, во многом обеспечивая реализацию и регулятивных свойств права и находятся под влиянием его духовно-нравственного содержания, отображаемого в искусстве;
3) являясь частью духовной сферы жизни общества, находятся в отношениях взаимосвязи и взаимозависимости с ее элементами;
4) носят исторически неприложимый характер, динамично развиваясь в зависимости от цивилизационных процессов;
5) имеют зависимость от социокультурных условий своего формирования и развития;
6) связаны с творческой, преобразующей окружающую действительность деятельностью человека;
7) аккумулируют, продуцируют и способствуют преемственности правокультурных ценностей;
8) имеют существенное значения для осознанности уважительного отношения к праву и обеспечения правомерного поведения;
9) выступают одним из факторов социальной стабильности;
10) предопределяют прогресс в социокультурном развитии социума;
11) осуществляют функцию индикатора уровней развития правовой и социокультурной систем;
12) не лишены материальной составляющей, с помощью которой находят свое внешнее выражение и приобретают свойства подверженности внешнему оцениванию;
13) различаясь способами выражения и воспроизведения внутреннего содержания, подвержены трансформациям, имея динамичный характер.
Этот список характеристик правовой культуры не исчерпывает все аспекты. Правовая культура, как отмечено А.С. Бондаревым: «... не может быть широкой либо узкой, поскольку носит целостный характер. и фиксирует степень правового совершенства.» [7], совпадая в этом смысле с целеполага-нием искусства, но в сфере права. При этом, сложно выделить главные качества правовой культуры. Практически все ее свойства являются сущностными и важны для понимания ее природы, роли в жизни общества и взаимодействия с другими социально-экономическими, политическими и культурными явлениями. Они также позволяют определить факторы развития правовой культуры и найти пути ее совершенствования.
Важным вопросом в современной науке является взаимосвязь правовой культуры с искусством, хотя она не вызывает сомнений в своей значимости. Искусство влияет на формирование моральных и правовых принципов, и таким образом играет роль в создании правовой культуры. Это подтверждается в концептуальных работах (помимо рассмотренных:
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА
Васильева Е.Н. Взаимодействие правовой культуры и искусства
Наследие и современность. 2023;6(4):405410
И.А. Исаев [8], Г.В. Мальцев [9], Н.Ф. Медушевская [10], и многие другие правоведы). Кроме того, существует опыт аналитического и критического рассмотрения взаимодействия права и искусства на конференциях, научных симпозиумах и других мероприятиях [11]. Хотя право, правовая культура и искусство относительно автономны и независимы, у них есть много общих черт, которые мы уже рассмотрели. Все они функционируют в обществе и преследуют одну и ту же цель - удовлетворить потребности и интересы общества и отдельных людей. Исходя из общих принципов диалектики, они взаимодействуют и влияют друг на друга. Одним из способов взаимодействия является правовое просвещение и воспитание.
С учетом специфики рассматриваемой проблемы под правовой культурой понимается исторически сложившийся компонент общей культуры общества, обусловленный духовно-культурными, моральными и иными факторами жизни общества. Он проявляется в единстве ценностного отношения к праву, сходном понимании правовых норм, осознанном соблюдении субъектами права и выражается в качестве правовой жизни общества и соответствии представлений личности, групп и общества о моральных основах регулирования отношений и содержанию правовых норм.
Правовая культура соединяет внутренние свойства и внешние проявления социальных феноменов - права и культуры. Следовательно, между правом и искусством существует связь и зависимость. Это означает, что искусство и правовая культура взаимосвязаны.
Литература
1. Бычков В.В. Искусство как эстетический феномен. Античность // Вестник культурологии. №2 (81). 2017. С. 89-93.
2. Мальцева Л.В. Искусство, философия, общественное сознание // Общество: философия, история, культура. №1. 2012. С. 19-22.
3. Нагорнова Е.Е. ««Красота» в античной философии» // Аналитика культурологии. №4. 2005. С. 110-114.
4. Лафитский В.И. Поэзия права: страницы правотворчества от древности до наших дней. М., 2003.
5. Аленькова Ю.В. Правовая культура в контексте социодинамики современной культуры // В сборнике: Государство и право: актуальные проблемы формирования правового сознания. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. 2019. С. 274-278.
6. Юн Л.В. Современное правопонимание в эволюции российской правовойкульту-рыпостсоветскогопериода.дис....канд.юрид.наук.Казань,2019.20бс.
7. Бондарев А.С. Правовая культура и демократическое развитие общества // Правовая культура. 2007. №2(3). С. 4-10.
8. Исаев И.А. Правовая культура России. Москва: Проспект, 2015. 96 с.
9. Мальцев Г.В. Культурные традиции права: Монография. М. Норма: ИНФРА-М, 2013. 608 с.
10. Медушевская Н.Ф. Интеллектуально-духовные основания российского права. М.: Издательство СГУ, 2011. 392 с.
11. Право и литература: Материалы восьмых философско-правовых чтений памяти академика В.С. Нерсесянца / отв. ред. и сост. В.Г. Графский. М.: Норма, 2014. 256 с.
References
1. Bychkov V.V. Iskusstvo kak esteticheskii fenomen. Antichnost' // Vestnik kul'turologii. №2 (81). 2017. S. 89-93.
2. Mal'tseva L.V., Iskusstvo filosofiya, obshchestvennoe soznanie // Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. №1. 2012. S. 19-22.
3. Nagornova E.E. ««Krasota» v antichnoi filosofii» // Analitika kul'turologii. №4. 2005. S. 110-114.
4. Lafitskii V.I. Poeziya prava: stranitsy pravotvorchestva ot drevnosti do nashikh dnei. M., 2003.
5. Alen'kova Yu.V. Pravovaya kul'tura v kontekste sotsiodinamiki sovremennoi kul'tury // V sbornike: Gosudarstvo i pravo: aktual'nye problemy formirovaniya pravovogo soznaniya. Sbornik statei II Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. 2019. S. 274-278.
6. Yun L.V. Sovremennoe pravoponimanie v evolyutsii rossiiskoi pravovoi kul'tury postsovetskogo perioda. dis. ... kand. yurid. nauk. Kazan', 2019. 206 c.
7. Bondarev A.S. Pravovaya kul'tura i demokraticheskoe razvitie obshchestva // Pravovaya kul'tura. 2007. №2(3). S. 4-10.
8. Isaev I.A. Pravovaya kul'tura Rossii. Moskva: Prospekt, 2015. 96 s.
9. Mal'tsev G.V. Kul'turnye traditsii prava: Monografiya. M. Norma: INFRA-M, 2013. 608 s.
10. Medushevskaya N.F. Intellektual'no-dukhovnye osnovaniya rossiiskogo prava. M.: Izdatel'stvo SGU, 2011. 392 s.
11. Pravo i literatura: Materialy vos'mykh filosofsko-pravovykh chtenii pamyati akademika V.S. Nersesyantsa / otv. red. i sost. V.G. Grafskii. M.: Norma, 2014. 256 s.
Сведения об авторе Васильева Евгения Николаевна, кандидат юридических наук, юрист коллегии адвокатов «Гриднев и партнеры», Москва, Россия.
katarsis394@gmail.com
Раскрытие информации о конфликте интересов
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Информация о статье Поступила в редакцию: 06.07.2023. Одобрена после рецензирования: 08.08.2023.
Принята к публикации: 14.08.2023. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Author of the publication Evgeniya N. Vasilyeva, Candidate of Law, Lawyer of the Gridnev and Partnerscollegium of advocates, Moscow, Russia. katarsis394@gmail.com
Conflicts of Interest Disclosure
The author declares that there is no conflict of interest.
Article info
Submitted: 07.06,2023.
Approved after peer reviewing: 08.08.2023.
Accepted for publication: 08.14.2023.
The author has read and approved the final
manuscript.