УДК 378 (14.35.01)
Л. П. Шебанова, З. И. Янсуфина, Г. А. Яркова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА И УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДхОДА
Рассматривается проблема взаимодействия педагогического вуза и образовательных учреждений, которая является актуальной в свете новых образовательных стандартов. Показана практическая реализация этого взаимодействия через элективные курсы для профильных классов, программы семинаров и курсов повышения квалификации учителей.
Ключевые слова: интеграция в образовании, взаимодействие педагогического вуза и образовательных учреждений, повышение квалификации учителей.
Осознавая важность и первостепенность выделения сущностных сторон и закономерностей интеграционных процессов и их влияния на процесс формирования педагога в условиях создания единого образовательного пространства, нами исследована проблема, связанная с необходимостью поиска новых путей взаимодействия систем профессионального педагогического образования, сориентированных на формирование педагога-професси-онала, личности, адаптированной к реальности.
Интеграционным процессам развития образования в современном мире посвящены исследования В. В. Анисимова, М. Н. Берулавы, М. В. Богуславского, Б. Л. Вульфсона, А. Н. Джуринского, Л. С. Гребнева, О. Г. Грохольской, В. И. Жукова, Г. Б. Корнетова, А. П. Лиферова, Р. С. Пионовой, В. И. Стражева и др. Проблема формирования взаимодействия вуза и образовательных учреждений в современных условиях представлена в статье И. Б. Медведева, В. И. Скрипниченко [1].
Понятие «интеграция в образовании» характеризуется принципами, объектами (составляющими интеграционного процесса), формами, видами, уровнями, направлениями, этапами (В. С. Безрукова и др.).
Совокупность объектов, вступающих между собой в связь и образующих новое целостное единство, определяет состав и структуру интеграционного процесса, которая может быть различной:
а) объекты располагаются последовательно, как звенья в цепочке; б) один объект служит средством связи для других; в) один объект вбирает в себя другие и т. д. Связи, которые устанавливаются между интегрируемыми объектами согласно структуре и последовательности, определяют механизмы интегрирования. При этом системообразующим фактором интеграции может служить любой объект - идея, проблема, понятие, категория и т. д.
В коллективной монографии рассмотрено понятие педагогической интеграции как основополагающего принципа развития педагогической теории и практики, отражающего особенности современного этапа развития и гарантирующего в случае
его реализации достижение более высоких результатов в научной и практической деятельности [2].
Интеграционные процессы в образовательном пространстве проходят в двух направлениях:
- экстенсивном (прирост количества участников взаимодействия);
- интенсивном (активная совместная деятельность профессорско-преподавательского состава с учителями образовательных учреждений, повышение эффективности такого взаимодействия).
На физико-математическим факультете Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д. И. Менделеева взаимодействие с образовательными учреждениями города и района, в том числе с общеобразовательными школами и средними профессиональными заведениями, осуществляется в этих двух направлениях.
Основными задачами такого взаимодействия являются:
1) укрепление взаимодействия сторон при подготовке учителей, повышение их квалификации;
2) создание методической службы на основе организации методических семинаров, часов всеобуча и др. в базовых школах;
3) изучение, внедрение передового педагогического опыта;
4) разработка системы профессиональной ориентации, создание педагогических классов и классов с углубленным изучением предметов (математика);
5) исследование и научно-методическое обеспечение непрерывного педагогического образования;
6) получение нового качества обучения путем обновления содержания, методов и форм обучения, использования ИКТ и других перспективных технологических средств обучения.
Содержание и задачи совместной образовательной деятельности преподавателей академии и общеобразовательных учреждений направлены на профессиональную ориентацию учащихся. Основные направления совместной деятельности вуза и общеобразовательных учебных заведений:
1) совершенствование содержания дисциплины (математика);
2) рецензирование методических пособий и научных разработок преподавателей;
3) организация и проведение переподготовки преподавателей;
4) подготовка научно-практических конференций, педагогических чтений и т. д. с участием преподавателей, учителей, студентов и учащихся общеобразовательных учреждений;
5) разработка и внедрение новых форм и методов обучения, обмен опытом работы;
6) анализ работы преподавателей;
7) организация совместной работы по внедрению новых курсов, дисциплин и специализаций;
8) ведение научной, методической, организационной и профориентационной работы.
Взаимодействие вуза и образовательных учреждений осуществляется через такие виды деятельности, как:
1) совместная подготовка высшими и средними учебными заведениями будущих специалистов (педагогические классы, классы с углубленным изучением предметов);
2) организация подготовительных курсов;
3) взаимообмен преподавателями и учителями;
4) профессиональные контакты учителей с преподавателями вуза;
5) организация факультативных занятий;
6) совместная работа учащихся и студентов на базе кафедр и лабораторий вуза;
7) совместное использование научно-методических баз и инфраструктур вузов и школ;
8) совместная разработка образовательных программ, обеспечивающих непрерывность и преемственность образования в вузе и школе.
Для реализации практической направленности взаимодействия разработаны программы элективных курсов для профильных классов, программы семинаров и курсов повышения квалификации учителей математики, монографии и учебные пособия [3, 4].
Примерная тематика элективных курсов для профильных классов:
1. Секреты геометрии плоскости и пространства в задачах.
2. Элементы теории вероятностей и математической статистики.
3. Основы дискретной математики и др.
Тематика курсов повышения квалификации
учителей математики:
1. Подготовка выпускников основной и старшей школы к итоговой государственной аттестации (ГИА и ЕГЭ).
Цель курса - методическая и математическая подготовка учителя к итоговой государственной аттестации выпускников основной и старшей школы в формате ГИА и ЕГЭ. В курсе представлен ос-
новной теоретический материал, который изучается в школе и входит в экзаменационные работы для 9-го и 11-го классов, практический материал включает примеры заданий, аналогичные экзаменационным, а также комментарии к ним. В содержание каждой темы включены основные теоретические вопросы для их быстрого повторения, советы и рекомендации для эффективного и рационального решения отдельных видов заданий, типовые задания с подробными решениями, а также задания из разных частей (А, В, С).
2. Работа учителя математики с одаренными детьми.
Цель курса - методическая и математическая подготовка учителя к работе с одаренными детьми.
В курсе представлен основной теоретический материал, который изучается в школе и входит в раздел заданий повышенной сложности для 9-го и 11-го классов, практический материал включает примеры заданий повышенной сложности, олим-пиадные задачи, а также комментарии к ним.
Весь материал курса разбит на два раздела: работа с одаренными учащимися 9-го класса и работа с одаренными учащимися 11-го класса.
3. Технология обучения математике учащихся общеобразовательной школы на основе интеграции инновационных подходов к обучению.
В курсе раскрыта сущность основных инновационных подходов в образовании: системного, гуманистического, дифференцированного, информационного, деятельностного, технологического, компетен-тностного, интегративного, направления их использования для модернизации образования с целью повышения его качества и совершенствования в этом направлении методической системы обучения.
4. Формирование проектировочных умений учителя математики в условиях реализации новых стандартов образования.
Данный курс является обобщением результатов научных исследований проблем совершенствования методики обучения математике в школе в русле компетентностного подхода к обучению, выполненных аспирантами и соискателями кафедры под научным руководством доктора педагогических наук, профессора О. Б. Епишевой. В современных условиях перехода к новым стандартам образования, перехода от планирования и достижения образовательных целей в виде знаний, умений и навыков на их планирование в форме компетенций выпускников образовательных учреждений, на наш взгляд, данный курс интересен учителям не только в теоретическом, но в практическом плане.
Ниже представлены фрагменты программы этого курса, раскрыты особенности методики организации занятий со слушателями - учителями математики образовательных учреждений г. Тобольска [4].
Цель курса - обоснование связи между традиционными образовательными целями, существующими государственными образовательными стандартами и их проектами в терминах компетенций, описание технологии проектирования целей, содержания, учебного процесса и контроля.
Задачи курса:
- раскрыть сущность компетентностного подхода к образованию;
- раскрыть сущность деятельностного подхода к обучению как средства формирования умений учебной деятельности и тем самым реализации практической (навыковой) составляющей компе-тентностного подхода в образовании;
- рассмотреть различные подходы к определению понятий «компетентностный подход в образовании», «компетентность» и «компетенции»;
- познакомить с опытом формирования ключевых компетенций в процессе обучения математике.
Требования к уровню подготовки
Слушатель
знает и понимает:
- цели и задачи современного образования;
- содержание понятий «компетентность» и «компетенции»;
- связи между традиционными образовательными целями, существующими государственными образовательными стандартами и их проектами в терминах компетенций;
- классификацию ключевых образовательных компетенций;
- основные приемы и методы формирования ключевых образовательных компетенций в процессе обучения математике;
умеет:
- формулировать цели обучения математике в условиях реализации компетентностного подхода;
- выделять и раскрывать содержание формирования ключевых компетенций на уроках математики;
- проектировать уроки математики в рамках компетентностного подхода;
- диагностировать сформированность у учащихся ключевых компетенций.
Методические рекомендации по реализации программы
Основные ведущие идеи курса. Современная образовательная система характеризуется обновлением общего образования, в основу которого положены «ключевые компетенции», составляющие в некотором наборе интегративное понятие «компетентность». В данной программе заложена идея интеграции инновационных подходов к обучению: деятельностного, дифференцированного, технологического, информационного.
Деятельностный подход проявляется в формировании умений учебной деятельности с выделе-
нием видов деятельности преподавателя и слушателей и тем самым в реализации практической (на-выковой) составляющей компетентностного подхода в образовании.
Профессионализм педагога определяется уровнем и способом владения различными видами педагогической деятельности. Реализация дифференцированного подхода осуществляется через организацию учебного процесса с использованием различных (дифференцированных) форм деятельности. Компетентность в рамках задач образования означает уровень образованности человека, который тем выше, чем шире сфера его деятельности и выше степень неопределенности ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно, тем более широким спектром возможных способов деятельности он владеет.
Технологический подход предполагает готовность к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности, позволяет осваивать и грамотно применять новые технологии, технологически мыслить в тех или иных жизненных ситуациях.
Проектирование технологии обучения представляет собой специальный вид профессиональной деятельности любого преподавателя любого учебного заведения, так называемый ее проектировочный компонент, обеспечивающий прогностическое видение технологической структуры будущего процесса обучения и его результатов. Качество и результативность системы обучения зависят от уровня готовности учителя или преподавателя к проектировочной деятельности.
В первом разделе рассматриваются теоретические основы деятельностного, дифференцированного, технологического подходов и их интеграция. Во втором разделе - реализация этих подходов при изучении математики в общеобразовательной школе.
Основные формы занятий - лекции и практические занятия, на которых решаются задачи проектирования целей, содержания, учебного процесса, контроля в рамках интеграции выделенных подходов к обучению, заслушиваются сообщения, подготовленные самостоятельно слушателями, как дополнение к теме занятия, организуется обмен опытом.
Слушателям предоставляются: 1) краткие конспекты лекций; 2) программы презентаций (компьютерный вариант); 3) раздаточный материал для проведения практических занятий, включающий проектирование на основе интеграции инновационных подходов к обучению, - целей, содержания обучения (учебных задач), учебного процесса, контроля.
Наибольший интерес у слушателей вызывали практические занятия, на которых они под руко-
водством преподавателя учились формулировать цели обучения в деятельностной форме, учились соотносить цели обучения и компетенции.
Повышение квалификации заканчивается защитой итоговой аттестационной работы.
Преподавателями кафедры математики, теории и методики обучения математике подготовлены коллективные монографии и учебные пособия, отражающие различные направления взаимодействия педагогического вуза и образовательного учреждения. Это прежде всего учебное пособие «Интеграция инновационных подходов к обучению в математическом образовании: вопросы теории и практики» [2].
В коллективной монографии «Формирование умений учебной деятельности как навыковой составляющей ключевых компетенций выпускника
общеобразовательной школы» [3] на основе анализа сущности компетентностного подхода в образовании, его основной цели - формирования компетентности выпускника образовательного учреждения как средства повышения качества образования на этапе его модернизации показано, что решение традиционной проблемы формирования умений учебной деятельности, по сути, является формированием практической (навыковой) составляющей компетентности выпускника.
В учебно-методическом пособии «Формирование проектировочных умений учителя математики в условиях реализации новых стандартов образования» отражены проблемы разработки и использования компетентностного подхода к проектированию процесса обучения математике в условиях реализации новых образовательных стандартов [4].
Список литературы
1. Медведев И . Б ., Скрипниченко В . И . Проблемы формирования сетевого взаимодействия образовательных учреждений // Вестн . Томского гас . пед . ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . Вып . 13 (115) . 2011. С . 239-242 .
2 . Интеграция инновационных подходов к обучению в математическом образовании: вопросы теории и практики: учебное пособие / под
ред . О . Б . Епишевой . Тюмень: ТюмГНГУ, 2009 . 204 с.
3 . Формирование умений учебной деятельности как навыковой составляющей ключевых компетенций выпускника общеобразовательной
школы: коллективная монография / Е . Е . Волкова, О . Б . Епишева, Г . А. Яркова и др . / под общ. ред . О . Б . Епишевой . Тобольск: ТГСПА им . Д . И . Менделеева, 2009 . 174 с.
4 . Формирование проектировочных умений учителя математики в условиях реализации новых стандартов образования: учебно-методи-
ческое пособие для слушателей курсов повышения квалификации / сост . Л . П . Шебанова, З . И . Янсуфина . Тобольск: ТГСПА им . Д . И . Менделеева, 2012 . 164 с .
Шебанова Л. П., кандидат педагогических наук.
Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева.
Ул. Знаменского, 58, Тобольск, Тюменская область, Россия, 626150.
E-mail: [email protected]
Янсуфина З. И., кандидат педагогических наук, доцент.
Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева.
Ул. Знаменского, 58, Тобольск, Тюменская область, Россия, 626150.
E-mail: [email protected]
Яркова Г. А., кандидат педагогических наук, доцент.
Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева.
Ул. Знаменского, 58, Тобольск, Тюменская область, Россия, 626150.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 01.11.2012.
I. P Shebanova, Z. I. Yansufina, G. A. Yarkova INTERACTION OF PEDAGOGICAL INSITUTIONS OF HIGHER EDUCATION AND OTHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS
in the context of integrative approach
The following article is devoted to the problem of interaction of pedagogical higher education institution, which is actual in the context of new educational standards. Practical realization of this interaction through elective courses for optional classes, seminar programs and extension courses for teachers, is shown in this article.
Key words: integration in education, interaction of pedagogical institutions of higher education and other educational establishments, improving teachers’ qualification.
Shebanova I. P.
D. I. Mendeleev Tobolsk State Pedagogical Academy
Ul. Znamenskogo, 58, Tobolsk, Tyumen region, Russia, 626150.
E-mail: [email protected]
Yansufina Z. I.
D. I. Mendeleev Tobolsk State Pedagogical Academy
Ul. Znamenskogo, 58, Tobolsk, Tyumen region, Russia, 626150.
E-mail: [email protected]
Yarkova G. A.
D. I. Mendeleev Tobolsk State Pedagogical Academy
Ul. Znamenskogo, 58, Tobolsk, Tyumen region, Russia, 626150.
E-mail: [email protected]